Научная статья на тему 'ГЕОПОЛИТИКА И ТУРИЗМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 (НА ПРИМЕРЕ БОЛГАРИИ)'

ГЕОПОЛИТИКА И ТУРИЗМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 (НА ПРИМЕРЕ БОЛГАРИИ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
204
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛГАРСКИЙ ТУРИЗМ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / КРИЗИС / ГЕОПОЛИТИКА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ СПРОС / ТУРИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Попова Николина Руенова, Мукова Людмила Александровна

Туризм представляет собой сложную социально-экономическую систему. Сегодня туристическая отрасль находится в кризисе, вызванном внешним по отношению к отрасли глобальным фактором - пандемией COVID-19. В результате пандемии на общее социально-экономическое развитие Болгарии, в т.ч. и на туризм, влияют четыре ключевых фактора: геополитика структур ЕС, политика Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и национальная туристическая политика.В этой связи объектом настоящего исследования является ситуационное развитие современного туристического пространства Болгарии, а предметом - рассмотрение факторов, воздействующих на состояние отрасли. Проведенный авторами анализ показал: 1) преобладание однополярной геополитической структуры оказывает значительное воздействие (не всегда позитивное) на состояние хозяйственных отраслей, включая и туристический сектор; 2) цикличность экономического развития одной группы государств не совпадает с цикличностью другой группы, что ведет к перераспределению финансовых, товарных, в т.ч. туристических, потоков; 3) обострившиеся межгосударственные и межсистемные противоречия не способствуют устойчивому развитию отраслей экономики и особенно туризма; 4) процессы евроинтеграции государств не являются необратимыми; 5) туризм в условиях пандемии переживает процесс трансформации под влиянием политики в сферах здравоохранения и социально-экономического развития, и в этой связи туристический имидж Болгарии несет потери из-за ухода крупных международных туроператоров, включая и российских, и, одновременно, пассивной национальной политики Минтуризма, которое вместо поиска новых возможностей по спросу и предложению акцентируется на выживании бизнеса; 6) к позитивным моментам в болгарском туризме можно отнести активизацию внутреннего туризма и формирование новых моделей поведения потребителей и производителей туруслуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOPOLITICS AND TOURISM IN THE COVID-19 PANDEMIC (THE CASE OF BULGARIA)

Tourism is a complex socio-economic system. Today, the tourism industry is in a crisis caused by a global factor external to the industry - the COVID-19 pandemic. As a result of the pandemic, the overall socio-economic development of the country, incl. and tourism is influenced by four key factors: the geopolitics of the EU structures, the policies of the World Health Organization (WHO), the World Tourism Organization (UNWTO) and national tourism policy. In this regard, the study is focused on the situational development of the modern tourism space in Bulgaria, and namely on the factors affecting the state of the industry. The analysis carried out by the authors shows that, 1) the predominance of a unipolar geopolitical structure has a significant impact (not always positive) on the state of economic sectors, incl. the tourism sector; 2) the cyclical nature of the economic development of one group of states does not coincide with the cyclical nature of another group, which leads to a redistribution of financial, commodity, incl. tourist, flows; 3) the aggravated interstate and intersystem contradictions do not contribute to the sustainable development of economic sectors and, especially, tourism; 4) the processes of European integration of states are not irreversible; 5) tourism in the context of the pandemic is undergoing a process of transformation under the influence of health and socio-economic development policies, and in this regard, the tourism image of Bulgaria is suffering due to the departure of major international tour operators, incl. Russian, and at the same time the passive national policy of the Ministry of Tourism, which, instead of looking for new opportunities in terms of supply and demand, focuses on the survival of business; 6) the positive moments in Bulgarian tourism: the activation of domestic tourism and the formation of new models of behavior of consumers and producers.

Текст научной работы на тему «ГЕОПОЛИТИКА И ТУРИЗМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 (НА ПРИМЕРЕ БОЛГАРИИ)»

УДК 338.48 EDN: JJKUWS

DOI: 10.24412/1995-0411-2022-1-64-80

ПОПОВА Николина Руенова

Международная высшая Бизнес-школа (Ботевград, Болгария)

кандидат географических наук, профессор; e-mail: popova.nikolina@gmail.com

МУКОВА Людмила Александровна

Международная высшая Бизнес-школа (Ботевград, Болгария) кандидат юридических наук, профессор; e-mail: mukoval@mail.bg

ГЕОПОЛИТИКА И ТУРИЗМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 (НА ПРИМЕРЕ БОЛГАРИИ)

