Научная статья на тему 'Германские оккупационные органы на территории СССР: структура и юрисдикция'

Германские оккупационные органы на территории СССР: структура и юрисдикция Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3782
523
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

German occupational bodies on the territory of the USSR: structure and jurisdiction

Th e author off ers detailed structural-functional analysis of the Nazi occupational policies in the territory of the USSR. In the occupied areas the Hitlerites arranged extremely many-tentacled administrative apparatus with the aim to achieve goals set by the Nazi administration. Th ose goals are classifi ed in the article as administrative, economical, provost, and punitive. Anyone reading the article can get a clear understanding about how the occupied territories have been broken down according to an occupational regime (3 zones) and jurisdiction (2 zones). Th e Nazi penal practice scale demanded attachment of police forces in solving punitive tasks. Th e police forces were both completed with Germans and local collaborationists. Th e author has come to a decision that in general the Nazi succeeded in forming the eff ective occupational apparatus which, to a particular moment, allowed accomplishment with rather advantage of repressive-punitive tasks in the occupied territories and economical exploitation of them. However the German Eastern occupational policies has come a buster as a result of the Soviet Army victories as well as successful activities of guerilla movement and underground resistance in territories occupied by the enemy.

Текст научной работы на тему «Германские оккупационные органы на территории СССР: структура и юрисдикция»

Дмитрия жЖукоВ

Германские оккупационные органы на территории СССР: структура и юрисдикция

Входе оккупации европейской части СССР на захваченной территории гитлеровцами был создан чрезвычайно разветвленный административный аппарат с целью решения поставленных нацистским руководством задач. По характеру эти задачи можно классифицировать как:

а) административные;

б) экономические;

в) военно-полицейские;

г) карательные.

Административные задачи предусматривали создание сети военных, полицейских и | гражданских органов для управления окку-ч пированными территориями с целью их пос-§ ледующей колонизации. и Под экономическими задачами подразу-Е мевалось установление на захваченных терри-й ториях режима, который позволял бы обеспе-£: чивать ведение войны за счет использования I промышленного (сельскохозяйственного, ре° месленного, кустарного и проч.) потенциала £ страны. Кроме того, оккупанты планировали Щ воспользоваться сырьевыми ресурсами СССР ! Также осуществлялись мероприятия по выво-!■ зу рабочей силы на территорию Рейха. | В круг военно-полицейских задач входи-1 ло, главным образом, недопущение в тылах = действующей армии развертывания парти-! занской войны и вооруженного сопротивле-| ния. В ходе войны по инициативе представи-| телей вермахта возникла задача привлечения £ в ряды вооруженных сил и вспомогательных 4 формирований «добровольцев» из числа местного населения. ^ Военно-полицейские задачи дополнялись задачами карательными, обусловленными как '§ мировоззренческо-идеологическими предпосылками, так и соображениями военного ха-^ рактера. Сюда следует отнести физическое £ уничтожение некоторых категорий местного !3 населения (в первую очередь, коммунистов и ев-

реев), а также борьбу с партизанами и подпольем, так называемое замирение местности1.

За решение всех этих задач было ответственно значительное число немецких армейских, полицейских и гражданских ведомств и структур, а также коллаборационистские органы и формирования.

По режиму оккупации завоеванные территории подразделялись на три зоны. В первой, так называемой эвакуированной зоне, глубиной 30-50 км, непосредственно примыкавшей к району боевых действий, административный режим был наиболее строгим. Все население отсюда принудительно выселялось в тыл, а в случае любого сопротивления - уничтожалось. Из второй зоны жители не выселялись, но появление вне своих домов было разрешено только в течение нескольких часов в сутки. В третьей зоне был установлен общий режим2.

По юрисдикции оккупированная территория была разделена на зоны «А» и «В». Глубина первой оккупационной зоны составляла около 250-500 км от линии фронта, и управление здесь осуществляли военные власти. Зона «А» подразделялась на три сектора. Восточный сектор представлял собой зону ответственности действующей армии. За центральный сектор отвечал действовавший на дивизионном уровне Армейский тыловой район (Rückwärtiges Armeegebiet), которому подчинялись полевые и гарнизонные комендатуры, охранные батальоны, батальоны охраны тылов и военная полиция. Западный сектор контролировался действовавшим на корпусном уровне Тыловым районом группы армий (Rückwärtiges Heeresgebiet), управлявшими комендатурами и соединениями, охранявшими тылы и тыловые коммуникации3.

