Научная статья на тему 'ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕТОД НЕКЛАССИЧЕСКОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ'

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕТОД НЕКЛАССИЧЕСКОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неклассическое музыкознание / герменевтическая рефлексия / холический принцип / герменевтическая спираль / текст / понимание / интерпретация / интерпретативный тип исследовательской рефлексии / non-classical musicology / hermeneutic reflection / holic principle / hermeneutic spiral / text / understanding / interpretation / interpretative type of research reflection

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коляденко Нина Павловна, Корнелюк Татьяна Александровна

Актуальность темы статьи обусловлена насущностью герменевтической проблематики в современном отечественном искусствоведении. Цель статьи – рассмотреть особенности герменевтической рефлексии как метода неклассического музыкознания. Гносеологический аспект герменевтической рефлексии ставит перед исследователями ряд вопросов, связанных с определением самого метода и его инструментария. Исследовательская история таких понятий, как «текст», «понимание», «интерпретация», «значение», в отечественной музыкальной науке насчитывает не один десяток лет. Однако этап неклассического музыкознания выводит осмысление этих понятий на новый виток исследовательской рефлексии. В статье обозначается проблематика дискуссионности термина «понимание», опирающегося на холический, диалогический, исторический процессы, и соотношение понятий «герменевтический круг» и «герменевтическая спираль». Междисциплинарная основа метода, включающая интеграцию знаний искусствоведения, философии, филологии и др., неизбежно приводит к интерпретативному типу исследовательской рефлексии, основанному на доминанте индивидуально-личностного исследовательского видения. Герменевтическое переосмысление и расширение музыкального смысла рассматривается через фокус внимания на структурно-композиционном уровне музыкального текста на примере музыкальной формы Второй баллады Ф. Шопена. В качестве импульсов, лежащих за пределами музыкальной структуры и наделяющих последнюю смыслами, приводятся межчувственные ассоциации в синестетическом методе интерпретации музыкальных текстов, для которого значимыми становятся этапы герменевтической рефлексии и процедуры герменевтического круга-спирали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HERMENEUTIC REFLECTION AS A METHOD OF NON-CLASSICAL MUSICOLOGY: METHODOLOGICAL CONSIDERATIONS

The relevance of the article stems from the urgency of hermeneutic problems in the modern Russian art history. The purpose of the article is to consider the peculiarities of hermeneutic reflection as a method of non-classical musicology. The epistemological aspect of hermeneutic reflection raises a number of questions for researchers related to the definition of the method itself and its tools. The research history of such concepts as “text”, “understanding”, “interpretation”, “meaning” in the domestic musical science dates back several decades. However, the stage of non-classical musicology brings the understanding of these concepts to a new round of research reflection. The article highlights the problematics of the debatability of the term “understanding”, based on holistic, dialogic, historical processes, and the relationship between the concepts of “hermeneutic circle” and “hermeneutic spiral”. The interdisciplinary basis of the method, including the integration of knowledge of art history, philosophy, philology, etc., inevitably leads to an interpretive type of research reflection based on the dominant role of an individual-personal research vision. The hermeneutic rethinking and expansion of the musical meaning is considered through the focus on the structural and compositional level of the musical text on the example of the musical form of the Second ballad by F. Chopin. Intersensory associations in the synesthetic method of interpreting musical texts, for which the stages of hermeneutic reflection and the procedure of the hermeneutic circlespiral become significant, are viewed as impulses that lie outside the musical structure and endow it with meanings.

