Научная статья на тему 'ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ: О "МАЛОМ КУЛЬТЕ" САНДЖАЯ ГАНДИ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ'

ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ: О "МАЛОМ КУЛЬТЕ" САНДЖАЯ ГАНДИ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / САНДЖАЙ ГАНДИ / ИНДИРА ГАНДИ / КРИЗИС 1970-Х ГОДОВ / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ПРОПАГАНДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иконникова Татьяна Дмитриевна

Прошло более 40 лет со дня смерти известного общественно-политического деятеля Санджая Ганди (1946-1980) - младшего сына премьер-министра Индии Индиры Ганди (1917-1984), но споры вокруг его личности не утихают и сегодня. Имя Санджая носит ряд географических объектов и крупных сооружений общественного назначения; его неоднозначная фигура нередко становится объектом популистской риторики лидеров политических партий, предметом новостных сообщений, а также прообразом персонажей художественных произведений. Восхождение Санджая Ганди на политический Олимп было сложным процессом, начавшимся с усиления молодежного крыла партии Индийский национальный конгресс и выстраивания новой вертикали власти в противовес «старой элите» - приближенным Индиры Ганди. Временем претворения им в жизнь спорных социально-политических реформ стала вторая половина 1970-х годов, на которую пришелся 21 месяц«мрачного» чрезвычайного положения в стране (1975-1977). Результаты инициированных Санджаем мероприятий в рамках проведения программ по планированию семьи, борьбы с неграмотностью, наведения порядка за счет сноса трущоб и насильственного выдворения части населения из городов до сих пор вызывают жаркие споры в индийском обществе. Представители поколения, чья молодость пришлась на 1970-е годы, сегодня воспроизводят «свои» - публицистические и художественные - истории режима. В ряде версий ответственность за факты злоупотребления властью и допущенные вследствие этого правонарушения лежит исключительно на фигуре Санджая Ганди. В то же время «темного принца» эпохи чрезвычайного положения сравнивают с персонажем древнеиндийского эпоса «Махабхарата» - мудрым царским советником Санджаей, с великим могольским правителем Акбаром (1556-1605) и выдающимся сикхским правителем Ранджитом Сингхом (1799-1839). Для одних он - герой, а для других - антигерой. В статье прослежены этапы складывания культа Санджая Ганди, выявлены факторы, повлиявшие на его формирование, и показаны некоторые формы его проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Иконникова Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANJAY GANDHI’S “MINOR CULT” IN CONTEMPORARY INDIA

The article explores the role of Sanjay Gandhi (1946-1980) in socio-political and cultural life of contemporary India and traces the roots of his “personality cult” in the society. Though over forty years have passed since his death, the controversy surrounding his gure does not subside even today. In India a number of public facilities boast Sanjay Gandhi’s name and his controversial persona often becomes the subject of populist rhetoric of political parties, news reports, as well as the prototype of characters in ction. Sanjay Gandhi entered the Indian politics in the notoriously famous mid-1970-s marked with the declaration of national Emergency. In order to gain more political in uence, he started strengthening the Indian Youth Congress - the youth wing of the Indian National Congress party. Simultaneously Sanjay Gandhi gathered a clique of his personal advisers, some of whom were important politicians from di erent states of the country. They were the ones who implemented into life Sanjay Gandhi’s socio-political programs including the family planning and city-beauti cation projects etc. But nowadays, too, the name of Sanjay Gandhi evokes mixed feelings in the Indian society. Di erent political parties, including the Congress, continue to blame him for the excesses of the Emergency. This article is an attempt to study the phenomenon of Sanjay Gandhi’s “personality cult” through tracing its history, identifying the factors of its formation, and giving some examples pertaining to the “cult”.

Текст научной работы на тему «ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ: О "МАЛОМ КУЛЬТЕ" САНДЖАЯ ГАНДИ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. № 2. С. 118-129

Moscow State University Bulletin. Series 13. Vostokovedenie, 2022, no. 2, pp. 118-129. (In Russ.)

ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ: О «МАЛОМ КУЛЬТЕ» САНДЖАЯ ГАНДИ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ

Т.Д. Иконникова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва,

Россия; [email protected]

Аннотация: Прошло более 40 лет со дня смерти известного общественно-политического деятеля Санджая Ганди (1946-1980) — младшего сына премьер-министра Индии Индиры Ганди (1917-1984), но споры вокруг его личности не утихают и сегодня. Имя Санджая носит ряд географических объектов и крупных сооружений общественного назначения; его неоднозначная фигура нередко становится объектом популистской риторики лидеров политических партий, предметом новостных сообщений, а также прообразом персонажей художественных произведений. Восхождение Санджая Ганди на политический Олимп было сложным процессом, начавшимся с усиления молодежного крыла партии Индийский национальный конгресс и выстраивания новой вертикали власти в противовес «старой элите» — приближенным Индиры Ганди. Временем претворения им в жизнь спорных социально-политических реформ стала вторая половина 1970-х годов, на которую пришелся 21 месяц «мрачного» чрезвычайного положения в стране (1975-1977). Результаты инициированных Санджаем мероприятий в рамках проведения программ по планированию семьи, борьбы с неграмотностью, наведения порядка за счет сноса трущоб и насильственного выдворения части населения из городов до сих пор вызывают жаркие споры в индийском обществе. Представители поколения, чья молодость пришлась на 1970-е годы, сегодня воспроизводят «свои» — публицистические и художественные — истории режима. В ряде версий ответственность за факты злоупотребления властью и допущенные вследствие этого правонарушения лежит исключительно на фигуре Санджая Ганди. В то же время «темного принца» эпохи чрезвычайного положения сравнивают с персонажем древнеиндийского эпоса «Махабхарата» — мудрым царским советником Санджаей, с великим могольским правителем Акбаром (1556-1605) и выдающимся сикхским правителем Ранджитом Сингхом (1799-1839). Для одних он — герой, а для других — антигерой. В статье прослежены этапы складывания культа Санджая Ганди, выявлены факторы, повлиявшие на его формирование, и показаны некоторые формы его проявления.

Ключевые слова: Индия; Санджай Ганди; Индира Ганди; кризис 1970-х годов; чрезвычайное положение; пропаганда

Для цитирования: Иконникова Т.Д. Герой и антигерой: о «малом культе» Санджая Ганди в современной Индии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. № 2. С. 118-129.

SANJAY GANDHI'S "MINOR CULT" IN CONTEMPORARY INDIA

Tatiana D. Ikonnikova

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; [email protected],

[email protected]

Abstract: The article explores the role of Sanjay Gandhi (1946-1980) in sociopolitical and cultural life of contemporary India and traces the roots of his "personality cult" in the society. Though over forty years have passed since his death, the controversy surrounding his figure does not subside even today. In India a number of public facilities boast Sanjay Gandhi's name and his controversial persona often becomes the subject of populist rhetoric of political parties, news reports, as well as the prototype of characters in fiction. Sanjay Gandhi entered the Indian politics in the notoriously famous mid-1970-s marked with the declaration of national Emergency. In order to gain more political influence, he started strengthening the Indian Youth Congress — the youth wing of the Indian National Congress party. Simultaneously Sanjay Gandhi gathered a clique of his personal advisers, some of whom were important politicians from different states of the country. They were the ones who implemented into life Sanjay Gandhi's socio-political programs including the family planning and city-beautification projects etc. But nowadays, too, the name of Sanjay Gandhi evokes mixed feelings in the Indian society. Different political parties, including the Congress, continue to blame him for the excesses of the Emergency. This article is an attempt to study the phenomenon of Sanjay Gandhi's "personality cult" through tracing its history, identifying the factors of its formation, and giving some examples pertaining to the "cult".

Key words: India; Sanjay Gandhi; Indira Gandhi; crisis of the 1970-s; emergency; propaganda

For citation: Ikonnikova T.D. (2022) Sanjay Gandhi's "Minor Cult" in Contemporary India. Moscow State University Bulletin. Series 13. Vostokovedenie, no. 2, pp. 118-129. (In Russ.)