В зоне оккупации «В» управление осуществлялось гражданскими властями. В директиве

начальника штаба верховного командования вермахта об установлении оккупационного режима на подлежащей захвату территории СССР (от 13 марта 1941 года) указывалось: «Как только район боевых действий достигнет достаточной глубины, он должен быть ограничен с тыла. На оккупированной территории, находящейся за районом боевых действий, будет организовано собственное политическое управление»4.

Основными военно-административными подразделениями службы поддержания порядка в военной зоне оккупации были комендатуры (Kommandaturen). Организационно они входили в состав тыла резерва Верховного командования сухопутных войск (ОКХ). Существовали главные полевые комендатуры (Oberfeldkommandaturen), полевые комендатуры (Feldkommandaturen) и гарнизонные комендатуры (Ortskommandaturen).

В функции комендатур входило осуществление административного управления на оккупированной территории, борьба с партизанами, назначение старост и бургомистров, организация вспомогательной полиции и гражданских административных учреждений (из числа пособников из местного населения), которые в дальнейшем подчинялись комендатурам и действовали по их указани-ям5. Комендатуры возглавлялись, как правило, старшими офицерами, а в крупных городах - генералами.

Перед началом войны с СССР в вермахте было сформировано 18 комендатур армейских тыловых районов и армейских полевых комендатур, 58 полевых комендатур и 181 гарнизонная комендатура6. На оккупированной территории действовало 5 главных полевых комендатур (392, 394, 396 - в группе армий «Север», 393, 579 - в группе армий «Юг»)7. На 1 октября 1943 года в комендатурах вермахта на советско-германском фронте служило 7 500 солдат и офицеров8. У каждой армии в тылу имелось от 2 до 4 полевых комендатур.

В полевых комендатурах имелись отделы: военный, полиции, сельскохозяйственный, транспортный, регистрации и прописки населения, по делам военнопленных и казначейство. Структура гарнизонной комендатуры включала в себя: отделение по работе и организации (Ia), отделение автотранспорта (Ib), офицерский личный состав (IIa), унтер-офицерский и рядовой личный состав (IIb; это отделение также было ответственно за «еврейский вопрос», надзор за ценами и

выдачу пропусков), судебное отделение (III; также ведало вопросами противовоздушной обороны, квартирами, трофеями и складами), казначейство (IV). При комендатурах был разветвленный аппарат делопроизводителей и переводчиков. Численность личного состава комендатур обычно не превышала нескольких десятков человек9.

В стратегически важных городах могло быть организовано несколько комендатур. Так, с захватом части Сталинграда немецким военным командованием были созданы две комендатуры: «Сталинград-Центр» (Дзержинский и Ерманский районы) и «Сталинград-Царица-Юг» (Ворошиловский район). Спустя некоторое время была создана третья комендатура (в северной части города). Комендантами этих комендатур являлись офицеры полевой жандармерии. Комендатурами были сформированы городские управы, начаты облавы (в первую очередь на коммунистов и евреев) и обыски. 1 октября 1942 года в Сталинград прибыл назначенный комендантом города генерал-майор Леннинг вместе с 30 сотрудниками. По первоначальному плану комендатура Сталинграда должна была иметь до 130 сотрудников, распределенных | по 9 отделам. Однако уже через несколько § дней Леннинг убыл, а оставшуюся в городе § единую временную комендатуру возглавил ^ майор Шпейтель. Его основной задачей была [Г принудительная эвакуация гражданского на- £ селения из города. В конце концов, временная & единая комендатура была вновь разделена на | три комендатуры по районам Сталинграда10. °

