Научная статья на тему 'Героизация повседневности в контексте культурных страхов современности'

Героизация повседневности в контексте культурных страхов современности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
493
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
герой повседневности / герой рекламы / киногерой / героизм / страх / фобия / визуальная культура / реалити / массовая культура. / the Hero of Everyday Life / the Hero of Advertising / the Movie Hero / Heroism / Fear / Phobia / Visual Culture / Reality / Mass Culture

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Наталья Владимировна Шмелева

Современную эпоху можно назвать самой «героической» в истории культуры, так как многообразие героев связано с возрастающим чувством страха, которое активно тиражируется и нагнетается культурой. В статье анализируются особенности героя повседневности, не столько связанные с традициями и ценностями, сколько с возможностью человека преодолевать всевозможные страхи. Повседневные герои находятся в едином культурном пространстве, представленном триединством «человек-страх-герой». Современная культура пестрит различными фобиями, для преодоления каждой из которых существует свой особый герой. Так как ведущей деятельностью человека является поддержание комфорта, важной функцией героя становится борьба с врагом, коим выступает все то, что нарушает комфорт. Герой повседневности все больше обращает внимание на то, что для героизма нужны какие-то атрибуты, какие-то вещи, которые становятся стартапом повседневного героизма. Изменяющаяся культура в центр внимания ставит образ меняющегося героя, который не всегда отвечает традиционным ценностям, а подчас выходит за рамки моральных и культурных норм. Герой повседневности призван «нащупывать» границы культуры, чтобы сохранить ее целостность. Развитие визуальных практик все больше делает эти границы зримыми, потому внимание уделяется не столько духовному миру героя, сколько его внешнему воплощению, так как отсутствие у героя прошлого (культуры) дает зрителю возможность для большей идентификации с героическим событием, а образ страха становится более осознаваемым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Heroization of the everyday life in the context of cultural fears of the present

The present epoch can be called the most “heroical” in the history of culture, because the variety of heroes is connected with a growing sense of fear, which is actively replicated and pumped by culture. In this article author analyses features of the hero of everyday life, not so much related to traditions and values, but to the ability of a person to overcome all kinds of fears. Everyday heroes are in a single cultural space, represented by the Trinity "man-fear-hero". Modern culture is full of different phobias. And there is a special character to overcome each of them. Since the leading human activity is to maintain comfort, an important function of the hero is to fight the enemy, which is all that violates comfort. The hero of everyday life increasingly draws attention to the fact that heroism requires some attributes or some things that become a startup of everyday heroism. The changing culture focuses on the image of a changing hero who doesn’t always meet traditional values, and sometimes goes beyond moral and cultural norms. The hero of everyday life had to" touch " the boundaries of culture to preserve its integrity. The development of visual practices increasingly makes these boundaries visible, because attention is paid not so much to the spiritual world of the hero, as his external embodiment. Since the absence of the hero of the cultural past this abilities gives the viewer the opportunity for better identification with the heroic event. And it makes the image of fear more conscious.

Текст научной работы на тему «Героизация повседневности в контексте культурных страхов современности»

Наталья Владимировна ШМЕЛЕВА / Nataliya SHMELEVA

| Героизация повседневности в контексте культурных страхов современности / Heroization of the everyday life in the context of cultural fears of the present |

Наталья Владимировна ШМЕЛЕВА / Nataliya SHMELEVA

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия

Доцент кафедры философии и общественных наук Кандидат филологических наук

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Associate Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences

Ph.D. in Philology shmelevanv@mail ru

ГЕРОИЗАЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНЫХ СТРАХОВ СОВРЕМЕННОСТИ

