Научная статья на тему 'Германия в ЕС: история и современность'

Германия в ЕС: история и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2519
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ / ИСТОРИЯ ФРГ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / РАСШИРЕНИЕ ЕС / КРИЗИС ЕС / HISTORY OF EUROPEAN INTEGRATION / GERMAN HISTORY / EUROPEAN UNION / EU ENLARGEMENT / EU CRISIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сорокин А.Н.

Рассматриваются основные причины и этапы участия Германии в процессе европейской интеграции. Выделяются политические и экономические преимущества участия Германия в европейской интеграции. Характеризуется современная роль и перспективы членства Германии в ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Germany in the EU: History and Present

In article the main reasons and stages of participation of Germany in the course of the European integration are considered. Political and economic advantages of participation Germany in the European integration are distinguished. The modern role and the prospects of membership of Germany in the EU is characterized.

Текст научной работы на тему «Германия в ЕС: история и современность»

ПОЛИТОЛОГИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 2 (22). С. 143-148. УДК 94 (430).087

DOI 10.25513/2312-1300.2019.2.143-148

А. Н. Сорокин

ГЕРМАНИЯ В ЕС: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ*

Рассматриваются основные причины и этапы участия Германии в процессе европейской интеграции. Выделяются политические и экономические преимущества участия Германия в европейской интеграции. Характеризуется современная роль и перспективы членства Германии в ЕС.

Ключевые слова: история европейской интеграции; история ФРГ; Европейский Союз; расширение ЕС; кризис ЕС.

A. N. Sorokin

GERMANY IN THE EU: HISTORY AND PRESENT

In article the main reasons and stages of participation of Germany in the course of the European integration are considered. Political and economic advantages of participation Germany in the European integration are distinguished. The modern role and the prospects of membership of Germany in the EU is characterized.

Keywords: history of European integration; German history; European Union; EU enlargement; EU crisis.

Сегодня Европейский Союз (ЕС) переживает системные проблемы, затронувшие многие важнейшие сферы его функционирования и проекты дальнейшего развития. Череда частных кризисов (долговой, миграционный и др.) породили и другую глобальную проблему - имиджевый кризис, потерю привлекательности ЕС для рядовых граждан, о чём свидетельствует выход Великобритании из ЕС и результаты последних выборов в странах - лидерах Евросоюза, долгое время образовывавших «мотор» европейской интеграции: Франции и Германии. По результатам парламентских выборов 2017 г. в бундестаг с третьим результатом прошла партия «Альтернатива для Германия», возникшая

как раз как партия евроскептиков в ответ на долговой кризис в ЕС и выделение финансовой помощи Греции. Дополнительные голоса принёс партии миграционный кризис в ЕС и Германии. Тем не менее на сегодняшний день позиции евроскептиков достаточно скромны (12,6 % в Бундестаге), ведущие партии и большинство населения страны выступают за Германию в ЕС. Так в чём же заключаются исторические особенности и сегодняшние перспективы немецкого участия в ЕС?

Начальный период

Западная интеграция сыграла особую роль на первом этапе истории ФРГ. Горький опыт Второй мировой войны породил глубокое

* Исследование выполнено при финансовой поддержке программы Эразмус+ Европейского Союза в рамках проекта 575316-EPP-1-2016-1-RU-EPPJMO-MODULE «Германия в ЕС: история обоюдного успеха».

© Сорокин А. Н., 2019

недоверие других наций по отношению к Германии. Сама страна была разделена на оккупационные зоны и вынуждена была подчиняться воле союзников. Западноевропейская интеграция ФРГ была основной целью внешней политики первого федерального канцлера Конрада Аденауэра (1949-1963), за счёт неё он стремился достичь: восстановления суверенитета; возвращения ФРГ на мировую арену; гарантий внешней безопасности; гарантий стабильного демократического внутреннего развития [1].

