Научная статья на тему 'Герценовский университет в мировом и европейском образовательном и научном пространстве'

Герценовский университет в мировом и европейском образовательном и научном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РГПУ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круглов Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Герценовский университет в мировом и европейском образовательном и научном пространстве»

А. Ю. Круглов,

директор института международных связей

ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В МИРОВОМ И ЕВРОПЕЙСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И НАУЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Июньское заседание Ученого совета, традиционно посвященное международной деятельности университета. Тематика сегодняшнего доклада подразумевает использование не столько статистических данных, призванных осветить состояние международной деятельности РГПУ им. А. И. Герцена с количественной стороны, сколько комплексную аналитическую составляющую. Ее целью будет оценка тех моментов, в которых международная деятельность РГПУ им. А. И. Герцена уже приобрела либо имеет потенциал для серьезных качественных изменений.

Именно идентификация этого качественного начала позволит говорить о том, какое место занимает наш университет в мировом и европейском образовательном и научном пространстве, и о том, что необходимо предпринять, чтобы процесс позиционирования в нем был более быстрым и эффективным.

Как и большинство университетов мира, РГПУ им. А. И. Герцена участвует в кро-

потливой работе по созданию глобального общества знания. Убежден, что только оно станет гарантом благополучия и стабильности в экономической, социальной и политической сферах жизнедеятельности современного человечества. Наш университет, который действует в самом сердце «треугольника знаний», который формируют «образование», «исследование» и «инновации», неизбежно вовлечен в систему международных отношений, без которой эти ключевые понятия были бы односложны, изолированы, неконкурентоспособны. Таким образом, представляется, что эффективная международная деятельность становится немаловажным фактором успеха вуза в стране и на мировой арене.

Обращение к вопросу развития международного сотрудничества в нашем университете и причисление его к числу наиболее актуальных и заметных векторов в динамике развития вуза явились результатом осознания тех явлений в российском обществе, которые происходят на фоне

быстрого вхождения России в мировое сообщество и, соответственно, вхождения отечественной профессиональной школы в международное образовательное и научное пространство, равно как и выход на международный рынок образовательных услуг. Все это требует новых подходов к формам и средствам международной деятельности, обновления и оптимизации практики международного сотрудничества, ее организации, практического внедрения и учета на всех уровнях образовательной и научной деятельности. Более того, это неизбежно в условиях процесса интернационализации мировой системы образования и глобализации экономики. Актуальность данной проблематики неразрывно связано и с тем инновационным вектором развития, который выбрал наш вуз: международная деятельность является одним из важнейших факторов, обеспечивающих инновационное развитие Герценовского университета.

Международное сотрудничество университета представляет собой взаимовыгодное и целенаправленное взаимодействие с образовательными и научными учреждениями разных стран, нацеленное на обмен интеллектуальными ресурсами (идеями, новыми разработками, учебнометодическими материалами, технологиями), на развитие образовательной мобильности студентов и аспирантов, на развитие академической мобильности профессорско-преподавательских кадров, на укрепление межкультурных и деловых связей.

Наше партнерство с зарубежными вузами и научными центрами обусловлено развитием общественных потребностей, реализацией гуманистической миссии университета. Должен отметить, что данное партнерство имеет и ощутимую финансовую выгоду.

Представляется, что современные инициативы Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки РФ играют принципиально важную роль в построении инновационной систе-

мы образования граждан с учетом как мирового и европейского опыта, отразившегося в положениях Болонской декларации, так и глобальных экономических, социальных, демографических и политических трендов. Система двухуровневого образования, учет международного образовательного опыта в разработке образовательных программ, программы академической мобильности и профессионального обмена и повышения квалификации, международные образовательные программы, реализуемые в нашем университете, ведут к формированию абсолютно нового типа выпускника, чье образование, квалификация и профессиональные навыки будут отвечать требованиям современного рынка, пронизанного сетью международных взаимосвязей и отношений, и которые будут абсолютно конкурентоспособными не только на общероссийском, но и на мировом уровне. Перед лицом массовых экономических, политических и технологических преобразований, демографических изменений, происходящих во всем мире, такие инициативы не только логичны, но и неизбежны.