Текст научной работы на тему «ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕТОД НЕКЛАССИЧЕСКОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ»

ПСИХОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ

© Коляденко, Н.П., Корнелюк, Т.А., 2023 УДК 781.6

DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-142-151

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕТОД НЕКЛАССИЧЕСКОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Н.П. Коляденко1, Т.А. Корнелюк2

1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

2 Дальневосточный государственный институт искусств, Владивосток, 690091, Российская Федерация

Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена насущностью герменевтической проблематики в современном отечественном искусствоведении. Цель статьи - рассмотреть особенности герменевтической рефлексии как метода неклассического музыкознания. Гносеологический аспект герменевтической рефлексии ставит перед исследователями ряд вопросов, связанных с определением самого метода и его инструментария. Исследовательская история таких понятий, как «текст», «понимание», «интерпретация», «значение», в отечественной музыкальной науке насчитывает не один десяток лет. Однако этап неклассического музыкознания выводит осмысление этих понятий на новый виток исследовательской рефлексии. В статье обозначается проблематика дискуссионности термина «понимание», опирающегося на холический, диалогический, исторический процессы, и соотношение понятий «герменевтический круг» и «герменевтическая спираль». Междисциплинарная основа метода, включающая интеграцию знаний искусствоведения, философии, филологии и др., неизбежно приводит к интерпретативному типу исследовательской рефлексии, основанному на доминанте индивидуально-личностного исследовательского видения. Герменевтическое переосмысление и расширение музыкального смысла рассматривается через фокус внимания на структурно-композиционном уровне музыкального текста на примере музыкальной формы Второй баллады Ф. Шопена. В качестве импульсов, лежащих за пределами музыкальной структуры и наделяющих последнюю смыслами, приводятся межчувственные ассоциации в синестети-ческом методе интерпретации музыкальных текстов, для которого значимыми становятся этапы герменевтической рефлексии и процедуры герменевтического круга-спирали. Ключевые слова: неклассическое музыкознание, герменевтическая рефлексия, холический принцип, герменевтическая спираль, текст, понимание, интерпретация, интерпретативный тип исследовательской рефлексии

Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Коляденко Н.П., Корнелюк Т.А. Герменевтическая рефлексия как метод неклассического музыкознания: методологические размышления // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С.142-151. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-142-151.

HERMENEUTIC REFLECTION AS A METHOD OF NON-CLASSICAL MUSICOLOGY: METHODOLOGICAL CONSIDERATIONS

N.P. Kolyadenko1, T.A. Kornelyuk2

1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

2 Far Eastern State Institute of Arts, Vladivostok, 690091, Russian Federation

Abstract. The relevance of the article stems from the urgency of hermeneutic problems in the modern Russian art history. The purpose of the article is to consider the peculiarities of hermeneutic reflection as a method of non-classical musicology. The epistemological aspect of hermeneutic reflection raises a number of questions for researchers related to the definition of the method itself and its tools. The research history of such concepts as "text", "understanding", "interpretation", "meaning" in the domestic musical science dates back several decades. However, the stage of non-classical musicology brings the understanding of these concepts to a new round of research reflection. The article highlights the problematics of the debatability of the term "understanding", based on holistic, dialogic, historical processes, and the relationship between the concepts of "hermeneutic circle" and "hermeneutic spiral". The interdisciplinary basis of the method, including the integration of knowledge of art history, philosophy, philology, etc., inevitably leads to an interpretive type of research reflection based on the dominant role of an individual-personal research vision. The hermeneutic rethinking and expansion of the musical meaning is considered through the focus on the structural and compositional level of the musical text on the example of the musical form of the Second ballad by F. Chopin. Intersensory associations in the synesthetic method of interpreting musical texts, for which the stages of hermeneutic reflection and the procedure of the hermeneutic circle-spiral become significant, are viewed as impulses that lie outside the musical structure and endow it with meanings.

Keywords: non-classical musicology, hermeneutic reflection, holic principle, hermeneutic spiral, text, understanding, interpretation, interpretative type of research reflection Conflict of interest. The authors declare the absence of conflict of interests. For citation: Kolyadenko, N.P., Kornelyuk, T.A. (2023), "Hermeneutic reflection as a method of non-classical musicology: methodological considerations", Journal of Musical Science, vol. 11, no. 3, pp. 142-151. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-142-151.

