Научная статья на тему 'ГЕРМАНО-ФРАНЦУЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ ПОСЛЕ BREXIT'

ГЕРМАНО-ФРАНЦУЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ ПОСЛЕ BREXIT Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
257
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BREXIT / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ФРАНКО-ГЕРМАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аксеничев Александр Олегович

После Второй мировой войны баланс сил между Великобританией, Францией и Германией представлял собой основу европейской стабильности. Присоединение Великобритании к Европейскому экономическому сообществу, а затем Европейскому союзу внесло эту стабильность в институциональную структуру ЕС. Выход Великобритании из Евросоюза в 2020 г. привел к определенному политическому и финансовому вакууму в организации. Соответственно, актуальность темы исследования определяется сложностью выбора пути дальнейшего развития Евросоюза, с учетом возможной ведущей роли Франции, Германии или франко-германского союза. Цель статьи - анализ возможных сценариев политического и экономического будущего ЕС, а также взаимоотношений ФРГ и Франции в изменившемся составе Евросоюза. Задачи статьи - рассмотреть конкретные пути развития ЕС при возможном лидерстве Франции, Германии или германо-французского тандема. Новизна исследования определяется вопросом, который беспокоит на современном этапе страны - члены ЕС: какая страна или сообщество стран будут лидировать и определять развитие Союза в будущем? Существует точка зрения, что выход Великобритании из Европейского союза приведет к увеличению разногласий между ФРГ и Францией. По итогам исследования предполагается, что выход Великобритании из ЕС серьезно нарушает соотношение сил между странами - членами организации, и вопрос о лидерстве на данный момент остается открытым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMAN-FRENCH RELATIONS IN THE EUROPEAN UNION AFTER BREXIT

After the Second World War, the balance of power between Great Britain, France and Germany represented the basis of European stability. The UK's accession to the European Communities (EEC and EU) has brought this stability to the institutional structure of the EU. The UK's exit from the EU in 2020 led to a certain political and financial vacuum in the organization. Thus, the relevance of the research topic is determined by the complexity of choosing the path of further development of the European Union, taking into account the possible leading role of France, Germany, or the Franco-German Union. The purpose of the article is to analyze possible scenarios of the political and economic future of the EU, as well as the relationship between Germany and France in the changed composition of the European Union. The goals of the article are to consider specific ways of developing the EU with the possible leadership of France, Germany, or the German-French tandem. The novelty of the study is determined by the question that worries the EU member states at the present stage - which country or community of countries will lead and determine the development of the Union in the future? There is a point of view that the UK's exit from the EU will lead to an increase in disagreements between Germany and France. According to the results of the study, it is assumed that the UK's exit from the EU seriously violates the balance of power between the member countries of the organization, and the question of leadership remains open at the moment.

Текст научной работы на тему «ГЕРМАНО-ФРАНЦУЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ ПОСЛЕ BREXIT»

Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития

DOI: 10.31862/2500-2988-2022-13-3-102-117

А.О. Аксеничев

Дипломатическая академии МИД России, 119021 г. Москва, Российская Федерация

Германо-французские отношения в Европейском союзе после Brexit

После Второй мировой войны баланс сил между Великобританией, Францией и Германией представлял собой основу европейской стабильности. Присоединение Великобритании к Европейскому экономическому сообществу, а затем Европейскому союзу внесло эту стабильность в институциональную структуру ЕС. Выход Великобритании из Евросоюза в 2020 г. привел к определенному политическому и финансовому вакууму в организации. Соответственно, актуальность темы исследования определяется сложностью выбора пути дальнейшего развития Евросоюза, с учетом возможной ведущей роли Франции, Германии или франко-германского союза. Цель статьи - анализ возможных сценариев политического и экономического будущего ЕС, а также взаимоотношений ФРГ и Франции в изменившемся составе Евросоюза. Задачи статьи - рассмотреть конкретные пути развития ЕС при возможном лидерстве Франции, Германии или германо-французского тандема. Новизна исследования определяется вопросом, который беспокоит на современном этапе страны - члены ЕС: какая страна или сообщество стран будут лидировать и определять развитие Союза в будущем? Существует точка зрения, что выход Великобритании из Европейского союза приведет к увеличению разногласий между ФРГ и Францией. По итогам исследования предполагается, что выход Великобритании

© Аксеничев А.О., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License Q

The content is Licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License fea^H^^I

из ЕС серьезно нарушает соотношение сил между странами - членами организации, и вопрос о лидерстве на данный момент остается открытым. Ключевые слова: Вгех^, Европейский Союз, европейская интеграция, франко-германское партнерство

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Аксеничев А.О. Германо-французские отношения в Европейском союзе после Вгех^ // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2022. Т. 13. № 3. С. 102-117. DOI: 10.31862/2500-2988-2022-133-102-117

DOI: 10.31862/2500-2988-2022-13-3-102-117 A.O. Aksenichev

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, 119021, Russian Federation

After the Second World War, the balance of power between Great Britain, France and Germany represented the basis of European stability. The UK's accession to the European Communities (EEC and EU) has brought this stability to the institutional structure of the EU. The UK's exit from the EU in 2020 led to a certain political and financial vacuum in the organization. Thus, the relevance of the research topic is determined by the complexity of choosing the path of further development of the European Union, taking into account the possible leading role of France, Germany, or the Franco-German Union. The purpose of the article is to analyze possible scenarios | of the political and economic future of the EU, as well as the relationship between Germany and France in the changed composition of the European Union. The goals of the article are to consider specific ways of developing ^ | the EU with the possible leadership of France, Germany, or the German- § o >x

O Q ^

French tandem. The novelty of the study is determined by the question ? ™ j that worries the EU member states at the present stage - which country £ or community of countries will lead and determine the development ° ® i of the Union in the future? There is a point of view that the UK's exit from

German-French relations

in the European Union after Brexit

the EU will lead to an increase in disagreements between Germany and France. According to the results of the study, it is assumed that the UK's exit from the EU seriously violates the balance of power between the member countries of the organization, and the question of leadership remains open at the moment.

