УДК 177.1
М.С. Сороцкий, канд. филос. наук, доц., (4872) 35-74-37, [email protected] (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭТОС ГОМЕРОВСКИХ ВРЕМЕН
Рассматриваются основные детерминанты героического этоса архаического периода истории Древней Греции, давшие начало рыцарскому, придворному и джентльменскому этосу.
Ключевые слова: калокагатия, генеалогия античного героя, «agathoi», телесная красота античного героя, патриотизм античного героя, отвага античного героя, забота античного героя о чести, обычай гостеприимства.
Тёмные века античной истории (XII—VIII вв. до н. э.) принято называть гомеровскими, учитывая общепризнанный авторитет слепого рапсода. Гомер являлся преобразователем общественных устоев, отстаивавшим высшие классовые идеалы городского просвещения. Сложившаяся к концу классической эпохи система образования в Древней Греции была построена на изучении поэм Гомера. Афинская молодежь заучивала Гомера наизусть, поскольку его поэмы были наиболее важной частью образования. Подобно изысканным рыцарским романам позднего средневековья, гомеровские поэмы отражали точку зрения цивилизованной аристократии. Герои Гомера служили образцами непревзойденной доблести, а их подвигами каждый грек гордился больше, чем собственными заслугами.
Древние греки не мыслили себе прошлое безвозвратно ушедшим. В силу циклического восприятия времени им казалось, что события и ситуации, связанные с героями мифа, повторяются снова, связывая настоящее с прошлым. Постоянное циклическое движение мира постулировалось ими в качестве атрибута его совершенства. Поэтому и проявления героизма жители древней Эллады усматривали не в свершении новых подвигов, а в повторении того, что уже единожды свершили герои мифов. Грек, идентифицируя себя с гомеровскими героями, как бы заново переживал не только события греко-троянских войн, но и сам пафос сражений, в которых ему довелось принимать участие. Каждый слушатель рапсода, распевавшего сказания о богах и героях, ощущал непосредственную близость богов и становился свидетелем их деяний.
Герои гомеровских времен - это полубожественные существа, стоящие на промежуточной ступени между богом и людьми. К героям относились и основатели городов (Мильтиад в Херсонесе Фракийском), и заслуженные законодатели (Солон), и великие благодетели, прародители племен. К героями причисляли и павших на войне (воины Марафона). Герои даже после своей физической смерти покровительствовали живым. Гомеровские герои — это прежде всего герои-завоеватели. В чём-то их
можно уподобить олимпийским богам. А об олимпийских богах известный британский антиковед Гилберт Мари (1866-1957 гг.) писал следующее: «Боги большинства наций претендовали на роль создателей мира. Олимпийцы не претендовали на это. Самое большее, что они когда-либо сделали, состояло в том, что они завоевали его... Что же они делают после того, как они завоевали свои царства? Заботятся ли они о правлении? Содействуют ли они земледелию?. Занимаются ли они торговлей и промышленностью? Нисколько. Да и почему они должны честно трудиться? Они считают, что легче жить на годовые доходы и поражать ударами молнии тех, кто не платит. Они — вожди-завоеватели, королевские пираты. Они воюют, пируют, играют, музицируют; они напиваются допьяна, покатываются со смеху над пришедшим к ним хромым кузнецом. Они никого не боятся, кроме своего собственного царя. Они никогда не лгут, если дело не касается войны или любви» [1]. Гомеровские герои-люди, уподобляясь олимпийским богам, также не блещут примерным поведением.