В развитии науки выделяют четыре ее этапа или типа научной рациональности: синкретический, классический, неклассический, пост-неклассический. Эти этапы относятся как к естествознанию, так и к гуманитарным наукам, но развиваются несинхронно согласно специфике каждой конкретной области знания. Соответственно на каждом из этапов могут сосуществовать типы научной рациональности. В отечественном музыкознании с начала 90-х гг. ХХ в. приобретают все большую значимость неклассические модели исследовательской рефлексии.

Рассмотрим определения классического и неклассического музыкознания, данные М.А. Аркадьевым в 1992 г.

Классическое музыкознание -это «аналитическое музыкознание,

склонное к статически-архитектоническому описанию чистого музыкального "объекта". Другими словами, это музыкознание, сознательно и методично элиминирующее: 1. время и 2. "наблюдателя", благодаря чему оно получает великолепные результаты в анализе уже целиком "ставших", "кристаллизованных" музыкальных форм, рассматриваемых без учета креативной исполнительской процес-суальности. Болгарская исследовательница Л. Москона считает, что к этой парадигме музыкознания относятся такие крупнейшие имена, как Ж.Ф. Рамо, А.Б. Маркс, Х. Риман, Г. Конюс, П. Хиндемит, О. Мессиан, а также эстетики И. Мат-тезон и Э. Ганслик» (Аркадьев М., 1992, с. 106). Классическое музыкознание - это «музыкознание су-

ществующего» (Аркадьев М., 1992, с. 106).

Неклассическое музыкознание -«такое исследование музыкального языка и музыкального произведения, которое склонно рассматривать музыку как процесс, как становление, как динамическую структуру» (Аркадьев М., 1992, с. 106). Исследуемый предмет здесь перестает «рассматриваться как чистый, независимый от наблюдателя и уже целиком "ставший" объект, но предстает как деятельностная субъект-объектная структура» (Аркадьев М., 1992, с. 106). Неклассическое музыкознание - это «музыкознание возникающего» (Аркадьев М., 1992, с. 107). В этой связи вспомним слова Ю.Н. Холопова о том, что музыкальный анализ возможно считать «видом музицирования» (1985, с. 148). В этом случае «деятельность музыковеда понимается не как анализ, а как причастная к художественности текста исследовательская интерпретация» (Коляденко Н., 2013, с. 260).

Как соотносятся и взаимодействуют классическое и неклассическое музыкознание?

По мнению М.А. Аркадьева, они соотносятся по принципу дополнительности и неопределенности. Ученый пишет: «в конкретном музыкальном анализе мы всегда стоим перед дилеммой: чем точнее мы описываем статическую сторону музыкальной реальности (по выражению Асафьева, "форму как кристалл"), тем менее точно мы можем описать временную, энергетическую ее сторону ("форму как процесс") и наоборот. Другими словами, или то, или другое, но не то и другое одновременно» (Аркадьев М., 1992, с. 107-108).

В истории отечественного музыкознания всегда одновременно сосуществовали методологические подходы, склонные к статическому описанию музыкальных объектов и к их процессуальному осмыслению-описанию, а результаты исследования зависели от акцента исследовательского внимания. Акцент на статическом описании объяснялся как методически объективный, доказуемый, имеющий право называться «научным». Акцент же на процессуальном осмыслении часто понимался как методически необъективный, недоказуемый и ненаучный.

По мнению Е.Л. Фейнберга, «для познания мира - и физического, и духовного - совершенно необходимы два существенно различных метода: с одной стороны, - дискурсивный, логический, тот, что при поверхностном подходе представляется многим людям точного знания единственно заслуживающим названия научного, с другой - интуиция, непосредственное синтетическое суждение, не опирающееся на доказательство, причем этот второй метод, с точки зрения гносеологической, в основе своей один и тот же в науке и в искусстве, в вопросах физики и этики. К сожалению, четкое понимание этого единства недостаточно распространено» (курсив Е.Л. Фейнберга. - Н.К., Т.К.) (2022, с. 90).