Key words: Brexit, European Union, European integration, Franco-German partnership

FOR CITATION: Aksenichev A.O. German-French relations in the European Union after Brexit. Locus: People, Society, Culture, Meanings. 2022. Vol. 13. No. 3. Pp. 102-117. (In Rus.) DOI: 10.31862/2500-2988-2022-13-3-102-117

Введение

В 1950-е гг. несколько европейских стран приняли участие в создании экономической структуры, которая впоследствии получила название Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В 1973 г. Великобритания присоединилась к этому сообществу. Вплоть до конца второго десятилетия XXI в. Великобритания выполняла все политические, финансовые и экономические требования ЕЭС, а впоследствии и Европейского союза (ЕС).

31 января 2020 г. Великобритания вышла из состава ЕС. Этот шаг, подкрепленный референдумом по Вгехк, стал определенной вехой в истории этой организации. Выход Великобритании вызвал серьезные опасения за будущее ЕС. Формирование «все более тесного союза» расценивалось как основа интеграционного процесса с момента создания ЕЭС в 1957 г.1 Вгехк вызвал дискуссии о возможности дифференцированной интеграции внутри Союза. В принципе, под ней подразумевается институциональный ответ на растущую неоднородность предпочтений государств-членов [10, р. 690]. Более того, признается, что уровни социально-экономического развития стран в ЕС неоднородны2. Поскольку каждое из этих государств следует политике, которая максимизирует общее благосостояние, и эта политика не может быть согласованной3.

1 The Treaty of Rome, 25 March 1957. European Parliament. URL: https://www.europarl.

[3- * europa.eu/about-parliament/en/in-the-past/the-parliament-and-the-treaties/treaty-of-rome (date

¡u i of access: 07.03.2022).

g Ojx 2 Majone G. Rethinking European Integration after the Debt Crisis. UCL European Institute.

ro x June 2012. P. 6. URL: https://www.ucl.ac.uk/drupal/site_european-institute/sites/european-

i- & 3 institute/files/working-paper-debt-crisis.pdf (date of access: 07.03.2022).

* § 3 Majone G. Rethinking European Integration after the Debt Crisis. UCL European Institute.

C Z o June 2012. P. 8-9. URL: https://www.ucl.ac.uk/drupal/site_european-institute/sites/european-

institute/files/working-paper-debt-crisis.pdf (date of access: 07.03.2022).

Выход Великобритании из ЕС является важным уроком и затрагивает границы универсального подхода к интеграции. Поэтому Вгехк представляет интерес для концепции дифференцированной интеграции и его вероятным последствиям для всего Евросоюза.

Лозунг ЕС «еще более тесный союз» подвергся серьезному удару в результате Вгехк4. Он привел к снижению численности стран - участниц Европейского союза, подверг кризису стабильность организации и поставил под сомнение тезис о том, что «совместная работа делает европейцев сильнее»5. Некоторые эксперты даже предполагали, что британцы рассматривали ЕС как тонущий корабль, который необходимо было покинуть6. Ряд политиков до сих пор считает, что Великобритания потеряла влияние в еврозоне и поставила под удар существующую приверженность ЕС фискальной ответственности, свободной торговле и расширению, т.е. те вопросы, которые традиционно поддерживались Великобританией [1, р. 118].

Общеизвестен факт, что в ЕС с самого начала его существования началось соперничество государств-членов. В частности, конфликт между Францией и Германией в отношении экономической политики присутствовал уже в 1980-х гг. Одним из спорных вопросов стал способ введения единой валюты7. С точки зрения французского правительства, валютная интеграция должна была пройти незамедлительно, а представители Германии настаивали на том, что она достигается только тогда, когда экономическое сближение участников находится на схожем уровне. Однако в конце 1980-х гг. Париж поддержал систему т.н. «экономического управления» [5, р. 387]. Германия же, в свою очередь, выступала за независимость Европейского центрального банка без политического вмешательства [Там же, р. 390].

До выхода Великобритании из ЕС противоречия между Францией и Германией уравновешивались позицией Великобритании. Франция долгое время отклоняла заявки Великобритании на членство в ЕЭС.

