Научная статья на тему 'Герценовская педагогическая олимпиада старшеклассников как условие самоопределения в профессии педагога'

Герценовская педагогическая олимпиада старшеклассников как условие самоопределения в профессии педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДОВУЗОВСКАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ГЕРЦЕНОВСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балакирева Эльфрида Викторовна

В соответствии с программой модернизации образования РФ на старшей ступени школьного образования, которая именуется как профильная школа, решаются задачи профессиональной ориентации выпускников. Соответственно при конкурсном отборе абитуриентов было бы целесообразным оценивать именно результат профильного обучения как готовность выпускников школы к выбору будущей профессии, специальности, направления подготовки в Герценовском университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Герценовская педагогическая олимпиада старшеклассников как условие самоопределения в профессии педагога»

Э. В. Балакирева,

доцент кафедры педагогики

ГЕРЦЕНОВСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК УСЛОВИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА

В соответствии с программой модернизации образования РФ на старшей ступени школьного образования, которая именуется как профильная школа, решаются задачи профессиональной ориентации выпускников. Соответственно при конкурсном отборе абитуриентов было бы целесообразным оценивать именно результат профильного обучения как готовность выпускников школы к выбору будущей профессии, специальности, направления подготовки в Герценовском университете. Проблема сейчас состоит в том, что при всеобщем переходе на прием в вузы только по результатам ЕГЭ эта профориентационная работа теряет всякий смысл, а понятие «профориентированная молодежь» остается только на страницах педагогических энциклопедий и справочников. В сложившейся у нас системе подготовки педагогических кадров существенное значение всегда занимала довузовская профориентация в виде классов педагогической направленности, педагогической олимпиады школьников. При приеме документов значение имели характеристики-рекомендации школ, дипломы победителей и лауреатов педагогической олимпиады школьников, опыт шефской работы с младшими школьниками и др. Все это в новой системе отбора абитуриентов в вузы сегодня становится невостребованным, но, вместе с тем, выпускник школы, не имея соответствующих ориентиров, продолжает осуществлять выбор своего дальнейшего пути в образовании и в профессии.

Если говорить о поступлении в вуз, то среди абитуриентов наш университет имеет достаточно высокий рейтинг. Такой вывод позволяют сделать результаты приема нынешнего года в РГПУ им. А. И. Герцена. А как обстоят дела с выбором факультета, специальности, направления образования? Мы предложили первокурсникам двух наших уважаемых факультетов (около 150 чел.) написать эссе на тему «Мой путь в студенчество». Результаты анализа эссе показывают, что основная масса студентов вспоминают подготовку к ЕГЭ и ожидания их результатов как страшный сон. Почти треть студентов сожалеют, что при зачислении в университет никак не оценивались и не учитывались достижения в познании будущей профессии (имеются в виду всевозможные сертификаты, грамоты, дипломы конкурсов и олимпиад, проводимых в школе или на базе вузов в рамках проф-ориентационной работы).

По своей природе профессия педагога является творческой, а по трудовому законодательству — массовой. Это обстоятельство подчеркивает ту противоречивую ситуацию, в которой осуществляется конкурсный отбор по результатам ЕГЭ абитуриентов, выбравших профессию педагога. Педагог представляет собой широкую сферу труда, многообразие педагогических специальностей, должностей, квалификаций. Сегодня требуются не только учителя в школу, но и педагоги других профилей в образовательные воспитательные и культурно-просветительские учреждения. Дру-

Материалы заседания Ученого совета 29 октября 2009 г.

гими словами, в мире педагогических профессий необходимо научиться ориентироваться. Сегодня постоянно возрастают требования к квалификации педагога, особенно — к профессионально важным качествам личности педагога (таким как открытость к другим людям, общительность, толерантность, ответственность, увлеченность делом и многое другое). К сожалению, единый государственный экзамен исключает возможность отбора абитуриентов на профессию педагога с заданными качествами личности. Для направления ситуации можно было бы предложить в перечень вступительных испытаний включить творческий экзамен, например, в виде конкурсного сочинения, по своему содержанию отражающего знания, умения и субъ-ектно-личностную позицию старшеклассника к будущей профессии педагога; защиты учебно-исследовательского проекта, ориентированного на решение проблем в профессии педагога; конкурса результатов учебно-научно-исследовательской практики старшеклассника на базе школы.

В нашем университете уже 13 лет проводится педагогическая олимпиада старшеклассников «Первый успех». Эта олимпиа-

да стала уже доброй традицией общения талантливой, педагогически ориентированной молодежи, учителей школ и преподавателей университета. Основными целями олимпиады являются: выявление и развитие у школьников профильных творческих способностей и интереса к профессии педагога; формирование ключевых компетенций, профессионально-значимых качеств личности и мотивации к педагогической деятельности; отбор абитуриентов, наиболее способных и подготовленных к освоению программ высшего педагогического образования.

В ситуации единых государственных экзаменов очень важно не разрушить сложившуюся систему профессиональной ориентации и сохранить те ее формы, которые обеспечивают реальное взаимодействие школы и Герценовского университета, удовлетворяют образовательные потребности старшеклассников и их родителей. В Год учителя хотелось бы пожелать нашему университету в тесном взаимодействии со школой, органами управления образованием осуществить поиск интересных и магистральных решений проблем конкурсного отбора молодежи на профессию педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.