Научная статья на тему '\геополитика \ разделенные проблемы'

\геополитика \ разделенные проблемы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
120
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРАК ОБАМА / ВЫБОРЫ В США / АМЕРИКАНСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / БУДУЩЕЕ ПЕРЕЗАГРУЗКИ / BARACK OBAMA / ELECTIONS 2012 IN USA / AMERICAN FOREIGN POLICY / RUSSIAN-AMERICAN RELATIONS / FUTURE OF THE RESET

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соловьев Эдуард

Статья посвящена подведению итогов выборов 2012 года в США и оценке перспектив развития российско-американских отношений. Выборы пролонгировали ситуацию «разделенного правления». Палату представителей Конгресса продолжают контролировать республиканцы и тем самым серьезно ограничивают свободу маневра президента во внешней и внутренней политике. Тем не менее переизбрание Обамы -- прагматичного, обладающего политической интуицией и не страдающего антироссийскими фобиями политика, -- шанс для придания нового импульса развитию российско-американских отношений. В сложившихся условиях представляется вероятной сохранение на ближайшее время ситуации асимметричного сотрудничества России и США в тех сферах, где наши интересы совпадают, и продолжения конкуренции в сферах их расхождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to elections 2012 in the USA results and their influence on prospects of Russian-American relations. Obama’s re-election -- as a pragmatic and not suffering the anti-Russian phobias politician -- gives a chance for a new impulse to development of the Russian-American relations. But elections at the same time prolonged a situation of “divided governance” in the United States. Republicans continue to dominate in the House of Representatives of the Congress. And they put strong limitations on freedom of president Obama’s political maneuver in foreign and internal policy. Under conditions appeared after elections 2012 the most favorable scenario -- asymmetric cooperation of Russia and the USA in the realms where both sides interests coincide and continuation of a competition in spheres of their divergence.

Текст научной работы на тему «\геополитика \ разделенные проблемы»

Разделенные проблемы

В числе политических задач, которые предстоит решать Бараку Обаме, — выстраивание взаимоотношений с Китаем, вопросы нераспространения оружия массового уничтожения, ситуация на Ближнем Востоке, гражданская война в Сирии, создание глобальной системы ПРО.

Победа на фоне внутренних проблем

6 ноября американцы выбирали президента, членов Конгресса, губернаторов 11 штатов и представителей местных властей. Ряд аналитиков поспешили выступить с заявлениями о том, что состоявшиеся выборы оказались одними из самых напряженных за всю историю США. Дескать, и окончательный разрыв между претендентами на президентское кресло оказался невелик (51% у Обамы и 48% у Ромни), и борьба велась до последнего дня. Согласно предвыборным опросам, действующий президент Барак Обама и кандидат от республиканцев Митт Ромни шли практически вровень и могли рассчитывать на примерно равное количество голосов. На самом деле Обаме пришлось бороться на этих выборах не столько с соперником, сколько с разочарованием в нем самом. Эйфория, которая сопровождала начало его президентства, не могла не смениться разочарованием тех, кто верил в чудо. А плотность результатов вообще характерна для большинства президентских выборов в США. Больше всех голосов избирателей в истории Соединенных Штатов получил в 1964 году Линдон Джонсон (61,5%).

Но по американским меркам это был настоящий разгром политического противника.

Отрыв Обамы от потерпевшего поражение республиканского кандидата действительно оказался невелик — около 3%. Однако система выборов с использованием коллегии выборщиков (общей численностью в 538 членов — отсюда условием победы является получение 270 голосов выборщиков) от различных штатов трансформировала его в уверенную победу со счетом 332 на 206.1 По сравнению с выборами 2008 года Обама «потерял» лишь штаты Индиана и Северная Каролина и сохранил за собой поддержку своего электората. За Обаму активно голосовали цветные и испаноязычные избиратели, женщины. Так что итоги выборов наглядно продемонстрировали: в американском обществе происходят существенные социальные и демографические сдвиги, окрепли меньшинства (растет численность, активность и политическая значимость черного населения), усилились позиции (карьерные, финансовые) женщин. И интересы всех этих этнических, гендерных и иных групп уже невозможно игнорировать. Достаточно сказать, что за Митта Ромни проголосовало более 60% белых мужчин-избирателей — но он проиграл.

