Научная статья на тему 'Гибкие навыки и цифровая компетентность в сфере архитектуры и дизайна'

Гибкие навыки и цифровая компетентность в сфере архитектуры и дизайна Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устаревание знаний / гибкие навыки / базовые навыки / проектирование / обучение проектировщика и дизайнера / 3D-моделирование / obsolescence of knowledge / flexible skills / basic skills / design / training a designer / 3D modeling

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Трокоз Виктория Олеговна

По мнению автора, цифровая компетентность является одним из важнейших навыков в проектировании в области дизайна и архитектуры. Владение определенным спектром программ возможность работать в цифровом формате в 2Dи 3Dпроекциях. Большинство проектировщиков в мире выполняют 2Dи 3D-моделирование и расчет сметы средствами информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soft skills and digital competence in architecture and design

The author considers digital competence as one of the most important skills in design and architecture. Possession of a certain range of programs means ability to work in digital format in 2Dand 3D-projections. Most designers in the world perform 2Dand 3D-modeling and calculation of estimates applying information technology.

Текст научной работы на тему «Гибкие навыки и цифровая компетентность в сфере архитектуры и дизайна»

Akmayra Medyieva,

Teacher of Russian language and literature, Aktobe Higher Humanitarian College (Aktobe, Republic of Kazakhstan), 532701m@mail.ru

Modern educational technologies for improving the quality of teaching Russian language and literature

The author views the main task of modern education in motivating students for independent acquisition of knowledge, for being able to use their knowledge, to organize their activities, to find rational solutions, to communicate. Modern educational technologies are to meet these challenges.

Keywords: teaching Russian language and literature; Russian language in Kazakhstan; information technologies in teaching Russian; modern educational technologies.

Виктория Трокоз DOI 10.37492/ETNO.2024.72.1.012

Гибкие навыки и цифровая компетентность в сфере архитектуры и дизайна

По мнению автора, цифровая компетентность является одним из важнейших навыков в проектировании в области дизайна и архитектуры. Владение определенным спектром программ - возможность работать в цифровом формате в 2D- и 3D- проекциях. Большинство проектировщиков в мире выполняют 2D- и 3D-моделирование и расчет сметы средствами информационных технологий.

Ключевые слова: устаревание знаний; гибкие навыки; базовые навыки; проектирование; обучение проектировщика и дизайнера; 3D-моделирование.

Гибкие, или мягкие, навыки (soft skills) актуальны в любой профессиональной сфере и в жизни за пределами профессии. Это главное отличие гибких навыков от базовых навыков (hard skills). Базовые навыки, как правило, соответствуют какой-либо профессии или профессиональной отрасли. Но что же такое soft skills? Одно из множества определений данного было предложено

Трокоз

Виктория Олеговна,

аспирантка кафедры культурологии, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический

государственный университет (Москва), vtrokoz@mail.ru

Научный руководитель: Шевцова

Анна Александровна,

доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии, заместитель декана факультета регионоведения и этнокультурного образования, Московский педагогический государственный университет (Москва), ash@inbox.ru

Н.В. Увариной и ее соавторами в монографии «Воспитание гибких навыков молодежи региона»: «Soft skills в переводе с английского - это гибкие навыки. Если дать ответ на вопрос: «soft skills: что это?» простыми словами, то это личные качества человека, не связанные с конкретной профессией. Примеры soft skills: умение убеждать, лидировать, находить подход к людям, выстраивать межличностное общение, а также ведение переговорных процессов, управление временем, личностное развитие, эрудированность, креативность и многое другое. Эти качества не относятся к конкретной области, поэтому человек, наделенный ими, успешно работает в любой сфере» [3, с. 6].

В рамках магистерской диссертации на тему «Развитие гибких навыков обучающихся колледжей и вузов в области архитектуры и дизайна как фактор повышения конкурентоспособности» в 2022-2023 гг. было проведено 15 экспертных интервью с практикующими специалистами - архитекторами и дизайнерами - для исследования гибких и базовых навыков по специальности архитектура и дизайн, и выявления их специфики.

