IV. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.9 © В.В. Лемиш
ГЕРОНТОКУЛЬТУРА: ОПЫТ РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА
В статье геронтокультура рассматривается как личностное новообразование периода поздней взрослости, в основе которого лежит творческий характер бытия. Осуществлен анализ взглядов современного американского психолога Эды Ле Шан на собственную жизнь в старости.
Ключевые слова: старение, рефлексия, самореализация, геронтокультура.
V.V. Lemish
GERONTOLOGY CULTURE: THE EXPERIENCE OF REFLEXIVE ANALYSIS
In the paper gerontology culture is considered as a personal developmental achievement at the age of seniority which is based on the creative character of being. The analysis of the views of the American psychologist Eda Le Shan has been made, it concerns her own life and seniority.
Keywords: aging, reflection, self-realization, gerontology culture.
Возрастная психология изучает процесс возрастного психического развития человека с момента рождения и до самой кончины. Т.Л. Миронова в статье «К проблеме закономерностей психического развития человека» [7, с. 19-48] существенно дополняет и наполняет конкретным содержанием закономерности возрастного психического развития, выделенные А.К. Марковой (1988). Одной из закономерностей возрастного психического развития является качественное своеобразие и неповторимость каждого возраста. Для каждого возраста человека характерна совокупность закономерных физиологических, психологических изменений, появляются возрастные новообразования. Каждый возрастной этап человека вносит неповторимый вклад в развитие личности.
Геронтокультура, или культура старения, -это определенная философия жизни и старения, которая помогает человеку сохранить жизненный тонус. На уровне отдельного человека ге-ронтокультура выступает как личностное новообразование периода поздней взрослости, которое обусловливает оптимальные формы поведения и деятельности. В основе данного новообра-
Единственный реальный вред, который может принести старость, -это отказ от желаний.
Эда Ле Шан
зования лежит творческий характер бытия, проявляющийся в ситуации выбора при взаимодействии с различными жизненными ситуациями. Иначе говоря, геронтокультура проявляется в адаптивном, или продуктивном, старении [3].
Взаимосвязи человека с миром, опосредующиеся и проявляющиеся в жизненной ситуации, являются глубинным основанием его личности. Объективные внешние изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к действительности, к себе, то есть перестройки своего сознания, поиск новых возможностей и путей реализации своей активности, выстраивания новых стратегий взаимодействия с жизненными ситуациями [1].
Человеку на протяжении всей жизни, включая старость, приходится делать выбор. Особенно он труден в кризисные периоды. Этот выбор зависит не только от обстоятельств объективной действительности, но и от рефлексии - критического отношения к себе, к своей жизни. Осуществляя выбор, человек не только определяет свой жизненный путь, но и творит себя. Культура старения при этом проявляется в многообразии конкретных форм самоутверждения и само-
выражения. В этих жизненных проявлениях личности реализуется присущая человеку потребность в достижении счастья, максимальной полноты жизни.
Первостепенное значение при осуществлении жизненного выбора имеет также нравственно-мировоззренческая готовность к роли субъекта жизни. В данном контексте особое место в структуре культурно-нравственных смысложиз-ненных отношений занимает отношение человека к себе как самоценному субъекту, которое не всегда осознается как нравственное. «Ответственность за то, что личность делает из своей жизни, входит полноправным компонентом в общую ответственность человека перед миром. ... Если я добр - то и мир становится хоть чуточку, но добрее, если я умен - то и мир чуть-чуть умнеет. Короче говоря, то, что я делаю из себя, далеко не безразлично для развития культуры человечества, его ноо- и гомосферы» [2, с.115].
На этот аспект обращал внимание еще И.И. Мечников в своих «Этюдах оптимизма» [6]. В частности, он отмечал, что пожилые люди должны не бравировать своим небрежным отношением к собственному здоровью, а, напротив, проявлять постоянное внимание к нему, понимая при этом, что сохранение своих физических и умственных сил - это не проявление эгоизма, а проявление заботы об окружающих, поскольку таким образом можно избавить их от дополнительных нагрузок по уходу за больным человеком и благотворительности по отношении к нему.
