Научная статья на тему 'ГЕРМЕНЕВТИКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕКСТОВОЙ КОММУНИКАЦИИ'

ГЕРМЕНЕВТИКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕКСТОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА / ВИРТУАЛЬНАЯ ТЕКСТОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Болдонова Ирина Сергеевна

В исследовании ставится цель показать эвристическую значимость применения понятийно-категориального аппарата философской герменевтики Г.-Г. Гадамера к изучению виртуальной текстовой коммуникации. В статье приведены разные точки зрения на применение герменевтики для толкования социальных явлений в сети. Основная часть статьи содержит анализ трех проектов в Интернете: вымышленный округ Йокнапатофа У. Фолкнера, сайт о творчестве Л. Толстого и чтение электронных текстов Ч. Диккенса. В типичной коммуникативной цепочке «авторский письменный текст - читательская интерпретация - понимание как слияние горизонтов», подчеркивается активная роль читателей в виртуальной реальности. Интерактивные визуализации в проектах «Digital Yoknapatawpha», «Toltsoy Digital», «Digital Dickens» вдохновили пользователей и развили их познавательный интерес к известным художественным произведениям. В результате анализа автор выявил не только положительные, но и отрицательные стороны электронной коммуникации с текстами художественных произведений, изменение функционирования герменевтических категорий в виртуальном диалоге читателя с книгой. Общие тенденции в области виртуальной текстовой коммуникации уходят от культурных традиций и проявлений привычных онтологических характеристик человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HERMENEUTICS OF VIRTUAL TEXTUAL COMMUNICATION

The study aims to show the heuristic significance of applying the concepts and categories of philosophical hermeneutics of H. - G. Gadamer in the study of virtual textual communication. The article contains different points of view on the application of hermeneutics to the interpretation of social phenomena in the network. The main part of the article contains the analysis of three projects on the Internet: W. Faulkner’s fictional Yoknapatawpha County, a website about the works of Leo Tolstoy and the reading of electronic texts by Ch. Dickens. In the typical communicative chain “author’s written text - reader’s interpretation - understanding as a fusion of horizons”, the active role of readers in the virtual reality is emphasized. Interactive visualizations in the projects “Digital Yoknapatawpha”, “Toltsoy Digital”, “Digital Dickens” inspired users and developed their cognitive interest in famous works of fiction. As a result of the analysis, the author identified not only positive but also negative aspects of electronic communication with texts of works of fiction, changes in the functioning of hermeneutic categories in the virtual dialogue of the reader with the book. General trends in the field of virtual textual communication move away from cultural traditions and manifestations of usual ontological characteristics of a human being.

Текст научной работы на тему «ГЕРМЕНЕВТИКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕКСТОВОЙ КОММУНИКАЦИИ»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Герменевтика электронной текстовой коммуникации

Болдонова Ирина Сергеевна,

д.ф.н., профессор, Нанькайский университет E-mail: irina_duncan@mail.ru

В исследовании ставится цель показать эвристическую значимость применения понятийно-категориального аппарата философской герменевтики Г.-Г. Гадамера к изучению виртуальной текстовой коммуникации. В статье приведены разные точки зрения на применение герменевтики для толкования социальных явлений в сети. Основная часть статьи содержит анализ трех проектов в Интернете: вымышленный округ Йокнапатофа У. Фолкнера, сайт о творчестве Л. Толстого и чтение электронных текстов Ч. Диккенса. В типичной коммуникативной цепочке «авторский письменный текст - читательская интерпретация -понимание как слияние горизонтов», подчеркивается активная роль читателей в виртуальной реальности. Интерактивные визуализации в проектах «Digital Yoknapatawpha», «Toltsoy Digital», «Digital Dickens» вдохновили пользователей и развили их познавательный интерес к известным художественным произведениям. В результате анализа автор выявил не только положительные, но и отрицательные стороны электронной коммуникации с текстами художественных произведений, изменение функционирования герменевтических категорий в виртуальном диалоге читателя с книгой. Общие тенденции в области виртуальной текстовой коммуникации уходят от культурных традиций и проявлений привычных онтологических характеристик человека.

Ключевые слова: философская герменевтика, виртуальная текстовая коммуникация, цифровая герменевтика, герменевтические категории, интерпретация, виртуальное пространство.

Введение

Понимание и интерпретация, начиная с чтения текстов и заканчивая уровнем межкультурной или глобальной коммуникации, стали областью изучения еще более века назад. Герменевтика как искусство интерпретации и философский подход к пониманию всегда была в числе ведущих исследовательских подходов. Диалогическая природа понимания как предмет анализа занимает ведущее место в философской герменевтике Г.-Г. Гадамера, одного из самых известных немецких философов XX века. Диалог представлен Гадамером как фундаментальный экзистенциальный феномен бытия и одно из основных проявлений человеческого существования [1]. В данной статье рассматривается применение герменевтических категорий Х.-Г. Гадамера к анализу виртуальной текстовой коммуникации в процессе чтения и изучению художественной литературы в Интернете. Цель статьи - проанализировать, чем герменевтический подлинный разговор с электронными текстами отличается от традиционного чтения и как цифровая среда модифицирует его особенности в виртуальной текстовой коммуникации.

