Научная статья на тему 'ГЕРТ ГРОТЕ (1340-1384), ”FONS ET ORIGO MODERNAE DEVOTIONIS”'

ГЕРТ ГРОТЕ (1340-1384), ”FONS ET ORIGO MODERNAE DEVOTIONIS” Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Герт Гроте / Новое благочестие / религиозное движение / Северная Европа / Германия / Нидерланды / гуманизм / протестантизм / 296 About the author: Alekseev Sergey Viktorovich / Doctor of History / Professor / Chairman of the Historical and Educational Society “Radetel” / Professor of the Department of History of the National Research Nuclear Institute MEPhI / 115409 / Moscow / Kashirskoe Highway / 31 / ipo1972@mail.ru Margarita Georgievna Logutova GEERT GROOTE (1340-1384) / “FONS ET ORIGO MODERNAE DEVOTIONIS” Abstract: The article is devoted to the religious movement that arose at the end of the 14th century and in the Netherlands and Germany / new piety (devotio moderna). This movement played a role in the formation of the humanistic model of philosophy and Protestantism. The author focuses on the fate and spiritual heritage of the founder of piety / Gert Grote / and the historical context of the formation and development of his worldview. As sources / the author uses two extant biographies of Grote and his correspondence. As the result of the author’s research / we are presented with a reconstruction of the biography of one of the most significant figures for the new piety. Keywords: Geert Grote / new piety / religious movement / Northern Europe

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маргарита Георгиевна Логутова

Статья посвящена религиозному движению, возникшему в конце XIV в. а Нидерландах и Германии, Новому благочестию (devotio mоderna). Это движение сыграло заметную роль в становлении гуманистической философии и протестантизма. В центре внимания автора судьба и духовное наследие основателя благочетия Герта Гроте, исторический контекст формирования и развития его мировоззрения. В качестве источников в работе использованы два дошедших до нас жизнеописания Гроте и его переписка. В статье реконструируется биография одного из самых значимых для Нового благочестия деятелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEERT GROOTE (1340-1384), “FONS ET ORIGO MODERNAE DEVOTIONIS”

The article is devoted to the religious movement that arose at the end of the 14th century and in the Netherlands and Germany, new piety (devotio moderna). This movement played a role in the formation of the humanistic model of philosophy and Protestantism. The author focuses on the fate and spiritual heritage of the founder of piety, Gert Grote, and the historical context of the formation and development of his worldview. As sources, the author uses two extant biographies of Grote and his correspondence. As the result of the author’s research, we are presented with a reconstruction of the biography of one of the most significant figures for the new piety.

Текст научной работы на тему «ГЕРТ ГРОТЕ (1340-1384), ”FONS ET ORIGO MODERNAE DEVOTIONIS”»

Маргарита Георгиевна Логутова

ГЕРТ ГРОТЕ (1340-1384), 'ТО^ ЕТ ORIGO MODERNAE DEVOTIONIS"

Аннотация: Статья посвящена религиозному движению, возникшему в конце XIV в. а Нидерландах и Германии, Новому благочестию (devotio mоdema). Это движение сыграло заметную роль в становлении гуманистической философии и протестантизма. В центре внимания автора судьба и духовное наследие основателя благочетия Герта Гроте, исторический контекст формирования и развития его мировоззрения. В качестве источников в работе использованы два дошедших до нас жизнеописания Гроте и его переписка. В статье реконструируется биография одного из самых значимых для Нового благочестия деятелей. Ключевые слова: Герт Гроте, Новое благочестие, религиозное движение, Северная Европа, Германия, Нидерланды, гуманизм, протестантизм.

Об авторе: Логутова Маргарита Георгиевна - канидат исторических наук, независимый исследователь; m.logutova@mail.ru

В конце XIV в. в Нидерландах и в Германии возникло религиозное движение, названное Новым благочестием (devotio mоdema). Движение сложилось из домов братьев и сестер совместной жизни в городах и из монастырей ав-густинских каноников Виндесгеймского капитула. Участники движения называли себя «благочестивыми» (devote) и стремились возродить нормы жизни раннехристианской церкви. Религиозная этика devotio mоdema основывалась на двух моментах. Первым была работа индивида по духовному совершенствованию своего собственного «я» на путях следования земной жизни Христа; вторым - требование обязательной передачи своего персонального опыта другим людям. Виндесгеймские каноники создавали простые по языку и по содержанию этико-религиозные трактаты. Переписанные в скрипториях devotio mоdema, эти сочинения, вкупе с книгами Св. Писания на народных язы-

ках, распространяли религиозные знания в среде городского населения. В домах братьев совместной жизни в городах собирались по воскресным и праздничным дням миряне и школяры для благочестивых собеседований и чтения Библии на своем родном языке. При городских школах братья содержали общежития для школяров, из их среды вышли гуманисты Рудольф Агрикола (1443-1485 гг.), Конрад Му-циан (1470-1526 гг.), Иоганн Мурмелий (1480-1517 гг.), Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.), и реформатор Мартин Лютер (1483-1536 гг.). Отрицание деятелями devotio mоdemа спекулятивного университетского богословия и углубленное изучение сочинений отцов церкви придало северному гуманизму специфически христианский характер. Прививаемое школярам глубоко личное отношение к Богу и требование неустанной духовной работы индивида

готовили почву для восприятия реформационных учений.

***

«Источник и родоначальник нового благочестия» ("йэ^ et origo modemae Devotionis") - так характеризовал Герта Гроте Генрик Померий (1382-1469 гг.) [18:263]. Для Фомы Кемпийского (1379/80-1471 гг.) Гроте был «нашего благочестия основатель, посланный вечной мудростью Отца Небесного в стареющий, клонящийся к худшему мир для того, чтобы вновь расцвела святая вера» [34:116]. Предельно четко выразил роль Герта Гроте в истории Devotio mоderna официальный хронист движения Иоганн Бусх (1399-1480 гг.): «Божественное провидение, милосердно взглянув на дряхлеющий, уже катящийся в преисподнюю мир, в крайних пределах земли зажгло свет просвещающего ума, и явило светильник, предназначенный Господом Христом для того, чтобы изнутри просвещал светом святой веры темные сердца, закосневшие во множестве дурных обычае, и охлажденные многими прегрешениями, и зажигал их жаром и любовью божественного слова. Све-

тильник этот - достопочтенный муж магистр Герт Гроте»1 [7:251]. Импульс, исходивший от личности этого уроженца ганзейского города Девентер в нидерландской провинции Оверейсел, более чем на столетие определил характер одного из самых массовых движений позднего Средневековья [5:231]. Создается впечатление, словно все, к чему прикоснулся Гроте в последнее десятилетие своей жизни пришло в движение, пустило корни и дало живые побеги в духовной жизни северных провинций Нидерландов. В его родном доме в Девентере обосновалась первая община сестер совместной жизни. Первый дом братьев совместной жизни составился из писцов, переписывавших для него книги. Он завещал построить монастырь для защиты полурелигиозных общин братьев и сестер от обвинений в ереси - и через три года после его смерти был освящен Виндесгейм, положивший начало знаменитой конгрегации монастырей августинских каноников. И он же выбрал место для монастыря на горе св. Агнессы (Агнитенберга), где Фома Кемпийский написал книгу "De imitatione Chrisri" («О подражании Христу»), которая по числу изданий в мире занимает второе место после Библии [33:38].