Россия интересна Америке тем, что может способствовать повышению эффективности решения первоочередных политических задач.

Эдуард СОЛОВЬЕВ,

к.пол.н., завсектором ИМЭМО РАН

Помимо президентских выборов 6 ноября обновился состав Конгресса. И итоги голосования в Конгресс показали, что второй президентский срок Обамы начинается в условиях «разделенного» правления, что не сулит ему легкой жизни. В Сенате демократы сохранили большинство (52 места против 45 у республиканцев). Но в нижней палате — палате представителей — сохранили уверенное большинство республиканцы. Это значительно осложняет Обаме не только задачи углубления предложенных им экономических и социальных реформ, но и довольно серьезно связывает президенту руки во внутренней и внешней политике. Достаточно сказать, что самые нашумевшие реформы (например, системы здравоохранения) начались в 2010 году, когда обе палаты Конгресса — Сенат и палата представителей — находились под контролем демократов, и законодательные инициативы Обамы не без труда, но преодолевали сопротивление республиканского меньшинства.

Судя по всему, Обама и его команда рассчитывают на то, что после выборов уровень «партийно-политической поляризации» снизится, спадет градус межпартийной борьбы и, соответственно, появятся шансы для поиска компромиссов по ключевым вопросам внутренней политики. Однако трудно сказать, на основе чего возможно достижение подобных компромиссов в условиях, когда политическая элита США реально расколота. И одна ее часть выступает решительно против повышения налогов, а другая — успешно (судя по результатам выборов) бьется за то, чтобы увеличить расходную часть бюджета, переложив относительно большую часть налогового бремени на состоятельных американцев (с уровнем дохода более $200 тыс. в год). Многие сторонники демократов идут дальше и предлагают ориентироваться не на сокращение бюджетного дефицита (на чем настаивает большинство республиканцев), а на создание новых рабочих мест. И это отнюдь не вносит ясность в общую ситуацию и не свидетельствует о сближении подходов различных фракций американской элиты к решению проблем экономики.

Так или иначе, но Обаме уже до конца 2012 года придется разобраться с несколькими проблемными вопросами в финансовой сфере — в плане сопряжения налоговой базы и государственных расходов. Как извест-\ но, проведя в бесплодных дебатах вторую

половину 2011 года, президент и Конгресс фактически отложили принятие решений по ряду ключевых экономических и финансовых вопросов до окончания президентских выборов. В этом была

своя логика — по крайней мере, это позволило избежать принятия крайне политизированных решений по важным экономическим и социальным вопросам. Кроме того, каждая из сторон — республиканцы и демократы — рассчитывала на успешный для себя исход выборов. Однако выборы прошли. «Разделенное правление» никуда не исчезло. Но одновременно пришло время решать накопившиеся проблемы.

Предостережения экспертов связаны, прежде всего, с угрозой так называемого «фискального обрыва». Опасность заключается в том, что с 1 января 2013 года в США произойдет автоматическое прекращение действия двух законов о государственном бюджете: закона о налоговых льготах 2010 года и закона о бюджетном контроле 2011 года. С прекращением действия этих законов расходы федерального бюджета будут сокращены на $600 млрд, что составляет 6% американского ВВП. Кроме того, отмена налоговых льгот, по экспертным оценкам, может лишить работы около 1 млн человек. Это означает, что уровень безработицы в США может вновь существенно подняться с нынешних и без того высоких 7,9% до более чем внушительных и фактически кризисных 9%.2 Кроме того, согласование позиций с республиканцами в Конгрессе потребуется и при решении другой проблемы. Поскольку долги американского правительства продолжают расти, в начале 2013 года предстоит решить вопрос и о допустимости повышения лимита государственных займов выше определенной ныне величины в $16 трлн. От того, на-

сколько эффективно президент Обама сможет разрулить эту ситуацию, во многом зависит не только успех его второго президентского срока, но и ситуация в мировой экономике.