4 Walt S.M. Europe's Post-Brexit Future is Looking Scary. Foreign Policy. 6 February 2020. URL: https://foreignpolicy.com/2020/02/06/europes-post-brexit-future-is-looking-scary/ (date ^ of access: 07.03.2022). a

5 Ahmari S. Two losses for trans-Atlantic twits: Brexit finally happens, impeachment collapses. New York Post. 30 January 2020. URL: https://nypost.com/2020/01/30/two-losses-for- g- ^ transatlantic-twits-brexit-finally-happens-impeachment- collapses/ (date of access: 07.03.2022). ¡u i

6 Balfour R. The European Union after Brexit: Reform or shrivel. Encompass. February g gjx 2020. URL: https://encompass-europe.com/comment/the-european-union-after-brexit-reform- ro x or-shrivel (date of access: 07.03.2022). fE ^ g

7 One Currency for One Europe: The road to the Euro. European Commission. URL: https:// ^ * § ec.europa.eu/economy_finance/publications/pages/publication6730_en.pdf (date of access: c z o 07.03.2022).

I _

ISSN 2500-2988 LOCUS: People, Society, Culture, Meanings. 2022. Vol. 13. No. 3

Например, такие заявки были отклонены в 1963 и 1967 гг.8 Однако, когда в конце 1960-х гг. ФРГ находилась на пике экономического подъема и проводила активную восточную политику, европейский баланс сил стал смещаться в сторону этой страны. В этот сложный момент Франция изменила свою позицию и приняла вступление Великобритании в ЕЭС для создания противовеса ФРГ.

Выход Великобритании из ЕС фактически положил начало неопределенности по поводу будущего всего Союза, поскольку борьба за лидерство в ЕС между Германией и Францией становится все более очевидной. Соответственно, выход Великобритании повлек за собой изменение баланса сил в ЕС и заставил задуматься о лидерах Союза в будущем.

На данный момент просматриваются три вероятных сценария возможного лидерства в ЕС: французское лидерство, немецкое лидерство и франко-германское партнерство.

Последствия Brexit для стратегии и политики Европейского Союза

Как сказано выше, Великобритания играла серьезную роль в формировании внешней политики и политики безопасности ЕС, уравновешивая Францию и Германию. Внешнеполитическое сотрудничество стало действительно эффективным только после присоединения Великобритании9. Долгое время государства ЕС рассматривали НАТО как свою общую оборонную организацию10 и не имели собственной оборонной организации как таковой. Начало европейскому оборонному проекту было положено англо-французским саммитом в Сен-Мало в декабре 1988 г. На этом саммите премьер-министр Великобритании Тони Блэр и президент Франции Жак Ширак договорились о шагах по повышению оборонного потенциала ЕС, и «процесс Сен-Мало» считается важнейшим шагом на пути к европейской политике безопасности и обороны (ЕПБО), а также общей политики безопасности и обороны (ОПБО) ЕС.

Похожая инициатива была реализована в рамках франко-британско-f го сотрудничества по ОБПО на саммите в Ле-Туке в 2003 г. Франция

^ и Великобритания попросили европейские правительства об увеличе-

§_ х нии государственных расходов на оборону для того, чтобы все государей í ства - члены ЕС были оснащены практически одинаково. Также Париж

■jos -

ira ü 8 The EEC and Britain's late entry. The National Archives. URL: https://www.nationalarchives.

¡E >■ g gov.uk/cabinetpapers/themes/eec-britains-late-entry.htm (date of access: 07.03.2022). ¡I ° 9 Common Foreign and Security Policy. EUR-Lex. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-

£ £ ¡5 content/EN/TXT/HTML/?uri=LEGISSUM:a19000&from=DE (date of access: 07.03.2022). 10 Там же.

и Лондон призвали к созданию нового оборонного агентства ЕС, чтобы поощрить государства-члены к укреплению их военного потенциала. В том же 2003 г. Великобритания выступила с серьезной инициативой «структурированного сотрудничества», имея в виду коалицию развитых в военном отношении стран как краеугольного принципа оборонной политики ЕС11.

На берлинском саммите 2003 г. представители Франции, Великобритании и Германии согласились с тем, что «Европейский Союз должен быть наделен совместным потенциалом для планирования и проведения операций, не прибегая к ресурсам и возможностям НАТО»12. Этот саммит укрепил сотрудничество «большой тройки», тем самым упрочив оборонную политику ЕС. Лидеры Франции и Германии понимали, что любые инициативы в области обороны не имеют смысла без участия Великобритании13.

Следовательно, выход Великобритании из Евросоюза оказал влияние на европейскую внешнюю политику, т.к. ЕС потерял крупного актора в плане глобальной безопасности. Хотя вклад Великобритании в ОПБО был небольшой, страна имела всего 2,3% персонала, задействованного в миссиях ЕС14, но Великобритания обладала «полным спектром» военного потенциала, и в настоящее время расходует 2% своего ВВП на оборону15. Следовательно, Brexit привел к снижению безопасности и обороноспособности Европы, не говоря уже о том, что Великобритания оказывала огромную финансовую поддержку миссиям ЕС. Например, в отчете Комитета ЕС в феврале 2016 г. отмечалось, что Лондон выделил почти 16% бюджета общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) на гражданские миссии16. Великобритания поставляла персонал для миссий ЕС. В некоторые годы она обеспечивала 4,19% от общего числа сотрудников миссий из государств -

11 O'Donnell C.-M. Britain and France should not give up on EU defence co-operation. Center for European Reform: Policy Brief. URL: https://www.cer.eu/sites/default/files/publications/ attachments/pdf/2011/pb_csdp_24oct11-3907.pdf (date of access: 07.03.2022).