Зачастую при комендатурах существовали | подразделения тайной полевой полиции, ох- Щ ранные, полицейские и жандармские части и | подразделения, совместно с которыми прово- = дились акции «замирения территории». Так, | на аппарат комендатур повсеместно возлага- 1 лась задача организации гетто и регистрации | населения. Комендатурами вермахта (иногда 1 совместно со службами полиции безопас- | ности и СД) было сформировано свыше 400 | гетто на Украине, более 200 - в Белоруссии, £ десятки - в Прибалтике, Молдавии и России. 4 Показателен пример попытки создания гетто в Ржеве. С середины октября 1941 года гарни- ^ зонная комендатура !/532 города (комендант ^ полковник Кучера) начала регистрацию евре- '§ ев и создание гетто, однако уже в конце месяца в отчете комендатуры указывалось, что созда- ^ ние гетто оказалось излишним из-за того, что ¡Ц в городе проживает лишь один еврей11. Ь

В июле 1942 года полевая комендатура Брянска приказала начальникам районов, старшинам и старостам провести регистрацию всех жителей по двум спискам. В список «А» включались граждане, проживавшие в данном населенном пункте до 22 июня 1941 года, в список «В» заносились евреи, иностранцы, а также лица, приехавшие в населенный пункт после 22 июня, прибывшие из Красной Армии и состоявшие в коммунистической партии. Евреям было предписано носить на правой руке большую повязку с желтой звездой или кругом, а жителям других национальностей запрещалось приветствовать евреев12.

Оккупационные войска вермахта (как правило, непригодные для боевого использования) были представлены соединениями, частями и подразделениями, подчиненными тыловому командованию: охранными дивизиями (9) и бригадами (4), тайной полевой полицией, полевой жандармерией (15 батальонов), корпусом фельдъегерей (с 1943 года), учебно-полевыми (5) и резервными (18) дивизиями, а также, в ряде случаев, пехотными дивизиями, личный состав которых I был набран из негодных к строевой службе g солдат13. В функции оккупационных войск § входили: комендантская служба, конвоиро-S вание и охрана военнопленных, контроль за [Г передвижениями по дорогам, охрана объек-й тов, проведение карательных акций и т.п. £: Охранная бригада состояла из штаба и I трех пехотных полков двухбатальонного со° става, охранная дивизия - из штаба, комен-| датуры, одного пехотного полка трехбаталь-Щ онного состава, различных подразделений ! снабжения. Иногда охранным дивизиям при-g- давались моторизованные полицейские бата-I льоны или части ландвера (так называемых 1 «земельных стрелков»)14. = 21 июля 1939 года по приказу начальника ! штаба Верховного командования вермахта I генерал-полковника В. Кейтеля была сфор-| мирована Тайная полевая полиция (Geheime £ Feldpolizei, ГФП). Эта военно-полицейская 4 структура вермахта (сухопутных войск и военно-воздушных сил) выполняла надзорные ^ и карательные функции в системе оккупационного аппарата на территориях, подчинен-'§ ных военному командованию (в армейских тыловых районах и тыловых районах групп i армий). Руководил ГФП шеф полевой поли-i ции вермахта (Feldpolizeichef der Wehrmacht), !з военный чиновник в ранге генерал-майора

(все служащие ГФП относились к категории военных чиновников), который находился при штабе ОКВ. По линии сухопутных войск ему подчинялся шеф полевой полиции сухопутных войск (Heeresfeldpolizeichef) - К. Циг-лер15. Личный состав ГФП набирался в основном из сотрудников криминальной полиции («крипо»), а также тайной государственной полиции («гестапо»). На оккупированной территории СССР ГФП находилась в оперативном подчинении органов военной контрразведки, отчитываясь перед управлением «Абвер-Заграница», в состав которого входил реферат «Feldpolizei der Deutsche Wehrmacht» (начальник полковник В. Крихбаум).

Функции ГФП предполагали: выявление «антигосударственной деятельности», борьба с саботажем, шпионажем, уголовными преступлениями в военной среде, отслеживание настроений в войсках, осуществление (совместно с полицией безопасности) контрразведывательных мероприятий, розыск и допрос военнопленных и выявление среди них командиров, большевиков и евреев, контроль за почтовой, телеграфной и телефонной связью гражданского населения. Нередко ГФП выполняла и карательные функции16.