Герт Гроте жил и действовал в обстановке недовольства городского населения Нидерландов положением дел в католической церкви, усугубленных Великой Схизмой. Следует также учитывать страх перед повторяющимися эпидемиями чумы - чума унесла родителей десятилетнего Гроте, чума не пощадила и трех основателей devotio moderna - в 1384 г. умер Герт Гроте, в 1398 г. Герард Зер-больт, в 1400 г. Флоренс Радевейнс.

1 "'Divina Providentia senescentem mundum iam iamque ad inferos descendentem oculo pietatis et clementie sue in extremis terre pene finibus lumen valde celicem mencium illuminativum accendere et lucernam Christo Domino dignatus est parare, quod corda tenebrosa calle male consuetudinis plurimum obdurata et multis peccatis val-de infrigidata, lumene sancte fidei intus illustraret caloresque carita-tis verbi divini vehementer accenderet, venerabilem videlicet virum magistrum Gerardum Magnum vulgariter dictum Groet".

Биография Герта Гроте дошла до нас в нескольких жизнеописаниях, созданных в середине XV в. братьями совместной жизни в Девентере и виндесгеймскими канониками [13:2-7]. Два самых ранних жизнеописания анонимные. Автором одного из них, возможно, был младший современник Гроте Хендрик Манде (Hendrik Mandе, 1350/60-1431 гг.). Манде служил писцом в канцелярии графа Голландского. В 1382 г. он услышал проповедь Гроте, оставил службу, стал братом совместной жизни в Девенте-ре и в 1398 г. вступил в монастырь Виндесгейм.

Фома Кемпийский составил жизнеописание Гроте в форме беседы монастырского наставника с послушником. «Его мне не довелось видеть во плоти, - писал Фома, - но многие приближенные к нему ученики знали его лично; от них я часто и много слышал о плодотворных его делах [об этом говорю тебе для того], чтобы ты не считал, что я сам придумал это в своем воображении»2 [34:32]. По окончании в 1398 г. латинской школы Фома Кемпийский жил в доме братьев совместной жизни в Девентере, где переписывал книги в тесном общении с людьми, знавшими Гроте. Позднее, при работе над жизнеописанием в распоряжении Фомы были письма Гроте, и его первое программное произведение «Умозаключения ("Conclusа") и намерения, [но] не обеты, во Имя Господа» [15:31-115]. Это сочинение известно по списку, приложенному Фомой Кемпий-ским к жизнеописанию Гроте. Там же Фома привел текст поминального слова самого близкого друга Гроте, кантора собора Парижской Богоматери и архидиакона Брабанта [13:2-3] Гийома де Салварвиллы (Guillaume de Salvarvilla, 1327-1385 гг.).

Еще одна биография Гроте написана ректором сестер совместной жизни в доме Герта Гроте в Девентере Рудольфом Диром ван Муденом (Rudolph Dier van Muiden,1384-1459)

2 "Quem licet in carne non viderim, plures tamen discipulatui eius adhaer-entes corporaliter agnovi: a quibus multa de felicibus actibus eius frequenter audivi, ut non putes me propria imaginatione haec confinxisse".

[24]. Во время учебы в латинской школе в Девентере ван Муден жил в общежитии для школяров при доме братьев совместной жизни. В конце жизни ван Муден написал жизнеописание Гроте с привлечением официальных источников. Продолжил написанную ван Муденом биографию Пе-трус Хорн (Petrus Horn, 1442-1479. По окончании школы восемнадцатилетний Хорн стал братом совместной жизни. Был переписчиком книг, библиотекарем и руководителем писцовой мастерской в Девентере. Петрус Хорн составил также и собственное жизнеописание Гроте [26:325-370].

Переписка Герта Гроте опубликована [23]. Помимо фактической канвы, письма основателя devotio mоderna представляют незаменимый источник для понимания личности Гроте как человека своего времени. Научная литература о Гроте огромна. По этой причине в прилагаемом списке приведены лишь наиболее значимые из посвященных ему работ [1, 2, 6, 8, 13, 14, 17, 18, 28, 29, 39, 40, 41]. Первая в полном смысле слова научная биография Гроте, с публикацией многочисленных источников, была издана 1942 г. Якобом ван Гиннекеном [17]. Наиболее взвешенный и многосторонний труд с изложением фактической и духовной жизни Гроте представляет исследование Жоржетт Эпине-Бургард [13]. Издатель продолжающегося полного собрания сочинений Герта Гроте Рейклоф Хофман назвал труд Ж. Эпине-Бурхард лучшей современной биографией Гроте [19:55].

Герт Гроте родился 16 октября 1340 г. в ганзейском городе Девентер в Нидерландах, его отец Вернер Гроте был одним из 12 схепенов Девентера [13:14]. Родители мальчика умерли в 1350 г. во время одной из самых страшных в истории Европы эпидемий чумы. Сироту взял к себе дядя по материнской линии Ян ван Окенбрук. В латинской школе при церкви св. Лебвина в Девентере Гроте изучал дисциплины тривиума - грамматику, риторику и логику, а затем продолжил образование в парижском университете. В 1355 г. он имматрикулировался в Natio anglkana - корпо-

рации студентов и преподавателей из северной и восточной Европы, в 1357 г. получил степень бакалавра искусств. В 1358 г. ему, восемнадцатилетнему юноше, была присуждена ученая степень магистра искусств и выдана лицензия на преподавание - licentia ubique docendi, [19:51] которая обычно выдавалась соискателям по достижении 21 года. В течение следующих восьми лет в Париже, Кельне и, возможно, в Праге, Гроте изучал философию, медицину, математику, астрономию, астрологию, натурфилософию, гражданское [13:20-26] и каноническое право [14:15]. Сочинения и письма Гроте показывают его эрудицию во всех перечисленных областях позднесредневекового знания, равно как и его скептицизм относительно теологических и философских диспутов в научной среде парижского университета [14:14]. Во время пребывания в Париже Гроте не порывал связей с родным городом. Магистрат Девентера неоднократно поручал ему улаживать разногласия с епископом Утрехта, светской и церковной юрисдикции которого подлежал Девентер. В 1365-1367 гг. Гроте ездил по этим делам в Кельн и в резиденцию папы в Авиньон. В 1366 г. он провел в Авиньоне несколько месяцев [3:28, 13:34]. Не забывал Гроте и о собственной церковной карьере. В 1368 г. он получил пребенду в соборе Аахена, в 1371 г. -каноникат в кафедральном соборе Утрехта [13:28].

