Научная статья на тему 'Геостратегия России'

Геостратегия России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
771
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Маруев Алексей

«Обозреватель-Observer», М., 2007, № 1, с. 5-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геостратегия России»

дим. А если и попадает на телеэкран увлеченный человек, говорящий о великих проблемах бытия и о том, как он и его сверстники решали именно великие проблемы, то этот человек выглядит каким-то ископаемым. И удивляешься, как он сохранился.

А послушайте политиков - о таких материях они сейчас вообще не вспоминают. Перейти на инновационный путь развития? Проще простого - нужно «субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляемым на расширение выпуска высокотехнологичной продукции». Ах, этого недостаточно? Тогда еще «конкурентная среда разработчиков, поставщиков и дилеров». Деньги и конкуренция! Какая там протестантская или православная этика, служение Богу или Отечеству. Мы упростились до кнута и пряника. Это ошибка. Инновационный тип хозяйства возможен только при коллективном духовном подъеме людей, соединенных в сложной, высокоорганизованной совместной работе. Ученый, инженер, рабочий, управленец и множество других работников должны иметь мотивацию высокого уровня, которую не заменить ни рублем, ни страхом. Создать в нынешней РФ условия для сотен тысяч таких коллективов - трудное и великое дело. Это - исторический вызов для нашего поколения, и первым делом надо ему соответствовать хотя бы мысленно.

«Наше время», М., 2007 г., № 8.

Алексей Маруев, кандидат политических наук ГЕОСТРАТЕГИЯ РОССИИ

Ведущиеся в России активные дискуссии по поводу геополитического будущего страны, ее геостратегии на современном этапе свидетельствуют о большой заинтересованности российских политиков и ученых в выборе правильного пути. Выработка геостратегии - чрезвычайно важный аспект. Геостратегия создает основу для разработки технологий реализации приоритетов национальной безопасности, предотвращения военно-политических, социальноэкономических и других катастроф, зарождающихся на энергонасыщенных рубежах. Существует несколько концепций построения геостратегии России. Одну из концепций называют концепцией реванша. Ее сторонники выступают за возвращение позиций, каковыми в свое время обладал Советский Союз, в том числе и в отно-

шении стран, находившихся под патронажем СССР. Ряд сторонников этой школы считают необходимым наращивание военной мощи страны, поддержку государств, выступающих с антизападных позиций, в том числе, например, сближение с Китаем на антизападной основе. Скорее всего, ориентация на такую политику приведет к серии крупных геополитических просчетов Российской Федерации.

Существуют приверженцы установления авторитарного режима управления, в том числе и в сфере внешней политики. Такой подход предполагает однозначное деление мировых государств на противников или союзников и проведение жесткого конфронтационного курса против соперников. Некоторые представители предлагают резко усилить давление на республики СНГ для принуждения их к сближению с Россией. Такая прямолинейная внешняя политика вряд ли принесет успех в современных сложных геополитических условиях.

Еще одну школу называют школой «добровольного подчинения». По сути, концепцию добровольного подчинения проповедовал бывший министр иностранных дел России Козырев в начале 90-х годов, когда Российская Федерация практически беспрекословно следовала установкам Запада. Представители данной школы придерживались либеральной парадигмы и считали, что в своей политике в области безопасности Россия должна однозначно ориентироваться на НАТО и другие трансатлантические структуры. Сейчас концепции «добровольного подчинения» или «атлантизма» имеют мало сторонников среди российского политического истеблишмента.

Рядом аналитиков предлагается «балансирующая» концепция построения геостратегии России, подразумевающая избирательный выбор партнеров и «попутчиков» в том или ином отдельном вопросе. Определенные элементы этой концепции могут быть взяты на вооружение. При этом следует учитывать, что сопутствующие интересы не могут быть постоянными и в отношении разных мировых проблем у «государств-попутчиков» могут быть разные точки зрения.

Официально Россия придерживается стратегии, нацеленной на формирование многополярной системы международных отношений. Между тем детальных научных разработок концепции многополярности и роли России по участию в многополярном мире не существует. Имеются опасные точки зрения о том, что Российская

Федерация, претворяя в жизнь идеи многополярности, должна стремиться к превращению Западной Европы и Китая в самостоятельные полюсы мировой политики. Но это очень опасно при условии, если сама Россия будет стоять на месте.