Подразделения ГФП были представлены группами (Geheime Feldpolizei Gruppe), комиссариатами (Komissariate), наружными командами (Aussenkomand) и отделениями. Группы находились при штабах групп армий, армий и полевых комендатурах. Комиссариаты и команды - при корпусах, дивизиях и гарнизонных комендатурах. В одну группу ГФП входило от 80 до 100 сотрудников. Группы ГФП подчинялись абверофицеру отдела 1с штаба соответствующей армии или полевой комендатуры. Подразделения ГФП могли формироваться при соединениях и частях вермахта, в основном охранных дивизиях17.

Полевая жандармерия (Feldgendarmerie) осуществляла полицейские функции в войсках и на оккупированных территориях. В вермахте фельджандармерия была сформирована в ходе мобилизации в августе 1939 года. Ее сотрудниками были преимущественно обладавшие большим опытом бывшие служащие полиции и армейские унтер-офицеры.

Старший по званию офицер фельджан-дармерии находился в непосредственном подчинении генерал-квартирмейстера сухопутных войск. Следующие по уровню командиры состояли при командовании каждой из армий. Это были штаб-офицеры, которые

контролировали все подразделения фель-джандармерии при армии. Каждая полевая армия вермахта располагала батальоном фельджандармерии (находился в подчинении командующего тыловым районом), а каждая дивизия - отрядом. Батальон состоял из группы управления, отделения технической поддержки, трех рот, группы обеспечения18.

К началу войны с СССР в вермахте было 15 батальонов полевой жандармерии. На 1 октября 1943 года в 198 подразделениях полевой жандармерии на советско-германском фронте служило 5 тыс. солдат и офицеров. В задачи фельджандармерии входили контроль и организация дорожного движения, поддержание порядка и дисциплины, конвоирование военнопленных, предотвращение беспорядков, контроль над населением на оккупированных территориях, разоружение гражданского населения, поиск и задержание бежавших военнопленных, проверка документов, патрулирование населенных пунктов, пресечение саботажа, арест дезертиров, борьба с партизанами19.

Подразделения фельджандармерии существовали и в войсках СС (при каждой дивизии была сформирована группа полевой жандармерии, состоявшая из 1 офицера, 4 унтер-офицеров и 36 солдат).

Полевая жандармерия активно использовалась на оккупированных территориях. Подразделения фельджандармерии могли функционировать при полевых комендатурах. К примеру, в состав гарнизонной комендатуры города Ржева входил начальник части полевой жандармерии 531 лейтенант Медров. Ему подчинялись три роты, которые были рассредоточены по району20.

В 1941-1942 годах при продвижении вермахта вглубь советской территории штабы фельджандармерии, прибывающие в оккупированные районы, немедленно приступали к организации из числа пособников из местного населения так называемых Местных боевых отрядов (Einwohner Kampf Abteilung, ЕКА), задачей которых являлись: вооруженная борьба с партизанами, осуществление репрессивных мер по отношению к населению, охрана объектов и коммуникаций, содействие в проведении карательных мероприятий оккупантов. В дальнейшем ЕКА находились в непосредственном подчинении фельджандармерии21.

Показательна практика, согласно которой каждому фельджандарму выдавалась вторая,

фальшивая солдатская книжка. Ее и следовало предъявлять в случае пленения (а подлинные документы предписывалось уничтожать)22.

В ноябре 1943 года в вермахте был создан корпус фельдъегерей ^е1ф'а§егкогр8), отчасти дублировавший функции полевой жандармерии. Существовало три фельдъегерских командования, два из которых (I и II) использовались на оккупированной территории СССР. В задачи фельдъегерей входило поддержание порядка и дисциплины, пресечение паники, действия в качестве «заградительной сети», участие в разного рода карательных акциях23.