В 1372 г. Герт Гроте серьезно заболел [15:16]. Случилось это в доме его дяди в Девентере. Сведущий в медицине Гроте понял, что умирает [26:2-3, 13:24]. Приходский священник отказал умирающему в святых дарах на том основании, что в доме есть книги по магии и астрологии и соборовал его только после публичного сожжения этих книг на рыночной площади Девентера. Этот год стал поворотным в жизни Гроте. Единственный наследник большого состояния, человек глубоких и разносторонних знаний, со связями в светских, академических и церковных кругах, на пути к блестящей церковной карьере, он по выздоровлении резко изменил образ жизни. По словам Фомы

Кемпийского, мейстер Герт Гроте «стал новым воином Христовым» [34:43]; вел «духовную войну» [34:43]; «стал из высокомерного - смиренным, из любителя изысканного - воздержанным, из странствующего - постоянным, из светского - духовным, из любопытствующего - простым и благочестивым» [34:40].

Спустя некоторое время по выздоравлении Герт Гроте удалился в картузианский монастырь Моникхейзен, приором которого был его знакомый по Парижскому университету Генрих Эгер ван Калкар (Heinrich Eger von Kalkar, 1328-1408 гг.). В 1362 г. Калкар получил степень бакалавра теологии [29:52-54], в 1366 г. принял постриг в карту-зианском монастыре Св. Барбары в Кельне, в 1366 г. стал приором монастыря Моникхейзен [29:60]. Герт Гроте избрал картузианский монастырь не только из-за дружеских отношений с его приором. Основанный в XII в. орден кар-тузианцев отличался от большинства монашеских орденов строжайшей дисциплиной. Если в XIV-XV вв. многие монашеские ордена вызывали справедливые нарекания, кар-тузианцев они не затрагивали - орден гордился тем, что никогда не изменял своему уставу: «Наш орден никогда не был реформирован, потому что никогда не был искажен» [20:415]. Помимо церковных служб и молитв, основным занятием монахов была переписка книг. Аббат картузин-ского монастыря в Дрибурге Адам (ум. 1184) в сочинении «О четырехчастном упражнении в келье» писал: «Труд переписчика - это бессмертная работа, работа такого рода, что если кто что-то сказал, то сказанное не уйдет, но останется. Это труд <...>, который наиболее приличествует образованным людям» [4:57]. Дисциплина и подвижнический труд картузианцев по копированию книг вызывали уважение образованных современников, в их числе и Гроте [13:52-53]. Его биограф Дир ван Муден писал, что в монастыре мейстер Гроте «работал над своим внутренним человеком, чтобы преобразовать себя по образу Божию,

к каковому стремился»3 [26:5]. В уединении Моникхейзе-на Гроте провел три года. За это время его духовные поиски приобрели четкий и целенаправленнный характер. Гроте осознал, что его жизнь - это путь действий в миру.

Полную перемену своей жизни он объяснил в составленном им автобиографическом сочинении «Умозаключения ("Conclusa") и намерения, [но] не обеты, во Имя Господа» [34:31-115]. "Conclusa" состоит из четырех частей. Три первые главы были написаны вскоре после исцеления, четвертая глава писалась позднее в Моникхейзене. Наиболее верное, на наш взгляд, истолкование кардинальных изменений в образе жизни Гроте предложил издатель полного собрания произведений Герта Гроте в рамках "Corpus Christianorum I Continuatio Mediaevalis" Рейклоф Хофман4. Основываясь на тексте "Conclusa", Р. Хофман полагает, что Гроте двигал не страх смерти, которая в любом случае неизбежна. Во время болезни, в короткий промежуток времени между двумя посещениями священника Гроте осознал, что верующий должен быть абсолютно искренним в своих личных отношениях с Богом, поскольку единственно истинная связь между человеком и Богом есть абсолютная, без малейших компромиссов, искренность и честность. Герт Гроте утверждал, что каждый порядочный человек обязан организовать свою жизнь в согласии с этими этическими нормами, и сам всю оставшуюся жизнь жил в полном соответствии с выработанными им критериями, сознательно и последовательно их проповедуя [19:54].

Первая глава "Conclusa" начинается словами: «В честь и во славу Господа я желаю упорядочить свою жизнь в

3 Post conversionem suam latuit magister Gherardus quinque annis laborans interiorem suum hominem reformare ad similitudinem Dei ad quam erectus fuit

4 Хофман Рейклоф (Hofman Rijcklof) в настоящее время осуществляет критическое издание полного собрания сочинений Герта Гроте с учетом всех сохранившихся рукописей и старопечатных изданий "Gerardi Magni Opera Omnia. Corpus Christianorum I Continuatio Mediaevalis".

служение Богу и во спасение моей души. Никаких преходящих благ: ни чувственных наслаждений, ни почестей, ни [даров] фортуны, ни наук не поставлю я выше спасения моей души» [34:87-88]. Вторая глава, «Об изучении святых книг» ("De sacris libris studendis") представляет программу духовного чтения: Библия, жития св. отцов, святоотеческая литература. Из близких по времени произведений Гроте упомянул только Часы Вечной мудрости ("Horologium aeterae sapientiae") Генриха Сузо (Heinrich Seuse, 1295/1297-1366 гг.) [36:141]. В третьей главе, «О воздержанности» ("De abstinentia"), Гроте пишет о необходимости соблюдать умеренность как в пище, так и абсолютно во всех обстоятельствах своей жизни. Как уже упоминалось, первые три главы были написаны вскоре после исцеления от болезни. Четвертая глава «О св. таинстве» ("De sacramento") была создана во время пребывания в Моникхейзене. Ж. Эпине-Бургард полагает, что "Conclusa" содержит в себе, в зародыше, всю последующую духовность Devotio moderna [13:49].

По возвращении из Моникхейзена в 1374 г. Герт Гроте нотариально оформил передачу своего дома на Бегинен-страт в Девентере в собственность магистрата Девентера с тем, чтобы в доме жили бедные благочестивые женщины, желавшие служить Богу. Женщины обязаны жить трудом рук своих, нищенство категорически запрещалось. Для себя оставил в своем родительском доме две комнаты, погреб, амбар и часть сада; принадлежавшие ему земельные участки сдал в аренду различным учреждениям [30:5].

