Научная статья на тему 'ГЕРМАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ'

ГЕРМАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕРМАНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ / БУНДЕСВЕР / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / НАТО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Синдеев Алексей Александрович

Статья продолжает серию, в рамках которой анализируются подходы германской политической элиты к безопасности, актуальные вызовы и процессы в этой сфере, над которыми работает Федеративная Республика Германия на этапе трансформации европейской и мировой систем безопасности. Научная новизна состоит в изучении состояния и наиболее важных проблем ВМС (Военно-морских сил) страны, а практическая значимость - в определении потенциала сотрудничества с Россией. В статье содержится краткая характеристика технического оснащения немецкого флота, рассмотрены сложности с модернизацией приобретенных у Нидерландов патрульных самолетов, с рекрутированием нового персонала, намечены пути развития флота (солидерство и дифференцированная ответственность). Особое внимание уделено ограниченным возможностям лоббирования вМс ФРГ. Автор подчеркивает, что трудности, связанные с внутренними реформами, способствуют нагнетанию образа врага и становятся дополнительным препятствием на пути взаимопонимания. В силу предмета статья не содержит теоретической значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMANY AND TRANSFORMATION PROCESSES IN SECURITY: PROBLEMS OF THE NAVY

The article continues the series, which analyzes the approaches of the German political elite to security, current challenges and processes in this area, which the Federal Republic of Germany is working on at the stage of transformation of the European and world security systems. The scientific novelty consists in studying the state and the most important problems of the Navy (Naval Forces), the practical significance is in determining the potential of cooperation with Russia. The article contains a brief description of the technical equipment of the German fleet, considers the difficulties with the modernization of patrol aircraft purchased from the Netherlands, with the recruitment of new personnel, it outlines the ways of development of the fleet (co-leadership and differentiated responsibility). Special attention is paid to the limited possibilities of lobbying the German Navy. The author emphasizes that the difficulties associated with internal reforms contribute to the aggravation of the image of the enemy and become an additional obstacle to mutual understanding. Due to the subject matter, the article does not contain theoretical significance.

Текст научной работы на тему «ГЕРМАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ»

Общество: политика, экономика, право. 2021. № 7. С. 18-21. Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 7. P. 18-21.

Научная статья УДК 327.51+359(430) https://doi.org/10.24158/pep.2021.7.2

Германия и трансформационные процессы в сфере безопасности: проблемы военно-морских сил

Алексей Александрович Синдеев

Институт Европы Российской академии наук, Москва, Россия, a_sin74@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5016-7931

Аннотация. Статья продолжает серию, в рамках которой анализируются подходы германской политической элиты к безопасности, актуальные вызовы и процессы в этой сфере, над которыми работает Федеративная Республика Германия на этапе трансформации европейской и мировой систем безопасности. Научная новизна состоит в изучении состояния и наиболее важных проблем ВМС (Военно-морских сил) страны, а практическая значимость - в определении потенциала сотрудничества с Россией. В статье содержится краткая характеристика технического оснащения немецкого флота, рассмотрены сложности с модернизацией приобретенных у Нидерландов патрульных самолетов, с рекрутированием нового персонала, намечены пути развития флота (солидерство и дифференцированная ответственность). Особое внимание уделено ограниченным возможностям лоббирования ВМС ФРГ. Автор подчеркивает, что трудности, связанные с внутренними реформами, способствуют нагнетанию образа врага и становятся дополнительным препятствием на пути взаимопонимания. В силу предмета статья не содержит теоретической значимости.

Ключевые слова: Германия, трансформационные процессы, европейская безопасность, проблемы трансформации, бундесвер, Военно-морской флот, НАТО.

Для цитирования: Синдеев А.А. Германия и трансформационные процессы в сфере безопасности: проблемы военно-морских сил // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 7. С. 18-21. https://doi.org/10.24158/pep.2021.7.2.

Original article

Germany and transformation processes in security: problems of the Navy

Alexei A. Sindeev

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, a_sin74@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0001-5016-7931

Abstract. The article continues the series, which analyzes the approaches of the German political elite to security, current challenges and processes in this area, which the Federal Republic of Germany is working on at the stage of transformation of the European and world security systems. The scientific novelty consists in studying the state and the most important problems of the Navy (Naval Forces), the practical significance is in determining the potential of cooperation with Russia. The article contains a brief description of the technical equipment of the German fleet, considers the difficulties with the modernization of patrol aircraft purchased from the Netherlands, with the recruitment of new personnel, it outlines the ways of development of the fleet (co-leadership and differentiated responsibility). Special attention is paid to the limited possibilities of lobbying the German Navy. The author emphasizes that the difficulties associated with internal reforms contribute to the aggravation of the image of the enemy and become an additional obstacle to mutual understanding. Due to the subject matter, the article does not contain theoretical significance.

