Научная статья на тему 'Геральдико-правовой анализ эскизов герба города Канаш чувашской республики'

Геральдико-правовой анализ эскизов герба города Канаш чувашской республики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
257
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРБ КАК ОФИЦИАЛЬНЫЙ СИМВОЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА / ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ / КРЕСТ КАКСОЛЯРНЫЙ ЗНАК / ВЫРУБНОЙ (АНДРЕЕВСКИЙ) КРЕСТ / ГОЛУБИНЫЙ ХВОСТ КАК АЛЛЕГОРИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белова Герта Витальевна

В статье проведен семантический анализ ныне действующего герба города Канаш, моченовского и шипуновских проектов герба с геральдической точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геральдико-правовой анализ эскизов герба города Канаш чувашской республики»

| SCIENCE TIME |

il^1 ^jlil ГЕРАЛЬДИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЭСКИЗОВ ГЕРБА ГОРОДА КАНАШ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Белова Герта Витальевна, Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», г. Чебоксары E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье проведен семантический анализ ныне действующего герба города Канаш, моченовского и шипуновских проектов герба с геральдической точки зрения.

Ключевые слова: герб как официальный символ муниципального образования, геральдические правила, геральдические символы, крест как солярный знак, вырубной (андреевский) крест, голубиный хвост как аллегория.

Герб является главным официальным символом муниципального образования. Гербом считается отличительный знак, который состоит из различного сочетания фигур и цветов (финифти). Разработка герба требует знания правил геральдики при определении внешнего вида (формы щита), при использовании цвета (финифти), расположении геральдических фигур, грамотном описании герба (блазонировании), применении геральдической терминологии. По современному законодательству герб как официальный символ муниципального образования в обязательном порядке подлежит государственной регистрации.

После коренных социальных преобразований в обществе в 1917 году геральдика была сведена к второстепенной вспомогательной дисциплине. В советский период городская символика не имела официального статуса, играла роль «визитной карточки» территориального образования. Специалисты считают, что развитие геральдики в советский период породило много ошибок, так как не соблюдались геральдические нормы и правила. В 1990-е годы многие субъекты Российской Федерации столкнулись с серьезной проблемой разработки и утверждении официальных символов публично-правовых образований,

I

SCIENCE TIME

I

несовершенством законодательной базы по официальной символике. Трудности были вызваны отсутствием специалистов по геральдике, недостаточностью опыта по созданию официальных символов и соответствующей нормативно-правовой базы. Рассмотрим причины нелегитимности советского геральдического знака города Канаш в современных условиях.

В августе 1976 года исполком Канашского городского Совета депутатов трудящихся на VIII -й сессии городского Совета утвердил герб города, автором которого является машинист локомотивного депо Василий Иванович Трекозов. Из описания геральдического знака следует, что герб Канаша представляет собой щит, основной фон которого красный с голубой полосой в верхней части - цвет государственного флага РСФСР. По голубому полю золотыми буквами написано слово «Канаш». На основном красном поле в середине щита - изображение шестерни. Поверх шестерни по ее горизонтальной оси расположен рисунок серебристых крыльев, символизирующих железнодорожное и автотранспортное движение, играющее наиболее важную роль в промышленном потенциале города. В верхней части щита на бордовом фоне золотом нанесен рисунок чувашского национального орнамента [1, 1]. Приведем трактовку канашского символа В.Г. Харитоновой: шестерня символизирует развитие машиностроительной промышленности города; красное поле означает, что образование города началось в период индустриализации страны и связано со строительством крупных промышленных предприятий; чувашский орнамент определяет принадлежность города Чувашской Республике [2, 240]. В ответе главе администрации города Канаш Л.П. Ивановой от 9 декабря 2014 года

Рис. 1

| SCIENCE TIME |

государственный герольдмейстер Г.В. Вилинбахов по результатам проведенной геральдической экспертизы указывает на целый ряд принципиальных недостатков ныне действующего герба города Канаш, которые не позволяют провести его государственную регистрацию:

- существующий с 1976 года знак Канаша не может называться гербом, так как не соответствует геральдическим правилам;

- в составе знака присутствует надпись «КАНАШ», которые в гербах не применяются;