Текстовая коммуникация в Интернете - это коммуникация в процессе интерпретации между авторским замыслом, скрытым в тексте, и читателями/литературоведами. Современная эпоха электронных текстов изменила ситуацию взаимодействия текста и читателя, герменевтическая ситуация имеет место в виртуальной реальности и опосредована экраном компьютера и многими другими техническими устройствами. Некоторые ученые подчеркивают активную роль читателя. Как отмечает Дж. Ди Розарио, печатное слово позволяет читателю коммуницировать с текстом, но взаимодействие в Интернете совершенно иного рода и может подтолкнуть к разным экспериментам, т.е. оно может позволить читателю писать, стирать, переписывать части текста. [2, с. 105].

Внедрение Интернета в нашу повседневную жизнь приводит к применению цифровых технологий и в герменевтической методологии, где неизбежно возникают новые вопросы и проблемы с точки зрения новой виртуальной реальности. Герменевтика обычно ассоциируется с изучением того, что имеет смысл, под которым понимается не только то, что написано или сказано, но и то, что содержится в действиях и различных видах человеческой деятельности - все это требует интерпретации. Следовательно, герменевтика, как философская, так и цифровая, может широко использоваться для понимания нового социального опыта в виртуальном пространстве. Сегодня тексты, созданные для чтения на экране компьютера или на экране смартфона, облегчают доступ к ресурсам, более того, романы или стихи становятся доступными для непосредственной интерпретации онлайн. Поэтому герменевтическая методология по-прежнему остается востребованной для современности, учитывая актуальность таких вопросов как процесс взаимодействия с электронным текстом, преимущества и недостат-

с-з о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

ки чтения на экране гаджета, местоположение за компьютером, идентичность пользователей сети, пути достижения понимания и т.д.

Методология и методы

Г.-Г. Гадамер изложил свои идеи в главном труде по философской герменевтике «Истина и метод». Теория Га-дамера включает в себя следующие понятия: язык как опыт мира, предметное содержание die Sache, герменевтический вопрос, действенно-историческое сознание, предрассудки и предмнения, герменевтический круг, слияние горизонтов и др. Герменевтика Гадамера описывает систему категорий, в целом связанной с понятием действенно-исторического сознания [1], составные термины которой будут применены здесь к исследованию текстовой коммуникации с электронной литературой. Среди других известных герменевтических категорий одним из важнейших является «подлинный живой диалог» с литературными текстами [3].

Герменевтика Гадамера содержит целую систему принципов, в целом известных как концепция действенно-исторического сознания, и тесно связана с его теорией герменевтического опыта и предструкту-рой понимания, о чем Гадамер пишет следующее: «Задолго до того, как мы начинаем постигать самих себя в акте рефлексии, мы с полнейшей самоочевидностью постигаем самих себя в качестве членов семьи, общества и государства, в которых мы живем. Субъективность фокусируется системой кривых зеркал. Самосознание индивида есть лишь вспышка в замкнутой цепи исторической жизни. Поэтому предрассудки (Vorurteile) отдельного человека в гораздо большей степени, чем его суждения (Urteile), составляют историческую действительность его бытия». [1, с. 169].

Человек, вовлеченный в общение с электронными текстами, может иметь ложные и истинные предрассудки, его восприятие может находиться под влиянием прошлого опыта, фоновых знаний и, главным образом, историко-культурной традиции. Но находясь в виртуальной реальности, очень трудно преодолеть большой объем информации, поэтому в Интернете может быть быстрая смена образов в сознании и неумение разграничивать нужную или ненужную информацию. В целом, социальная перцепция заметно меняется в электронном общении по сравнению со взаимодействием «лицом к лицу» [4].

Более того, предрассудки, предварительное понимание и традиции в целом могут быть неизвестны из-за анонимности и трудностей, связанных со сменой пола, возраста, социального положения и т.д. Фоновые знания и традиционные предрассудки в случае модификации личности могут быть очень расплывчатыми и неопределенными. Интернет предлагает множество возможностей и платформ, позволяющих легко отойти от традиции, поскольку информационное общество и цифровые технологии приводят к быстрому изменению стандартов, правил и ориентаций. Герменевтика в эпоху Интернета имеет дело с анализом не действенно-исторического сознания, а причин изменения традиций и предрассудков.

