Научная статья на тему 'ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКА'

ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭДЪЮТЕЙНМЕНТ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковязина Инна Валентиновна, Остякова Галина Владимировна

Статья посвящена актуальным вопросам внедрения новых развивающих технологий в образовательный процесс. Одной из главных задач, стоящих сегодня перед школой, является максимальное развитие личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Говоря о перспективах развития психолого-педагогических технологий в отечественной педагогике, все чаще мы используем понятие «эдъютейнмент». Включение игры в процесс обучения не является чем-то новым и необычным в практике образования. Вместе с тем, эдъютейнмент - это не просто игровая ситуация, это обучение, от которого ребенок получает удовольствие, испытывает радость, это подход, соединяющий обучение и развлечение. Данное понятие состоит из сочетания английских «education» и «entertainment», что дословно можно перевести как «обучение с развлечением». В статье представлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме применения эдъютейнмента в образовании и воспитании учащихся, а также результаты исследования эффективности использования данной технологии в процессе обучения учащихся подросткового возраста, развития их творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUTAINMENT AS AN EFFECTIVE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF CREATIVE THINKING OF A TEENAGER

The article is devoted to topical issues of the introduction of new developing technologies in the educational process. One of the main tasks facing the school today is the maximum development of the personality of each child, taking into account his individual abilities and capabilities. Speaking about the prospects for the development of psychological and pedagogical technologies in Russian pedagogy, we increasingly use the concept of “education”. The inclusion of games in the learning process is not something new and unusual in the practice of education. At the same time, education is not just a game situation, it is learning from which the child enjoys, experiences joy, it is an approach that combines learning and entertainment. This concept consists of a combination of English “education” and “entertainment”, which can literally be translated as “learning with entertainment”. The article presents an analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of the use of edutainment in the education and upbringing of students, as well as the results of a study of the effectiveness of using this technology in the process of teaching adolescent students, the development of their creative abilities.

Текст научной работы на тему «ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКА»

Эдьютейнмент как эффективная психолого-педагогическая технология формирования творческого мышления подростка

Ковязина Инна Валентиновна,

к.психол.н., доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тюменский государственный университет

E-mail: i.v.kovyazina@ utmn.ru

Остякова Галина Владимировна,

к.пед.н., доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тюменский государственный университет

E-mail: [email protected]

Статья посвящена актуальным вопросам внедрения новых развивающих технологий в образовательный процесс. Одной из главных задач, стоящих сегодня перед школой, является максимальное развитие личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Говоря о перспективах развития психолого-педагогических технологий в отечественной педагогике, все чаще мы используем понятие «эдъютейнмент». Включение игры в процесс обучения не является чем-то новым и необычным в практике образования. Вместе с тем, эдъютейнмент - это не просто игровая ситуация, это обучение, от которого ребенок получает удовольствие, испытывает радость, это подход, соединяющий обучение и развлечение. Данное понятие состоит из сочетания английских «education» и «entertainment», что дословно можно перевести как «обучение с развлечением». В статье представлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме применения эдъютейнмента в образовании и воспитании учащихся, а также результаты исследования эффективности использования данной технологии в процессе обучения учащихся подросткового возраста, развития их творческих способностей.

Ключевые слова: эдъютейнмент, психолого-педагогические технологии, подростковый возраст, творческое мышление.

о с

CJ со

Первые попытки внедрить в практику обучения эдьютейнмент относят примерно к 70-м годам прошлого столетия. В это же время понятие «эдьютейнмент» входит в педагогику и рассматривается как технология обучения детей и взрослых. Широкое распространение в нашей стране данный феномен получил в 90-е годы прошлого столетия.

Сегодня технология эдъютейнмента достаточно часто используется в практике образования и воспитания, но, как правило, в отношении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Нас интересует специфика применения технологии эдъютейнмента в обучении школьников подросткового возраста, когда сама по себе игра уже не является ведущим видом деятельности.

Исследованию феномена «эдъютейнмент» посвящены работы таких ученых как О.А. Богданова, Е.В. Горбачёва, Н.В. Гуремина, О.О. Дьяконова, Е.Ю. Кармалова, Н.А. Кобзева, Л.В. Путинце-ва, Т.В. Самосенкова и И.В. Савочкина и др.

