Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА НА УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ ОТКРЫТЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ'

ВЛИЯНИЕ СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА НА УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ ОТКРЫТЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
329
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА / СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / OPEN PUBLIC SPACES / ENVIRONMENTAL DESIGN / URBAN REALM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Махова Т. Д.

Стремительные темпы урбанизации, уменьшение природной компоненты городской среды, непосредственно, связаны и отражают основную направленность и принципы, используемые при проектировании и реновации открытых общественных пространств в Санкт-Петербурге. В настоящей статье рассматривается влияние средового дизайна на формирование устойчивого развития открытых общественных пространств. Практическим примером для раскрытия темы настоящей статьи является проект по трансформации участка Большой Морской ул. от Невского пр. до арки Главного штаба - пешеходное пространство, ведущие к главному культурно-историческому и градостроительному ансамблю города. Рассматривается комплекс мероприятий по благоустройству пешеходной зоны, социальные и градостроительные последствия, как итог выбранной стратегии. Ставится вопрос о том, в какой степени можно улучшить ценный городской ландшафт и транспортно-пешеходную доступность пространства, не нарушая исторически сложившийся образ центральных территорий. Как, по средствам внедрения средового дизайна, создать долговременною и рациональную экосистему, интегрированную в общую структуру города. Выделяются основные проектные подходы и методы, необходимые при проектирование открытых общественных пространств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF ENVIRONMENTAL DESIGN ON THE SUSTAINABILITY OF OPEN PUBLIC SPACES

The rapid rate of urbanization and the processes of decreasing of the natural component of the urban environment are directly related and reflected by the main focus and principles in the design and renovation of open public spaces in St. Petersburg. This article discussesи the influence of environmental design on the formation of sustainable development of open public spaces. A practical example discussed the subject of this article is the project of transformation of a part of Bolshaya Morskaya St. from Nevsky Pr. to the arch of the General Staff building - a pedestrian area leading to the main cultural, historical and urban planning ensemble of the city. A set of arrangements for the environmental improvement of the pedestrian area, social and town-planning consequences, as a result of the chosen strategy, are considered. The question is raised to what extent it is possible to improve the valuable urban landscape and the transport and pedestrian accessibility of the space without disturbing historically formed image of the central territories. How, using the means of introducing environmental design, to create a long-term and rational ecosystem, integrated into the overall structure of the city. The main design approaches and methods necessary for the design of open public spaces are highlighted.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА НА УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ ОТКРЫТЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ»

Влияние средового дизайна на устойчивость развития открытых общественных пространств

Махова Таисия Дмитриевна

ассистент, кафедра архитектурно-строительных конструкций, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, [email protected]

Стремительные темпы урбанизации, уменьшение природной компоненты городской среды, непосредственно, связаны и отражают основную направленность и принципы, используемые при проектировании и реновации открытых общественных пространств в Санкт-Петербурге. В настоящей статье рассматривается влияние средового дизайна на формирование устойчивого развития открытых общественных пространств. Практическим примером для раскрытия темы настоящей статьи является проект по трансформации участка Большой Морской ул. от Невского пр. до арки Главного штаба - пешеходное пространство, ведущие к главному культурно-историческому и градостроительному ансамблю города. Рассматривается комплекс мероприятий по благоустройству пешеходной зоны, социальные и градостроительные последствия, как итог выбранной стратегии. Ставится вопрос о том, в какой степени можно улучшить ценный городской ландшафт и транспортно-пеше-ходную доступность пространства, не нарушая исторически сложившийся образ центральных территорий. Как, по средствам внедрения средового дизайна, создать долговременною и рациональную экосистему, интегрированную в общую структуру города. Выделяются основные проектные подходы и методы, необходимые при проектирование открытых общественных пространств.

Ключевые слова: открытые общественные пространства, сре-довой дизайн, городская среда

Существует множество определений термина «общественное пространство», но в данной статье стоит выделить две формулировки, способные максимально раскрыть суть этого понятия в контексте данной статьи.

С одной стороны, общественное пространство служит объектом и системой развития социальной жизни, её отдельных составляющих, таких как торговля, культурно-просветительская деятельность, деловая активность [1]. С другой стороны, современное общественное пространство — это материальное отображение растущей социальной активности человека [3]. Общественное пространство является местом активного и разнообразного общения людей, одним из мест выстраивания социальных связей.

