Научная статья на тему 'Геостратегия России: внутренние и внешние приоритеты'

Геостратегия России: внутренние и внешние приоритеты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4581
440
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / ГЕОСТРАТЕГИЯ / ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мальченков С. А.

В статье приводится классификация современных геостратегических приоритетов России. Выделены основные внутренние и внешние приоритеты. Последние подразделены на глобальные и региональные. В работе подчеркивается необходимость разработки такого подхода к формулированию геостратегических приоритетов, который учитывал бы их комплексный, системный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the classification of contemporary geostrategic priorities of Russia. These priorities are subdivided into domestic and foreign ones. The foreign priorities have two varieties: global and regional ones. The author insists on using the integrated systematic method in definition of geostrategic priorities.

Текст научной работы на тему «Геостратегия России: внутренние и внешние приоритеты»

С. А. Мальченков

ГЕОСТРАТЕГИЯ РОССИИ: ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ПРИОРИТЕТЫ

Работа представлена кафедрой регионоеедения и политологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. Научный руководитель - доктор политических наук, профессор Д. В. Доленко

В статье приводится классификация современных геостратегических приоритетов России. Выделены основные внутренние и внешние приоритеты. Последние подразделены на глобальные и региональные. В работе подчеркивается необходимость разработки такого подхода к формулированию геостратегических приоритетов, который учитывал бы их комплексный, системный характер.

The article contains the classification of contemporary geostrategic priorities of Russia. These priorities are subdivided into domestic and foreign ones. The foreign priorities have two varieties: global and regional ones. The author insists on using the integrated systematic method in definition of geostrategic priorities.

Не вызывает сомнения, что процесс и результаты модернизации России в значительной степени будут зависеть от выбора приоритетов, адекватных геополитическому положению страны.

Характерной особенностью современных исследований является то, что в последней четверти XX в. в поле изучения геополитики и геостратегии, наряду с межгосударственными отношениями, некоторые ученые начинают включать и вопросы, связанные с решением локальных, иногда даже внутригосударственных проблем.

Исходя из этих тенденций, геостратегические приоритеты современной России можно рассматривать в двух измерениях: внутриполитическом и внешнеполитическом. При этом нельзя забывать о том, что обе составляющие геополитики тесно связаны между собой и зачастую одна из них может оказывать определяющее влияние на другую.

Традиционно преимущество отдавалось внешней составляющей, но в последнее время налицо возрастание роли внутриполитических факторов. Излагая суть своего политического курса в послании Федеральному Собранию 2000 г., Президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул,

что «только сильное, эффективное, демократическое государство в состоянии защитить гражданские, политические, экономические свободы, способно создать условия для благополучной жизни людей и для процветания нашей Родины»1.

Внутриполитическая составляющая современной геостратегии России имеет первостепенное значение, поскольку именно отсюда исходят главные угрозы ее национальной безопасности. Именно здесь находятся проблемы, от решения которых зависит положение страны в мире.

Сегодня уже очевидно, что тенденция к укреплению политической стабильности в России позволяет российской дипломатии более уверенно проводить в жизнь внешнеполитический курс государства, выстраивать его в расчете на долгосрочную перспективу.

Признавая огромную роль внутренней геостратегии, ни в коем случае нельзя поддаваться другой крайности: принижать значение внешнеполитической составляющей и отрицать ее воздействие на решение проблем внутри государства.

Не вызывает сомнения, что успешность реализации различных национальных про-

грамм (в том числе экономических) в весьма значительной степени зависит от международного положения государства, его активности на мировой арене. В современных условиях автаркия страны в любой области является гибельной, а степень ин-тегрированности в систему международных организаций зачастую выступает решающим фактором в определении перспектив развития.

Кроме того, необходимо отдавать себе отчет в том, что внешние угрозы безопасности государства в настоящее время во многом определяют угрозы внутренние: это прежде всего связано с такими проблемами последнего времени, как рост активности международного терроризма, расширение масштабов организованной преступности, незаконного оборота оружия и наркотиков.

Во внутренней геополитике Российской Федерации можно выделить достаточно много элементов, но в настоящее время доминирует компонент, связанный с обеспечением территориальной целостности и укреплением единства страны.