Неклассический этап развития отечественного музыкознания призван, на наш взгляд, постулировать идею о том, что два метода познания -дискурсивный и интуитивный -неразрывно связаны между собой, соотносятся по принципу дополнительности и исключать один из компонентов из методологического

процесса нельзя. В этой связи музыкознание как гуманитарная наука, опирающаяся в равной степени на дискурсивно-интуитивное и интуитивно-дискурсивное познание, на неклассическом этапе развития особый акцент делает на изучении интуитивно-дискурсивных методов искусствоведения, связанных с ин-терпретативным типом исследовательской рефлексии.

Одним из интуитивно-дискурсивных методов познания в неклассическом музыкознании является герменевтический подход к изучению текстов. Следует отметить, что в отечественном музыковедении намечены продуктивные пути формулирования герменевтической проблематики. Так, Л. Березов-чук указывает на различие между когнитивным и герменевтическим анализом текста, относя их к аналитической и интерпретативной моделям музыкальной рефлексии и соответственно к рационалистической и интуитивистской познавательным парадигмам. Герменевтическая рефлексия, по мнению исследователя, направлена на «неустойчивость смысла» и основана на принципе «трансляции переживания», примером чему является «слышание» «смыслоносных единиц-интонаций» в трудах Б. Асафьева (Березов-чук Л., 1993, с. 139, 141).

Соответственно М. Шинкарева, акцентируя отличие герменевтического подхода от структурно-семантического, отмечает, что ограниченность структурно-ориентированной направленности музыковедческого позитивизма обнаруживается при попытке изучения музыки как сообщения. В задачу музыкальной герменевтики входит объемное со-

держание музыки, ее многомерный «философский космос». Поскольку «объектом музыковедения является экзистенция, некая "тайна" (скрытые смыслы и смысловые структуры)», «смысловая сторона музыки не может быть выявлена точными методами, и всякие рассуждения о смысле, как правило, имеют вероятностный характер» (Шинка-рева М., 2006, с. 19, 22).

Рассмотрим герменевтическую рефлексию как метод неклассического музыкознания. Обратимся к понятиям философской герменевтики и соотнесем их с дискуссионными вопросами методологического инструментария музыкознания. К основным понятиям философской герменевтики относятся: текст, понимание, толкование, значение. В музыкальной науке они имеют свою длительную исследовательскую историю. Дискуссионными для музыкознания являются понятия «понимание», «интерпретация» и «значение». Обозначим проблематику их дискуссионности.

Понимание. Проблематика этого понятия опирается на следующие составляющие:

- понимание как холический процесс;

- понимание как диалогический процесс;

- понимание как исторический процесс;

- герменевтическая спираль.

Для герменевтической рефлексии

как метода неклассического музыкознания важно осознание категории понимания как холического процесса: целое делится на части, но не сводится к частям. Поэтому, анализируя части целого, мы не исчерпываем вопросы, задаваемые це-

лым. Целое всегда больше частей. Приведем здесь мысль Г.П. Щедро-вицкого: «Смысл акта сложной коммуникации, каким является творение искусства, никак не сводится к значениям и грамматическим связям отдельных элементов, ни даже к тем связям, которые можно установить между элементами текста и реальной действительностью» (цит. по: (Бонфельд М., 2000, с. 36)).

Понимание как диалогический процесс подразумевает тройственный диалог: диалог исследователя с текстом, с автором текста и с самим собой. Основой здесь является идея вопрошания. Читателя текста, по мнению Р. Барта, можно уподобить человеку, который прогуливается «по склону лощины». «Его восприятия множественны, не сводятся в какое-либо единство, разнородны по происхождению - отблески, цветовые пятна, растения, жара, свежий воздух, доносящиеся откуда-то хлопающие звуки, резкие крики птиц, детские голоса на другом склоне лощины, прохожие, их жесты, одеяния местных жителей вдалеке или совсем рядом; все эти случайные детали наполовину опознаваемы - они отсылают к знакомым кодам, но сочетание их уникально <...> Прочтение текста <...> сплошь соткано из цитат, отсылок, отзвуков; все это языки культуры, старые и новые, которые проходят сквозь текст и создают мощную стереофонию» (курсив наш. - Н.К., Т.К.) (Барт Р., 1989, с. 417-418). По поводу смысловой множественности Р. Барт пишет: «Тексту присуща множественность. Это значит, что у него не просто несколько смыслов, но что в нем осуществляется сама множественность смысла как тако-

вая - множественность неустранимая, а не просто допустимая» (курсив Р. Барта. - Н.К., Т.К.) (1989, с. 417).