Человек и пространство в равной мере влияют друг на друга, становясь ярким отображением тенденций времени, политических и социальных настроений, царящих в обществе, отражением культурного кода территории. Общественные пространства служат человеку через свои физические, экономические, психологические и социальные роли.

Таким образом, при проектировании открытых общественных пространств важно руководствоваться комплексным подходом, неотъемлемой частью которого, является продвижение средового дизайна. Целью дизайна «становится гуманизация материального окружения человека, выражающаяся в его упорядочивании соответственно этическим и эстетическим нормам данной эпохи и данного культурного региона» [8, с.14]. Средо-вой дизайн, занимается не отдельными компонентами среды, а «ситуацией», которая разворачивается вокруг поведение человека в среде. «В эту ситуацию включены и материальные объекты, и те параметры, которые обычно определяют параметры среды (цветовой климат, освещение, шумы, запахи, температуру и пр.), и распространяющуюся в среде информацию, и сам человек, а также сложное взаимодействие всех элементов, все виды влияния их друг на друга.» [8, с.98]. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать основные принципы средового дизайна: комплексность подхода, многоуровневость факторов, рассматриваемых при формировании концепции, ориентация на взаимовлияние человек - среда.

В статье под «открытыми общественными пространствами», понимается общедоступная часть городской среды, представляющая общественно значимое «место», на базе которого формируются характерные виды социальной деятельности горожан. Примерами таких пространств, могут служить разнообразные типы элементов градостроительного каркаса: улицы и площади, парки и скверы, набережные и дворовые территории. Неотъемлемым этапом при создании этих пространств является комплексный дизайн проект, сформированный на базе углубленного анализа сложившейся ситуации, срезов общественного мнения и учета местоположения самого пространства в иерархии городских общественных пространств.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

о ш т

X

<

т О X X

Комплексный дизайн проект должен учитывать все компоненты «зеленой» инфраструктуры (ландшафтного дизайна), а также предметы промышленного дизайна (малые архитектурные формы, навигацию, конструкции и стилевое оформление вывесок и рекламы).

Ключом к пониманию принципов устойчивого развития открытых общественных пространств, может стать выявление его основных свойств: местоположение в структуре города; равнодоступность всем группам населения; обеспечение всезезонности использования; трансформируемость пространства по функции и форме; безопасность; озелененность; привлекательность пространства для всех возрастными и гендерных категорий; идентичность. Учет и наличие всех этих свойства, при создании открытого общественного пространства, служит гарантией долгосрочного и успешного функционирования объекта.

Нельзя приуменьшать значимость процессов, происходящих во взаимосвязи, «объект-пользователь», подобные упущения приводят к отсутствию стабильного развития территории, ее деградации и, как следствие, потери устойчивости городской среды в целом. Городская среда и планировочные решения влияют на поведение человека, а также на функционирование города [1]. Существует тесная связь между использование городского пространства людьми, качеством среды и привязке пространства к человеческому масштабу [1].

Не менее важной становится проблема оздоровления среды, создания условий, влияющих на психофизическое состояние человека [7]. Озеленение может способствовать значительному улучшению микроклимата, приближая условия окружающей человека среды к оптимальным, озеленение становятся фактором, снижающим уровень шума, пыли, влияет на температурно-влажностный режим [7]. Существует даже типичное для городской среды явление - «остров тепла», последствие антропогенных преобразований, наиболее опасное в летний период [2]. Оно характерно целым рядом негативных последствий, как климатического характера (повышение температуры воздуха в городах), так и ухудшением метеорологических условий (образование облаков) [2]. Поэтому, выстраивание сбалансированной модели отдельно взятого общественного пространства, включаемого в единую экосистему города, способно оказать положительный эффект на экологию города в целом.

Среда городских улиц и площадей способна выполнять роль фактора развития вкуса населения, предлагая размышления об альтернативных решениях многих компонентов среды и смену привычных стереотипов [6]. Однако, содержание любой градостроительной композиции должно наполняться смыслом и значимостью. Именно эти категории должны используются и для оценки эстетической и функциональной наполняемости проекта. «Смысл отражает сущность явления, совокупность свойств, определяющих содержательное своеобразие, единственность объекта. Разнообразие и своеобразие - категории, связанные со смысловой содержательностью городской композиции» [9, с.288]. «Значимость элемента композиции отражает ценность явления, его ведущую или второстепенную роль в композиционном целом.» [9, с.288]. Именно это подводит нас к пониманию того, что в равной степени функциональность и социальная оринтированность как отдельных компонентов среды так и пространства в целом дает

представление об их ценности, масштабности их эстетической и социальной значимости [9]. Лишь планомерное осмысление роли объекта и развитие продвижение средового подхода в дизайне пространств способно уравновесить их положение жесткой структуре существующего городского каркаса.