Семья Неру-Ганди занимает особое место в истории Индии. Несмотря на бесспорные заслуги перед отечеством таких ее выдающихся представителей как Мотилал Неру1, Джавахарлал Неру2

1 Мотилал Неру (1861-1931) — основатель политической династии Неру-Ганди, известный своим вкладом в развитие национально-освободительного движения. Президент ИНК в 1919-1920 и 1928-1929 гг. Под его руководством в 1928 г. был разработан проект индийской конституции, предусматривавшей наделение Индии статусом доминиона.

2 Джавархарлал Неру (1889-1964) — видный лидер национально-освободительного движения Индии, ее первый премьер-министр, сын Мотилала Неру. Годы его пребывания у власти отмечены созданием системы государственно-политического устройства на принципах секуляризма, инклюзивности, демократизма.

и Индира Ганди3, сегодня авторитет основателей и в особенности наследников4 политической династии все чаще ставится под сомнение5. Ослабление старейшей партии Индийский национальный конгресс (ИНК), в руководстве которой представители семьи Неру-Ганди традиционно занимают важные позиции, и падение ее популярности у электората — как в масштабах всей страны, так и на региональном (штатовском) уровне — можно считать закономерным следствием отсутствия у нее сильного харизматичного лидера. Попытки возрождения былого политического влияния династии за счет обращения к страницам ее славной истории оказываются не столь успешными. Антиконгрессистские силы и прежде всего индусская коммуналистская Бхаратия джаната парти6 (БДП), также создают свою традицию историописания, где представители «династии» предстают отнюдь не героями. Их бескомпромиссная критика строится на подчеркивании политических ошибок и перегибов в развитии страны, допущенных Конгрессом.

Обращение индийских политиков, публицистов, писателей к персоналиям и событиям 1970-х годов и их последствиям вполне объяснимо: «люди выстраивают и конструируют прошлое, во-первых, исходя из окружающей их социально-политической действительности и связанных с ней интересов и ценностей, а во-вторых, для того, чтобы, опираясь на это интерпретированное соответствующим образом прошлое, выдвигать проекты на будущее»7. Реинтерпретация событий почти полувековой давности представляет собой часть общественно-политического дискурса, связанного с развенчанием культа семьи Неру-Ганди, главным «антигероем» которой чаще всего называют неоднозначную фигуру младшего сына Индиры Ганди.

3 Индира Ганди (1917-1984) — премьер-министр Индии с 1966 по 1977, а также с 1980 г. и вплоть до дня трагической смерти в 1984 г. Дочь Дж. Неру и продолжательница его политического курса под эгидой ИНК.

4 Со временем в большую политику вошли сыновья Индиры Ганди Санджай (1946-1980) и Раджив (1944-1991), их супруги Сония и Манека, а затем и внуки — Рахул, Приянка и Варун.

5 См., например: Prakash G. Emergency Chronicles: Indira Gandhi and Democracy's Turning Point. Princeton University Press, New Jersey, 2019. P. 380.

6 Индийская народная партия (хинди); создана в 1980 г.

7 Шнирельман В.А. Этногенез и идентичность: националистические мифологии в современной России // Этнографическое обозрение. 2003. № 4. С. 3.

Путь в большую политику

Деятельность Санджая Ганди оказала значительное влияние на внутриполитическую обстановку второй половины 1970-х годов. Этот период индийской истории был отмечен введением всеобщего чрезвычайного положения8 с конца июня 1975 по январь 1977 г., печально известного многочисленными фактами нарушения конституционно гарантированных прав и свобод человека, в частности, касавшихся неприкосновенности и достоинства личности, свободы слова и печати, права на создание общественных организаций и ряд других. В условиях, когда обращение к легальным средствам защиты гражданских интересов было практически невозможным, индийское общество пережило ряд социально-политических реформ, ставших впоследствии главным объектом критики со стороны оппозиционно настроенных Индире Ганди и ИНК сил. Роль «идеолога» столь неоднозначного курса партии сыграл Санджай Ганди.

