Научная статья на тему 'ГИА специальных школ: методические рекомендации'

ГИА специальных школ: методические рекомендации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ГИА) / STATE FINAL EXAMINATION / SPECIAL NEED STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Ирина

Рассмотрены лингвистические особенности формирования словесной речи обучающихся с нарушениями слуха, учет которых необходим для построения процедуры государственной итоговой аттестации этой категории школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Изложены методические рекомендации по подготовке глухих и слабослышащих школьников к написанию изложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Ирина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Final Examination for special schools: methodological recommendations

The article considers the linguistic features of verbal speech formation of students with hearing impairments. These features should be taken into account to develop the procedure of the state total certification of these students. Methodological recommendations for teaching summary writing to deaf students and students with hearing impairments are presented in the paper.

Текст научной работы на тему «ГИА специальных школ: методические рекомендации»

иринА соловьЕвА

ГИА специальных школ:

методические рекомендации

аннотация. Рассмотрены лингвистические особенности формирования словесной речи обучающихся с нарушениями слуха, учет которых необходим для построения процедуры государственной итоговой аттестации этой категории школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Изложены методические рекомендации по подготовке глухих и слабослышащих школьников к написанию изложения.

ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), государственная итоговая аттестация (ГИА), обучающиеся с нарушениями слуха.

пециалисты региональных и муниципальных органов управления образованием, а также руководители специальных образовательных организаций для обучающихся с сенсорными нарушениями и нарушениями опорно-двигательного аппарата обращают внимание, что процедура государственной итоговой аттестации (ГИА) недостаточно корректна и не учитывает специфичные трудности таких выпускников. Например, известно, что инвалиды по слуху и зрению с 30-х гг. прошлого века - более 75 лет - осваивают все ступени непрерывного образования: от основного общего образования до высшего профессионального. Этот опыт говорит о доступности «образования через всю жизнь», с одной стороны, и о необходимости совершенствования процедуры государственной итоговой аттестации - с другой.

Успешный потенциал выпускных испытаний заложен в государственной программе «Доступная среда 20112015», и процедура ГИА должна иметь гибкие механизмы учета своеобразия психофизического развития и реабилитации каждой категории выпускников. Это своеобразие проявляется в том, что

глухие школьники, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не делают ошибки на безударные гласные, словарные слова, поскольку пишут только так, как «прописано», а не так, как «слышится». Вместе с тем они испытывают трудности с согласованием слов в предложении, у них часто встречаются аграмматизмы - то, что слышащий человек контролирует слухом.

Речевые недочеты, как правило, сопровождают человека с инвалидностью в течение всей его жизни, но не мешают ему создать собственную траекторию непрерывного образования, а затем успешно нивелируются в среднем и высшем профессиональном звене.

Коррекционные образовательные организации для обучающихся с нарушениями слуха по разным причинам долгое время не включались в поиск адаптивных механизмов ГИА для не-слышащих и слабослышащих выпускников. Только полное фиаско весны 2014 г. перед непосильной процедурой выпускных испытаний привело ряд учителей в городах Волгоград, Энгельс и Челябинск обратиться с письмом во Всероссийское общество глухих и лично к автору статьи. По инициативе ФИРО сотрудники отдела непрерывного

№ 3 (69) 2015 образовательная политика

ВИДЕТЬ. ПРЕДВИДЕТЬ. ДЕЙСТВОВАТЬ

образования лиц с ОВЗ Центра дошкольного, общего, дополнительного и кор-рекционного образования вели консультации со службами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и Рособрнадзора, а также разработали основные принципы построения процедуры итоговой аттестации неслышащих выпускников на основе преемственности уникальной отечественной специальной методики обучения русскому языку в целом и методики написания изложения в частности. Она включает знакомство с текстом изложения, составление плана изложения, написание текста по частям. Затем были разработаны требования к текстам изложений: публицистические рассказы с ярким сюжетом, написанные лаконичным художественным языком. Вместе с учителями эксперты выработали для каждого положения контента методические рекомендации, включая определение критериев оценки изложений. В результате этой работы была создана инструкция для неслышащих школьников по написанию изложения.