Keywords: Germany, transformation processes, European security, problems of transformation, Bundeswehr, Navy, NATO.

For citation: Sindeev A.A. Germany and Transformation Processes in Security: Problems of the Navy // Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 7. P. 18-21. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/pep.2021.7.2.

Обращение к проблемам ВМС обусловлено тремя причинами:

1) произошедшей в марте 2021 г. сменой руководства: вместо инспектора А. Краузе флот возглавил К.-А. Шёнбах*;

* Возраст - 55 лет, во флоте - с 1984 г., руководил морской школой Мюрвик, затем - заместитель руководителя отдела стратегии и операций в Минобороны; утверждают, что К.-А. Шёнбах - приверженец традиций [1].

2) готовностью федерального правительства искать необходимые ответы на вызовы в Индо-Тихоокеанском регионе, где, по словам министра иностранных дел Х. Мааса, «определяется (spielt) политическое будущее мира» [2]. Неслучайно министр обороны А. Крамп-Каррен-бауэр решила направить туда летом 2021 г. фрегат «Бавария» [3];

3) наименьшей, по сравнению с другими родами войск, численностью персонала*, благодаря чему нагляднее проявляются характерные для бундесвера проблемы.

Не стоит забывать и о масштабной задаче, зафиксированной в «Белой книге» 2016 г.: «Безопасность морских путей снабжения и гарантия свободы морей имеют для Германии - нации, напрямую зависящей от экспорта, чрезвычайно большое значение» [5].

Дополнительно к многочисленным текущим задачам, в том числе по обнаружению и сопровождению российских субмарин в Балтийском и Северном морях, флот продолжает участвовать в операциях [6] вне зоны непосредственной ответственности НАТО (к примеру, в Мали и Нигере), а его руководство вынуждено считаться с вероятностью новых операций и ростом нагрузки на подчиненных.

Технически ВМС Германии оснащены 12 фрегатами, 5 корветами, 6 подводными лодками, 10 минными тральщиками, 3 танкерами и 2 кораблями-дозаправщиками**, военно-морской авиацией - вертолетами [9] и патрульными самолетами американского производства P3C Orion.

В очередной раз продлен срок эксплуатации фрегата «Любек» [10], а на дозаправщиках работает гражданский персонал, что существенно затрудняет их использование в операциях. К тому же модели 1977 г. в отличие от поздних аналогов имеют лишь один топливный бак. Поэтому ряд портов, указывая на невозможность быстро устранить экологические последствия потенциальных аварийных ситуаций, отказываются их обслуживать.

Не решены проблемы восьми купленных в 2004 г. у Нидерландов подержанных P3C Orion, из которых в рабочее состояние удалось привести лишь два борта. В 2020 г., после критики со стороны Федеральной счетной палаты, Минобороны Германии решило приостановить их модернизацию [11, s. 86]. В 2025 г. P3C Orion, поскольку речь идет об устаревших моделях, будут сняты с боевого дежурства.

В качестве альтернативы Франция и ФРГ договорились о реализации совместного проекта - MAWS (Maritime Airborne Warfare System), окончание которого ожидается в 2035 г.

В течение десяти лет ВМС рискуют остаться без патрульных самолетов, будут вынуждены ограничить активное участие в операциях и тем самым могут потерять весомые компетенции в области морской воздушной разведки и патрулирования. Представители флота намерены добиваться промежуточного решения, которое, по их мнению, должно включать приобретение Boeing P8. Без этого проект MAWS не имеет для Германии смысла.

Что касается модернизации кораблей, то к трем поступившим фрегатам класса F125*** должен добавиться еще один****.

Кроме того, нидерландская верфь «Damen Shipyards Group» начала строительство фрегатов класса F126*****.

Привлечение европейских партнеров к последнему заказу, инициированное ВМС, вызвало негативную реакцию немецких кораблестроителей. Депутаты бундестага от северных земель Федеративной Республики в кратчайшие сроки обеспечили включение строительства морских кораблей в разряд ключевых отраслей промышленности. Данное решение позволяет не допускать к конкурсным отборам иностранные фирмы, хотя ВМС стремится к широкой конкуренции и получению лучших образцов техники.

Военно-морские силы Германии не устраивают условия работы с отечественными промышленниками, к примеру, длительные сроки амортизационно-ремонтных мероприятий, нарушающие привычную для немецких моряков схему, согласно которой 1/3 судов должна находиться на профилактическом осмотре и (или) ремонте, 1/3 - участвовать в тренировках, 1/3 - быть задействована в операциях.

* 16 300 человек [4].

** Ср. с другими данными: «Наш флот никогда не был таким небольшим как сегодня. Из 15 крупных военных кораблей, записанных на бумаге, ... в реальности существуют... девять» [7, б. 44]. Официальные технические показатели и дополнительную информацию см. в [8].