В научной литературе ряд российских и зарубежных авторов уже давно обратились к аналогичной проблематике. Рассматривая проблему методологии цифровых наук, места герменевтики в переосмыслении и пе-£2 реопределении границ естествознания и гуманитар" ных, и социальных дисциплин в виртуальной реального сти, Е. Ананьева анализирует современные тенденции ~ в философских науках и прикладных областях знания. se Оценивая возможность опереться на герменевтический

проект Х.-Г. Гадамера в современных дискуссиях о философии цифрового мира [5].

Е.Н. Шульга связывает герменевтику в виртуальном мире с когнитивной герменевтикой и с возможностью ее использования в качестве методологии в процессе интерпретации искусственного интеллекта (ИИ): «Подводя итоги, можно констатировать, что герменевтическая традиция используется разработчиками систем ИИ двояким образом. Во-первых, негативно. В этом случае герменевтика используется как основание для аргументации против принципиальной возможности создания ИИ вообще. Утверждается, что герменевтика как раз и открыла, и продемонстрировала в человеческом существовании такие качества, которые не только важны для жизненной ситуации человека, но и не воспроизводимы механически. Так как эти сомнения порождены вполне определенной интеллектуальной традицией и так как они достаточно при этом обогащают наши интуитивные прозрения, то их нельзя с легкостью отбросить как разновидность "иррационального технологического пессимизма". Вдобавок они способны консолидировать часть разработчиков ИИ в борьбе с подобного рода сомнениями и способствовать уточнению стратегии и тактики их разработок. Позитивное же использование герменевтики связано с тем обстоятельством, что герменевтика может предложить разработчикам ИИ определенные методы, способы и критерии, которые подразумевают понимание естественных языков и представление знаний социального мира. И здесь как раз возникает необходимость в более широком использовании методов и методик когнитивной герменевтики» [6]. Автор подчеркивает важность герменевтической методологии в познании социального опыта в виртуальной реальности, поскольку герменевтика обладает эвристическими методами и объясняет понимание внутреннего мира человека.

В научной литературе не так давно появился новый термин «цифровая герменевтика». Многие авторы концентрируются на различных аспектах интерпретации цифровых объектов. Таким образом, возникает вопрос, применима ли цифровая герменевтика для исследований в области гуманитарных наук, поскольку интерпретация кодов не является доминирующим вопросом герменевтики, говоря в широком контексте, именно феномены культуры, социальные явления, личность со своим внутренним миром являются приоритетными объектами интерпретации и понимания. Отвечая на этот вопрос, Р. Капурро подчеркивает особенности цифровой герменевтики и наблюдает за тем, как используется цифровой код. Автор считает, что она имеет дело со всеми процессами, связанными с цифровой сетью и что цифровую герменевтику лучше использовать для изучения самих социальных систем, интерпретации и социального конструирования смысла [7]. С данными выводами трудно не согласиться, потому что применение герменевтических идей к интерпретации цифровых кодов сильно ограничивает потенциал герменевтической методологии, а применительно к пониманию социального опыта людей, виртуальной текстовой коммуникации как части социальной реальности, оправдано для выделения гуманистических аспектов процесса цифровизации. Цифровые базы данных или взаимодействия роботов следует отнести к сугубо специфической области цифровой герменевтики, поскольку в этих случаях цифровая герменевтика рассматривается скорее, как метод, она предлагает технические решения и применяется к машинам и цифровым кодам.

Как подчеркивают А. Ромеле, М. Северо, П. Фурия, цифровая герменевтика - это интерпретация и понимание текстов или корпусов текстов с помощью компью-

тера [8, с. 5]. По мнению авторов, цифровые гуманитарные науки требуют новых методов исследования, поэтому герменевтика в цифровом пространстве по-прежнему актуальна, предполагает не только электронную интерпретацию, но и анализирует огромное разнообразие аспектов социальной деятельности в Интернете. А. Ромеле, М. Северо, П. Фурия также проводят различие в цифровой герменевтике между качественным и количественным подходами [8]. Цифровая герменевтика в своих количественных методах применяется к информатике, имеет дело с виртуальными объектами и интерпретирует электронные базы данных. Ее качественный подход может быть применен к изучению текстовой коммуникации, межличностного общения в интернете, включая блоги, форумы, аккаунты Facebook, Instagram, Twitter, WeChat, т.е. непосредственно присутствие людей.

