ГЕЙМИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ С ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИЕЙ ВГМУ ИМ. Н.Н. БУРДЕНКО
© Александр Васильевич Черных, Марина Петровна Попова
Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко. 394036, Воронеж, ул. Студенческая, д. 10
E-mail: m_zakurdaeva@rambler.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: геймификация; оперативная хирургия; топографическая анатомия; образовательные технологии; мотивация обучающихся.
Введение. С целью большей вовлеченности в образовательный процесс и повышения мотивации студентов 3-4 курсов лечебного и педиатрического факультетов Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко на кафедре оперативной хирургии с топографической анатомией широко внедряется геймификация как концепция, основанная на применении игровых механик, методов, принципов и приемов к неигровым видам деятельности, таким как выполнение и отработка конкретного хирургического вмешательства.
Цель исследования. Провести обзор гей-мификации учебного процесса студентов 3-4 курсов лечебного и педиатрического факультетов Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко на кафедре оперативной хирургии с топографической анатомией.
Материалы и методы. На практических занятиях, посвященных основам оперативной техники (сосудистый шов, шов нерва, шов сухожилия, ампутации, операции на желудке и кишечнике, в том числе аппендэкто-мия), после детального разбора конкретного хирургического вмешательства преподавателем и просмотра учебного фильма группу студентов-медиков, состоящей в среднем из 12-18 человек, в игровой форме делят на равные хирургические бригады. Каждая бригада включает хирургов-операторов, анестезиолога, операционных медицинских сестер. Студенты получают малый общехирургический набор и специальный инструментарий для конкретной операции. Первые несколько операций студенты в игровой технике выполняют на фиксированном или нефиксированном биологическом материале (часть органа или
органокомплекс). Набор материала осуществляется систематически на базе БУЗ ВО «Воронежское областное бюро судебно-медицинской экспертизы».
Преподаватель оценивает совместную деятельность хирургической бригады, детально разбирая каждый этап операции, указывая на тактические неточности, и проводит работу над ошибками.
После отработки своих практических навыков в игровой форме на биологическом материале, студентам предлагается провести эксперимент — конкретное хирургическое вмешательство в оборудованной операционной на лабораторном животном (кролик или крыса чистой линии). В таких серьезных условиях игровой техники выполнения оперативного вмешательства у студентов-медиков повышается уровень ответственности, мотивация к благополучно выполненной операции, вовлеченность в рабочий и образовательный процесс.
Результаты. Таким образом, в ходе игровой технологии у студентов-медиков на более высоком уровне происходит восприятие полученной информации, значительно развиваются хирургические навыки и умения. Благоприятная атмосфера на практическом занятии превращает скучный образовательный процесс в увлекательный операционный день. В хирургической бригаде происходит объединение коллектива как рабочего звена, устанавливаются эмоциональные контакты. В процессе игровой технологии в виде конкретного оперативного вмешательства у студентов-медиков наблюдается снятие эмоционального напряжения, которое зачастую вызвано интенсивностью обучения в высшей медицинской школе. Кроме того, происходит
FORCIPE
VOLUME 6 SUPPLEMENT 3 2023
ISSN 2658-4174
формирование физиологического состояния играющих для их профессиональной деятельности, перестраивается психика для усвоения больших объемов информации.
Заключение. Хирургическое вмешательство как игра и как метод обучения способна вовлечь студента-медика в учебный процесс, повысить его мотивацию к изучению дисци-
плины оперативной хирургии с топографической анатомией и, следовательно, к посещению практических занятий как к естественному и доступному источнику знаний. В ходе такой игровой формы обучения выполняется главная задача образовательного процесса — приобретение профессиональных компетенций и повышения мотивации к учебе.
FORCIPE
ТОМ 6 СПЕЦВЫПУСК 3 2023
ISSN 2658-4174