На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе отсутствует единое представление о данном феномене. Так, Е.В. Горбачева рассматривает «эдьютейнмент» как некое «новомодное название», суть которого состоит в том, что образовательный процесс осуществляется «через игру с развлечением», где использование игрового метода выступает ведущим аспектом данного образования [3, с. 130-132].

Некоторые ученые (Н.А. Кобзева, Т.В. Сапух и др.) рассматривают эдъютейнмент как «особую технологию обучения, включающую в себя совокупность современных технических и дидактических средств обучения, основанную на концепции обучения через развлечение» [8, с. 30-34].

Гнатюк О.Л. определяет «эдьютейнмент» как «цифровой контент, соединяющий образовательные и развлекательные элементы» и обеспечивающий при этом информирование аудитории при «максимально облегченном анализе событий» [2, с. 65].

Попов А.В. использует такое определение, как «игразование - донесение одной важной идеи, создание динамических стереотипов, прецедентов, позволяющих учащимся в ситуации реального выбора совершать действия автоматически» [6, с. 3].

Другой важной составляющей игрового образования, по мнению российских ученых, исследующих игру как метод образования, является такой компонент как креативное образование, то есть целенаправленное и последовательное освоение знаний учеником в творческой деятельности с формированием творческого опыта. Также ос-

новой для сформированности игрового обучения служит комплексность дидактических материалов и современных средств обучения.

Многие исследователи считали, что технология «игразования» частично связана с такими науками как педагогика, информатика и психология. Сочетание данных предметов дает хороший результат в образовании всех групп населения [3, с. 131].

В данном контексте в технологию эдьютеймен-та могут быть включены различные формы развлечения, такие как компьютерные игры (различные цифровые контенты), музыка, фильмы и др.

Данное представление позволяет разграничить понятие «эдьютеймент» от понятия «геймифика-ция», которое может рассматриваться как «применение игровых элементов в неигровом контексте» [1, с. 8-17]. Это понимание позволяет увидеть эдьютейнмент не как деятельность с использованием игрового метода, а как интегративную образовательную технологию.

Рассматривается эдьютейнмент в зарубежной литературе и как «педагогическая стратегия» (Р. Донован), и как «специфическая творческая деятельность» (М. Эддис), как «место, где могут дети наслаждаться тем, что изучают» (Я. Ванг) и т.д.

Дьяконова О.О. подчеркивает, что эдьютейнмент объединяет в себе положительные аспекты из психологии, педагогики, информатики и т.д. Он основан на коммуникативных теориях и гуманистических педагогических принципах [5, с. 1-4].

Заслугой данной технологии является важная закономерность развития личности обучаемого -это активное участие ребенка в процессе обучения и воспитания, рассмотрение его как субъекта учебной деятельности, в сочетании с использованием развлекательного контента в образовании. Сутью использования данной технологии являет-

ся создание специфической деятельности с применением современных дидактических и технических средств.

Во многих странах Европы данная технология широко используется повсеместно, позволяя создавать положительную мотивацию в образовательном процессе, сочетая в себе возможность хорошо провести время и при этом обучаться чему-либо.

Данный тип обучения, не только дает учащимся возможность получить необходимые знания с удовольствием и интересом, но и помогает осознавать, что результат учебной деятельности зависит от него самого. Это создает условия для повышения ответственности учащихся, активного их включения в совместную с педагогом деятельность, как на уроке, так и во внеурочное время. Дети становятся более собранными, дисциплинированными, внимательными.

Средства технологии эдьютейнмента представлены на рисунке 1.

Следует отметить универсальность технологии эдьютейнмента: она может быть использована везде, где имеется информационно-образовательное пространство.

«Одним из факторов успешного формирования творческого потенциала личности ребенка, подростка выступает комфортная развивающая образовательная среда, где немаловажная роль принадлежит применению эффективных и целесообразных педагогических технологий» [7, с. 74].

Благодаря «эдьютейнменту», между обучающимся и информацией, которую хочет донести педагог, возникает эмоциональная связь, и учащийся легче усваивает учебный материал. Новые знания, умения и навыки как бы моделируются и подстраиваются под каждого ребенка и становятся более доступными и понятными.

