Научная статья на тему 'Герменевтический подход к современному образованию'

Герменевтический подход к современному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ГЕРМЕНЕВТИКА / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГ / EDUCATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / HERMENEUTICS / STUDENT / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курыло О.В.

В настоящее время в современной системе образования необходимо опираться на гуманистический и антропологический характер педагогической деятельности, что требует расширения возможностей вариативного обучения, построенного на различных способах понимания и объяснения мира. В статье проанализирован опыт внедрения в учебный процесс элементов технологий стимулирования студентов к созданию своего смысла при изучении известных в содержании образования учебных текстов разного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At present, in the modern education system, it is necessary to rely on the humanistic and anthropological nature of pedagogical activity, which requires the expansion of the possibilities of variational learning, built on various ways of understanding and explaining the world. The article analyzes the experience of introducing elements of technologies to stimulate students to create their own meaning in the learning process when studying educational texts of various kinds known in the content of education.

Текст научной работы на тему «Герменевтический подход к современному образованию»

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОВРЕМЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия

Ключевые слова: образование, педагогическая технология, герменевтика, студент, педагог.

Key words: education, pedagogical technology, hermeneutics, student, teacher.

Аннотация: В настоящее время в современной системе образования необходимо опираться на гуманистический и антропологический характер педагогической деятельности, что требует расширения возможностей вариативного обучения, построенного на различных способах понимания и объяснения мира. В статье проанализирован опыт внедрения в учебный процесс элементов технологий стимулирования студентов к созданию своего смысла при изучении известных в содержании образования учебных текстов разного характера.

Abstract: At present, in the modern education system, it is necessary to rely on the humanistic and anthropological nature of pedagogical activity, which requires the expansion of the possibilities of variational learning, built on various ways of understanding and explaining the world. The article analyzes the experience of introducing elements of technologies to stimulate students to create their own meaning in the learning process when studying educational texts of various kinds known in the content of education.

Необходимость усиления в современном образовании гуманистического и антропологического характера педагогической деятельности требует расширения возможностей вариативного обучения, построенного на различных способах понимания и объяснения мира. Следовательно, возникает острая необходимость развития у студентов умений пользоваться метатеорией, метазнаниями и металогикой.

Основой такой работы со студентами может стать опыт средневековых университетов по использованию методов герменевтики, помогающих пониманию неясных текстов, выявлению разных смыслов и построению новых идей и смыслов изучаемых культурных ценностей. Педагогический смысл герменевтики заключается в научении понимаю. В самом общем виде герменевтика является не только искусством объяснения непонятных текстов, но и наукой по выявлению смысла, содержащегося в источниках информации и культуры в неявном виде. В современных условиях

расширения возможностей интерактивных образовательных технологий более интересны возможности герменевтики в стимулировании студентов к новым смыслам, идеям и проектам [1].

Еще в средневековых университетах широко использовались герменевтические методы: рассуждение по аналогии, заключение от меньшего к большему, заключение от общего к частному, рассуждение с опорой на первоначальные максимы.

Герменевтический подход к современному образованию отличается рядом особенностей:

- введение в учебный процесс диалоговых технологий стимулирует активность студентов в выражении собственных смыслов в одинаковых для всех научных знаниях-истинах;

- продукты исторического периода становятся зеркалом отражения мировоззренческих жизненных установок людей разных эпох;

- преемственность идей и идеалов образования требует возврата к герменевтическим кругам в постановке аксиологических целей образования;

- в точных науках познание опирается на научные методы, а в гуманитарных науках герменевтика сама становится методом познания [2].

Понимание как смыслосозидающий механизм обеспечивает перевод предметного содержания на ментальный язык внутренней речи познающего. При этом обращение к смыслам культурных текстов требует способности студентов умело ставить вопросы с разных позиций и сравнения их для выявления истины или выхода на новые мысли и интерпретации, что обуславливает необходимость широкого использования в обучение диалоговых технологий.