Хотя к выполнению карательных задач в той или иной мере привлекались все вышеупомянутые органы, структуры и формирования, основная нагрузка по уничтожению определенных групп населения на оккупированной территории, а также полицейская охрана занятых областей ложились на ведомство Гиммлера. Еще накануне войны с Советским Союзом Гитлер провел ряд совещаний с участием высших представителей вермахта и СС, войсковые формирования которых во время войны находились в оперативном подчинении ОКВ. Распределению | карательных функций были посвящены меж- § ведомственные совещания представителей § вермахта и СС, результаты которых нашли ^ отражение в директивах к плану «Барбарос- [Г са» от 13 марта 1941 года, где указывалось, £ что выполнение «специальных задач» в райо- & не боевых действий ложится на рейхсфюрера | СС. 26 марта 1941 года шеф Главного управле- ° ния имперской безопасности Рейнхард Гейд- | рих и генерал-квартирмейстер ОКХ генерал- Щ майор Эдуард Вагнер заключили соглашение | о разграничении полномочий между армией = и оперативными группами полиции безопас- | ности и СД. При этом вермахт должен был 1 предоставлять эсэсовским айнзатцкомандам | материально-техническое обеспечение. Это 1 соглашение было подтверждено приказом | главнокомандующего сухопутными войска- | ми генерала Вальтера фон Браухича от 28 ап- £ реля 1941 года, посвященным различным ас- 4 пектам взаимодействия зондеркоманд СС и командования тыловых районов вермахта24. ^

В мае-июне 1941 года для действий на ^ оккупированной территории СССР было '§ создано четыре айнзатцгруппы (А, В, С и D). Помимо этого, в 1941 году в Западной Бело- ^ руссии действовала айнзатцгруппа особого ¡Ц назначения. Личный состав айнзатцгруппы Ь

насчитывал от 550 до 1 200 человек. Айнзатц-группы подразделялись на айнзатцкоманды (130-160 человек) и зондеркоманды (70-82 человека)25.

Масштаб карательной практики потребовал привлечения к решению этих задач полицейских формирований, укомплектованных как германскими сотрудниками, так и местными коллаборационистами. Так, высшему командованию СС и полиции подчинялись полицейские батальоны (к 1943 году были развернуты в 38 полков). После вторжения в СССР 11 полицейских батальонов (общей численностью в 5 500 человек) было распределено по различным регионам оккупированной территории (где они перешли в подчинение высшим фюрерам СС и полиции).

Формирования вспомогательной полиции к 1943 году насчитывали в своих рядах 330 тыс. коллаборационистов. К карательным акциям в основном привлекались подразделения «вспомогательной службы полиции порядка» (Schutzmannschaten), в которых проходили службу 48 тыс. человек26.

Основным координирующим органом в «гражданской» зоне оккупации (или в зоне ок-I купации «В») являлось Министерство по де-§ лам оккупированных восточных территорий § (Reichsministerium für die besetzten Ostgebiete, S кратко именовалось также Восточным ми-Е нистерством), созданное на основании при-й каза Гитлера «О гражданском управлении в £: оккупированных восточных областях» от 17 I июля 1941 года. В приказе оговаривалась, что ° «по прекращении военных действий во вновь S захваченных восточных областях управление Щ этими областями переходит от военной адми-! нистрации к гражданским властям», с целью g- «восстановления общественного порядка, I общественной жизни... и их поддержания». 1 Приказ устанавливал, что «подчиненные им-= перскому министру по делам оккупирован! ных восточных территорий вновь оккупиро-I ванные области подразделяются на имперские | комиссариаты; они в свою очередь подразде-£ ляются на генеральные округа, и эти послед-4 ние - на районы. Несколько районов могут

быть объединены в главные округа»27. ^ Во главе Восточного министерства находился рейхсляйтер НСДАП Альфред Ро-'§ зенберг, а его заместителем и постоянным представителем на оккупированной террито-i рии являлся Альфред Мейер. Центральный i аппарат ведомства располагался в Берлине, !з сначала в бывшей резиденции югославского

посланника (Раухштрассе, 17-18), а с 1942 года - в бывшем здании советского посольства (Унтер ден Линден, 63). Структурно министерство состояло из политического, административного и экономического главных управлений и отдела Z (центральное управление)28. Для укомплектования штата министерства было откомандировано 144 фюрера штурмовых отрядов (СА), 711 чиновников Министерства внутренних дел и представителей имперского трудового фронта29.

На подведомственных Восточному министерству оккупированных территориях изначально предполагалось организовать пять имперских комиссариатов. Фактически были созданы только имперские комиссариаты «Остланд» и «Украина», которые начали работу с сентября 1941 года.