Рис. 1. Классификация средств эдьютейнмента

На сегодняшний день средства используемые технологией эдьютейнмента уже считаются характерной чертой образовательного пространства предлагаемого детям и подросткам с целью по-

вышения творческого потенциала подрастающей личности. Образовательная программа, составленная при помощи эдьютейнмент-подхода, должна содержать определенные составляющие, кото-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

рые будут способствовать развитию творческого мышления младшего подростка.

Эдьютейнмент-технология в воспитании и обучении младших подростков реализует следующие функции:

1. Развлекательная - урок состоит не из скучных уроков, а имеет вид творческого действа, в которое включены все участники игрового процесса.

2. Воспитательная - реализуется в воспитании, таких качеств, как внимательность по отношению к товарищу в игре

3. Обучающая - помогает развитию таких естественных процессов, как памяти, внимания, восприятия, что в большей степени содействует овладению иностранным языком.

4. Релаксирующая - снятия психического напряжения.

5. Коммуникативная - развитие речевых навыков при обучении иностранным языкам.

6. Психологическая - формирование психологически устойчивой личности для осуществления дальнейших эффективных действий.

7. Развивающая - нацелена на полноценное и всестороннее развитие личности школьника. Таким образом, «эдьютейнмент» - это современная психолого-педагогическая инновационная технология, которая опирается на визуализацию в учебном процессе, на актуальные психологические технологии, используя элементы информационных и коммуникационных технологий, информативных и менее дидактических методах преподавания. «Целью данной технологии является активизация анализа событий, поддерживание эмоциональной связи с объектом обучения, привлечение и длительное удерживание внимания обучающихся» [5, с. 1-4].

Для решения поставленной цели и сформулированных задач исследования нами было проведено экспериментальное исследование на базе МАОУ СОШ№ 12 г. Тобольска, в котором приняли участие 50 школьников 6-х-7-х классов.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были выявлены критерии (лич-ностно-креативный, мотивационно-ценностный, когнитивно-эмоциональный критерий, рефлексивный и др.), указывающие на сформированность творческого мышления. Креативность, критическое мышление, гибкость в принятии решений, позицию творца и др. оценивали с помощью методики Э.П. Торренса; любознательность, разнообразие интересов с помощью методики И.Н. Ку-бриной; эмоциональное отношение, рефлексивный аспект проведения занятий осуществлялся с помощью методики «Цветопись» (автор Левано-ва, методика А.Н. Лутошкина) и возможность продуцировать новые образы, оригинальность и др. 5 с помощью методики «Несуществующее живот-5 ное» М.З. Дукаревич. Методы исследования: экс-£3 перимент, тестирование и проективный метод. еЗ По результатам констатирующего эксперимен-ав та по методике И.Н. Кубриной нами было выявле-

но, что склонность к творчеству выражена у 60% подростков, средний уровень склонности у 20% и у 20% респондентов отмечается низкий уровень. Анализируя критерий «разнообразия интересов» можно отметить, что у подростков преобладает средний уровень (у 46%) и у 32% испытуемых явной выраженности разнообразия интересов не выявлено, высокий уровень отмечен у 22% респондентов. Данные, полученные по критерию «любознательность» свидетельствуют о том, что у 30% она выражена слабо, у 46% выражена средне и явно выраженно у 24% испытуемых.

Анализ результатов по методике Э.П. Торренса показывает, что высокий уровень у подростков отмечен только в показателях «беглости» и «гибкости» у 20% подростков. Отмечается также низкий уровень разработанности у 50% подростков и у 46% по показателю оригинальности. Полученные данные по показателю «беглость» свидетельствуют о том, что средний уровень выявлен у 46% детей, по и у 32% диагностируется низкий уровень. Средний уровень по показателям гибкости и оригинальности наблюдается у 32% испытуемых.