Важное значение для разработки геостратегии имеет анализ современных геополитических процессов, который позволяет выявить основные тенденции, влияющие как на систему обеспечения национальной безопасности страны в целом, так и на процесс формирования геостратегии России. Прежде всего, к ним относятся такие негативные тенденции, как:

- намерения ведущих геополитических субъектов ослабить влияние России на мировые геополитические процессы за счет снижения роли международных структур (прежде всего, ООН), в которых Российская Федерация является одним из наиболее активных участников;

- наличие территориальных претензий к России, выдвижение теорий о возможности пересмотра существующих границ;

- активизация дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве, превращение постсоветской территории в зону стратегических интересов Запада;

- наличие по периметру российских границ зон существующих и потенциальных конфликтов.

Помимо этого, существуют еще общие мировые тенденции, которые также оказывают важное влияние на Россию и предопределяют направления формирования ее геостратегии.

Во-первых, после распада СССР определяющей тенденцией мирового развития стало построение однополярного мира во главе с США. В то же время на современном этапе на мировой арене ряд сильных государств выступает за многополярность. Активные действия основных геополитических субъектов, намеревающихся установить максимально выгодные для себя модели геополитической структуры мира, ставят перед Россией непростые задачи с точки зрения определения собственной геостратегии.

Во-вторых, одно из центральных мест в системе геополитических процессов занимает глобализация, в соответствии с которой одни страны получают существенные преимущества в развитии, а другие - оказываются на экономической и политической периферии. В связи с этим необходимым для России является активное участие в мировых интеграционных процессах - как политических (используя механизмы ООН, «восьмерки»), так и экономических

(сотрудничество с ЕС, участие в ВТО) и военных (поиск путей для взаимовыгодных отношений с НАТО).

В-третьих, международный терроризм приобретает глобальный характер. Почти все ведущие мировые державы пострадали от этого явления, что диктует необходимость международного сотрудничества по борьбе с этим злом.

В-четвертых, происходит развитие региональной и субрегиональной интеграции в Европе, АТР и других мировых центрах. Интеграционные процессы проходят в Европе, идут активные дебаты по принятию единой европейской конституции, однако для России важным представляется усиление сотрудничества в Европе (ОБСЕ, ЕС), АТР (АТЭС, ШОС), с мусульманским миром (ОИК). Большое значение имеет сотрудничество между странами СНГ (ОДКБ, ЕЭП, ЕврАзЭС и т. д.).

В-пятых, высокая степень геополитической подвижности мира, которая появляется в различного рода мировых событиях и которые существенно видоизменяют мировую геополитическую ситуацию (распад СССР, крушение социалистического лагеря, широкое распространение исламского фундаментализма, терроризма, глобальное насаждение Вашингтоном «демократий американского образца» и т.д.).

С учетом этих тенденций можно определить геостратегические возможности современной России, которые должны стать основой для формирования путей реализации геополитических интересов Российской Федерации. Анализируя опросы общественного мнения, следует подчеркнуть, что большинство российского населения по-прежнему видит в России великую державу. Так, 34% считают, что стране необходимо вернуть статус сверхдержавы, который был у СССР. Еще 35% отмечают, что России в XXI в. следует стремиться войти в число 10-15 экономически развитых и политически влиятельных стран мира. Лишь небольшое число опрошенных готовы ограничиться положением регионального лидера. 16% хотели бы, как к тому стремится и элита, создать ядро интеграции на постсоветском пространстве, а затем войти в один ряд с США и Евросоюзом. Только 7% россиян не желают, чтобы Россия ставила перед собой глобальные цели. В 2006 г. социологи из исследовательского холдинга "РОМИР Мониторинг" задали вопрос: Какие проблемы являются наиболее острыми сегодня в России? Россияне на первое место среди проблем, относящихся к геостратегии страны, поставили терроризм. Далее идут бездуховность обще-

ства, сырьевой характер экономики, отсутствие национальной идеи и демографический кризис.

В настоящее время Российская Федерация не может претендовать на роль сверхдержавы, которую играл Советский Союз, но она остается одной из мировых держав, от которой в большой мере зависит будущее мировой системы. В этом смысле характерно почти всеобщее одобрение утверждающейся сейчас линии, которую называют прагматично-реалистической. Скорее всего, именно она будет определять внешнюю политику России в обозримом будущем.