Классическая (философская) герменевтика, основанная на теории Гадамера, реализует глубокое исследование большого разнообразия феноменов гуманитарных наук, и давно шагнула в Интернет. Например, Ф. Фрабетти отмечает идею переосмысления гуманитарных наук в виртуальном пространстве, для преодоления предполагаемой дихотомии между техническими и культурными аспектами [9]. Эту же мысль подчеркивает Дж. Дж. ван Зундерт, который пишет о герменевтическом качественном подходе к интерпретации виртуальных объектов гуманитарных наук [10]. Таким образом, существует потребность в исследовании понимания в Интернете. Культурные объекты, отражающие интеллект, творческую увлеченность их авторов, участие и вовлеченность коммуникаторов должны быть герменевтически интерпретированы и проанализированы.

В научной литературе существует ряд разных точек зрения на применение герменевтической методологии в изучении электронных ресурсов. Так, Д.М. Назаров выдвигает термин «информационной герменевтики»: «Обобщая вышесказанное и апеллируя к понятию «информационная герменевтика», в условиях исследовательского процесса с позиции субъектно-объектного подхода можно утверждать, что субъект S1 (исследователь, информационная система, информационный портал) порождает некоторую информационную сущность, которая материализуется в виде произведений, событий, источников, документов, электронных ресурсов и самой культуры в целом, являющихся объектом интерпретации О, а субъект S2 (интерпретатор, обучаемый, вообще всякий реципиент) никогда не воспринимает информационную сущность непосредственно, он интерпретирует ее с позиции собственного опыта, ценностно-смысловых ориентиров, сквозь призму культуры, эмоционально-духовной сферы. Насколько полной или удачной является интерпретация, показывает другой аспект - понимание. При этом описанную ситуацию, а также выбор критерия достоверности интерпретации можно характеризовать двояко: - с позиции классического герменевтического подхода это степень понимания интерпретатором автора, т.е. инверсия авторского смысла с точки зрения «исторического сознания»; -с позиции современной герменевтики это интеграция предметного смысла в современную ситуацию, т.е. интеграция информации в современность с учетом исторического характера мышления интерпретатора, т.е. исходя из позиции «исторически действенного сознания» [11]. Назаров выдвигает собственное понимание герменевтики цифровой эпохи и называет этот подход информационной герменевтикой, подчеркивая вступление человечества в информационное общество, соответственно автор апеллирует к категории «информация», тогда как

в герменевтике смысл продуктивного знания как результат понимания имеет гораздо более глубокое содержание и значение, чем просто информация.

Таким образом, обобщая вышесказанное, в более широком контексте понятий и терминов использование цифровой герменевтики можно разделить на два направления; одно из них применяется к анализу так называемых баз данных в собственном смысле этого слова, второе - это методология исследования социальной деятельности в интернете, включая электронные произведения, чтение, интерпретацию текстов, культурных артефактов и т.д.

Электронный ресурс или печатное издание?

В Интернете мы можем найти проект Университета Вирджинии, посвященный творчеству У. Фолкнера [12]. Этот ресурс предоставляет множество способов визуализации и анализа шестидесяти восьми литературных произведений У. Фолкнера, известной саги об американском Юге. Автор опубликовал эти произведения с 1929 по 1962 г. и посвятил их жителям выдуманного им округа Йокнапатофа в штате Миссисипи.

Цифровая визуализация всего округа, его интерактивная карта позволяют представить территорию, населенную персонажами Фолкнера. Все эти герои, их взаимоотношения, места событий, места проживания разнообразны и встречаются в разных романах и рассказах. Цифровые технологии предоставляют читателям эффективные инструменты, позволяющие реально вообразить места действий и самих персонажей, экран помогает сконцентрироваться на всей системе персонажей в целом. В ссылке есть следующие инструкции: «Базы данных персонажей содержат более четверти миллиона условных единиц, любая из которых может стать отправной точкой для анализа мира Фолкнера. Используйте поисковые системы» или «Примечание о ключевых словах: редакторы проекта все еще находятся в процессе маркировки при помощи ключевых слов всех 8270 событий, поэтому в некоторых случаях у вас будет возврат к исходной позиции, и вы не сможете найти то, что ищете». Данные инструкции руководят пользователями в их движении по герменевтическому кругу, т.е. они берут на себя функцию герменевтической категории «предвосхищение совершенства».

Этот ресурс содержит варианты поиска событий, персонажей, мест и предлагает достаточно содержательную базу данных. Среди вариантов визуализации можно найти такие варианты как персонаж-персонаж, местоположение-персонаж, персонаж-событие, фотографии, нарративный анализ и т.д. Например, ссылка «Персонажи и локации в Force Directed Graph» содержит опции имен, семьи, социального статуса, характера, расы, места расположения. Например, если читатель захочет найти готовую подробную информацию об Айзеке Маккаслине, то сможет сделать клик на нужных точках и получить данные о его местоположении или о его происхождении в Йокнапатофе. Стоит заметить, что вся эта информация носит формальный характер, она не дает знания о сознании персонажа, мировоззрении, чувствах, симпатиях или антипатиях, мотивации его поведения. Также эта информация не раскрывает внутренний мир с его психологическими состояниями, о чем можно только узнать из самого литературного произведения, в процессе внимательного чтения и герменевтической интерпретации.