Современную эпоху можно назвать самой «героической» в истории культуры, так как многообразие героев связано с возрастающим чувством страха, которое активно тиражируется и нагнетается культурой. В статье анализируются особенности героя повседневности, не столько связанные с традициями и ценностями, сколько с возможностью человека преодолевать всевозможные страхи. Повседневные герои находятся в едином культурном пространстве, представленном триединством «человек-страх-герой». Современная культура пестрит различными фобиями, для преодоления каждой из которых существует свой особый герой. Так как ведущей деятельностью человека является поддержание комфорта, важной функцией героя становится борьба с врагом, коим выступает все то, что нарушает комфорт. Герой повседневности все больше обращает внимание на то, что для героизма нужны какие-то атрибуты, какие-то вещи, которые становятся стартапом повседневного героизма. Изменяющаяся культура в центр внимания ставит образ меняющегося героя, который не всегда отвечает традиционным ценностям, а подчас выходит за рамки моральных и культурных норм. Герой повседневности призван «нащупывать» границы культуры, чтобы сохранить ее целостность. Развитие визуальных практик все больше делает эти границы зримыми, потому внимание уделяется не столько духовному миру героя, сколько его внешнему воплощению, так как отсутствие у героя прошлого (культуры) дает зрителю возможность

для большей идентификации с героическим событием, а образ страха становится более осознаваемым.

Ключевые слова: герой повседневности, герой рекламы, киногерой, героизм, страх, фобия, визуальная культура, реалити, массовая культура.

44

HEROIZATION OF THE EVERYDAY LIFE -

IN THE CONTEXT OF CULTURAL FEARS OF THE PRESENT

The present epoch can be called the most "he-roical" in the history of culture, because the variety of heroes is connected with a growing sense of fear, which is actively replicated and pumped by culture. In this article author analyses features of the hero of everyday life, not so much related to traditions and values, but to the ability of a person to overcome all kinds of fears. Everyday heroes are in a single cultural space, represented by the Trinity "man-fear-hero". Modern culture is full of different phobias. And there is a special character to overcome each of them. Since the leading human activity is to maintain comfort, an important function of the hero is to fight the enemy, which is all that violates comfort. The hero of everyday life increasingly draws attention to the fact that heroism requires some attributes or some things that become a startup of everyday heroism. The changing culture focuses on the image of a changing hero who doesn't always meet traditional values, and sometimes

| 3 (32) 2018 |

Наталья Владимировна ШМЕЛЕВА / Nataliya SHMELEVA

| Героизация повседневности в контексте культурных страхов современности / Heroization of the everyday life in the context of cultural fears of the present |

goes beyond moral and cultural norms. The hero of everyday life had to" touch " the boundaries of culture to preserve its integrity. The development of visual practices increasingly makes these boundaries visible, because attention is paid not so much to the spiritual world of the hero, as his external embodiment. Since the absence of the hero of the cultural past this abilities

gives the viewer the opportunity for better identification with the heroic event. And it makes the image of fear more conscious.

Key words: the Hero of Everyday Life, the Hero of Advertising, the Movie Hero, Heroism, Fear, Phobia, Visual Culture, Reality, Mass Culture.

Антропологизация масскульта, направленная на прививание человеку ценности личного комфорта, влияет на образ современного героя, который ориентирован на преодоление насущных проблем. Современная массовая культура тиражирует идею, что каждый человек способен становиться героем и является прообразом героя. Это связано как с имиджем, так и с особенностями идентификации. Изменение восприятия героя во многом определяется вхождением героев чужой культуры, которые обладают иной системой ценностей.

Визуальные практики также изменили представление о герое, который стал сосредотачивать в себе не просто набор нравственных качеств, но и определенное визуальное воплощение. При этом, образ героя не должен быть дистантным от зрителя, а должен быть вполне досягаемым. Герой визуальной культуры обладает теми же признаками, которые привлекают наибольшую аудиторию, а по популярным героям можно судить об особенностях ментальности современного человека.

Большое значение в прорисовке образа героя имеет сопутствующая ему атрибутика. Он должен обладать вещами, наличие которых роднит его со зрителем. Привязанность героя к

вещи свидетельствует о важности связи человека с последними достижениями науки, так как именно по ним человек улавливает современность. Например, в арсенале Джеймса Бонда всегда оказываются передовые разработки важных в быту предметов, которые он может применять для своего спасения (очки, ручка и 45 т.д.).