В апробации контента ФИРО принимали участие 88 глухих и слабослышащих ребят выпускных классов. Первыми изложения написали в шести городах: Волгоград, Курск, Москва, Таганрог, Челябинск и Энгельс. Все изложения были написаны в установленные сроки и с учетом инструкции. Были проанализированы лучшие и слабые работы учащихся, которые подтвердили наши предположения о том, что самый распространенный вид ошибок у обучающихся с нарушениями слуха - морфологический. К ним относятся ошибки в структуре слова (в словообразовании, в формообразовании), в структуре словосочетания и в структуре предложения (пропуски слов, нарушение связи между подлежащим и сказуемым, между другими членами предложения, неправильно выбранное сказуемое, смешение прямой и косвенной речи и т.д.). Это лингвистическое своеобразие обучающихся с нарушениями слуха теперь учитывается при процедуре итоговой аттестации, где предпочтение отдается наиболее доступной для этой категории школьников форме словесной речи - письменной.

Опишем процедуру знакомства с текстом изложения.

Каждый выпускник обеспечивается текстом для самостоятельного чтения, если необходимо - толковым словарем.

После первого чтения текста организатор на доске записывает имена собственные и даты, а также ключевые слова, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции, важные для передачи смысла, но незнакомые неслышащим школьникам, например: «малахай - это шапка».

В процессе второго чтения текста организатор с помощью сурдопереводчика разъясняет опорные словосочетания и дополняет те наброски, которые должны сделать к будущему тексту выпускники. После второго чтения текста каждый учащийся самостоятельно в течение 45 минут работает с ним: составляет план, работает со словарем и сдает выданный текст организатору.

Работа над черновым вариантом изложения и редактирование текста проводятся учащимися в течение одного часа. На выполнение творческого задания отводится 45 минут, на написание изложения - один час.

При оценке творческого задания объем сочинения не учитывается.

В составленных нами методических рекомендациях процедура проведения итогового изложения выглядит следующим образом.

Итоговое изложение проводится в соответствии с отечественной методикой обучения изложению (Л.П. Носкова, И.В. Колтуненко, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова и другие) (Быкова и др., 2002).

Написание итогового изложения может быть организовано на базе любой школы. У организации, обеспечивающей проведение изложения, должна быть инструкция об оформлении результатов проверки.

Отсутствие специальной звукоусиливающей аппаратуры не может являться препятствием для проведения итогового изложения, так как выпускники активно пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами, которые по своим техническим характеристикам значительно превосходят стационарную звукоусиливающую аппаратуру.

Глухие выпускники обязательно должны видеть текст, должны его читать сами не менее 30 минут, допустимо «комментированное» чтение текста

об авторе

И.Л. Соловьева, заведующая отделом непрерывного образования лиц с ОВЗ Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционно-го образования ФИРО, кандидат педагогических наук, доцент

91

образовательная политика № 3 (69) 2015

сурдопедагогом. Возможно привлечение сурдопереводчика. При принятии решения об участии сурдопереводчика и сурдопедагога необходимо разработать условия их привлечения (для процедуры написания и оценки изложения нужны сурдопедагоги-специалисты, поскольку учителя русского языка, даже учителя начальных классов не всегда компетентны).

Сложные слова следует выписывать на доске.

На написание итогового изложения дается 3 часа 55 минут, при необходимости время проведения работы для детей с ОВЗ может быть увеличено на 1,5 часа.

Словари и тексты художественных произведений не выдаются.

В задачи учителя входят:

1) мотивирование обучающихся на написание итогового изложения (с этой целью следует предупредить, что итоговое изложение является допуском к государственной итоговой аттестации и оценивается в системе «зачет» или «незачет»);

2) проведение точного инструктажа выпускников, в ходе которого для них разъясняется, что

• итоговое изложение пишется вне предметных рамок;

• пишется подробное, а не сжатое изложение;

• будут оцениваться точность передачи содержания, логика, речевое оформление, грамотность.

особенности текстов для итогового изложения

В текстах для изложения преобладает повествование (описание минимально), поскольку глухие и слабослышащие школьники испытывают большие трудности при воспроизведении текстов описательного характера и успешно излагают сюжетные тексты.

Рекомендации по подготовке к итоговому изложению. Анализ итоговых изложений. Подготовка к изложению предполагает планомерную работу по формированию речевых умений и навыков на протяжении всех лет обучения в школе. На уроках следует уделять больше внимания формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения:

коммуникативная задача текста (вычленение главной информации из текста и микротем), логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приемы и др. В учебном процессе следует регулярно тренировать обучающихся в написании изложений, учить внимательно читать текст, вычленяя все микротемы. Важно научить учащихся анализировать и редактировать собственное изложение, оценивать его сильные и слабые стороны. Выпускники, пишущие итоговое изложение, должны быть заранее ознакомлены с процедурой проведения работы, со способами ее выполнения, особенностями текста и критериями оценивания выполненной работы (для общеобразовательной организации и вуза). Они должны иметь представление о бланке регистрации и бланке для написания изложения (линованный бланк размером А4), а также о возможности использовать черновик (Соловьева, 2012).