12 Mahony H. EU governments to tackle defence issues. EU Observer. URL: https:// euobserver.com/news/13052 (date of access: 07.03.2022). Ц

13 Там же. ш

14 Brexit: Common Security and Defence Policy Missions and Operations. House of Lords ^ European Union Committee. 18 May 2018. URL: https://publications.parliament.uk/pa/ * ld201719/ldselect/ldeucom/132/132.pdf (date of access: 07.03.2022). ш x

15 UK-EU Future Relationship: Defence and security cooperation. Institute for Government. g gjx 25 February 2020. URL: https://www.instituteforgovernment.org.uk/explainers/future- го x relationship-defence-security-cooperation (date of access: 07.03.2022). fE g

16 House of Lords European Union Committee. Europe in the World: Towards a More ^ л § Effective EU Foreign and Security Strategy. HL 97, Eight Report of Session 2015-16. с z о 16 February 2016. Appendix 5. Table 2. Pp. 81-84.

I _

ISSN 2500-2988 LOCUS: People, Society, Culture, Meanings. 2022. Vol. 13. No. 3

членов ЕС [9, р. 434]. Она же принимала участие в расходах, обеспечении поставок оборудования и предоставлении экспертов для миссий и операций ЕС. Таким образом, выход Великобритании из Евросоюза ослабил миссии организации.

Великобритания вносила огромный вклад в бюджет Европейского союза. Экономика страны мощнее, чем у 18 стран - членов ЕС, вместе взятых17. Поэтому уход Великобритании сильно влияет на экономику ЕС, и Союз ежегодно недополучает финансы в размере 75 млрд евро18.

Достаточно сложным выход Великобритании из ЕС оказался для отношений не только между государствами - членами еврозоны, но и за ее пределами. Многие государства - члены ЕС, не входящие в еврозону, потеряли ключевого партнера по коалиции и могут оказаться в более низком статусе в процессе глубокой интеграции [6, р. 1185]. Такие государства, как Польша, Швеция и Дания, станут более уязвимыми.

Статья 2 Договора о ЕС гласит, что Союз создан на основе фундаментальных ценностей демократии, верховенства закона и прав чело-века19. ЕС стремится ликвидировать бедность в развивающихся странах в сфере официальной помощи в целях развития (ОПР) и обеспечить демократию, верховенство закона и права человека не только в странах-членах, но и в развивающихся странах в соответствии с «Европейским консенсусом по развитию»20.

Великобритания выделяла огромные материальные средства для ОПР. В результате выхода Великобритании бюджет ОПР потерял практически 13%, или 1 млрд евро21. Более того, Великобритания являлась самым значимым исполнителем своих обязательств по ОПР (0,7%)22.

17 For the EU's economy, Brexit is like the EU28 becoming the EU10. Facts4EU. URL: https://facts4eu.org/news/2019_apr_eu28_to_eu10 (date of access: 07.03.2022).

18 Boffey D. EU summit collapses as leaders struggle to fill € 75 bn Brexit hole. The Guardian. 21 February 2020. URL: https://www.theguardian.com/world/2020/feb/21/eu-leaders-at-odds-over-filling-brexit-shortfall (date of access: 07.03.2022).

19 Treaty on European Union. EUR-Lex. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=celex%3A12016M002 (date of access: 07.03.2022).

20 The New European Consensus on Development: Our World, Our Dignity, Our Future. European Commission. URL: https://ec.europa.eu/international-partnerships/system/files/ european-consensus-on-development-final-20170626_en.pdf (date of access: 07.03.2022).

21 Mitchell I., Anderson M. Beyond Brexit: How will EU Overseas Development Assistance Be Affected? Center for Global Development, 28 October 2016. URL: https://www.cgdev.org/ blog/beyond-brexithow-will-eu-overseas-development-assistance-be-affected (date of access: 07.03.2022).

22 Possible impacts of Brexit on EU development and humanitarian policies. European Parliament, April 2017. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2017/ 578042/EXPO_STU(2017)578042_EN.pdf (date of access: 07.03.2022).

ю

о Q- X

Ol

X

et

fi OS S Го I

lüg О Ф i 1= Z О

Все это значительный шаг назад в развитии торговли, соблюдении прав человека и оказании гуманитарной помощи в международных целях, установленных 50 лет назад и регулярно возобновляемых ООН. Британские эксперты больше не консультируют чиновников Союза23. Вгехк может ускорить ослабление европейского влияния в ООН24. В результате ухода Великобритании Франция осталась единственным членом ЕС, имеющим постоянное место в Совете Безопасности ООН. Великобритания занимала ключевое место в Совете по правам человека и установила гораздо более тесные отношения с неевропейскими государствами по сравнению с другими членами ЕС. В этой связи влияние Европейского союза в системе ООН и других организациях уменьшилось после Вгехк25.

Что касается процесса расширения, который считается важным источником «мягкой силы» ЕС [7, р. 68], то Вгехк нанес ему определенный ущерб, и это может заставить евроскептически настроенные государства-члены крайне неохотно принимать новые страны в ЕС26.

Среди западных исследователей существует опасение, что выход Великобритании из ЕС заставит другие страны задуматься о «цене» членства в Союзе. Проблема беженцев увеличила евроскептицизм внутри Евросоюза, и партии, пропагандирующие этот взгляд, становятся все более популярными во Франции, Нидерландах и Германии. Доброжелательное отношение правительств и населения к беженцам из Украины, наблюдаемое на данном этапе, пока не оказывает заметного влияния на т.н. евроскептицизм.