Ставшее афоризмом высказывание Фридриха Гельдерлина «Где опасность, там растет и спасительное», характеризует современное состояние героизма, так как изменение восприятия героя связано с возрастанием страха в культуре. Тиражирование образа страха обусловлено визуальной составляющей культуры, появилась возможность визуализировать страхи, придавая им статус зримой реальности. Переживание страха человеком описал еще Ч. Дарвин, согласно которому удивление и страх «ведут к мгновенному возбуждению зрения и слуха»1, что активно используется в визуальных практиках.

В сфере искусства идея привлекать зрителя к визуальным культурным практикам тесно переплетена с идеей шокировать зрителя, на

1 Дарвин Ч. Выражение эмоций у животных и человека. СПб.: Питер, 2001. С. 272.

| 3 (32) 2018 |

Наталья Владимировна ШМЕЛЕВА / Nataliya SHMELEVA

| Героизация повседневности в контексте культурных страхов современности / Heroization of the everyday life in the context of cultural fears of the present |

что обратил внимание В. Беньямин в работе 1936 г. «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», характеризуя киноискусство. Он пишет, что «в силу своей технической структуры кино высвободило физическое шоковое воздействие», при этом кино - «форма искусства, соответствующая возросшей угрозе жизни, с которой приходится сталкиваться живущим в наши дни лю-дям»2.

Современную эпоху можно назвать одной из самых героических. С каждым днем открываются все новые и новые фобии человека, побороть которые призван конкретный герой. Преодоление страха происходит посредством идентификации с культурным героем. В этом аспекте героический поступок становится намного ближе современному человеку, нежели он был запечатлен на поле сражения или в критической ситуации. Л. Свендсен полагает, что мы живем в «культуре страха», которая характеризуется тем, что «страх превратился в обусловленную культурой призму, сквозь которую мы смотрим на мир»3.

Тиражирование образов страха дает возможность реализовать весь свой потенциал новым героям, которые в меньшей степени связаны с культурной памятью, а больше ориентированы на проблемы современности. Согласно Г. Йонас, парадокс современного страха заключается в том, что он объединяет людей, принадлежащих разной культуре4, а пото-

2Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. С. 58.

3 Свендсен Л. Философия страха. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 23.

4 Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. 480 с.

му из сферы культуры уходит важная традиционная составляющая героя, а центральное место занимает категория «повседневности».

Культура, приумножая страхи, создает героев для борьбы с ними. В любой ситуации находится герой, который встает между зрителем и страхом и вызывает всю агрессию на себя, а зрителю остается принять ситуацию, в которой страх проходит мимо и не является открытой угрозой. Создание героя во многом направлено на борьбу с врагом, а потому, герой оказывается амбивалентным, возникая как антагонист страха. Важно, чтобы страх был цикличным и имел свойство повторяться, видоизменяясь, обостряя угрозу. В этом аспекте показательными выступают не только герои переснятых неоднократно комиксов, визуальная техническая составляющая которых позво- 46 ляет делать персонажей более опасными (например, «Человек-паук», 2002 и «Новый человек-паук», 2012), но и эволюция рекламы большинства популярных товаров, кода каждый новый ролик усиливает эффект опасности (Fairy и Fairy усиленная формула).

Образ страха врывается и в киноискусство. Не только страхи реальности, но и страхи ирреальности влияют на сознание современного человека и меняют его отношение к обыденным вещам. Страх встречи с Чужим (инопланетный разум) рождает множество страхов, объединяя или разделяя людей. Показательно, что еще Н. А. Бердяев обращал внимание на то, что «Человеческая жизнь искалечена выдуманными, преувеличенными, экзальтированными страстями, религиозными, национальными, социальными и унизительными страха-

| 3 (32) 2018 |

Наталья Владимировна ШМЕЛЕВА / Nataliya SHMELEVA

| Героизация повседневности в контексте культурных страхов современности / Heroization of the everyday life in the context of cultural fears of the present |

ми»5. Мир ирреального таит в себе много опасностей, которые возникают дистантно, но вызывают необходимый психологический шок.