Аденауэр не мог выдвигать собственные планы по обустройству Европы, действовал путём поддержки интеграционных планов других. В 1950 г. был обнародован «план Шумана», который исходил из того, что объединение народов Европы требует ликвидации векового противостояния Франции и Германии. Проект был горячо поддержан Аденауэром, и в 1952 г. было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В рамках ЕОУС впервые в международную жизнь вводились элементы наднациональности через делегирование государствами-участниками части своего суверенитета. Участие в ЕОУС обеспечило Германии помимо экономических выгод (закрепление лидирующих позиций на соответствующих рынках) [2, с. 126] значительный политический успех: возвращение промышленной Рурской области и отмены её международного статуса, содействие воссозданию министерства иностранных дел. Таким образом, участие в европейской интеграции сразу стало приносить ФРГ политические и экономические дивиденды.

Аденауэр также поддержал французский проект Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Отклонение идеи ЕОС французским Национальным собранием 30 августа 1954 г. в своих «Воспоминаниях» Аденауэр называет «чёрным днём для Европы» [3, 8. 289]. Однако принципиальное согласие западных союзников на включение ФРГ в западное оборонительное сообщество было достигнуто, и в 1954 г. было принято решение о вхождении Западной Германии в НАТО. Наряду с членством в Североатлантическом альянсе, вступление в силу в мае 1955 г. Парижских договоров означало для ФРГ окончание оккупационного режима и

обретение суверенитета (хотя союзники сохранили права в отношении Берлина и Германии как целого).

Главная причина начала участия Германии в европейской интеграции - политическая: стремление избежать новой войны (как для Аденауэра, так и для западных союзников). Способствовало приёму Германии в интеграционные структуры Запада также и развёртывание Холодной войны. Активное участие ФРГ в западной интеграции - историческая заслуга первого федерального канцлера. Конрад Аденауэр возглавил Западную Германию, когда Холодная война уже была реальностью и сферы влияния противников в Европе были определены. Внешняя политика ФРГ зарождалась под непосредственным контролем западных оккупационных держав. Однако определённой возможностью для манёвра (особенно после обретения суверенитета в 1955 г.) ФРГ обладала. Если все внешнеполитические оппоненты Аденауэра отдавали приоритет воссоединению и обращались к идее военного нейтралитета объединённой Германии, то концепция Аденауэра - это концепция безусловной западной интеграции [4, 8. 12-13]. Результатом реализации взглядов канцлера стало успешное развитие ФРГ в лагере западных демократий, оборотной стороной медали - закрепление раскола страны на 50 лет (при этом сами перспективы воссоединения при нейтральном статусе остаются дискуссионным вопросом) [5, 8. 101].

В 1957 г. странами - участниками ЕОУС было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), основными целями которого стали движение к общему рынку и к свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и людей. Включившись в процессы интеграции как рядовой участник, Германия постепенно стала их локомотивом и основным экономическим донором ввиду роста собственной экономики и выхода на ведущие экономические позиции в Европе.

В 1960-е гг. преемники Аденауэра федеральные канцлеры Эрхард (1963-1966) и Ки-зингер (1966-1969) пытались преодолеть первый кризис европейской интеграции -французскую «политику пустого стула»: бойкот заседаний ЕЭС из-за разногласий в аграрной политике и других вопросах [6,

8. 405]. Впоследствии политика Германии сама из эгоистических соображений никогда не провоцировала кризисы европейской интеграции, а всегда была направлена на их преодоление.

Развитие европейской интеграции и ФРГ

Федеральный канцлер Вилли Брандт (1969-1974) вошёл в немецкую историю со своей «новой внешней политикой». Брандт заключил с 1970 по 1973 г. ряд так называемых «восточных договоров» (с СССР, Польшей, Чехословакией), основой которых было признание границ, отказ от применения военной силы, развитие гуманитарных отношений. Брандт признал ГДР, начал сотрудничество с восточногерманским режимом. Всё это способствовало будущему воссоединению Германии, восстановлению отношений между Западом и Востоком европейского континента. Коленопреклонение Брандта в Варшаве стало символом признания вины за Вторую мировую войну и «политической иконой» в ФРГ. Девизом внешней политики Брандта стали фразы из его первого правительственного заявления: «Мы хотим быть народом - хорошим соседом» и «Нам нужны сотрудничество и согласие с Западом и понимание с Востоком» [7, 8. 243, 246].

