Научная статья на тему 'Таксономия героических личностей: психолингвистический подход'

Таксономия героических личностей: психолингвистический подход Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
435
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОЙ / ТАКСОНОМИЯ / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКИЙ ГЕРОИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ГЕРОИЗМ / HERO / TAXONOMY / PSYCHOLINGUISTIC APPROACH / PHYSICAL HEROISM / SOCIAL HEROISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Таскаева Анна Вячеславовна

В статье рассматривается вопрос классификации героических личностей, согласно которой вслед за американскими учеными-психологами героизм может быть двух видов: физический героизм, связанный с опасностью для жизни, и социальный героизм, связанный с «социальной жертвой». В качестве примера в статье исследуется вербализация представлений о герое, чья профессия связана с риском для жизни (на материале англоязычного массмедийного дискурса).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxonomy of heroic figures: psycholinguistic approach

The article deals with the classification of the heroic figures, according to which, after American psychologists, heroism can be of two types: physical-risk heroism, associated with physical peril, and social heroism, associated with social sacrifice. As an example, verbalization of representations of duty-bound individuals who act heroically is studied in the article (on the material of English mass media discourse).

Текст научной работы на тему «Таксономия героических личностей: психолингвистический подход»

Вестник Челябинского государственного университета.

2017. № 11 (407). Филологические науки. Вып. 109. С. 58—60.

УДК 808.41

ББК 76.01

ТАКСОНОМИЯ ГЕРОИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ: ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

А. В. Таскаева

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В статье рассматривается вопрос классификации героических личностей, согласно которой вслед за американскими учеными-психологами героизм может быть двух видов: физический героизм, связанный с опасностью для жизни, и социальный героизм, связанный с «социальной жертвой». В качестве примера в статье исследуется вербализация представлений о герое, чья профессия связана с риском для жизни (на материале англоязычного массмедийного дискурса).

Ключевые слова: герой, таксономия, психолингвистический подход, физический героизм, социальный героизм.

Образ героя является важнейшей составляющей любой национальной картины мира, в связи с чем проблема героизации требует тщательного и многоаспектного изучения. Однако вопрос таксономии героических личностей применительно к русской лингвокультуре никогда прежде не являлся предметом специального изучения в лингвистике. Мы предприняли попытку адаптировать классификацию известных американских психологов, занимающихся проблемами героизма, к лингвистическим исследованиям. Новизна нашего исследования заключается в применении междисциплинарного подхода к проблеме героизма.

Мы рассмотрели классификацию героических личностей, являющуюся результатом совместных исследований психологов З. Франко (Zeno Franco), К. Блау (Kathy Blau) и Ф. Зимбарго (Philip Zimbargo). Авторы приводят 12 типов героев и описывают ситуации, требующие от участников героических действий. Согласно мнению авторов, поступок может считаться героическим только в том случае, если присутствует определенная степень риска.

Итак, прежде всего, американские психологи разделяют физический героизм (physical-risk heroism), связанный с опасностью для жизни, и социальный героизм (social heroism), связанный с «социальной жертвой» (social sacrifice). Физический героизм имеет место в военной сфере (martial heroism) и может быть либо обусловлен профессией, либо не связан с долгом службы (civil heroism). Социально-героические поступки, как правило, более долгосрочные, осознанные действия, совершаемые во имя определенной ценности или убеждения [4].

В русскоязычной научной литературе нами не было обнаружено подобной концепции. В отечественной лингвистике принято типологически различать лишь героев литературных произведений/персонажей. Стоит отметить, что Д. А. Голубев подчеркивает, что героические поступки могут совершаться как на войне, так и в мирное время, однако не ставит во главу угла степень физического либо какого-либо другого риска: «Ситуации, в которых проявляется героическое поведение, возникают как в военное, так и в мирное время. На войне человек совершает подвиги, связанные с защитой Отечества от врагов. В мирное же время, согласно словарным определениям, человек может показать себя героем, спасая людей и помогая им в чрезвычайных ситуациях, в спорте, а также добиваясь значительных результатов в области культуры и искусства» [1. C. 7].