Вгехк изменил баланс сил в ЕС. В центре внимания оказались Франция и Германия, которые и играют на современном этапе ключевую роль. Соответственно, важно понимать, какими могут быть сценарии французского и немецкого лидерства в Европе после Вгехк.

23 Suess J. Policy Brief: The UK's Policy Towards Africa post-Brexit. Policy Center for the New South, May 2019. URL: https://www.policycenter.ma/sites/default/files/PCNS-PB1719.pdf (date of access: 07.03.2022).

24 Possible impacts of Brexit on EU development and humanitarian policies. European Parliament. URL: https://www.europarl.europa.eu/thinktank/en/document/EXPO_ ^ STU(2017)578042 (date of access: 07.03.2022). ^

25 Gowan R. Separation anxiety: European influence at the UN after Brexit. European ^ Council on Foreign Relations, 8 May 2018. URL: https://ecfr.eu/publication/separation_anxiety_ ^ european_influence_at_the_un_after_brexit/ (date of access: 07.03.2022). g <0;|

26 Henley J. Would Brexit trigger a domino effect in Europe? The Guardian. 10 June ¥ ™ J 2016. URL: https://www.theguardian.com/world/2016/jun/10/brexit-domino-effect-europe-eu- н ¡Ъ 3 referendum-uk (date of access: 07.03.2022). Тем не менее, новые страны - Украина и Мол- ^ л § дова - 23 июня 2022 г. получили статус кандидатов на вступление в ЕС. С другой сторо- с ;> о ны, срок их нахождения в этом статусе не определен и может растянуться на десятилетия. *

Возможности лидерства Франции в Европейском союзе

Небольшой период времени, прошедший после Brexit, не дает возможности увидеть четкое распределение сил, но лидерство Франции в Европе вполне вероятно, и в принципе Париж может возглавить политику ЕС, однако будут ли другие страны следовать курсу, определяемому в Париже? Директор Центра европейских реформ Чарльз Грант отмечал: «Французы думают, что они могут действовать в одностороннем порядке, не разговаривая со всеми, и это сойдет им с рук, потому что у них есть динамичный молодой лидер, обладающий властью, и никто другой этого не делает»27. Такую же точку зрения разделял Робин Ниблетт, директор британского аналитического центра в области международных отношений Chatham House, который утверждал, что «Франция считает себя политическим лидером ЕС» и добавлял: «проблема в том, что, поскольку все остальные слабее, люди беспокоятся о том, что их раздавят бульдозерами, поскольку Германия не выступает в качестве противовеса, а Великобритания - вышла... Господин Макрон действует слишком жестко»28. Таким образом, хотя ведущую роль Франции с самого начала европейской интеграции трудно переоценить, ей будет сложно возглавить Союз и получить полную поддержку от других государств-членов ЕС без содействия Великобритании.

С момента образования Пятой республики Франция стремилась усилить свою роль на европейском пространстве, пытаясь проводить политику, совместимую с внутренними интересами Франции [8, р. 40]. Президент Франсуа Миттеран сыграл значительную роль в принятии Единого европейского акта и заключении Маастрихтского договора [4, р. 115]. Франция принимала активное участие в проекте европейской интеграции. Сменивший Миттерана в 1995 г. Жак Ширак ратовал за Евросоюз с различными уровнями интеграции стран, включая оборонную, денежно-кредитную и налоговую политику. Во время президентства Николя Саркози повышенное внимание уделялось вопросам иммиграции, обороны и изменения климата и энергетики, т.к. эти вопросы считались соответствующими национальным интересам Франции. Ü В настоящее время Франция выступает за укрепление европейской

ю обороны в интересах общей европейской стратегической культуры.

Е- § Французские политики ратуют за укрепление военного потенциала ЕС х ¡1 и готовность к применению силы, когда это необходимо [11, р. 122].

i- OS

S го I _

i ? <х>

27 ^t no: Erlanger S. Macron Steps Into a Leadership Vacuum in Europe, and on Some Toes. ¡1 H ° The New York Times. 1 November 2019. URL: https://www.nytimes.com/2019/ll/01/world/ ^ ¡^ europe/macron-france-eu.html (date of access: 07.03.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 Там же.

25 государств - членов Евросоюза начали в 2017 г. активное сотрудничество в плане инвестиций в оборону, обеспечения совместимости европейских армий и развития европейской промышленной базы29. Данное сотрудничество получило название PESCO (постоянное структурированное сотрудничество). В настоящее время оборонные цели, которые ставит перед собой Макрон в ЕС, состоят в том, чтобы действовать автономно, если это необходимо, дополняя действия НАТО. Иными словами, Макрон желает создать общие военные силы Европы, общий оборонный бюджет и общую доктрину действий30. По его словам, «в области обороны нашей целью должно быть обеспечение автономных оперативных возможностей Европы в дополнение к НАТО»31. После Brexit Макрон постоянно говорит о необходимости реформировать ЕС. Он заявил на 56-й Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2020 г., что «нужно придать динамичности европейскому развитию»32. Макрон не считает НАТО защитником Европы; с его точки зрения, Европа при необходимости сама способна защитить себя.

