Научная статья на тему 'Геостратегическое соперничество негосударственных акторов в Африке: Римскокатолическая церковь в борьбе за «континент надежды»'

Геостратегическое соперничество негосударственных акторов в Африке: Римскокатолическая церковь в борьбе за «континент надежды» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Африка / католицизм / Ватикан / политика инкультурации / социальная деятельность / вооруженные конфликты / Africa / Catholicism / Vatican / Culture Policy / Social Activities / Armed Conflict

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дмитриев Руслан Васильевич, Горохов Станислав Анатольевич

Современное христианство, большинство направлений которого сформировалось в Европе и Северной Америке, в XXI в. стало подлинно глобальной религией, перенеся свою активность в развивающиеся страны. Отступая под напором секулярных процессов в Европе, христианство добивается впечатляющих успехов именно в Африке: в 2019 г. этот регион стал первым в мире по численности христиан, сосредоточив 25,6% глобальной христианской популяции. Если в Европе из-за падения посещаемости закрываются храмы, то в Африке христианские общины процветают, пополняясь молодыми прихожанами. Поэтому именно с Африкой христианские лидеры, в том числе руководство католической церкви, все чаще связывают будущее своих церквей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дмитриев Руслан Васильевич, Горохов Станислав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geostrategic Competition of Non-State Actors in Africa: The Roman Catholic Church in the Fight for the «Continent of Hope»)

The Catholic Church of Africa understand the spiritual and material needs of Africans, which allows Catholicism to compete quite successfully with other religions for their souls and hearts. The Vatican takes into account that modern Africa is a continent with a huge and rapidly growing population, facing such serious challenges as global poverty and disease, corruption, economic instability, political crises. This explains the humanitarian focus of the Catholic Church on the continent, which offers Africans, along with spiritual support, educational and medical services. The Catholic hierarchs of Africa and the Vatican face a number of painful issues, the future of Catholicism on the «continent of hope» depends to a large extent on their solution. Africa consists of more than 50 independent states, and the Catholic Church needs to build correct relations with completely different political regimes on the continent – from the extreme left to the right and nationalist. Since the colonial times, the Catholic hierarchy, to a much greater degree than the Protestant churches organized according to the network principle, was distinguished by its political commitment. However, in modern Africa, the Catholic Church must remain above political fights, to affirm its status as an arbiter in conflicts tearing up African society. Despite a completely optimistic picture of the development of Catholicism in Africa, the alarming signal for Catholic hierarchs is the fact that with an increase in the share of Catholics in the population of the continent, since 1970 there has been a decrease in their share in the Christian population. This trend persists for all the largest Catholic countries in Africa. Thus, Protestantism so far wins in the competition with Catholicism for the African flock. One of the most effective ways to strengthen the authority of the Catholic Church remains regular visits of the pontiff to African countries. It is during these visits that the Pope can establish contacts with the governments of the countries at the highest level, as well as with representatives of religious, public circles, cultural and business figures, communicating to them the opinion of the leadership of the Catholic Church on the broadest issues – not only humanitarian, but also socio-political character. Moreover, the visits of the Pope, organized as pilgrimages, are not only of great political, but also religious and emotional significance for the population of the country he is visiting, attracting large masses of people to participate in this event.

Текст научной работы на тему «Геостратегическое соперничество негосударственных акторов в Африке: Римскокатолическая церковь в борьбе за «континент надежды»»

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА

ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ АКТОРОВ В АФРИКЕ: РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БОРЬБЕ ЗА «КОНТИНЕНТ НАДЕЖДЫ»

© 2019 Р.В. Дмитриев, С.А. Горохов

ДМИТРИЕВ Руслан Васильевич, кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института Африки РАН и Института географии РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1; e-mail: dmitrievrv@yandex.ru

ГОРОХОВ Станислав Анатольевич, доктор географических наук, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, профессор Московского педагогического государственного университета. Российская Федерация, 119017, Москва, Старомонетный пер., 29; e-mail: stgoro-hov@yandex.ru

Аннотация. Современное христианство, большинство направлений которого сформировалось в Европе и Северной Америке, в XXI в. стало подлинно глобальной религией, перенеся свою активность в развивающиеся страны. Отступая под напором секулярных процессов в Европе, христианство добивается впечатляющих успехов именно в Африке: в 2019 г. этот регион стал первым в мире по численности христиан, сосредоточив 25,6% глобальной христианской популяции. Если в Европе из-за падения посещаемости закрываются храмы, то в Африке христианские общины процветают, пополняясь молодыми прихожанами. Поэтому именно с Африкой христианские лидеры, в том числе руководство католической церкви, все чаще связывают будущее своих церквей.

Ключевые слова: Африка, католицизм, Ватикан, политика инкультурации, социальная деятельность, вооруженные конфликты

DOI: 10.31132/2412-5717-2019-49-4-70-81

В 2012 г., выступая на всеафриканском Конгрессе мирян-католиков в Яунде (Камерун), видный католический иерарх кардинал Станислав Рылко отметил важность миссионерской деятельности в Африке - «континенте надежды», порождающей уверенность в обновление католицизма [1]. Папа Бенедикт XVI, отмечая высокую духовность жителей континента, заявил, открывая в 2009 г. II специальную ассамблею Синода Епископов по Африке: «Африка представляет огромное духовное "легкое" для человечества, пребывающего в кризисе веры и надежды» [2]. Развивая идею о важности африканских единоверцев для католиков всего мира, нигерийский епископ Стивен Дами Мамза выразил уверенность, что «с тем количеством молодежи в Церкви, с тем количеством активности, которые есть в Африканской Церкви, Африка может

стать надеждой для христианства в будущем». По его мнению, «возможно, что в будущем Папа будет из Африки» [3].

