Научная статья на тему 'Геопространственный подход и геоисторическая парадигма евразийских исследований'

Геопространственный подход и геоисторическая парадигма евразийских исследований Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
540
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ГЕОПРОСТРАНСТВО / GEOSPACE / ЕВРАЗИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / EURASIAN STUDIES / ГЕОИСТОРИЯ / GEOHISTORY / ГЕОИСТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / GEOHISTORICAL PARADIGM / MICROECONOMICS / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION / ЛИМИТРОФ / LIMITROPHE / МИРОЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лубский Анатолий Владимирович, Ковалев Виталий Владимирович

В статье рассматривается геоисторическая парадигма как одно из методологических оснований геопространственного подхода в евразийских исследованиях, основу которой составляют теория мироэкономики Ф. Броделя, миросистемная теория И. Валлерстайна, концепции столкновения цивилизаций С. Хантингтона, Великого лимитрофа В. Цымбурского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOSPATIAL APPROACH AND GEOHISTORICAL PARADIGM OF EURASIAN STUDIES

In the article the geohistorical paradigm as one of the methodological bases of geospatial approach in Eurasian studies, which is based on the theory of microeconomic F. Braudel, world-system theory of I. Wallerstein, the concept of the clash of civilizations of Samuel Huntington, Great limitrophe V. Tsymbursky.

Текст научной работы на тему «Геопространственный подход и геоисторическая парадигма евразийских исследований»

УДК 340 : 316 ББК 60.0

Лубский Анатолий Владимирович Lubsky Anatoly Vladimirovich

профессор кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Южного федерального университета доктор философских наук, профессор.

Professor, Department of Theoretical Sociology and Methodology of Regional Studies, the Southern Federal University, Doctor of Philosophy, Professor. E-mail: avlubsky@gmail.com

Ковалев Виталий Владимирович Kovalev Vitaly Vladimirovich

профессор кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Южного федерального университета доктор социологических наук, доцент.

Professor, Department of Theoretical Sociology and Methodology of Regional Studies, the Southern Federal University, Doctor of Sociology, Associate Professor. E-mail: vitkovalev@yandex.ru

ГЕОПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОДХОД И ГЕОИСТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ЕВРАЗИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Geospatial approach and geohistorical paradigm of Eurasian studies

В статье рассматривается геоисторическая парадигма как одно из методологических оснований геопространственного подхода в евразийских исследованиях, основу которой составляют теория мироэкономики Ф. Броделя, миросистемная теория И. Валлерстайна, концепции столкновения цивилизаций С. Хантингтона, Великого лимитрофа В. Цымбурского.

Ключевые слова: геопространство, евразийские исследования, геоистория, геоисторическая парадигма, мироэкономика, цивилизация, лимитроф.

В последнее время геопространственный подход стал предметом повышенного методологического интереса со стороны ученых, специализирующихся в области евразийских исследований. Этот подход сложился в рамках «пространственного поворота» в социальных науках, акцентирующего внимание на региональной специфике социально-пространственных отношений как новой архитектонике ускользающей социальной реальности. На Западе о «пространственном повороте» в социальном и гуманитарном познании заговорили уже двадцать лет назад в рамках различных научных дисциплин, в предметном поле которых выделяются соответствующие виды пространства (историческое, социальное, политическое, экономическое, ментальное и другие). В России «поворот к пространству» как междисци-

In the article the geohistorical paradigm as one of the methodological bases of geospatial approach in Eurasian studies, which is based on the theory of microeconomic F. Braudel, world-system theory of I. Wallerstein, the concept of the clash of civilizations of Samuel Huntington, Great limitrophe V. Tsymbursky.

Keywords: geospace, Eurasian studies, geohisto-ry, geohistorical paradigm, microeconomics, civilization, limitrophe.

плинарному научному направлению обозначился сравнительно недавно [15, с. 34-49]. Этот поворот, как отмечают исследователи, связан прежде всего со стремлением «обрести такую оптику для анализа пространства, которая позволила бы увидеть особенности не только прежних, но и новых образцов социально-пространственных отношений» и изменений, которые «позволяют говорить о новой архитектонике социального мира» [1, с. 76]. «Пространственный поворот» актуализировал проблематику, связанную с изучением процессов геопространственной регионализации и их когнитивным моделированием в научно-исследовательских практиках.

