Научная статья на тему 'Геральдические символы в архитектуре Казани'

Геральдические символы в архитектуре Казани Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
701
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРБ / СИМВОЛ / ДЕКОР / АРХИТЕКТУРА / ЗИЛАН (ЗИЛАНТ) / БАРС (АК БАРС) / COAT OF ARMS / SYMBOL / DECOR / ARCHITECTURE / ZILAN (ZILANT) / BARS (AK BARS)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдулхакова Айслу, Синицын Владимир

Статья посвящена использованию символов Казани древних тотемов барса и Зилана в декоре архитектурных сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to symbols of Kazan ancient totems bars and Zilan the decor of architectural structure's.

Текст научной работы на тему «Геральдические символы в архитектуре Казани»

Айслу

Абдулхакова, д.и.н.

Владимир Синицын, заместитель главного редактора, редакции масс-медиа ASG, к.и.н.

Изображение василиска

■■

Царский титулярник 1672, рукопись, содержащая портреты русских монархов и гербы русских земель

Герб Казани, 1781 г. Винклер П. П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи, внесённые в Полное собрание законов с 1649 по 1900 г.

Геральдические символы в архитектуре Казани

АННОТАЦИЯ: статья посвящена использованию символов Казани - древних тотемов Барса и Зилана - в декоре архитектурных сооружений.

КЛюЧЕВыЕ СЛОВА: герб, символ, декор, архитектура, Зилан (Зилант), Барс (Ак Барс).

SuMMARY ABSTracT: This article is devoted to symbols of Kazan - ancient totems Bars and Zilan - the decor of architectural structures.

Key wORDS: coat of arms, symbol, decor, architecture, Zilan (Zilant), bars (Ak bars).

Каждый исторический город является развивающимся художественным музеем, главными экспонатами которого выступают фасады общественных зданий, украшенные произведениями монументальной живописи, мозаики, скульптуры. Часто памятными знаками, неразрывно связанными с обликом города, во многом даже выступающими его образом-заместителем, выступали геральдические символы.

Любое сообщество с богатой историей дорожит своими отличительными знаками, которые являются его политическим и культурным капиталом. Местный герб, например, обозначал не только образ власти, но землю и ее обитателей. И, наоборот, «пренебрежительное отношение к геральдическим материям и вообще к местным символам... чаще всего является случаем социального инфантилизма и бескультурья» (7).

Для Казани таким памятным знаком является его символ - Зилан. Зилан (в переводе с татарского - змея) - сказочный змей на птичьих лапах. В вопросах ценностных характеристик образа змия (дракона) встречаются и отрицательные, и положительные прочтения. Например, в «Словаре античности» дракон трактуется как «зоркий» (греч.) (12, с. 193), в «Мифологическом словаре» - как страж, хвататель (10, с. 196), Дж. Холл определяет значение слова как плодородие, мудрость, целительную силу и др. (14, с. 246). Авторы справочного издания «Казанский ретро-лек-

сикон...» подтверждают противоречивость легенд: «в некоторых их них Зилант - положительный персонаж, добрый дракон-хранитель» (3, с. 189). Л.А. Кариева рассматривает змия как обеспечивающего «мировую гармонию и равновесие добрых и злых сил в данной местности» (6, с.12).

В современной культуре присутствуют разнообразные символы (тотемы) мифологического характера. В геральдических символах Республики Татарстан и города Казани представлены древние тюркские тотемы - Барс и Зилан. «В тюркской мифологии небесный змий Елан (йылан, Жи-лан) - даритель чадородия, Барс - покровитель урожая и деторождения» (9).

Фрагмент печати Ивана Грозного

В общегосударственном масштабе «Печать царства Казанского» с коронованным драконом начала хождение с государевой печати Ивана IV. Изображение ее появляется в 1672 г. и в Титуляр-нике, включавшем краткие сведения по русской истории, портреты русских князей и царей (11). «Герб Казани, первое изображение которого именно в этом качестве сохранилось на печати воеводы Воротынского 1595 г., с течением времени не менялся, в отличие от других российских