Несмотря на распад СССР, Россия по своей политической значимости и влиянию в мире, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, и по связанной с этим ответственности остается одной из ведущих держав. Помимо геополитического положения и наличия ядерных вооружений к основным признакам, позволяющим в современных условиях считать Россию мировой державой, относятся ее потенциальные возможности и перспективы по ресурсному обеспечению, достаточно высокий уровень научно-технического развития, наличие значительных территориальных и людских ресурсов и ряд других. Конечно, все эти позиции обеспечиваются не автоматически. Они могут быть утеряны в ближайшие годы, если страна не выйдет из экономического, научно-технологического и духовного кризиса. И, напротив, при условии успешного завершения политических и социальноэкономических реформ возможности России обеспечивать высокое качество жизни своих граждан и оказывать влияние на ход событий в мире будут расширяться. Предпосылки для этого имеются. Сегодня у России есть все средства, чтобы обеспечить свою собственную национальную безопасность, хотя это потребует значительных затрат и сил, но от этого зависит само физическое существование нашей страны.

Таким образом, на вопрос, стоит ли Российской Федерации претендовать на великодержавность, следует ответить: да, стоит. Но не на роль супердержавы, а, скорее, на место в пятерке ведущих держав мира. Это объективный процесс, отвечающий национальным интересам России. Поэтому и необходимы четкая, ясная, многовекторная стратегия отстаивания национальных интересов, сочетание гибкости и последовательной твердости с опорой на совокупный геополитический потенциал России. Основными же условиями возрождения России и превращения страны в ведущую ми-

ровую державу являются стабилизация внутриполитического положения страны, подъем экономики и наращивание военного потенциала.

Что касается военной безопасности, то в мире продолжается милитаризация. Оружие продолжает оставаться в качестве важнейшего инструмента внешней политики. Что бы ни говорили на Западе, расширение НАТО на Восток прежде всего направлено против России. И инициатором этого движения являются США. В этих условиях нужно быть готовым к любым неожиданностям. Это значит, что Россия должна обладать надежным военностратегическим потенциалом сдерживания - потенциалом, который гасил бы у вероятных агрессоров любые попытки решать с Россией возникающие проблемы силой оружия. В нынешнем ущербном состоянии Вооруженных Сил России этот потенциал должен непременно опираться на стратегические ядерные силы.

Политическая история свидетельствует, что удержать пространство мировых империй одной только силой никогда не удавалось. Изменение геополитической и исторической реальности в результате распада СССР привело к поиску новой связующей и объединяющей идеи, нового исторического выбора, новой системы ценностей. Идеи рынка, демократии, прав и свобод человека для России оказалось недостаточно. Они теряют свою привлекательность и мобилизующую силу. Формирование подлинно отечественной системы ценностей на основе нашего образа жизни, традиций, истории является важнейшей задачей, без решения которой процесс реформирования страны и создания в России новой государственности затянется еще на десятилетия. Могущество России будет зависеть от способности возродить и сохранить энергоинформационный стратегический ресурс русской культуры и языка, являющихся, наряду с материально-вещественными источниками энергии и коммуникационными (транспортными) функциями, бесценным богатством России.

Для поступательного развития страны нужна правильно сформированная идеология. Роль идеологии в формировании стратегии обеспечения национальной безопасности России состоит в консолидации общественного сознания, всех граждан вокруг обоснованных идеологических представлений о статусе нашей страны в системе международных отношений; о ее месте в системе мирохозяйственных связей; об общей идее развития; о той основе, на ко-

торой должны разрабатываться конкретные направления политического курса России.

В результате анализа современной ситуации можно сделать следующие выводы относительно геостратегического положения России.

1. Общая мировая ситуация будет характеризоваться медленным продвижением в сторону многополярного мира. Ведущую роль по-прежнему будут играть США. В АТР постепенно будет усиливаться роль Китая как самостоятельного полюса мировой политики, произойдет усиление позиций Японии и Индии. Несмотря на возникшие трудности, по всей видимости, осуществится объединение европейских стран на основе единой конституции и Европа (или ЕС) превратится в самостоятельный полюс мировой политики.