В 1969 г. при активном участии Брандта на конференции в Гааге был принят план развития Европейского экономического сообщества. Были поставлены новые задачи и ориентиры: общая валюта, европейская внешняя политика, дальнейшее расширение с генеральной целью создания всеобъемлющего политического и экономического союза. В 1970 г. был представлен поэтапный план создания валютного и экономического союза. Западная интеграция получила новый импульс, был начат качественно новый этап глубокой интеграции, закончившийся подписанием Маастрихтских соглашений и созданием ЕС в 1992 г. Активным сторонником и участником процесса был Брандт. Брандт настоял на предметных переговорах о вступлении в ЕЭС новых членов: в 1973 г. к организации присоединились Великобритания, Дания и Ирландия (первое расширение ЕЭС после его создания) [8, 8. 21-92].

При Гельмуте Шмидте (1974-1982) ФРГ уже сама стала инициатором процессов,

главной движущей силой европейской интеграции. Время для этого было непростым. Кризисный период европейской интеграции с 1973 по 1984 г. получил название «Евро-склероз», когда страны, входящие в ЕЭС, частично умерили стремление и реальные шаги по открытию общеевропейского рынка и сконцентрировались на мерах по защите и развитию национальных экономик. Причина - нестабильность мировой экономики. Важнейшими мероприятиями в области европейского строительства в этот период стали образование Европейского Совета и введение единой европейской валютной системы (ЕВС, 1979), из которой впоследствии вырос европейский валютный союз и общая европейская валюта евро. Инициативы Шмидт разрабатывал совместно со своим французским коллегой Жискаром д'Эстеном зачастую за закрытыми дверями, и только затем федеральный канцлер и французский президент представляли их на суд широкой европейской общественности [9, 8. 91-113].

Подобно своему предшественнику, канцлер Гельмут Коль (1982-1998) планировал и осуществлял инициативы по развитию европейской интеграции вместе с президентом Франции Франсуа Миттераном. Немецкие исследователи называют союз этих двух политиков большой удачей для Европы. В 1986 г. был принят Единый европейский акт (ЕЕА), ставший первым серьёзным пересмотром Римского договора 1957 г. Акт нацеливает Европейское сообщество на создание общего рынка к 31 декабря 1992 г. и формулирует принципы Европейского политического сотрудничества. Окончательно сообщество получило своё оформление политически и экономически в 1992 г. с подписанием Маастрихтского договора и созданием Европейского Союза. В этих достижениях европейской интеграции большая личная заслуга Коля, для которого европейская интеграция была «безусловным императивом» внешней политики [9, 8. 115-166]. Воссоединение Германии 1990 г. по западногерманскому сценарию является итогом кооперационной послевоенной интеграционной политики ФРГ, с помощью которой было восстановлено доверие соседей, превратившихся в надёжных партнёров. Регулирование внешнеполитических аспектов воссоединения

стало «удивительным успехом» немецкой внешней политики [10, 8. 448].

Современный этап

Расширение Европейского союза в 2004 (2007) г. на Восток стало крупнейшим разовым расширением как по затронутой территории, так и по численности населения: в ЕС вступило 10 стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) [11, 8. 358-370]. Самым ярым апологетом расширения ЕС на Восток выступала Германия. Интересы Германии были связаны со стремлением укрепить свои позиции в ЕС за счёт государств ЦВЕ, с открывающимися возможностями в области экономики и безопасности.

Можно выделить несколько причин поддержки Германией расширения ЕС на Восток:

1. Экономические: экспорт, инвестиции (немецкий экспорт за 1993-2000 гг. в страны ЦВЕ вырос в 2,8 раза). Потенциально Германия получает огромный рынок сбыта для собственной экономики.