Реалии современной жизни уже не позволяют нам воспринимать городскую ткань как генеральный план, статичное произведение искусства. Она все больше становится инструментом большого спектра интересантов, объектом потребления. Так, и в свою очередь, пространство перестает быть пассивным или пустым. Являясь современным «продуктом», оно интерактивно, в своем влиянии на «производство» функции, продуктивно и производительно и, как следствие не может существовать само по себе и оставаться статичным. Пространство - очевидный предмет диалога и наравне с этим и сам диалог [4].

Пространство многогранно и изменчиво, так и виды активности горожан многочисленны и непостоянны, именно поэтому любые попытки урбанистов «запрограммировать» и взаимоувязать этот процесс так часто терпят поражение. Возможность «естественной наладки», адаптивность и разнообразие ведут к взаимоувязке пространства и человека. Сочетание разных способов использования, их богатство и сложность были бы достаточны для поддержания должного уровня городской безопасности [3]. Современная городская среда все больше представляет собой результат синтеза архитектуры, дизайна и технологий. При этом дизайн, в различных его проявлениях, становится проводником от чувственного мира пользователей к практичному бизнесу. Не стоит отрицать и тот факт, что именно ландшафтный дизайн способен смягчить разрушительные процессы жесткой урбанизации, гуманизируя окружающую среду [2]. Ландшафтный дизайн сегодня это мост между комфортной и привычной человеку средой обитания - природой и последствиями подходов жесткого модернизма. Но ландшафтный дизайн не должен трактоваться как «прием» при формировании отдельно взятого пространства. Комплексность подхода может укорениться лишь при использовании ландшафтного сценария, за основу модели которого можно взять транс-формируемость, динамичность и ориентированность под конкретный объект как часть экосистемы целого города.

Если руководствоваться терминологией К. Линча, то в иерархии городской среды места подобные участку Большой Морской улицы от Невского проспекта до арки Главного штаба, стоит трактовать как «узловые», эти территории имеют стратегически важное значение, на них горожане фокусируют внимание, с них «начинают отсчет» [5]. С другой стороны, эта же территория одновременно является «путем», который должен по нарастающей усиливать впечатление людей [5] прогуливающихся от главной магистрали города - Невского проспекта, к Зимнему дворцу. Этим предопределяется смысловое содержание данной территории, являющейся «транзитной» зоной, авансценой перед главным градообразующим ансамблем города - Дворцовой площадью. Беспрепятственность пути, его узнаваемость, яркие впечатления от начала до конца - все это делает пространство притягательным и эмоционально ярким.

На основе вышеизложенных принципов можно рассмотреть в качестве примера пешеходную зону Боль-

шой Морской ул. от Невского проспекта до арки Главного штаба. Вероятно, проектировщикам эта территория представлялась аванзалом Эрмитажа, подобная задача одновременно задает планку и диктует целый ряд ограничений, обусловленных статусом объекта.

Наряду с этим, перед архитекторами всегда встает задача оправдать ожидания как потребителей в лице горожан, так и требовательность профессионального сообщества. И если представители архитектурного сообщества в своих оценках в первую очередь руководствуются эстетическими и техническими параметрами оценки объекта, то представители общественности в большей мере ориентируются на чувственное восприятие, суммируя те положительные и отрицательные новшества, полученного объекта. То, что горожане чаще всего хотели бы видеть в общественных пространствах, естественным образом переплетается с требованиями предъявляемым к ним: ориентация на все возрастные категории; разнообразие наполнения функционального и образного, доступность и безбарьерность, безопасность, актуальность, сомасштабность человеку.

Очевидно, руководствуясь высоким стилем окружения, градостроительного шедевра Карла Росси, была выбрана стратегия «встраивания» общественного пространства в историческую среду, основным постулатом которого становится принцип «не навреди». Акцентным при проектировании пешеходной зоны стало мощение; разнообразие фактур и монохромность гаммы, симметрия композиции. Булыжник, гранитные плиты и брусчатка образуют блоки паттернов, а основным мотивом мощения становится композиции из кругов, каменные одежды дополнены малыми архитектурными формами -скамейками с гранитными накладками и фонтаном-компасом, аналогичным по форме и материалу. Освещение улицы (помимо уже существующей художественной подсветки зданий) представляет собой фонари в созданные классической традиции петербургской застройки.