Однако цифровые технологии имеют еще несколько дополнительных возможностей для эффективной текстовой коммуникации. На эту же мысль указывают

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

со

I_

u

CM CO

Р. Клейманн и Дж.Э. Стейдж. Они определяют условия, при которых визуализации могут быть полезны для герменевтического процесса в цифровой сфере и выступать в качестве отправной точки для исследований и дальнейших дискуссий [13, с. 8]. В данном конкретном случае герменевтический подход к текстовой коммуникации в Интернете помогает раскрыть контекстуальные и субъективные знания. Интерактивная карта Йокнапа-тофы представлена герменевтическим кругом, где читатели переходят от одной части к другой в круговом процессе интерпретации, постижении новых эпизодов и событий, описания других героев - все это приводит к пониманию частей в единой системе творчества Фолкнера и перспективе целостных знаний в герменевтическом круге. Чтобы задать правильное направление поиска цифровых данных о персонаже или событии в разделе «Персонажи и локации в Force Directed Graph», читателю необходимо вспомнить сюжет и композицию, имена и названия мест, информацию о персонажах и событиях, т.е. активизировать предрассудки и предмнения, сформированные непосредственным чтением самих романов.

На просторах виртуальной реальности можно найти и другие сайты, предлагающие текстовую коммуникацию с электронной художественной литературой. Проект «Toltsoy Digital» предлагает семантическое издание Полного собрания сочинения Льва Толстого, куда включаются такие разделы, как Жизнь, Творчество, Медиа, Музеи, События, Проекты [14]. Каждый из разделов также состоит из ряда ссылок. Например, раздел «Жизнь» включает разные аспекты: биографию, семью, географию с интерактивной картой, поиск данных по хронологии. На основе структуры сайта можно предположить, что составные компоненты разделов и подразделов представляют собой части герменевтического круга и вместе они образуют единое целое, где читатель может двигаться по кругу, переходить с одного уровня на другой. Цифровая форма облегчает читателю сформировать целостную картину и получить достаточно насыщенное и содержательное представление о творчестве Толстого и других темах, связанных с писателем.

Используя современные технологии, можно успешно преодолевать давно устоявшиеся предрассудки и пред-мнения о старомодности классических произведений, побудить пользователя сети проникнуть вглубь материалов о Толстом и его эпохе. Слиянию горизонтов способствуют не только фотографии, но и аудио, видеозаписи, визуализация событий и музейных экспонатов. Но чтение электронной формы текста на экране компьютера или телефона имеет и недостатки с точки зрения герменевтического подхода. Фрагментарность, стихийность, кратковременность, неустойчивость виртуальной реальности влияют на способ восприятия читателей. Бумажная форма художественного произведения помогает лучше создать герменевтическую ситуацию текстовой коммуникации автор - книга - читатель. Субъект понимания печатной книги производит акт познания в экзистенциальном смысле, т.е. познает и свое бытие, включенность своего сознания в художественный опыт мира, вовлеченность в культурно-историческую традицию. Сама книга как таковая материально сохраняет культурно-историческую традицию и вещает от имени автора, авторский текст в печатном формате становится культурным феноменом и настраивает на серьезное и вдумчивое чтение.

Культурно-исторический контекст и идентичность пользователя сети часто остается неизвестной, поскольку он предпочитает скрываться за анонимным адресом, следовательно трудно судить о предрассудках и пред-

суждениях как герменевтических категориях. Отсюда и неопределенность с горизонтом вопрошания, сиюминутная и информативно насыщенная виртуальная реальность не дает возможности выйти за пределы своих ложных предубеждений, взглянуть на предмет под другим углом зрения. Герменевтический круг также трансформировался по причине использования техники в цифровой сети, он больше не является диалектическим единством, потому что предвосхищение в герменевтическом смысле слова ведет не к пониманию себя, а только к получению большего количества информации и знаний.

В последнее время появилось несколько онлайн проектов, которые последовательно знакомят с творчеством Ч. Диккенса: «Знакомство с Диккенсом: общественные чтения», учрежденный в Стэнфорде, где в период с 2002 по 2005 год были представлены в цифровом формате «Трудные времена», «Повесть о двух городах» и «Большие надежды» и разделенные на определенные части тексты для совместного чтения; в 2012 году вышел совместный проект Университета Лестера и онлайн-журнала Диккенса на платформе http://www. djo.org.uk, где обнародовали «Повесть о двух городах»; далее в 2014 году появился интерактивный проект «Расследование Друда» и т.д. [15]. Каждый из этих проектов также сформировал онлайн-сообщество, в основном состоящее из тысяч читающих молча про себя, но охватывающих также и активных участников и комментаторов. Если чтение романов традиционно рассматривается как личный опыт взаимодействия с миром автора, в котором рассеянные, разрозненные читатели, то чтение в рамках цифровых проектов по творчеству Диккенса можно рассматривать как со-бытие читателей с миром автора параллельно в одно и то же время в виртуальном пространстве.