2. (Гео)политические: потребность в мирном демократическом развитии в странах, непосредственно граничащих с ФРГ. Любая дестабилизация в регионе отразится на Германии (в том числе наличием беженцев).

3. Историко-моральные: страны региона сильнее всего пострадали от агрессии Гитлера, Вторая мировая война породила раскол Европы [12].

Последней актуальной и наиболее дискутируемой темой, связанной с Германией и ЕС в целом, является тема беженцев. Здесь, прежде всего, следует отметить неоднозначный характер проблемы для самого немецкого общества. В Германии существуют и доказываются аргументы за приём беженцев, среди которых можно выделить:

1. Гуманитарно-правовые: Германия на протяжении многих лет предоставляет право убежища в случае преследования или угрозы жизни, это стало неотъемлемой частью её политической и правовой культуры. Большинство немцев пока не готовы отгораживаться непроходимыми стенами на границе или высылать беженцев силой обратно в страны, где действительно идёт война.

2. Экономические: из примерно 1 миллиона беженцев, прибывших в страну в 2015 г., 60 % относились к возрастной категории «до

25 лет». Рынок труда Германии испытывает дефицит рабочих рук. Мигранты также могут стимулировать потребительский спрос.

Традиционные аргументы «против»: мигранты малограмотны, не хотят учиться и работать, не способны принять европейские ценности и пр.

Многое будет зависеть от возможности государства интегрировать их, устроить на работу, чтобы увеличить налоговые выплаты и снизить социальное напряжение. Миграционный кризис добавляет сторонников партиям и движениям евроскептиков, о чём свидетельствуют результаты последних парламентских выборов.

Сегодня говорят о немецком лидерстве или, как предпочитают более осторожно выражаться сами немцы, об особой немецкой ответственности в Европе. Германия, безусловно, постепенно стала главным «мотором» интеграции, при этом зачастую сознательно действуя опосредованно, вместе с Францией или даже через Францию, чтобы избежать упрёков в лидерстве.

Не следует проецировать выход из ЕС Великобритании как возможный шаг для Германии, по крайней мере в обозримом будущем. Великобритания - это особый менталитет, географическое положение, особые связи с США, страна исторически отстаивала особый статус в ЕС (не вошла в Шенгенское соглашение, в зону евро, проводила свою миграционную политику). Наоборот, ФРГ всегда полностью находилась в европейском процессе интеграции, получала и получает от него большие выгоды, политические и экономические.

Германия впервые в истории в союзе с западными демократиями стабилизировала собственную политическую систему, имеет добрососедские отношения со странами континента (и определённую степень влияния на них, прежде всего с помощью финансовых рычагов), имеет прочное место и значительный вес (который мог бы быть и больше) в мировой политике.

Экономика ФРГ - экономика не сырьевая, это экономика высоких технологий, ориентированная на экспорт. По данным экспертов на 2017 г., внешняя торговля (экспорт) ФРГ продолжает улучшать свои позиции в мире. Эксперты отмечают положительную

динамику основных внешнеторговых показателей Германии. Показатели экспорта, а также активного сальдо внешней торговли (превышение экспорта над импортом) достигают впечатляющих значений. Так, по данным Федерального статистического управления (Бе81ай8), в 2017 г. экспорт товаров и услуг из Германии составил 1 279 млрд евро (рост показателя на 6,2 % к 2016 г.). Это - абсолютный максимум за весь период составления подобной отчётности. Экспорт ФРГ демонстрирует последовательный рост с 1950 г. (в 1950 г. он составил 4 275 млн). Положительное сальдо внешней торговли составило 247,9 млрд евро. В 2017 г., как и в предшествующие годы, основная доля немецкого экспорта (58,6 %, или 749,85 млрд евро) приходилась на торговлю со странами ЕС [6]. Цифры наглядно иллюстрируют, почему Германия заинтересована в сохранении и расширении стабильного, платежеспособного общего европейского рынка.

