А. Л. Вольский
ГЕРМЕНЕВТИКА СИМВОЛА «ГОЛУБОЙ ЦВЕТОК» В РОМАНЕ НОВАЛИСА «ГЕНРИХ ФОН ОФТЕРДИНГЕН»
В статье рассматривается проблема поэтической философии на примере романа Но-валиса «Генрих фон Офтердинген». Поэтическая система романа, основу которой составляет символ голубого цветка, анализируется в статье как феноменологическая. Познающий субъект романа рассматривается в отношении к категории трансцендентального субъекта в философии Канта.
Ключевые слова: поэтическая философия, герменевтика, символ, метафора, субъект познания, трансцендентальный субъект.
A. Vol'sky
HERMENEUTICS OF THE "BLAUE BLUME" SYMBOL
IN THE NOVEL "HEINRICH VON OFTERDINGEN" BY NOVALIS
The problem of poetic philosophy, which is regarded in the article, is exemplified on the novel "Heinrich von Ofterdingen" by Novalis. The poetical system of the novel, which is based on the symbol of the "blaue Blume", can be regarded as a form of the phenomenological evolution. The cognitive subject is analysed in the paper in its relation to the transcendental subject in the philosophy of I. Kant.
Key words: poetic philosophy, hermeneutics, symbol, metaphor, cognitive subject, transcendental subject.
Одной из основных идей немецкого романтизма является синтез поэтического творчества и философского познания. Поэтика романтизма, суть которой изложена в 116 фрагменте Фр. Шлегеля, стремится к объединению не только разобщенных литературных жанров, стиха и прозы, но поэзии и философии [10, с. 90]. Этот синтез мы называем поэтической философией [1, с. 10].
Если понимать философию исключительно как рациональную науку, то соединение поэзии и философии представляет собой некое соПхаСсИо т асУесШ, соединение несоединимого. Однако, с точки зрения Фр. Шлегеля, такое противоречие является поверхностным. В парижских фрагментах 1802 г. он говорит, что «разделение философии и поэзии принадлежит экзотерическому идеализму. Их синтез — эзоте-
Герменевтика символа «голубой цветок» в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген»
для Генриха равноценными. В каждом из них тайна мира выражает себя по-своему. Мистическое познание вещей превращает Генриха в те вещи, которые он познает*.
Подобный путь метаморфоз проходит и другая героиня романа — Матильда. Она есть и муза сонетов, и природа, и душа мира, и Зулима, и Фрейя, и Циана, и тайна голубого цветка. Она и есть тот смысл мироздания, стяжать который стремится Генрих фон Офтердинген.
Глубинной (вертикальной) метаморфозе героев романа, метафорическому самоуглублению образов соответствуют их параллельные, горизонтальные связи друг с другом. Эти метафоры связывают персонажей, представляя их в буквальном смысле как родственников. Интуиция мира как целого, как одной большой семьи дана в сказке Клингзора, которую можно рассматривать как аллегорическую квинтэссенцию всего романа.
ПРИМЕЧАНИЯ
* В этой связи нельзя не привести известное высказывание Мастера Экхарта, цитируемое М. Хайдеггером: «Природа любви такова, что она превращает человека в ту вещь, которую он любит» [5, с. 250].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вольский А. Л. От поэтической философии к философской поэзии: опыт герменевтического исследования. — СПб.: Норма, 2008. — 329 с.
2. Кант И. Критика чистого разума. — СПб.: ИКА «Тайм-Аут», 1993. — 472 с.
3. Новалис. Смешанные фрагменты (Цветочная пыльца) / Пер. с нем. А. Л. Вольского // Преломления. — Вып. 4. — СПб.: Изд-во Института иностранных языков, 2006. — 319 с.
4. Фихте И. Г. Сочинения в двух томах. — СПб.: Мифрил, 1993. — Т. 1. — 686 с.
5. Хайдеггер. Время и бытие / Пер. с нем. В. В. Бибихина. — М.: Республика, 1993. — 447 с.
6. Шлейермахер Фр. Герменевтика / Пер. с нем. А. Л. Вольского. — СПб.: Европейский дом, 2004. - 241 с.
7. Novalis Heinrich von Ofterdingen. Verlag C. H. Beck. — Frankfurt am Main, 1982. — 880 s.
8. Novalis. Schriften, Bibliographisches Institut A. G. — Leipzig, 1905. — 411 s.
9. Pohlheim K. Der Poesiebegriff der deutschen Romantik. Ferdinand Schöningh, Padeborn, 1972. — 500 s.
10. Schlegel Fr. Kritische und philosophische Schriften. — Reclam, Stuttgart, 1994. — 320 s.