Доктрина Обамы

В мире в целом довольно тепло отреагировали на переизбрание Барака Обамы. Быстро отозвались на итоги выборов в США и представители российского руководства. Владимир Путин одним из первых отправил поздравления. Дмитрий Медведев публично заявил, что предпочитает видеть в Белом доме президента, который не считает Россию геополитическим врагом №1. Глава МИД РФ Сергей Лавров и вовсе заявил, что Россия в вопросе сотрудничества с новой администрацией США, которая будет сформирована по итогам президентских выборов, готова идти настолько далеко, насколько на это будет готов Вашингтон.3 В целом подобная международная реакция понятна и объяснима. Митта Ромни трудно было назвать человеком, искушенным в проблемах внешней политики. И потому его неоднократные жесткие заявления по различным международным проблемам воспринимались в мире довольно настороженно. Понятное дело, в ходе предвыборной кампании кандидат в президенты излагает планы не с тем, чтобы четко обозначить свою реальную политическую стратегию, а чтобы одержать победу на выборах. И поднимающие рейтинги хлесткие внешнеполитические заявления совсем необязательно

буквально проецируются в реальную политику. Тем более что, как остроумно отметил американский политолог и аналитик Джордж Фридман, «программные документы предвыборных кампаний часто основываются на идее о том, что лидер контролирует ситуацию. Но почти всегда именно ситуация контролирует лидера, видоизменяя его программу и ограничивая его выбор».4 Помимо прочего многих смущало, что в окружении Ромни слишком много советников из числа неоконсерваторов, представителей команды Буша-младшего времен расцвета унилатерализма (любая доктрина или программа, которая поддерживает односторонние действия. — Ред .) и грез о всесилии Америки. Именно поэтому переизбрание Обамы успокоило и устроило в мире очень многих.

В первый срок президентства Обамы начали вырисовываться контуры новой американской внешнеполитической стратегии, которую можно было бы условно назвать «стратегией глобального лидерства в условиях экономии на издержках». Обама изначально пытался формулировать политические задачи исходя из реальных возможностей и существующих ресурсных ограничений. И, кроме того, стремился аккумулировать для их решения ресурсы старых и новых партнеров США во всем мире. Важной особенностью внешней политики президента Барака Обамы стало стремление «переформатировать» отношения с бывшими противниками и быстрорастущими странами (страны БРИКС) и создать ситуацию, при которой эти страны

Автоматизированные системы

ЩАСХЦ

л итт хранения ценностей -

безопасность, скорость, вместительность

банковские инновационные системы

620089 Екатеринбург, ул. Белинского 163В

Тел.: (343) 220 20 00

www.binsys.ru

Постоянный контроль доступа к ценностям в контейнерах с электронной пломбой Идентификация контейнеров в ячейках стеллажей, оборудованных микросетью Автоматизированная транспортная система в вариантах автомат или полуавтомат

Кладовая-автомат

Безлюдная технология внутри кладовой

Высота помещения кладовой может быть использована полностью

Высокая скорость операций в кладовой

В каждый проход требуется кран-игтабепер

Для кладовой более всего пригодны высокие, длинные и узкие помещения

Кладовая-полуавтомат

Присутствие людей в кладовой во время работы

Высота стеллажей ограничена возможностями погрузчика

Экономичное решение (один погрузчик может обслужить много проходов)

Результаты внедрения

Повышается надёжность хранения, контролируется доступ к ценностям

Увеличивается скорость операций

Эффективно используются высоты кладовых за счёт многоярусного хранения

Упрощается учёт ценностей

Си Цзиньпин, генсек КПК, и Барак Обама, президент США.

