Научная статья на тему 'Гибридные модели в структуре природно-инженерного каркаса города'

Гибридные модели в структуре природно-инженерного каркаса города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гибридные модели / городской мастер-план / водочувствительный дизайн / сине-зеленая инфраструктура / экологическая инфраструктура / биоинженерия / природно-инженерный каркас / hybrid model / urban master plan / water-sensitive design / blue-green infrastructure / ecological infrastructure / bioengineering / natural engineering structure

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Зайкова Елена Юрьевна

В представленной статье обсуждается первая гибридная градостроительная модель, сформированная из разных функциональных зон на правом берегу Москвы-реки. Гибридизация показателей включала реновацию Крымской набережной и Центрального парка культуры и отдыха имени Максима Горького (парк им. М. Горького) в единую пешеходную зону. В частях новой гибридной модели наблюдалась интеграция общественно-деловых и рекреационных пространств с парковыми территориями в единый маршрут по набережной между парком им. М. Горького, пейзажным парком «Нескучный сад» с природным заказником «Воробьевы горы». А другая часть гибридной модели сформировалась от Крымской набережной с парком искусств «Музеон» к общественному пространству «Красный Октябрь» и в 2021 г. – к знаменитой ГЭС-2 после ее реконструкции. Общая протяженность маршрута в настоящее время составляет около 10 км для пешеходных и велосипедных прогулок с прекрасными видами на воду и природными территориями. Цель. Рассмотреть свойства первой гибридной модели, их влияние на социокультурный сценарий пространства, а также экономическое, эстетическое и экологическое развитие центральной части Москвы. Однако не все свойства новой модели активно проявляются, а некоторые имеют отрицательные показатели, что снижает комплексное развитие как самой модели, так и объектов в её структуре. В то же время на современном этапе развития градостроительной практики вопросам управления урбанизацией и климатом через технологические решения с восполнением устойчивой природной составляющей в городе уделяется особое внимание. Конструктивные решения таких устойчивых проектов могут быть с успехом использованы в разных климатических зонах. В данном контексте автором поднимается вопрос о сохранении природных территорий в городе и анализируется международный опыт на тему «гибридности» свойств в моделях. Результаты. Представлен авторский подход к проблемам изменения климата и устойчивости вновь создаваемых гибридных моделей с акцентом на группы объектов, в которых зеленые и голубые технологии (по восполнению природы и использованию дождевой воды) развивают и поддерживают формирование самих объектов в структуре гибридных моделей, а также стабилизируют структуру нового природно-инженерного каркаса города. Выводы. Сформирована первая гибридная модель городского пространства на правом берегу Москвы-реки, обладающая рядом свойств. При интеграции большая часть из них активно проявлена в социокультурном и экономическом сценарии развития территории. В то же время экологический комфорт, безопасность и доступность новой гибридной модели полностью не раскрыты, и они связаны с транспортными решениями. На современном этапе необходима проработка инженерных и технологических решений в целях устойчивого градостроительного развития первой гибридной модели в XXI в., чтобы управлять процессами урбанизации и глобальным изменением климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hybrid Models in Natural Engineering Structure of the City

The article discusses the first hybrid urban planning model including different functional zones on the right bank of the Moskva River. Hybridization of indicators includes renovation of the Crimean embankment and Gorky Park into a single pedestrian zone. Integration of public, business and recreational spaces with park areas are integrated in a single route along the embankment between Gorky Park, Neskuchny Sad landscape park with the Vorobyovy Gory nature reserve. The other part of the hybrid model is formed from the Crimean embankment with Muzeon Park to the public and business space of the Red October, and in 2021, to the famous GES-2 after reconstruction. The total length of the route is currently about 10 km for walking and cycling with excellent views of water and natural areas. The article examines the properties of the first hybrid model, their impact on the sociocultural scenario of space as well as economic, aesthetic and environmental development of the central part of Moscow. However, not all properties of the new model are actively manifested and some have negative indicators, that reduces the integrated development of both the model and the objects in its structure. At the same time, at the present stage of urban development, special attention is paid to the management of urbanization and climate through technological solutions with the replacement of a sustainable natural component in the city. Design solutions of such sustainable projects can be successfully used in different climatic zones. In this context, the author raises the issue of preserving natural areas in the city and analyzes international experience in "hybridity" of properties in models. The proposed approach to climate changes and the sustainability of newly created hybrid models emphasizes objects in which green and blue technologies (for replenishing nature and using rainwater) develop and support both the object formation in the structure of hybrid models and stabilize the new natural engineering structure of the city.

Текст научной работы на тему «Гибридные модели в структуре природно-инженерного каркаса города»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.