Научная статья на тему 'ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИОННОЙ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИОННОЙ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
клиническая ординатура / оперативная хирургия / экспериментальная лаборатория
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Артем Владимирович Косулин, Наталья Александровна Лукина, Екатерина Андреевна Мельникова, Ирина Анатольевна Булатова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИОННОЙ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИОННОЙ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Артем Владимирович Косулин, Наталья Александровна Лукина, Екатерина Андреевна Мельникова, Ирина Анатольевна Булатова

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2

E-mail: hackenlad@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: клиническая ординатура; оперативная хирургия; экспериментальная лаборатория.

Введение. Освоение хирургических навыков является критически важным элементом обучения в клинической ординатуре по хирургическим специальностям. Существует четыре взаимодополняющих подхода к обучению практической операционной деятельности: работа с тренажерами в фантомном классе, работа с анатомическим материалом, выполнение операций на лабораторных животных, участие в хирургических вмешательствах в клинике. Несмотря на значительную ресурсо-емкость и необходимость привлечения дополнительного персонала, работа в экспериментальной лаборатории обеспечивает условия, максимально приближенные к реальным, при отсутствии юридических рисков.

Цель исследования. Разработать план практического цикла для обучения клинических ординаторов на базе экспериментальной операционной.

Материалы и методы. На кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии им. профессора Ф.И. Валькера СПбГПМУ с 2009 года функционирует экспериментальная хирургическая лаборатория. Большинство участников работы являются студентами. Участники выполняют самостоятельные операции в порядке очереди, а также обеспечивают условия для выполнения операций другими: берут на себя функции операционных сестер, проводят анестезиологическое пособие, осуществляют уход и послеоперационное ведение лабораторных животных. Представленная организационная схема функционирует удовлетворительно, однако имеет ограниченную применимость к обучению в ординатуре.

Результаты. Лаборатория располагает опытом предоставления условий для отра-

ботки хирургических навыков практикующим хирургам. Как правило, требовалось однократное выполнение технически сложной манипуляции, воспроизводимой на лабораторном животном. Исходя из того, что обучение в клинической ординатуре является промежуточным этапом между специалитетом и практической деятельностью, была поставлена задача разработки схемы включения ординаторов в работу экспериментальной лаборатории, которая, с одной стороны, вносила бы существенный вклад в последипломное образование, с другой стороны, была бы совместима с обучением в клинической ординатуре, а также не требовала бы глобальной перестройки общей организации работы.

Из штатного расписания лаборатории следует, что для организации дополнительной операции необходимо пять человек: оператор, ассистент, операционная сестра, наркотизатор, анестезист. В контексте обучения в клинической ординатуре уместным представляется более краткий, но более интенсивный по сравнению со специалитетом цикл. Ординатор ежедневно участвует в работе лаборатории в течение пяти дней. За это время он полностью самостоятельно выполняет в контролируемых условиях операцию на лабораторном животном (как правило, аппендэктомию), а также принимает участие во всех остальных аспектах деятельности лаборатории.

За 2022/2023 год таким образом было проведено обучение девяти ординаторов специальности «Детская хирургия». На 2023/2024 год запланировано обучение 27 ординаторов специальностей «дДетская хирургия» и «Хирургия».

Заключение. Предлагаемая организационная схема показала свою жизнеспособность

FORCIPE

ТОМ 6 СПЕЦВЫПУСК 3 2023

ISSN 2658-4174

и совместимость как с общей организацией работы лаборатории, так и с обучением в клинической ординатуре. Ординаторы проявляют интерес к работе экспериментальной лаборатории и дают положительные отзывы. Объ-

ективировать значимость данного элемента обучения для освоения хирургических специальностей будет возможно после того, как ординаторы завершат обучение и приступят к практической деятельности.

FORCIPE

VOLUME 6 SUPPLEMENT 3 2023

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.