Завершение жизненного пути - важнейший его этап, наиболее ярко раскрывающий личность, так как подведение итогов жизни показывает, насколько глубоко человек состоялся. Неизбежные изменения жизненной ситуации, затрагивающие различные уровни бытия, требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к действительности, к себе, то есть перестройки своего сознания, поиска новых возможностей и путей реализации своей активности.
Геронтокультуру как культуру старения отдельной личности можно рассматривать как результат конструктивного разрешения внутреннего конфликта. Согласно Э. Эриксону [9], на восьмой стадии развития происходит выбор между целостностью и отчаянием.
Предметом конфликта развития на этом этапе являются вопросы: «Что я могу предложить будущим поколениям?», «Доволен ли я прожитой жизнью?». В зависимости от характера решения задач развития восьмой стадии человек либо
достигает целостности эго, либо впадает в отчаяние. Достижение целостности эго осуществляется через отыскание человеком смысла своей жизни, интеграцию всех пройденных стадий. И хотя стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни присущи личности на всех отрезках жизненного пути, то в поздние годы потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь становится особенно настоятельной.
Таким образом, цель адаптивного развития в период поздней взрослости состоит в том, чтобы достичь целостности развития своего эго, своего Я, уверенности в смысле жизни, а также гармонии, понимаемой как сущностное качество жизни как отдельного индивида, так и всей Вселенной.
Достижение целостности эго приводит человека к ощущению чувства тождества с самим собой и ценности своего индивидуального существования, которое даже в случае необходимости не должно быть подвергнуто никаким изменениям. Перед лицом такой итоговой интеграции, как отмечает Э. Эриксон, смерть теряет свою силу.
Достижение целостности эго возможно при творческом отношении к жизни, извлечении позитивных уроков даже из неудач, оценка последних как уроков, которые сделали человека мудрее, опытнее. Конструктивное разрешение кризиса восьмой стадии развития порождает новые формы жизнеосуществления. Последнее возможно при наличии как минимум трех условий:
• объективной оценке внешних обстоятельств жизни, знании своих прав, социальных ресурсов, которые он может использовать;
• адекватной самооценке;
• мотивационной готовности и реальных активных действий, направленных на изменение собственной жизни.
Конструктивное разрешение кризиса периода поздней взрослости требует от человека ответственного отношения к своей жизни, к тому, что он делает, к себе самому. Сущностной характеристикой человека является его активность. Тем и отличается человеческое существование от всякого другого, что человек имеет возможность изменения своего бытия [8]. Неслучайно даже при самых неблагоприятных условиях есть люди, которые демонстрируют образцы достойного, продуктивного старения.
Лемиш В.В. Геронтокультура: опыт рефлексивного анализа
Иначе говоря, различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях старения отражают индивидуальные особенности реагирования на собственное старение, что тесно связано с осмыслением жизни в целом. Именно эта сторона психической жизни пожилого человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего, изменившегося мира.
Старение - универсальный феномен: стареет все живое и не живое. Но человек единственный, кто не только подвержен этому процессу, но и способен его осознать. Более того, он стремится осмыслить, что с ним происходит и как с этим жить. При этом можно говорить как о научном, так и о житейском осмыслении старения.
Интерес к этому явлению нередко возникает, когда человек начинает замечать у себя признаки физического и психического увядания и сталкивается с экзистенциальной проблемой -проблемой поиска смысла жизни. Неслучайно наиболее значимые научные труды, связанные с изучением психологической сущности старения, принадлежат ученым, достигшим солидного возраста. Так, один из первых научных трудов, посвященных проблеме старения, принадлежит римскому политику, оратору и философу М.Т. Цицерону. Он написал свой трактат «О старости» [10], когда ему было 62 года. Этот труд носит во многом рефлексивный характер, в нем отражены проблемы, которые волновали стареющего человека.