О том, насколько четко Гроте осознал, что его путь лежит в миру, говорят его строки в "Conclusa" о том, что никогда и никому он не станет советовать, говорить и помогать принять святой обет по причине симонии и достойного сожаления состояния церкви [36:73]. В письме к своему другу Салварвилле (Willem van Sarvarvilla, 1327-1385 гг.) Гроте называет современную ему церковь «двуголовым монстром» [10:37]. Виллем Сарвалвилла занимал высокую

должность кантора собора Парижской Богоматери [25:186211]. С началом Великой схизмы он был вынужден покинуть Париж и подумывал о том, чтобы уйти в картузианский монастырь. В ответном письме Гроте писал, что Бог не позволит Салварвилле удалиться от мира [24:74]. Ректор латинской школы в Зволле Иоганн Целе (Johannes Cele, 13501417 гг.) в юности дал обет стать францискацем. Реакция Гроте на это намерение звучит следующим образом: «Это были просто нашептывания дьявола. Будь счастлив без обета и [без монашеского] одеяния!» [24:37-38]

Готовиться к своей новой жизни Гроте начал с подбора «чисто моральных книг» [24:45], поскольку восстановить церковь в полноте времени Христа возможно, лишь опираясь на знание и книги5 [24:42]. В конце 1377 г. он вместе с Иоганном Целе отправился в Париж для покупки необходимой ему духовной литературы. На обратном пути они посетили монастырь августинских каноников Грюнендаль близ Брюсселя и имели продолжительные беседы с приором Яном ван Рейсбруком (Jan van Ruysbroek, 1293-1381 гг.). Об этом мы знаем из биографии Рейсбрука, составленной его учеником Генриком Померием (Henricus Pomerius, 1382-1469 гг.). Описывая визит Гроте в Грюнендаль, По-мерий - и это первое употребление в письменных источниках термина devotio moderna - назвал Гроте "fons et origo modemae devotionis" [27:XI].

Ян ван Рейсбрук знал латынь, но писал свои сочинения на народном языке. Гроте чтил Рейсбрука, и перевел на латынь два самых известных его произведения «Одеяние духовного брака» ("Die cierheit der gheestelijker brulocht"), и «Зерцало вечного спасения» ("Spieghel der eeuwigher salicheit") для того, чтобы не только нидерландцы, но и образованные люди всей Европы могли читать сочинения великого нидерландского мистика на латыни [28:102-104].

5 ...unus est nobis necessarium, si simul currere debemus in edifica-tione Ecclesie in plenitudinem etatis Christi. Ad edificationem enim querimus et scienciam et libros, ut habundemus.

Книги занимали в жизни Гроте огромное место. «Как Вы зшете, я жаден и ненасытен до книг» [12:67], писал он Рейсбруку. Переписка Гроте показывает, что он донимал всех своих знакомых поручениями по розыску нужных ему произведений, заказами на покупку книг и пергамена, просьбами о копировании. Друзья в Праге делали для него список сочинений Иоанна Златоуста [12:15]. Ученики старших классов латинской школы в Девентере переписывали для него книги и по окончании школы продолжали работать на него. «В настоящий момент пять писцов переписывают «Комментарии на Иоанна» Августина и «Комментарии на Mарка» Беды [12:204], - сообщал Гроте амстердамскому священнику Яну ван ден Гронде, который и сам копировал для него книги [12:18]. Фома Кемпийский рассказывает, на какие уловки шел Гроте, чтобы привлечь школяров переписывать книги и слушать слово Божие - он завлекал их благими собеседованиями и платой за работу. А чтобы они чаще посещали его дом, деньги за переписку книг выдавал не сразу, а по частям6. Позднее эти школьники составили первую общину братьев совместной жизни.

Ж. Эпине-Бургард справедливо полагает, что Герт Гроте, с его огромной начитанностью в богословской литературе, не примкнул ни к одному из теологических течений своего времени [13:274]. В философии, отмечает Рейнар Пост, Гроте отрицал две вещи: во-первых, бездумное следование Аристотелю, а во-вторых - номинализм, к которому он в свое время примкнул, но затем полностью от него отказался [28:164]. К этому следует добавить, что, начиная от древних греков и до Яна ван Рейсбрука, Гроте отбирал

6 Fecit etiam plures sacrae theologiae libros a scolaribus scribi, quos attraxit colloquiis bonis; ac pretio remuneravit invitans eos ad domum suam venire et verbum Dei sepius audire; ut sic instrueret ad castitatem et vitae emenda-tionem; quatenus aeterne beatitudinis participes fierent; et sanctae novitatis formam arriperent per abrenuntiationem у^е secularis. Interdum quoque pia cautione praehabita, pecuniae summam ex inegro non solvit, sed per partes tribuit: ut frequenter ad eum pro debito tollendo accederent, et tali occasione familiaritatis eius gratiam invenirent.

в философской и богословской литературе те темы, что соответствовали его собственным духовным устремлениям - темы, трактующие вопросы нравственности7 [23:45]. Он пишет в "Сопс1ша": «мудрейшие, такие как Сократ и Платон, повернули всю философию вспять к морали»8. [15:373]

Программа чтения Гроте была воспринята его последователями, и определила основы религиозности Devotio moderna [32:415-416]. Из переписки Гроте явствует, что он обращался к первоисточникам христианства - к Евангелию и отцам церкви. Из средневековых богословов Гроте ценил Св. Бернарда за его основательность, и органичную ассимиляцию мыслей Августина и других отцов древней церкви [32:416]. Именно эти книги, в особенности сочинения Августина, требовались ему прежде всего. В одном из писем читаем: «Благодарю за глоссу Сенеки. Самые лучшие для меня книги - это сочинения Амвросия, поскольку у меня нет ни одного; нет также Исидора «О высшем благе», четырех книг Дамаскина, «Регистра» Григория, посланий Августина и Иеронима. Из Августина хотел бы иметь следующие книги «О свободе воли», «О бессмертии душ», «О качестве души», «О двух душах», «О магистре Крещенции», «К Валерии против Фауста», «О крещении младенцев», «Об исключительности крещения», «О букве и духе», «О 83-х вопросах», «Послание к основанию», также «Комментарии к Иоанну», и различные сочинения против ереси донатистов и против других ересей, а именно, против ариан, пелагиан, новициан, манихеев. У меня есть его [Августина] Комментарий на «Книгу Бытия против манихеев». Если Вы перепишете некоторые [из перечисленных выше книг Августина], то я в свою очередь,

7 Gerardi Magni "Et sic convenit michi pro illo, quod est mere morale, sicut si esset 'Eticorum', Senece libri, Originalia sanctorum et similia".

8 Unde sapientiores omnem Philosophiam ad mores retorquebantur, sicut Socrates et Plato.

перепишу что-нибудь для Вас либо возмещу деньгами»9. [23:16]. В других письмах содержатся просьбы переписать сочинения Ансельма Кентерберийского, Иоганна Таулера, Генриха Сузо и Яна ван Рейсбрука.