Прежде чем стать одной из знаковых фигур во внутренней политике страны, Санджай пробовал заявить о себе как предпринимателе-новаторе — через проект по производству народного автомобиля «Марути». С этой целью в конце 1960-х годов на границе Дели и соседнего штата Хариана был построен автозавод, где планировалось начать его производство. Однако при жизни Санджая не было выпущено ни одного образца модели, и, по словам современников, начинание оказалось «бездонным колодцем»9: проект оказался схемой отмывания средств, выделенных из бюджета. Однако правда о его реализации замалчивалась, а к середине 1970-х годов Санджай успел собрать вокруг себя влиятельных региональных политиков, покровительствовавших ему и его начинаниям. Они же стали доверенными лицами Санджая на пути его становления как общественно-политического деятеля.

Возглавив в 1971 г. молодежное крыло ИНК, Санджай приобрел хороший опыт в организации митингов в поддержку проводимых в

8 Правовой институт чрезвычайного положения — конституционный механизм оперативного реагирования на возникающие ситуации чрезвычайного характера. Это важный элемент функционирования любого режима, поскольку национальная безопасность и защита основ конституционного строя представляют собой вопросы стратегической важности в государственных масштабах.

Режим чрезвычайного положения (в соответствии с положениями индийской конституции) был объявлен И. Ганди 26 июня 1975 г. Мотивацией была возникшая в стране опасность развязывания внутренних беспорядков. С целью их предотвращения в Индии запрещалась деятельность оппозиции.

9 Kapoor C. The Emergency: A Personal History. Penguin Books, India, 2015. P. 77.

стране преобразований и заручился помощью приближенных матери — профессиональных политиков старшего поколения. В глазах современников он стал олицетворением «неконституционного центра власти»10, и ему пророчили пост следующего премьер-министра.

Конструирование образа сильного и харизматичного лидера в лице Санджая Ганди достигло апогея в период чрезвычайного положения. Его люди стали занимать важные посты в правительстве страны и претворять в жизнь идеи его внутриполитического курса11. Не без участия Санджая «четвертая ветвь власти» — СМИ — оказалась под гнетом цензуры; о беспристрастности и объективности периодики к середине 1970-х годов было забыто. В стране запрещалась деятельность оппозиции; следом за запретом оппозиционных партий последовал арест их лидеров. Частью официальной кампании по планированию семьи с целью ограничения рождаемости в стране стала принудительная стерилизация мужского населения. Одновременно начались мероприятия по наведению порядка в городах за счет сноса трущоб и выдворению их обитателей за городскую черту без предоставления жилья или земли эквивалентных размеров. Особенно интенсивно такие акции осуществлялись в Дели, ставшем в глазах современников «вотчиной»12 младшего сына Индиры Ганди.

В отечественной, западной и индийской историографии данная проблематика исследована слабо. Несмотря на то что существует весомый массив работ, посвященный «династии» Неру-Ганди, отдельных трудов по феномену «малого культа» Санджая Ганди фактически нет. Отчасти это объясняется тем, что для индийских исследователей Санджай — неудобная фигура: при всей «растиражированной» непопулярности Санджая Ганди, его именем, по неофициальным подсчетам, названо более 30 крупных объектов публичного назначения (стадионы, учебные заведения, больницы и т.д.), а также не поддающееся точному счету количество улиц в разных городах Индии, что противоречит образу «темного принца»13 эпохи 1970-х.

10 Ibid. P. 163.

11 В частности, решение внутренних проблем в индийском обществе Санджай видел в своей программе «Пяти пунктов», предполагавшей посильный вклад каждого в ее реализацию. Программа включала следующие обязанности: посадить дерево; обучить неграмотного; бороться с дискриминацией на кастовой основе; отказаться от традиции обеспечения приданого невесте; ограничить рождаемость двумя детьми на одну семью.

12 Prakash G. Emergency Chronicles: Indira Gandhi and Democracy's Turning Point. Princeton University Press, New Jersey, 2019. P. 288.