-герб и его части тонко окаймлены золотом, по геральдическим правилам кайма в городских гербах применяется в особых случаях с целью отражения более низкого статуса гербовладельца, его неполноправности;

- главной геральдической фигурой является «шестерня» как символ промышленного развития, однако, на самом деле в геральдике читается как изображение крепости и помещается в гербах в тех случаях, когда город действительно перенес осаду неприятелем [3]. Данную экспертизу можно дополнить еще несколькими аргументами нелегитимности ныне действующего герба. Отсутствует цельность композиции: наверху - национальный узор, а в середине щита - шестерня. Основной фон щита (красный с голубой полосой в верхней части) отражает цвет государственного флага РСФСР. Красный цвет в советской символике преобладал вплоть до распада первого в мире социалистического государства до 1991 года. В городской символике советского периода преобладала тенденция отражения в городских гербах цвета российского флага. Сегодня ситуация изменилась. В современный период в гербах муниципальных образований ни в каких формах не могут быть использованы государственные символы Российской Федерации [4].

Сегодня проблема легитимации гербов, созданных с нарушением геральдических правил, или попытка зарегистрировать существующие геральдические эмблемы, созданные в советский период, стоит очень остро. Данная ситуация обусловлена рядом факторов: во-первых, сложившимся в советский период восприятием герба как рисунка, эмблемы, составляемой в произвольном порядке без соблюдения геральдических правил; во-вторых, отношением к геральдике как к вспомогательной (второстепенной) исторической дисциплине; в-третьих, малочисленностью специалистов по созданию геральдических знаков; в-четвертых, низкой геральдической культурой граждан, в том числе и чиновников; в-пятых, отсутствием нормативно утвержденного единого свода геральдических норм. По современным требованиям герб, не прошедший государственную регистрацию, не имеет полноценного юридического статуса и не может быть использован как правовой знак в делопроизводстве муниципального образования.

Анализ шипуновского проекта, приближенного к действующему «гербу» города Канаш.

вфа

Рис. 2

После октябрьской революции перед Советским государством встала задача создания новых эмблем. В СССР получила развитие принципиально новая государственная и общественная эмблематика, отражающая особенности социалистического строя. В новой знаковой системе преобладали элементы пролетарско-крестьянской символики, изображения индустриального (экономического) характера.

Новые принципы разработки советских гербов часто противоречили традиционным геральдическим подходам и после распада СССР остались невостребованными. Большинство городских гербов в современный период оказались нелегитимными, т.е. не способными реализовать свои правовые функции и обозначать деятельность муниципальных образований. В связи с этим возникает проблема их усовершенствования, доработки или принятия новой символики. В своем интервью в 1998 году основатель чувашской геральдики Элли Юрьев назвал одной из задач национальной геральдики приведение ранее созданных символов в соответствие с законом о государственных символах и ревизию гербов Канаша, Шумерли, Урмар, Ибресь [5, 3].

В методических рекомендациях по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований Геральдический совет при Президенте Российской Федерации рекомендует, что муниципальные образования, имевшие гербовидные знаки, утвержденные в 1960-80-х гг. в качестве гербов, вправе создать современный знак на основе имеющегося

| SCIENCE TIME |

геральдического знака. Однако при этом необходимо помнить, что почти все без исключения гербовидные знаки 1960-80-х гг. требуют основательной доработки и усовершенствования, так как при их составлении не учитывались правила составления гербов [4].

Геральдическим художником В. А. Шипуновым были разработаны многочисленные вариации канашского герба, в том числе и усовершенствованный символ на основе имеющегося герба Канаша, созданный с соблюдением геральдических требований и норм. Данный проект герба был предварительно согласован с экспертом геральдического Совета при Президенте Российской Федерации еще в мае 2003 года. Вряд ли стоит канашцам оставлять композицию ныне действующего герба, типичного для многих советских символов, хотя бы и в доработанном виде. Н.А. Соболева считает, что герб должен вызвать, прежде всего, ассоциацию с конкретным городом, только тогда он будет восприниматься как его знак [6, 154]. При создании герба нужно стремиться к обеспечению его неповторимости, уникальности. Не следует стремиться отразить в гербе очевидные обстоятельства, которые не обеспечивают оригинальности герба, нивелирует герб, делают его похожим на многие другие гербы, в которых такие элементы уже использованы.