В систему ценностей гомеровского героя входили следующие категории:
1. Генеалогия античного героя. Автор «Илиады», представляя каждого героя, перечисляет всех его благородных предков, среди которых нередко присутствуют даже боги. Благородное происхождение (у Гомера <^аШоЬ>) является залогом, необходимым условием благородства
2. Телесная красота античного героя. С благородным происхождением связано не только благородство, но и телесная красота [2]. Общеизвестно, что в Древней Греции человеческое тело было объектом поклонения, выражавшимся в культивировании здоровья, красоты тела и физической силы. Физическая сила была необходимым атрибутом античного героя. Не каждому дано поднять щит, выкованный для Ахилла, а копье Гектора было одиннадцати локтей в длину. Атлетизму в жизни греков уделялось значительное внимание. Первоначально атлетами в Греции назывались любые «состязатели», или участники общенациональных гимнастических, мусических и иных состязаний в греческих городах. Победители в них становились самыми почитаемыми национальными героями. Всестороннее телесное развитие всячески поощрялось. Герой гомеровской эпохи должен быть искусным атлетом и с честью выходить из состязаний на играх. Подобные умения служат отличительным классовым признаком, ведь их приобретение требует свободного времени. «Религия не смогла объединить Грецию, но атлетике это периодически удавалось... В древности война зависела от физической силы и ловкости, которые были первичной целью... состязаний... Атлеты (от аШ^ соревнование)... в течение десяти месяцев усиленно тренировались под руководством пайдотрибов (буквально
"массажистов") и гимнастов» [3]. Греки вообще восхищались динамичностью человеческого тела, его пластичностью и гармоничностью. Они любили и знали тело, снисходительно относясь к его «слабостям» и с пониманием к его естественным потребностям, поражаясь быстроте его реакций, удивляясь богатству ощущений, часто ужасаясь стихийности и необузданности проявлений страстей. Представления древних мудрецов о человеке как Микрокосме, или миниатюрной Вселенной, и о Вселенной как Великом Теле свидетельствуют о том, что к телу человека было сформировано крайне почтительное отношение, а части тела и телесные функции рассматривались в ряду явлений Миропорядка.
Солон объединил благородство и телесную красоту в едином понятии «калокагатия». По определению, данному «Словарем античности» Йо-ханеса Ирмшера, «калокагатия - совершенство и телесного сложения, и духовно-нравственого склада» [4]. Идеал калокагатии заслуженно пользуется репутацией аристократического идеала.
3. Патриотизм античного героя. Греки были настоящими патриотами. Может быть потому, что Древняя Греция была довольно развитой страной, там были все бытовые блага и относительные свободы. Даже дым отечества лучше чужеземных ароматов. Эту знаменитую фразу мы и встречаем у А. Грибоедова: «... и дым отечества нам сладок и приятен» (в смысле - «даже дым отечества»).
4. Отвага (храбрость, бесстрашие) античного героя. В культуре, где герой завоевывает свое положение с оружием в руках, отвага — необходимейшая добродетель, а обвинение в трусости — наихудшее из оскорблений.
5. Забота античного героя о чести. Забота о чести - это главная, стержневая черта гомеровского героя, черта, от которой зависят все остальные. В случае гомеровских героев можно утверждать, что это прежде всего стремление к сохранению внешней чести. Внешняя честь понимается нами как признание со стороны окружающих, уважение. Афинянин чрезвычайно дорожил уважением к нему соотечественников. На недосягаемую высоту он возводил ту оливковую ветвь, которая выдавалась лучшим спортсменам на общественных играх в качестве заслуженной награды. На этических весах античности честь перевешивала иные материальные блага. Подобная погоня за честью, конечно, не вполне согласуется с нравственностью, но зато она свидетельствует, что и в древнем классическом мире людьми были ценимы идеалы, нематериальные блага. Из творений Гомера следует, что в Греции герой был зависим от мнения окружающих. Общественное мнение оказывало значительное влияние на поступки отдельных
людей. Та цена, которую имела в глазах грека честь, в значительной степени зависела от его взглядов на государство и на те взаимные отношения, которые существуют между государством и каждым гражданином. Цена чести определяла собою все нравственное существование афинян. Это вполне понятно, потому что если человек видит цель своего существования в служении государству, то в этом случае критерий того, как он должен поступать, чтобы его можно было считать человеком, исполняющим свой долг, лежит в признании его личности согражданами. Признание дает ему также право надеяться на охрану ими его чести. Вот почему не следует удивляться, что у греков внешняя честь была импульсом всех высших стремлений и побуждала людей к подвигам. Греки утверждали: «Афины не город, не государство, это - идея. А идея - божественна. Мы, греки, избранный народ: самая лучшая культура, лучшая цивилизация, наши люди лучше других. Остальные - варвары. Наш моральный долг - завоевать их, а если необходимо, то уничтожить» [5]. По преданию, великий Зевс предложил своему сыну Ахиллу выбор: короткая жизнь, но полная славы, или длинная, но бесславная. Ахилл выбрал путь славы. Он умер молодым в бою, а слава укрыла его своими крыльями. Как утверждал Андре Боннар, «любовь к славе поднимает человека на уровень богов». Стремление к славе, воинским подвигам окрыляло древних, придавало им силы для великих свершений в мире, настраивало их на то, чтобы еще с ранней молодости начать свой путь, полностью реализовать себя как личность. Стремление к чести в греческой жизни было если не единственным, то, по крайней мере, одним из главных факторов свершения многих великих дел. Именно поэтому афиняне более боялись бесчестия, чем кары государства за нарушение законов. Следует признать, что неадекватная оценка собственных заслуг, собственной значимости, гипертрофированное стремление к почестям и славе, принимают форму тщеславия. Это, безусловно, является серьезным человеческим недостатком.