чшшр вестник мэедународ-юго инстуггута антиквариата

4Чир искусств

№4 (04) 2013

СПАСЁННАЯ КРАСОТА

гербов. В указе 1666 г. говорится: «Печать Казанская, на ней в каруне Василиск, крылья золото, конец хвоста золот». Утвержденный в 1781 году, он представлял собой, согласно официальному описанию, «змия черного под короной золотой казанского, крылья красные, поле белое» (13, с 32). «Появление символического изображения огне-крылого дракона на щите Казани красноречиво свидетельствует о принадлежности ее культуре и народу Волжской Булгарии... Легенды о происхождении Казани ярко описали внешность и повадки знаменитого прототипа казанского герба, а также события, в связи с которыми он оказался в таком почет у горожан» (13, с. 32). «Лежит, как черная скала И смертоносным ядом дышит, Вокруг него и смрад и мгла, Как будто огнь из пасти пышет. Как острая стрела - язык, Заметно яд с него как льется, Как адский вой Зилантов крик, Змеиный хвост змеею вьется. Шумит, как лютая гроза, И нет ему подобных в силе: Во лбу пылают так глаза, Как ядра огненны в горниле» (11). Согласно преданию, место, где должны были заложить город Казань, кишело змеями. Собрал чародей всех живущих там змей, обвел чертой то место, чтобы они не вышли из него, обложил сеном, травой, сухим лозняком и поджег. Однако самый крупный змей сумел улететь за холм Джи-лантау, откуда и наводил ужас на жителей города. Но змей в конце концов был умерщвлен, а его образ вошел в герб города Казани для воспоминания этого происшествия.

«В конце XVII века главные областные гербы России - Киевский, Владимирский, Новгородский, Казанский, Астраханский и Сибирский -были помещены на крылья двуглавого орла -центральной фигуры Государственного герба россии» (11).

По мнению В.Н. Сапрыкова-Фоминского, в русской геральдике за Зилантом закрепилось название «татарский дракон», так как он существенно отличается от канонического образа дракона в московском гербе.

Как утверждает Н. Халитов, образ грифона был известен еще в булгарский период, его корни правильнее искать в скифском искусстве (8). «Точно такое же изображение можно было видеть, к примеру, на серебряном булгарском зеркале XII века, найденном в раскопках древней столицы поволжского царства» (13, с 32). Зилан считается символом древнего Биляра, «великой столицы булгарского государства и одного из крупнейших культурных центров раннесред-

невекового Поволжья» (13). Крылатый змей встречается и на предметах декоративно-прикладного искусства этого периода. «В качестве охранительных амулетов мужчины носили на себе золотые и сере-

Казань, ул. Жуковского, 4 Здание бывшей земской-уездной управы

бряные бляхи с изображением фантастических существ - драконов. Этих же драконов можно было видеть и на знаменах, сделанных в форме

больших медных или бронзовых листов____Образ

чудовища на бляхе ____ был символом вездесущности и всесилия, непобедимости и служил охранителем от воздействия злых сил» (2). По утверждению Л.Е.Лезиной, образ змия может иметь зороастрийские корни вследствие «исхода» иранских племен в I тыс. до н.э. На формирование этого образа мог оказать влияние

Казань, ул. Баумана, 37 Здание Центрального банка РТ, начало ХХв., арх. А. Сапунов, Ф. Гаврилов

уыр вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

Казань, ул. Кремлевская, 1 В XIX в. жилой дом Евреинова, в 1833 г. приобретен казной для городских присутственных мест

образ дракона из китайской культуры, которая взаимодействовала с тюркской в начале нашей эры (9). В татарских сказках Елан (Змей) - в основном помощник героя, даритель. Согласно сохранившимся легендам, он обитал на одном из холмов в окрестностях Казани (9).

«Город двуначальный, европейски-азиатский... Место встречи и свидания двух миров», - писал А.И. Герцен о Казани в «Письме из провинции». Эта двуначальность нашла свое отражение во многих памятниках культуры города, в том числе и архитектурных. Его образ можно встретить запечатленным в камне, чугуне, дереве, жести, гипсе и др. По мнению н. Хали-това, образ Зилана в архитектуре Казани может стать темой специального искусствоведческого исследования. Его изображения можно встретить на фасадах и интерьерах городских зданий, на флюгерах, решетках и др. До недавнего времени гербы Казани с образом Зилана украшали здания на ул. Ленина,1 (ныне Кремлёвская), ул. Жуковского, ул. Баумана, 37, ул. К. Маркса, 17 и др. (13).

Как свидетельствует Н. Халитов, в 1980-е годы еще можно было увидеть флюгеры с изображением змия на здании гостиницы «Булгар» (ул. Кирова, 61/14), здании номеров Кекина (ул. Горького, 8), акушерской клиники (ул. Астрономическая,15), угловом эркере Купеческого собрания (ул. 0стровского,10). В начале ХХ века башня Сююмбике также была украшена скульптурой дракона. Скульптура дракона (змия) украшает башню Казанского вокзала в Москве. «Шпиль башни Казанского вокзала венчает развернутый на восток и знаменующий собой главную идею сооружения ажурный крылатый змей Зилант, которого мы видим и на гербе Казани. В поисках наиболее выразительного варианта I-_ Щусев рисовал Зиланта много раз» (11, с.11). «Скульптурные изображения Зи-лана украшали постамент памятника Александру II

Казань, Привокзальная площадь, 1

Здание железнодорожгного вокзала, арх. Г.Руше, 1893 г.

близ Спасской башни Кремля и аттики Лихачевского музея (ул. Ленина, 2)» (13, с.32).

Изображения грифона встречаются на балконных парапетах по ул. Горького,15 и К.Маркса, 66, ограждении лестничного марша Адмиралтейской конторы по ул. К.Маркса, 17 (13). Большая часть этих изображений утрачена, но в ноябре 2013г. герб с Зилантом вновь появился в Казани.

