Научная статья на тему 'Геродот казахских степей - Алексей Ираклиевич левшин'

Геродот казахских степей - Алексей Ираклиевич левшин Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7396
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Муктар А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геродот казахских степей - Алексей Ираклиевич левшин»

ïfi Хлебникова А,С. Указ. соч. С. 125.

27 Матвеев А.К. Географические названий Урала. Свердловск, 1987, С. 188.

Абильсеит Муктар

Геродот казахских степей - Алексей Ираклиевич Левшин

Выдающегося русского ученого первой половины XIX в. А. И. Левшина, автора первого в мировой науке фундаментального исследования по географии, истории и этнографии казахских степей Чокан Валиха-нов называл «Геродотом казахских степей». И этому было достаточно оснований.

В напряженной творческой жизни исследователя нельзя выделить сколько-нибудь существенных эпизодов, не служащих поставленным им целям. Книги, письма, статьи, служебные материалы и мемуары А.И. Левшина отражают всю суть богатой внутренней жизни ученого. Выходец из небогатой мелкопоместной семьи, принадлежавшей к древнему дворянскому роду, талантливый, трудолюбивый и целеустремленный молодой человек в 1816 г. начал свой путь в науку и за короткое время достиг широкой международной известности.

«Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей» -фундаментальное исследование А. И, Левшина о казахском народе занимает особое место в его научном творчестве. Назвав так свою работу, автор хотел подчеркнуть, что широко распространенное в литературе отождествление этнонимов «казах» и «киргиз» не имеет под собой сколько-нибудь серьезных оснований, а употребляемый по отношению к казахам этноним «киргиз ~ кайсак» является неправомочным и восходит к более раннему - «казак».

Эта монография была издана в 1832 г, и является по своему характеру энциклопедическим собранием материалов о казахском народе, природе населяемых им земель. Особую ценность работе придает то, что большая часть материала собрана автором в результате непосредственного общения с казахами во время прохождения дипломатической службы в Оренбургской пограничной комиссии (1820 - 1822), где он выступал не только любознательным и просвещенным чиновником-бытоописателем, но и глубоким компетентным исследователем, ученым, который собрал, систематизировал и самостоятельно осмыслил огромный фактический материал.

В 1840 г. исследовательская работа «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» была переведена на французский язык и опубликована в Париже, Почти одновременно с французским изданием в научной печати появились переводы отдельных ее разделов на итальянском языке. Российские и зарубежные ученые единодушно назвали ее классическим научным трудом. В 1886 г, известный русский ученый -географ И.В. Мушкетов отмечал в одной из своих работ: «Сочинение А.И. Левшина представляет всю сумму знаний того времени о киргизских степях. Ни до, ни после него еще не появилось другой работы, которая бы затмила сочинение А.И. Левшина, она до сих пор - лучший источник для знакомства с киргиз-кайсадкими степями».

Высокую оценку работа А. И. Левшина получила и в советской исторической науке. В 60-е годы выдающийся казахский этнолог Э. А. Ма-санов (1926 - 1965) писал, что этот труд «представляет интерес не только для историографии как первое капитальное исследование, в котором впервые поставлены некоторые важные научные проблемы, но и важен для изучения исторической этнографии казахов, так как материал сохраняет значение достоверного и зачастую единственного источника».

Материалы, представленные А.И.Левшиным, повествуют о географическом положении и природе Казахстана. Впервые в науке была описана история казахского народа, его обычаи и культура, родоплеменное устройство, их образ жизни. Создание первого специального исследования о казахском народе было, по существу, одним из важных проявлений процесса формирования истории как самостоятельной науки, который сопровождался переоценкой прежнего подхода к миру Востока. Развитие ориенталистики в России в это время постепенно обретало новое содержание и отчасти новые формы. Усиление внимания русской общественности к востоковедческой тематике, к объективному рассказу очевидца о странах Востока стало важной чертой времени и культуры.

В начавшейся полемике с руссоистским пониманием природы кочевого общества наиболее компетентные писатели и историки России поднимали в своих трудах многие важные вопросы, которые сохранили свою актуальность и в наши дни. А.И. Левшин писал тогда: «Если бы Руссо прожил несколько месяцев в казачьих ордах, если бы он хорошо узнал народ сей... столь близко подходящий к состоянию его естественного человека, то, может быть, мы не читали бы его рассуждений о неравенстве людей и о вреде наук, написали в его защиту опровержение. Примеры Убедительнее слов. Никакие рассуждения не заставили бы его сознаться в заблуждении, но шестимесячное пребывание у киргизов и ближайшее рассмотрение их нравов произвели бы более, нежели все возможные доводы».