В современной Африке католицизм не является доминирующим вероисповеданием; скорее можно согласиться с мнением кардинала С. Рылко, что католики - это «креативное, творческое меньшинство, осознающее свою важность для континента» [1]. В 2017 г. католики составляли 19,2% населения Африки (более 228 млн человек), то есть немногим больше, чем в среднем по миру - 17,7% [4]. Хотя африканская католическая паства по своей численности уступает латиноамериканской и европейской, составляя менее 18% от мировой, она исключительно важна для Ватикана, ведь на Черный континент приходится 44% (более 6,2 млн человек) ежегодного прироста сторонников католицизма - больше, чем в любом другом регионе Земли [4].

Современная география католицизма в Африке в общих чертах сложилась еще в колониальный период истории континента, который продлился с середины XV в. до 1960-х годов. Первоначально европейские миссионеры действовали на континенте заодно с колониальными властями, помогая колонизаторам укреплять свою власть над местным населением [5]. Религиозная нетерпимость католического духовенства, уничтожавшего памятники традиционной африканской культуры, его фактическое пособничество работорговле приводили к враждебному отношению к католицизму со стороны африканцев. В результате первые несколько столетий своей деятельности католические миссионеры не могли достичь существенных успехов в христианизации африканского населения, а ослабление Португалии - основной католической колониальной державы в Африке в XV-XVII вв. - привело к возвращению большей части обращенного в католицизм населения к этнорелигиям.

Подъем миссионерской деятельности католической церкви в Африке начался с 1870-х годов, совпав с разделом континента между крупнейшими европейскими державами. Колониальные власти обычно поддерживали христианских миссионеров тех направлений, к которым принадлежало большинство населения в самой метрополии. Поэтому французские, испанские и португальские колонизаторы преимущественно содействовали католическим миссионерам - этим обусловлено сохранившееся до настоящего времени преобладание католицизма в бывших колониях этих стран в Африке. Ведущая роль в приобщении народов Африки к католической религии принадлежала прежде всего французским миссионерам, католическая церковь на родине которых во второй половине XIX в. испытывала духовный подъем. Главной целью своей деятельности миссионеры видели создание жизнеспособной церкви, состоящей из местного населения, которая может опираться на собственные ресурсы.

Так, кардинал Ш. Лавижери - первый архиепископ Алжира с 1867 по 1892 гг. - настаивал на «африканизации» католической церкви путем приобщения миссионеров к местным обычаям и языку, а также привлечения к миссии местного населения. Обращаясь к католическим миссионерам, он писал: «Любите народы, к которым вы посланы. Любите их тем больше, чем более они слабы и убоги. Любите Африку, такую далекую от нас, за кровавые раны ее рабства, за вопли страдания, столько веков доносящиеся из ее глубин, любите Африку ...» [6, с. 1463]. В 1868 г. Ш. Лавижери основал общество апостольской жизни «Миссионеры Африки», которое стало широко известно под именем Конгрегации белых отцов, которым - наряду с другими миссионерскими объединениями, возникшими позже - принадлежит важная роль в распространении католицизма в Африке.

Благодаря деятельности католических миссий численность католиков в Африке выросла с 1,9 млн (более половины этого числа составляли европейские колонисты в Северной Африке) в 1900 г. до 45 млн человек в 1970 г., то есть почти в 24 раза, а их доля в населении континента за тот же период увеличилась с 1,8% до 12,6% [7]. К концу колониального периода в Центральной Африке сложился обширный регион, в христианском населении которого преобладали адепты католицизма - своеобразный католический «домен», который охватывал территории бывших колоний Франции, Бельгии, Португалии и

Испании: Демократическую Республику Конго (ДРК), Республику Конго, Экваториальную Гвинею, Габон и Анголу. К 1970 г. католики составляли 38% населения Центральной Африки, или более 70% христианского населения этой части континента.

Завоевание странами Африки в 1960-1970 гг. политической независимости обусловило необходимость еще большей «африканизации» местной католической общины, которая позволила бы этому направлению христианства окончательно отмежеваться от образа религии «белых колонизаторов». Необходимый в новых условиях курс на обновление католицизма был окончательно взят на II Ватиканском соборе (19621965 гг.), в рамках которого обсуждались все формы дискриминации и расизма. Соборные отцы подтвердили, что католическая церковь «уважает и развивает качества и индивидуальности различных рас и народов; и все то, что в обычаях народов не связано нерасторжимо с суевериями и заблуждениями, она старается благосклонно оценивать, и если возможно сохраняет неизменным» [8].