будут являться не «вызовом» для американской внешней политики, а «резервом» для укрепления американского глобального лидерства путем их последовательного «вовлечения».

«Доктрина Обамы» отнюдь не исключала силового воздействия на оппонентов, если это рассматривалось как эффективный способ решения проблем (развитие ситуации вокруг Ливии — наглядный пример относительно «незатратного» и коллективного силового вмешательства). Вместе с тем нобелевский лауреат премии мира Барак Обама пытался найти способы применения такого воздействия без крупных издержек для страны и без вовлечения ее в проекты, из которых сложно выйти без потерь (как материальных, так и имиджевых).

В этом контексте возникла и политика «перезагрузки» — не как некая уступка России со стороны Соединенных Штатов и не в качестве благотворительной акции администрации Обамы. Курс на «перезагрузку» отношений был основан на новых реалиях современного мира и на прагматичной оценке пределов американских возможностей по проведению своей внешней политики на односторонней основе.

США сегодня сталкиваются с таким количеством сложных внутренних и внешних проблем, что просто не могут позволить себе такую роскошь, как увеличение числа оппонентов за рубежом.

Активизация представителей американского политического истеблишмента и аналитического сообщества на российском направлении была связана в первую очередь с объемом негатива, накопившегося в отношениях двух стран за период президентства Джорджа Буша. Отношения с Россией в ходе «перезагрузки» вынужденно начали рассматриваться новой администрацией сквозь призму политического реализма, что создало окно возможностей для формирования позитивной повестки дня и открывало дорогу для торга, компромиссов и избирательного взаимодействия по широкому кругу проблем. Стало возможным сотрудничество в тех сферах, где наши интересы совпадают (стабилизация мирового порядка, противодействие новым вызовам и угрозам, энергетическая безопасность, контроль над

режимом нераспространения и сокращения оружия массового поражения и т.д.), равно как и попытки выстраивания элементов системы асимметричной взаимозависимости между нашими странами. При этом избирательное сотрудничество отнюдь не исключало конкуренции по разным вопросам международной повестки дня и в различных регионах мира. Россия оставалась одним из важных направлений американской внешней политики, потому что способна была оказать серьезное воздействие на американские интересы в таких сферах, как геополитика, безопасность, ядерное нераспространение, энергетика, противодействие терроризму, решение глобальных финансовых проблем, развязывание афганского узла и др.

Вместе с тем, по меткому замечанию аналитика Дмитрия Тренина, «политика администрации Обамы по налаживанию взаимодействия с Москвой ликвидировала раздражители, оставшиеся от прежней администрации... Но она не сумела придать американской политике в отношении России стратегическую глубину».5 Именно поэтому трудно ожидать от переизбранного президента США дополнительной гибкости в отношениях с Россией, в том числе по чувствительной для нас проблематике ПРО. Россия ныне находится отнюдь не в фокусе американской внешней политики. К числу основных политических проблем, которые предстоит решать уже завтра Бараку Обаме, по американским оценкам, относятся взаимоотношения с быстрорастущим Китаем, вопросы нераспространения ядерного оружия (в частности, иранская и северокорейская ядерные программы), ситуация на Ближнем Востоке и гражданская война в Сирии. А создание глобальной системы ПРО стало чуть ли не новой политической религией в Вашингтоне (особенно в республиканском лагере).

Повестка дня 2009-2011 годов в российско-американских отношениях практически исчерпала себя. Тогда триггером перемен послужили успешные переговоры о сокращении ядерных вооружений. Сейчас Россия не заинтересована в обсуждении дальнейших сокращений ядерных вооружений (в том числе тактического ядерного оружия, которое в условиях полного превосходства НАТО в обычных вооружениях выступает, по мнению многих экспертов, гарантией нашей безопасности). Давление на Иран едва ли сможет стать объединяющим фактором. Особенно после неоднозначного ливийского опыта. Гражданская война в Сирии снова продемонстрировала различия в подходах сторон к решению ряда сложных региональных проблем. Совпадение интересов по Афганистану может смениться их расхождением. Если только вы-

яснится, что США стремятся застолбить позиции в регионе. Причем не только в самом Афганистане, но и на территории соседних государств (в Узбекистане, например).