Процедура итоговой аттестации должна проходить в специальной (коррекцион-ной) образовательной организации в силу ряда следующих значимых причин:

• материально-технические и кадровые ресурсы специальной школы способствуют обеспечению физической доступности процедуры итоговых испытаний и осуществления равных возможностей обучающихся с ОВЗ;

• проведение ЕГЭ в специальной кор-рекционной образовательной организации (СКОО) позволит нивелировать возможные стрессовые экзаменационные риски;

• проведение ЕГЭ в самой СКОО позволит поднять престиж специальной школы как института успешной личностной и профессиональной социализации выпускников;

• созданная в СКОО современная специальная образовательная среда способствует повышению качества образования школьников с ОВЗ на всех ступенях обучения и успешной подготовке выпускников к ЕГЭ.

Разработанный экспертами ФИРО совместно с ФИПИ контент методических рекомендаций по процедуре ГИА и ЕГЭ для слепых, слабовидящих, глухих, слабослышащих выпускников был положен в основу методических рекомендаций Рособрнадзора (письма Рособрнадзора:

92

№ 3 (69) 2015 0браз0вательная политика

видеть. предвидеть. действовать

от 25 февраля 2015 г. № 02-601 и от 26 февраля 2015 г. № 02-612).

При проведении экзамена для участников экзамена с ограниченными возможностями здоровья (см. п. 34 и 37 Порядка3) присутствуют ассистенты, оказывающие указанным экзаменуемым необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных возможностей (сурдоперевод, помощь в занятии рабочего места, передвижении).

Глухим и слабослышащим обучающимся текст изложения может быть дан для чтения на 30 минут (по истечении этого времени организатор забирает текст и обучающийся пишет изложение и выполняет творческое задание). В подготовительные мероприятия включается запись на доске организаторами трудных, малознакомых слов с кратким объяснением. Пример записи: «малахай - шапка».

Для проведения экзамена у глухих участников привлекаются сурдопедагоги, обладающие профессиональной дикцией и артикуляцией, работающие с глухими учащимися, но не ведущие данный предмет (учитель географии, учитель истории, учитель индивидуальных кор-рекционных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения и др.). Каждого обучающегося необходимо обеспечить текстом изложения для визуального восприятия в течение 30 минут (после второго чтения текста организатором). В процессе самостоятельного чтения текста учащимися составляется план, проводится словарная работа с использованием толкового словаря. Затем тексты собираются организатором. Для проведения экзамена у глухих участников ГВЭ-9 (государственный выпускной экзамен за IX класс) может привлекаться ассистент-сурдопереводчик.

Наличие плана письменной экзаменационной работы является обязательным требованием только для глухих обучающихся (для остальных категорий - по желанию).

Для оценки экзаменационной работы используется комплекс критериев оценивания, соответствующий определенному типу заданий: сочинение на литературную тему, сочинение на свободную тему, изложение с творческим заданием... Для каждого из этих типов заданий разработаны специальные критерии, общими для всех видов работ являются Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого с учетом специфических трудностей школьников с нарушениями слуха.

При проверке изложения оценивается сформированность следующих умений:

• адекватно воспринимать информацию текста для изложения;

• точно, подробно (или сжато) излагать содержание прослушанного текста, выделять его главную мысль;

• осуществлять выбор языковых средств, использовать разнообразные грамматические конструкции и разнообразную лексику русского языка при передаче содержания текста;

• оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка (при оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи глухих и слабослышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», которые должны рассматриваться как однотипные и негрубые ошибки)4.

литература

1. Быкова Л.М., Носкова Л.П., Горбунова Е.А. Методика преподавания русского языка в школе глухих. М.: ВЛАДОС, 2002.

2. Соловьева И.Л. Повышение качества знаний глухих школьников в условиях изменяющегося мира и образования // Совершенствование содержания и технологий образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: Сб. науч. ст. и мат-лов / Под ред. Б.В. Белявского. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. С. 119-127.

93

1 См. URL: http-y/mo.edurm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1074:—25022015-02-60&catid=161:2015-03-11-09-32-12&Itemid=102

2 См. URL: http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/1626240/и httpJ/obrazovanie.sergiev-reg.ru/doc/ege/2015/586-3.pdf

3 Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. См. URL: http://www.rg.ru/2014/02/14/attestacia-dok.html

4 См. URL: httpJ/obrazovanie.sergiev-reg.ru/doc/ege/2015/586-3.pdf

образовательная политика № 3 (69) 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.