Научная статья на тему 'Геостратегические интересы России на Дальнем востоке: реализация долгосрочной стратегии развития транспортной инфраструктуры'

Геостратегические интересы России на Дальнем востоке: реализация долгосрочной стратегии развития транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
174
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / GEOSTRATEGIC INTERESTS / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / THE FAR EAST FEDERAL AREA / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / PRIVATE AND STATE PARTNERSHIP / ХАБ / HUB / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / COMPETITIVENESS OF THE REGION / ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / TRANSPORT CORRIDOR

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Басюк К.В.

В статье дается характеристика Дальневосточного региона с точки зрения геостратегических интересов России; анализируется ситуация, сложившаяся здесь за годы проведения реформ, и обосновывается необходимость осуществления новой региональной политики, в частности, создания на базе Хабаровского аэропорта Новый крупного транспортно-логистического узла хаба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author characterizes the Far East region from the point of view of Russian geostrategic interests. He analyzes the situation formed here during the years of reforming and explains the necessity to pursue new regional policy, for example to set up on the basis of Khabarovsk airport a new large transport and logistic junction a hub.

Текст научной работы на тему «Геостратегические интересы России на Дальнем востоке: реализация долгосрочной стратегии развития транспортной инфраструктуры»

ОТРАСЛЕВОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

К. В. Басюк

ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: РЕАЛИЗАЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В статье дается характеристика Дальневосточного региона с точки зрения геостратегических интересов России; анализируется ситуация, сложившаяся здесь за годы проведения реформ, и обосновывается необходимость осуществления новой региональной политики, в частности, создания на базе Хабаровского аэропорта Новый крупного транс-портно-логистического узла - хаба.

Ключевые слова и словосочетания: геостратегические интересы, Дальневосточный федеральный округ, транспортная инфраструктура, частно-государственное партнерство, хаб, конкурентоспособность региона, транспортный коридор.

Восток России в его сегодняшнем очертании, с примыканием к Тихому океану и границами со странами Азии, на протяжении всей российской истории рассматривался как важнейший геополитический ресурс государства. Именно поэтому, несмотря на отдаленность и сложные климатические условия, российское государство целенаправленно осуществляло политику заселения Дальнего Востока и развития системы транспортной сети.

В силу особенностей своего уникального месторасположения и ресурсообеспеченности Дальний Восток располагает потенциальными возможностями привлечения капитала и крупнейших товарных потоков. Использование этих возможностей, безусловно, должно находиться как в сфере экономических интересов России, так и в сфере долгосрочных геостратегических приоритетов страны.

В период освоения и развития Сибири и Дальнего Востока была построена Транссибирская магистраль - единственная железнодорожная связь между странами Тихоокеанского бассейна и Европой, открыт Северный морской путь вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана - самая короткая морская грузовая транспортная связь между северными странами Тихоокеанского бассейна и Европой.

В настоящее время на Дальнем Востоке намечаются серьезные изменения в системе безопасности, связанные со следующими моментами:

□ усилением роли Китая, претендующего на статус великой державы;

□ нерешенными территориальными вопросами между Японией и Россией;

□ прогнозируемым появлением влиятельного игрока в лице объединенной Кореи;

□ изменением роли американского фактора в регионе.

С этой точки зрения именно ускоренное и серьезное развитие Дальневосточного региона может обеспечить поддержание и упрочение статуса России как мировой державы.

В 2010 г. глава российского государства Дмитрий Медведев заявил, что на Дальнем Востоке в концентрированном виде выражаются геополитические интересы России. Важными задачами, вытекающими из этого заявления, становятся:

□ обеспечение военно-политического и экономического влияния России в бассейне Тихого океана;

□ контроль над важнейшими стратегическими запасами сырьевых ресурсов и получение выгод от эффективного включения на основе их эксплуатации в систему международного разделения труда в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

□ развитие системы глобальной транспортной сети и интеграция в международное экономическое пространство стран АТР.