У российско-американских отношений по-прежнему отсутствует прочный экономический фундамент. Это, безусловно, влечет за собой серьезные политические последствия — в том числе весьма ограниченные лоббистские возможности России на американском политическом рынке. Сделки, подобные подписанному в 2011 году Роснефтью и Exxon соглашению по совместной разработке и эксплуатации российского Арктического шельфа, выпадают из общего правила, но пока не формируют тенденции. У США и Китая ничуть не меньше серьезных разногласий, например, по общим вопросам мировой политики, по Южно-Китайскому морю и ситуации в Восточной и Юго-Восточной Азии. Но при поисках решений возникающих проблем в ситуации реальной (а не декларативной или завязанной только на вопросы стратегической стабильности) взаимозависимости обе стороны понимают цену бескомпромиссности. В США очень слабы группы интересов, так или иначе завязанные на ведение бизнеса в России. Именно поэтому всевозможные, в том числе тенденциозные, инициативы, вроде «закона Магнитского», находят самый живой отклик среди сенаторов и конгрессменов от обеих основных политических партий, получающих возможность продемонстрировать перед избирателями свою решимость в отстаивании американских ценностей и пропиариться за счет России, практически ничем при этом не рискуя.

В сложившихся условиях представляется вероятным сохранение на ближайшее время ситуации асимметричного сотрудничества в тех сферах, где наши интересы совпадают (стабилизация мирового порядка, противодействие новым вызовам и угрозам, энергетическая безопасность, контроль над режимом нераспространения), и конкуренции, даже соперничества — в сферах, где они явно не стыкуются. Ну а эксперты тем временем должны поискать технические и пакетные политические решения, способные придать дополнительный импульс развитию российско-американских отношений в условиях формирующейся полицентричности современного мира, не подрывая при этом взаимовыгодного характера взаимодействия сторон. Ведь переизбрание Обамы — прагматичного, обладающего политической интуицией и не страдающего антироссийскими фобиями политика, — это все-таки шанс для придания отношениям сторон нового качества. В обозримой перспективе такой шанс может больше не представиться.

1 http://www.usatoday.com/ 3 http://www.ng.ru/ character-policy-and-selection-election-2012/results. world/2012-11-08/1_states.html. leaders?utm_source=freelist-

2 Приписнов В. Мировая экономи- 4 Friedman G. Character, f&utm_medium=email&utm_ ка: замедление и неустойчивость Policy and the Selection campaign=20120904&utm_ темпов роста // Год планеты. — of Leaders // URL: http:// term=gweekly&utm_content=

Вып. 2012. — М., 2012. www.stratfor.com/weekly/ readmore&elq=01f89e3557a9499d

Список использованной литературы

1. Независимая газета, 08.11.2012 // URL: http:// www.ng.ru/world/2012-11-08/1_states.html.

2. Приписнов В. Мировая экономика: замедление и неустойчивость темпов роста //

Год планеты. — Вып. 2012. — М., 2012.

3. Friedman G. Character, Policy and

the Selection of Leaders // URL: http://www.

stratfor.com/weekly/character-policy-and-

selection-leaders.

b2c09d0016ea7153.

5 Trenin D. Resetting

the Reset // URL: http://

www.foreignpolicy.com/

articles/2012/11/05/resetting_the_

reset?page=full.

4. Trenin D. Resetting the Reset // URL: http:// www.foreignpolicy.com/articles/2012/11/05/ resetting_the_reset? page=full.

5. USA Today // URL: http://www.usatoday.com/ election-2012/results.

Ключевые слова: Барак Обама, выборы в США, американская внешняя политика, российско-американские отношения, будущее перезагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.