Следовательно, если Франция возглавит политику ЕС, то прежде всего, она будет развивать общеевропейский военный союз, и страна выигрывает от Brexit с точки зрения проведения протекционистской политики и согласования социальной и экономической политики.

Но ведущая роль Франции в ЕС не будет принята другими европейскими странами. Францию могут ждать трудности при осуществлении политики безопасности и обороны без участия Великобритании.

Потенциал лидерства Германии в Европейском союзе

Вероятность того, что Германия станет доминирующей державой в ЕС после Brexit, тоже представляется реальной. ФРГ исторически играла важную роль в европейской политике. Ограничение влияния Германии подразумевалось планом Шумана 1950 г., и «наднациональная политика, основанная на Лиссабонском договоре, остается методом принятия решений, который ограничивает влияние Германии и любого другого государства-члена» [2, р. 19]. Германия является крупнейшим

29 European Defence. Ministère De L'Europe et des Affaires Étrangères. URL: https:// www.diplomatie.gouv.fr/en/french-foreign-policy/europe/european-defence/ (date of access: ^g 07.03.2022). o. X

30 ^ _o

3 Цнт no: Keohane D. Macron's European Defence Doctrine. Carnegie Europe. 28 Septem- eu i

ber 2017. URL: https://carnegieeurope.eu/strategiceurope/73246 (date of access: 07.03.2022). ^ o ix

31 TaM «e. | roi

32 s 1 ^ Цнт no: Brozowski A. In Munich, Macron presents EU reform as answer to "weakening ¡53

West". EURACTIV. 15 February 2020. URL: https://www.euractiv.com/section/future-eu/ ^ » §

news/in-munich-macron-presents-eu-reform-as-answer-to-weakening-west/ (date of access: c z o

07.03.2022).

государством Евросоюза. Она проводит особую экономическую политику, которая, тем не менее, согласуется с политикой ЕС. После окончания Холодной войны Германия быстро превзошла в экономическом развитии Францию. Введение евро позволило Германии накопить положительное сальдо торгового баланса не только в ЕС, но и за его пределами33. ФРГ предпочла базировать свою силу на гражданском, а не на военном потенциале. После окончания Холодной войны Германия стремилась «к стабильной политике, в которой общественное мнение настаивает на привилегированном статусе немецких экономических интересов» [1, р. 120].

Великобритания была союзницей Германии в вопросах единого рынка. В результате Brexit ФРГ потеряла своего партнера перед лицом протекционистской политики Франции. Германские политики неоднократно подчеркивали, что после Brexit Германия будет вынуждена взять на себя ведущую роль, и это может создать негативные последствия для

" 34

европейского сотрудничества34.

ФРГ действительно обладает возможностями для того, чтобы быть лидером внутри Союза, однако внутренняя политика страны рассматривается Берлином как препятствие для достижения этого лидерства [2, р. 25]. В стране изменилось отношение к ЕС, особенно когда одна из правых партий «Альтернатива для Германии» (AfD) вошла в Бундестаг. Успех AfD, которая получила 12,6% голосов, оказался беспрецедентным. Рост популизма изменил саму европейскую политику Германии, что приводит к мысли, что лидерство Германии в ЕС после Brexit остается под вопросом. По всей видимости, ФРГ постарается уклониться от нахождения у руля в ЕС.

Потенциальные возможности франко-германского партнерства в Европейском союзе

Brexit, тем не менее, дает также возможность для сохранения франко-германского партнерства. Иными словами, данное партнерство может подразумевать возврат к тем условиям, которые существовали до всту-f пления Великобритании в ЕС.

^ После Второй мировой войны сотрудничество между ФРГ и Фран-

§_ х цией рассматривалось как «двигатель европейской интеграции». ш i Это сотрудничество помогало находить компромиссы в переговорах

* о=х _

и ^ х -

го х 33 Funabashi Y. The post-Brexit 'German Question'. The Japan Times. 10 February 2020.

¡E >н g URL: https://www.japantimes.co.jp/opinion/2020/02/10/commentary/world-commentary/post-С Z о 34 Zalan E. Germany reluctant to lead Europe in case of Brexit. EU Observer. 23 June 2016.

brexit-german-question/#.Xu-vdy2xvBJ (date of access: 07.03.2022).

34 Zalan E. Germany reluctant to lead Europe in case of Brexit. EU URL: https://euobserver.com/political/133946 (date of access: 07.03.2022).

на уровне ЕС и помогало в решении проблем Союза. Елисейский договор 1963 г. вывел сотрудничество двух стран на самый высокий политический уровень. Ряд двусторонних инициатив франко-германского партнерства был положен в основу перспективных проектов ЕС, в большинстве своем в области общей оборонной политики. Например, франко-германский Совет по обороне и безопасности в 1989 г. создал т.н. франко-германскую бригаду, которая стала прототипом Еврокорпусов, Европейских сил быстрого реагирования и боевых групп ЕС [3, р. 30]. Различным договорам ЕС предшествовали переговоры между Францией и Германией. Например, план Миттерана-Коля 1991 г. помог в создании Маастрихтского договора, предусматривая роль ЕС в политике безопасности и продвижении европейского экономического и валютного союзов35. Нельзя также забывать франко-германское сотрудничество в разработке европейской валютной системы и введении евро.