13 Ghose S. Indira: India's Most Powerful Prime Minister. Juggernaut Books, New Delhi, 2017. P. 147.

«Возвеличивание» и героизация образа

Процесс «возвеличивания» Санджая Ганди и одновременно его отмежевания от Индиры Ганди, с личностью которой принято связывать существование «большого культа»14, начался еще при его жизни. Начальным этапом формирования «малого культа» считается период наибольшей политической активности Санджая — вторая половина 1970-х годов, т.е. период всеобщего чрезвычайного положения в Индии и время крупных социальных «экспериментов» с индийским обществом.

Распространенное в исследовательской среде западных историков представление15 о том, что «взлет» Санджая в большой индийской политике — это исключительно заслуга его матери, представляется не вполне корректным. Путь на политический Олимп он начал с выстраивания новой вертикали власти, где решающее значение придавалось вышеупомянутому молодежному крылу ИНК16. В отличие от круга сподвижников матери — профессиональных политических деятелей — его окружение включало как опытных региональных политиков, так и представителей светского мира. Среди них были, в частности, Раджиндер Кумар Дхаван — личный секретарь Индиры Ганди в годы ее премьерства, Банси Лал — главный министр штата Хариана в период с 1968 по 1975 г. и министр обороны в период действия чрезвычайного положения, а также Рухсана Султана — светская львица и проводница кампании по стерилизации населения в мусульманских кварталах Дели. Именно эти люди стали главными проводниками политики Санджая, и на них лежит не меньший груз ответственности за вменявшиеся ему противоправные деяния, допущенные в 1975-1977 гг.

Значимую роль в популяризации образа Санджая в период действия чрезвычайного положения сыграло Министерство информации и телерадиовещания, которым руководил один из его ставленников — В.Ч. Шукла. Этому органу была отведена важная функция в формировании положительного образа младшего сына премьер-министра. С введением режима чрезвычайного положения министерство выпустило ряд инструкций по цензурированию с дополнительным перечнем предметов, подлежащих цензурированию.

14 Ibid. P. 239.

15 Jaffrelot C., Anil P. India's First Dictatorship: The Emergency, 1975-1977. Harper Collins, Uttar Pradesh, 2020. P. 210.

16 DharP.N. Indira Gandhi, the 'Emergency', and Indian Democracy. Oxford University Press, New Delhi, 2000. P. 63.

В частности, вводился запрет любой критики в отношении И. Ганди и ее правительства17.

Вторым этапом складывания «малого культа» стали 1980-е годы. В 1980 г. Санджай трагически погиб в ходе тренировочного полета на частном самолете, и его «мученическая» смерть способствовала героизации образа. В день кремации процессия с телом Санджая проследовала по улицам Дели — аналогично тому, как ранее провозили его деда и отца. Начался «стихийный» процесс переименования улиц, парков, школ, больниц и др. объектов в его честь18. Например, гидроэлектростанция в дистрикте Киннаур в штате Химачал-Пра-деш, ранее носившая имя известного физика, разработчика индийской атомной науки Х.Дж. Бхабхи была названа в честь Санджая Ганди. Также было развернуто массовое производство гипсовых бюстов и печать почтовых марок с его изображением19.

Более того, ряд политиков федерального и регионального уровней предложили создать в стране сеть учебных, культурно-воспитательных, спортивных, оздоровительных объектов публичного назначения, которые носили бы имя Санджая. Например, правительство штата Мадхъя-Прадеш планировало построить учебный центр стоимостью в 150 тыс. долл. Также предполагалось организовать студенческую стипендию и фонд памяти имени Санджая Ганди для популяризации ценностей образования в индийском обществе20.

Однако волна скорби по Санджаю быстро прошла, и уже к началу 1990-х годов значительной части топонимов и объектов вернули их прежние имена.

Забвение и «возрождение»: художественно-публицистические интерпретации

Третий этап — 1990-2000-е годы — можно охарактеризовать как время относительного забвения «малого культа» Санджая. Это

было обусловлено как падением популярности партии Индийский

21

национальный конгресс среди населения21, так и уходом членов семьи Неру-Ганди с крупных государственных постов.

17 Shah Commission of Inquiry. Third and Final Report, 1978. URL: https://archive. org/details/ShahCommissionOfInquiry3rdFinalReport (дата обращения: 20.12.2021).