Цифровая компетентность для архитектора и дизайнера, как и для любого проектировщика, - это прежде всего, владение навыками работы в следующих специализированных программах:

и а» s ■&

Adobe Photoshop, Autodesk AutoCad, ArchiCad, Autodesk Revit, Autodesk 3ds Max и др. «Знание компьютерных программ, позволяющих осуществлять трехмерное проектирование объектов, - AutoCad и 3D Studio Max (реже встречаются Arcon и ArchiCad)» [3, с. 62]. Какими именно программами пользуется проектировщик, решает он сам. Чем больше специалист знает программ, тем ценнее его навыки. У каждого проектировщика свой подход к проектированию и презентации своего проекта. Также применяются различные программы по сметному делу, в современном проектировании расчет проекта выполнить без программы очень трудно. Программа дает возможность структурировать всю информацию и выполнить точный расчет. Пользование Word и Excel - уже давно обязательный навык по умолчанию для специалистов из разных областей. «Я думаю, она (образовательная система. - В.Т.) застряла в прошлом. Например, нам объясняют, как работать в Word, а нам надо уже работать в AutoCad, ArhiCad, 3D-Max и т. д.», - отмечает архитектор Владлена Сливнева [2].

Если 30 лет назад в России проектировщики только знакомились с программами по проектированию, то 20 лет назад уже многие или даже большинство специалистов проектировали с помощью программ-иллюстраторов и программ 2D- и 3D-моделирования. Постепенно дисциплины по проектированию с помощью информационных технологий вводились в образовательные программы на уровне среднего профессионального образования и высшей школы. Последние 15 лет уже нельзя представить, чтобы проектировщик не обладал навыком проектирования с помощью информационных технологий. Базовый навык ручного черчения на наклонной доске с рейсшиной и рапидографом перекочевал в программы от компании AutoDesk. «Персональный компьютер стал вытеснять традиционное многовековое

искусство дизайнеров и инженеров - черчение и моделирование, предложив двухмерные векторные чертежные системы и трехмерные твердотельные и поверхностные программы» [4, с. 48-49]. Сам навык проектирования - это базовый навык, вне зависимости от того, происходит ли проектирование в программе или на бумаге.

Программа AutoCad от компании AutoDesk для проектировщика - это прежде всего 2D-моделирование, а именно: создание чертежей планов, фасадов, разрезов и т. д. Это некая эволюция в сфере черчения (переход от ручного к программному черчению). Сам процесс проектирования стал более мобильным, все что нужно - это ПК (планшет/ноутбук), и установленные на нем программы. Также чертеж, выполненный в цифровом пространстве, отличается большей точностью, так как настройки программы позволяют выставить размеры, градусы, масштаб и т. д. В ручном черчении точны более опытные специалисты, студента или начинающего проектировщика - вчерашнего выпускника - рука и/или глаз могут подвести. Это факт, что в программе точность до тысячных миллиметра. На наш взгляд, совпадающий с мнением опрошенных экспертов-архитекторов, данной программой должны владеть все специалисты, чертежи - главный хлеб проектировщика. Это относительно новое пространство для черчения и проектирования, специалист должен освоить такую программу, как и любой базовый навык.

С 3D-моделированием ситуация обстоит несколько иначе. Цифровой 3D-объем стал новой ступенью в проектировании, до появления специализированных программ на бумаге можно было сделать только визуально выгодную перспективу. А вот относительно точное воспроизведение проектируемого объема можно было только средствами макетирования из различных мате-

"f и а»

риалов. Но макетирование, как инструмент для проектировщика, существует и сейчас. SD-моделирование не вытеснило макетирования, но стало еще одним доступным способом проектирования, возможностью создать объект в объеме в нужном масштабе в цифровом пространстве. Прежде всего этот инструмент дает понимание целесообразности объема, общей концепции, композиции, ощущение пространства и т. д. Объект выполняется в масштабе, пропорции соблюдаются, а значит, объем будет воспринят достоверно.

Программа Sds Max от компании Autodesk считается одной из лучших программ для дизайнеров интерьера и архитекторов, позволяющая спроектировать SD-объем и полноценно визуализировать проект. Это профессиональная программа, на освоение которой нужно отводить достаточно времени, постоянно практиковаться и наращивать навыки и умения. На рынке труда существует специалисты, которые специализируются именно на работе в этой программе, многие исполнители пользуются услугами таких специалистов.

Некоторые проектировщики относят SD-визуализа-цию к маркетингу в сфере архитектуры и дизайна. Все потому, что SD-визуализация служит убеждением в эстетической целесообразности проекта. Это не техническая сторона проектирования, а скорее его художественная составляющая. Техническая сторона - это чертежи, то, что понадобится строителям для работы, то, с чего начнется SD-моделирование. Большинство заказчиков воспринимают «отрендеренный» (то есть сформированный, отрисованный на компьютере) SD-объект во время подачи исключительно как картинку, потому что не понимают, что собой представляет этот путь, как это работает.