Исходя из этих позиций, нами были внедрены в учебный процесс Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» элементы технологий стимулирования студентов к созданию своего смысла при изучении известных в содержании образования учебных текстов разного характера.

Так, технология структурирования знаний основывается на представлении учебных текстов в виде разноуровневых, причинно-обусловленных и обобщенных знаниевых конструкций. Они могут выступать в учебном процессе в разных формах: как готовые схемы, которые студенты развертывают и объясняют на занятии и в домашних заданиях; учебные тексты, из которых студены путем выделения основных знаний и их связей составляют обобщенные схемы или схемы в электронном варианте; как динамические средства с

возможностью движения отдельных блоков по степени их значимости в общей схеме темы [4].

Технология составления таких структурно-логических схем включает следующие логические действия:

- разбивка текста на относительно самостоятельные части;

- выделение в каждой части основных мыслей, идей и знаний;

- группировка выделенных смысловых частей текста в блоки, имеющие разнохарактерные отношения к тексту;

- выделение главного, сущностного, стержневого компонента конструкции;

- установление структурно-органических связей выделенных блоков;

- наглядное представление все структурно-логической схемы.

Подготовку студентов к данной работе можно начинать с заданий

по становлению схемы ответа на один вопрос темы объемом в одну страницу, на объяснение которой представляется пять-семь минут. В таких заданиях сущность и главные мысли текста будут выражены на схеме, а собственный смысл студент может представить в своих пояснениях, интерпретациях и объяснениях в свободной форме.

Использование подобных учебных технологий помогает студентам освоить следующие приемы герменевтики: рассуждение от противного, рассуждение по аналогии, формулировка существа проблемы, сравнение разных смыслов одной проблемы, принятие альтернативного решения, обращение к историческому опыту решения проблем, выражение собственного участия в описываемых событиях в учебной тексте, оперативная реакция на неожиданные вопросы и смыслы других студентов, уточнение собственной позиции в сравнении с мнением других [3].

К герменевтическим методам мы относим и учебный диалог, который является основным способом достижения истины в гуманитарных науках. В нем могут перекликаться три герменевтических круга: пристройка сверху по логике педагога; пристройка снизу, ориентированная на возможности и стиль общения студента, и пристройка рядом как принятие партнерских отношений преподавателя и студентов. Диалог, будучи интерактивной формой взаимодействия в педагогическом процессе, возникает, как правило, в области несовпадения, значительного отличия позиций преподавателя и студентов или позиций и уровня понимания самих студентов. Чем разнообразнее и значительнее эта область несовпадения, тем активнее диалог, тем ярче проявляется индивидуальность каждого студента.

Исходя из этого и с учетом герменевтического характера осмысления учебной или культуросозидательной функции данного метода, учебным диалогом можно назвать вид познавательного взаимодействия педагога и студента, в котором каждый участник, выдвигая и сопоставляя свои мысли, идеи и сомнения, приобретает собственный смысл образования и находит пути самореализации.

Основными признаками отражения в учебном диалоге герменевтических приемов понимания являются следующие проявления:

- два или более говорящих создают общую мысль, знание, метод на основе заданного текста или другого источника смысловой информации;

- каждый участник воспринимается как источник свободной мысли или смысла относительно заданной смысловой информации;

- свободно высказанная мысль относительно информации известного текста является его интерпретацией с учетом психических, познавательных или нравственных позиций современного человека, уже отличной от авторского замысла;

- различие позиций участников выступает вариативным потенциалом заданного текста;

- степень близости, созданной в диалоге общей обобщенной мысли к авторскому замыслу служит показателем понимания участниками диалога знаний, включенных в учебные тексты;

- степень отдаленности мыслей и мнений участников от авторского замысла являются показателем интеллектуального потенциала и способностей участников в создании новых идей, смыслов и проектов.