18 Ghose S. Indira: India's Most Powerful Prime Minister. Juggernaut Books, New Delhi, 2017. P. 204.

19 Ibid. P. 237.

20 Ibidem.

21 По результатам двенадцатых всеобщих парламентских выборов 1998 г. оппозиционная ИНК коалиция партий Национальный демократический альянс,

В то же время фигура Санджая становится любимым персонажем англо-индийской художественной прозы, посвященной 1970-х годам. Одним из самых ярких художественных произведений по тому периоду можно считать роман «Хрупкое равновесие» (A Fine Balance, 1995)22 канадского автора индийского происхождения Ро-хинтона Мистри, повествующий о судьбе отдельных представителей индийского общества на фоне событий всеобщего чрезвычайного положения 1975-1977 гг.

Для Мистри главными виновниками всех допущенных за время действия чрезвычайного положения злоупотреблений стали Индира и Санджай Ганди. Именно их прототипы легли в основу изображенных в произведении фигур «премьер-министра и сына премьер-министра», незримые тени которых с плакатов и рекламных щитов довлеют над вымышленным городом. При этом писатель обезличивает этих персонажей — их имен он не называет, и в какой-то момент читатель начинает сомневаться, что упомянутые герои — «книжные» Индира и Санджай Ганди. Но все расставляет по своим местам сцена с участием главы правительства: главные герои романа, как и другие жители трущоб, оказываются вовлеченными в митинг в поддержку режима. Почетными гостями на этом мероприятии оказываются премьер-министр в домотканом сари и с серебристой проседью в иссиня-черных волосах, а также ее младший сын, который «освятил» мероприятие своим присутствием прямо из кабины управляемого им частного самолета.

Возникает вопрос: почему Р. Мистри прямо не называет имен Индиры и Санджая Ганди? Чем обусловлена такая табуированность, если автору «нечего бояться» в далекой от Индии Канаде? Автор не случайно прибегнул к этому приему: с одной стороны, писатель хотел передать атмосферу насаждаемой диктатуры личности последних, с другой, воспроизвести «ужасы цензурных ограничений», предполагавшие запрет любой критики в отношении представителей семьи Неру-Ганди и чрезвычайного положения23.

возглавляемая Бхаратия джаната парти, одержала победу и смогла сформировать правительство во главе с А.Б. Ваджпаи.

В октябре 1999 г. состоялись внеочередные выборы. БДП при поддержке своих политических соратников по коалиции вновь одержала победу и осталась у власти на весь положенный срок — до 2004 г.

22 Rohinton M. A Fine Balance. Canada, 2001.

23 Jaffrelot C., Anil P. India's First Dictatorship: The Emergency, 1975-1977. HarperCollins, Uttar Pradesh, 2020. P. 217.

Однако следует отметить, что сам Р. Мистри, не являвшийся очевидцем «темного» периода, не отличается точностью или объективностью в описании реалий чрезвычайного положения. Представления о режиме 1975-1977 гг. у писателя складывались на основе новостных сообщений западных газет.

Одновременно Санджай Ганди становится прототипом персонажей в популярных художественных фильмах. Одним из самых известных произведений по периоду 1970-х годов стала картина 2003 г. «Тысяча таких желаний»24 (Hazaaron khwaishein aisi), также известная как «Росчерки судьбы». Сюжетная линия кинофильма охватывает конец 1960 — первую половину 1970-х годов, рассказывая

25

о становлении движения наксалитов и протестного студенческого движения в одном из беднейших штатов Индии — Бихаре.

В центре повествования картины история трех друзей — Сид-дхартха, Гиты и Викрама. Зритель знакомится с персонажами фильма сквозь призму событий, приведших к введению чрезвычайного положения 1975-1977 гг. Сиддхартх представляет собой собирательный образ молодых людей, воспринявших с энтузиазмом призыв к «тотальной революции» — движению за социальные преобразования в стране. Его персонаж не просто отказывается от карьерных и иных материальных благ, но и уходит в «подполье революции»: бросив учебу в Дели, он уезжает в одну из тысячи охваченных голодом и протестами деревень Бихара. По другую сторону «баррикад» оказывается однокурсник Сиддхартха Викрам, не разделяющий идеи друга в отношении «тотальной революции». Он не только не сочувствует протестному движению, но делает все от него зависящее, чтобы волны социального протеста не прокатились по Дели — вотчине его босса, в немногословном персонаже которого угадывается фигура Санджая Ганди.