Геопространственный подход сформировался в рамках «пространственного поворота» на стыке географии и других социальных и

гуманитарных наук. Междисциплинарный характер геопространственного подхода был обусловлен тем, что география оказалась слишком важной для понимания событий современного мира, чтобы «оставлять» ее только географам. Актуализация геопространственного подхода в евразийских исследованиях сегодня обусловлена теми вызовами, которые бросает эпоха позднего модерна социальным наукам: в предметном плане -вызова сложности и неопределенности, в методологическом - многообразия когнитивных практик. Говоря о вызове сложности, определяющем когнитивные затруднения в современных социальных науках, следует указать на глобальность сегодняшних социальных реалий, изучение которых, однако, продолжает носить фрагментарный характер из-за разбросанности предметного пространства научного дискурса в различных научных дисциплинах. В силу несоответствия социального познания современным социальным реалиям происходит утрата целостности, сложности и многомерности анализируемых общественных явлений. В связи с этим в настоящее время социальным наукам требуются такие методологические подходы, которые обладают потенциальной возможностью, как указывают некоторые исследователи, «многомерного моделирования» социальных отношений [14, с. 3-10].

у» __________и

В качестве такой методологической инновации выступает геопространственный подход, базирующийся на принципе конструктивного реализма. Его представители, преодолевающие оппозицию объективного реализма и радикального конструктивизма, исходят из того, что субъект познания осуществляет свою познавательную деятельность не столько посредством отражения, сколько путем моделирования социальной реальности в рамках определенного культурно-эпистемологического контекста, стремясь к тому, чтобы результаты моделирования в максимально возможной степени соответствовали существующей социальной реальности.

Основой геопространственного подхода выступает методология когнитивного моделирования, в рамках которой выделяются «когнитивные карты», являющиеся представлениями научного сообщества или специалистов-практиков (экспертов) об анализируемой си-

туации, включающей локации отдельных воспринимаемых объектов как субъективных картин, имеющих в первую очередь пространственные координаты. Основным концептом данного подхода является геопространство, обычно рассматриваемое в качестве формы и способа жизнедеятельности географических образований и объектов, находящихся внутри геоверсума, понимаемого специалистами как целостность, где географические объекты взаимодействуют между собой, выполняя ряд свойственных им функций во времени [7, с. 287-289].

Важнейшими признаками геопространства, которое связано с теми или иными аспектами жизнедеятельности социальных акторов, выступают: 1) географическая протяженность, под которой понимается территория жизнедеятельности социальных акторов, в том числе границы места расположения географических объектов; 2) структурность, то есть особенности и логика взаимодействия географических объектов. В связи с этим можно выделить глобальное и локальное геопространство, представляющее собой вполне конкретное место жизнедеятельности социальных акторов, ограниченное определенной территорией.

С точки зрения геопространственного подхода в предмет изучения можно включать не только определенные регионы, понимаемые в качестве спатиальных областей конфликтов и сотрудничества, но также процессы и состояния геопространственной регионализации, сопровождаемой созданием ряда взаимодействующих и вступающих в конкуренцию группировок интеграционного характера. С этой позиции регионализация должна рассматриваться в виде одного из инструментов, направленного на противодействие негативным проявлениям глобализации, которая является средством сохранения определенного равноправия в мире, состоящем из потенциально неравных по своим возможностям стран.

Геопространственный подход сложился также в рамках нового методологического сознания, основу которого составляет принцип конструктивного реализма, предполагающего возможность мультипарадигмального изучения социальной реальности в рамках плюралистической ее интерпретации [10, с. 24-28].

В связи с этим геопространственный подход, задающий приоритеты в евразийских исследованиях в плане постановки научно-исследовательских задач и способов их решения, базируется на различных парадиг-мальных основаниях, задающих ракурсы междисциплинарного научного изучения евразийского региона как спатиальной области конфликтов и сотрудничества. Эти ракурсы определяются прежде всего геоэкономической, геополитической, геокультурной, геоидеологической и геоисторической парадигмами научно-исследовательской деятельности. В научной литературе в рамках геопространственного подхода уже рассматривались эвристические возможности геоэкономической, геоидеологической и геокультурной парадигм в евразийских исследованиях [13, с. 13-26; 8, с. 152-161; 9, с. 5-10]. Однако познавательные возможности геоисторической парадигмы еще не становились предметом специальных научных исследований.