Данные исследования могут свидетельствовать о том, что у большинства опрошенных недостаточно развиты такие показатели как беглость, оригинальность, гибкость и разработанность. Подростки испытывают сложности в формулировании новых идей, логичных ответов на вопросы, грамотной детализации объекта и др., при этом используют простые и однотипные интерпретации рисунков и ситуаций. Любознательность у данной группы подростков преимущественно выражена на среднем и низком уровне. Подростки, как правило, не склонны к поиску ответов на вопросы, ищут «легкие» пути в обучающейся деятельности, в повседневной жизни часто используют стандартные варианты решения ситуаций и др. Полученные данные свидетельствуют о необходимости оптимизации образовательного процесса с целью активизации учебной деятельности подростков и создания условий для развития творческого мышления учащихся.

При проведении «Цветописи» в начале эксперимента было отмечено, что подростки сперва не отличались восторженным и радостным настроением в процессе диагностики, у большинства преобладало спокойное настроение, у 2-х испытуемых (4%) - светлое, приятное настроение и у трех человек (6%)- неудовлетворительное. В результате беседы было выявлено, что негативная тенденция частично связана с личными переживаниями подростков, а также с волнением по поводу предстоящей работы. В завершении первого этапа исследования наблюдались положительные сдвиги в отношении к тому, что происходит, многие подростки выбрали желтые, оранжевые и красные цвета.

На основании анализа рисунков школьников выявлено, что большинство рисунков, а именно 78%, выполнены с опорой на стандартный принцип рисования животных, то есть на рисунках подростков присутствуют голова, туловище и конеч-

ности, а само животное составлено из различных частей других животных. Такой способ выполнения рисунка свидетельствует в пользу упрощенного подхода к поставленной задаче. Исследование также показало, что рисунки подростков не отличаются оригинальными названиями, преимущественно были использованы юмористические, комические названия, что может свидетельствовать о наличии у них чувства юмора.

На основе результатов диагностики были выделены экспериментальная и контрольная группы, в экспериментальную вошли 30 подростков, у которых преимущественно были отмечены проблемы в развитии творческого мышления.

На формирующем этапе исследования нами был разработан комплекс занятий для педагогов и педагогов-психологов, который можно использовать при работе с подростками при формировании творческого мышления. Он содержал такие средства эдьютейнмент-технологии как спитинг, кейс-метод, образовательный веб-квест (с использованием коллажа и вайна), инфотейнмент и др., которые служили для активизации образовательного процесса и развития творческого мышления подростков. Так образовательные веб-квесты использовались для оптимизации мультимедийных занятий, метод кейсов или обучение методом жизненной ситуации для иллюстрации примеров, спи-тинг как активизация ролевого общения педагога с младшими подростками, инфотейнмент как доступный формат рассмотрения сложных и непонятных тем.

В начале и завершении занятий также использовалась методика «Цветопись» с целью оценки настроения подростков и эмоционального отношения к тому, что происходит на занятиях. Результаты диагностики свидетельствовали о преимущественно положительном отношении к происходящему, иногда спокойном и нейтральном.

Контрольный этап исследования показал, что у большинства опрошенных подростков по результатам диагностики по методикам Э.П. Торренса и И.Н. Кубриной наблюдаются положительные сдвиги в показателях развития творческого мышления.

После проведения формирующего эксперимента у подростков экспериментальной группы склонность к творчеству увеличилась на 20%, а также по критериям разнообразие интересов и любознательности мы наблюдаем положительную динамику (на 14%). По результатам контрольной диагностики было выявлено, что уровень оригинальности и гибкости мышления в экспериментальной группе повысился, так средний уровень по данным показателям вырос на 12%, а низкий уровень по данным показателям снизился на 12% соответственно. У 3-х испытуемых был отмечен высокий уровень оригинальности, который отсутствовал вначале эксперимента.

Согласно результатам диагностики по методике «Несуществующее животное», можно отметить, что ярко выраженных изменений у большинства

подростков в названии рисунков и их представлении выявлено не было, при этом у пяти человек экспериментальной группы по итогам тестирования рисунки отличались большей оригинальностью, чем вначале эксперимента. Данные результаты, на наш взгляд, связаны с тем, что необходима более длительная работа в этом направлении, которая будет включать совместную творческую деятельность подростков. При этом стоит отметить, что большинство рисунков отличались необычным построением, была выстроена перспектива. Это, на наш взгляд, может свидетельствовать о положительных сдвигах в данной области.

В контрольной группе детей существенных отличий в показателях выявлено не было.