6. Агонистика (соперничество) — один из важнейших элементов древнегреческого бытия и культуры, принцип состязательности, благородного соревнования отдельных личностей, групп и полисов с целью достижения наилучшего результата, наградой за который становились общественное признание и почёт. Гомеровская «Илиада» песнь за песнью повествует о том, как отличился тот или иной герой. Встреча двух героев непременно сопровождается выяснением, кто из них лучше. Социальные контакты в человеческом мире требуют установления того, что по отношению к миру пернатых называется «порядком клевания» («peckingorder»),
описанным Торнстен Шель-дерруп-Эббе (1922 г.). Установленный таким образом порядок и порождает должную иерархию в обществе себе подобных, соподчинение. Чувствительность к почестям и к тому, чтобы их степень соответствовала заслугам, играет важную роль в античном обществе. Весь социальный порядок гомеровской аристократии основан на оказывании друг другу чести. Отцы требуют от сыновей стараться во всем быть первыми. Главку «отец заповедовал крепко // Тщиться других превзойти, непрестанно пылать отличиться» (Ил., VI, 207-208). Такие же наставления дает своему сыну Гектор. Ахилл, перед которым стоит выбор: (1) смерть со славой или (2) жизнь без славы. Ахилл выбирает первую из этих возможностей. «... Благородное происхождение отличается тем, — скажет позже ученик Аристотеля Феофраст, — что благороднорожденный в своих поступках более других стремится к славе». Дискредитирован тот, кто позволил себя победить, а не победитель. Быть «kakos» [дурной, низкий, подлый)] — значит быть человеком, которому можно причинить «kaka» (безнаказанное зло).
7. Гостеприимство. Гомеровский воин должен быть щедрым и гостеприимным. Вообще, гостеприимство как способ выживания людей существовало в Греции с древнейших времен и передавалось оно из рода в род, из поколения в поколение. У Гомера («Одиссея»): ...«когда же их и омыла и чистым елеем натерла рабыня, В тонких хитонах, облекшись в косматые мантии»... В греческих домах большей частью женщины-рабыни, а не мужчины, подавали воду гостям для омовения рук, вели их в баню, натирали маслом тело, надевали чистые одежды — это был «первый дар гостеприимства»... Было принято, чтобы постель гостю стелила молодая служанка или даже кто-то из родственников. Она же оставалась с гостем на ночь, если гость того желал. В отношении иностранцев в Греции отсутствовали правовые нормы. В подобных условиях гостеприимство выступало единственной формой защиты их интересов, личности и имущества на территории чужого для них государства. Традиции гостеприимства у греков были сильны еще потому, что каждый иноземец считался гостем Зевса «Ксенноса», то есть «Гостеприимного», поэтому редко кто решался обижать «гостей» необоснованно, беспричинно. «Все странники и нищие — от Зевса», — утверждал Гомер в «Одиссее», Особым знаком расположения хозяина к гостю являлось «распахивание верхней одежды при встрече и прощании». В Древней Греции любой грек считался уже иностранцем, если он оставлял по надобности свой родной полис и посещал другой, где жили такие же греки. Гостеприимство превращалось в инсти-
тут проксении — прообраз дипломатической службы. На время пребывания в чужом ему городе назначался «проксен», так называемый «государственный покровитель», обычно один из влиятельных граждан. Покровитель мог гарантировать любому «иностранцу» защиту его интересов в случае надобности. Полезное участие официального проксена в делах «иноземных», способствовало влиянию и престижу данного города в эллинском мире. С целью защиты групп граждан одного греческого города в правовом поле другого и, соответственно, устранения всяческих неудобств при сношении этих граждан, устанавливались «союзы гостеприимства» — «Союзы гостеприимства» представляли собой подобия современных консульских представительств дружественных государств. Все члены такого союза являлись его «ксенами». Гостеприимство предполагает взаимность. Когда спальник Менелая сообщает о прибытии гостей (Телемаха и сына Нестора) и спрашивает, следует ли их принять, Менелай укоряет его за сомнения и напоминает, с какими трудностями он и другие ахеяне возвращались домой, «сами не раз испытав гостелюбие в странствии нашем» (Од., IV, 33).