Вышеназванные проекты размещали не только сами электронные тексты произведений, но и снабжали читателей разной информацией о биографии писателя и историко-культурных событиях. На данных платформах были открыты также блоги, где читатели могли делиться впечатлениями и комментариями. Анализируя Интернет-проекты, посвященные творчеству Диккенса, Б. Уинярд выделяет как преимущества, так и недостатки виртуального общения с текстом художественной литературы и говорит о том, что демократические способы выражения мнений через блоги, социальные сети, комментарии, рецензии коренным образом изменили взаимоотношения автора и читателя [16], но минус заключается в слишком широкой экспансии читательской активности, где, так называемое, сотворчество порой размывает саму ценность классического литературного произведения.

Аналогичного мнения придерживается и Е.В. Динер: «Работая с печатной книгой, мы можем делать пометки на полях, выделять в тексте те или иные фрагменты, выписывать их, оставлять свои комментарии. Но если по отношению к печатной книге такая работа выражается в форме внутреннего диалога, то в электронной коммуникации этот диалог имеет и внешнее проявление: появляется возможность самостоятельно компоновать фрагменты текста книги, вносить в неё собственные изменения и т.д. Это позволяет сделать вывод о том, что в электронной книге можно констатировать совершенно другой уровень интерактивности, так как она заменяет мысленную интерпретацию художественного объекта реальным взаимодействием, которое трансформирует этот образ материально» [17, с. 52-53].

Автор говорит о преимуществах текстовой коммуникации в Интернете, иными словами, общаясь с электронной книгой, читатель вступает в интерактивное вза-

имодействие. Читатель электронного текста на цифровой платформе становится активным, действенным, творческим. Но, на наш взгляд, интерактивность также должна иметь свои границы, иначе сам оригинальный текст может нивелироваться за потоком бесчисленных комментариев. В виртуальной текстовой коммуникации можно оправдать ожидания, но они не могут быть герменевтически оценены, так как в большинстве случаев из-за анонимности нет свидетельства искреннего участия в диалоге. В случае с чтением электронных произведений Диккенса анонимный разговор с электронным текстом не до конца раскрывает исторические горизонты с традициями и национальным мировоззрением. Разбитые на части электронные куски текстов произведений Диккенса рождают новый вид текстуальности, который требует новых стратегий интерпретации. Сам предмет диалога с литературным произведением размывается из-за обилия посторонней информации в Интернете и уже не может феноменологически направлять интерпретатора/читателя к предвосхищению целого, как это обосновывал в своих трудах Г.-Г. Гадамер.

Заключение

Герменевтические категории в применении к исследованию виртуальных текстовых бесед модифицируют их смысл и реализуются в способах воздействия на них компьютеров и других гаджетов. Интернет-реальность растворяет человека и его идентичность, поэтому индивиды сталкиваются с одной и той же проблемой, пытаясь освоить огромный объем информации и возможностей. Действенно-историческое сознание читателя не отражает особенностей воспринимающей личности, у которой нет прежних возможностей в преодолении негативных предрассудков и предмнений из-за стремления пользователей Интернета получить доступ к все большему количеству информации.

Межличностная атмосфера так называемого «подлинного диалога» больше не является пространством слияния горизонтов. Как видим, герменевтический подход к виртуальной текстовой коммуникации меняет свое содержание и смысл: традиции, предструктура понимания перестают быть характеристиками субъективного видения. Текстовая коммуникация уже не является герменевтической ситуацией в полным смысле, она тонет в информационном пространстве или вместо подлинного живого диалога с преданием превращается во фрагменты реплик из блогов, чатов, форумов и т.д.

Герменевтический круг больше не является процессом множественного кругового движения, он меняет свою глубину от бесконечного кругового развития интерпретационного процесса к простому движению внутри круга просто на содержательном уровне. Герменевтический круг не всегда приводится в движение предвосхищением и не развивает подлинно герменевтический процесс познания, поэтому слияние горизонтов не всегда происходит в Интернете.

В типичной коммуникативной цепочке «авторский письменный текст - читательская интерпретация - понимание как слияние горизонтов», можно подчеркнуть активную роль читательской интерпретации в виртуальной реальности. Контекстуальные и субъективные знания, герменевтически получаемые из Интернета, меняют экзистенциальные характеристики читателя. Передовые компьютерные технологии создали возможности для интерпретационной практики и включения различных типов новых устройств в текстовую коммуникацию. Герменевтическая методология применяется для различения положительного и отрицательного воздействия.