Понимание как исторический процесс подразумевает, что исследователь учитывает принадлежность изучаемого к конкретной исторической эпохе, историю изучаемого и историю исследовательской мысли об изучаемом. История исследовательской мысли об изучаемом рассматривается, в частности, как история приращения смыслов, прирост знания о предмете исследования.

Содержание понятия «герменевтический круг», принадлежащего Г.Г. Гадамеру, сегодня расширяется. Герменевтический круг состоит из трех процедур, реализующих этапы понимания объекта: предварительное целостно-интуитивное «схватывание» обобщенного «геш-тальта», аналитическое уточнение единичных частей и возвращение от частей к проясненному целому. При этом прогрессивный характер понимания, постоянный прирост знания об изучаемом, осмысление открытости процесса понимания привело к возникновению понятия «герменевтическая спираль». Модель спирали точнее отражает процесс и структуру понимания. Юрген Болтен «говорит о принципиальной бесконечности герменевтической спирали» (см.: (Соболева М., 2014, с. 35)).

Интерпретация. Дискуссионность этого понятия в музыкознании связана с выявлением и осмыслением авторских интенций («что автор в тексте и посредством него намеревался сказать» (Соболева М., 2014, с. 41)) и психологической рекон-

струкцией. Часто положения, получаемые в процессе интерпретации, трудно или невозможно доказать или опровергнуть, что влечет обвинения в ненаучности, вольности, неадекватности. Дискуссионность связана и с тем, что, как правило, исследователь обращает внимание на то, что интересно именно ему, и делает на этом особый акцент. Таким образом, доминанта субъективности оказывается подчас причиной непонимания и критики представленной интерпретации.

Р. Барт писал о том, что любой текст имеет «тень» и одна из задач интерпретатора - разоблачить эту теневую сторону текста (см.: (Соболева М., 2014, с. 43)). В данном случае это также может являться методологическим камнем преткновения: что есть тень для данного конкретного текста? почему именно «это» рассматривается как тень? почему избранная теневая сторона текста разоблачается так, а не иначе?

Установлены принципы интерпретации текста, которые важны для герменевтической рефлексии:

- признание автономии текста;

- понимание предмета, о котором идет речь в тексте;

- понимание культурной традиции, в рамках которой был создан текст;

- принцип герменевтической открытости, связанный с «принципом продуктивной непостижимости текста» (см.: (Соболева М., 2014, с. 46)).

Вопросы автономии текста, его предмет и культурная традиция лежат в русле проблемы адекватности восприятия и интерпретации и требуют от исследователя внимания именно в этом аспекте.

Значение. Как формируется значение? Что это такое? М.Е. Соболева пишет: «Возможно, вопрос о значении относится к неразрешимым вопросам человечества. Попытки ответить на него обеспечивают человечеству "метафизическую вечность"» (2014, с. 65). Тем более дискуссионным является вопрос о значении при понимании относительной семантики музыкальных речевых единиц. Поэтому, в частности, предпринимаемые в эпоху Просвещения попытки установить словарь закрепленных значений музыкальных оборотов считались «инвентаризацией музыкального языка». В герменевтическом постижении музыкальных образов семантическая строгость термина «значение» заменяется понятием «смысл», который не содержится в музыкальном произведении, а формируется, «творится» на границе между открытым текстом и его реципиентом.

Итак, герменевтическая рефлексия как метод неклассического музыкознания - это метод познания музыкальных текстов и исследовательских концепций о музыке, преимущественно основанный на интуитивно-дискурсивном подходе и интерпретативном типе исследовательской рефлексии. Рефлексия как важнейшая составляющая этого метода предполагает опору на интуитивное суждение.