*** Официальные технические показатели F125 представлены в [12, б. 104-105].

**** 17 мая 2021 г. на службу был принят фрегат «Саксония-Ангальт» [13].

***** официальные технические показатели F126 приведены в [14].

В докладе 2019 г. уполномоченного бундестага по делам бундесвера поднята еще одна принципиальная проблема: «Растущая бюрократизация во всех сферах продолжает ограничивать оперативную гибкость. Строгое выполнение процессов стало важнее, чем оперативная цель своевременной подготовки... команд... для операций» [15, s. 5].

Открыто проявлять недовольство относительно ключевых отраслей, фактического отказа от конкуренции, бюрократизации и нехватки персонала руководство ВМС не может, поскольку приоритетность и объем финансирования важнейших проектов еще окончательно не согласованы.

Суть общей для бундесвера финансовой проблемы А. Крамп-Карренбауэр описала следующим образом: «Мы назвали 15 оборонных проектов и относящиеся к ним суммы. Наряду с германо-французскими проектами... включены: преемник истребителя Tornado, замена устаревших вспомогательных судов для флота, приобретение авиации для противолодочной обороны, а также тактическая система ПВО. Однако многие цифровые проекты и новый тяжелый транспортный вертолет не могут быть реализованы в рамках ранее утвержденных цифр, хотя они принципиальны (unerlasslich) для сохранения наших [национальных] компетенций и наших компетенций в НАТО. До 2025 г. ... образуется разница по отношению к... рассчитанным потребностям, заметно превышающая двухзначную миллиардную сумму. Нам нужно больше денег для безопасности Германии и Европы, эту реальность необходимо признать» [16].

Руководству ВМС предстоит сложная работа внутри Министерства обороны, в правительстве и в бундестаге. В этих условиях критика и обострения исключены.

Одним из способов повышения привлекательности военно-морской службы призвана стать так называемая вахтовая концепция, суть которой заключается в периодической полной смене команд на фрегатах*. Эксперты полагают, что данная концепция едва ли сэкономит финансы. Ее реализация потребует привлечения нового персонала - как членов вахт, так и специалистов, занимающихся транспортировкой людей и материалов, поскольку команды могут участвовать в операциях, находиться вдали от баз, их придется доставлять до места службы и вывозить домой.

Исходя из вышеотмеченного, можно сделать пять выводов.

Во-первых, число вызовов и задач, стоящих перед ВМС, заметно увеличилось и наверняка продолжит расти. Неясно, насколько управляемым окажется подобный рост и будет ли активизировано сотрудничество на уровне Европейского союза в военно-морской сфере. Политики большинства фракций в бундестаге призывают Евросоюз решать проблемы совместно. Одно из распространенных обоснований нужности общей стратегии привела М.-А. Штрак-Циммерманн, представитель Свободной демократической партии: «Китайцы не только проводят с Россией совместные маневры в Балтийском море, но и... контролируют такие гавани, как Пирей, Триест и Генуя, находясь тем самым непосредственно в Европе и европейских водах» [18].

Во-вторых, если управляемость будет недостаточной, то нервозность в отношении России и Китая не уменьшится: ведь обе страны решают проблемы централизованно и системно, а значит, априори представляют опасность для государств-членов ЕС, где процессы согласования и получения результатов занимают длительное время. Стоит помнить, что бундесвер и ВМС переживают сложный трансформационный период модернизации материально-технической базы, совершенствования прежних и приобретения новых компетенций. Асинхронность национальной трансформации и сотрудничества в рамках ЕС запрограммирована.

В-третьих, одна из наиболее сложных проблем для ВМС Германии состоит в нехватке персонала. Эффективные подходы к ее решению, о чем свидетельствует вахтовая концепция, пока отсутствуют.

В-четвертых, ФРГ придется выбирать между солидерством (слабо управляемым развитием многих компетенций) и дифференцированной ответственностью (поддержкой более значимых в военно-морском деле партнеров, прежде всего, Великобритании и Франции, то есть ограничением возможностей и самостоятельности). В случае с Великобританией наиболее вероятной платформой для сотрудничества является НАТО. Руководство ВМС, понимая сложность предстоящего выбора и негативные последствия преждевременных действий (к примеру, нежелательность сокращения финансирования), настаивает на быстром укреплении персональной базы и материально-технического оснащения. Проволочки приведут к новым диспропорциям, будут способствовать перенапряжению ВМС, затягивать переходный период и не уменьшат давление на флот. Продуктивность трансформаций через внешние вызовы, демонстрацию партнерам, общественности и контрагентам пределов роста крайне спорна.