О важности Африки для мирового католицизма свидетельствуют частые поездки на континент римских первосвященников: первый такой визит состоялся в 1969 г., когда Папа Павел VI посетил Уганду. Официальной целью визита было прославление первых католических мучеников Черной Африки - святых Карла Лванга и его сподвижников, сожженных заживо местным правителем в 1886 г. Во время поездки Папа выступил с программной речью, главный посыл которой заключался в необходимости продолжения христианизации африканских народов силами самих африканцев: «Вы, африканцы, отныне сами миссионеры. Вы должны продолжить дело строительства церкви на своем континенте. Вы можете, вы должны иметь африканское христианство» [9, с. 89]. Необходимо отметить, что в дальнейшем все приемники Павла VI на папском престоле обязательно посещали Африку: всего таких визитов к настоящему времени состоялось 23, особенно в этом отношении выделяется Папа Иоанн Павел II, который совершил за время своего понтификата (1978-2005 гг.) 14 отдельных поездок на континент.

Таким образом, для сохранения влияния католицизма в обретших независимость странах Африки основное внимание было уделено усилению позиций местных уроженцев в католическом клире, которые могли легче найти путь к сердцам своих соотечественников по сравнению с западными миссионерами. Результаты политики «африканизации» католицизма оказались довольно впечатляющими: если в 1923 г. в Африке служили лишь 88 священников местного происхождения и 1868 миссионеров (в основном, из Европы), то в 1960-е годы местный клир насчитывал уже более 3 тыс. священнослужителей, к 1980 г. число священнослужителей-уроженцев Африки возросло до 17 тыс., а к 2017 г. превысило 45 тыс., что составляет более 10% всех католических священников в мире [4; 9]. Тенденция увеличения численности католических священников в Африке и их доли в католическом клире всего мира, вне всякого сомнения, продолжится и далее, ведь на континент приходится более половины всей мировой численности семинаристов - 54 тыс., в то время как в 1960 г. было лишь 2 тыс. [4]. Теперь уже католические священнослужители из Африки стали переезжать в Европу и США, церкви которых не могут восполнить недостаток в священниках за счет местного населения, не стремящегося к принятию сана. Это так называемое возвратное миссионерство приняло в начале XXI в. значительные масштабы. Согласно официальным данным, во Франции в настоящее время служат 1800 иностранных священников - в основном из ее бывших африканских колоний [10]; более тысячи католических священников в США на сегодняшний день являются выходцами из Африки, около 600 из них приехали из Нигерии и еще более 70 - из Кении [11].

Укрепление влияния католицизма в независимых странах Африки было бы невозможно без создания местного епископата. В 1939 г. только два африканца (из Уганды и Мадагаскара) были посвящены в сан епископов; в 1980-х годах уже более 70% католических епископов Африки были местными уроженцами, а в конце второго десятилетия XXI в. этот показатель вырос до 90% (из 713 католических епископов континента) [12].

Представительство католической общины Африки в мировом католицизме осуществляют кардиналы. В колониальный период все кардиналы, представлявшие Африку, были исключительно миссионерами-европейцами. Только в 1960 г. был возведен в сан кардинала первый африканец - уроженец Танзании Л. Ругамбва; в 1965 г. в Африке было 5 кардиналов, в 1980 г. - уже 12 [9]. В 1993-2002 годах один из первых кардиналов-африканцев, уроженец Бенина Б. Гантен был даже главой (деканом) Коллегии кардиналов, то есть занимал второй по важности после Папы римского пост католической церкви. В современной Коллегии кардиналов Африка представлена уже 29 членами: все они - местные уроженцы, 17 из них ныне имеют право участвовать в конклаве, то есть избирать нового Папу римского.

О результативности политики Ватикана в странах независимой Африки свидетельствует расцвет католицизма на континенте: в результате численность католиков возросла с 1970 по 2018 г. более чем в 5 раз (с 45 млн до 228 млн), что делает африканцев самой быстро растущей паствой католической церкви в современном мире. Тем не менее, география католицизма в Африке не претерпела существенных изменений по сравнению с эпохой колониализма. По-прежнему в странах католического «домена», расположенного в Центральной Африке, проживают более 60 млн адептов католицизма, или более четверти их общей численности на континенте. Доля адептов католицизма в населении Центральной Африки до настоящего времени - самая высокая на континенте (44%): это единственный субрегион, в котором католики составляли большинство (54%) его христианского населения. К западу и северо-западу к католическому «домену» примыкают область дельты Нигера (юго-восток Нигерии), с севера - южные районы Камеруна, ЦАР и Чада, с северо-востока - территории Уганды, Руанды и Бурунди, а также Кении и Танзании. На этих территориях также активно действовали католические миссионеры, и ныне здесь проживают еще 80 млн католиков. Таким образом, в католическом «домене» и в приграничных с ним странах концентрируются 140 млн католиков, или около 60% их общего числа в Африке. Значительные по численности группы адептов католицизма сосредоточены также в бывших французских и португальских колониях Западной и Восточной Африки - Мадагаскаре, Мозамбике и Кот-д'Ивуаре (табл. 1).

Таблица 1

Страны Африки, лидирующие по численности католического населения

Страна Численность католиков, млн человек Доля католиков в населении, %

1970 г. 2018 г. 1970 г. 2018 г.

Демократическая Республика Конго 9,9 41,0 48,9 54,6

Нигерия 3,9 22,0 7,8 11,9

Уганда 3,4 15,9 34,6 39,6

Ангола 2,7 12,9 47,7 56,4

Танзания 2,8 11,4 20,5 22,0

Кения 1,9 11,1 16,8 23,6

Мозамбик 1,5 8,8 16,5 32,3

Мадагаскар 1,6 6,0 19,7 24,8

Бурунди 2,1 6,0 60,0 55,7

Камерун 1,5 5,6 23,1 24,0

Руанда 1,7 5,3 45,2 43,9

Кот-д'Ивуар 0,6 4,1 11,4 19,3

Африка 45,1 228,4 12,6 19,2

Составлено и рассчитано авторами по: [7].