Данная тенденция сохраняется и в наши дни. Одной из актуальных проблем муниципальной геральдики стало повсеместное использование во множестве геральдических проектов элементов и символов современного производства (шестеренок, труб, колб и т.п.). Почти каждое муниципальное образование пытается в гербе отразить эмблему промышленного производства или сельского хозяйства и в результате - появление большого числа похожих, почти одинаковых гербов.

Анализ эскиза герба города Канаш К.Ф. Моченова.

Рис. 3 и 4

| SCIENCE TIME |

Основными геральдическими фигурами в данном проекте являются КОЛЕСО и ГОЛУБЬ, прорисованные натурально и картинно. В реальной действительности данная сюжетная линия не нова, так как есть факты ее применения. Аналогичная композиция отражена в геральдической эмблеме Алексеевского района города Москвы [7].

Также идея данной сюжетной композиции была отражена еще пятнадцать лет назад чувашским геральдистом В. Шипуновым в одном из его эскизов герба города Канаш. Если сравнить два данных варианта зрительно, то более картинным внешне выглядит моченовский эскиз. Но главная суть герба - в содержании символов. С визуальной точки зрения шипуновский вариант более геральдичен, так как фигуры колеса и голубя выполнены в стилизованной форме, характерной именно для геральдики, а не в натуральной, характерной для «реалистического рисунка»: существует правило, согласно которому геральдические фигуры не могут изображаться реалистическими, с деталями, присущими живописному творчеству. Они должны быть стилизованы и представлены по специфическим нормам [6, 94] Еще П.П. Винклер в конце XIX века сетовал, что рассматривая «наши земельные гербы, легко заметить, что большинство их, составлено без соблюдения строгих геральдических законов, хотя и на основании некоторых, неизменных правил, значение той или иной другой помещенной в гербе фигуры, редко символическое, а большею частью свидетельствует о фактическом существовании изображенного предмета, в данной губернии, области или города» [8, 2].

В моченовском проекте «голубь» обоснован а) как символ мира, б) как олицетворение Святого духа и в) как символ согласия и любви, т.е. в трех ипостасях сразу, поэтому сложно узнать, что конкретно хотел выразить автор, используя данный символ. Если рассмотреть голубя в качестве христианского символа, олицетворяющего «Святаго Духа» - спустившегося на колесо (?), то данный сюжет вызывает чувство недоумения. Город Канаш не является местом христианского паломничества. С геральдической точки зрения для отображения «голубя» как христианского символа подходит именно идея парящего голубя (как в проекте В. Шипунова) - спускающегося Святого Духа, что показывает движение (динамику), духовное развитие, а не статику - неподвижно сидящего символа.

Голубя как символа согласия и любви обычно принято изображать в виде пары голубей, обращенных друг к другу и мило воркующих. К сожалению, голубь, обозначенный как символ мира в данной композиции, почему - то не привел к единению, к гармонии отношений, а вызвал раскол канашской общественности по поводу официальной символики.

Автор стремился раскрыть идею объемно и разносторонне, пытаясь охватить сущность голубя со всех сторон и привязать его к другому символу -

| SCIENCE TIME |

колесу, а в действительности получилась - пустая красивая картинка, не отражающая уникальности городского муниципального образования. Возникает ощущение разорванности сюжета, отсутствие смысловой нагрузки, цельности содержания и единства моченовской композиции. Использование чужой сюжетной линии снижает геральдическую ценность и привлекательность моченовского варианта герба Канаша. К сожалению, сюжет моченовского герба не отражает уникальности города Канаш, абсолютно не учитывает сложившегося геральдического знакового единства города и Канашского района, оторван от реальности, мелок по сюжету, негеральдичен по рисунку. Соглашусь с мнением Н. Соболевой, что сегодняшнее городское герботворчество, вставшее на коммерческие рельсы, отнюдь не способствует дальнейшему совершенствованию герботворчества и геральдики-науки [6, 39].

Анализ эскиза герба города Канаш геральдического художника В.А. Шипунова.