8. Праздный образ жизни. Из начавшегося ранее размежевания видов деятельности одни виды деятельности считались более почетными (разнообразная доблестная деятельность), а другие - менее (необходимые повседневные занятия). Т. Веблен (1899 г. ) назвал пять занятий, не наносящих ущерба чести стоящих на вершине общественной пирамиды: (1) управление, (2) военное дело, (3) служение религии, (4) спорт и (5) разнообразные развлечения. Применительно к античности следовало бы добавить еще (6) ведение своего земельного хозяйства. Вожди, изображенные в гомеровских поэмах, владеют пашнями и пастбищами, но, кроме того, пополняют свою казну военными набегами. Менелай свои богатства привез на кораблях; Одиссей, обнаружив, что женихи опустошили его сундуки, обещает опять заполнить их добычей, полученной в новом военном набеге. Производственная трудовая деятельность постепенно становится показателем более низкого положения в обществе. Она воспринимается как унижающая личное достоинство индивида. Для того чтобы заполучить и сберечь авторитет среди других людей, только обладания властных полномочий и состоятельности недостаточно. Для этого богатство и власть необходимо сделать самоочевидным, потому что почтение будет оказываться только лишь после предъявления соответствующих доказательств. Праздное существование представляет собой максимально наглядное, веское и убедительное подтверждение превосходства силы в целом. При налажен-
ной системе рабского труда отличительной особенностью в жизни праздного класса становится демонстративное избавление от всяческой полезной деятельности. Воздержание от труда является свидетельством обеспеченности, состоятельности, а также представляет собой доказательство общественного положения. Термин праздности не имеет ничего общего с леностью. Праздность лишь подразумевает непроизводственное использование времени. Для общества это служит дополнительным доказательством (1) благородного происхождения и (2) высокого положения личности. Праздное потребление касается образа жизни, питания и развлечений человека. Праздное потребление зачастую влияет и на воспитание, образование и на духовное развитие личности. Пока производственная трудовая деятельность продолжает выполняться наемными работниками или рабами, люди продолжают воспринимать её как унизительную.
В рамках представленной статьи нет возможности подробно рассмотреть архаический этос героев. Гомеровские ценности соответствовали гомеровскому обществу постольку, поскольку из них вытекали черты, гарантирующие его существование. Рыцарство последующих времен, утонченный придворный этикет и джентльменство нашли свою опору в категориях античного героического этоса.
Список литературы
1. Газарова Е.Э. Психология телесности. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 165 с.
2. Дюрант В. Жизнь Греции М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. 321 с.
3. Словарь античности. М.: Прогресс, 1989. 702 с.
4. Вельской В.И. Книга чести. М.: Амрита-Русь, 2006. 671 с.
M.S. Sorotckii
HEROIC ETHOS OF HOMERIC TIMES
In article "Heroic ethos of Homeric times", the author reviews the main determinants of heroic ethos in archaic period of Ancient Greek history originating knightly, court and gentleman ethos.
Key words: heroic ethos, archaic period, gentleman ethos.
Получено 16.05. 2012