Несомненно, РГПУ им. А. И. Герцена, как вуз, обладающий социальной ответственностью, должен всесторонне развивать уровень образовательных услуг, которые будут отвечать запросам глобальной экономики и общества в XXI в. и, в первую очередь, потребностям Российской Федерации. Это должно отразиться в тех знаниях и умениях, профессиональных качествах и компетенциях, ценностных ориентирах, которые позволят студентам стать эффективными и конкурентоспособными работниками в быстро меняющемся многокультурном мире, равно как и членами общества, обладающими социальной ответственностью.

Международное образовательное и научное сотрудничество, реализуемое в нашем университете, позволяет: а) осуществлять обучение и подготовку иностранных граждан на различных факультетах и в аспирантуре; б) обеспечивать програм-

мы студенческого обмена и стажировок для студентов и аспирантов, что предоставляет возможность учащимся приобрести зарубежный опыт в течение стажировок; в) обеспечивать программы академической мобильности для профессорско-преподавательских кадров, направляя их для преподавания в зарубежные вузы, для изучения опыта коллег в ведущих зарубежных университетах, участия в международных конференциях и симпозиумах; г) обеспечивать программы повышения квалификации для административного аппарата через участие в зарубежных стажировках, а также деловые визиты в зарубежные вузы, образовательные и научноисследовательские центры; д) расширять географию зарубежных партнеров РГПУ им. А. И. Герцена; е) участвовать в самостоятельных и совместных с вузами-парт-нерами международных проектах, финансируемых как российской стороной, так и международными организациями и фондами; ж) развивать деловые международные контакты как через уже упомянутые выше мероприятия, так и повседневную рутину информационного поиска и деловой переписки.

В ноябре 2007 г. произошло очень важное событие для жизни нашего университета: мы были приняты в Глобальную университетскую сеть по инновациям (GUNI — Global Network for Innovation). Кроме этого, мы продолжили участие в Сети университетов стран региона Балтийского моря (BSRUN — Baltic Sea Region University Network). Участие в международных сетях — прекрасный и очень эффективный инструмент претворения в жизнь инициатив по организации новых международных проектов, представительных конференций, расширения контактной базы зарубежных партнеров и поддержания существующей в рабочем состоянии. Тем не менее, представляется, что участие РГПУ им. А. И. Герцена в международных сетях до конца не реализовано. Одним из выходов из данной ситуации, на мой взгляд, является инициализация факульте-

тами, институтами и структурами университета собственного международного сетевого взаимодействия. Данные инициативы позволят оптимизировать существующие международные, внутренние и региональные контакты, увеличить их число за счет новых партнеров, повысить эффективность профессиональной коммуникации, гарантированно привлечь к участию ведущее руководство зарубежных вузов и научных центров, а также международных организаций и фондов; с наибольшей степенью вероятности получить грантовую поддержку на сетевые проекты, равно как и получить финансовую поддержку для собственной деятельности за счет членских, организационных взносов, выручки от продаж тематических исследований, альманахов и сборников.

Деятельность, направленная на более эффективное позиционирование РГПУ им. А. И. Герцена в мировом и европейском научном и образовательном пространстве, обеспечивается реализацией целого набора функций международного сотрудничества. Данные функции позволяют рассмотреть международную деятельность РГПУ им. А. И. Герцена, в первую очередь, в качественной плоскости и к ним необходимо отнести: совершенствование образовательной деятельности университета, включающей обучение иностранных учащихся, работа с которыми неизбежно ведет к повышению профессиональной квалификации преподавателей и сотрудников, равно как и профессиональных требований, предъявляемых к ним; развитие образовательной и академической мобильности, включающей осуществление различных форм обмена студентами, повышения квалификации профессорско-преподавательских и административных кадров университета; содействие развитию инфраструктуры университета, его структурных подразделений, участвующих в международных проектах, организации и проведении международных мероприятий различного уровня; содействие более эффективному и оп-

тимальному позиционированию университета в мировом образовательном и научном пространстве с учетом существующих векторов развития и тенденций, равно как и актуальных тем в науке и образовании; развитие технологии международной и укрепление навыков межкуль-турной коммуникаций как среди профессорско-преподавательских и административных кадров университета, так студентов и аспирантов.

