Георгий Сергеевич
БЮШГЕНС
(к девяностолетию со дня рождения)
16 сентября 2006 г. исполнилось 90 лет выдающемуся ученому в области механики полета и прикладной аэродинамики, доктору технических наук, профессору, академику РАН Георгию Сергеевичу Бюшгенсу.
Г. С. Бюшгенс работает в ЦАГИ с 1940 г. после окончания МАИ. На посту начальника созданного им отделения динамики (с 1961 г.) и первого заместителя начальника ЦАГИ (с 1965 г.) он внес значительный вклад в разработку методов анализа аэродинамики, динамики и синтеза систем управления самолетов, определение основных требований
к характеристикам самолетов различных классов, создал научную школу динамиков. Под его руководством и при непосредственном участии
в ЦАГИ проведен целый ряд комплексных исследований по перспективам развития авиации. Была создана уникальная
экспериментальная база для испытаний систем управления и исследований динамики самолетов на пилотажных стендах с участием летчиков; впервые проведены экспериментальные исследования нестационарных аэродинамических характеристик летательных
аппаратов, обоснованы принципы автоматизации авиационного
управления. Его эрудиция, ясность мышления, основанные на глубоком знании всех аспектов авиационной науки, твердость в отстаивании своей позиции — все это сделало его крупнейшим авторитетом не только в ЦАГИ, но и во всех ведущих ОКБ страны.
Г. С. Бюшгенс внес весомый вклад в формирование концепции и создание нескольких поколений самолетов, включая первые сверхзвуковые (МиГ-17, МиГ-19), самолеты с крылом изменяемой геометрии (МиГ-23, Су-24, Ту-22М, Ту-160), последние самолеты семейств «Су», «МиГ», «Ту», «Ил» и орбитальный самолет «Буран». С 1992 г. он — советник дирекции ЦАГИ. Георгий Сергеевич всегда был и остается ученым и инженером (с большой буквы), знания и опыт которого со временем приобрели энциклопедический характер.
Ему принадлежат свыше 150 научных работ и выпусков РДК, 12 монографий, среди которых «Динамика продольного и бокового движения», «Пространственное движение самолета», «Аэродинамика, динамика полета магистральных самолетов», «Аэродинамика, устойчивость и управляемость сверхзвуковых самолетов» и др. Он является редактором-составителем книги «Аэродинамика, динамика полета и прочность», где впервые дан общий обзор современного состояния этих разделов авиационной науки.
Огромное внимание Георгий Сергеевич уделяет делу воспитания и обучения молодых специалистов. Его научная школа подготовила целый ряд прекрасных ученых, и сейчас продолжающих учиться у Георгия Сергеевича тому, как следует поступать в тех или иных сложных ситуациях. Он создал и в течение многих лет заведовал кафедрой «Механика полета» ФАЛТ МФТИ.
Вклад Георгия Сергеевича в науку отмечен Ленинской премией, Государственной премией РФ, премией имени Н. Е. Жуковского, он — иностранный член Инженерной Академии КНР. Г. С. Бюшгенс удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден тремя орденами Ленина и другими орденами и медалями.
В сложные для отечественной науки 1990—2000-е годы во многом благодаря высокому авторитету и усилиям академика Г. С. Бюшгенса ЦАГИ сохранил позиции научного центра, признанного не только в России, но и во всем мире. Подготовленные им к юбилейным датам института книги «ЦАГИ — центр авиационной науки» и «Центр авиационной науки» дают четкую картину развития ЦАГИ и его научного потенциала.
Ученый совет ЦАГИ и редакционная коллегия журнала «Ученые записки ЦАГИ» сердечно поздравляют Георгия Сергеевича с
замечательным юбилеем и желают ему доброго здоровья, творческой энергии и успехов во всех делах.