Компьютерные технологии развивают новые возможности для текстовой коммуникации, герменевтическая методология поддерживает дальнейшее исследование. Как было проанализировано выше на примере «Digital Yoknapatawpha», «Toltsoy Digital», «Digital Dickens» интерактивные визуализации вдохновили пользователей и развили их познавательный интерес к известным художественным произведениям. С другой стороны, общие тенденции в области виртуальной текстовой коммуникации уходят от культурных традиций и проявлений привычных онтологических характеристик человека.

Мы осознаем, что все мы вовлечены в новую интеллектуальную практику, основанную на компьютере, а компьютеры, смартфоны и другие устройства стали частью нашей жизни. В этой формирующейся цифровой среде человек должен осознать важность саморефлексии над онтологическими основаниями нашей деятельности в виртуальном пространстве, человек не может быть примитивным цифровым субъектом и утратить свои экзистенциальные характеристики. Для напоминания о гуманистической сущности общения с художественной литературой нужно использовать не только цифровые коды, но и философские герменевтические категории в практической деятельности и научных исследованиях. Виртуальная социальная деятельность, поиск информации, межличностное общение - все они наполнены смыслом и представляют собой социальные аспекты интерпретации, и именно они должны заниматься обоснованием ценности герменевтического понимания в Интернете.

Литература

1. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. - М.: Прогресс, 1988. -699 с.

2. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - 367 с.

3. Di Rosario J. Electronic Poetry. / Understanding poetry in the Digital Environment. - Jyvâskylâ University Printing House, Jyvâskylâ, 2011. - 326 р.

4. Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 2. С. 90-104.

5. Ананьева Е. Цифровая герменевтика: «вызов» и «ответ» на методологические притязания цифровых гуманитарных наук. Информация - Коммуникация - Общество (ИК0-2023): Труды XX Всероссийской научной конференции с международным участием. - СПб.: ЛЭТИ, 2023. - С. 4-8.

6. Шульга Е.Н. Когнитивная герменевтика. [Электронный ресурс]. - URL: http://svitk.ru/004_book_ book/7b/1704_hulga-germenevtika.php (дата обращения: 17.04.2023).

7. Capurro R. Interpreting the Digital Human, 2010. - URL: http://www.capurro.de/wisconsin.html (дата обращения: 17.04.2023).

8. Frabetti F. Have the humanities always been digital? / In Understanding Digital Humanities, ed. D. Berry. - London: Palgrave Macmillan, 2012. - Р. 161-71.

9. Romele A., Severo M., Furia P. Digital Hermeneutics: From Interpreting with Machines to Interpretational Machines. //AI & Society: Knowledge, Culture and Communication, 35 (1). 2018. Р. 73-86.

10. Van Zundert, J. J. (2016). "Screwmeneutics and her-menumericals: the computationality of hermeneutics"// Schreibmann S., Siemens, R., Unsworth J. (eds.) A New Companion to Digital Humanities. - Oxford: Wiley Blackwell, 2016. - Р. 331-347.

C3

о

u~

=E

0

1

-1 У

"О HZ

сг

11. Назаров Д.М. Информационная герменевтика как методология понимания научной терминологии. [Электронный ресурс]: // Известия Иркутской государственной экономической академии. Электронный журнал. 2011, № 5. - URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/informatsionnaya-germenevtika-kak-metodologiya-ponimaniya-nauchnoy-terminologii (дата обращения: 17.04.2023).

12. Digital Yoknapatawpha. - URL: https://faulkner.iath.vir-ginia.edu (дата обращения: 17.04.2023).

13. Kleymann R., Stange J.E. Towards Hermeneutic Visualization in Digital Literary Studies.// DHQ: Digital Humanities Quarterly. 2021. Volume 15. Number 2. - URL: http://digitalhumanities.org:8081/dhq/ vol/15/2/000547/000547.pdf (дата обращения: 17.04.2023).

14. Tolstoy Digital. - URL: https://tolstoy.ru/projects/tolstoy-digital (дата обращения: 17.04.2023).

15. Dickens Journals Online. - URL: http://www.djo.org.uk (дата обращения: 17.04.2023).

16. Winyard B., 'May We Meet Again': Rereading the Dick-ensian Serial in the Digital Age / 19 Interdisciplinary Studies in the Long Nineteenth Century, 212015. -URL: http://dx.doi.org/10.16995/ntn.737 (дата обращения: 17.04.2023).

17. Динер Е.В. Электронная книга как форма книжной коммуникации. [Электронный ресурс]: // Вестник Вятского университета URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/elektronnaya-kniga-kak-forma-knizhnoy-kommunikatsii/viewer (дата обращения: 17.04.2023).