Изучая особенности преодоления страха, Л. Е. Киреева обращает внимание на смену коллективного сознания индивидуальным. По ее мнению, на современного человека оказывают влияние три вида страха: экзистенциальный, социальный и страх смерти. Особый интерес вызывает экзистенциальный страх, который в социокультурной реальности XX - начала XXI века становится постоянным спутником человека, так как «человек погружен в культуру, и культура является для него источником страхов»6. С позиции философии А. Ю. Каширин, Ю. В. Назарова выделяют следующие виды страха: метафизический страх, рационализированный страх, страх-тревога7. Рационализированный страх наиболее полно воплощается в визуальных практиках.

В кинематографе образы страха изменили представление о положительном герое в сторону снижения нравственного облика и приоритета визуальной составляющей его амплуа. Распространение всевозможных фобий актуализировали востребованность в кинема-

5 Бердяев Н.А. Духовное освобождение человека. Победа над страхом и смертью // Развитие личности. 2014. № 1. С. 63.

6 Киреева Л.Е. Генезис, специфика и механизмы преодоления страха человека в социокультурной реальности конца ХХ - начала ХХ1 вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2017. С. 16.

7 Каширин А.Ю., Назарова Ю.В. Философские

контексты страха в современной культуре // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2017. № 2 (22). С. 24-29.

тографе героев, которые спасаются от маньяка (многосерийные фильмы «Пятница 13», «Хэл-лоуин», «Пила»), оказываются запертыми в темной комнате или в гробу («Погребенный заживо», 2010).

Если обратиться к привлекательным героям культуры, то они противоречат общепризнанным канонам героического. Современный герой все больше превращается в знаменитость, которая выступает антиподом героя, так как создается с помощью СМИ. По этому принципу узнаваемыми стали не только реальные люди, но и герои многих комиксов, начиная с Супермена. Их появление связано с тиражированием страхов за счет расширения представления о реальности, но еще больше за счет иносказательности ирреального. Как отмечает А. П. Романова, «на современном этапе 47 вторжения чужого в повседневность, а также наличие фактора политкорректности заставляет нас умножать сущности монстров, дополняя традиционные образы инопланетно-космическими фантазиями»8.

Ускоренные темпы развития культуры, при которых не может устояться ценностная система, для которой излишней выглядит традиция, рождает нового героя, который постоянно меняется вместе с культурой. Этот герой как первопроходец должен показать, как будут «работать» новые ценности, что значит жить без традиции, что будет модным завтра и от какого пласта культуры надо отказаться сегодня. В этом аспекте герой меняется каждый день, как это делают Джейсон Борн («Идентификация Борна»), Итан Хант «Миссия невыполнима»), которые оказываются антигероями

8 Романова А. П. Культурная безопасность и страх перед Чужим // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 2 (35). С. 234.

| 3 (32) 2018 |

Наталья Владимировна ШМЕЛЕВА / Nataliya SHMELEVA

| Героизация повседневности в контексте культурных страхов современности / Heroization of the everyday life in the context of cultural fears of the present |

и для своих, и для чужих. Их можно назвать антигероями культуры, так как они постоянно выходят за рамки повседневности, нарушая социальные нормы, что в образе современного героя оказывается самым ценным. По мнению О. А. Теряевой, «появление антигероя сигнализирует о кризисе личности и способствует становлению некритически мыслящего, ирра-ционалистически ориентированного человека

" 9

массовой культуры»9.

Классический герой оказывается в слабом положении, так как демонстрирует ценности и придерживается культурной традиции, что делает его менее изменяемым и более статичным. Его набор нравственных признаков должен быть практически неизменным, поступки регламентированы традицией, личностные качества читаемы и предсказуемы. При этом он не привлекает современного зрителя, ориентированного на меняющуюся культуру. Это герой прошлого, который выпадает за рамки современного культурного процесса, если не нарушает нормы.