Хотя доля католиков в населении Африки в целом, как и в большинстве стран континента, существенно выросла за последние полстолетия (табл. 1), перед католицизмом на этом континенте стоит множество задач, от успешного решения которых зависит его будущее в этом регионе мира.

Следует учитывать, что современная Африка - это континент с бурно растущим населением, численность которого превышает 1,3 млрд человек, переживающий глубокие социально-политические изменения; он стоит перед лицом серьезных вызовов - таких как всеобщая бедность и болезни, коррупция, экономическая нестабильность, политические кризисы, вызванных последствиями глобализации и связанных с ней хищнической эксплуатацией человеческих и природных ресурсов, эскалацией насилия и ростом религиозного фундаментализма. В настоящее время более 40% населения стран Африки к югу от Сахары продолжает жить в условиях крайней нищеты, имея доход менее $1,25 в день; 240 миллионов человек живут, испытывая хронический голод [13]. На Африку приходится более 2/3 от общего числа ВИЧ-инфицированных в мире (более 23 млн человек), ежегодно от СПИДа на континенте умирают 1,2 млн человек, что составляет около 70% смертности от данного заболевания во всем мире [14]; еще около 1 млн африканцев ежегодно умирают от малярии (85% из их числа - дети младше 5 лет) [15].

Живя в столь суровой действительности, от своей религии африканцы ждут не просто проповеди добродетелей и спасения в загробной жизни, но прежде всего конкретных рецептов выживания в этом мире, стимула развития своих стран. За души и сердца африканцев развернулось острое соперничество между различными религиями. В Африке в наши дни активны обе крупнейшие мировые религии - христианство и ислам; континент разделен фактически пополам по религиозному признаку на исламский север и христианский юг [16]. Христианство представлено фактически всеми существующими в мире деноминациями, а ислам - своими различными направлениями, в том числе фундаменталистскими.

Важно отметить, что католическая церковь Африки и Ватикан понимают духовные и материальные запросы африканцев, что позволяет католицизму вполне успешно конкурировать с другими религиями за души и сердца африканцев. Этим объясняется гуманитарная направленность деятельности католической церкви на континенте, предлагающей африканцам - наряду с духовной поддержкой - образовательные и медицинские услуги.

Католическая церковь является крупнейшим частным медицинским учреждением в Африке, и католические больницы, клиники и миссии находятся на переднем крае борьбы с ВИЧ/СПИДом. Католические медицинские организации также оказались в авангарде борьбы с эпидемией лихорадки Эбола в Западной Африке в 2014 г., особенно в Либерии, Нигерии, Сьерра-Леоне и Гвинее. В результате в Либерии от Эбола погибли несколько монахов и волонтеров, которые оказывали медицинскую помощь больным. Также католические благотворительные организации и медицинские учреждения помогают ухаживать за 15 млн детей-сирот. Всего в католических епархиях стран Африки действуют 1100 больниц, 5250 амбулаторий и центров первичной помощи, 200 домов для прокаженных, 1300 детских домов, 2600 детских садов и 750 домов для престарелых [17].

Не менее активна в Африке католическая церковь и в образовании. Эта сфера деятельности особенно востребована на этом континенте, имеющем самое молодое население среди регионов мира. Однако, согласно данным Брукингского института, за 2012 г., из 128 млн детей школьного возраста в Африке 17 млн никогда не будут иметь возможности пойти в школу, а около половины из них не получают даже базовых образовательных навыков [18]. Согласно докладу Конгрегации католического образования за 2013 г., на Африку приходилось 75% всех новых католических школ в мире, католиче-

ская церковь управляет почти 16 тыс. детских садов, которые посещают 1,5 млн детей; 38 тыс. начальных школ, где учатся 16 млн человек, и 12,7 тыс. средних школ на 5,4 млн учащихся [17]. В Африке также действуют около десятка католических университетов, в которых проходят подготовку не только будущие теологи и священники, но и представители различных светских профессий: учителя, экономисты, инженеры и др. Католическое образование заслуженно считается в Африке одним из лучших и наиболее престижных, а в принадлежащие церкви учебные заведения стремятся попасть не только католики, но и представители других конфессий.

Учитывая совершенные в прошлом промахи, особое внимание в своей деятельности католическая церковь уделяет примирению враждующих сторон в гражданских войнах на континенте, поддержке движения против коррупции и содействию в странах Африки переходу от авторитарного правления к устойчивой демократии. Так, в ДРК -крупнейшей католической стране континента - церковь сегодня является фактически единственным стабильным институтом на территории, опустошенной междоусобицами, коррупцией и бедностью. В 2011 г. епископат ДРК принял декларацию, осудившую разгул насилия в результате президентских выборов; архиепископ Киншасы кардинал Лоран Монсенгво Пасиня сыграл важную роль в переговорах правительства с оппозицией, призванных нормализировать ситуацию [17]. В Зимбабве архиепископ Булавайо Пиос Нкубе и другие католические епископы противостояли погрязшему в коррупции режиму Роберта Мугабе, обличая его неспособность управлять страной.