Рис. 5

Из описания герба следует, что герб представляет собой геральдический щит, в белом (серебряном) поле которого почетная геральдическая фигура -пурпурный крест, на каждой стороне плеча углубленно-вырезанный в виде голубиного хвоста, образующий восьмиконечную звезду из герба Чувашской Республики.

Фигура креста символизирует центрально - узловое транспортное значение города, который пересекают железные дороги Нижний Новгород - Канаш -Казань, Канаш - Красный Узел, Канаш-Чебоксары и автомагистрали, имеющие общегосударственное и областное значение. По этим транспортным путям обеспечиваются внешние и внутренние экономические связи Чувашии с другими

I

SCIENCE TIME

I

регионами России. Поверх почетной геральдической фигуры изображена золотая эмблема в виде железнодорожного колеса с крыльями.

Символика выражает глубинную сущность герба. Проанализируем знаковые изображения эскиза В. Шипунова. Центр гербового щита занимает почетная геральдическая фигура - КРЕСТ, которая отражена в двух ипостасях: как СОЛЯРНЫЙ ЗНАК - восьмиконечная звезда и как АНДРЕЕВСКИЙ КРЕСТ. Рассмотрим по отдельности семантическое значение данных геральдических изображений. Солярный происходит от латинского слова solaris и означает «солнечный». Солярный знак - это знак, схематично изображающий Солнце, которое как источник жизни имело огромное значение в жизнедеятельности людей и как основа их духовного мировоззрения. Культ Солнца был порожден земледельческим характером хозяйства, т.е. обожествление Солнца было связано с основной формой занятия людей. Древние суваро-булгары боготворили Солнце и связывали с ним свое понимание зарождения жизни на земле. Символ Солнца является атрибутом Бога - «Тура», за ним стоит многовековая историческая память суваро-булгарского народа. Как источник света Солнце символизирует знание. Такой знак помогает осознать то, что мы являемся частицей божественного замысла, где все служим мировой гармонии Вселенной. Восьмиконечная звезда как солярный знак олицетворяет символ вечности и бессмертия [9, 36-47]. С геральдической позиции данный солярный знак описывается как вырубной крест - прямой крест с треугольными вырубками на торцах всех четырех ветвей. В геральдике может соответствовать фигурам вышитого народного орнамента. Его применяли разные народы. А. Силаев считает, что геральдика систематизирует и приводит к единым смысловым эстетическим канонам всю национально-государственную символику. Сохранение неизменных смысловых связей между знаковыми звеньями при обретении этими звеньями национальной художественной формы позволяет рассматривать геральдику в качестве одной из знаковых систем конкретного народа [10, 655]. Солярный знак в форме восьмиконечной звезды имеет глубокие исторические корни. Данный солярный знак отражен в символике некоторых национальных республик Российской Федерации: в Мордовии восьмиконечная розетка обозначает символ Солнца; в Удмуртии солярные знаки, по преданию, оберегают человека от несчастий; в Чувашии - эмблема «Три солнца» означает связь времен прошлого, настоящего и будущего; в Карелии является символом путеводной звезды народа, источником жизни и процветания, счастья и изобилия, богатства. Таким образом, восьмиконечная звезда в региональной символике приобрела известность как эмблема финно-угорских народов, и применяется как знак, отражающий глубинное национальное самосознание. Культурологическая ценность данного геральдического знака выражена в сохранении значимого национального элемента этнической культуры чувашского

| SCIENCE TIME |

народа и в бережном отношении к традициям предков.

Следующая геральдическая фигура - КОСОЙ КРЕСТ не менее интересна и значима. Это почетная геральдическая фигура, образуемая двумя диагональными полосами шириной в 2/7 ширины щита, выходящими из углов щита. Такой крест называют андреевским [10]. Крест является главнейшим символом христианства, непревзойденный по простоте начертания и глубине своего содержания. Крест как символ христианства означает верность четырем его добродетелям - умеренности, благоразумию, справедливости и мужеству Андрей был первым, кого призвал к себе в ученики Христос, поэтому был назван Первозванным. Согласно преданию, Апостол Андрей посетил территорию будущей Руси - Причерноморье, поэтому и считается святым покровителем России. Крест, на котором распяли Андрея Первозванного, имел скошенный вид, поскольку апостол считал себя недостойным умереть на таком же кресте, как Иисус Христос. В память об этом скошенный крест называется «андреевским».