Какой именно программой воспользуется проектировщик, зависит от стоящих перед ним задач. Если тре-

буется выполнить чертежи ^D-моделирование), то скорее это будет AutoCad от компании Autodesk. Если требуется создать 3D-модель объекта ^D-моделирова-ние), то это Revit и 3ds Max от той же компании Autodesk. Если для убеждения заказчика требуется эстетичная подача проекта, то проектировщики в основном пользуются программами-иллюстраторами от компании Adobe (например, Adobe Photoshop). Этап 3D-визуализации осуществляется при помощи вспомогательных инструментов (например, Corona Render на 3ds Max). Выбор программ по сметному делу огромен, тут выбор за специалистом или организацией, которая занимается данным вопросом.

Программу-иллюстратор Adobe Photoshop специалисты используют по-разному. Большинство знают эту программу, как программу для обработки фотографий. Но программа представляет собой многофункциональное поле для работы с изображениями разных видов и из разных источников. Для графических дизайнеров программа-иллюстратор - один из главных инструментов в работе. Если для работы архитектора это в первую очередь работа с изображениями, но еще и поле, где удобно создавать подачи проектов. Для промышленных дизайнеров и дизайнеров интерьера это программа, как и для архитекторов, представляет собой определенный инструмент с определенными возможностями. Что может почерпнуть специалист из данной программы, какие ее функции он использует, он определяет самостоятельно, в том числе в силу своей профессиональной подготовки.

Смета - это экономическая сторона проектного дела. Если архитектор/дизайнер, занимающийся сметами, работает в организации, то выбор, в какой именно программе делаются сметные расчеты, остается за организацией. Если проектировщик занимается частной прак-

■& о, ^ а»

5 ■&

тикой, то он самостоятельно выбирает программу и решает все расчетные задачи от начала и до конца. Сметное дело в теории и на практике — базовый навык как для архитектора, так и для дизайнера. Опытный специалист всегда знает, во что примерно обойдется будущий проект заказчику. Если брать большие и долгосрочные проекты, тут только сметный расчет дает представление о затратах на его реализацию. В больших проектах всегда все выходит за рамки, далеко не все идет по плану, а все подводные камни умножаются в десятки, а то и сотни раз. Молодому специалисту - студенту, недавнему выпускнику, конечно же, сложнее оценить масштабы стоимости проекта. Количество проектов обеспечивает широкий разброс в ценовой политике проектирования и строительства. Но не каждый архитектор и дизайнер может сделать точный расчет, а уж тем более - сдать полностью готовый и проверенный сметный расчет под подпись. На рынке труда востребованы специализированные сметчики, которые занимаются только расчетами проектов, это их профессиональная деятельность.

Интернет - это неиссякаемый источник текстовой и визуальной информации для любого проектировщика. Дизайнеры и архитекторы могут черпать информацию и искать референсы (вспомогательные изображения) для своей работы из уже воплощенных и невоплощенных, конкурсных, отечественных и зарубежных проектов, «бумажной архитектуры», из кино любого жанра, научной и художественной литературы, специализированных фотохостингов, социальных сетей с сильной визуальной составляющей и т. д. По мнению исследователей, «Интернет также значительно ускорил конвергенцию творческих дисциплин. Живопись, музыка, мода, киноискусство вскоре влились в двухмерную и трехмерную дизайнерскую практику. Каждая дисци-

плина питает другую и подпитывается сама» [5, с. 399400]. Для работы практически во всех областях интернет является необходимым инструментом. Это видеоконференции, использование электронной почты, передача файлов, пользование различными сайтами, онлайн-сервисами и т. д. Благодаря интернету за последние годы появилась возможность работать дистанционно, вне офиса, передавать рабочие файлы, обмениваться сообщениями в течение нескольких секунд практически по всему миру. Интернет благодаря возможности коммуникации в «дистанте» помогает стереть территориальные границы и обеспечивает весомый выигрыш во времени.