Однако данное сотрудничество, тем не менее, испытывает определенные трудности. В последнее время слышится все больше напоминаний о том, что Германия и Франция не говорят на одном и том же экономическом языке36. Франция считает, что еврозона может развалиться из-за экономического неравенства стран - членов ЕС, а Германия считает статус-кво достаточным для существования. ФРГ продолжает увеличивать свой торговый профицит, а Франция имеет многомиллиардный дефицит в евро. Поэтому Берлин не хочет поддерживать предложение Макрона об объединении финансовых ресурсов еврозоны, т.к. это означало бы для Германии выделение больших финансовых ресурсов, чем она получает. Данный вопрос является серьезным камнем преткновения для Германии и Франции в плане экономической политики.

Отношение Макрона к НАТО вызвало резко негативный ответ со стороны Ангелы Меркель, которая произнесла знаменитые слова о разбитых чашках37. Директор Европейского совета по международным отношениям Марк Леонард в интервью газете The Guardian сказал, что «франко-германские отношения являются единственными наиболее важными отношениями в ЕС, и они находятся в совершенно з

35 The Franco-German relationship in the European Union. European Parliament. URL: https://www.europarl.europa.eu/thinktank/en/document/EPRS_BRI(2015)568359 (date *

of access: 07.03.2022). <u i

36 x ^

36 Kauffmann S. Macron Puts Germany on Trial. The New York Times. 7 May 2019. g gjx URL: https://www.nytimes.com/2019/05/07/opinion/macron-puts-germany-on-trial.html (date ro x of access: 07.03.2022). ¡E >. |

37 Erlanger S. Merkel and Macron publicly clash over NATO. The New York Times. ^ * § 23 November 2019. URL: https://www.nytimes.com/2019/11/23/world/europe/nato-france- c z o germany.html (date of access: 07.03.2022).

Z

Ol

токсичном состоянии. И будет только хуже, прежде чем станет лучше»38. Противоречия между Францией и Германией наблюдаются и по другим вопросам, в частности, по торговому соглашению между ЕС и США, отношениям с Россией, отказу от начала переговоров о вступлении в ЕС Северной Македонии и Албании. Макрон пытался реформировать французскую экономику, в то же время надеясь на сотрудничество с Германией в реформировании еврозоны, однако Германия не согласилась на эти предложения. После этого президент Франции решил действовать в одиночку в европейских делах.

Соответственно, действия Франции ослабили отношения между двумя странами, поскольку Германия была недовольна политикой Макрона. Министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр раскритиковала взгляды Макрона на европейскую оборону. Она сказала, что «идея стратегической автономии для Европы заходит слишком далеко, если понимать ее как то, что мы могли бы гарантировать безопасность, стабильность и процветание в Европе без НАТО и без США. Это иллюзия»39.

Германия и Франция проводят разную политику по отношению к США. ФРГ придерживается концепции крепких связей со Штатами и концепции постоянного взаимодействия с НАТО. Германия рассматривает возможность заключить торговое соглашение между ЕС и США в области сельского хозяйства, хотя это может нанести ущерб Франции и ее сельскохозяйственным производителям. Со своей стороны, Франция неохотно идет на торговые переговоры с США.

Еще в процессе переговоров о Brexit появились первые признаки разногласий двух стран по поводу их приоритетов в европейской политике. Франция считала, что Великобритания должна одномоментно покинуть ЕС, а Германия предполагала, что резкий выход нанесет вред Союзу, и предпочитала растянуть период выхода Великобритании40. Фактически, разногласия между странами по поводу Brexit представляли собой разногласия по поводу реформы ЕС.

ю

o О. х

38 Henley J. Can Merkel and Macron get Franco-German relations back on track? The Guardian. 2 January 2020. URL: https://www.theguardian.com/world/2020/jan/02/can-

merkel-and-macron-get-franco-german-relations-back-on-track (date of access: 07.03.2022).

^ j^. 39 Second keynote speech by German Federal Minister of Defence. Federal Ministry g o^x of Defence, 19 November 2020. URL: https://www.bmvg.de/en/news/second-keynote-speech-¥ ™ i german-minister-of-defence-akk-4503976 (date of access: 07.03.2022).

h ¡5 3 40 Bosotti A. EU on the Brink? Brexit to worsen 'Critical Tension' between France and * x Germany. Express. 10 May 2019. URL: https://www.express.co.uk/news/uk/1124897/Brexit-C Z o news-France-Germany-eurozone-UK-EU-withdrawal-Theresa-May-deal-latest (date of access:

07.03.2022).

После Вгехк Франция и Германия переживают обостренную борьбу за влияние в ЕС. Обе державы расходятся во мнениях по фундаментальным вопросам. Таким образом, перспективы франко-германского партнерства также находятся под вопросом. Франция осталась без союзника, который мог ограничить влияние Германии, а ФРГ потеряла партнера, ориентированного на рынок, который служил противовесом государствам - членам ЕС, более склонным к экономическому протекционизму [6, р. 1180]. Отсутствие Великобритании в ЕС изменило баланс сил в Евросовете в плане экономической политики. Голосов Германии и других либеральных государств недостаточно, чтобы заблокировать нелиберальные меры41. Германии сейчас трудно противостоять протекционистской экономической политике, проводимой Францией, а Франция не может соперничать с Германией в области оборонной политики. Ей нечего противопоставить немецкому влиянию. Член Евро-парламента от партии Вгехк Роберт Хауленд заявил, что «Вгехк приведет к разрыву отношений между Францией и Германией из-за буферной роли, которую Великобритания играла между двумя "оставшимися тяжеловесами" Европейского союза»42. Как отмечает Иэн Лессер, бывший американский дипломат и директор брюссельского офиса Немецкого фонда Маршалла, «Вгехк сделает некоторые разногласия в ЕС более заметными, и с ними будет труднее справиться»43. В результате, можно считать, что сокращение сотрудничества между ФРГ и Францией окажет отрицательное влияние на деятельность всего Евросоюза.