В-пятых, несмотря на сложности, кажущиеся непреодолимыми противоречия и обязательства перед НАТО, у потенциальных пилотных проектов между ВМС России и ВМС ФРГ в Балтийском регионе есть неплохие шансы на успех при условии, что инициативы будут конкретными и перспективными. Кроме того, они способны укрепить внутриполитические позиции руководства Военно-морских сил Германии.

* О других улучшениях см. [17, s. 43].

Список источников:

1. Curriculum Vitae: Vizeadmiral Kay-Achim Schönbach [Электронный ресурс] // Bundeswehr. URL: https://www.bun-deswehr.de/resource/blob/5042594/196942f928e005a5640e083c20f724da/lebenslauf-vizeadmiral-kay-achim-schoenbach-data.pdf (дата обращения: 11.05.2021).

2. Europa Braucht Eine Strategie Für den Indo-Pazifik [Электронный ресурс] // Auswärtiges Amt. URL: https://www.auswaer-tiges-amt.de/de/newsroom/maas-handelsblatt-indopazifik/2453356 (дата обращения: 4.05.2021).

3. AKK will China im Indopazifik Eindämmen [Электронный ресурс] // Deutsche Welle. URL: https://www.dw.com/de/akk-will-china-im-indopazifik-eind%C3%A4mmen/a-56846541 (дата обращения: 7.05.2021).

4. Bundeswehr: Organisation (Marine) [Электронный ресурс] // Bundeswehr. URL: https://www.bundeswehr.de/de/organisa-tion/marine (дата обращения: 19.05.2021).

5. Marinekommando: Jahresbericht 2019 (Fakten und Zahlen zur maritimen Abhängigkeit der Bundesrepublik Deutschland). Bonn, 2020. 272 s. ; Weissbuch ... zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr. Berlin, 2016. 142 s.

6. Unterrichtung durch den Wehrbeauftragten. Jahresbericht 2019 (61. Bericht). Berlin, 2020. 118 s. ; Unterrichtung durch die Wehrbeauftragte. Jahresbericht 2020 (62. Bericht) [Электронный ресурс] // Deutscher Bundestag. URL: https://www.bundestag.de/re-source/blob/822736/7fa108433197091 bea1 b762945062e12/jahresbericht_2020_ebook-data.epub (дата обращения: 08.07.2021).

7. Unterrichtung durch den Wehrbeauftragten. Jahresbericht 2019. ... S. 44.

8. Waffensysteme und Großgerät. Frankfurt/Main, 2016. 107 s.

9. Unterrichtung Durch den Wehrbeauftragten. Jahresbericht 2019 ... S. 45 ; Unterrichtung Durch die Wehrbeauftragte. Jahresbericht 2020 (62. Bericht) . S. 86.

10. Erneut Dienstverlängerung für Fregatte «Lübeck» [Электронный ресурс] // Bundeswehr Journal. URL: https://www.bun-deswehr-journal.de/2020/erneut-dienstverlaengerung-fuer-fregatte-luebeck/ (дата обращения: 15.05.2021).

11. Unterrichtung Durch die Wehrbeauftragte. Jahresbericht 2020 (62. Bericht) ... S. 86.

12. Waffensysteme und Großgerät. ... S. 104-105.

13. Fregatte «Sachsen-Anhalt» Feierlich in Dienst Gestellt [Электронный ресурс] // Bundeswehr. URL: https://www.bun-deswehr.de/de/organisation/marine/aktuelles/indienststellung-fregatte-sachsen-anhalt-5083586 (дата обращения: 19.05.2021).

14. Das Mehrzweckkampfschiff 180 [Электронный ресурс] // Bundeswehr. URL: https://www.bundeswehr.de/de/organisa-tion/marine/aktuelles/erklaerstueck-update-das-mehrzweckkampfschiff-180-267802 (дата обращения: 18.05.2021).

15. Unterrichtung Durch den Wehrbeauftragten. Jahresbericht 2019 (61. Bericht) ... S. 5.

16. Verteidigungsministerin Kramp-Karrenbauer im Interview: China will die Weltordnung Prägen [Электронный ресурс] // RedaktionsNetzwerk Deutschland. URL: https://www.rnd.de/politik/verteidigungsministerin-kramp-karrenbauer-im-interview-china-will-die-weltordnung-pragen-GSPSXRW4CVEHTMYNGVQJRNOPBQ.html (дата обращения: 10.05.2021).

17. Unterrichtung Durch die Wehrbeauftragte. Jahresbericht 2020 (62. Bericht) ... S. 43.

18. AKK will China im Indopazifik Eindämmen ...

Информация об авторе А.А. Синдеев - доктор исторических наук, профессор Российской академии наук, главный научный сотрудник Института Европы РАН, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=435817.

Information about the author A.A. Sindeev - D.Phil. in History, Professor of the Russian Academy of Sciences, Chief Researcher of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=435817.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.06.2021;

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.06.2021;

Принята к публикации / Accepted for publication 15.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.