Имперский рейхскомиссариат «Остланд» (Reichskommissariat Ostland) во главе с Генрихом Лозе и с центром в Риге включал в себя территорию Белоруссии, республик Прибалтики и частично РСФСР (главный район «Смоленск» с окружными областями «Смоленск», «Невель», «Велиж», «Ярцево», «Рославль», «Жуковка»). В состав комиссариата вошли генеральные округа «Белоруссия» (генеральный комиссар Вильгельм Кубе, затем - Курт фон Готтберг), «Литва» (Адриан фон Рентельн), «Латвия» (Отто Дрекслер), «Эстония» (Карл Лицман).

Имперский комиссариат «Украина» (Reichskommissariat Ukraina) во главе с Эрихом Кохом и с центром в Ровно подразделялся на волыно-подольский (генеральный комиссар - Генрих Шоне), николаевский (Эвальд Опперман), житомирский (Курт Клемм), киевский (Иозеф Квитцрау), днепропетровский (Николаус Зельцнер) и таврический (Альфред Фрауенфельдт) генеральные округа. Помимо этого, предполагалось создать еще семь генеральных округов (Чернигов, Харьков, Донецк, Воронеж, Ростов, Царицын, Саратов)30.

Аппараты имперских комиссариатов «Кавказ» и «Москва» (во главе с А. Шикедан-цем и З. Каше, соответственно) хотя и были сформированы, но к работе приступили только некоторые административные органы на Кавказе и в центральных районах РСФСР. Аппарат имперского комиссариата «Туркестан» сформирован не был31.

В отдаленной перспективе, согласно инструкции об особых областях к директиве № 21 (план «Барбаросса») от 13 марта 1941 года, планировалось создать на оккупированной совет-

ской территории «отдельные государства с самостоятельными правительствами»32. Данная формулировка, по всей видимости, появилась в указанном документе по итогам «опыта» оккупации Польши и, в частности, предложений Расово-политического управления НСДАП. Его руководитель, профессор Вальтер Гросс, еще в ноябре 1940 года направил в СС секретный документ, посвященный тому, как следует обращаться с коренным населением Генерал-губернаторства (бывшей Польши). Гросс писал: «При обращении с лицами ненемецкой национальности на Востоке мы должны проводить политику, заключающуюся в том, чтобы как можно больше выделять отдельные народности... Мы заинтересованы в том, чтобы раздробить эти народности на бесчисленное количество мелких групп. Выходцев из таких народностей. мы будем, разумеется, использовать в качестве служащих полиции и бургомистров. Главами у таких народностей могут быть только бургомистры и представители местных полицейских властей.»33.

Как известно, в ходе войны оккупантами действительно был создан целый ряд псевдогосударственных марионеточных образований. Наибольшую известность получили органы «самоуправления» на территориях Литвы («государственный совет»), Латвии («генеральный директорат») и Эстонии («государственный директорат»). Однако подобные эксперименты, хотя и в гораздо меньшем масштабе, имели место и на оккупированных территориях других советских республик, в том числе на территории РСФСР34.

Функции министерства Розенберга дублировались многочисленными органами, подчиненными различным ведомствам и структурам Германии. В упомянутом выше указе Гитлера, в частности, отмечалось, что «обеспечение нормального функционирования предприятий, транспорта и почты вменяется в обязанность ответственным за это высшим имперским властям»35.

Выполнение экономических задач было возложено преимущественно на подведомственный уполномоченному по четырехлетнему плану Герману Герингу «Экономический штаб Ост» (также именовался «Штабом Ольденбург»). Основные документы, регламентирующие его деятельность, были представлены в так называемой Зеленой папке, составленной к 23 мая 1941 года и 1 июня высланной в различные инстанции, связанные с проведением оккупационной политики36.

Во главе «Штаба Ольденбург» был поставлен генерал-лейтенант Шуберт, которому на местах были подчинены 5 хозяйственных инспекций, 23 хозяйственный команды и 12 филиалов, дислоцировавшихся в пределах действия хозяйственных команд. Работа этих учреждений происходила в тыловых районах сухопутных войск. В районе действия каждой группы армий при начальнике тыла группы армий существовала хозяйственная инспекция, в задачи которой входило экономическое использование оккупированной территории37.