Проблема убедительности интуитивного суждения - одна из дискуссионных в рассматриваемом методе. По определению Е. Фейнберга, интуитивное суждение «не сводится к рациональному, интеллектуальному акту, а представляет собой интуитивное (в огромной степени эмоциональное и образное, синтетически

возникающее) постижение некоторой идеи - эстетической, этической и т.п.» (2022, с. 183). Критерий убедительности интуитивного суждения - внутренняя убежденность, основанная на чувстве удовлетворения исследователя: «В пределах заданных исторических, социальных, национальных условий критерий удовлетворенности <...> при возникновении интуитивного суждения, фактически играет роль убеждающего фактора, служит для познающего субъекта критерием правильности <...> такого суждения» (курсив Е.Л. Фейнберга. - Н.К., Т.К.) (Фейн-берг Е., 2022, с. 97).

Е. Фейнберг считает, что «полное удовлетворение от такого постижения возникает только в том случае, если все учитываемые связи, ассоциации и опосредствования (в том числе и логические) нигде не "зацепились" за противоречие, если все элементы мозаики сошлись. Именно поэтому внутренняя удовлетворенность может стать показателем правильности суждения» (Фейнберг Е., 2022, с. 97-98). Отсутствие противоречий в исследовании также может являться критерием адекватности.

Для подтверждения высказанных положений кратко представим примеры проникновения в музыкальный смысл, основанные на неклассическом интерпретативно-герменевтиче-ском типе рефлексии.

Первым этапом герменевтической рефлексии является предпонимание. Предпонимание связано с предположениями о смысле / смыслах текста, благодаря чему выбирается направление изучения исследуемого. Исследовательский фокус внимания определяется субъективной актуальностью выделенной проблемати-

ки и концентрируется (второй этап) на одном из уровней музыкального текста: фактурно-фоническом, интонационно-драматургическом или структурно-композиционном. Далее (третий этап) изучается явление избранного уровня и исследовательские концепции по данному вопросу.

Герменевтическое переосмысление и расширение музыкального смысла может быть рассмотрено через фокус внимания на структурно-композиционном уровне музыкального текста на примере музыкальной формы Второй баллады Ф. Шопена. Из разнообразных трактовок музыкальной формы баллады выделим точку зрения В.П. Бобровского, который рассматривает форму произведения с точки зрения композиционной модуляции из одной трехчастной формы (ABA1) в другую (BA1B1 + coda), где второй -сокрушительный и сокрушающий -образ побеждает и доминирует. Идея композиционной модуляции в сочетании с фактом посвящения произведения Р. Шуману позволили предложить авторам статьи (см.: (Корнелюк Т., 2017) гипотезу о том, что Вторая баллада Ф. Шопена - это музыкальное предсказание жизни и смерти (исход борьбы с болезнью) Р. Шумана. Предложенная гипотеза переосмысливает и расширяет трактовку баллады Ф. Шопена как программного произведения, связанного с творчеством А. Мицкевича, предлагает идею понимания личности Ф. Шопена как композитора-пророка.

При этом, как справедливо отмечает М. Шинкарева, музыкальная герменевтика имеет двойственную направленность: с одной стороны, она рассматривает музыкальную

структуру как носительницу смысла и музыкального содержания, с другой - изучает источники этого смысла, то есть, те импульсы, которые лежат за пределами музыкальной структуры и наделяют последнюю смыслами (2006, с. 20). Полагаем, что такими импульсами могут быть привлекаемые герменевтической рефлексией межчувственные ассоциации или интермодальные синтезы, лежащие в основе формирования музыкальных образов.

В частности, в синестетическом методе интерпретации музыкальных текстов (Коляденко Н., 2015) значимыми становятся этапы герменевтической рефлексии и процедуры герменевтического круга, переходящего в герменевтическую спираль. Этап предпонимания реализуется посредством установления у композитора, к творчеству которого обращается исследователь, межчувственных связей в мышлении и восприятии (в том числе, цветного слуха). К этому же этапу относится создание синестетической проективной модели творчества композитора.