Социально-психологический анализ данного трактата с позиций современной науки показал, что уже в эпоху античности философом были выделены две формы старения: адаптивная и дезадаптивная, описаны проявления этих форм старения, а также определены факторы, влияющие на их формирование, очерчены задачи личностного развития в период старения [4]. Таким образом, обращение к источникам, в которых представлен рефлексивный анализ последнего этапа жизни, позволяет более глубоко проникнуть в психологическую картину старости и выявить сущность культуры старения.
В данной статье рассмотрены взгляды современного американского психолога Эды Ле Шан, основанные на рефлексивном анализе собственной жизни в старости, которые изложены в книге «Когда ваш возраст сводит вас с ума. Книга-лекарство для человека любого возраста». Эту книгу можно отнести к научно-популярному жанру. Однако она представляет интерес для научного анализа по крайней мере по трем обстоятельствам.
Во-первых, она написана психологом с мировым именем, во-вторых, автор - семидесятидвухлетний человек; в-третьих, в ее основе лежит рефлексивный анализ тех типичных проблем, которые возникают у стареющего человека. Таким образом, в данном случае в основе проникновения в сущность старения лежит как личностная, так и научная профессиональная рефлексия.
Эда Ле Шан выделяет следующие проблемы, связанные со старостью: дряхление организма, потеря внешней привлекательности, быстрая утомляемость, болезни, ухудшение материального положения, потеря влияния, уязвимость и беспомощность, зависимость от окружающих, невозможность все держать под контролем как прежде, потеря (смерть) друзей и близких, приближение собственной смерти, одиночество, депрессия, потеря смысла жизни.
Таким образом, старость приносит целый комплекс проблем не только связанных с изменениями, неизбежно происходящими в организме и приводящими к существенному ухудшению здоровья, но и не менее сложные социальные и психологические проблемы. Именно поэтому наступление старости рассматривается в психологии как особо острый кризис.
Однако, признавая все негативные проявления старения, отношение автора книги к данному возрастному этапу остается позитивным. Оно основывается на том, что Эда Ле Шан главный акцент делает не на проблемах, а на психологических ресурсах, которые есть у человека в любом возрасте, в том числе и в старости, и которые позволяют конструктивно решать вышеперечисленные проблемы, делая жизнь человека преклонного возраста полноценной. И в этом смысле мы можем говорить о том, что автор дает «рецепт» культуры старения.
Остановимся более подробно на ресурсах, выделяемых Эдой Ле Шан. К ним можно отнести мудрость, чувство юмора, позитивное мировосприятие, оптимизм, наличие дела, которое увлекает, творчество, гибкость в отношении жизненных планов, искренность и открытость в общении, готовность идти на компромиссы, умение выражать свои чувства, желание помогать другим людям и готовность самому попросить помощь, принятие своего возраста, осознание своих ограничений, связанных со здоровьем, поиск адекватных путей решения возникших проблем, самопознание, самоуважение, уверенность, что никогда не поздно начать поиск самого себя, ответственность за себя и свою жизнь, вера в то, что в каждом человеке заложено много талантов, открытость к новым изменениям,
собственная активность, принятие мысли о смерти, желание прожить каждый миг с наибольшей отдачей, умение радоваться жизни, независимость от мнения окружающих, умение извлекать уроки из допущенных ошибок.
Таким образом, даже простой перечень ресурсов, которые может использовать человек для полноценной жизни в период старения, весьма внушителен. У каждого из этих ресурсов большой потенциал. Важно, чтобы человек захотел ими воспользоваться. В целом именно в этом и состоит культура старения.