В начале 1990-х гг. активные сепаратистские устремления в ряде регионов поставили недавно появившуюся страну на грань развала. Сложившаяся ситуация была вызвана целым рядом причин, важнейшей из которых была слабость центральной власти. Кроме того, опасность зарождения се-цессионных процессов была заложена уже в самом асимметричном построении Российской Федерации.

В 20 регионах России возникли требования о создании новых суверенных республик со стороны лишенных государственности этносов. Наиболее острая ситуация сложилась на Северном Кавказе.

В этот период о суверенитете заявляли как национальные республики (Чечня, Татарстан, Якутия), так и богатые сырьем регионы, не имеющие никаких национальных проблем. Так появились идеи создания республик: Поморской, Уральской, Енисейской, Балтийской, Дальневосточной.

К настоящему времени наиболее заметные проявления этносепаратизма в России остались в прошлом. Этому способствовало приведение законодательства всех субъектов в соответствие с федеральным законодательством, а также продолжающаяся административная реформа, вехами которой стали: введение института полномочных представителей Президента РФ, старт кампании по укрупнению регионов и изменение системы избрания губернаторов. Итогом всех этих преобразований должно, по-видимому, стать фактическое превращение России в управляемую федерацию, некоторые черты которой будут характерными скорее для унитарного государства.

С этим связано то, что в ближайшее время на первый план во внутренней геополитике нашей страны выйдут другие региональные проблемы. Самой острой среди них является не сокращающийся разрыв между богатыми и бедными регионами, приводящий к оттоку населения из Сибири и Дальнего Востока, остающихся стратегически важными в российской геополитике.

Серьезнейшую проблему являет собой неравномерная плотность населения, которая влечет за собой очаговый характер экономических зон, неразвитость транспортных коммуникаций, демографический прессинг и экспансию со стороны приграничных государств.

Значительные угрозы заложены также в других экономических аспектах. Среди них последствия системного кризиса, низкий уровень ВВП, преобладание топливно-сырьевой составляющей в экспорте.

Серьезные проблемы существуют и в других областях: социальной (расслоение общества, деформация его демографического и социального состава, снижение духовного потенциала населения), экологической (отсутствие природосберегающих технологий, низкая экологическая культура), информационной и т. д.

Помимо этого, необходимо решать и частные проблемы. Важным условием бе-

зопасности России является грамотное обеспечение пограничного контроля. Сегодня совершенно очевидно, что осуществление этого контроля на современных рос -сийских границах по советской схеме (то есть с помощью войсковых формирований) невозможно и нецелесообразно. Поэтому не вызывает сомнений необходимость перехода к современному оперативно-войсковому контролю.

Давно назрела необходимость в решении проблемы Калининградской области. Очевидно, что возможное ограничение сообщения с этим регионом станет серьезным нарушением суверенитета РФ. Проблема Калининграда затрагивает правовое положение всех граждан России и требует для обеспечения одной из конституционных свобод - свободы передвижения - полноты государственного суверенитета Российской Федерации над ее территорией.

Проблемной становится и роль нашей страны в качестве транзитного узла. Реально действующие международные коммуникации сейчас минуют Россию. Связи между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом в основном осуществляются по морю в обход ее территории. Не действуют и российские сухопутные коммуникации.

В будущем значение внутренней составляющей национальной геостратегии будет постоянно возрастать, причем упор должен делаться на социально-экономические аспекты развития.

Внешнеполитическое измерение геостратегических приоритетов можно проследить, проанализировав Концепцию внешней политики 2000 г. В этом документе приоритеты разделены на глобальные и региональные.

Согласно Главе III Концепции, основными задачами России в сфере решения глобальных проблем являются:

1) формирование многополярного мира;

2) обеспечение международной безопасности;

3) активная внешняя экономическая политика;

4) защита прав человека;

5) содействие позитивному восприятию РФ в мире.