Геральдический совет при Президенте РФ в методических рекомендациях советует, что при создании герба следует стремиться к обеспечению его оригинальности. Лучше отразить в гербе всего одну особенность муниципального образования, чем создать безликий и лишенный оригинальных черт герб.

Сравним идею обозначения Канаша как транспортного узла Чувашии в обоих проектах:

В моченовском проекте колесо обозначает символ железной дороги,

транспортный центр республики, является свидетельством значимости города Канаш.

В геральдике колесо относится к второстепенной искусственной фигуре.

В данном проекте колесо прорисовано натурально (реалистически), что не ценится в геральдическом художестве, и его «условно» можно принять за символ железной дороги (хотя общепринятой символикой российских железных дорог является крылатое колесо), но не как транспортный центр республики - в данном символе оно не прочитывается. Обоснование автора проекта, что данный знак является свидетельством значимости города Канаша также звучит неправдоподобно, потому что в России много сотен городов связаны с железнодорожными путями, которые являются экономически значимыми для них. Здесь колесо выступает как типичный символ нашего индустриального века.

В шипуновском проекте - «фигура креста символизирует центрально -узловое транспортное значение города». Канаш является одним из крупных железнодорожных узлов Казанской железной дороги, который принимает и отправляет поезда по четырем направлением: Москва, Казань, Чебоксары, Рузаевка.

| SCIENCE TIME |

Все оригинальное просто. Одним словосочетанием - «фигура КРЕСТА», но не просто креста, а художник использует идею двойного креста - достигается уникальность данного символического изображения и его неповторимость:

- во-первых, в центре щита изображен древний чувашский символ -солярный знак в форме восьмилучевой звезды, которая обозначает географическое срединное расположение города на территории Чувашии;

- во-вторых, если в гербе Чувашии символ «Три солнца» обозначают связь прошлого, настоящего и будущего, то в гербе Канаша солярный знак обозначает истоки чувашского народа;

- в-третьих, с исторической точки зрения место перекрещения можно рассматривать как альтернативную версию столицы, предложенной в процессе формирования национально-государственного образования в 1920-е годы, в связи с чем данное территориальное образование получило статус города и новое наименование.

- в-четвертых, на истоки прошлого «солярный знак» налагается «косой крест» - символ настоящего, обозначающего «центрально - узловое транспортное значение города». Как точно отражена идея города как транспортного узла. Но семантическое значение символа здесь еще глубже: стороны креста здесь можно воспринимать как стороны света, как христианские добродетели - как символ духовного роста, эволюции. Поверх креста изображен «золотой круг с крыльями» - геральдический знак железных дорог, обозначающий также движение, развитие. КРЕСТ относится не к второстепенной, а к почетной геральдической фигуре, к одним из базовых символов геральдики. Крест как основной знак христианской символики является сильным оберегом, защитником во многих жизненных ситуациях.

Теперь сравним сюжетные линии двух проектов. Если внимательно посмотреть на моченовский эскиз герба города Канаш, то можно увидеть попытку совместить материальный символ (колесо) с духовным (голубь). Анализ проекта был изложен выше, поэтому подчеркну, что сама идея достойна похвалы, однако, автору не удалось создать единую взаимосвязанную сюжетную композицию.

В проекте В. Шипунова можно увидеть как художнику малыми геральдическими средствами удалось сочетать связь материального и духовного. Из геральдического описания герба следует, что крест имеет на каждой стороне плеча углубленный вырез в виде голубиного хвоста. В геральдике ничего не рисуется просто так, каждое изображение имеет свой смысл. Вспомните, как К.Ф. Моченов, неудачно с моей точки зрения, попытался обосновать голубя в трех ипостасях: как символ мира, как олицетворение Святого духа и как символ согласия и любви.

В шипуновском проекте мы не видим самого голубя, но идея ГОЛУБЯ в

| SCIENCE TIME |

форме аллегории - голубиного хвоста, продублирована на концах косого креста в четырех направлениях. Это оригинальный геральдический прием как в шахматах, усиливающий глубинный смысл городского символа.