Активную социальную позицию католических иерархов Африки поддерживает Ватикан через Папский Совет справедливости и мира, деятельность которого направлена на сбор информации о проблемах, касающихся справедливости и мира в разных частях планеты, содействие прогрессу народов и защите прав человека. Однако даже на фоне такой активности католической церкви в Африке можно назвать беспрецедентными усилия Папы Франциска по прекращению гражданской войны в Южном Судане, унесшей с 2013 г. не менее 400 тыс. жизней. В апреле 2019 г. на закрытом двухдневном совещании лидеров африканских стран в Ватикане Папа на коленях просил президента и лидера оппозиции Южного Судана заключить между собой мирное соглашение, поцеловал им ноги. В результате ошеломленные и растроганные лидеры страны были вынуждены согласиться выполнить просьбу Римского первосвященника. Этот поступок Папы, на наш взгляд, показал, что католическая церковь больше не может допустить повторения событий в Южном Судане и руандийских событий 1994 г.

Слабость и коррупция многих африканских правительств, процветающая незаконная торговля оружием, прозрачные границы и бедность населения способствовали экспансии исламистов и обострению конфликтов между религиозными общинами христиан и мусульман. Радикальные исламистские группы, связанные с ИГИЛ и «Аль-Каи-дой», такие как «Аш-Шабаб» в Сомали или «Боко Харам» в Нигерии (запрещены в РФ), создают свои «параллельные» политические структуры, конкурирующие со светскими органами власти. Цель этих организаций - создание исламского шариатского государства в странах Африки и искоренение западного светского образа жизни, носителями которого они видят местное христианское население [19]. В результате теракты, совершаемые радикальными исламистами прежде всего в странах, где традиционно рядом проживают мусульманские и христианские общины, становятся все более жестокими, приобретая ярко выраженную антихристианскую направленность [20]. Католические церкви, миссионеры и священнослужители, а также рядовые прихожане стали объектами вооруженных атак экстремистов в ЦАР, Буркина-Фасо, Нигерии, Сомали, Ливии, Египте, Кот-д'Ивуаре и др. Так, используя политический хаос в Сомали для формирования своих военных баз на его территории, исламистская группировка «Аш-Шабаб» в апреле 2015 г. убила 147 студентов-христиан в Университете Гарисса на востоке Кении [21]. Только за 2018-2019 годы в Центральноафриканской Республике в ре-

зультате нападений террористов погибло по меньшей мере 57 человек, а более сотни получили ранения; четыре человека погибли в результате нападения на католическую церковь в Буркина-Фасо.

К сожалению, у Ватикана не так много возможностей защитить свою африканскую паству от насилия. Прежде всего, это дипломатия: Папа римский старается посещать страны Африки, в которых положение католиков вызывает опасения, а также содействовать развитию христианско-мусульманского межрелигиозного диалога с целью сотрудничества с умеренным мусульманским духовенством. В 2015 г. Папа Франциск посетил ЦАР, в ходе своего визита он выступил в центральной мечети Банги, призвав отказаться от насилия, которое «искажает образ Божий», сказать «нет» ненависти и мести -«в особенности той, которая совершается якобы во имя веры в Бога» [22]. В 2017 г. Папа Франциск посетил Египет, в ходе визита он встретился с Верховным имамом и шейхом Египта и принял участие в международной конференции мира в исламском университете Аль-Азхар.

Однако решить проблему исламского радикализма в Африке не возможно только дипломатическими методами; для примирения религиозных общин необходимо обеспечить динамичное экономическое и социальное развитие африканских государств, которое сможет избавить их от бедности, порождающей религиозные междоусобицы. К сожалению, сейчас еще рано говорить о сдвиге в решении социально-экономических проблем Африки, и сотни тысяч африканцев, несмотря на все опасности, подстерегающие их на этом пути, отправляются искать лучшей для себя доли в Европе. Отъезд молодой и наиболее образованной и креативной части паствы не может не волновать католических епископов Африки, так как способствует ослаблению католицизма на континенте [23]. Так, в 2015 г. на церемонии открытия Панафриканского съезда католической молодежи и детей в Киншасе президент Епископской конференции ДРК Н. Дьомо обратился к африканской молодежи с призывом «не поддаваться на лживые обещания о благополучной жизни, которыми вас выманивают с родины, на поиски несуществующей работы в Европе и Америке», а быть готовыми «отдать все свои силы, таланты и средства, чтобы обновить и перестроить свой родной континент, чтобы на нем воцарился вечный мир, справедливость и примирение всех народов Африки» [24].

Вторая важнейшая проблема, стоящая перед католической церковью Африки, обусловлена сложностью инкультурации, то есть процесса освоения католической традиции национальными культурами народов континента. Известно, что изначальная религиозная идея может претерпевать изменения в ходе ее адаптации к местным традициям; так и католицизм под воздействием африканских этнических религий приобретает новые черты, в него входят такие африканские традиции как вера в духов, ведьм, практика наведения порчи и др. Пока Ватикан не может найти адекватные способы включения элементов африканских этнических религий в католическую догматику, что, однако, не является проблемой для протестантских церквей, в особенности для пятидесятников, которые обгоняют католиков по темпам прироста численности своих адептов. Не встречает полного понимания у католиков Африки и официальное учение католической церкви по поводу брака, применения контрацепции и половой морали.