Разберем рассматриваемую классификацию более подробно. В зависимости от присутствия физического риска американские психологи выделяют следующие подтипы героев:

1. Военные и другие лица, подвергающиеся опасности по профессии (military and other duty-bound physical risk heroes). Здесь речь идет о военных и других категориях работников, чья профессия связана с риском для жизни (полицейские, пожарники, спасатели и другие).

2. Гражданские герои — герои, совершившие подвиг не по долгу службы (civil heroes-non-duty bound physical risk heroes). Речь идет о людях, рискующих собственной жизнью ради спасения других людей. Отметим, что Ф. Зимбарго развивает теорию гражданских героев, назы-

Таксономия героических личностей: психолингвистический подход

59

вает этот феномен «банальностью героизма» (banality of heroism) и предполагает, что «мы все потенциальные герои, ожидающие определенного момента в жизни, чтобы совершить подвиг. Решение действовать героически — это выбор, который многим из нас предстоит сделать в какой-то момент времени» [5. С. 31]. Мы называем героические поступки простых граждан «повседневным героизмом», основанным, прежде всего, на принципе гуманизма, абсолютного приоритета ценности человеческой жизни [2].

В зависимости от той «социальной жертвы», на которую идет человек во имя убеждений и идеалов, авторы различают несколько героических подтипов. Стоит оговориться, что так называемая «социальная жертва» не связана с физической опасностью, но подразумевает такие последствия совершаемых действий, направленных на служение благородным целям, как потеря финансовой стабильности / работы / доверия, снижение социального статуса, арест и другие. Итак, различают следующие типы героев: религиозные и политико-религиозные фигуры (religious and politico-religious figures), мученики (martyrs), политические лидеры и полководцы (political or military leaders), ученые (scientific (discovery) heroes), первооткрыватели (adventurer/explorer/discoverer). Требуют особого пояснения некоторые другие формулировки:

• Добрые самаритяне (good samaritan). Речь идет о людях, которые первыми приходят другим на выручку (что не всегда предполагает физическую опасность). Этимологически выражение связано с Притчей о добром самаряни-не, одной из известных притч Иисуса Христа, упоминаемой в Евангелии от Луки и рассказывающей о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина.

• «Не такие, как все» (Odds beater/underdog). Это люди, преодолевшие физические недуги и другие неблагоприятные обстоятельства и выступающие как образец для всех, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Так, например, ранее нами было обнаружено, что в английской лингвокультуре на лексическом и дискурсивном уровнях происходит героизация спортсме-нов-паралимпийцев [3].

• Правдоискатели (bureaucracy heroes/ whistleblowers). Это те, кто отстаивает прин-

ципы справедливости, несмотря на давление высших должностных лиц, либо делает общественным достоянием секретную информацию о чьей-либо противозаконной, аморальной или общественно вредной деятельности.

Нас как исследователей в области линг-вокультурологии интересует объективация представленных героических подтипов на языковом уровне на материале русского и английского языков. В рамках данной статьи мы опишем, каким образом происходит вербализация представлений о тех, чья профессия связана с риском для жизни. В качестве материала исследования выбран англоязычный массмедийный дискурс. Так, в Англии существует премия «Гордость Британии» ("Pride of Britain"), лауреатами которой становятся простые люди, совершившие героические поступки. Среди получивших премию: Сара Вайдрингтон (Sara Widdrington), полицейский, храбрая женщина, которая, находясь не при ис -полнении, в одиночку обезоружила преступника, совершившего нападение на кассира в супермаркете с целью ограбления. Поступок этой женщины характеризует ее как человека, до конца преданного своему делу, и вербализуется такими лексемами, как fearless (бесстрашный), truly commendable (действительно достойный похвалы), real courage (настоящее мужество), dedication (преданность).

