УДК 378.4
ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ГУМАНИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ И СОЗДАНИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ СРЕДЫ В ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
МАХМУТОВА ЗУЛЬФИЯ АЛМАЗОВНА
кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор (доцент), профессор кафедры, Пограничная академия КНБ РК, Алматы, Казахстан
Аннотация: в статье рассматриваются свойства обучающей игры, как инструмента усиления гуманизации иноязычной подготовки курсантов военных вузов. Выявлено соответствие обучающей игры принципам гуманитарной педагогики.
Ключевые слова: гуманизация обучения, обучающая игра, иностранный язык для специальных целей
Современные изменения в образовательном процессе включают в себя переосмысление его границ и расширение форматов для формирования новых навыков и компетенций, повышения мотивации и увеличения вовлеченности студентов. Одной из общемировых тенденций является расширение образовательного пространства, при котором процесс обучения рассматривается не как отдельный жизненный этап получения определенного набора знаний, умений и навыков, а как процесс, сопровождающий человека всю жизнь. В настоящее время существует много терминов, характеризующих роль и место образования в жизни человека. Понятие «leisure education», обозначающее «досуговое образование», или «образовательный досуг», также отражает всеохватывающий характер современного образования и частично пересекается с понятием «эдьютейнмент», или «обучение через развлечение», произошедшего от слияния английских слов «education» («образование») и «entertainment» («развлечение»). Оба этих понятия заключают в себе симбиоз обучения и развлечения, однако «leisure education» больше является видом образования, а «edutainment» представляет собой формат получения знания и является одной из технологий обучения [1, с. 1]. В широком смысле эдьютейнмент подразумевает внедрение игровых и развлекательных активностей в традиционный формат обучения и пересекается с понятием «gamification» («геймефикация»). Эти термины часто отождествляются, однако в эдьютейнменте применяется значительно большее количество развлекательных практик и приемов, в то время как геймификация ограничивается только игрой как одним из способов увлечения обучающихся, поддержания мотивации и создания эдьютейнмент-среды [2, с. 1].
Метод edutainment объединяет в себе элементы образования (education) и развлечения (entertainment) с целью обучения через игровой процесс. Метологическая база данного метода включает в себя следующие основные принципы:
- интерактивность и активное участие учащихся. В рамках метода edutainment учащиеся активно взаимодействуют с учебным материалом, используя игровые элементы и задания.
- адаптивность и индивидуализация обучения. Метод edutainment позволяет учителям адаптировать задания и учебный материал под индивидуальные потребности каждого ученика.
- поддержка мотивации и заинтересованности учащихся. Игровой подход к обучению способствует повышению мотивации учащихся, так как позволяет им учиться в приятной и увлекательной форме.
- развитие критического мышления и проблемного мышления. Метод edutainment стимулирует учащихся к анализу и решению проблем, что способствует развитию их критического мышления.
- использование разнообразных методов и технологий. Для реализации метода edutainment можно использовать различные игровые и интерактивные технологии, такие как
компьютерные игры, мультимедийные презентации, интерактивные задания и т.д., таким образом геймификация является основным приемом данного метода.