2. Россия из-за недостаточной экономической и снижающейся военной мощи не сможет претендовать на роль самостоятельного полюса будущего мироустройства. В то же время по своей политической значимости, в том числе в качестве постоянного члена СБ ООН, в силу выгодного геополитического положения, наличия ядерных вооружений, способности занять лидирующие позиции в области ресурсного обеспечения Россия останется одной из мировых держав, от которых в значительной мере зависит будущее мировой системы.

3. Реализовать имеющиеся возможности на мировой арене Россия может лишь в том случае, если будет правильно сформирована её геостратегия исходя из следующего характера национальных интересов:

- национальные интересы Российской Федерации на глобальном уровне состоят в ее активном и полноправном участии в построении такой системы международных отношений, в которой ей отводилось бы место, в наибольшей степени соответствующее ее политическому, экономическому и интеллектуальному потенциалу, военно-политическим и внешнеэкономическим возможностям и потребностям;

- национальные интересы Российской Федерации на региональном уровне должны сводиться к обеспечению стабильного и безопасного международного окружения, а также к продвижению и закреплению ее военно-политических и экономических позиций на мировой арене на основе использования механизмов регионального сотрудничества;

- национальные интересы Российской Федерации на постсоветском пространстве состоят в развитии всесторонних взаимовыгодных связей со странами СНГ и их максимальном вовлечении в сферу российских интересов.

4. Геостратегия должна учитывать угрозы национальной безопасности РФ и определить меры по их нейтрализации, которые в основном проявляются в:

- росте международного терроризма и обострении межкон-фессиональных противоречий;

- намерениях ведущих геополитических субъектов ослабить влияние России в международных структурах;

- наличии территориальных претензий к РФ, а также планов по отторжению российских территорий;

- превращении постсоветского пространства в зону стратегических интересов Запада, ослаблении влияния России в странах СНГ;

- ведении западными спецслужбами, в первую очередь американскими, разведывательно-подрывной деятельности против России;

- последовательном превращении Китая в ведущего геополитического противника РФ в АТР;

- приближении к российским границам западных военных структур, в первую очередь НАТО;

- желании Запада видеть Россию исключительно в роли своего сырьевого придатка.

Не следует также забывать и о внутренних проблемах, отрицательно влияющих на состояние национальной безопасности РФ (ухудшение демографической ситуации; ослабление Вооруженных Сил; отсутствие прогресса в наукоемких отраслях промышленности; зависимость российской экономики от мировых цен на энергоносители; коррупция; ослабление культурной и духовной политики и т. д.).

На основе перечисленных выводов и исходя из возможностей России, можно определить основные направления развития геостратегии России.

1. В международных отношениях необходимо придерживаться прагматично-реалистической позиции, стремясь поддерживать партнерские отношения с ведущими мировыми державами, избегая сомнительных стратегических союзов. Россия должна строить отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья на строго

индивидуальной основе, не пытаясь разрабатывать некой единой для всех стратегии; определяющими должны стать национальный прагматизм, реалистичное стремление к воссозданию собственных сфер влияния.

2. На постсоветском пространстве следует строить отношения с бывшими советскими республиками на взаимовыгодной основе, исходя в первую очередь из экономической целесообразности. Используя политические, экономические, военные, культурные возможности, не допускать чрезмерного усиления влияния ЕС, НАТО и США на постсоветском пространстве в ущерб интересам России.

3. Вести целенаправленную борьбу с международным терроризмом, усиливать международное сотрудничество с ведущими странами для противодействия терроризму, наращивая усилия по созданию глобальной антитеррористической коалиции. При этом необходимо активно доводить до Запада российскую позицию, заключающуюся в недопущении «двойных стандартов» в борьбе с международным терроризмом.

4. Целесообразно активизировать участие России в международно-правовой деятельности, используя в том числе свой статус постоянного члена СБ ООН. Необходимо апеллировать при этом в международные форумы, в первую очередь в ООН, объединяя вокруг себя близкие по духу и позиции государства. Самостоятельный голос России в мировых делах должен звучать все более уверенно и с акцентом на отстаивание собственных национальных интересов.