Примечательно, что изображение Санджая Ганди в кинематографе также стало своеобразной реакцией на складывание культа семьи Неру-Ганди. Только спустя десятилетия после окончания чрезвычайного положения можно говорить о «строгом» разделении в воссоздании образов политических персоналий на «реалистичный» (в документальных фильмах) и «художественный» (соответственно,

24 Hazaaron khwaishein aisi, 2003. URL: https://www.youtube.com/watch?v= m5g_15YfUl0 (дата обращения: 14.11.2021).

25 Наксалиты — протестное движение левацкого толка, возникшее в конце 1960-х годов в штатах Западная Бенгалия и Андхра-Прадеш и объединившее беднейшие слои местного населения. Постепенно влияние наксалитов распространилось и на некоторые другие штаты индийского «пояса бедности».

в х/ф) ракурсы. До этого же имело место выраженное смешение двух традиций, что и демонстрировал известный фильм 1977 г. «Сказание о стуле»26, где в образе президента вымышленной страны Джанган-деш угадывается фигура Санджая Ганди. На это указывают не только бросающееся в глаза внешнее сходство, но и его манера поведения, пристрастия и ряд других мелочей.

Новым, четвертым этапом в истории возвеличивания Санджая стала середина 2010-х годов. Возрождение интереса к его личности было обусловлено ростом агитационной борьбы между Индийский национальным конгрессом и Бхаратия джаната парти на всеобщих парламентских выборах 2014 г. БДП широко использовала в своей предвыборной риторике критику «династийного засилья» семьи Неру-Ганди на политическом поле. Преследуя цель дискредитировать Конгресс, партия всячески осуждала насаждение культа Санджая Ганди в период чрезвычайного положения27.

Парадокс заключался в том, что одновременно часть ассоциированных с БДП политиков поддерживала изображение Санджая в положительном свете. В частности, такой была и остается линия его вдовы Манеки Ганди, занимающей в правительстве БДП достаточно высокие посты.

Как бы то ни было, середина 2010-х годов была отмечена выходом ряда книг публицистического характера, посвященных Санджаю. Среди них особое место принадлежит работе индийской писательницы Сагарики Гхосе «Индира»28, где анализируется историческая роль «темного принца» периода чрезвычайного положения. Несмотря на присутствующую в издании серьезную критику в отношении допущенных Санджаем ошибок, книга, как и многие другие аналогичные ей работы середины 2010-х годов, вызывает у читателя

чувство симпатии к его фигуре.

* * *

Очевидно, что расхожий тезис о том, что за злоупотреблениями периода всеобщего чрезвычайного положения 1975-1977 гг. стояла исключительно фигура Санджая Ганди, требует переосмысления как исследователями, так и современными политиками. Однако

26 Kissa kursi ka, 1977. URL: https://www.youtube.com/watch?v=O9FuOC3TbM0 (дата обращения: 14.11.2020).

27 Jaffrelot C., Anil P. India's First Dictatorship: The Emergency, 1975-1977. HarperCollins, Uttar Pradesh, 2020, p. 235.

28 Ghose S. Indira: India's Most Powerful Prime Minister. Juggernaut Books, New Delhi, 2017.

объективный анализ роли его сподвижников в злополучных реалиях режима, как и в становлении «культа» их лидера, представляет собой непопулярный сюжет для тех, кто стремится во власть. «Торжество исторической правды» сегодня не выгодно ни стоящей у власти Бхаратия джаната парти, ни оппозиционно настроенному ей Индийскому национальному конгрессу. При том, что критика «малого культа» Санджая представляет собой удобный, испытанный временем конструкт политической пропаганды, его целенаправленное развенчание вызовет лишь массу неудобных вопросов, ответы на которые не готова дать ни та, ни другая сторона. Тем не менее разные представители индийского социума продолжают «интерпретировать соответствующим [т.е. выгодным им самим. — Т.И.] образом прошлое», конструируя свои проекты будущего страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шнирельман В.А. Этногенез и идентичность: националистические мифологии в современной России // Этнографическое обозрение. 2003. № 4. С. 314.