Совершенствование образовательной деятельности университета осуществляется за счет повышения компетенции педагогических и научных кадров, участвующих в различных зарубежных стажировках, обеспечивающих овладение передовыми формами, методами, средствами и технологиями обучения. Научно-педагогические кадры, активно участвующие в международных проектах с вузами-партнерами, неизбежно должны отличаться высокой профессиональной компетентностью, предусматривающей высокий уровень знаний и широкую эрудицию в научно-предметной области, которая интернациональна по характеру и не может развиваться без постоянного интеллектуального обмена, профессиональной коммуникации и взаимодействия. Особое место в компетенциях профессиональных кадров должны занимать знания иностранных языков. Процесс интернационализации образования включает в себя не только развитие международных программ, но и профессиональный рост кадрового состава, вовлеченного в их разработку и реализацию. Преподаватели университета должны понимать, что в условиях «демографической дыры», когда в 2010 г. в вузы страны придет в два раза меньше студентов, чем 2008 г., выходом из сложной ситуации может стать переориентация или частичная переориентация образовательных программ на иностранных студентов. Однако не все эти студенты будут из КНР или Индии, то есть из стран — наиболее вероятных поставщиков иностранных студентов ближайший десяток лет, которые сначала пройдут через интен-

сивное подготовительное языковое обучение на факультете русского языка как иностранного. Очевидно, что немалая часть из них будет англоязычной.

Сегодня все европейские страны вовлечены в двусторонний процесс международной мобильности студентов и преподавателей, что стало характерной чертой научной жизни и деятельности учебных заведений современности, содержанием огромного числа международных проектов. Академическая мобильность, в которую включен наш университет, представляет собой процесс обмена учащимися и преподавателями вуза. Данный процесс имеет свою многолетнюю историю и в настоящее время тесно связан с процессом совершенствования образовательной и научной деятельности нашего университета, поскольку создает условия для совместной деятельности представителей РГПУ им. А. И. Герцена и наших зарубежных коллег и партнеров, а также, что немаловажно, является существенным фактором в создании единого образовательного научного пространства. Тем не менее, представляется, что данный процесс не однозначен, и его нельзя рассматривать исключительно в положительном контексте. Оставив вне зоны рассмотрения серьезные проблемы «утечки мозгов» и универсализации культур, можно отметить другую, как мне представляется, более насущную проблему, которая заключается в том, что академическая мобильность невольно замедляет развитие коммуникации, строящейся на использовании современных технологий связи. При высоком потенциале и уже имеющейся инфраструктуре (ресурсные центры на всех факультетах и в большинстве институтов РГПУ, система РОЬУМЕБ1Л) опыт организации видеоконференций, а также конференций на основе использования компьютерных технологий коммуникации носит в нашем вузе, увы, не регулярный характер. Тем не менее дистанционное взаимодействие с использованием средств коммуникации уже далеко не нов, а явля-

ется рутиной образовательного процесса и академического взаимодействия.

Международное сотрудничество с зарубежными вузами-партнерами, участие в международных семинарах, конференциях и сетях позволяют нашему вузу использовать передовой, ценный опыт по совершенствованию процессов управления нашим университетом в условиях современных экономических реалий, равно как и мировых, европейских образовательных трендов. Уже сейчас, в рамках решения ключевых задач инновационной образовательной программы, мы все чаще используем технологию проект-менеджмента, равно как и технологию рабочих групп. Тем не менее в данном процессе есть и проблемы. К главной проблеме можно отнести недостаток, а точнее, полное отсутствие кадров, профессиональной квалификацией которых являлись бы вопросы организации международных мероприятий как крупных и представительных, так и более мелких. Особая надежда в ходе ее разрешения возлагается на уже начатый процесс разработки новых образовательных программ по конгрессной деятельности, подготовке гидов-перевод-чиков, переводчиков высшей квалификации, а также модуля 5 инновационной образовательной программы «Технологии международной коммуникации в области науки и образования». Организационные мероприятия международной деятельности должны стать для них надежной и эффективной площадкой практической апробации. Весьма перспективной представляется инициатива организации особой рейтинговой системы для студентов, которая включала бы кроме личных успехов в учебе, участия в работе СНО, студенческого совета, культурной и спортивной жизни РГПУ им. А. И. Герцена еще и участие в международных мероприятиях и программах. Эта слагаемая, которая должна иметь существенную долю в общем рейтинге, должна быть залогом попадания студента в первую пятерку лучших студентов университета, пре-