Для доказательства гипотезы исследования о том, что показатели творческих способностей у младших подростков до и после проведения занятий с помощью различных средств эдьютейн-мент технологии достоверно отличается, был применен Mann-Whitney-U Test с целью выявления различий в экспериментальной группе до и после проведения занятий с помощью применения технологии эдьютейнмента. Полученные эмпирические значения иэмп находится в зоне значимости. Было выявлено, что гипотеза Н1 о том, что показатели развития творческого мышления у подростков в экспериментальной группе до и после проведения занятий с помощью различных средств эдьютейнмент технологии достоверно отличаются в сравнении с показателями контрольной группы, подтвердилась (различия статистически достоверны (р<0,05)).

Таким образом, на контрольном этапе исследования у подростков отмечены положительные изменения в развитии творческого мышления, что может говорить об эффективности разработанной программы. Стоит отметить, что у учащихся благодаря комплексным мерам в целом удалось способствовать развитию творческого мышления, формированию оригинальности, творческости. При этом полученные данные свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы с целью поддержания творческого интереса и развития креативности учащихся. Итак, на основе сравнения показателей развития творческого мышления подростков, до начала эксперимента и после его завершения, можно сделать вывод об эффективности программы с использованием технологии эдьютейнмента.

Внедрение средств эдьютейнмент-технологии в образовательный процесс подростков позволяет развивать у данной возрастной категории детей способность к восприятию, эмоциональной отзывчивости, оригинальности, фантазии, беглости, гибкости, образного, а также ассоциативного мышления, активизировать развитие всех психических процессов: восприятия, ощущения, воображения, памяти и внимания. Исходя из данных контрольного этапа эксперимента, приходим к выводу, что разработанная программа дала положительные результаты развития творческого мыш-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ления младших подростков, что соответствует современным образовательным требованиям и способствует становлению творческой личности.

Накопленный психолого-педагогический опыт позволяет утверждать, что процесс развития творческого мышления подростков посредством технологии эдьютейнмента не ограничивается образовательным процессом и разработанными условиями, а может происходить и во внеучебной деятельности, быть непрерывным и целостным, ориентированным на особенности современного социокультурного пространства.

В результате нашего исследования и на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования творческого мышления подростков нами были сформулированы следующие рекомендации для педагогов:

1. На занятиях с подростками педагогу необходимо использовать игры и задания, способствующие развитию ассоциативно-образного мышления, воображения, творческих способностей, экспериментированию.

2. При работе с подростками по формированию творческости применимы такие средства эдьютейнмент-технологии как спитинг, кейс-метод, образовательный веб-квест, инфо-тейнмент и др., которые служат активизации образовательного процесса и развитию творческого мышления подростков.

3. Для организации и проведения занятий необходимо насыщать учебную среду различными необычными наглядными материалами, заинтересовать учащихся с помощью использования различных средств обучения.

4. Необходимо, чтобы каждое занятие приносило детям положительные эмоции (такие как наслаждение, радость, удовольствие, чувство уверенности и др.).

5. На каждом занятии необходимо воспитывать у подростков стремление к саморазвитию и самовыражению, неординарность и креативность в выборе решений, поддерживать любые начинания и индивидуальное видение решения той или иной проблемы.

6. При построении занятий для подростков с целью развития творческого мышления необходимо использовать арсенал различных активных методов обучения.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, о том, что использование технологии эдьютейнмента создает творческую атмосферу в познавательной деятельности, которая оказывает благоприятное влияние на становление личности ребенка, позволяет формировать его креативность. Технология открывает возможности для творчества школьников, тем самым вовлекая их в эту деятельность, способствуя самораскры-о тию, индивидуализации и креативности, форми-£ рованию стойкого интереса к получению знаний, g дальнейшему развитию и самосовершенствова-~ нию. Обучение в рамках данной технологии со-z держит в себе развивающий контент, то есть дети

и подростки находят закономерности, делают самостоятельные выводы, строят как альтернативные модели того или иного события, процесса, так и противоречивые модели и т.д., что способствует развитию их творческого мышления, становлению их творческой активности. В данной ситуации нет страха в фантазировании, пробах, описании и реализации задуманного. Неслучайно, при характеристике эдьютейнмента, упоминают термин «креативное образование».