Дидактические свойства геймификации (использованию обучающих игр) подробно описаны и проанализированы в работах, посвященных проблемам педагогики, психологии, социологии, цифрового образования. Характеристики и особенности применения обучающей игры нашли отражение в трудах таких исследователей, как И.Л. Бим, Л.В. Выготский, А.В. Конышева, Д.Б. Эльконин. За все время применения обучающих игр были выявлены значительные дидактические и психологические возможности, благодаря чему геймификация не теряет привлекательности и для современного преподавателя вуза. Известен целый ряд определений обучающей игры: игра как способ расширения опыта участников в учебной -максимально приближенной к реальной - ситуации [3, с. 126], как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [4, с. 3], как «особым образом организованное ситуативное упражнение, при выполнении которого создаются возможности для многократного повторения, например речевого образца (образцов), в условиях, максимально приближенных к условиям реального общения (с присущими ему признаками -эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого акта)» [1, с. 166] и многое другое. Одним словом, участник обучающей игры вступает в определенные отношения с другим игроком, а наличие второго субъекта, будь то другой обучающийся или проявленный в реальности тем или иным образом общественный опыт, усиливает гуманизацию обучения. Несмотря на разнообразие форм этих отношений, они составляют человеческое общение, которое, по мысли Ш. А. Амонашвили, является главным методом гуманистического воспитания [5]. Вообще, по мнению специалистов, современной отечественной системе образования необходимы перемены, направленные на создание благоприятных условий для развития личностных качеств обучающихся и формирования надпредметных компетенций. Ценностную ориентацию личности молодого человека требуется связать в области воспитания с так называемым культурным ядром [термин С.Г. Новикова], являющимся воплощением базовых национальных ценностей. Система иноязычной подготовки специалистов военных вузов не является исключением: приоритетность технократического подхода к образованию обусловили острую нехватку технологий обучения, ориентированных на совершенствование и самосовершенствование личности. Усиление гуманизации обучения подразумевает отказ от рутинных видов деятельности и одновременно поиск путей, нацеленных на использование приемов и методов коммуникативного подхода, которые обеспечивают свободное от прямого принуждения мышление, сотрудничество и сотворчество объектов образования. Гуманистическая направленность образования обусловлена принципами, выявленными и получившими подробный комментарий в работах Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, Г.К. Селевко. В ряду основных принципов гуманитарной педагогики в теории и практике обучения языкам наиболее значимым для данного исследования представляется принцип недирективного взаимодействия обучающего и обучающегося, а также принцип формирования творческих способностей личности [5, с. 55]. О гуманистической направленности обучения дисциплине «Иностранный язык» можно говорить лишь в том случае, если имеет место свободное межличностное общение средствами иностранного языка. Обучающая игра по своей сути и нацеливает участников на коммуникативное взаимодействие, обеспечивая «двуплановость и двусубъектность» [термин М.М. Бахтина] мышления, которые М. М. Бахтин считал неотъемлемым свойством гуманитарного мышления. Гуманистическая направленность обучающей игры проявляется в ее функциях: - мотивирует обучающихся к устному общению; - способствует реализации творческого и личностного потенциала, обучающегося в многообразии возможностей; - способствует развитию таких психических процессов, как образное мышление, способность к абстрагированию, обобщению и произвольное запоминание, самостоятельность, инициативность [6]; - входя в комплекс психосберегающих технологий обучения иностранному языку (вместе с аудиовизуальной
наглядностью, музыкой, компьютерным обеспечением, проектной работой и социально-психологическими тренингами), облегчает сложный с психологической точки зрения процесс общения для практического достижения целей; - обеспечивает постоянное эмоциональное взаимодействие между обучающимися. Перечисленные функции обучающей игры придают новое качество практическому занятию, а педагогическими результатами применения обучающей игры можно считать:
- равноправное общение преподавателя и обучающихся;
- свободное от замечаний и дисциплинарных ограничений проявление эмоций в процессе усвоения материала;
- творческую ориентацию личности будущего военного командира на занятии;
- новизну формы преподнесения материала.
Гуманистическая ориентация личности в процессе использования обучающей игры возможна в разновозрастных группах и в контексте различного содержания учебного материала, а также на любом из основных этапов практического занятия - введения, повторения, закрепления и контроля изученного языкового материала. Обращение к игровым технологиям обеспечивает одну из важнейших, по мнению Е.И. Пассова, составляющих содержания обучения - ее речевую направленность [7], - которая зачастую утрачивается на занятии. Например, один из обязательных этапов занятия - введение грамматики - ограничен по времени, но при этом предполагает, с одной стороны, усвоение теоретических знаний о языковом явлении, а, с другой, выполнение грамматических упражнений для контроля усвоенной теории. В этих видах деятельности по сложившемуся в традиционном обучении плану наиболее активно действует преподаватель, причем временно е ограничение не всегда позволяет ему убедиться в успешном овладении новым материалом обучающимися, что особенно верно при работе в большой группе. В данных условиях речевая направленность может быть сохранена лишь в том случае, если использование иностранного языка максимально приближено к реальной ситуации, то есть, путем перевода дидактической задачи в игровую. В этом случае игровые задачи решаются с использованием зрительной опоры на грамматическую таблицу или подобный дидактический материал, содержащий также примеры использования в речи с переводом. Введение грамматики проходит, таким образом, на иностранном языке, что не нарушает коммуникативной обстановки практического занятия и позволяет избежать порочного пути «от грамматики к языку» [Е.И. Пассов, А.В. Конышева, Г.К. Селевко]. Участники обучающей игры в соответствии с правилами следуют двум тактикам игрового поведения, которые по своей сути соответствуют типам речевых упражнений: сначала выполняют речевую задачу, организованную в виде игры (или игровой ситуации), а затем - коммуникативную. Подобное сочетание игровых элементов с дидактическими также позволяет сохранить на занятии характеристики обучающей игры. Усилению гуманизации способствует совместная творческая работа преподавателя и обучающегося, которая проявляется в сотрудничестве, когда обучающийся стремится во что бы то ни стало добиться первенства, «выиграть», показав, с одной стороны, адекватное использование грамматического явления в коммуникативной ситуации, в то же время неосознанно формируя внутренние мотивы к творчеству, характерные для речевого акта. Творчество обучающего предполагает его готовность использовать учебную игру на любом из этапов занятия, способность обогатить исходный замысел и план практического занятия, и, как результат, дать возможность обучающемуся реализовать свою личность в речи.