Подводя итог, можно отметить, что нацистам удалось сформировать в целом эффективный оккупационный аппарат, который позволил до определенного момента довольно успешно решать на захваченной территории репрессивно-карательные задачи и экономически эксплуатировать оккупированные районы. Однако, в конечном итоге, восточная оккупационная политика Германии потерпела крах в результате побед советской армии на театре боевых действий и успешных действий партизанского движения и подполья на оккупированной врагом территории.

1 Оккупационные органы стран-сателлитов Германии в данном материале не рассматриваются. Подробно не освещается также деятельность коллаборационистских административных органов.

2 ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 43. Д. 53. Копия.

3 Мюллер-Гиллебранд Б. Сухопутная армия Германии. 1933-1945. М., 2002. С. 261-262 .

4 Цит. по: Преступные цели - преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941-1944 гг.). М., 1968. С. 56-58; Холокост на территории СССР: Энциклопедия. М., 2009. С. 143-144.

5

ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 43. Д. 53. Копия.

6 Мюллер-Гиллебранд Б. Указ. соч. С. 564.

7 Tomas N. The German Army 1939-1945. Eastern Front 1941-1943. Oxford, 1999. Р. 17, 61.

8 Мюллер-Гиллебранд Б. Указ. соч. С. 662.

9 Архив УФСБ РФ по Орловской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 30. Л. 251-269.

10 Сталинградская эпопея: Материалы НКВД СССР и военной цензуры из Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. С. 417-420.

11 Федоров Е. Правда о военном Ржеве. Ржев, 1995. С. 15-16.

а у

12 ГАБО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 3. Л. 35.

13 Мюллер-Гиллебранд Б. Указ. соч. С. 343-344.

14 Хессе Э. Немецкие мероприятия по охране страны и войск // Антипартизанская война в 1941-1945 гг. М.-Минск, 2005. С. 45-46.

15 Williamson G. German military police units 1939-1945. Oxford, 1989. P. 16-18.

16 Киселев В.И. Службы безопасности Рейха 19391945. Артемовск, 2002. С. 8-9.

17 Залесский К.А. Вермахт. Сухопутные войска и верховное командование. М., 2005. С. 402-403. Williamson G. Op. cit. P. 6-7. Мюллер-Гиллебранд Б. Указ. соч. С. 606, 662. Федоров Е. Указ. соч. С. 16.

От ЧК до ФСБ. Документы и материалы по истории органов госбезопасности Тверского края 1918-1998. Тверь, 1998. С. 279.

22 Williamson G. Op. cit. Р. 8.

23 Ibid. P. 13, 15.

24 Холокост на территории СССР... С. 145.

25 Там же. С. 13.

26 Дробязко С.И. Под знаменами врага. Антисоветские формирования в составе германских вооруженных сил. 1941-1945. М., 2004. С. 236-270.

27 Преступные цели - преступные средства... С. 56-57

28 Dallin A. German Rule in Russia 1941-1945. London, 1953. P. 283.

«Vierteljahreshelfte für Zeitgeshichte». 3 H. 1958. S. 283. Dallin A. Op. cit. P. 283; Залесский К.А. Кто есть кто во Второй мировой войне. Германия и союзники. М., 2010. С. 444-445.

«Совершенно секретно! Только для командования!» Стратегия фашистской Германии в войне против СССР. Документы и материалы. М., 1967. С. 99. Преступные цели - преступные средства... С. 23-24. Цит. по: СС в действии. Документы о преступлениях СС. М., 1969. С. 503.

Имеется в виду организация так называемых административных округов, административная власть в которых, с некоторыми оговорками, предоставлялась органам местного самоуправления. Самым известным, однако отнюдь не уникальным, образованием подобного рода является Локотский административный округ, созданный 19 июля 1942 года германскими военными властями. Утверждения некоторых публицистов о том, что этот округ носил характер «русского государственного образования», следует признать спекуляцией. Преступные цели - преступные средства. С. 58. См.: Загорулько М.М., Юденков А.Ф. Крах плана «Ольденбург» (о срыве экономических планов фашистской Германии на оккупированной территории СССР). М., 1974.

Преступные цели - преступные средства. С. 28-30.

а у

Ï5

31

34

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.