Литература

1. Буров В.А. Эдьютейнмент и геймификация в обучении иностранному языку: сходства и различия // Вопросы методики преподавания в вузе. 2020. Т. 9. № 35. С. 8-17.

2. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. М.: КНОРУС, 2010. 256 с.

3. Горбачева Е.В. Эдьютейнмент - он повсюду, или Современное подрастающее поколение нужно учить по-другому // Молодой ученый. 2020. № 1 (291). С. 130-132. URL: https:// moluch.ru/archive/291/66070/ (дата обращения: 18.07.2023).

4. Гуремина Н.В., Путинцева Л.В. Эдьютейнмент как эффективная технология развития творческого потенциала личности в учебном процессе // Журнал «Russian Journal of Education and Psychology». 2016. С. 88-94.

5. Дьяконова О.О. Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 182-185. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/ponyatie-edyuteynment-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-pedagogike

6. Кобзева Н.А. Edutainment как современная технология обучения // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 4. Т. II. С. 192-195.

7. Ковязина И.В., Яркова Г.А., Семенихи-на К.В. Формирование творческого потенциала детей средствами арт-терапии в условиях этнокультурного центра // Педагогическое образование. 2022. Том 3. № 2. С. 73-79. https://po-journal.ru/wp-content/uploads/2022/04/ ped-obrazovanie-t-3-2-2022.pdf

8. Сапух Т.В. Применение технологии «Эдьютейнмент» в образовательной среде // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2016. № 8 (173). С. 3034.

EDUTAINMENT AS AN EFFECTIVE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF CREATIVE THINKING OF A TEENAGER

Kovyazina I.V., Ostyakova G.V.

Tyumen state university

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to topical issues of the introduction of new developing technologies in the educational process. One of the main tasks facing the school today is the maximum development of the personality of each child, taking into account his individual abilities and capabilities. Speaking about the prospects for the development of psychological and pedagogical technologies in Russian pedago-

gy, we increasingly use the concept of "education". The inclusion of games in the learning process is not something new and unusual in the practice of education. At the same time, education is not just a game situation, it is learning from which the child enjoys, experiences joy, it is an approach that combines learning and entertainment. This concept consists of a combination of English "education" and "entertainment", which can literally be translated as "learning with entertainment".

The article presents an analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of the use of edutainment in the education and upbringing of students, as well as the results of a study of the effectiveness of using this technology in the process of teaching adolescent students, the development of their creative abilities.

Keywords: education, psychological and pedagogical technologies, adolescence, creative thinking.

References

1. Burov V.A. Edutainment and gamification in teaching a foreign language: similarities and differences // Questions of teaching methods at the university. 2020. V. 9. No. 35. S. 8-17.

2. Gnatyuk O.L. Fundamentals of communication theory. M.: KNORUS, 2010. 256 p.

3. Gorbacheva E.V. Edutainment is everywhere, or the modern rising generation needs to be taught differently // Young scientist. 2020. No. 1 (291). pp. 130-132. URL: https://moluch.ru/ar-chive/291/66070/ (date of access: 07/18/2023).

4. Guremina N.V., Putintseva L.V. Edutainment as an effective technology for the development of the creative potential of the individual in the educational process // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. P. 88-94.

5. Dyakonova O.O. The concept of "edutainment" in foreign and domestic pedagogy // Siberian Pedagogical Journal. 2012. No. 6. S. 182-185. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-edyuteynment-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-pedagogike

6. Kobzeva N.A. Edutainment as a modern learning technology // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2012. No. 4. Vol. II. pp. 192195.

7. Kovyazina I.V., Yarkova G.A., Semenikhina K.V. Formation of the creative potential of children by means of art therapy in the conditions of an ethnocultural center // Pedagogical education. 2022. Volume 3. No. 2. pp. 73-79. https://po-journal.ru/wp-con-tent/uploads/2022/04/ped-education-t-3-2-2022.pdf

8. Sapukh T.V. Application of technology "Edutainment" in the educational environment // Bulletin of the TSPU (TSPU Bulletin). 2016. No. 8 (173). pp. 30-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.