Теоретические предпосылки для введения в научный оборот понятия геоистории были заложены французской школой «Анналов», представители первого поколения которой М. Блок и Л. Февр в предмет истории включали большие временные ритмы (периоды), материальную культуру и повседневность, разные социально-экономические миры (системы), связывали ментальность с природно-географическими условиями развития того или иного народа [2]. Однако базовые идеи, составившие основу интерпретации геоистории, были высказаны в 60-80-е годы XX столетия выдающимся представителем второго поколения упомянутой школы Ф. Броделем [4], который полагал, что историю и географию, прежде разные науки, следует объединить в рамках концепции геоистории. Эту идею ученый поставил в качестве главного дела своей жизни, стремясь к созданию «принципиально новой истории», названной им «глобальной», или, иными словами, тотальной, всеобъемлющей. Особо следует сказать о вкладе в развитие концепции геоистории И. Валлерстайна, который, развивая теоретические воззрения Ф. Броделя, предложил в качестве основной единицы анализа в рамках геоисторической парадигмы такую категорию, как «историческая система», представив ее в двух базовых моде-

лях: мини-система и историческая мировая система [6, с. 102-116].

Основой геоисторической парадигмы в евразийских исследованиях выступают прежде всего концепции «столкновение цивилизаций», «Великий лимитроф», «мироэко-номика» и «миросистемная теория». Основы концепции «столкновения цивилизаций» были заложены А. Дж. Тойнби, который в 1947 году в работе «Столкновение цивилизаций» отмечал наличие четырехвекового процесса столкновения западной цивилизации с сопредельными ей современными цивилизациями. Более основательно данная концепция была разработана американским исследователем С. Хантингтоном, который в написанной в 1993 году аналогичной по названию работе выдвинул идею о пресыщении развивающихся стран цивилизационным экспансионизмом западной цивилизации, особенно в связи с крушением биполярного мира после окончания холодной войны, следствием чего, как считал ученый, столкновение цивилизаций станет главным фактором международной политики в XXI столетии. В основе концепции С. Хантингтона лежит представление о возникновении в Евразии метарегиона нестабильности, простирающегося от Балкан через Кавказ и Среднюю Азию до Памира, образующегося в результате взаимодействия враждующих цивилизаций [11, с. 34-38; 12, с. 65-69].

Автор идеи «Великого лимитрофа» российский ученый В. Л. Цымбурский под «лимитрофом» подразумевает модель межцивилиза-ционного геопространства. Согласно этой концепции, в Евразии с конца ХХ столетия складывается пояс локальных геопространств, которые охватывают такие регионы, как Прибалтика, Восточная Европа, Кавказ, постсоветская Центральная Азия и Корея. Данный пояс находится на периферии западноевропейской, российской, исламской, индийской и китайской цивилизаций. Ему было дано наименование Великого лимитрофа, на котором, как считал автор, будут разворачиваться в XXI веке основные сценарии геополитического и геоэкономического характера. Великий лимитроф выступает для России в роли пояса безопасности, сохраняющего ее геоисторическую субъектность. В этой связи Россия нуждается в такой геостратегии, которая была бы способ-

на вывести ее за рамки происходящих на территории Великого лимитрофа мировых конфликтов, определенных С. Хантингтоном как: «West against the Rest» («Запад против остального мира»), а И. Валлерстайном - как «центр против периферии».

Наиболее оптимальная для России модель геополитики в Великом лимитрофе состоит в недопущении доминирования в этом регионе стран западной цивилизации. Подконтрольность Великого лимитрофа Западу приведет к установлению им своего господства в Центральной Азии, даст возможность осуществлять контроль России в отношении ее Урало-Сибирского региона, Китая - с территории Синьцзяна и Тибета, Индии - с территории Кашмира, а Ирана - с территории северных тюркских провинций. В связи с этим Великому лимитрофу необходимо оставаться суверенным пространством, не присоединенным ни к одной цивилизации. Только в этом случае исключена возможность использования его в качестве экспансионистской территории. Решение данной задачи подразумевает реализацию идеи геостратегического взаимодействия таких стран, как Россия, Китай и Иран, где в основание сотрудничества положен не только геоисторический, но также геополитический и геоэкономический контекст. В этом же ключе следует решить задачу предотвращения «охвата» России блоком НАТО, нацеленного на продвижение к Кавказу и Центральной Азии.