Фома Кемпийский пишет, что в душе Гроте горел неустанный жар к собиранию книг10 [34:64]. Одна из глав сделанного им жизнеописания посвящена отношению Гроте к книгам и к чтению Священного Писания [34:64:70]. Фома приводит слова Гроте: «Корень твоего учения и зерцало - в Христовом Евангелии: потому что в нем есть жизнь Христа» [34:87]. Гроте не коллекционеровал книги: его интересовала не красота кодексов [34:65], но извлекаемая из книг польза: «Предпочитаю, чтобы книга служила мне, а не я ей. Книга должна служить пользе читающего» [34:66]. Герту Гроте требовался возможно более точный текст, и он приводил в пример св. Иеронима, предпочитавшего хорошо выверенные кодексы красивым, но неточным [34:66]. Как гуманисты и все последующие поколения ученых-гуманитариев, Гроте видел в книге инструмент своего интеллектуального труда.

9 Regracior vobis in Domino de glosa Senece. Libri originalium, quos opto, sunt libri Ambrosii qualescumque, quia nullum librum suum habeo; Isidorum "De summo bono"; Damasceni quatuor libros; "Registrum" Gregorii; epistolas Augustini et Ieronimi. De Augustino hos libros: Augustinus "De libero arbitrio", "De immortalitate ani-mae", "De quantitate animae", "De duabus animabus", "De magistro ad Crescencium", "Ad Valerium contra Faustum" et "De catezizandis rudibus". "De ordine", "De baptismo parvulorum", "De unico baptism". "De littera et spiritu", "De 83 questionibus", "Epistola fun-damenti". Item Augustinum "Super ewangelium Iohannis" et libros diversos et multos, quos scripsit contra heresim Donatistarum et Do-natistas diversos et contra diversas alias hereses, scilicet Arrianos, Pelagianos. Novicianos, et Manicheos. Habeo tamen Augustinum "Super Genesim contra Manicheos". Faciatis aliqua istorum scribi, et ego vice versa faciam vobis scribi, vel pecuniam exponatis nomine meo secundum quod volueritis.

10 Magnus autem huic venerabili magistro inerat amor legendi scrip-tuas sanctas: et infatigabilis aestus colligendi libros doctorum, plus quam thesaurus denariorum.

Применительно к интересовавшим его сочинениям Гроте эмпирическим путем нащупывал метод исторической критики. Средневековое представление о книге как о слове записанном и потому неизменном, переросло у него в новое качество. Текст становился рабочим инструментом ученого, позволявшим отделять позднейшие наслоения, и отличать труды одного автора от сочинений другого. Это еще не гуманистическая критика текстов, основанная на фундаментальных филологических знаниях, здесь имеет место другое. В XIV в. на севере Европы, как и в Италии, перед образованными людьми встала задача определить свод произведений наиболее чтимых авторов, и отделить их произведения от многочисленных подражательных сочинений. Эти направления работы с книгой продолжили виндесгеймские каноники. Они комплектовали свои библиотеки религиозной литературой, отыскивая наиболее старые и правильные списки, и сами по мере своих сил выверяли тексты книг Св. Писания и отцов церкви.

В конце XIV в. спрос на книги превышал предложение, и это отчетливо прослеживается в переписке Гроте. Образованные люди соединяли усилия, обмениваясь книгами, и присылая друг другу списки для копирования. На севере Европы в этот процесс были вовлечены также монастыри. Так, Гроте просил монахов Моникхейзена прислать с посыльным отсутствующие у него части «Моралий» Григория Великого и «Жития отцов», обещая быстро переписать их и вернуть в монастырь [23:41]. Свои книжные связи и библиотеку Гроте предоставлял в распоряжение третьих лиц. В письме от 12 февраля 1383 г. он обратился к каноникам Грюнендаля с просьбой выдать один из больших томов Августина, которыми славился монастырь, магистру Б. «Он человек сильный и книга ваша будет под надежной охраной. Но если вы полагаете в этом какой-либо ущерб для себя, я обязуюсь компенсировать вам ваши хлопоты. Если вы захотите переписать какие-либо наши книги, мы

пришлем их вам, как и вы пришлете нам те книги, что могут нам понадобиться»11 [23:207].

В родительском доме, переданном Гертом Гроте на попечение магистрата Девентера, продолжали жить бедные одинокие женщины. В июне 1379 г. Гроте написал документ, в первых строках которого подчеркнул, что эти бедные сестры не создают новую религию. В соответствии с этим актом женщины обязаны были жить трудом рук своих, нищенство в любой форме категорически запрещалось. Все имущество, имевшееся у каждой из них при поступлении в дом, после смерти его владелицы должно было остаться в общине. Руководство домом возлагалось на старшую сестру. Первым ректором дома стал ученик Гроте Иоганн ван ден Гронде (Johannes van den Gronde, ум. 1392 г.). Этот составленный Гроте документ стал правовой основой существования всех женских домов совместной жизни в Нидерландах.

В конце 1379 г. Гроте был посвящен в низший церковный сан, дававший право на проповедь - сан дьякона, и получил разрешение проповедовать на территории утрехтского диоцеза. Своими проповедями Гроте «зажигал сердца для обращения к Евангелию слова Божьего в городах и в сельских местечках клирикам, мирянам и многим верующим. Слушали его дворяне, схепены, консулы - крепостные и свободные, богатые и бедные, местные и иноземцы» [11:21]. В качестве примера Рудольф ван Дейк приводит зажиточного горожанина в небольшом городке Гренло. После проповеди Гроте и беседы с ним этот человек стал, вместе со своей женой и тремя дочерьми, вести скромную благочестивую ^мейную жизнь [11:21].

Гроте проповедовал, на народном языке и на латыни, в городах Голландии, Зеландии и в тех районах Брабанта и

11 Homo est firmus et procul dubio librum vestum in secura custodia habiturus. Et si, quod longe est, aliquid dampnum sentiretis, ego me obligo pro satisfactione copiosa. Et si quos libros nostros desider-atis vobis copiari, nos vobis eos, ut vos nobis, quos nos desideramus, transcribi procuremus.

Гельдерна, что относились к утрехтской епархии [7:253254]. «Вы знаете, - писал Гроте, - как скромна помощь наших ученых теологов неведающим и простым крестьянам. Для меня очевидно, что беднякам и низам общества следует посвятить много пыла и труда, ибо те, кто удален от вершин, более восприимчивы к слову Божию»12 [23:30-31].

