Научная статья на тему 'ГЕЙМИФИКАЦИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ГЕЙМИФИКАЦИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
355
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
геймификация / игра / виды игр / этапы урока / gamification / game / types of games / lesson stages

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скрябина Екатерина Юрьевна, Музафарова Анжелика Альбертовна, Пикулева Полина Григорьевна

в статье рассматривается использование метода геймификации на разных этапах урока иностранного языка. Игра применяется в педагогике с древних времен. Она имеет множество положительных аспектов и оказывает влияние на формировании мотивации учащихся. В представленной статье приведены примеры использования игровых технологий на уроках иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Скрябина Екатерина Юрьевна, Музафарова Анжелика Альбертовна, Пикулева Полина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAMIFICATION IN FOREIN LANGUAGE LESSONS

The article discusses the use of the gamification method at different stages of a foreign language lesson. The game has been used in pedagogy since ancient times. It has many positive aspects and influences the formation of students' motivation. The presented article provides examples of the use of gaming technologies in foreign language lessons.

Текст научной работы на тему «ГЕЙМИФИКАЦИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

ГЕЙМИФИКАЦИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Скрябина Екатерина Юрьевна

преподаватель кафедры лингводидактики Пермский государственный научно-исследовательский университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Музафарова Анжелика Альбертовна

студентка факультета современных иностранных языков и литератур Пермский государственный научно-исследовательский университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Пикулева Полина Григорьевна

студентка факультета современных иностранных языков и литератур Пермский государственный научно-исследовательский университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

GAMIFICATION IN FOREIN LANGUAGE LESSONS

Ekaterina Skriabina

Lecturer of Linguadidactics Department Perm State National Research University, Perm E-mail: [email protected]

Angelika Musofariva

Student of the Faculty of Foreign Languages Perm State National Research University, Perm E-mail: [email protected]

Polina Pikuleva

Student of the Faculty of Foreign Languages Perm State National Research University, Perm E-mail: [email protected]

Аннотация, в статье рассматривается использование метода геймификации на разных этапах урока иностранного языка. Игра применяется в педагогике с древних времен. Она имеет множество положительных аспектов и оказывает влияние на формировании мотивации учащихся. В представленной статье приведены примеры использования игровых технологий на уроках иностранного языка.

Ключевые слова, геймификация, игра, виды игр, этапы урока.

Abstract: The article discusses the use of the gamification method at different stages of a foreign language lesson. The game has been used in pedagogy since ancient times. It has many positive aspects and influences the formation of students' motivation. The presented article provides examples of the use of gaming technologies in foreign language lessons.

Key words: gamification, game, types of games, lesson stages.

В конце ХХ в. в образовательной системе случились существенные изменения, поменялось отношение к ученику и к образовательному процессу. В наши дни педагогика предлагает множество современных технологий, которые способствуют развитию личности и формируют желание школьника развиваться и обучаться.

Игры как средство обучения и воспитания исследовались на протяжении всего периода существования человечества. В одной из самых ранних философских педагогических теорий Платона игра рассматривается, как средство воспитания детей. Платон утверждал, что «игра наиболее свойственна человеку, особенно же - молодому». Однако существовали и противоположные мнения. Ученик Платона Аристотель считал, что игра не может является частью учебного процесса: «Когда учатся, то не играют».

В XV в., когда наступила эпоха Возрождения, педагог Я.А. Каменский говорил о том, что с помощью игры учитель способен сделать обучение легким, разумным, понятным и прочным.

На уроке иностранного языка учителю важно сформировать интерес к изучаемому языку и стране, а также мотивировать на дальнейшее изучение и на достижение результатов в языке. Сделать это позволяют игровые образовательные технологии [1, 3, 4]. Активное использование игр в образовательном процессе получило название геймификация.

А. Марцевски [6] говорит, что цель геймификации состоит в том, чтобы максимизировать вовлеченность, замечая интерес учащихся и мотивируя их на продолжение обучения. Сюда можно отнести участие в процессе урока, посещение занятий, инициативу и самостоятельное изучение языка.

Использование элементов геймификации возможно для любого возраста, как для групповой, так и для индивидуальной деятельности. Такие элементы используются для улучшения взаимодействия с ребенком и повышения эффективности процесса обучения. Статистика по данным исследований FinancesOnline [2] показывает, что геймификация мотивирует 67 процентов учеников. Так, мы видим положительное воздействие на учеников данного метода обучения. Также стоит добавить, что геймификация может улучшить способность ребенка осмыслить контекст и понять определенную область исследования [5].

Мы рассмотрим лингводидактические игры. Разнообразие игр велико, их можно объединить в пять групп.

В первую группу мы выделяем следующие игры: фонетические, игры для работы с алфавитом. Примером может служить такая игра: учитель просит учеников встать в круг и по кругу проговаривать буквы алфавита. Тот ученик, который ошибается делает шаг назад и выбывает из игры. Игра проводится несколько раз подряд.