Герб Казанской империи был установлен на здании по К.Маркса, 17, прежде чем открыть его взору публики, художники завершили роспись декоративного украшения в соответствии с геральдическими цветами. Сегодня это единственное в Татарстане изображение герба Казанской губернии в его оригинальном виде.

В таком варианте герб был утвержден царем Александром II в 1856 г.: «В серебряном щите чёрный коронованный дракон, крылья и хвост червлёные, клюв и когти золотые; язык червлёный». Щит увенчан Большой императорской короной — главным символом власти российских монархов. На Большом и Малом Государственных гербах Российской империи герб Казани всегда изображался первым среди гербов, окружавших центральный щит.

Расписывая горельеф, мастера использовали специальные краски, содержащие 24-каратное золото, которое не окисляется и не поддаётся коррозии. Это самое надежное покрытие, защищающее лепнину от агрессивного воздействия окружающей среды. При выборе материалов художники консультировались с французскими специалистами, использующими новые подходы, основанные на традиционных технологиях. Весь

чшшр вестник мэедунароядого инстуггута антиквариата

4Чир искусств

№4 (04) 2013

СПАСЁННАЯ КРАСОТА

Герб Казанской губернии, 1856 г.

процесс изготовления массивной конструкции занял более шести месяцев.

Изготовили ее в реставрационных мастерских Международного института антиквариата АБС, специалисты которого восстанавливали лепнину на многих исторических зданиях Казани в рамках программы «500 дней». Архитекторы-реставраторы создали эскиз на основе архивных чертежей, а затем бригада лепщиков отлила архитектурный элемент по приведенной форме. После установки композиции над парадным входом здания, на лесах был натянут тепляк для поддержания оптимальной температуры для росписи. Затем художники обработали фрагмент грунтом глубокой пропитки и приступили к основным работам. В ближайшее время будет установлена дополнительная художественная подсветка герба.

И по сей день «дракон играет значительную роль в геральдической традиции ряда европейских государств, гербовая практика которых легла в основу международной : Англии, Испании (Арагона), Португалии, Швеции, Дании, а также Венгрии, Хорватии, Румынии и др. В большинстве этих стран дракон входит в состав королевского

Казань, ул. К.Маркса, 17 Здание Адмиралтейской конторы

герба и в этом качестве является одним из символов монарха и государства» (7).

Наш казанский Зилан олицетворяет собой созидающую силу, символизирует мощь, величие, жизнь и свет, мудрость, непобедимость и вечное возрождение. Пусть он станет одним из символов возрождения нашего прекрасного города, придав этим начавшимся процессам импульс и целенаправленность...

Список использованной литературы:

1. Бушканец, Г. Прикладное применение территориальных гербов в России XIX - начала XX вв.//Гасырлар авазы=Эхо ве-ков.-2012.-№3/4.-С.56-61.

2. Валеев, Ф^., Валеева-Сулейманова, Г.Ф. Древнее искусство Татарстана.-Казань:Татар. кн. изд-во, 2002.- 104 с.

3. Глухов-Ногайбек, М.С. Казанский ретро-лексикон. Первый опыт родословно-биографической и историко-краеведческой энциклопедии.-Казань:ОСНОВА ВАБК, 2002.- 575с.

4. Закутнов, О.И. История Астраханской геральдики // Современные проблемы науки и образования.- 2008.-№6.

5. Закутнов, О.И. Региональные гербы как нематериальное культурное наследие//Культурное наследие полиэтнического ре-гиона.-2010.-№3(24).-С.81-86.

6. Кариева, Л.А. Татарская мифология (в историко-сравнительном и типологическом аспекте).- Казань: Фэн, 1999.- 26с.

7. Кудаков, О.Р. Окажет ли дракон благоприятное влияние на Казань и казанцев в 2012 год?//Вестник Казанского государственного энергетичекого университета.-2012.-Т.12.-№1.-С.106-112.

8. Лезина, Л.Е. Роль традиционных мифологических образов города Казани в становлении личности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.-2007.-Спец. вып.- С.74-78.

9. Лезина, Л.Е. Тюркские тотемы в геральдике современного Татарстана//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.-2009.-№2.-С.31-37.

10. Мифологический словарь /гл. ред. Е.Д. Мелетинский.- М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1992.- 736с.

11. Сапрыков-Фоминский, В.Н. «Восточные ворота России» // Архитектура и строительство Москвы.-2004.-№5.-Т.517.-С.9-12.

12. Словарь античности: пер. с нем.- М.: Прогресс, 1989.-704 с.

13. Xалитов, Н. Охота на драконов //Декоративное искусство.-1987.-№10.-С.32-33.

14. Xолл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / пер. с англ. А.Е. Майкапара.- М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.- 656с.

вестник международного института антиквариата , _

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.