5. Необходимо укреплять территориальную целостность России, предотвращать попытки иностранных государств, направленные на отторжение российских территорий, расчленение страны. Следует проводить сбалансированную политику в отношении субъектов Российской Федерации, усилив внимание к тем прилегающим к государственной границе субъектам Федерации, которые являются объектами территориальных претензий, а также депрессивными с экономической точки зрения.

6. Учитывая, что приближение инфраструктур НАТО к российским границам является угрозой национальной безопасности, необходимо уделить повышенное внимание отношениям России с НАТО. Интересам РФ отвечает глубокая модернизация НАТО, то есть трансформация из сугубо военного союза в ядро будущей ев-

ро-атлантической миротворческой организации с возможным участием Москвы.

7. Путь к усилению влияния России на мировой арене лежит через подъем национальной экономики. Необходимо предпринимать усилия по увеличению производственных мощностей, повышению качества производимой продукции, внедрять современные технологии, развивать наукоемкие отрасли, расширять потребительский рынок. Одновременно России целесообразно закрепиться в роли одного из главных поставщиков энергоресурсов на мировой рынок и тем самым обеспечить себе возможность влиять на ценовую конъюнктуру на мировом рынке углеводородов. Для этого необходима глубоко проработанная и обоснованная целостная концепция, учитывающая мировую экономическую обстановку, тенденции ее развития, положение основных экономических конкурентов и собственно возможностей России.

8. Необходимо повышать оснащенность и боевые возможности Вооруженных Сил РФ, их боеготовность к отражению военной агрессии против России, ибо слабость российской армии не позволит нам отстаивать российские интересы на мировой арене. Предложения, возражения, замечания России по важным международным проблемам должны подкрепляться мощью российских ВС. Речь идет не столько о количественном росте ВС, сколько о повышении их качества. Российская армия остро нуждается в современных вооружениях, в повышении уровня подготовки военнослужащих, улучшении условий их жизни, а также в повышении морально-боевого духа ВС.

9. Целесообразно усилить контроль за развитием демографической ситуации в стране. Следует принимать меры по недопущению снижения российского народонаселения, экономическими методами стимулировать рождаемость. Также следует содействовать исправлению демографической ситуации за счет привлечения в страну русскоязычного населения из государств ближнего зарубежья.

10. Предоставляется важным подъем российской культуры, обращение к историческим традициям русского народа. Надо постараться возродить и всемерно поддерживать информационный стратегический ресурс русского языка, русского этноса и культуры как внутри страны, так и в ближнем зарубежье. Следует обратить повышенное внимание на духовное воспитание российской молодежи, особое внимание уделяя изучению истории, а также вопро-

сам культуры. Целесообразно активнее привлекать население к участию в политической и экономической жизни страны, что будет способствовать более четкому формулированию населением своих интересов и становлению в России гражданского общества, способного принимать участие в формировании стратегического курса страны.

11. Необходимо срочно сформировать государственную идеологию, которая в сфере международных отношений была бы направлена на превращение России в мировую державу, способную оказывать влияние на ход мировых процессов исходя из собственных национальных интересов.

Таковы общие направления, которые могут быть приняты за основу в российских структурах, занимающихся вопросами формирования и реализации геостратегии страны. Эти направления нацелены на защиту национальных интересов России и сформулированы с учетом современной мировой обстановки, характеризующейся обострением геополитического противоборства. Реализовать данные направления можно лишь проводя последовательную активную внешнюю политику на основных геополитических векторах. Уникальное положение Российской Федерации на земном шаре, ее географические, исторические и экономические особенности свидетельствуют о необходимости выработки собственной геостратегической модели на основе внимательного использования культурно-цивилизационных и духовных аспектов Российского государства. США и их атлантические союзники по-прежнему стремятся к ослаблению нашей страны, отводя ей роль сырьевого придатка на мировой арене. Такой статус никоим образом не отвечает интересам ни личности, ни общества, ни государства. Российская Федерация может быть процветающим государством только в том случае, если она будет сильным государством.

«Обозреватель-Observer», М., 2007, № 1, с. 5-13.

Махач Магомедов, доктор исторических наук (Республика Дагестан) ИСТОКИ СОВРЕМЕННОГО МУСУЛЬМАНСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ

На современном этапе истории все более очевидно, что мусульманский экстремизм, доходящий до крайних форм терроризма,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.