В своей работе А.И. Левшин сделал краткое предисловие, в котором подчеркнул, что, принимая во внимание малоизвестность темы и большой интерес русской общественности к уже опубликованным разделам, он счел своим долгом завершить этот труд и подробнее познакомить своих читателей с историей и культурой казахского народа. Здесь же ученый писал, что «главным правилом... в сем отношении было: ничего не выдумывать и не заменять недостаток положительных сведений мечтательными предположениями». Присутствие такого лейтмотива в творчестве А.И. Левгаина зрелого периода его исследовательской деятельности нам представляется симптоматичным и позволяет говорить о расширении творческого освоения мира русской мыслью и появлении более строгих критериев научной ценности полученных знаний.

Развивая в своей работе характерные для просветительской историографии мысли о том, что «образ управления и гражданское устройство кочевников основаны на их нравственном состоянии», А. Левшин в то же время указывал на умозрительный характер и беспочвенность многих аргументов Руссо в отношении его идеи «естественного человека» и в связи с этим специально акцентировал свое внимание на тех «негативных» моментах общественного сознания казахов, которые, по его мнению, влияли на исторические судьбы народа и его политическую жизнь.

Чрезвычайно интересным и плодотворным явилось то, что А. И. Левшин не ограничился констатацией так называемых «воинственных» и «хищнических» нравов кочевников, которые по логике рационалистического подхода привели их к взаимной барымте, упадку экономики и кризисным политическим и социально-экономическим явлениям. Он попытался объяснить сами причины, порождающие эти суждения. При этом обращалось особое внимание на то, что в природных условиях аридной зоны степей, пустынь и полупустынь Евразии основной формой хозяйственной деятельности казахского населения являлось кочевое скотоводство, а «на сем занятии, - писал А.И. Левшин, ~ основаны почти все его обязанности и общественные отношения, С какой стороны мы не взглянем на него, т.е. на казаха, везде,.. найдем источник как большей части нравственных, так и физических действий в охоте и привычке к скотоводству». Из сказанного следует, что все особенности склада кочевников в социальную организацию казахского общества А.И. Левшин выводил из природной среды обитания и специфики материального производства номадизма. В том, что эти соображения были не случайны для историка, говорит следующий отрывок из его монографии: «Все соседи казаков управляются или монархическим, или деспотическим правлением... Если будем искать причины оного, то главнейшую найдем в образе кочевой жизни и в бесплодии земель.., Если бы природа не защитила их сими

способами, то они давно все влились в состав какого-нибудь соседствен-ного государства».

В исторической концепции А.И. Левшииа рационалистические идеи просветителей, объясняющие происхождение социальных институтов и политического строя кочевников из духовной сферы (нравов и обычаев), противостояли поискам действительной закономерности общественного развития, характерным для того же просветительства.

По структуре монографическое исследование А.И. Левшина делится на три части. Первый том книги открывает большая глава, содержащая географический обзор казахского края. Для его написания А.И. Левшин использовал данные геодезических, топографических и гидрографических обследований степей, проведенных русскими естествоиспытателями и инженерами в первые два десятилетия XIX в, При описании западных регионов Казахстана он опирался главным образом на материалы экспедиций А.Ф. Негри 1820 г. и Ф.Ф. Берга 1825 - 1826 гг., а большую часть информации о северо-восточных территориях черпал из отчетов и дневниковых записей И.П. Шангина. Критически осмыслив все доступные ему материалы, А.И. Левшин отобрал в них только те сведения, которые подтверждались его собственными наблюдениями или же другими письменными источниками. В исследовании получили обстоятельное освещение орография, гидроресурсы, климат, характер почв, полезные ископаемые, растительный и животный мир Казахстана, археологические памятники некоторых обширных регионов края. Кроме того, А.И. Левшин привел все известные в его время геологические данные о степях. Их изучение дало основание автору утверждать, что земли казахов хранят «следы пребывания своего рода под волнами морскими».

Большой научный интерес представляли попытки А.И. Левшина охарактеризовать ландшафтные зоны на территории казахской степи. Под термином «киргиз-казачья степь» он понимал огромное пространство, заключенное между реками Уил, Урал, Тобол и Иртыш с северной стороны, Каспийским и Аральским морем на юго-западе и на востоке - Алтайским хребтом и Циньской империей. Все это пространство автор делил на семь полос, руководствуясь учением о ландшафтах, разработанных А. Гумбольдтом. Внедрение в исследовательскую практику новых достижений географии, впервые осуществленное А. Гумбольдтом, позволило А.И. Левшину гораздо ближе своих предшественников подойти к проблеме взаимодействия мира природы и мира человека и охарактеризовать локальные различия экологических условий Казахстана, играющих важную роль в выборе людьми конкретных форм и способов экономической

деятельности.