Первые 2 из перечисленных приоритетов являются традиционными для нашей страны. Задача построения нового справедливого мироустройства стоит перед Россией сразу после распада биполярной системы мира. С точки зрения России, новое устройство мира должно быть основано на принципах «равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества». В Концепции внешней политики Российской Федерации подчеркивается также ключевая роль ООН в регулировании международных отношений в XXI в. и решительный настрой России противодействовать попыткам принизить эту роль.

Проблемы безопасности также имеют огромное значение, несмотря на снижение угрозы прямого военного конфликта в современных международных отношениях. В этой сфере Россия стремится к дальнейшему снижению роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности2.

Уже сейчас очевидно, что традиционная трактовка национальной безопасности, включавшая исключительно военную составляющую, отходит на второй план. В современной России следует создавать систему безопасности, способную предотвратить угрозы в экономической, экологической, информационной сферах.

Можно прогнозировать, что в будущем эти 2 приоритета будут терять свой всеобъемлющий характер, но произойдет это только тогда, когда полностью сформируется новая система международных отношений и будет дан достойный отпор новым угрозам национальной безопасности: терроризму, незаконному обороту наркотиков и т. д.

Зато очевидно, будет расти роль внешнеэкономической политики, что отражено в недавних посланиях Президента Феде-

ральному собранию, где эта сфера называется приоритетной. В эпоху глобализации основной задачей станет для нашей страны скорейшая интеграция в мировую экономику и активное участие в ведущих международных организациях.

Вот почему геополитическое влияние России в современном мире в значительной мере определяется ходом ее экономического развития, стратегией в выборе геоэкономических сфер и четко сформулированным геополитическим кодом, соответствующим реальному экономическому, социальному, политическому и культурному потенциалу страны. России предстоит решать проблему перевода внешнеэкономических связей на геоэкономические стратегии, основным содержанием которых является транснационализация экономики3.

С большой долей вероятности можно говорить о том, что важное значение для России будут иметь ее новые глобальные приоритеты: защита прав человека и информационное сопровождение своей внешней политики. Без активных действий в этих областях невозможно поддержание значительного веса нашей страны в мире.

Региональные внешнеполитические приоритеты отражены в Главе IV Концепции внешней политики РФ. Среди них важнейшее значение имеют:

1) СНГ;

2) Европа;

3) США;

4) Азия;

5) Ближний Восток;

6) Африка;

7) Центральная и Южная Америка.

В настоящее время центральным направлением во внешней политике России являются страны ближнего зарубежья. Главенствующая роль СНГ среди региональных приоритетов по-прежнему не подвергается сомнению, хотя, скорее всего в XXI в., отношения с государствами постсоветского пространства будут строиться на новой основе: учитываться будут не

исторические традиции, а реальные прагматические интересы.

Не вызывает сомнений то, что необходим системный подход решения проблем стран СНГ, который учитывал бы интересы как отдельных стран, так и всего реги-она в целом. Создание благоприятных институциональных условий рыночного развития способствовало бы раскрытию экономического потенциала и ускорило процесс экономической интеграции стран Содружества4.

Чрезвычайно важным и перспективным в шкале геополитических приоритетов России представляется встраивание страны в Европу. Европейское направление геополитики сейчас переживает подъем, но в этой связи очень многое будет зависеть от отношений нашей страны с региональными организациями: ЕС, НАТО, ОБСЕ и др.

Перспективы России на европейской арене могут быть сведены к двум основным задачам. Первая - продолжить линию на создание стабильной демократической системы европейской безопасности. Вторая - придать дополнительный импульс разностороннему сотрудничеству с Европейским Союзом. Сохраняется необходимость контактов с НАТО, хотя они осложняются положениями ее стратегической концепции, не исключающими ведения силовых действий вне зоны действия Вашингтонского договора без санкций Совета Безопасности ООН.

Среди важнейших приоритетов России особое место занимает формирование партнерских, а в перспективе и союзнических отношений с единственной сверхдержавой -Соединенными Штатами Америки. Контакты с США уже не являются ныне такими тесными, как в начале 1990-х гг., однако очевидно, что российско-американское взаимодействие и в будущем останется необходимым условием улучшения международной обета -новки и обеспечения глобальной стратегической стабильности.