В условиях современной культуры, переживающей кризис идентичности, особую роль приобретает образ героя, выступающий образцом для подражания. Это герой толпы, способный в любой ситуации превосходить окружение, демонстрируя свою оригинальность. Видеоблогера можно назвать героем повседневности, так как, ориентируясь на насущные проблемы, он пытается быть оригинальным, создавая универсальный продукт. Популярное для видеоблогеров понятие «лайфхак» демонстрирует победу человека над неприятной ситуацией, а потому лайфхак

9 Теряева О. А. Воспитание молодежи: образы ге-

роев, псевдогероев и антигероев // Социальная педагогика. 2012. № 4. С. 108.

можно также рассматривать как признак современного героизма, связанный с выходом из сложной ситуации посредством неожиданно простого и верного решения.

Идея достижимости снижает содержание героического до ощущения того, что человек способен обладать тем же ценностным набором, что и экранный персонаж. Образ на экране чаще всего воспринимается как культурный герой (знаменитость), который оказался по ту сторону экрана за особые заслуги. Многообразие современных ток-шоу, где человек из глубинки может поведать свою удивительную историю или побывать зрителем, изменяет представление о повседневности (например, «Пусть говорят» с Андреем Малаховым). Популяризация героев шоу связана с нарушением этики и героизацией порока. Ге- 48 роями таких передач зачастую становятся люди, нарушившие моральные и нравственные нормы, преодолевшие социальные страхи.

Экранные герои привлекают к себе внимание ощущением свободы и вседозволенности. Интерес к подобным персонажам определяется тем, что невероятность ситуации, в которой они оказались, взята из повседневности. Герои повседневности влияют на сознание зрителей, переступая культурные запреты во благо личного комфорта и собственной индивидуальности. Зрительская поддержка их поступков меняет представление о нормах культуры. Наиболее полно это проявляется в реа-лити-шоу («Дом 2», «Холостяк» и т.д.).

Герой повседневности встречается с насущными проблемами и является персонифицированным образом борьбы с ними. Он заключает в себе большой элемент опасности, а его деятельность всегда связана с риском, причем угроза не только направлена на героя,

| 3 (32) 2018 |

Наталья Владимировна ШМЕЛЕВА / Nataliya SHMELEVA

| Героизация повседневности в контексте культурных страхов современности / Heroization of the everyday life in the context of cultural fears of the present |

но и на большое количество людей. Таким образом, страх становится опасным не для одного человека, а для города, страны или всего человечества. В этом аспекте страх стирает культурные границы, когда люди должны приложить коллективные усилия для преодоления надвигающейся угрозы. Но всегда впереди оказывается герой, который помогает справиться с проблемой. Будь то супергерой, спасающий планету, или человек, вооруженный в рекламе гелем от микробов («Domestos»), шампунем от перхоти («Head & Shoulders») или дезодорантом («Old Spice»).

Героизация реальности - форма проявления культурной безопасности в сфере рекламы. Реклама, гиперболизируя опасность, превращает страх в оружие привлечения внимания к товару. Благодаря рекламе, современный зритель знает, какие микробы скрываются под ободком унитаза, какие живут в кишечнике или на кухне.

Рекламный герой - один из самых проработанных героев в массовой культуре, так как он призван очертить образ современного человека. К его созданию предъявляют следующие требования: он должен метафорично отражать особенность товара; быть уникальным и подчеркивать уникальность товара; вызывать «правильные» эмоции, чтобы зрителю хотелось себя идентифицировать с ним; отражать национальные и культурные особенности. Как пишет А. А. Манохова, рекламный герой - это «ожившая сущность товара»10. В соответствии с данным определением она выделяет следующие черты рекламного героя: быстрота восприятия и идентификация с брендом, лаконич-

ность, наглядность, доступность, позитивность, эмоциональность, индивидуальность и уникальность.

В рекламе мифологизируется не «герой» в собственном смысле, а герой «нашего времени»11. Зачастую он испытывает дискомфорт и страдание, что в современном обществе воспринимается как отклонение от нормы.