В поездках по стране Гроте сопровождал секретарь, записывавший его проповеди во избежание обвинений в ереси [16:59]. Секретарь возил мешок с книгами и письмами, которые могли понадобиться при подготовке проповедей. Чаще всего это был Иоганн Бринкеринк (Johannes Brinckerinck, 1359-1419 гг.) [37:139-154]. Фома Кемпий-ский пишет, что в последние годы жизни Гроте и Бринке-ринк были неразлучны, как были неразлучны Св. апостолы Лука и Павел [16:59]. Иногда было по две проповеди в день и длились они более трех часов каждая. Церкви не всегда могли вместить всех желающих. Иоганн Бусх сообщает содержание проповеднической деятельности Гроте: «Стремился привести людей к действенному покаянию, к презрению мира и отвращению от грехов, к желанию лучшей жизни. Призывал бояться суда преисподней и вечного огня, старался научить любить царствие небесное, и в блаженстве созерцать Бога и ангелов. Побуждал их к этому всеми возможными способами, словом своим и примером»13 [16:253]. Бусх перечисляет города, в которых проповедовал Гроте - Утрехт, Девентер, Зволле, Кампен, Амерсфорт, Амстердам, Кампен, Гауда, Лейден, Гент, Зут-фен [16:252].

12 Scitis namque quod agrestibus innocentibus et simplicibus modicum est subsidium a doctis nostris theologis <...> mihi visum est simplices pauperes et abiectos et ignaros magno fervore et labore am-plecti debere, qui et quanto nudiores ab altis fastigiis tanto verbi Dei receptibiliores sunt.

13 Ad agendam penitentiam ad mundi contemptum peccati meliores vite desiderium extremi iudicii pavorem eterni ignis infernalis horo-rem patrie celestis amorem ad dei beatificam visionem et angelorum perpetuam societatem appetendum et exemplis modis omnibus qui-bus potuit, inducere curavit.

В 1383 г. епископ Утрехта Флоренс ван Вевелинхофен поручил дьякону Герту Гроте прочитать проповедь на синоде утрехтской церкви. В своей проповеди Гроте коснулся двух больных тем - сожительства священников со своими экономками и симонии в среде епархиального клира. Давая самую высокую оценку священническому сану, Гроте говорил: «Что может быть замечательней, чем то, что помимо власти над реальным телом священник получает власть над телом мистическим; [чем то, что] он имеет власть освобождать [от грехов] на земле и открывать небеса или же привязывать к земле и закрывать небеса? О род возвышенный, царственное священство, народ избранный! Бог призвал вас на удивительное таинство, вы свет мира, вы соль земли, вы орудие и глас церкви <...> поистине вы пасете стадо Христово своим словом и своим примером14». Но если священник подает дурной пример и уличен в сожительстве, то, полагал Гроте, его следует отлучить от церкви. Далее, тот, кто, зная о грехе, принимает церковное таинство от такого священника, сам совершает смертный грех, а прелат из страха или за деньги покрывающий такого священника, достоин порицания.

Проповедь имела большой успех, но почти сразу к епископу стали поступать доносы на Гроте. Нападки шли с двух сторон. Сожительствующие священники собирали порочащие Гроте сведения, а нищенствующие монахи, доминиканцы и августинцы-иеремиты, требовали применить к последователям Гроте - священникам, живущим в доме Флоренса Радевейнса в Девентере - постановление Вьенн-

14 Quid mirabilius, quam ex potestate supra corpus verum, habere potestate supra corpus misticum, quam solvere in terris et coelum aperire, quam ligare in terris et coelum claudere? O, gens electum, regale sacerdotium, populus acquisitionis! Vos vocavit Deus in admirale mysterium; vos estis sal terrae; vos estis organum et vox ec-clesiae ... vos vere pascitis gregem Christi verbo et exemplo // Ser-mo magistri Gerardi Magni dicti Groot de focariis. In: Archief voor kerkelijke geschiedenis inzonderheid van Nederlanden, I. Leiden, 1829, Blz.47-48

ского собора 1312 г. против бегардов и бегинок. Доносы возымели действие и уже осенью 1383 г. епископ Флоренс ван Вевелинхофен запретил Гроте проповедовать в своем диоцезе [38:251]. Гроте старался восстановить свои права и через своего друга, кантора собора Парижской Богоматери доктора богословия Виллема Салварвиллу, послал письмо в Рим к папе Урбану VI. Уже началась Великая схизма и не получив ответа из Рима, он обратился в Авиньон к папе Клименту VII. Занимаясь в это время делами магистрата Девентера, Гроте жил там по нескольку месяцев. Там его хорошо знали и там он ждал ответа от Урбана VI. Он не просил сана священника, хотя достаточно было стать священником, чтобы разом решить проблему с проповедями. Не потому, что он почитал себя недостойным этого сана -ведь боролся же он всеми силами за право поучать тысячи людей! Очевидно, дело заключалось в инстинктивном нежелании связывать себя узами церковной дисциплины.

Все, о чем говорил и писал Гроте, было продумано и глубоко им прочувствовано. При этом масштаб личности Гроте выходил далеко за рамки его идеала, в значительной степени средневекового. Так, он видел путь к очищению общества в раннехристианской общине, но сам в общине жить не мог. В отличие от св. Франциска, Гроте не роздал свое состояние бедным. Свой дом в Девентере он передал магистрату города с тем, чтобы в нем жили благочестивые женщины, но для себя оговорил в пожизненное владение нужную ему часть дома и сада. Свои земли сдавал в аренду, поскольку деньги были нужны ему для поездок с проповедями и для приобретения книг. На смертном одре Гроте завещал построить монастырь для защиты возникающих братств и сестринств совместной жизни от нападок нищенствующих орденов и посоветовал взять для нового монастыря умеренный по строгости, в сравнении с карту-зианскими и цистерцианскими монастырями, устав авгу-стинских каноников [7:264].

Принципиально новым, что явил пример Гроте для своих современников, стала индивидуализация его собствен-

ной религиозной жизни через духовное очищение, о чем он в самом начале своей деятельности писал в "Conclusa", и проповедь этой индивидуализции другим людям. Сам он не принял ни монашества, ни священства, удовольствовавшись саном диакона, дававшим право на публичную проповедь. Под влиянем его проповедей некоторые горожане в Нидерландах и Вестфалии меняли образ жизни и, объединяясь в небольшие группы, старались претворить идеи учителя в жизнь. Это были священники и клирики - образованные люди духовного звания без пребенд и мест в церковной иерархии [12:12]. В свое время таким клириком в Авиньоне был Франческо Петрарка.