Далее следуют процедуры понимания как расширения и уточнения смысла концентрическими кругами, в процессе которого части и целое взаимно проясняют друг друга. Герменевтическая спираль понимания открывается созданием «визуальных гештальтов» музыкальной образности, отражающих непроясненное целое; затем происходит переход к уточнению деталей - фиксирование динамического процесса на фактурно-фоническом уровне текста с помощью «музыкального осциллографа» и «таблицы синестетических маркеров музыкального звучания»,

уточняющих его визуальные и кинестетические координаты, и, наконец, - возвращение к целому путем интеграции с целостным, структурным и интонационным анализом. Вместе с тем третья процедура не завершает круг, а становится звеном спирали, поскольку вовлекает в анализ целого единичные детали, уточняющие музыкальный смысл.

Заметим, что указанный вариант герменевтической рефлексии особенно продуктивен в применении к интерпретации творчества композиторов, имеющих склонность к межчувственному ассоциированию (А. Скрябин, К. Дебюсси, Н. Римский-Корсаков, О. Мессиан, Э. Денисов и др. (см.: (Коляден-ко Н., 2015))). В частности, на основе такого подхода создана синестетиче-ская проективная модель творчества К. Дебюсси и выявлено вероятностное присутствие в импрессионистическом звуковом пространстве его прелюдии «Затонувший собор» не программных реалий средневековой легенды, а идеи «длящегося настоящего» А. Бергсона - М. Пруста (Коляденко Н., 2015, с. 61-70).

Таким образом, можно установить, что герменевтическая рефлексия как метод неклассического музыкознания предполагает междисциплинарный характер исследований с опорой на принципы холи-ческого процесса понимания целого как единства его частей и герменевтической спирали. Процедуры герменевтической рефлексии - это понимание-интерпретация и интерпретация-понимание, связанные по принципу дополнительности. Интер-претативный тип рефлексии делает в данном подходе особый акцент на доминанте индивидуально-личност-

ного исследовательского видения адекватных природе неустойчивого и интуитивно-дискурсивных методах, и многомерного музыкального смысла.

ЛИТЕРАТУРА

Аркадьев М.А. Временные структуры Новоевропейской музыки (опыт феноменологического исследования). 2-е изд., испр. М.: Библос, 1992. 168 с.

Барт Р. От произведения к тексту / пер. с фр. С.Н. Зенкина // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С.413-423.

Березовчук Л.Н. Интерпретатор и аналитик: Музыковедческий текст как предмет музыкального историзма // Музыкальная академия. 1993. № 2. С. 138-143.

Бонфельд М.Ш. Музыкальная герменевтика и проблема понимания музыки // Вопросы музыкознания и музыкального образования: Сб. науч. тр. Вып. 1. Вологда: Русь, 2000. С. 31-41.

Коляденко Н.П. Синестетический метод интерпретации музыкальных текстов // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. М.: Нобель-пресс, 2013. С. 259-266.

Коляденко Н.П. Проблемы музыкальной синестетики. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2015. 160 с.

Корнелюк Т. А., Кулиговский И.С. Музыкальное предсказание Ф. Шопена: Размышление о загадках Второй баллады (на материале трудов ученых отечественной музыкальной науки) // Культура и искусство. 2017. № 4. С. 60-71. DOI: 10.7256/24540625.2017.4.18240. URL: https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=18240 (дата обращения: 30.04.2023).

Соболева М.Е. Философская герменевтика: Понятия и позиции. М.: Акад. проспект, 2014. 151 с.

Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. 4-е изд. М.: ДМК Пресс, 2022. 288 с.

Холопов Ю.Н. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки. 1985. Вып. 6. С. 131-151.

Шинкарева М.И. Герменевтические аспекты изучения музыкального произведения // Семантика музыкального языка: Материалы науч. конф. 29-31 марта 2005 г. Вып. 3 / РАМ им. Гнесиных. М., 2006. С. 18-24.