Навык отбора и размещения информации (о себе как о специалисте, о своих проектах, услугах, возможностях и т. п.) в социальных сетях - относительно новая возможность для различных специалистов из разных областей. С одной стороны, реклама в социальных сетях -уже знакомая для всех платформа с многочисленными бесплатными и/или низкобюджетными опциями, с другой стороны, немногие специалисты в области дизайна и архитектуры хорошо представляют, как именно это работает. Многие организации и отдельные частные проектировщики для создания такого вида рекламной продукции и SMM-продвижения своих продуктов и услуг нанимают отдельного специалиста, а кто-то пытается освоить и применять данный навык самостоятельно. Для дизайнеров и архитекторов, занимающихся частной практикой и индивидуальным предпринимательством, размещение рекламы в социальных сетях - это оптимальный путь продвижения своих услуг. Этот навык относится к гибким навыкам, служащий дополнительным инструментом для рекламы своей деятельности. Если речь идет о работе молодого специалиста, то это очень ценный гибкий навык для того, чтобы заявить

■& о, ^ а»

5 ■&

о себе в профессиональном сообществе, привлечь нового заказчика, выделиться среди конкурентов, получить новую работу. А вот опытный специалист не всегда станет тратить на это время, посвящая его основной работе и прибегая к услугам SSM-специалистов, для которых реклама является основной деятельностью.

Определенный «топ» программ для проектировщика, кратко охарактеризованный в данной статье, оставляет свободу выбора для каждого специалиста. При выборе программ для проектирования и сметной работы необходимо учитывать не только личные предпочтения, но и определенные требования организации-работодателя к минимуму программ, которые должен знать дизайнер и архитектор, чтобы осуществлять свою трудовую деятельность.

Проектировщик должен владеть несколькими программами не только, конечно, для демонстрации уровня своей цифровой компетентности, но и в первую очередь, для удобства работы с проектами на разных этапах. Ни одна программа не решает всех задач проектировщика. Идеальный специалист должен практиковать 2D- и 3D-моделирование, 3D-визуализацию и создание презентаций с помощью различных программ, это выступит мощным конкурентным преимуществом. Хотя, как показали экспертные интервью и мнения профессионалов, на российском рынке труда это до сих пор редкость. «Разбираться во всем невозможно» [4, с. 146]. Только сам специалист выбирает путь своей работы, исходя из своих способностей, возможностей и профессиональных обстоятельств. Можно встретить вариант ориентации молодого специалиста под организацию. Стажер обучается работе именно в той специализированной компьютерной программе, в которой он будет работать во время стажировки.

С точки зрения классификации навыков на базовые и гибкие, работа в перечисленных специализированных программах для проектировщика - это однозначно базовый навык. Уже несколько десятилетий программы по проектированию являются главным инструментом проектировщика. Все создаваемые чертежи в настоящее время существуют в цифровом формате, из цифрового формата выводятся на печать и активно используются в цифровом пространстве. Если речь идет о SMM и продвижении информации о себе и своих проектах в сети, это однозначно гибкий навык, который не каждому подвластен. Молодому специалисту этот навык освоить и развивать намного легче в силу активного использования социальных сетей и различных мессен-джеров (ВК, Телеграм, ШЬа1эАрр и др.), активной личной и профессиональной коммуникации на этих же платформах.

Литература:

1. Козловский О.В. Выбор профессии: методики, тесты. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 800 с.

2. Полевые материалы автора, экспертное интервью с Владленой Андреевной Слив-невой, архитектором, 1996 г. р., запись от 21.03.2022, г. Москва.

3. Уварина Н.В. Воспитание гибких навыков молодежи региона: монография / Н.В. Уварина, А.В. Савченков, Н.А. Пахтусова, Н.Ю. Корнеева. М.: Первое экономическое изд-во, 2022. 112 с.

4. Филл П., Филл Ш. История дизайна / Пер. с англ. С.П. Бавин. М.: КоЛибри, 2021. 512 с.

5. Франк Я. Дневник дизайнера-маньяка. 4-е изд. М.: Студия Артемия Лебедева, 2014 . 324 с.

Victoriya Trokoz,

Postgraduate student of the Department of Cultural Studies, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), vtrokoz@mail.ru

Superviser: Anna Shevtsova,

Doctor of History, Professor, Department of Cultural Studies; Deputy Dean, Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), ash@inbox.ru

Soft skills and digital competence in architecture and design

The author considers digital competence as one of the most important skills in design and architecture. Possession of a certain range of programs means ability to work in digital format in 2D- and 3D-projections. Most designers in the world perform 2D-and 3D-modeling and calculation of estimates applying information technology.

Keywords: obsolescence of knowledge; flexible skills; basic skills; design; training a designer; 3D modeling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.