HERMENEUTICS OF VIRTUAL TEXTUAL COMMUNICATION

Boldonova I.S.

Nankai University

The study aims to show the heuristic significance of applying the concepts and categories of philosophical hermeneutics of H. -G. Gadamer in the study of virtual textual communication. The article contains different points of view on the application of hermeneutics to the interpretation of social phenomena in the network. The main part of the article contains the analysis of three projects on the Internet: W. Faulkner's fictional Yoknapatawpha County, a website about the works of Leo Tolstoy and the reading of electronic texts by Ch. Dickens. In the typical communicative chain "author's written text - reader's interpretation - understanding as a fusion of horizons", the active role of readers in the virtual reality is emphasized. Interactive visualizations in the projects "Digital Yok-napatawpha", "Toltsoy Digital", "Digital Dickens" inspired users and developed their cognitive interest in famous works of fiction. As a result of the analysis, the author identified not only positive but also negative aspects of electronic communication with texts of works of fiction, changes in the functioning of hermeneutic categories in the virtual dialogue of the reader with the book. General trends in the field of virtual textual communication move away from cultural traditions and manifestations of usual ontological characteristics of a human being.

Keywords: philosophical hermeneutics, virtual textual communication, digital hermeneutics, hermeneutic categories, interpretation,

virtual space.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Gadamer G.-G. Truth and method. - M.: Progress, 1988. -699 p.

2. Gadamer G.-G. The relevance of beauty. - M.: Art, 1991. -367 p.

3. Di Rosario J. Electronic Poetry. / Understanding poetry in the Digital Environment. - Jyvaskyla University Printing House, Jyvaskyla, 2011. - 326 rubles.

4. Voiskunsky A.E. Social perception in social networks // Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology. 2014. No. 2. P. 90-104.

5. Ananyeva E. Digital hermeneutics: "challenge" and "response" to the methodological claims of the digital humanities. Information - Communication - Society (IC0-2023): Proceedings of the XX All-Russian Scientific Conference with International Participation. - St. Petersburg: LETI, 2023. - P. 4-8.

6. Shulga E.N. Cognitive hermeneutics. [Electronic resource]. -URL: http://svitk.ru/004_book_book/7b/1704_hulga-germenevtika.php (date of access: 04/17/2023).

7. Capurro R. Interpreting the Digital Human, 2010. - URL: http:// www.capurro.de/wisconsin.html (accessed 17.04.2023).

8. Frabetti F. Have the humanities always been digital? / In Understanding Digital Humanities, ed. D. Berry. - London: Palgrave Macmillan, 2012. - R. 161-71.

9. Romele A., Severo M., Furia P. Digital Hermeneutics: From Interpreting with Machines to Interpretational Machines. //AI & Society: Knowledge, Culture and Communication, 35(1). 2018. R. 73-86.

10. Van Zundert, J. J. (2016). "Screwmeneutics and hermenumer-icals: the computationality of hermeneutics"// Schreibmann S., Siemens, R., Unsworth J. (eds.) A New Companion to Digital Humanities. - Oxford: Wiley Blackwell, 2016. - P. 331-347.

11. Nazarov D.M. Information hermeneutics as a methodology for understanding scientific terminology. [Electronic resource]: // Proceedings of the Irkutsk State Economic Academy. Electronic journal. 2011, No. 5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZ informatsionnaya-germenevtika-kak-metodologiya-ponimaniya-nauchnoy-terminologii (date of access: 17.04.2023).

12. Digital Yoknapatawpha. - URL: https://faulkner.iath.virginia.edu (accessed 04/17/2023).

13. Kleymann R., Stange J.E. Towards Hermeneutic Visualization in Digital Literary Studies. // DHQ: Digital Humanities Quarterly. 2021. Volume 15. Number 2. - URL: http://digitalhuman-ities.org:8081/dhq/vol/15/2/000547/000547.pdf (accessed 17.04.2023).

14. Tolstoy Digital. - URL: https://tolstoy.ru/projects/tolstoy-digital (date of access: 04/17/2023).

15. Dickens Journals Online. - URL: http://www.djo.org.uk (accessed 17.04.2023).

16. Winyard B., 'May We Meet Again': Rereading the Dickensian Serial in the Digital Age / 19 Interdisciplinary Studies in the Long Nineteenth Century, 21 2015. - URL: http://dx.doi.org/10.16995/ ntn .737 (date of access: 04/17/2023).

17. Diner E.V. E-book as a form of book communication. [Electronic resource]: // Bulletin of the Vyatka University. - URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/elektronnaya-kniga-kak-forma-knizhnoy-kommunikatsii/viewer (date of access: 04/17/2023).

CO I_

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.