REFERENCES

Arkad'ev, M.A. (1992), Vremennye struktury Novoevropeiskoi muzyki (opyt fenomenologicheskogo issledovaniya) [Temporal Structures of New European Music (Experience of Phenomenological Research)]. 2 ed., Biblos, Moscow, 168 p. (in Russ.)

Bart, R. (1989), "From work to text", Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika [Selected works: semiotics. Poetics], trans. by S. Zenkin, Progress, Moscow, pp. 413-423. (in Russ.)

Berezovchuk, L.N. (1993), "Interpreter and analyst: musicological text as a subject of musical historicism", Muzykal'naya akademiya [Music Academy], no. 2, pp. 138-143. (in Russ.)

Bonfel'd, M.Sh. (2000), "Musical hermeneutics and the problem of understanding music", Voprosy muzykoznaniya i muzy-kal'nogo obrazovaniya: sbornik nauchnykh trudov [Issues of musicology and music education: a collection of scientific papers], vol. 1, Rus', Vologda, pp. 31-41. (in Russ.)

Feinberg, E.L. (2022), Dve kul'tury. Intuitsiya i logika v iskusstve i nauke [Two cultures. Intuition and logic in art and science], 4 ed., DMK Press, Moscow, 288 p. (in Russ.)

Kholopov, Yu. N. (1985), "On the problem of musical analysis", Problemy muzykal'noi nauki [Problems of musical science], vol. 6, pp. 131-151. (in Russ.)

Kolyadenko, N.P. (2013), "Synesthetic method of interpreting musical texts", Iskusstvovedenie v kontekste drugikh nauk v Rossii i za rubezhom: paralleli i vzaimodeistviya [Art history in context of other sciences in Russia and Abroad: parallels and interaction], Nobel'-press, Moscow, pp. 259-266. (in Russ.)

Kolyadenko, N.P. (2015), Problemy muzykal'noi sinestetiki [Problems of musical synesthetics], Novosibirskaya gosu-darstvennaya konservatoriya im. M.I. Glin-ki, Novosibirsk, 160 p. (in Russ.)

Kornelyuk, T.A., Kuligovskii, I.S. (2017), "F. Chopin's musical prediction: Reflection on the mysteries of the Second ballad (based on the works of Russian musical scientists)", Kul'tura i iskusstvo [Culture and art], no. 4, pp. 6071. DOI: 10.7256/2454-0625.2017.4.18240, Available at: https://nbpublish.com/library_

read_article.php?id=18240 (Accessed 30 April 2023). (in Russ.)

Shinkareva, M.I. (2006), "Hermeneutic aspects of studying a musical work", Semantika muzykal'nogo yazyka [Semantics of musical language], vol. 3, RAM im. Gnesinykh, Moscow, pp. 18-24. (in Russ.)

Soboleva, M.E. (2014), Filosofskaya germenevtika: ponyatiya i pozitsii [Philosophical hermeneutics: concepts and positions], Akademicheskii Prospekt, Moscow, 151 p. (in Russ.)

Сведения об авторах

Коляденко Нина Павловна, доктор искусствоведения, кандидат философских наук, профессор Новосибирской государственной консерватории им. M.^ Глинки E-mail: [email protected]

Корнелюк Татьяна Александровна, кандидат искусствоведения, доцент, редактор редакци-онно-издательского отдела Дальневосточного государственного института искусств (Владивосток)

E-mail: [email protected] Authors Information

Nina P. Kolyadenko, D. Sc. (Art Criticism), Cand. Sc. (Philisophy), Professor at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory E-mail: [email protected]

Tatiana A. Kornelyuk, Cand. Sc. (Art Criticism), docent, editor of the editorial and publishing department at Far Eastern State Institute of Arts (Vladivostok) E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 12.G5.2G23 После доработки 11.G8.2G23 Принята к публикации 2G.G8.2G23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 12.G5.2G23 Revised 11.G8.2G23 Accepted for publication 2G.G8.2G23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.