Основой геоисторической парадигмы в евразийских исследованиях являются также концепции мироэкономики, принадлежащей французскому историку Ф. Броделю, и миро-системной теории, разработанной американским социологом И. Валлерстайном. В теории Ф. Броделя мироэкономика существует над политическими, культурными и религиозными границами, рассматриваясь ученым в качестве экономически самодостаточного геопространства, интегративные процессы в котором формируют состояние органического единства. Мироэкономика, как указывает Ф. Бродель, обладает двумя важнейшими характеристиками: 1) занимает вполне определенное геопространство с неустойчивыми, изменяющимися границами; 2) имеет неизменную экономическую столицу в качестве центра тяготения, вокруг которой складывается «срединная, по-

лупериферийная зона», ближняя и дальняя периферия, а также внешнее пространство, часть которого может тяготеть ко вхождению в данное геопространство [3].

Концепция мироэкономики Ф. Броделя получила развитие в миросистемной теории И. Валлерстайна, разработанной в 70-х годах прошлого века [5]. Ученый ввел в научный оборот понятие миросистемы как самодостаточной социальной системы, которая имеет жизненное геопространство, структуру и правила легитимации. При этом миросистема у И. Вал-лерстайна не является «мировой системой», а представляет собой, как и у Ф. Броделя, систему, рассматриваемую как особый мир. И. Вал-лерстайн выделял два типа миросистем: миро-империи, или политические миросистемы, и мироэкономики. Первоначально возникают мироимперии, представляющие собой региональные «миры», основу которых составляет «способ производства», особенность которого состоит в политическом единстве экономики. Поэтому отличительным признаком миро-империи является диктат политической власти над экономикой.

Мироэкономика, согласно И. Валлерстай-ну, является миросистемой, в которой отсутствуют, с одной стороны, диктат политической власти над экономикой, с другой - социальные ограничения для развития производства. При этом он считал, что в истории мироимпе-рии иногда превращались в мироэкономики, но были непрочными образованиями и вскоре погибали, трансформируясь обратно в миро-империи. И только капиталистическая миро-экономика как современная миросистема выжила и стала устойчивым и развивающимся образованием. В геопространстве мироэконо-мики И. Валлерстайн выделяет ядро, полупериферию и периферию. Ядро характеризуется экономическим ростом, наличием политических свобод, развитием науки, сильным, эффективно функционирующим государством, проводящим активную международную политику. Поэтому ядро мироэкономики представляет собой зону, выигрывающую при неэквивалентном обмене с ее другими частями. В ядро капиталистической мироэкономики входят несколько государств (core-states), однако непременным условием ее существования является наличие государства-гегемона. В связи с этим история ядра капиталистиче-

ской мироэкономики является историей борьбы за гегемонию между несколькими государствами, победы одного из них, его господства над миром и последующего упадка.

В мироэкономике выделяется также полупериферия как промежуточная зона, по своим социально-экономическим показателям являющаяся, с одной стороны, воплощением субимпериализма, передающего влияние ядра на периферию, с другой - источником прогрессивных изменений в миросистеме. Геопространственным сектором мироэкономики является периферия, к продукции которой относится низкокачественный (и хуже оплачиваемый) товар, на который, однако, имеется постоянный спрос в силу территориального разделения труда. Вследствие неэквивалентного обмена с ядром для периферии характерен экономический и политический упадок. Социально-экономические трансформации на периферии непосредственно зависят от тех изменений, которые происходят в ядре. Мироэконо-мика в социальном плане, базируясь на широком разделении труда, состоит из «статусных групп» и «классов», или «статусных групп», осознающих свои социальные интересы. В связи с этим необходимо отметить, что представления неомарксиста И. Валлерстайна о «классах» не связаны с позициями «статусных групп» в общественном производстве.

И. Валлерстайн считал, что капиталистическая мироэкономика утвердилась в Западной Европе в середине XVII века. При этом он выделяет такие направления ее последующей эволюции, как: 1 ) геопространственное

Литература

1. Бедаш Ю. Пространство как проблема постметафизической философии // Топос. Философско-культурологический журнал. 2009. № 1 (21).

2. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986.

3. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII века. Т. 3: Время мира. М., 1992.

4. Бродель Ф. Что такое Франция? // Пространство и история. М., 1994. Кн. 1.

5. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: введение. М., 2006.