Среди рекламных героев особое место занимает бренд-персонаж. Бренд-персонаж -это «вымышленный герой, привязанный к бренду и наделенный качествами, отражающими актуальные для целевой аудитории характеристики бренда, его сущность»12. Классическим бренд-персонажем можно назвать Ковбоя Мальборо, вышедшего за рамки рекламируемого товара и ставшего визуальным образом культуры вестерна. Легендарным вы- 49 глядит и образ Санта-Клауса, созданный в 1931 г. художником Хэддоном Сандбломом для рекламы напитка «Coca-Cola». Журнал The Forbes назвал самыми популярными американскими рекламными героями шоколадные драже «Желтый» и «Красный» от «M&M's», появившиеся в 1954 г. и привлекавшие внимание американцев на протяжении длительного времени. Эти герои не просто инициируют собой ожившие конфеты, но и метафорично представляют образ американца, стремящегося к красивой жизни и приключениям, преодолевающего свои страхи и получающего за это награду.

10 Манохова А. А. Герои рекламы как визуальный образ бренда // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 34. С. 190-195.

11 Гусарова Л. Д. Мифологический герой в культуре XX века // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2006. Т. 4. № 12-1. С. 168-170. С. 170.

12 Марочкина С. С., Вегенер Ю. С. Коммуникативные возможности героев рекламы // Омский научный вестник. 2014. № 1 (125). С. 263.

| 3 (32) 2018 |

Наталья Владимировна ШМЕЛЕВА / Nataliya SHMELEVA

| Героизация повседневности в контексте культурных страхов современности / Heroization of the everyday life in the context of cultural fears of the present |

Визуализация опасности делает необходимым наличие культурного героя в рекламе. На основе социально-философского анализа Г. И. Фаизова выделяет следующие черты страха, которые активно используются в современной рекламе: «предупреждение о возможной опасности; возможность конструировать пути выхода из сложной ситуации; напряжение человека, вынуждающее следить за текущими обстоятельствами вокруг него; активизация человека в направлении преодоления угрожающей ситуации; адаптация человека к изменяющимся условиям существования; обретение человеком знаний об окружа-

13

ющем мире»13.

Триада «зритель-вещь-герой» накладывается на реальность, когда образ героя должен примерять на себя сам зритель, вооруженный рекламируемым продуктом. Реклама создает вполне достижимый образ героизма, для ощущения которого необходимо лишь приобрести специальный товар или услугу. Таким образом, рекламный герой выступает посредником между страхом и комфортом, между материальной культурой товара и духовной культурой человека.

Реклама направлена на героизацию повседневности, а потому герои рекламы чаще всего оказываются типажами, которые легко справляются со сложной ситуацией и усиливают ощущение безопасности. Герой рекламы как бы выхвачен из самой гущи действительности, он не отличается от любого из нас, но обладает универсальным набором ценностей,

13 Фаизова Г. И. Роль страха в современном обществе. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2010. С. 13-14.

привлекательных для современного человека. Он демонстрирует традиционные ценностные ориентиры, но при этом пытается быть современным, показывая традицию в современном ключе (через призму преодоления страха). Стоит отметить, что рекламный персонаж искусственно сконструирован, но опора на ментальные особенности, культурные нормы и традицию в его создании делают искусственное вполне естественным на уровне повседневности.

Герой рекламы узнаваем. В его образе сосредотачивается золотая середина героя прошлого и героя будущего в образе настоящего. В рекламе обыгрываются традиционные слабые стороны героя, связанные с ментально-стью, а выигрышными оказываются сильные стороны, определяемые модными тенденция- 50 ми. Показательной в этом отношении можно считать практически любую рекламу медицинских препаратов, в которой всегда предлагаются более новые лекарства взамен старым или народной медицине.

Развитие образа рекламного героя невозможно без нагнетания ощущения надвигающейся катастрофы. Реклама усматривает зло в нарушении комфортного существования человека, когда возникают проблемы, несущие угрозу комфорту. Борьба с ними становится причиной героизации предметов, способных справиться с врагом. Подобными предметами чаще всего выступают лекарственные, чистящие и дезинфицирующие средства.