Таким образом, в целом описывая преимущества метода эдьютейнмент и в частности геймификации, т.е. использованию игр в обучении иностранному языку можно резюмировать, что:
- процесс обучения в военном вузе становится более гуманистически выраженным;
- возрастает мотивация к учению, благодаря интересным и разнообразным заданиям курсанты не теряют интерес к изучению языка.
- происходит интенсивное запоминание информации. Игры, песни и фильмы помогают курсантам запомнить новые слова и выражения, военные термины легче и быстрее.
В целом происходит интенсивное развитие навыков. Учебные игры и упражнения помогают развить навыки общения, аудирования, чтения и письма.
Будущие офицеры вовлечены в учебный процесс, активно участвуют в процессе обучения, что способствует более эффективному усвоению материала.
Таким образом, метод edutainment в целом и его основной прием -геймификация это эффективный инструмент в обучении иностранному языку.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что гуманистический подход в обучении иностранным языкам в военном вузе актуален сегодня, как никогда, а обучающая игра открывает возможности для социализации обучающихся и развития необходимых компетенций без ограничения узкой специализацией. Применение метода эдьютейнмент, делает востребованными приобретенные и сформированные речевые навыки для организации конструктивного диалога, предоставляет благоприятные условия для развития личностных качеств будущего специалиста как субъекта творчества и приобретения новых знаний, а также опыта межличностного взаимодействия.
1. Hussain H., Embi Z. C., Hashim S. A Conceptualized Framework for Edutainment // Informing Science. June 2003. 2. International Standard Classification of Education. ISCED 2011 // UNESCO Institute for Statistics, 2012.
2. Кармалова Ю., Ханкеева А. Эдьютейнмент: понятие, специфика, исследование потребности в нем целевой аудитории // Вестник Челябинского государственного университета. — 2016. — №7(389).
3. Панфилова А.П. Игровая образовательная деятельность как условие развития навыков сотрудничества // Интерактивная наука. - Чебоксары : ООО Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», №6, 2016. - С. 27-33.
4. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М. : Просвещение, 1984. -
5. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М. : Знание, 1982. - 92 с.
6. Бережная И.Ф. Гуманизация общества и гуманитаризация образования как актуальная проблема теории и практики педагогики // Антропоцентрические науки : инновационный взгляд на образование и развитие личности : материалы III Международной, научно-практической конференции. - Воронеж : Научная книга, 2015. - С. 5-10.
7. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. - Мн. : ТетраСистемс, 2004. - 176 с.
8. Стародубцева Е. А. Психосберегающие технологии обучения иностранному языку в языковом вузе (на материале преподавания английского языка) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Спец. 13.00.02. - М., 2007 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ы*р://паика-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-02/dissertaciya-psihosberegayuschie-tehnologii-obucheniyainostrannomu-yazyku-v-yazykovom-vuze#ixzz5dbpJ4Rqn
9. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М. : Просвещение, 1989. - 278 с.
ЛИТЕРАТУРА
112 с