6. Валлерстайн И. Изобретение реально-

расширение и периферизация других миро-систем; 2) борьба между странами за гегемонию в ядре. Большое влияние на эти процессы оказывали экономические циклы 1620-1660, 1750-1815 и 1880-1900 годов. В эти периоды в условиях экстенсивного экономического роста наблюдается значительное расширение капиталистической мироэкономики, принявшее форму колониальной экспансии. В ХХ веке возможности такого роста оказались исчерпанными, и капиталистическая мироэконо-мика перешла от колониализма к неоколониализму как особой форме отношений ядра и периферии. Борьба за гегемонию в ядре мироэкономики была также подчинена циклам. В начале таким гегемоном оказалась Голландия, затем Великобритания. Результатом борьбы за гегемонию в 1914-1945 годы стало господство США.

Таким образом, геоисторическая парадигма евразийских исследований, разработанная в рамках геопространственного подхода в междисциплинарных исследованиях, обладает значительным методологическим потенциалом. Концепции «столкновения цивилизаций», «Великого лимитрофа», «мироэкономики» и «ми-росистемной теории», составляющие основу геоисторической парадигмы, позволяют интерпретировать социально-пространственные отношения в Евразии не только как спатиальные области конфликтов и сотрудничества, но и как процессы геопространственной регионализации, сопровождаемые созданием ряда взаимодействующих и вступающих в конкуренцию группировок интеграционного характера.

Bibliography

1. Bedash Y. Space as a problem of post-metaphysical philosophy // Topos. Philosophical and cultural journal. 2009. №1 (21).

2. Block M. Apology of history or the craft of the historian. Moscow, 1986.

3. Brodel F. Material civilization, economics and capitalism. XV-XVIIIth centuries. Vol. 3: The time in the world. Moscow, 1992.

4. Braudel F. What is France? // Space and history. Moscow, 1994. Vol. 1.

5. Wallerstein I. World-system analysis: an Introduction. Moscow, 2006.

6. Wallerstein I. The invention of realities of time-space: to the understanding of our historical

стей времени-пространства: к пониманию наших исторических систем // Альманах «Время мира». Новосибирск, 2001.

7. Краак М.-Я., Ормелинг Ф. Картография: визуализация геопространственных данных. М., 2005.

8. Лубский А. В. Геоидеологическая парадигма и геоидеологические ракурсы евразийских исследований // Гуманитарий Юга России. 2013. № 2.

9. Лубский А. В. Геокультурная парадигма региональных научных исследований // Культурная жизнь Юга России. 2015. № 1 (56).

10. Лубский А. В. Методология социального исследования. М., 2017.

11. Лубский А. В. Северный Кавказ - периферия российской цивилизации // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2.

12. Лубский А. В. Цивилизационный дискурс в условиях глокализации // Философия права. 2016. № 2 (75).

13. Лубский А. В., Белоусов В. М. Геопространственный подход и геоэкономическая парадигма евразийских исследований // Гуманитарный ежегодник. М., 2014. № 13.

14. Лубский Р. А. Политический менталитет: методологические проблемы исследования. Ростов н/Д, 2002.

15. Трубина Е. Г. Поворот к пространству: междисциплинарное движение и сложности его популяризации // Политическая концепто-логия: журнал метадисциплинарных исследований. 2011. № 4.

systems // Almanac «Time of Peace». Novosibirsk, 2001.

7. Kraak M.-Y., Ormeling F. Cartography: visualization of geospatial data. Moscow, 2005.

8. Lubsky A. V. Geoideological paradigm and geoideological perspectives Eurasian studies // Humanities of the South of Russia. 2013. № 2.

9. Lubsky A. V. Geocultural paradigm of regional scientific research // Cultural life of the South of Russia. 2015. № 1 (56).

10. Lubsky A. V. Methodology of social research. Moscow, 2017.

11. Lubsky A. V. North Caucasus - the periphery of Russian civilization // Scientific thought of the Caucasus. 2000. № 2.

12. Lubsky A. V. Civilization discourse in the conditions of glocalization // Philosophy of Law. 2016. № 2 (75).

13. Lubsky A. V., Belousov V. M. Geospatial approach and the geo-economic paradigm Eurasian studies // Humanities Yearbook, 2014. № 13.

14. Lubsky R. A. Political mentality: methodological problems of research. Rostov on Don, 2002.

15. Trubina E. G. Spatial Turn: interdisciplinary movement and the complexity of its promotion // Political conceptology: journal of metadis-ciplinary research. 2011. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.