Первым последователем Гроте стал священник Флоренс Развейте (Florens Radewijns, 1350-1400 гг.). Раде-вейнс учился в Праге, после получения в 1378 г. степени магистра искусств вернулся на родину и стал каноником церкви св. Петра в Утрехте. После знакомства с Гроте Ра-девейнс поменял престижную пребенду в епископском Утрехте на скромное место в соборе Св. Лебвина в Девен-тере. В его служебном доме по вечерам стали собираться последователи Гроте. Если Гроте зажигал сердца людей, то мягкий уравновешенный Радевейнс умел сплотить их вокруг идеалов своего учителя. В доме Флоренса Радевейнса стали жить священники Иоганн Бринкеринк, Иоганн ван ден Гронде (Johannes van den Gronde, t1392), Ян Вос ван Хейсден (Jan Vos van Heusden, 1363-1424 гг.) и старший брат Фомы Кемпийского Иоганн (1365-1436 гг.). Первой совместной собственностью этой общины стала находившаяся в доме Радевейнса личная библиотека Гроте. В декабре 1382 г. Гроте подписал правовой акт, согласно которому владельцами библиотеки становились он сам, Флоренс Радевейнс и Иоган ван ден Гронде. Если один из трех собственников библиотеки умирал, на его место избирался новый благочестивый член общины (communia libros) [12:72]. Следует отметить, что точные и последовательные действия Гроте в последнее десятилетие его

жизни осуществлялись в полном соответствии с нормами гражданского права. Письма Гроте содержат множество юридических советов и аргументов из области канонического и гражданского права, которыми он щедро делилися для блага и помощи другим людям [28:172].

Дожидаясь ответа от папы Урбана VI, Гроте поселился в монастыре августинских каноников Эмстейн, где занялся чтением и переводами. В одном из своих писем Гроте писал, что «воспринимает псалмы как свой диалог с Богом, который дает ему облегчение в трудных ситуациях искушения» [22:38]. В Эмстейне Гроте перевел с нидерландского языка на латынь «Одеяние духовного брака» Рейсбрука [28:102-104], отдав тем самым дань памяти почившему наставнику. Теперь образованные люди всей Европы могли читать сочинение великого брабантского мистика на латыни. Для благочестивых мирян и женщин делал переводы с латыни на народный язык. Для них Гроте скомпоновал часослов на нидерландском языке и перевел 54 псалма, входившие в «Часы вечной Мудрости» Генриха Сузо. Значение этих переводов для духовной жизни Нидерландов трудно переоценить. В Позднее Средневековье часословы были самыми читаемыми книгами, первыми в европейской истории народными молитвенниками [9:210] и предназначались для внецерковной молитвы. В отличие от коллективной молитвы в церкви на латыни, внецерков-ная молитва на родном языке была личным обращением верующих к богу. Часослов Герта Гроте в переводе на его родной язык стал самой читаемой книгой в Нидерландах в XV в. До наших дней сохранилось более 800 списков этого текста.

Когда на пасху 1384 г. Гроте посетил Зволле, к нему пришли три живших маленькой благочестивой общиной горожанина. Они попросили благословить их на более строгую, т.е. монашескую жизнь. Вместе они обошли окрестности города и Гроте указал им на гору Немелберг как подходящее место для их будущего монастыря. Этим

монастырем стал монастырь Фомы Кемпийского Агнитен-берг, освященный в 1398 г.

Гроте умер 20 августа 1384 г., на следующий день после того, как принял последнюю волю умиравшего от чумы горожанина Девентера. По словам Бусха, на смертном одре Гроте завещал основать монастырь для защиты братьев и сестер совместной жизни. Это должен быть не цистерци-анский или картузианский монастырь, поскольку уставы этих монастырей слишком строги, но монастырь августин-ских каноников. Описание последних минут его жизни в изложении Фомы Кемпийского показывает, как воспринимали личность Гроте его проследователи: «Обращаясь к Флоренсу Радевейнсу, Гроте воскликнул: смотри, время мое настало. Августин и Бернард стучат в мою дверь» [35:66].

Друг Гроте Виллем Салварвилла писал в некрологе: «Преставился священной памяти магистр Герард Великий. И поистине великий, ибо во всех свободных, естественных, моральных и прочих науках, в каноническом праве и в теологии, вторым не был. Являл пример святости и служил образцом в умерщвлении плоти, в отрицании преходящих вещей, в презрении мира, в братской любви ко всем, в стремлении спасать души, в действенности проповедей, в осуждении пороков, в противостоянии еретикам, в преследовании, в соответствии с каноническим правом, сожительствующих священников, в обращении к духовной жизни многих мужей и жен, прежде живших по мирским законам, в верности господину нашему папе Урбану VI. Все мною сказанное засвидетельствовано многими тысячами людей, которые верят, что в указанных добродетелях он был не меньшим, чем в вышеперечисленных науках15» [23:256].

15 Sancte recordacionis magister Gherardus Magnus feliciter migravit ad Dominum. Et vere magnus, quoniam in omnibus scientiis liberalibus, naturalibus, moralibus, trivialibus, canonicis et theologicis simul in uno suppositi congregatis, nulli erat secundus in orbe. Erat eciam tante sanctitatis et exempli in mortificatione carnis, in abnegacione

Представляется психологически оправданным, что кончина Герта Гроте в 1384 г. стимулировала появление новых домов совместной жизни и их консолидацию. Яркая, сильная личность Гроте привлекала людей и замыкала их на себя. К нему стремились, от него получали импульс к действию. Когда Гроте не стало, его последователи должны были принимать самостоятельные решения. Возникали новые общины. Через год после смерти Гроте в 1385 г. был основан дом священников и клириков в Алмело, в 1392 г. в Пурмеренде, в 1397 г. дома в Амерсфорте и Люйке, в 1400 г. дома в Мюнстере и в Дельфте. Наиболее значимыми для нарождающегося движения стали дом братьев совместной жизни в Девентере (Heer-Florenshuis / St. Hieronimushuis), и дом братьев в Зволле (Domus S. Gregorii / St. Gregoriushuis).

Герт Гроте был сыном купца, знал счет деньгам, умело рассчитывал свои силы и возможности, ставил конкретные и вполне достижимые цели. Бюргер, он чутко уловил потребность горожан в обновлении религиозной жизни. И до него многие пытались восстановить идеалы первоначального христианства. Принципиальным новшеством Гроте стала индивидуализация религиозной жизни человека через духовное очищение, о чем он в самом начале своей деятельности писал в "Conclusa". Что касается раннехристианской общины, то и здесь он сказал свое слово - обязательный труд, одна из главных бюргерских добродетелей, позволил домам братьев и сестер совместной жизни существовать в Нидерландах и в Германии вплоть до середины XVI в.

temporalium, in contemptu mundi, in caritate fraterna ad omnes, in desiderio salutis animarum, in efficacia predicacionis, in reprobaci-one et dedestacione viciorum, in opponendo se hereticis, in perse-quendo secundum iura canonica concubina rios, in convertendo ad vitam spiritualem plures viros et mulieres prius secundum mundum viventes, in fidelitate ad dominum nostrum Urbanum sextum, quod multa milia personarum testificarentur de credulitate, quod credunt, eum fuisse non minorem in dictis virtutibus, quam in antedictis sci-enciis.