Во вторую группы входят упражнения для отработки лексического и грамматического материала. В данной группе учитель может давать парные задания или задания для маленьких групп. Так, например, учитель просит класс разделиться на маленькие группы по 3-4 человека и раздает подготовленный

материал с вопросами для кроссворда. Ученикам нужно отгадать слова и правильно их написать. Такая игра может использоваться для отработки новой лексики или для проверки домашнего задания.

К третьей группе мы можем отнести игры ознакомления со страной изучаемого языка. Для этой группы характерно использование наглядный примеров, игр-инсценировок и ситуаций, игра пародий. Так, например, учитель может создать для учеников мини-квест, в котором они попадают в другую страну и должны, используя заданную лексику и речевые клише (например, в отеле, аэропорту, ресторане), выполнить поставленные учителем задания. В таких играх, как правило, разрушается языковой барьер, исчезает боязнь столкнуться с непонятной ситуацией в другой стране.

К четвертой труппе мы относим спортивно-языковые игры

И заключительная группа игр - это деловые игры. Учитель может смоделировать ситуацию будущей профессии для учеников. Для таких игр используется профессиональная лексика и термины. Так ученики могут не только выучить новые слова, но и посмотреть на определенную работу. Для этого можно использовать различные видео- и аудиоматериалы, макеты, раздаточные материалы, и даже, профессиональную атрибутику.

Теперь приведем несколько примеров лингводидактических игр.

Использование игр на этапе введения в урок: игры, которые не требуют мотивации на участие в них, которые вводят ребенка в процесс обучения и заставляют внимательно выслушать учителя. «Chinese Whispers (Russian Gossip)» - участники встают в круг, учитель подходит к одному ученику и говорит тихо фразу на английском, которую участник передают также шепотом другим. «Крокодил» - учитель заготавливает несколько слов, вызывает учеников по одному к доске. Ученики должны, используя жесты, показать слово.

Использование игр на этапе закрепления темы (лексики, грамматической структуры). Так закрепить лексику можно на примере игры «Eatable-Uneatable». Учитель кидает ученику мяч и называет продукты съедобные или нет. Съедобные ученик ловит, несъедобные нет. По такому принципу можно организовать игру по разным темам, например, дом и путешествия. «Дуэль» -Два участника с карточками в руках становятся спиной друг к другу. Проводится отсчет и на число пять они поворачиваются и показывают карточки. Тот, кто первый угадает слово или фразу, тот и победил.

Использование игра на этапе контроля. «Ролевая игра» - например, учитель предлагает учащимся представить себя в роли любого известного актера. Ученики должны описать свою внешность, характер и поведение для того чтобы, показать остальным ученикам своего персонажа. Ученику нужно рассказать и показать.

Примером спортивно-языковой игры может послужить «Колечко, колечко, выйди на крылечко - BUTTON, BUTTON, WHO'S GOT THE BUTTON». В этой игре маленький предмет (пуговица, колечко) передается из рук в руки, причем тот, кто передает, может оставить колечко у любого другого

игрока, в то время как остальные не знают, у кого оно оказалось. Водящий приговаривает на русском: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». По-английски можно сказать так: "I have got the button, and gonna give it to somebody". Затем водящий говорит: "Button, Button, Who's Got the Button?" И тот, у кого кольцо, должен подбежать к водящему. А другие игроки должны ему помешать. Если обладатель кольца добежал до водящего, то он признается новым водящим.

Таким образом, игровой метод на уроках иностранного языка позволяет учителю учитывать возможности детей, развивать инициативу, создавать атмосферу свободы и творчества в коллективе.

Игра способствует повышению интереса к изучению иностранного языка, позволяет воспитывать желание и умение учиться. Также такая спортивно-языковая игра оказывать большую помощь в сплочение коллектива, работу в группах и взаимную поддержку. После такого изучения иностранного языка ученики не чувствуют усталости, а получают только удовольствие, радость и новые знания.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что игры необходимы для изучения иностранного языка. Игровые технологии необходимо включать в образовательный процесс, а также разрабатывать целые комплексы лингводидактических игр.

Список литературы

1. Булановская А. Подвижные игры в обучении иностранному языку // English. - 2004. - № 48 - С. 24-26.

2. Метрики, прогнозы и аналитические исследования геймификации в HR и в образовании [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gamification-now.ru/blog/metriki-geymifikacii (дата обращения: 02.04.2022).

3. Павлова М.А. Обучающая игра: место и роль на уроке иностранного языка в начальной школе. - Воронеж: Модек, 2005.

4. Соловова Е.Н. Программа основного общего образования по английскому языку. - М.: Астрель: Хранитель, 2007. - С. 8-11.

5. Чилюгин В.Р. Методика обучения иностранному языку. - СПб.: Аспект-пресс, 2014. - 490 с.

6. Marczewski A. Gamification: a simple introduction. - New York, 2013. -

288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.