Энциклика 1968 г. Нитапае УНае папы Павла VI, ставшая основой для формирования католической сексуальной морали, запретила католикам использовать контрацепцию. Однако в Африке, перед государствами которой стоит проблема контроля над темпами воспроизводства населения и борьбы с пандемией СПИДа, данный запрет вряд ли можно назвать продуктивным, к тому же около половины адептов католицизма в таких ключевых для него странах, как ДРК и Уганда, выступают за применение контрацепции.

Важно и то, что среди христиан Африки до настоящего времени популярны традиционные формы браков, такие как полигамия, гражданские («свободные») и временные

семейные союзы; в результате церковному браку - фактически нерасторжимому - как важному институту и таинству католической церкви еще предстоит утвердиться в сознании местных адептов католицизма. В то же время некоторые католические иерархи сами, вопреки церковным канонам, обрекающим их на безбрачие, вступают в гражданские браки.

Таким образом, Африка, лидирующая в мире по темпам прироста католического населения, стала для мирового католицизма олицетворением надежды на его рост и обновление [25]. Однако страны континента переживают сегодня глубокие изменения и стоят перед лицом серьезных вызовов, таких как бедность, гражданские войны, религиозный фундаментализм. За души и сердца африканцев развернулось острое соперничество между различными религиями, и для того, чтобы надежды католицизма оправдались, ему необходимо адекватно ответить на духовные и материальные запросы африканцев.

Источники

1. Всеафриканский конгресс католиков-мирян. Кардинал Рылко: Африка - континент надежды. Католик.т. https://www.katolik.ru/mir/111905-vseafrikanskogo-kongress-katolikov-miryan-v-kamerune-kardinal-rylko-afrika-kontinent-nadezhdy.html (дата обращения 12.06.2019)

2. Сокровище Африки - чувство Бога. Papst Press. http://papst.pro/ru/s/2028/ (дата обращения 10.06.2019)

3. Нигерийский епископ: Африка и Азия - надежда для христианства. CNLNEWS. https://cnl.news/2015/07/24/328475 (дата обращения 09.06.2019)

4. Dossier-Statistiche - 2018. http://www.fides.org/de/attachments/view/file/Dossier_Statistiche 2018_FIDES_ENG.pdf (дата обращения 05.07.2019)

5. Горохов С.А., Дмитриев Р.В., Захаров И.А. Территориальное развитие христианства в Африке в XX - начале XXI века. География и природные ресурсы. 2018, № 1, с. 207-214.

6. Католическая энциклопедия. М., Издательство Францисканцев, 2005, т. 2, 1820 с.

7. Brown D., James P. Religious Characteristics of States Dataset Project: Demographics v. 2.0. http://www.thearda.com/Archive/Files/Descriptions/RCSDEM2.asp (дата обращения 15.06.2019)

8. Sacrosanctum Concilium - 1963. http://w2.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/ documents/vat-ii_const_19631204_sacrosanctum-concilium_en.html (дата обращения 28.06.2019)

9. Ерасова Е.Н. Ватикан в современной Африке: идеология и политика. М., Наука. Главная редакция восточной литературы, 1986. 136 с.

10. African Bishops Want Action on Priests Who Remain in Europe. Crux. https://cruxnow.com/church-in-africa/2018/09/11/african-bishops-want-action-on-priests-who-remain-in-europe/ (дата обращения 30.06.2019)

11. Католическая церковь привлекает к служению на приходах в США все больше африканских священников. Рублев. http://rublev.com/novosti/tserkov-privlekaet-k-sluzheniiu-na-prikhodakh-v-ssha-vse-bolshe-afrikanskikh-sviashchennikov (дата обращения 29.06.2019)

12. Global Catholicism: Trends & Forecasts - 2015. https://cara.georgetown.edu/staff/ web-pages/global%20catholicism%20release.pdf (дата обращения 18.06.2019)

13. Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год. https://www.un.org/ru/ millenniumgoals/mdgreport2015.pdf (дата обращения 10.06.2019)

14. UNAIDS Report on the Global AIDS Epidemic - 2012. http://files.unaids.org/en/media/ un-aids/contentassets/documents/epidemiology/2012/gr2012/20121120_UNAIDS_Global_Report_2012_ with_annexes_en.pdf (дата обращения 13.06.2019)

15. World Malaria Report - 2017. https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/259492/ 9789241565523-eng.pdf;jsessionid=11B02B2A0C1D3B140377081A6F83093A?sequence=1 (дата обращения 14.06.2019).

16. Горохов С.А. Куда перемещается центр роста глобального христианства? Азия и Африка сегодня. 2012, № 12 (665), с. 44-48.

17. The Church in Africa: A Story of Challenges and Hope. Our Sunday Visitor. https://www.osvnews.com/2015/08/09/the-church-in-africa-a-story-of-challenges-and-hope/ (дата обращения 22.06.2019)

18. Van Fleet J.W. Africa Learning Barometer. https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/ 2012/09/Africa-Learning-BarometerFINAL.pdf (дата обращения 27.06.2019)

19. Дмитриев Р.В. Исламский экстремизм в районе бассейна озера Чад. Международные процессы. 2017, т. 15, № 1 (48), с. 92-107. DOI: 10.17994/IT.2017.15.1.48.8.

20. Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Ислам, глобальное управление и новый миропорядок. М., ИАфр, 2018. 376 с.

21. День ужаса: джихадисты убили 147 человек в университете Кении. Правмир. https://www.pravmir.ru/den-uzhasa-dzhihadistyi-ubili-147-chelovek-v-universitete-kenii/ (дата обращения 29.06.2019)

22. Завершился визит Папы Франциска в страны Африки. Седмица.т. http://www.sedmitza.ru/text/6034586.html (дата обращения 02.07.2019)

23. Горохов С. А., Дмитриев Р.В. Компоненты динамики численности христианского населения в начале XXI в.: мир, регион, страна. Вестник Томского государственного университета. 2017, № 418, с. 85-90. DOI: 10.17223/15617793/418/11

24. Католические епископы призывают африканцев: «оставайтесь дома и обустраивайте родной континент». Седмица.т. https://www.sedmitza.ru/text/5828732.html (дата обращения 01.07.2019)

25. Горохов С. А. Христианство в эпоху глобализации: основные тенденции пространственного развития. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2016, № 6, с. 26-34. DOI: 10.15356/0373-2444-2016-6-26-34.

GEOSTRATEGIC COMPETITION OF NON-STATE ACTORS IN AFRICA: THE ROMAN CATHOLIC CHURCH IN THE FIGHT FOR THE «CONTINENT OF HOPE»

© 2019 Ruslan Dmitriev, Stanislav Gorokhov

DMITRIEV Ruslan V., PhD (Geography), Senior Research Fellow. Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences, Institute of Geography of the Russian Academy of Sciences; Russian Federation,123001, Moscow, Spiridonovka str., 30/1; e-mail: dmitrievrv@yandex.ru

GOROKHOV Stanislav A., DSc (Geography), Leading Research Fellow, Full Professor. Institute of Geography of the Russian Academy of Sciences, Moscow Pedagogical State University; Russian Federation, 119017, Moscow, Staromonetniy ln., 29; e-mail: stgorohov@yandex.ru

Abstract. The Catholic Church of Africa understand the spiritual and material needs of Africans, which allows Catholicism to compete quite successfully with other religions for their souls and hearts. The Vatican takes into account that modern Africa is a continent with a huge and rapidly growing population, facing such serious challenges as global poverty and disease, corruption, economic instability, political crises. This explains the humanitarian focus of the Catholic Church on the continent, which offers Africans, along with spiritual support, educational and medical services. The Catholic hierarchs of Africa and the Vatican face a number ofpainful issues, the future of Catholicism on the «continent of hope» depends to a large extent on their solution. Africa consists of more than 50 independent states, and the Catholic Church needs to build correct relations with completely different political regimes on the continent - from the extreme left to the right and nationalist. Since the colonial times, the Catholic hierarchy, to a much greater degree than the Protestant churches organized according to the network principle, was distinguished by its political commitment. However, in modern Africa, the Catholic Church must remain above political fights, to affirm its status as an arbiter in conflicts tearing up African society. Despite a completely optimistic picture of the development of Catholicism in Africa, the alarming signal for Catholic hierarchs is the fact that with an increase in the share of Catholics in the population of the continent, since 1970 there has been a decrease in their share in the Christian population. This trend persists for all the largest Catholic countries in Africa. Thus, Protestantism so far wins in the competition with Catholicism for the African flock. One of the most effective ways to strengthen the authority of the Catholic Church remains regular visits of the pontiff to African countries. It is during these visits that the Pope can establish contacts with the governments of the countries at the highest level, as well as with representatives of religious, public circles, cultural and business figures, communicating to them the opinion of the leadership of the Catholic Church on the broadest issues - not only humanitarian, but also socio-political character. Moreover, the visits of the Pope, organized as pilgrimages, are not only of great political, but also religious and emotional significance for the population of the country he is visiting, attracting large masses of people to participate in this event.

Keywords: Africa, Catholicism, Vatican, Culture Policy, Social Activities, Armed Conflict

DOI: 10.31132/2412-5717-2019-49-4-70-81

References

African Bishops Want Action on Priests Who Remain in Europe. https://cruxnow.com/church-in-africa/2018/09/11/african-bishops-want-action-on-priests-who-remain-in-europe/ (accessed 30.06.2019)

Brown D., James P. Religious Characteristics of States Dataset Project: Demographics v. 2.0. http://www.thearda.com/Archive/Files/Descriptions/RCSDEM2.asp (accessed 15.06.2019)

Den' uzhasa: dzhikhadisty ubili 147 chelovek v universitete Kenii (Horror Day: Jihadists Killed 147 People at the University of Kenya). Pravmir. https://www.pravmir.ru/den-uzhasa-dzhihadistyi-ubili-147-chelovek-v-universitete-kenii/ (accessed 29.06.2019)

Dmitriev R.V. Islamskii ekstremizm v raione basseina ozera Chad (Islamic Extremism in the Lake Chad Region). Mezhdunarodnye protsessy. 2017, vol 15, № 1 (48), pp. 92-107. ISSN 1728-2756. DOI: 10.17994/IT.2017.15.1.48.8.

Dossier-Statistiche - 2018. http://www.fides.org/de/attachments/view/file/Dossier_Statistiche 2018_FIDES_ENG.pdf (accessed 05.07.2019)

Erasova E.N. Vatikan v sovremennoi Afrike: ideologiya i politika (Vatican in Modern Africa: Ideology and Politics). Moscow, Nauka. Glavnaya redaktsiya vostochnoi literatury. 1986. 136 p. ISBN 502-016385-6.

