ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ,
ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Е.П. Комаровская Я.В.Боровикова
Глобальные демографические изменения инициировали новое осмысление процессов старения во взаимосвязи с индивидуальным развитием на протяжении жизненного пути, отношениями между поколениями, положением пожилых людей, проблемами развития общества в целом, т.к. проблемы, связанные с социальными процессами старения, долгое время не осознавались государством в качестве социокультурных приоритетов развития российского общества. Несмотря на то, что они находили отражение в политических программах, официальных документах трансформационного периода, их практическое разрешение ограничивалось гарантированной минимальной пенсионной поддержкой граждан третьего возраста. Кризис социальной политики в отношении пожилых людей проявился в оценке старости с позиций целесообразности ее исключительно социально-экономического поддержания.
В настоящее время актуальным является рассмотрение сферы геронтологического образования в фокусе сферы социальных услуг, отражающих интересы пожилых потребителей. Необходимо построение государственной и негосударственной геронтологических моделей образовательной деятельности, опирающихся на целостную картину социального и индивидуального опыта пожилых людей. В новой образовательной парадигме системы геронтологического образования должны присутствовать все необходимые атрибуты подсистемы образования, в частности: (а) совокупность различных направлений обучения и переобучения лиц третьего возраста с учетом их психофизиологических особенностей, предопределяющих построение учебного процесса на основе личностно-ориентированной образовательной модели геронтологического образования (содержательный компонент системы); (б) совокупность специализированных факультетов учебных заведений разных типов (как государственных, так и негосударственных) либо образовательных центров для лиц третьего возраста, в которых будет вестись не только обучение и переобучение пожилых граждан, но и подготовка по специальностям и направлениям геронтологического профиля, включая профильный вуз, что в целом должно образовать организационный компонент системы:; (в) управленческий компонент системы должен
143
иерархически связать структуры отраслевого управления по подготовке кадров геронтологического профиля с органами и структурами управления образованием всех уровней.
При всей неоднозначности формирования геронтологического образования как профильной подсистемы необходимо отметить, что на сегодняшний день его состояние характеризуется не только позитивными, но и негативными чертами, среди которых особого внимания, с точки зрения эффективности функционирования и оптимальности управления, заслуживают следующие: (а) отсутствие преемственности содержания геронтологического образования; (б) противоречивость, плюралистичносгь и отсутствие концептуального единства теоретикометодологической базы геронтологического образования; (в) организационная несогласованность профессиональной подготовки специалистов социального геронто-гериатрического профиля в разных учебных заведениях; (г) несогласованность управления геронтологическим образованием разными ведомствами и на разных уровнях; (д) отсутствие необходимых организационно-управленческих механизмов ориентации геронтологического образования на потребности социальной сферы.
Государственные и негосударственные социально-педагогические модели поддержки граждан третьего возраста должны быть нацелены: во-первых, на практическую ориентированность геронтологического образования; во-вторых, на выбор обучающимися направлений профессиональной деятельности в соответствии с их склонностями и личностными возможностями; в-третьих, на формирование соответствующего образовательного маршрута, включающего кроме обязательных дисциплин по выбранной специализации, спецкурсы и факультативы и пр.; в-четвертых, на создание специализированного образовательного пространства для пожилых людей, в основе которого лежит обеспечение оптимальных психологопедагогических условий для самоактуализации каждого обучаемого, его профессиональной самоидентификации в той или иной области знания. Таким образом, построение личностной образовательной модели лиц третьего возраста должно базироваться на непрерывности, индивидуализации и вариативности геронтологического образования.
Как показывает практика, для реализации вариативных, личностноориентированных подходов к обучению необходимо:
обеспечить свободу выбора каждым обучающимся собственной «траектории» получения профессионального образования, соответствующего мировому уровню социального, культурного и интеллектуального развития;
144
определить методы и технологии обучения с тем, чтобы сформировать в структуре деятельности студентов черты будущей профессиональной деятельности;
создать условия для адекватного оценивания личностного и профессионального становления будущих специалистов;
расширить и качественно усовершенствовать заочное, заочнодистанционное и дистанционное обучение;
разработать программы довузовской профориентационной подготовки учащихся общеобразовательных и специальных, средних специальных учебных заведений и организовать соответствующую рекламнопропагандистскую деятельность.
Создание гибкой вариативной системы геронтологического образования, сочетающей в себе традиции и инновации, позволит обеспечить преемственность и необходимую степень интеграции всех ступеней образования в рамках единой системы непрерывного образования. Становление системы геронтологического образования возможно при условии безусловной и активной государственной поддержки, плодотворного взаимодействия всего научно-педагогического сообщества и самих лиц третьего возраста в обстановке открытости системы российского образования мировой педагогической теории и практики.
Создавая модель развития системы геронтологического образования, следует учесть, что в этой области уже существуют теоретические и практические российские и зарубежные разработки, опираясь на которые можно выделить базисные требования:
системность, предполагающая объединение материально-
технических, учебно-методических, информационных, кадровых ресурсов образовательных учреждений разного уровня, функционирующих в тесной взаимосвязи между собой и с органами, учреждениями и организациями социальной сферы;
преемственность как по вертикали, так и по горизонтали, т. е. не только между различными ступенями и уровнями образования, но и в пределах отдельных образовательных программ;
вариативность, предполагающая дифференцированный подход к организации и содержанию обучения и переобучения в зависимости от индивидуальных образовательных траекторий лиц третьего возраста;
индивидуализация обучения, позволяющая, с одной стороны, реализовать личностно-ориентированную модель обучения, с другой - создать необходимые условия для обучения в течение всей жизни; практическая направленность обучения;
145
социальная эффективность, т. е. обеспечение соответствия качества геронтологического образования запросам пожилых граждан;
экономическая эффективность, предполагающая окупаемость вложенных в геронтологическое образование средств путем включения пожилых граждан в посильную трудовую, общественную (например, волонтерскую) деятельность.
146