Национальным интересам обоих государств отвечало бы создание долговременной антитеррористической коалиции. Участие в ней России дало бы дополнительный шанс в качестве великой державы ускорить процесс интеграции в сообщество демократических государств с развитой экономикой, а Соединенные Штаты получили бы влиятельного партнера, чьи границы примыкают к нестабильным регионам и государствам5.

Весьма интенсивными становятся контакты России с государствами Азии (прежде всего с Китаем, Индией, Японией), несмотря на имеющиеся противоречия в двусторонних отношениях. Эта тенденция связана с постоянным увеличением роли Азиатско-Тихоокеанского региона в междуна-родной экономике и торговле.

Значение Азии во внешней политике России будет неуклонно возрастать. Это обусловлено не только тем, что Россия является неотъемлемой частью этого динамично развивающегося региона, но и растущим значением международного сотрудничества в обеспечении экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Исходя из национальных интересов России, деятельность нашей дипломатии в Азии будет прежде всего нацелена на решение задач по обеспечению безопасности рубежей российского государства, созданию благоприятных условий для его социально-экономического развития6.

Для России по-прежнему будет оставаться весьма актуальной активизация ее участия в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона -форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), региональном форуме Ассоциации стран Юго-Восточной Азии по безопасности (АСЕАН), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Также Россия будет стремиться играть значительную роль на Ближнем Востоке и в районе Большого Средиземноморья. В

Концепции внешней политики утверждается, что Россия будет добиваться стабилизации обстановки на Ближнем Востоке, включая зону Персидского залива и Северную Африку, учитывая при этом воздействие ситуации в регионе на обстановку во всем мире7.

Уже в ближайшее время ожидается расширение контактов РФ с государствами Африки и Латинской Америки, однако они, видимо, в течение определенного времени останутся на периферии внешнеполитических интересов России ввиду ограниченности ее экономических и организационных ресурсов. Тем не менее в ближайшем будущем Россия будет расширять взаимодействие с африканскими и латиноамериканскими государствами, развивать политический диалог с Организацией африканского единства, с Организацией американских государств и субрегиональными организациями.

В целом, важнейшая задача российской геостратегии - минимизировать воздействие отрицательного исторического опыта в отношениях с другими странами на современные международные отношения. Коллизии и трудности прошлого не долж-ны оставаться негативным фактором политической жизни, источником враждебных стереотипов.

Нашей стране следует укреплять имеющиеся партнерские отношения, а также использовать возможности для создания новых векторов сотрудничества. При этом следует избегать излишнего консерватизма и руководствоваться реальными внешнеполитическими интересами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что осознание Россией своей новой роли в изменяющемся мире требует определения ее долгосрочных стратегических интересов, выбора ближайших и отдаленных приоритетов, формирования систем «обратной связи», регистрирующих вектор движения страны и меру его расхождения с намеченной траекторией. Геостратегические приоритеты должны служить ключом

к решению многих административных, экономических и политических задач для правительства.

Исходя из вышесказанного, следует заметить, что одной из наиболее важных за-

дач в формировании геостратегии России будет учет взаимосвязи и взаимозависимости внутри- и внешнеполитических приоритетов, а также определение наиболее выгод -ных вариантов их сочетания.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Государство Россия. Путь к эффективному государству». М., 2000. С. 8.

2 Концепция внешней политики РФ // Внешняя политика и безопасность современной России, 1991-2002: Хрестоматия: В 4 т. М.: РОССПЭН, 2002. Т. 4. С. 109-121.

3 Бутырская И. Г. Геополитическое положение современной России // [Электоронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ibci.ru/AGP/conferencia/statya17.htm

4 Рогова Т. В. Позиция России в отношении стран СНГ // [Электоронный ресурс]. - Режим доступа: http://liber.rsuh.ru/Conf/Global/rogova.htm

5 Сирота Н. М. О геостратегических приоритетах России // [Электоронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ibci. ru/AGP/conferencia/statya04. htm

6 Иванов И. С. Внешняя политика России и мир. М., 2000. С. 46.

7 Концепция внешней политики РФ // Внешняя политика и безопасность современной России, 1991-2002: Хрестоматия: В 4 т. М.: РОССПЭН, 2002. Т. 4. С. 109-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.