2. Dhar P.N. Indira Gandhi, the 'Emergency', and Indian Democracy. Oxford University Press, New Delhi, 2000. 424 p.

3. Ghose S. Indira: India's Most Powerful Prime Minister. Juggernaut Books, New Delhi, 2017. 344 p.

4. Hazaaron khwaishein aisi, 2003. URL: https://www.youtube.com/watch?v= m5g_15YfUl0 (дата обращения: 14.11.2021).

5. Jaffrelot C., Anil P. India's First Dictatorship: The Emergency, 1975-1977. HarperCollins, Uttar Pradesh, 2020. 536 p.

6. Kapoor C. The Emergency: A personal History. Penguin Books, India, 2015. 350 p.

7. Kissa kursi ka, 1977. URL: https://www.youtube.com/watch?v=09Fu0C3TbM0 (дата обращения: 14.11.2020).

8. MukherjeeP. The Turbulent Years: 1980-1996. Rupa Publications, India, 2016. 243 p.

9. Prakash G. Emergency Chronicles: Indira Gandhi and Democracy's Turning Point. Princeton University Press, New Jersey, 2019. 456 p.

10. Rohinton M. A Fine Balance. Emblem Editions Publication, Canada, 2001. 603 p.

11. Shah Commission of Inquiry. Third and Final Report, 1978. URL: https://archive.org/ details/ShahCommission0fInquiry3rdFinalReport (дата обращения: 20.12.2021).

REFERENCES

1. Dhar P.N. Indira Gandhi, the 'Emergency', andlndianDemocracy. Oxford University Press, New Delhi, 2000. 424 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ghose S. Indira: India's Most Powerful Prime Minister. Juggernaut Books, New Delhi, 2017. 344 p.

3. Hazaaron khwaishein aisi, 2003. URL: https://www.youtube.com/watch?v= m5g_15YfUl0 (дата обращения: 14.11.2021).

4. Jaffrelot C., Anil P. India's First Dictatorship: The Emergency, 1975-1977. Harper Collins, Uttar Pradesh, 2020. 536 p.

5. Kapoor C. The Emergency: A Personal History. Penguin Books, India, 2015. 350 p.

6. Kissa kursi ka, 1977. URL: https://www.youtube.com/watch?v=09Fu0C3TbM0 (дата обращения: 14.11.2020).

7. Mukherjee P. The Turbulent Years: 1980-1996. Rupa Publications, India, 2016. 243 p.

8. Prakash G. Emergency Chronicles: Indira Gandhi and Democracy's Turning Point. Princeton University Press, New Jersey, 2019. 456 p.

9. Rohinton M. A Fine Balance. Emblem Editions Publication, Canada, 2001. 603 p.

10. Shah Commission of Inquiry. Third and Final Report, 1978. URL: https://archive.org/ details/ShahCommission0fInquiry3rdFinalReport (дата обращения: 20.12.2021).

11. Shnirel'man V.A. Etnogenez i identichnost': natsionalisticheskie mifologii v sovre-mennoi Rossii [Ethnogenesis and Identity: Nationalist Mythologies in Contemporary Russia]. Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review], 2003. № 4, pp. 3-14.

Статья поступила в редакцию 26.01.2022; одобрена после рецензирования 26.01.2022; принята к публикации 24.05.2022

The article was submitted 26.01.2022; approved after reviewing 26.01.2022; accepted for publication 24.05.2022

ОБ АВТОРЕ

Иконникова Татьяна Дмитриевна — аспирант кафедры истории Южной Азии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова; [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Tatiana D. Ikonnikova — PhD Student, Department of South Asia History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.