Литература

1. Логутова М.Г. Истоки и организационные формы «Нового благочестия» / Средние века, 2000. Вып. 61. С. 225-25.

2. Герт Гроте. Трактат о четырех родах предметов размышления. Перевод Хорькова М.Л. // Символ. Журнал христианской культуры, № 63. Париж-Москва, 2013. С. 11-77; Хорьков М.Л. Герт Гроте о духовном таинстве смысла брака // Символ. Журнал христианской культуры, № 63. Париж-Москва, 2013. С. 78-93.

3. Axters St. Geschiedenis van de vroomheid in de Nederlanden. T. III. De Moderne Devotie. Anvers, 1956.

4. Beckett W.N.M. Adam the Carthusian (supp. fl. 1340) // Oxford Dictionary of National Biography, Oxford University Press, 2004.

5. Bolman A. Influence of the Devotio moderna in northern Germany // A Companion to Mysticism and Devotion in Northern Germany in the Late Middle Ages. Leiden, 2013.

6. Bonet-Maury G. Gerard de Groote, ше precurseur de la Reforme au quatorsieme siecle. Paris, 1878.

7. Busch J. Chronicon Windeshemense und Liber de reformatio-ne. Halle, 1886.

8. Daalen Marieke J.G. van. Bibliografie van de werken van Geert Grote een overzicht van al de uitgegeven werken. Amsterdam, 1997.

9. Dijk K.Th.M. Methodologische kanttekeningen bij het onder-zoek van getijdenboeken // Th. Mertens. Boeken voor de ee-wigheid. Middelnederlands geestelijk proza. Amsterdam, 1993.

10. DijkR.Th.M. van O. Carm. Gerard Zerbolt van Zutphen Gees-telijke 5. Een gids voor de geestelijke weg uit de vroege Moderne Devotie. Amsterdam, 2011.

11. DijkR.Th.M. van O. Carm. Salome Sticken (1369-1449) en de oorsprong van de Moderne Devotie. Hilversum, 2015.

12. Engen J. H. van. Devotio Moderna: Basic Writings. N-Y, 1988.

13. Epiney-BurgardG. Gérard Grote (1340-1384) et les débuts de la dévotion modern. Wiesbaden, 1970.

14. Epiney-Burgard G. Gérard Grote, fondateur de la Dévotion Modern. Lettres et traites. Brepols, 1998.

15. Geert Groote. Conclusa et proposita non vota in Nomine Domini // Thomae Hemerken a Kempis Opera omnia. Friburgi Brisigavorum, 1922. Vol. VII.

16. Gerrits G.H. Johannes Brinkerink - Life, Sermons and Thought // Spirituality renewed. Studies on significant representatives of the Modern Devotion / Ed. by Hein Blommesti-jn, Charles CasperHein Blommestijn, Charles Caspers, Rijck-lof Hofman. 2003.

17. Ginneken J. van. Geert Groote's levensbeeld. Amsterdam, 1942.

18. Henrici Pomerii opusculum tripartitum de Originibus monas-terii Viridisvallis in Brabantia, nunc primum editum ex codice Bruxellensi 2926-28 // Analecta Bollandiana. 1885. Vol. 4.

19. Hofman R. Geert Groote's choice of a religiouse lifestyle without vous // Inwardness, individualization, and religious agency in the late medieval Low Countries. Studies in the Devotio Moderna and its contexts. Nourhout, 2020.

20. Kempf N. Studies in the Christian Thought. Leiden, 1922.

21. Küler W. J. De "Vita Magistri Gerardi Magni" van Petrus Horn in M.S. No. 8849-8859 van de Koninklijke Bibliotheek te Brussell // Nederlands Archief voor Kerkgeschiedenis. 1909. N. Ser. 6.

22. Lesser B. Johannes Busch: Chronist der Devotio moderna. Werkstruktur, Überlieferung, Rezeption. Frankfurt-am-Main, 2004.

23. Mulder W. S.J. Gerardi Magni epistolae. Antwerp, 1933.

24. Mulder W. S.J. Tekstuitgaven van Ons Geestelijk Erf. Vol. 3. Antwerpen, 1933.

25. Mulder W. S.J. Guillaume de Salvarvilla // Ons geestelijk erf. Deel V 1931.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Muden D. R. Analecta seu vetera aliquot scripta inedita ab iso publici iuris facta. T. 1. Scriptum de Gherardo Grote, Domino Florencio et multis aliis devotis fratribus. Daventrii, 1719.

27. PostR. The Modern Devotion. Confrontation with Reformation and Humanismus // Studies in Medieval and Reformation Thought. V. III. Leiden, 1968.

28. PostR. Heeft Geert Groote een of twee boeken van Ruusbroec vertaald? // Studia Catholica, 1950.

29. Rüthing H. Der Karthäuser Heinrich Egher von Kalkar 13281403. Göttingen, 1967.

30. Scheepsma W. Medieval Religious Women in the Low Countries. Boydell, 2004.

31. Sermo magistri Gerardi Magni dicti Groot de focariis // Archief voor kerkelijke geschiedenis inzonderheid van Nederlanden, I. Leiden, 1829.

32. Staubach N. 'Memores Pristinae Perfectionis' // The Reception of the Church Fathers in the West: From the Carolignians to the Maurists. Ed. Irena Dorota Backus, vol. 1. Leiden; N-Y, 1997.

33. Sudbrack J. Existentiellen Christentum. Gedanken uber die Frommigkeit der 'Nachfolge Christi' // Geist und Leben. Zeitschrift fur Aszese und Mystik. N 37. Würzburg, 1964.

34. Thomae Hemerken a Kempis. Opera omnia. V. VII. Friburgi Brisigavorum, 1922.

35. Tucker L.R. Devotio Moderna: Confrontations with Scholastic. The University of Sydney, 2021.

36. Van Engen J. Sisters and Brothers of the Common Life: The Devotio Moderna and the World of the Later Middle Ages. 2006.

37. Van Dijk M. How to be a good shephead in Devotio Moderna. The example of Johannes Brinckerinck (1359-1419) // Neder-lands archief voor kerkgeschiedenis / Dutch Review of Church History. Vol. 83 (2003).

38. Van Dijk R. Twaalf kapittels over ontstaan, bloei en doorwerk-ing Moderne Devotie. Hilversum, 2012.

39. Van Zijl T. P. Gerard Groote, Ascetic and Reformer. Washington: Catholic University of America Press, 1963.

40. Weiler А.G., Bruin C.C. de, PersoonsE. Geert Grote en de Moderne Devotie. Drie artikelen over Geert Grote (1340-1384) en de door hem gei'nspireerde Moderne Devotie. Zutphen, 1984.

41. Weiler А.G., Bruin C.C. de, Persoons E. Geert Grote en de Moderne Devotie. Voordrachten gehouden tijdens het Geert Grote congres. Nijmegen, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.