Специальный раздел посвящен географическому и историческому описанию реки Сырдарьи, а также территорий, непосредственно примы-

кающих к ней и к Аральскому морю. Он попытался осветить вопрос о месте нахождения древнего русла реки Сырдарьи, берега которой издавна населяли многие азиатские народы. Автор привел разные варианты названия Аральского моря из русских летописей и местных народных преданий, сообщил интересные сведения о бассейне Арала и прилегающих к нему территориях из трудов русских и европейских ученных.

В основном точно занесены на карту более или менее крупные реки Западного Казахстана, северной его части и Иртышского бассейна, соответствует действительности расположение рек Аксу, Саркан, Биен, Кара-тал, Аягуз и Коксу, но крайне упрощенно передано течение р. Или, хотя оно и имеет здесь определенное широтное направление.

Второй том исследования, названный «Исторические известия о киргиз-кайсаках, или киргиз-казахах», подробно освещает историю казахского этноса. В нем впервые в науке автор систематизировал все известные в его время западноевропейские и русские источники о казахах и проследил историю политических событий в регионе с XVI в. до начала XIX в. Большое внимание А.И. Левшин обращает на проблему этногенеза казахов. Здесь приведены важные соображения автора об истоках происхождения названия «киргиз-кайсаки» и «киргизы» применительно к казахам. Ученый писал, что «набеги, грабежи древних или подлинных киргизов на сибирские города и селения сделали это имя столь страшным и ненавистным, что россияне вместо брани, дали оное и казачьим ордам, которые после киргизов наиболее делали вреда южным областям Сибири». Наряду с этим он считал, что «к составлению названия киргиз-кайсаков» побуждало, конечно, и то, что народ сей, именуясь казаками, не мог быть в разговоре удобно отличим от новых обитателей Сибири, ибо сам Ермак, сподвижники его и потомки их были казаки». Последнее утверждение, по-видимому, следует считать наиболее близким к истине, подтверждением чему может служить совпадение позиций А.И. Левшина с научной трактовкой этого вопроса в работах советских ученых разных лет и современных российских исследователей.

Заслуживает одобрения и настойчиво проводимая историком мысль о том, что в целях восстановления исторической справедливости по отношению к казахскому народу следует «вместо искаженного слова «кай-сак» употреблять «казак», а потому говорить и писать «киргиз-казаки» или «киргиз-казачьи орды» вместо «киргиз-кайсаков» и «киргиз-кайсацких орд». Таким образом, можно «сохранить сему народу название, которого, по крайней мере, вторая часта будет подлинное его имя, а первая останется при второй как прилагательное или прозвание», данное россиянами.

История казахов в эпоху средневековья изложена автором довольно кратко. А.И. Левшин критически осмыслил всю западноевропейскую и

русскую литературу о казахском народе, но по причине незнания восточных языков не смог опереться на доступные в его время монгольские, тюрко- и персо-язычные источники, а русских переводов этих материалов еще не существовало. В связи с этим ряд сведений, приводимых в исследовании Левшина по проблемам древней и средневековой истории казахов, не отличается большой достоверностью и полнотой.

Интерес представляет освещение А.И. Левшиным истории русско-казахских отношений XVI - начала ХУШ в. Автор впервые систематизировал исторические сведения о казахах, накопленные в России к первой трети XIX в., и предпринял важную попытку осмыслить сложный и противоречивый характер политической истории казахского народа накануне присоединения его к России, Левпшн также попытался подробно описать историю трех казахских жузов. В отношении казахов Старшего жуза ему не удалось в полной мере реализовать эту задачу, так как исследователь не располагал восточными источниками, а в доступных ему русских архивных материалах нужных сведений о населении Южного Казахстана было мало. Свои ограниченные возможности в изучении указанной проблемы хорошо сознавал и сам автор, говоривший о том, что «присоединение к Российской империи Средней и Меньшей орд сблизило их с нами, но не доставило нам возможности следовать постепенным ходом событий в Большой орде, оставшейся тогда вне зависимости; почему исторические познания наши о состоянии ее в ХУШ столетии гораздо поверхностнее, нежели сведения о киргизах, подданных России».

Так же обстоятельно дано историческое обозрение Младшего и Среднего жузов со времени установления дипломатических отношений казахов с Российским государством до начала XIX в. В хронологической последовательности описываются все события, предшествовавшие и сопутствовавшие принятию населением Младшего жуза российского подданства, освещена внешняя и внутренняя политика казахских ханов, их взаимоотношения с царской пограничной администрацией, показан сложный противоречивый характер политических процессов в Казахстане

на протяжении ХУШ - начале XIX в.