Для обеспечения решения стратегических задач государства в регионе в конце января 2010 г. правительством РФ одобрена Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. В ней стратегической целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона была определена реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах Российской Федерации, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.

В Стратегии отмечено, что развитие Дальнего Востока напрямую зависит от эффективно действующей транспортной системы. Это связано прежде всего с огромной территорией, неравномерным хозяйственным освоением и особенностями системы расселения. Транспортные коммуникации должны объединять Дальний Восток с другими районами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России.

Вместе с тем в настоящее время состояние транспортного комплекса Дальнего Востока является сдерживающим фактором в социально-экономическом развитии региона и требует модернизации и уско-

ренного развития. При этом недостаточно простого увеличения притока инвестиционных ресурсов. Необходимы повышение эффективности транспортной инфраструктуры, снижение транспортных издержек и транспортоемкости внутреннего валового продукта при существенном росте производительности и конкурентоспособности транспортных операторов. Это заставляет думать не только об объемах инвестиций, но и об их сочетании с инновациями, о новом качестве сервиса и об освоении передового зарубежного опыта.

Недостаточная развитость транспортной сети на востоке страны опасна прежде всего стратегически. Экономический аспект этой опасности очевиден. Сложился геостратегический треугольник XXI века: вершины этого треугольника - ЕС, США и страны Восточной и Юго-Восточной Азии - центры роста мировой экономики.

В ходе разворачивающейся глобализации растет интенсивность пассажиро- и грузопотоков между этими центрами. Причем основной поток идет в обход России. Это касается в равной степени как железнодорожных, так и авиационных перевозок. Вместе с тем современная, хорошо развитая транспортная инфраструктура способна превратить уникальные транспортно-географические особенности России в ее конкурентные преимущества и таким образом решить сразу несколько важных задач:

□ транспортное обустройство Сибири и Дальнего Востока;

□ создание условий для крупномасштабного транзита через Россию по сторонам геостратегического треугольника;

□ обеспечение притока отечественных и иностранных инвестиций в Сибирь и на Дальний Восток, создав условия для повышения их конкурентоспособности.

Создание современной транспортной сети с логистическими узлами позволит повысить интеграцию Дальневосточного федерального округа в единое экономическое пространство страны. Важным направлением развития транспортного комплекса региона является обеспечение доступного пассажирского сообщения с центральными регионами страны, а также между административными и экономическими центрами округа.

В соответствии с мировым опытом и стратегическими планами руководства России решение указанных задач достигается при активной роли государства в развитии транспортной инфраструктуры, совершенствовании тарифного законодательства и практики его применения. Поэтому одной из первоочередных задач органов законодательной и исполнительной власти является разработка ряда проектов федеральных и связанных с ними региональных законов, прямо влияющих на инвестиционный климат в транспортном комплексе.

Повышение инвестиционной привлекательности транспортного сектора, осуществление крупных региональных проектов наиболее эффективно в рамках частно-государственного партнерства. Пока в России слабо используются механизмы лизинга, концессий, схем строительства по принципу «построил - используй - передай государству» и другие распространенные в мировой практике инструменты частно-государственного партнерства.

Сегодняшние реалии таковы, что государство самостоятельно, только своими финансами создавать транспортную инфраструктуру, тем более в азиатской части России, не в состоянии, а создавать ее необходимо. С другой стороны, ресурсоэксплуатирующие компании также нуждаются в транспортной инфраструктуре и готовы вложить в нее свои капиталы (естественно, только в те проекты, которые им выгодны). Задача государства - выявив совпадающие интересы компаний и самого государства, объединить усилия и капиталы в деле реализации взаимоприемлемого варианта транспортного строительства.

Магистральным направлением решения проблем, по которому идет развитие комплекса отраслей транспортной инфраструктуры в большинстве стран мира с начала 1990-х гг. и по настоящее время, является формирование новой институциональной среды, основанной на партнерских отношениях государства с частным бизнесом. Эти отрасли из монопольных с сильной ролью государства постепенно становятся локально, частично и функционально рыночно регулируемыми. При этом участие частного сектора принимает различные формы, в первую очередь концессионные.