С учетом этих признаков нами был апробировано несколько видов диалога в зависимости от характера взаимодействия участников диалогического общения: эмоциональный, функциональный, инсценировка, ассоциация, логический диалог, диалог-воображение, ловушка, интерпретация, диалог поколений, диалог-альтернатива, диалог-догадка, диалог-коллоквиум, эпистолярный диалог и др. Все указанные виды диалогов можно разделить по потенциалу диалогичности на следующие группы:

- классические, которые можно использовать как образцы демонстрации механизмов диалога;

- формально-логические, которые целесообразны в отработке логики мысли и раскрытии структурных связей и взаимодействий участников диалога;

- структурно-органические диалоги с широкими возможностями импровизации, столкновения разных позиций, стимулирования

свободных мыслей и мнений и вариативных столкновений участниками авторского смыслового потенциала текстов;

- технико-органические, позволяющие увлечь студентов цветовыми, звуковыми и мультимедийными эффектами.

Диалоговые технологии дали возможность перенести значительную нагрузку познавательных усилий с педагога на студентов.

При этом у герменевтики есть еще и возможность стимулирования собственный идей и смыслов студентами на основе авторской позиции. Для реализации данной функции мы использовали следующие герменевтические методы: метод ключевых слов, комментирование текстов и изобразительных средств, ситуации диалектических противоречий, размышления над ассоциативной информацией, диалогическое равенство участников спора, «мозговой штурм» и сенектика, ситуации перспективы.

Внедрение элементов указанных технологий герменевтики показало, что они способствуют развитию у студентов следующих интерактивных умений:

- решимость и способность видеть в обобщенных знаниях неопределенность, возможность иного объяснения и изменения в перспективе;

- понимание материала; оперативность реакции на неожиданность, противоречивость или подвох в вопросах, в учебных ситуациях или в характере заданного текста;

- обращение к дополнительной информации по разным источникам и аргументам для обоснования своей позиции и оценок обсуждаемых проблем;

- способность оценить реальное влияние ситуаций размышления и создания своего смысла в изучаемых знаниях на собственное эмоциональное, умственное и духовное развитие;

- решимость на корректную критику, принятие иного мнения и защиту собственной позиции в споре, диалоге и поиске перспективных педагогических идей.

Список литературы

1. Закирова А.Ф. Концептуальные основания педагогической герменевтики // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. №5. С.8-18

2. Самойлов Л.П. Герменевтика и образование: от диалога к методологии // Известия Волг ГТУ. 2006. №6. С.92-96

3. Племенюк М.Г. Проблема понимания в педагогической науке // Известия Российского государственного педагогического университета

им. А. И..Герцена. 2009. № 83. С. 16-28

4. Фролова Н. Г. Социально-философские аспекты герменевтики в современном образовании: Дис. ... канд. филос. наук. - Красноярск, 2001. - C.116-121

Моисеенко А.М.

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: математика, математическое образование, математические теории, математические методы, математический аппарат.

Keywords: mathematics, mathematical education, mathematical theories, mathematical methods, mathematical apparatus.

Аннотация: Статья посвящена определению и совершенствованию экономико-математического образования в вузах. Представлены примеры использования экономико-математических методов в практической деятельности.

Abstract: The Article is devoted to the definition and improvement of economic and mathematical education in universities. Examples of the use of economic and mathematical methods in practice are presented.

Взаимодействие математических и прикладных дисциплин приводит к их взаимному обогащению, причем этот процесс носит двусторонний характер. Нередко идеи и методы, разработанные для решения частных задач в какой-либо конкретной области, приобретают в процессе развития столь общее значение, что их строгое обоснование становится делом математиков. Те идеи и методы, которые выдерживают всесторонние и подчас весьма длительные испытания, развиваются в математические теории, обслуживая затем более широкий класс задач, чем те, из которых они возникли. Характерным примером в этом отношении является теория вероятностей, для оформления которой как раздела математики понадобилось несколько столетий, считая от первых попыток найти закономерности в азартных играх. Можно привести много других примеров, когда математические теории, возникающие и развивающиеся из внутренних потребностей математики, находят затем широкое практическое применение в других отраслях науки и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.