доставлять возможность получить сертификат на зарубежную стажировку. Привлечение рейтинговой системы позволит реализовать систему «университет — студенту, студент — университету». Система рейтингов станет университетским механизмом поддержки студенческой инициативы, заставит задуматься тех студентов, которые пока не участвуют в жизни университета, а следовательно, не участвуют в его международной деятельности. В рамках организации и проведения, подведения итогов международной конференции ЮНЕСКО «Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы», прошедшей в нашем университете 19-20 июня, были сделаны первые шаги на пути приближения к учету и оценке участия студентов в международной жизни нашего университета.

Следующей функцией международного сотрудничества, которую можно идентифицировать в рамках рассмотрения деятельности РГПУ, является развитие и укрепление навыков международной и меж-культурной коммуникации. Действительно, студенты и преподаватели, сотрудники вуза, которые участвуют в программах академического обмена и зарубежных стажировках, представляют не себя лично, но свой вуз, свой город и страну. Причем данный процесс представляет собой насыщенную мультинаправленную деятельность по созданию особой культурной реальности, которая в будущем становится своеобразным посредником и гарантом того, что международное сотрудничество между нашим вузом и вузом-партнером будет продолжаться и впредь. Так, например, проведение студенческих встреч, клубов, культурных фестивалей с участием иностранных студентов сближает молодых людей, формирует позитивное отношение к культурному многообразию, а также демонстрирует уровень интеллектуальной, нравственной и творческой зрелости участников. У российских студентов, имеющих дружеские отношения и

общение с иностранными сверстниками, заметно развиваются ценностные ориентации по отношению к культурному наследию своей страны. У иностранных студентов, обучающихся на факультетах и в институтах РГПУ им. А. И. Герцена, развивается уважительное отношение к народу, к принятым в России традициям. И у отечественных, и у иностранных студентов развивается понимание социокультурной принадлежности к национальному и мировому сообществу. Воспитание у студентов понимания и терпимости по отношению к чужой культуре, к инакомыслию необходимо независимо от характера сложившихся отношений между страна-ми-партнерами. Развитие способности понять человека иной культуры, веры, мышления является потребностью любого гражданского общества. Данные установки стали центральными в Программе гармонизации межэтнических и межкультур-ных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 гг. (Программа «Толерантность»), в которой Герценовский университет является одним из главных разработчиков. РГПУ разработчик и четырех модулей инновационной образовательной программы: «Технология формирования политической, этни-

ческой и религиозном толерантности», «Технологии адаптации мигрантов», «Технологии межэтнического, межкон-фессионального и межкультурного взаимодействия», «Технологии международной коммуникации в области науки и образования». Также важно отметить, что активное участие иностранных студентов и преподавателей в событиях факультета и вуза, неформальное общение сказывается в формировании неповторимой благотворной атмосферы. Уже который год на факультете русского языка как иностранного проходит «Клуб Босфор», осуществляются совместные экскурсии и выезды, проводятся общенациональные и национальные праздники, торжества с программой, имеющей ярко выраженный меж-культурный характер.

В заключение хочется отметить, что присутствие РГПУ им. А. И. Герцена на мировой и европейской арене науки и образования будет возрастать по мере все более активного включения, развития и участия вуза в различных формах международных научно-образовательных связей и сотрудничества. Очень важную роль в этом процессе играет поддержка со стороны государства в виде законодательных и нормативных инициатив, финансовых инвестиций, специальных программ и проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.