Fituni L.L., Abramova I.O. Islam, global'noe upravlenie i novyi miroporyadok (Islam, Global Governance and a New World Order). Moscow, Institut Afriki RAN. 2018. 376 p. ISBN 978-591298-227-9.

Global Catholicism: Trends & Forecasts - 2015. https://cara.georgetown.edu/staff/ web-pages/global%20catholicism%20release.pdf (accessed 18.06.2019)

Gorokhov S.A. Khristianstvo v epokhu globalizatsii: osnovnye tendentsii prostranstvennogo raz-vitiya (Christianity in the Epoch of Globalization: Main Trends in Spatial Development). Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk, Seriya Geograficheskaya. 2016. № 6. pp. 26-34. ISSN 2587-5566. DOI: 10.15356/0373-2444-2016-6-26-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gorokhov S.A. Kuda peremeshchaetsya tsentr rosta global'nogo khristianstva? (Where does the Center of Global Christianity Move?). Aziya i Afrika Segodnya. 2012, № 12 (665), pp. 44-48. ISSN 0321-5075.

Gorokhov S.A., Dmitriev R.V. Komponenty dinamiki chislennosti khristianskogo naseleniya v nachale XXI v.: mir, region, strana (The components of the Christian Population Dynamics at the Beginning of the 21st Century: World, Region, Country). Tomsk State University Journal. 2017, № 418, pp. 85-90. ISSN 1561-7793. DOI: 10.17223/15617793/418/11.

Gorokhov S.A., Dmitriev R.V., Zakharov I.A. Territorial'noe razvitie khristianstva v Afrike v XX - nachale XXI veka (Territorial Development of Christianity in Africa in the 20th - Early 21st Centuries). Geografiya i Prirodnye Resursy. 2018, № 1, pp. 207-214. ISSN 0206-1619.

Katolicheskaya entsiklopediya (The Catholic Encyclopedia). Moscow. Izdatel'stvo Frantsiskant-sev. 2005, vol. 2, 1820 p. ISBN 5-89208-054-4.

Katolicheskaya tserkov privlekaet k sluzheniyu na prikhodakh v SShA vse bolshe afrikanskikh svyashchennikov (The Catholic Church is Attracting More and More African Priests to Serve in Parishes in the United States). Rublev. http://rublev.com/novosti/tserkov-privlekaet-k-sluzheniiu-na-prikhodakh-v-ssha-vse-bolshe-afrikanskikh-sviashchennikov (accessed 29.06.2019)

Katolicheskie episkopy prizyvayut afrikantsev: «ostavaites' doma i obustraivaite rodnoi kontinent» (Catholic Bishops Urge Africans to «Stay Home and Build Your Native Continent»). Sed-mitsa.ru. https://www.sedmitza.ru/text/5828732.html (accessed 01.07.2019)

Nigeriiskii episkop: Afrika i Aziya - nadezhda dlya khristianstva (Nigerian Bishop: Africa and Asia - Hope for Christianity). CNLNEWS. https://cnl.news/2015/07/24/328475 (accessed 09.06.2019) Sacrosanctum Concilium - 1963. http://w2.vatican.va/archive/hist_councils/iivatican_council/ documents/vat-ii_const_19631204_sacrosanctum-concilium_en.html (accessed 28.06.2019)

Sokrovishche Afriki - chuvstvo Boga (The Treasure of Africa is the Feeling of God). Papst Press. http://papst.pro/ru/s/2028/ (accessed 10.06.2019)

The Church in Africa: A Story of Challenges and Hope. https://www.osvnews.com/ 2015/08/09/the-church-in-africa-a-story-of-challenges-and-hope/ (accessed 22.06.2019)

Tseli razvitiya tysyacheletiya: doklad za 2015 god (Millennium Development Goals: 2015 Report). https://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdgreport2015.pdf (accessed 10.06.2019)

UNAIDS Report on the Global AIDS Epidemic - 2012. http://files.unaids.org/en/media/unaids/ contentassets/documents/epidemiology/2012/gr2012/20121120_UNAIDS_Global_Report_2012_ with_annexes_en.pdf (accessed 13.06.2019)

Van Fleet J.W. Africa Learning Barometer. https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/ 2012/09/Africa-Learning-BarometerFINAL.pdf (accessed 27.06.2019)

Vseafrikanskii kongress katolikov-miryan. Kardinal Rylko: Afrika - kontinent nadezhdy (All-African Congress of Lay Catholics. Cardinal Rylko: Africa is a Continent of Hope). Katolik.ru.

https://www.katolik.ru/mir/111905-vseafrikanskogo-kongress-katolikov-miryan-v-kamerune-kardinal-rylko-afrika-kontinent-nadezhdy.html (accessed 12.06.2019)

World Malaria Report - 2017. https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/259492/ 9789241565523-eng.pdf;jsessionid=11B02B2A0C1D3B140377081A6F83093A?sequence=1 (accessed 14.06.2019)

Zavershilsya vizit Papy Frantsiska v strany Afriki (The Visit of Pope Francis to Africa Ended). Sedmitsa.ru. http://www.sedmitza.ru/text/6034586.html (accessed 02.07.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.