Таким образом, инструментарий этого проекта сводился к ограниченному виду малых архитектурных форм и декоративному мощению, а проработка и взаимоувязка функционального наполнения окружающей застройки отсутствовала как таковая. Так же, как и взаимодействие с сообществом жителей, проживающих в домах по обеим сторонам Большой Морской улицы. На основе наблюдений и анализа функционирования, созданной пешеходной зоны на участке Большой Морской улицы, были выявлены следующие особенности протекающих на ней процессов.

Рассматривая процессы, происходящие на территории этого открытого общественного пространства, стоит проанализировать те изменения, которые они претерпевают в зависимости от времени суток, сезонности использования и функционального наполнения.

В утренние часы (как в будние, так и в выходные дни), этот участок улицы представляет собой преимущественно транзитную зону, потоки людей не интенсивны, а дополнительной активности в периметре этой зоны не наблюдается. Пассивный отдых на уличных скамейках становится скорее исключением.

Однако, в дневные часы, картина начинает кардинально меняться. Потоки людей становятся более интенсивными, а связано это в первую очередь с рабочими часами музеев, расположенных на Дворцовой площади и активностью туристических экскурсионных групп. В ка-

честве «аниматоров» на улицу, в значительном количестве, выходят зазывалы в костюмах, из расположенных в первых этажах развлекательных заведений. Помимо этого, значительную активность проявляют персоны, предлагающие услуги - фото с животными или птицами. Их инвентарь и питомцы хранятся в непредназначенных для этого антисанитарных условиях, на открытом воздухе в прилегающих дворовых пространствах, относящихся к многоквартирным жилым домам. Существуют на Большой Морской улице и живые статуи, активно выхватывающие народ из толпы для совместного фото. Они, в свою очередь, являются источником повышенного шума на улице, так как активно привлекают к себе внимание. Днем на улице можно увидеть и уличных художников с аэрографами, раскладывающими свои принадлежности прямо на центральной части пешеходной зоны. Художники портретисты, располагаются на раскладной мебели, формируют импровизированные выставки своего творчества, группируются на левой стороне улицы, вблизи пересечения с Невским пр.

Вечерние и ночные часы становятся пиковыми по нагрузке. В это время на улицу выходят уличные музыканты. Они равномерно рассредоточиваются по длине всего отрезка улицы от Невского пр. вплоть до Дворцовой пл.. Артисты привлекают к себе внимания сотен горожан, представления длятся часами, без привязки к нормам по соблюдению шума в вечерние часы, а толпы зевак собираются вокруг уличных артистов, подпевая и скандируя что-то из толпы. Из-за этого образуются заторы - помехи для транзитного движения пешеходов.

Характерным для любого времени суток является отсутствие обеспечения доступности автотранспорта к разгрузочно-погрузочным зонам кафе и музеев, расположенных на пешеходной зоне. Помимо того, не решенным остается вопрос об обеспечении проезда для жителей прилегающих домов. Будучи заложниками сложившийся ситуации, но одновременно, полноправными участниками жизни на этой улице, они с большим трудом проезжают до парковочных мест во внутридворо-вом пространстве своих домов, активно сталкиваясь с порицанием толпы и угрозой к безопасному движению.

Выстраивание сценария сезонности использования открытого пространства пешеходной части Большой Морской улицы - не существует как такового. И этот фактор, еще раз подтверждает отсутствие заложенного «сценария». Отличается лишь общее количество людей на улице, в зависимости от сезона, но это естественным образом связано с климатическими особенностями Санкт-Петербурга. Созданная инфраструктура объекта не позволяет пользователям независимо от погодных условий, одинаково комфортно присутствовать там.

Отсутствие какого-либо функционального зонирования приводит к невозможности разграничения пространства на активные и пассивные зоны, и как следствие, не возможность одновременного комфортного использования пространства.