При описании конкретных исторических событий 30 - 40-х гг. ХУШ в. в казахских жузах А.И. Левшин затронул отдельные серьезные вопросы, связанные с содержанием оформленного подданства. Автор обращает внимание здесь на три существенных момента: возможный расчет казахских правителей на кратковременный характер подчинения иноверческой державе; специфичное для кочевого общества восприятие института подданства, отрицающее строгую подчиненность по вертикали и большую роль властных структур, и отсутствие у казахов самих традиций Централизованной власти как действенного инструмента принуждения и внутриполитической стабильности.

Много ценных мыслей и наблюдений содержит исследование А.И. Левшина по вопросам международных отношений в Центральной Азии, в том числе о политических связях казахов с башкирами, калмыками, Джунгарией, Цинской империей и Хивой. При изучении взаимосвязей казахов с соседними кочевыми и оседло-земледельческими народами автор попытался объяснить некоторые важные моменты формирования внешнеполитического курса России в регионе, но его интересные соображения о влиянии джунгарского фактора, особенно ойрато-казахских и ойрато-калмыцких отношений на определение военно-стратегических приоритетов в политике царского правительства в Центральной Азии в середине XVIII в. пока еще не получили своего уточнения и более глубокого развития в современной исторической науке.

Особый интерес представляет третья часть книги А.И. Левшина, в которой дано этнографическое описание казахского народа. В этнографической частй подробным образом освещены все основные стороны экономического и социального развития казахов в XVIII - первой четверти XIX в. Для ее подготовки А.И. Левшин привлек множество самых разнообразных источников, а также изучил работы своих предшественников по истории Казахстана. Благодаря этому ему удалось не только систематизировать все накопленные к тому времени историко-этнографические сведения о казахах, но и существенно раздвинуть границы многих прежних представлений о кочевниках, их культуре и образе жизни.

Исследователь сравнительно подробно описал родоплеменной состав Младшего и Среднего жузов, менее полно осветил структуру Старшего жуза. Несмотря на отдельные неточности, допущенные в работе, исследование А.И. Левшина дает в основном верную картину этнического состава и расселения казахов всех трех жузов на протяжении XVIII - первой четверти XIX в. Ученый указал основные места кочевания наиболее крупных племен и родов, особо подчеркнув, что все они, как и их подразделения, стараются «придерживаться одних и тех же урочищ, если причины важные не заставляют их изменить сего обычая». В дополнение к изложенному фактическому материалу А.И, Левшин впервые в исторической литературе дал начертания казахских тамг, что имело важное значение для последующего выявления родовой принадлежности и мест оби-' тания различных социальных групп.

В наше время труд А.И. Левшина является одним из основных источников при написании научных работ по разным проблемам политической и социально-экономической истории региона, истории культуры казахов, яри исследовании этнических процессов в казахском обществе на протяжении XVIII - начале XIX в. и других вопросов.

„ В иссиедовавии А.И. Левшина содержится много интересных мыс-леи и суждений, которые в раде случаев не утратили своей научно-практической значимости и в наши дни.

Список использованной литературы

1.Валиханов Ш. Собрание сочинений: В 2 т. Т.1 Д Алма-Ата, 1985.

2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Т.З Алма-Ата, 2000 АтаШ]984 ' °ПИСаНИе ^из-казачьих ™Р™з-кайсацких орд и степей. Алма-

4, Масанов Э. Очерки истории этнографического изучения казахского народа в СССР Алма-Ата, ¡986.

5. Оренбургские губернаторы. Оренбург, 1999.

Сергей Смирнов, Вера Смирнова

Отечественная историография крестьянской колонизации восточных районов пореформенной России

Переселенческое движение в России имеет многовековые традиции. Оно являлось одной из наиболее характерных отличительных черт ее прошлого, превращаясь в определенные исторические периоды в решающий фактор политического, экономического, социального и культурного развития. Желая подчеркнуть значение этого фактора, В. О. Ключевский писал: «История России есть история страны, которая колонизуется... Периоды нашей истории - этапы, последовательно пройденные нашим народом в занятии и разработав доставшейся ему страны»

Миграционные процессы, будучи объективным следствием определенных общественных противоречий, зачастую являлись эффективным способом их разрешения. Наличие значительного резерва свободного жизненного пространства и естественных ресурсов позволяло России ре-тать многие политические, социальные и экономические проблемы «экстенсивными» методами, отличными от западных. Без учета этой специфики невозможно адекватное теоретическое осмысление нашего исторического наследия.

Наиболее быстрыми темпами крестьянское колонизационное движение осуществлялось в пореформенный период, особенно с 1896 по 1913 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.