Современный масскульт изобилует рекламами, способствующими преодолению страдания на физическом и на психологическом уровнях. Знаковыми оказываются персонажи из рекламы медицинских препаратов, которые не просто рекламируют лекарство, но и

| 3 (32) 2018 |

Наталья Владимировна ШМЕЛЕВА / Nataliya SHMELEVA

| Героизация повседневности в контексте культурных страхов современности / Heroization of the everyday life in the context of cultural fears of the present |

наделяют героев сверхвозможностями, когда приняв таблетку от головной боли, человек готов совершить подвиг («Нурофен»); когда лекарство от простуды способно сделать из обычного человека секретного агента («Рин-за»). Человек не только покупает медицинский препарат, но и приобретает особый «героизм», связанный с подавлением или преодолением страха.

Рекламный герой не столько культивирует ценности, сколько стремится на основе культурной традиции и опоры на ментальные особенности приносить прибыль. Привлекательность героя связана не столько с возможностью справиться с врагом, сколько с выходом героя за рамки привычных моральных и нравственных норм, что увеличивает его притягательность. Анализируя воплощение образов героев Второй мировой войны в рекламной индустрии, П. А. Кара и Т. Л. Михайлова, приходят к выводу, что реклама способна изменять отношение к историческим героям, представленным в новом моральном облике, причем образы героев деятели рекламы могут использовать без «артикуляции этических импе-ративов»14. В доказательство данной мысли они приводят пример рекламы пива «Сибирская корона», производитель которого к годовщине победы использовал информацию о героях Великой отечественной войны в дизайне упаковки. В современном кинематографе образ героя во многом конструируется по шаблону рекламного героя, когда при проведении

14 Кара П. А., Михайлова Т. Л. Образ героя Второй мировой войны в современной рекламе, или о границах конструирования социальной реальности // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии.2015.№ 3. С. 39.

кастинга учитывается известность актера, его репутация и внешние данные, отношение к нему публики.

Подводя итоги, стоит заметить, что образ современного героя все больше ориентирован на рекламный образец, который выражает и традиционные, и современные ценности. На формирование героя большое внимание оказывают визуальные практики, культивирующие в нем чувство опасности перед неизвестным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможность преодоления страха становится одной из значимых моделей культурного развития, заставляя человека «держаться культуры» и стремиться выходить за ее пределы посредством визуальных практик для получения новых ощущений страха, за которым стоит наблюдать на экране и который не пред- 51 ставляет реальной угрозы. Такое изменение восприятия героизма связано и с особенностями искусства, критериями которого все больше становятся психолого-антропологические составляющие, поэтому нарастание чувства тревоги, тиражирование страха, возрастание агрессии становятся значимым компонентом героизации культурного сознания.

Высокие темпы развития культуры требуют динамичного героя, который будет меняться вместе с ней. Герой все больше сливается с образом обычного человека. Снижение героического до уровня повседневности, с одной стороны, превращает каждого человека в героя. С другой стороны, теряется понимание героизма как такового, когда героизм все больше становится связанным не с моральным и нравственным подвигом, а с популярностью и стремлением человека перейти черту морали, нравственности, культуры, смерти в борьбе со своими страхами.

| 3 (32) 2018 |

Наталья Владимировна ШМЕЛЕВА / Nataliya SHMELEVA

| Героизация повседневности в контексте культурных страхов современности / Heroization of the everyday life in the context of cultural fears of the present |

Популярность обыденных героев, пытающихся побороть страх, превалирует над культурными образцами. Страх, как один из важных компонентов современного героизма обнажает человека перед лицом опасности и

делает героизм ключевым компонентом повседневности. Вокруг разнообразия новых героев возникают культурные смыслы и ценности, которые «дробят» культуру на множество ситуаций, психологически необходимых человеку.

52

| 3 (32) 2018 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.