Суммируя вышесказанное, стоит выделить основные проблемы в эксплуатации и восприятии данной пешеходной зоны:

- не достижение поставленной цели, заложенная в проекте. Идея по созданию «авансцены» Дворцовой площади, по факту превратилась в появление очередного пространства с отсутствием «духа места», идентичности. Градостроительный ансамбль и Арка Главного Штаба, открывающая панораму Дворцовой площади,

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о

CN О

сч

О Ш

m

X

<

m о х

X

мог бы получить не менее яркое и потрясающее оформление. Достигнуть этого эффекта возможно благодаря использованию передовых цифровых технологий, световых эффектов, трансформируемых конструкции и как следствие, частому обновлению;

- отсутствие функционального зонирования - распределение пространства на разнообразные по функциональному наполнению, активные и пассивные участки, приводит к нехватке разнообразия деятельности пользователей, сложностям одновременного пребывания и перемещения в пределах пешеходной зоны, хаотичности движения. На ряду с этим, прослеживаются тенденции к частой и неизбежной смене арендаторов нежилых помещений, выходящих на эту часть улицы. Возможная проработка и закрепление мест за определенным функциональным назначением, могла бы привести к проектированию целостного пространства с учетом потребностей бизнеса и заинтересованности в нем потребителей;

- игнорирование методов средового дизайна, отсутствие комплексного и всеобъемлющего дизайн проекта, привело к разрозненности как в художественном оформлении улицы, так и в отсутствие навигации как таковой

- выбранная стилистика оформления предметов дизайна городской среды (малых архитектурных форм, благоустройства) не «считывается» как продолжение высокого стиля окружающей застройки, и, одновременно, не представляет собой ультрасовременный дизайн, который мог бы работать на контрасте. Материалы, в которых выполнены эти объекты, сложно назвать «дружественными» к использованию или пригодными для всесезонной эксплуатации (ощущения, получаемые от соприкосновения с холодной или наоборот разогревшейся поверхностью камня, сложно сопоставить с заботой о пользователях);

- исключение из проекта ландшафтной компоненты. Проектом не предусмотрено использование сезонных однолетних посадок или растений в кадках, не рассматривалась и высадка зеленых насаждений, произрастающих на постоянной основе. Безусловно, это привело к исключению еще одной центральной городской территории из возможности быть хотя бы частично озеленённой. Последствия данной политики приводят к постоянному нарастанию проблем экологического характера. Теряется возможность смягчить урбанизированную среду и, в прямом смысле этого слова, «вздохнуть с облегчением». Природная компонента в очередной раз уступила стремлению вымостить гранитом все реализуемое пространство;

- игнорирование мнения сообществ горожан: проживающих в периметре этого пространства, работающих в нем. Их интересы и надежды возлагаемы на трансформацию улицы не только не были выявлены и учтены, но и ущемлены. Систематическое нарушение режима использования пространства, спроектированное в угоду одним и в ущерб другим, неизбежно ведет к дополнительной разобщенности в обществе. Устойчивость использования такой территории становится крайне нестабильной.

- Ставится под сомнение и базовый принцип использования открытого общественного пространства - безопасность. Сообщество граждан безусловно может выступать самостоятельным регулятором в этом процессе. Но, для этого необходимо найти баланс соотношения разных категорий граждан. Применимо к рассматриваемому примеру, произошло явное смещение в сторону

маргинализированных групп населения, преобладающих на данной территории в вечернее и ночное время. Достижение ощущения безопасности пространства - самоконтроль граждан мог бы осуществляться по средствам размещения нишевых заведений в первых этажах зданий (отрицания на определенную социальную принадлежность граждан). Надежная система видеоконтроля и размещение опорного пункта правопорядка - надежно регулировать происходящее в ночное время.

Именно на этом примере представляется возможным проследить влияние дизайна или его отсутствия, как инструмента для проектирования общественного пространства в исторической среде города.

Современные общественные пространства должны представлять собой квинтэссенцию его открытых и закрытых типов, с их неразрывностью связана устойчивость их развития. Другим критерием, отличающим динамичное «живое» пространства является глубина воздействия на пользователя. В сценарий проектирования и развития общественного пространства должны быть заложены механизмы одновременно способные пробудить интерес, затронуть эмоционально и удовлетворить эстетически, стать пространством «игры» и зоной комфорта, а при необходимости дать возможность для отстраненности от внешних раздражителей. Все это должно существовать при обязательном условии безопасности, в таком случае пространство будет способно притягивать массу разнообразных пользователей, и быть эффективным.