Эда Ле Шан не просто перечисляет эти ресурсы, но показывает на собственном примере, как она справляется с проблемами старости, которые, безусловно, не обошли и ее стороной. Так, она перенесла средней тяжести инсульт. Это существенно изменило ее жизнь. Ле Шан -человек деятельный, активный, и ограничения, связанные с болезнью, вызвали растерянность и ввергли ее в депрессию. На пути к возвращению к полноценной жизни она предпринимала следующие шаги.
Первый шаг - это принятие собственной уязвимости. «Мне нужно было принять тот факт, что я никогда не буду прежней» [5, с. 158].
Второй шаг состоял в том, чтобы приспособиться к новой действительности. «Мне нужно было научиться откладывать все, что не было насущным, чаще отдыхать, соблюдать диету.» [5, с. 158]. Использовать трость, чтобы не падать. Понимать, что если сегодня пришлось как следует потрудиться, значит, завтра придется провести весь день в постели. И даже это время можно не терять впустую: «Но и моменты, когда я обездвижена, я могу использовать с пользой для себя. Например, я могу составить список своих неосуществленных желаний» [5, с. 163]. Таким образом, на данном этапе все зависит от собственной готовности (способности) изменить свою жизнь.
Третий шаг - прямо попросить о помощи. Это очень важно, поскольку другие могут не знать, в какой конкретно помощи мы нуждаемся. «Когда мы делимся своими проблемами с близкими, мы получаем шанс на жизнь. Я очень хорошо поняла это, когда после инсульта сообщила всем, что со мной случилось. Я получила больше предложений о помощи, чем могла себе вообразить» [5, с. 192].
Наконец, важным моментом на пути к возвращению к полноценной жизни является обращение за помощью к специалистам. И речь здесь идет не только о врачах, имеющих дело с телесными проблемами здоровья, но и о психотера-
певте, поскольку отчаяние, депрессия, тайные тревоги препятствуют выздоровлению. «Поэтому так важно признаваться во всех своих страхах и, по возможности, вскрывать причины, их порождающие» [5, с. 163]. «Нельзя постоянно подавлять страдание: это забирает слишком много энергии и парализует нашу способность решать проблемы» [5, с. 192]. Сама Эда Ле Шан, когда поняла, что не справляется с этой психологической проблемой, начала работать с психотерапевтом. (Особо хотелось бы подчеркнуть, что Эда Ле Шан сама является профессиональным психологом). «Он помог мне избавиться от моего раздражения и гнева. Если бы не помощь специалиста, все мои отрицательные эмоции могли бы выплеснуться на других людей, прежде всего, на моих близких. Разговор о том, как мы себя чувствуем, благоприятно влияет на нашу иммунную систему и на выработку эндор-финов. Гордое молчание, которое мы принимаем за силу воли, на самом деле лишь усугубляет болезнь. Настоящая сила заключается не в том, чтобы в одиночку терпеть свою боль. Настоящая сила заключается в том, чтобы уметь поделиться ею с другими людьми. Когда груз несут несколько рук, он становится легче» [5, с. 192193].
Таким образом, при решении проблем, связанных со здоровьем, использованы не только медицинские средства, но и внутренние личностные ресурсы: осознание своих ограничений, связанных со здоровьем, поиск адекватных путей решения возникших проблем, ответственность за себя и свою жизнь, собственная активность; а также социальные ресурсы: помощь близкого социального окружения и профессиональная помощь врача и психотерапевта.
Эда Ле Шан как профессиональный психолог работает в гуманистической парадигме. Одно из базовых положений гуманистической психологии состоит в признании того, что специфической особенностью человека является наличие у него потребности в самоактуализации, самореализации. У каждого есть нераскрытые таланты. Как их выявить в старости? Э. Ле Шан предлагает следующее:
• оценить свои возможности (рефлексия, самоанализ);
• вспомнить о своих увлечениях: «. будучи ребенком. Вы наверняка много мечтали, но все ли ваши мечты сбылись? Несбывшиеся мечты вовсе не повод для сожаления, это заброшенные пути, которые никогда не поздно открыть заново! ... Теперь, когда кажется, что жизнь
Коногорская С.А. Возрастные особенности развития пространственного мышления подростков и старших школьников: их взаимосвязь с учебной успеваемостью
прожита, наступило время вспомнить о своих забытых устремлениях...» [5, с. 12];
• сделать конкретные шаги, попытаться воплотить эти устремления в жизнь. «Вы никогда не узнаете, на что вы способны, пока не попробуете сделать что-то сами!» [5, с. 22].