К настоящему времени во многих странах мира концессии, контракты на строительство и другие формы управления государственным и муниципальным имуществом, объектами транспортной инфраструктуры стали полноценной заменой и альтернативой программам полной и прямой приватизации. При этом в сфере транспортной инфраструктуры концессии явно доминируют среди всех инструментов косвенной приватизации.

Невысокий удельный вес во внешнеторговых связях стран региона крупнотоннажных сырьевых товаров при значительной и постоянно возрастающей доле товаров с высокой удельной стоимостью единицы массы обусловливает динамичное развитие воздушного транспорта, включая элементы его наземной инфраструктуры. Оно должно быть основано на реализации концепции формирования и развития национальной опорной аэропортовой сети, состоящей из международных и внут-рироссийских узловых и социально значимых аэропортов, что обеспечит связность, единство и безопасность эксплуатации воздушных линий. Аэропорты Иркутска, Хабаровска и Владивостока будут разви-

ваться как международные узловые аэропорты. В качестве внутрирос-сийских узловых аэропортов получат развитие аэропорты Улан-Удэ, Читы, Благовещенска, Якутска, Магадана, Мирного, Анадыря, Петро-павловска-Камчатского и Южно-Сахалинска. Будут реконструированы аэропорты местного значения для повышения транспортной доступности населенных пунктов Дальнего Востока и Байкальского региона, обеспечено сбалансированное развитие всей инфраструктуры воздушного транспорта, включая системы аэронавигационного и метеорологического обслуживания полетов воздушных судов, их топливообеспече-ния, технического обслуживания, ремонта и т. д.

Город Хабаровск является центром Дальневосточного федерального округа. Здесь сходятся крупнейшие транспортные коридоры «Запад - Восток», «Восток - Северная Америка». Через него проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Еще несколько лет назад предлагалось на государственном уровне провести оценку перспективной грузовой и пассажирской базы по авиационной составляющей международного транспортного коридора «Запад - Восток» с рассмотрением вопросов формирования серии хабов по линии Берлин - Санкт-Петербург - Москва - Екатеринбург - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток. В 2008 г. аэропорт Новый в Хабаровске в соответствии с одобренной правительством РФ Концепцией развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации до 2020 года был определен в качестве одного из 8 международных пассажирских узловых аэропортов (потенциальных хабов) на территории РФ.

Хаб представляет собой своего рода перевалочную базу, которая не требует от пассажира ни переезда в другой аэропорт, ни дополнительной регистрации на рейс и переоформления багажа. Все это заложено в одной технологической цепочке от пункта вылета до пункта прилета. Перевозки через крупнейшие хабы организуются по принципу «ступиц и спиц». Сначала в узловом аэропорту («ступице») собираются пассажиры по магистральным, межрегиональным и межконтинентальным маршрутам, затем они отправляются региональными и местными маршрутами («спицами») в конечные точки назначения, куда магистральному перевозчику лететь не выгодно.

В советское время аэропорт Хабаровска наряду с аэропортами Читы, Иркутска, Красноярска и Ташкента фактически выполнял роль узлового регионального транзитного центра. Сегодня он является крупнейшим российским федеральным международным аэропортом в Дальневосточном федеральном округе, однако уровень авиаперевозок советского периода все еще не превзойден.

Хабаровский аэропорт расположен на пересечении основных авиамаршрутов, соединяющих азиатский, североамериканский и евро-

пейский рынки. По сравнению, например, с аэропортами Японии с точки зрения обслуживания транзитных авиагрузоперевозок он имеет следующие преимущества: находится на воздушных путях к западному побережью Северной Америки ближе, чем аэропорт Нарита (г. Токио); располагает возможностями для полноценного круглосуточного обслуживания воздушных грузоперевозчиков, что особенно важно для развития его в качестве центра грузовых авиаперевозок.