Следует также отметить, что на лексическом уровне герои, подвиги которых описываются на анализируемом сайте [http://www. prideofbritain.com/], представлены такими номинациями, как: truly remarkable people (действительно выдающиеся люди), who make our world a better place (те, кто делает наш мир лучше), the winners (победители), awe-inspiring (те, кто вызывает благоговение), a lesson to us all (урок для всех нас), truly extraordinary (действительно неординарные), remarkable individuals (замечательные люди), an inspiration (вдохновение).

Итак, рассмотренная нами классификация героических личностей представляет интерес не только для исследований в области психологии, но и лингвистики. Перспективу исследования мы видим в дальнейшем изучении реализации представленных героических типажей на языковом уровне.

60

А. В. Таскаева

Список литературы

1. Голубев, Д. А. Лингвокультурный концепт «героизм» в русской и английской языковых картинах мира : дис. ... канд. филос. наук / Д. А. Голубев. — Ярославль, 2008. — 21 с.

2. Таскаева, А. В. «Герой повседневности» в системе общечеловеческих ценностей / А. В. Таскаева // Судьбы национальных культур в условиях глобализации : сб. материалов III Междунар. науч. конф., Челябинск, 26-27 марта 2015 г. / под. ред. М. Г. Смирнова. — Челябинск, 2015. — С. 209-212.

3. Таскаева, А. В. Героизация образа спортсмена-паралимпийца (по материалам британской прессы о XXX Паралимпийских Играх в Лондоне) / А. В. Таскаева // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2013. — № 24 (315). Филология. Искусствоведение. Вып. 82. — С. 157-161.

4. Blau, K., Franco, Z., Zimbargo, Ph. (Spring 2009). Fostering the Heroic Imagination: An Ancient Ideal and a Modern Vision. Eye on PSI CHI. — P. 18-21.

5. Franco, Z., Zimbardo, P. (2006-07, Fall-Winter). The Banality of Heroism. Greater Good, 3 (2). — P. 3035.

Сведения об авторе

Таскаева Анна Вячеславовна — кандидат филологических наук, доцент кафедры восточных и романо-германских языков, факультет Евразии и Востока, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. taskaeva_anna@bk.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2017. No. 11 (407). Philology Sciences. Iss. 109. Pp. 12—20.

TAXONOMY OF HEROIC FIGURES: PSYCHOLINGUISTIC APPROACH

A. V. Taskaeva

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. taskaeva_anna@bk.ru

The article deals with the classification of the heroic figures, according to which, after American psychologists, heroism can be of two types: physical-risk heroism, associated with physical peril, and social heroism, associated with social sacrifice. As an example, verbalization of representations of duty-bound individuals who act heroically is studied in the article (on the material of English mass media discourse).

Keywords: hero, taxonomy, psycholinguistic approach, physical heroism, social heroism.

References

1. Golubev D.A. Lingvokul 'turnyj koncept «geroizm» v russkoj i anglijskoj jazykovyh kartinah mira [Lin-guacultural concept "heroism" in a worldview of the English]. Yaroslavl, 2008. 21 p.

2. Taskaeva A.V. "Geroj povsednevnosti" v sisteme obshhechelovecheskih cennostej ["Everyday Heroism" in the System of Human Values]. Smirnov M.G. (ed.). Sud'by nacional'nyh kul'tur v uslovijah globalizacii [Fortunes of national cultures in globalization context]. Chelyabinsk, 2015. Pp. 209-212.

3. Taskaeva A.V. Geroizacija obraza sportsmena-paralimpijca (po materialam britanskoj pressy o XXX Paralimpijskih Igrah v Londone) [The process of making a hero of a paralympian athlete (on the material of the British press about the XXX Paralympic Games in London)]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2013, iss. 82, no. 24 (315), pp. 157-161.

4. Blau K., Franco Z., Zimbargo Ph. (Spring 2009). Fostering the Heroic Imagination: An Ancient Ideal and a Modern Vision. Eye on PSI CHI, pp. 18-21.

5. Franco Z., Zimbardo P. (2006-07, Fall-Winter). The Banality of Heroism. Greater Good, 3 (2), pp. 30-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.