Европейская интеграция получила в лице Германии важнейшего участника, главную составляющую «мотора», идейного вдохновителя и профессионального исполнителя новых инициатив и проектов по расширению интеграции и в ширину, и в глубину, а также основного финансового донора. Последние события в Германии показывают, что европейская политика страны переживает кризис и нуждается в определённой перестройке. Главными аспектами европейской политики, вызывающими недовольство собственных граждан, являются экономический и миграционный. Об этом свидетельствует рост числа голосов, полученных евроскепти-ками на выборах. Тем не менее европейское интеграционное объединение продолжает сохранять привлекательность для абсолютного большинства граждан ФРГ и для политического руководства страны. Исторически европейская интеграция предоставила Германии новый шанс сначала для восстановле-

Информация о статье

Дата поступления 18 января 2019 г.

Дата принятия в печать 28 мая 2019 г.

ния суверенитета, а затем для достижения лидерства на континенте, комбинация политических и экономических выгод членства в ЕС является характерной особенностью немецкого участия в европейском интеграционном объединении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Синдеев А. А. От мировой войны к европейскому миру под эгидой Германии («Проект Аденауэра»). - М. : ЛКИ, 2010. - 255 с.

2. Гульченко В. В. Объединённая Германия в экономике объединённой Европы : дис. ... канд. экон. наук. - М., 2003. - 192 с.

3. Adenauer K. Erinnerungen 1953-1955. -5. Aufl. - Stuttgart : Deutsche Verlags-Anstalt, 1994. - 556 s.

4. Zitelmann R. Adenauers Gegner. Streiter für die Einheit. - Erlangen ; Bonn ; Wien : Straube, 1991. - 229 s.

5. Schwarz H.-P. Das außenpolitische Konzept Konrad Adenauers // Adenauer-Studien I. - Mainz : Matthias-Grünewald-Verlag, 1971. - S. 71-108.

6. Görtemaker M. Geschichte der Bundesrepublik Deutschland. - Frankfurt a. M. : Fischer Taschenbuch Verlag, 2004. - 915 s.

7. Willy Brandt-Berliner Ausgabe. Band 4. Ein Volk der guten Nachbarn. Außen- und Deutschlandpolitik 1966-1974 / Hrsg. H. Grebing, H. A. Winkler, G. Schöllgen. - Bonn : Dietz, 2005. - 677 s.

8. Hiepel C. Europakonzeptionen und Europapolitik // Willy Brandts Außenpolitik / Hrsg. B. Rother. - Wiesbaden : Springer, 2014. - S. 21-92.

9. Müller- Brandeck-Bocquet G., Schukraft C., Leuchtweis N., Keßler U. Deutsche Europapolitik von Konrad Adenauer bis Gerhard Schröder. -Opladen : Leske & Budrich, 2002. - 228 s.

10. Wolfrum E. Die geglückte Demokratie. Geschichte der Bundesrepublik Deutschland von ihren Anfängen bis zur Gegenwart. - Bonn : KlettCotta, 2007. - 694 s.

11. Loth W. Europas Einigung. Eine unvollendete Geschichte. - Frankfurt a. M. : Campus, 2014. -512 s.

12. Сербина А. С. Политика Германии в отношении стран Центральной и Восточной Европы в связи с расширением ЕС (1990-2007 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Томск, 2011. - 29 с.

13. Statistisches Bundesamt. - URL: https:// www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/Gesamtwirts chaftUmwelt/Aussenhandel/Aussenhandel.html.

Article info

Received

January 18, 2019

Accepted May 28, 2019

Сведения об авторе

Сорокин Алексей Николаевич - канд. ист. наук, доцент Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия) Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: SorokinAN@omsu.ru Для цитирования

Сорокин А. Н. Германия в ЕС: история и современность // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 2 (22). С. 143-148. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.2. 143-148.

About the author

Alexey N. Sorokin - PhD in Historical Sciences,

Associate Professor of Dostoevsky Omsk State

University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077,

Russia

E-mail: SorokinAN@omsu.ru For citations

Sorokin A.N. Germany in the EU: History and Present. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 2 (22), pp. 143148. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.2.143-148 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.