Заключение

За время, прошедшее после Вгехк, включая т.н. переходный период, сложно установить, какая страна возьмет на себя обязанности лидера в Евросоюзе. Все три возможных варианта развития отношений внутри ЕС не являются идеальными. Вгехк, помимо преимуществ, принес и осложнения не только в жизнь Великобритании, но и создал определенные проблемы для Евросоюза. Выход Великобритании из проектов

41 Brexit: The impact on the UK and the EU. Global Counsel, June 2015. URL: https:// brexit.hypotheses.org/files/2017/01/Global-Counsel_Impact_of_Brexit.pdf (date of access: 07.03.2022). *

42 ^t no: Bosotti A. Brexit to Shatter Franco-German alliance as sparks fly between Merkel ^ i and Macron. Express. 27 November 2019. URL: https://www.express.co.uk/news/uk/1209811/ g gjx Brexit-news-UK-common-EU-budget-Germany-France-Angela-Merkel-Emmanuel-Macron- ro x latest (date of access: 07.03.2022). ¡E jj 3

43 Цнт no: Erlanger S. A Texas-Size Defeat for the EU: Brexit is Here. The New York Times. ^ * § 29 January 2020. URL: https://www.nytimes.com/2020/01/29/world/europe/brexit-brussels-eu. c z o html (date of access: 07.03.2022).

Z

ISSN 2500-2988 LOCUS: People, Society, Culture, Meanings. 2022. Vol. 13. No. 3

ЕС и разногласия между ФРГ и Францией изменяет соотношение сил в организации и является серьезным испытанием для ЕС, т.к. главная цель этой организации - глубокая интеграция европейских государств, а Brexit разрушает эту концепцию.

Будущее Евросоюза представляется в данный момент достаточно сложным. Для заполнения вакуума, который появился после ухода Великобритании, потребуется определенное время, в течение которого Франция и Германия будут продолжать соперничать за лидерство в ЕС. Brexit в достаточной степени осложнил отношения между Францией и Германией, заставил задуматься о финансировании Евросоюза, политике обороны и безопасности и поиске путей решения миграционного кризиса. Пока ни одна из стран, и даже франко-германское партнерство, не смогли взять на себя полную ответственность за деятельность ЕС, и на данный момент вопрос о лидерстве в организации остается открытым.

Библиографический список / References

1. Bulmer S., Paterson W. German Power and the European Union: Europe's reluctant hegemon? L., 2019.

2. Bulmer S. Germany and the European Union: Post-Brexit Hegemon. Insight Turkey. 2018. Vol. 20. No. 3. Pp. 11-28.

3. Cole A., Drake H. The Europeanization of the French polity: Continuity, change and adaptation. Journal of European Public Policy. 2000. Vol. 7. No. 1. Pp. 26-43.

4. Cole A. Franco-German relations. N.-Y., 2001.

5. James H. Making the European Monetary Union: The role of the Committee of Central Bank Governors and the origins of the European Central Bank. Cambridge, MA, 2012.

6. Krotz U., Schild J. Back to the future? Franco-German bilateralism in Europe's post-Brexit union. Journal of European Public Policy. 2018. Vol. 25. No. 8. Pp. 1174-1193.

7. Kugiel P. End of European Soft Power? Implications for EU Foreign Policy. The Polish Quarterly of International Affairs. 2017. Vol. 1. Pp. 59-72.

8. Ladrech R. Europeanization and French social democracy. Journal of Southern Europe and the Balkans. 2001. Vol. 3. No. 1. Pp. 37-47.

9. Marcinkowski P. National Visions of EU Defence Policy: Common Denominators and Misunderstandings. Przeglqd Strategiczny. 2013. No. 8. Pp. 433-436.

10. Schimmelfenning F. EU enlargement and differentiated integration: Discrimination or equal treatment? Journal of European Public Policy. 2014. Vol. 21. No. 5. Pp. 681-698.

11. Tardy T. Does European defence really matter? Fortunes and misfortunes of the Common Security and Defence Policy. European Security. 2018. Vol. 27. No. 2. Pp. 119-137.

ю

о Q- X

Oi

X

ct

fi OS

S Го I ^

1

О Ф i 1= Z О

Статья поступила в редакцию 22.06.2022, принята к публикации 11.08.2022 The article was received on 22.06.2022, accepted for publication 11.08.2022

Сведения об авторе / About the author

Аксеничев Александр Олегович - аспирант кафедры международных отношений, Дипломатическая академия МИД России, г. Москва

Alexander O. Aksenichev - post-graduate student at the Department of International Relations, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow E-mail: orel1295@mail.ru

z

Ol ^

Ю

0

о. x i= 3

0) I

x ч

^ OS

S го I

1

О Ф i

1= Z О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.