Аэропорт Хабаровска является одним из немногих федеральных международных аэропортов РФ, который находится под управлением частного бизнеса. С 2005 г. он управляется ОАО «Группа Альянс» в лице ее дочерней компании ЗАО «Альянс-Пром».

Для разработки программы развития аэропорта города Хабаровска с учетом прогнозов развития рынка внутренних и международных авиаперевозок, требований современных стандартов и опыта международных аэропортовых операторов в 2006 г. ЗАО «Альянс-Пром» привлекло консалтинговую компанию БН&Б (США), которая разработала ряд рекомендаций по улучшению наземной инфраструктуры, в том числе:

□ по реконструкции действующего терминала внутренних авиалиний;

□ строительству нового пассажирского терминала;

□ модернизации грузового терминала;

□ расширению неавиационной деятельности.

На основе результатов исследований компании БН&Б была разработана программа развития аэропорта, одобренная администрацией Хабаровского края в 2007 г.

К концу 2008 г. после прекращения деятельности ОАО «Даль-авиа» ОАО «Хабаровский аэропорт» стал единственным оператором наземных аэропортовых услуг. К началу 2009 г. назрела необходимость корректировки концепции развития аэропорта Хабаровска в части прогноза авиаперевозок и разработки мастер-плана развития его инфраструктуры. Для этого в апреле 2009 г. ЗАО «Альянс-Пром» объявило тендер на выбор компании для разработки мастер-плана аэропорта и дальнейшего развития Хабаровского аэропорта как одного из узловых аэропортов-хабов федерального значения.

Выбор компании для создания мастер-плана предусматривал, что разработчик по результатам проведенной работы сможет участвовать в дальнейшем инвестиционном развитии проекта в качестве партнера.

Победителем тендера была объявлена корпорация «Международный аэропорт Инчон», которая создала для реализации проекта консорциум с компанией «Дэу Инжиниринг».

Выбор корейского партнера был не случайным: Инчон вот уже пять лет признается лучшим аэропортом в мире. Корейцы начиная с 1998 г. спланировали и построили самый технологичный и удобный аэропорт в мире. Четырехстороннее соглашение (ЗАО «Альянс-Пром», ОАО «Хабаровский аэропорт», «Международный аэропорт Инчон» и «Дэу Инжиниринг») о разработке генерального плана развития международного аэропорта Хабаровска было подписано 22 декабря 2009 г. в городе Сеуле.

Мастер-план развития аэропорта будет включать в себя прогноз развития аэропорта, план землепользования зоны аэропорта, план строительства и сметы по каждому этапу реализации проекта, финансовую модель оценки инвестиционной привлекательности и т. д. Для российского аэропорта работа с иностранным партнером - это возможность получить самые современные технологии, внедрить уже апробированную систему обслуживания пассажиров и грузов, привлечь дополнительных инвесторов из Юго-Восточной Азии.

Развитие российского Дальнего Востока издавна связано с использованием потенциала экономического взаимодействия с АТР. Это взаимодействие вот уже десятки лет сводится в основном к тому, что Россия обменивает свои природные ресурсы на капитало- и наукоемкую продукцию других стран АТР. Однако подобная модель взаимодействия представляет собой своеобразную «ресурсную ловушку» для России. И сегодня совершенно очевидно, что экономический рост полностью зависит от инновационной деятельности.

Между тем сфера авиационного транспорта, аэропортовое хозяйство - мощный аккумулятор для инноваций, сферы, в которой ежегодно (почти ежедневно) происходит технологическое обновление, влекущее за собой цепочку инноваций в смежных областях. Это вполне соответствует стратегическому направлению развития российского Дальнего Востока, нацеленному на создание локальных высокотехнологичных промышленных зон в таких городах, как Хабаровск, Владивосток и других, ориентированных на развитие венчурных, инновационных предприятий.

Список литературы

1. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года // www.government.ru/gov/results/9049/

2. Концепция развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года : утв. приказом Минтранса России и Минобороны России от 29 мая 2008 г. № 003/0021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.