Таким образом, в самом общем виде «рецепт» решения проблем, возникающих в связи со старением, может быть описан следующим образом: осознание (признание) проблемы - поиск внутренних ресурсов (в основе лежит рефлексия) - конкретные действия по решению проблемы (с опорой как на собственные внутренние психологические ресурсы, так и на внешние - социальные).
Всякий психологический кризис связан не только с комплексом проблем, но и с новыми потенциальными возможностями развития. Это в полной мере относится и к периоду поздней взрослости. Другое дело, когда речь идет о старости, этот потенциал часто не замечают. Именно поэтому взгляд на старость изнутри, основанный на рефлексивном анализе, является особенно ценным.
Литература
1. Коржова Е.Ю., Лемиш В.В. Взаимодействие с жизненными ситуациями в конце жизненного пути // Научное мнение. - 2013. - № 4. - С. 197-205.
2. Культура жизни личности. (проблемы теории и методологии социально-психологического иссле-
дования) / Л.В. Сохань и др.; отв. ред. Л.В. Сохань,
B.А. Тихонович. - Киев: Наук. думка, 1988. - 192 с. -(В пер.)
3. Лемиш В.В. Геронтокультура как социально-психологический феномен // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - СПб., 2012. - №148. - С. 34-44.
4. Лемиш В.В. Социально-психологические аспекты представлений Цицерона о культуре старения // Психологические исследования. - 2013. - 6(29). -
C. 9. Ц^: http://psystudy.ru
5. Ле Шан Э. Когда ваш возраст сводит вас с ума. Книга-лекарство для человека любого возраста. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 288 с.
6. Мечников И.И. Этюды оптимизма. - М.: Наука, 1987. - 328 с.
7. Миронова Т.Л. К проблеме закономерностей психического развития человека // Проблемы личности на рубеже третьего тысячелетия. В 2 ч.: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (13-14 сентября 2001 г.) / под ред. Т.Л. Мироновой, Т.Ц. Дугаровой. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2002. -Ч.1. - С. 19-48.
8. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии / отв. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Педагогика, 1976. - С. 253-381.
9. Эриксон Э. Детство и общество / пер. с англ. -СПб.: Ленато, АСТ, Университетская книга, 1996. -592 с. - Изд. 2-е, перераб. и доп.
10. Цицерон М.Т. О старости (Катон старший) [Первая четверть 44 г.] / О старости. О дружбе. Об обязанностях. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - С. 5-58.
Лемиш Вера Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, социально-гуманитарный факультет, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, докторант кафедры психология человека РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). E-mail: verlem2004@yandex.ru
Lemish Vera Vasilievna, candidate of psychological sciences, associate professor, department of social work, pedagogy and psychology, social-humanitarian faculty, Dostoyevsky Omsk State University. doctoral degree researcher, department of human psychology, Herzen Russian State Pedagogical University (St. Petersburg). E-mail: verlem2004@yandex.ru
УДК 159.9 (37.015.3) © С.А. Коногорская
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С УЧЕБНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ
В статье описаны возможные способы изучения пространственного мышления подростков и старших школьников. Приведены данные о возрастных особенностях развития пространственного мышления школьников в их взаимосвязи с учебной успеваемостью. Проанализирована роль пространственного и вербального мышления в общих и специальных способностях учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Ключевые слова: пространственное мышление, средний и старший школьный возраст, тесты интеллекта, развитие, общие и специальные интеллектуальные способности, школьная успеваемость.