Наименование города «Канаш» на русский можно перевести как «совет». Данный посыл, СОВЕТ (КАНАШ) из центра республики идет во все направления, который отражен в проекте в форме голубиного хвоста в четырех ипостасях: а) несущий МИР; б) несущий СОВЕТ да ЛЮБОВЬ; в) несущий БЛАГУЮ ВЕСТЬ; г) как олицетворение СВЯТОГО ДУХА, обозначающий духовное развитие. В чувашской национальной символике данный знак также обозначает движение - эволюцию. Так малыми геральдическими средствами, не прорисовывая всего голубя, можно обозначить большее по смыслу содержание и охватить истинную сущность символа, отразив в нем аллегорически наименование города.

Преимуществом данного проекта герба является и то, что он соответствует национальным цветам чувашского этноса. Сочетание белого (дута — светлого) и темно-красного цветов является наиболее характерным для чувашской вышивки, одежды. Очень важен и тот факт, что городская символика выдержана в едином геральдическом стиле с гербом Канашского района и государственным гербом Чувашии.

Кандидат искусствоведения Д.Ф. Мадуров считает, что подмена свойственных тому или иному народу традиций на искаженные приводит к деградации самобытности этнической культуры и исчезновению самих народов. Сегодня как никогда остро звучит вопрос о будущем этнических культур и их основе - этнической религии. Религия по-чувашски называется тен и это же слово означает ось. Удали ось-позвоночник из тела этнической культуры и культура омертвеет, подмени ее протезом и она со временем деградирует. Только в этнической духовной среде человек формируется как особая личность, не теряющая связь поколений и развивается полноценно культурной. Этническая среда позволяет сохранить и приумножить его духовные качества [12, 105].

К этому можно только добавить, что вертикаль КРЕСТА - ось означает крепость Духа, а горизонталь - широту Души, что является основой для развития человека и социума вверх и вширь по пути духовного совершенствования. Таким образом, внешней простоте шипуновского герба соответствует глубокая информативность, способность при первом же взгляде на геральдический символ узнать его принадлежность к определенному муниципальному образованию, в данном случае, городу КАНАШ. Из множества проектов герба города Канаш геральдического художника В.А. Шипунова, представленных на экспертизу, Геральдическим советом был отмечен как наиболее удачный именно данный эскиз герба с пурпурным крестом. Думается, что канашцам стоит прислушаться к мнению специалистов, занимающихся

I

SCIENCE TIME

I

геральдикой, и не разрушать единый геральдический стиль района и города. Литература:

1.Никитин Н. Герб нашего города // За коммунизм, 1976. - 25 августа. - №136 (6088). - С.1.

2. Харитонова В.Г. Канаш. Исторический очерк. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2013. - 255 с.

3. Ответ Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации Главе администрации города Канаш Л.П. Ивановой №2 А 72-2-918 от 09.12.2014 г.

4. Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований. Утверждены Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28 июня 2006 года // Геральдика. ру.-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://geraldika.ru

5. Юрьев Э.В государственной символике много неразберихи и отсебятины // Чебоксарские новости. Интервью О. Никитина и Н. Пейкова. 1998. - 4 августа. -С.3.

6. Соболева Н.А. Гербы городов России. Альбом-справочник. -М.: Профиздат -«Отечество», 1998.- 480 с.: ил.

7. Герб Алексеевского района города Москвы // Герб муниципального образования Алексеевское. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// geraldika.ru

8. Винклер П.П. фон. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи»// СПб., Издание книгопродавца Ив. Ив. Иванова, 1899: Репринтное издание -М.: «Планета», 1991.- 224 с.

9. Символы солнца суваро-булгарского народа в кн.: Алмантай (Иванов) В. Н. Суваро-булгарская культура. Философия символов монет и украшений. — Чебоксары, 2012. - 96 с.: ил.

10. Силаев А.Г. Возрождение русской геральдики: иллюстрированный рассказ о месте и значении национальной символики. - М.: Олма-пресс, 2004. - 768 с.: ил.

11. Стародубцев Н.Н., Ражнёв Г.В. 100 геральдических терминов (определения и значения) // Геральдика. ру. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа 13.07.2006: http://geraldika.ru

12. Мадуров Д.Ф. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей. -Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. - 287 с. С.105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.