Дизайн, в различных его проявлениях может и должен становиться повседневной реальностью городского ландшафта. Его образовательная функция и мотиваци-онный эффект стремительно распространяется на все категории пользователей. Притяжение и вовлеченность пользователей современным высококлассным дизайном незаметно повышает их эстетический уровень понимания, а в длительной перспективе дает им возможность на собственном примере приобщиться к «прекрасному» [6].

Литература

1. Гейл Я. Города для людей / Я. Гейл. - М.: Альпина Паблишер, 1012. - 276 с.

2. Горохов В.А. Зеленая природа города: Учеб. пособие для вузов. Издание 2-е, доп. и перераб. / В.А. Горохов. - М.: Архитектура-С, 2005. - 528 с., ил.

3. Джейкобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / Пер. с англ. / Д. Джейкобс. - М.: Новое издательство, 2011. - 460 с.

4. Лефевр А. Производство пространства / А. Ле-февр. - М.: Strelka Press, 2015 - 432 с.

5. Линч К. Образ города. / пер. с англ. В.Л. Глазычев / К. Линч. - М.: Стройиздат, 1982. - 328 с., ил.

6. Нефёдов В. А. Дизайн как образ жизни: финская модель / В. А. Нефёдов. - СПб: Любавич, 2018. - 196 с.: ил.

7. Николаевская И. А. Благоустройство городов: Учеб. для строит. техникумов. 2-е изд., перераб. и доп. / И. А. Николаевская - М.: Высш. шк., 1990. -160 с.:ил.

8. Розенсон И. А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - 2-е изд. / И. А. Розенсон. - СПб.: Питер Пресс, 2013. - 256 с.

9. Яргина, З. Н. Эстетика города / З. Н. Яргина. - М.: Стройиздат, 1991. - 366 с.: ил.

The impact of environmental design on the sustainability of open public spaces

Makhova T.D.

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

The rapid rate of urbanization and the processes of decreasing of the natural component of the urban environment are directly related and reflected by the main focus and principles in the design and renovation of open public spaces in St. Petersburg. This article discussesu the influence of environmental design on the formation of sustainable development of open public spaces. A practical example discussed the subject of this article is the project of transformation of a part of Bolshaya Morskaya St. from Nevsky Pr. to the arch of the General Staff building - a pedestrian area leading to the main cultural, historical and urban planning ensemble of the city. A set of arrangements for the environmental improvement of the pedestrian area, social and town-planning consequences, as a result of the chosen strategy, are considered. The question is raised to what extent it is possible to improve the valuable urban landscape and the transport and pedestrian accessibility of the space without disturbing historically formed image of the central territories. How, using the means of introducing environmental design, to create a long-term and rational ecosystem, integrated into the overall structure of the city. The main design approaches and methods necessary for the design of open public spaces are highlighted.

Key words: open public spaces, environmental design, urban realm

References

1. Gail J. Cities for people / J. Gail. - M .: Alpina Publisher, 1012 .--

276 p.

2. Gorokhov V.A. Green nature of the city: Textbook. manual for

universities. Edition 2, add. and revised / V.A. Gorokhov. - M .: Architecture-S, 2005. - 528 p., Ill.

3. Jacobs D. Death and life of large American cities / Per. from

English. / D. Jacobs. - M .: New publishing house, 2011 .-- 460 p.

4. Lefebvre A. Production of space / A. Lefebvre. - M .: Strelka

Press, 2015 - 432 p.

5. Lynch K. Image of the city. / per. from English. V.L. Glazychev /

K. Lynch. - M .: Stroyizdat, 1982 .-- 328 p., Ill.

6. Nefedov V. A. Design as a way of life: the Finnish model / V. A.

Nefedov. - SPb: Lyubavich, 2018 .-- 196 p .: ill.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Nikolaevskaya I. A. Improvement of cities: Textbook. for builds.

technical schools. 2nd ed., Rev. and add. / I.A. Nikolaevskaya -M .: Higher. shk., 1990. -160 p.: ill.

8. Rozenson IA Fundamentals of design theory: Textbook for universities. Third generation standard. - 2nd ed. / I. A. Rozenson. - SPb .: Peter Press, 2013 .-- 256 p.

9. Yargina, ZN Aesthetics of the city / ZN Yargina. - M .: Stroyizdat,

1991 .-- 366 p.: Ill.

X X

o

OD >

c.

X

OD m

o

ho o ho o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.