Туризм представляет собой сложную социально-экономическую систему. Сегодня туристическая отрасль находится в кризисе, вызванном внешним по отношению к отрасли глобальным фактором — пандемией COVID-19. В результате пандемии на общее социально-экономическое развитие Болгарии, в т.ч. и на туризм, влияют четыре ключевых фактора: геополитика структур ЕС, политика Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и национальная туристическая политика.В этой связи объектом настоящего исследования является ситуационное развитие современного туристического пространства Болгарии, а предметом - рассмотрение факторов, воздействующих на состояние отрасли. Проведенный авторами анализ показал: 1) преобладание однополярной геополитической структуры оказывает значительное воздействие (не всегда позитивное) на состояние хозяйственных отраслей, включая и туристический сектор; 2) цикличность экономического развития одной группы государств не совпадает с цикличностью другой группы, что ведет к перераспределению финансовых, товарных, в т.ч. туристических, потоков; 3) обострившиеся межгосударственные и межсистемные противоречия не способствуют устойчивому развитию отраслей экономики и особенно туризма; 4) процессы евроинтеграции государств не являются необратимыми; 5) туризм в условиях пандемии переживает процесс трансформации под влиянием политики в сферах здравоохранения и социально-экономического развития, и в этой связи туристический имидж Болгарии несет потери из-за ухода крупных международных туроператоров, включая и российских, и, одновременно, пассивной национальной политики Минтуризма, которое вместо поиска новых возможностей по спросу и предложению акцентируется на выживании бизнеса; 6) к позитивным моментам в болгарском туризме можно отнести активизацию внутреннего туризма и формирование новых моделей поведения потребителей и производителей туруслуг.

Ключевые слова: болгарский туризм, пандемия COVID-19, кризис, геополитика, туристический спрос, туристическое предложение

Для цитирования: Попова Н.Р., Мукова Л.А. Геополитика и туризм в условиях пандемии COVID-19 (на примере Болгарии) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2022. Т.16. №1. С. 64-80. DOI: 10.24412/1995-0411-2022-1-64-80.

Дата поступления в редакцию: 10 марта 2022 г. Дата утверждения в печать: 15 апреля 2022 г.

UDC 338.48 EDN: JJKUWS

DOI: 10.24412/1995-0411-2022-1-64-80

Nikolina R. POPOVA

International Higher School of Business (Botevgrad, Bulgaria) PhD in Geography, Professor; e-mail: popova.nikolina@gmail.com

Lyudmila A. MUKOVA

International Higher School of Business (Botevgrad, Bulgaria) PhD in Law, Professor; e-mail: mukoval@mail.bg

GEOPOLITICS AND TOURISM IN THE COVID-19 PANDEMIC (THE CASE OF BULGARIA)

Abstract. Tourism is a complex socio-economic system. Today, the tourism industry is in a crisis caused by a global factor external to the industry - the COVID-19 pandemic. As a result of the pandemic, the overall socio-economic development of the country, incl. and tourism is influenced by four key factors: the geopolitics of the EU structures, the policies of the World Health Organization (WHO), the World Tourism Organization (UNWTO) and national tourism policy. In this regard, the study is focused on the situational development of the modern tourism space in Bulgaria, and namely on the factors affecting the state of the industry. The analysis carried out by the authors shows that, 1) the predominance of a unipolar geopolitical structure has a significant impact (not always positive) on the state of economic sectors, incl. the tourism sector; 2) the cyclical nature of the economic development of one group of states does not coincide with the cyclical nature of another group, which leads to a redistribution of financial, commodity, incl. tourist, flows; 3) the aggravated interstate and intersystem contradictions do not contribute to the sustainable development of economic sectors and, especially, tourism; 4) the processes of European integration of states are not irreversible; 5) tourism in the context of the pandemic is undergoing a process of transformation under the influence of health and socio-economic development policies, and in this regard, the tourism image of Bulgaria is suffering due to the departure of major international tour operators, incl. Russian, and at the same time the passive national policy of the Ministry of Tourism, which, instead of looking for new opportunities in terms of supply and demand, focuses on the survival of business; 6) the positive moments in Bulgarian tourism: the activation of domestic tourism and the formation of new models of behavior of consumers and producers.

Keywords: Bulgarian tourism, COVID-19 pandemic, crisis, geopolitics, tourist demand, tourist offer

Citation: Popova, N. R., & Mukova, L. A. (2022). Geopolitics and tourism in the COVID-19 pandemic (The case of Bulgaria). Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 16(1), 64-80. doi: 10.24412/1995-0411-2022-1-64-80. (In Russ.).

Article History

Received 10 March 2022 Accepted 15 April 2022

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

© 2022 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

1. Современные общеевропейские геополитические факторы, влияющие

на развитие туризма в Болгарии

В условиях острой финансовой межкорпоративной, и, как следствие, межгосударственной и межцивилизационной конфронтации, необходимо определить не только геополитические факторы, влияющие на развитие туризма как динамичной части современной геоэкономики, но и те случаи, когда туризм используется в качестве инструмента геополитики. Современная геополитическая система крайне динамична и открыта, а геополитические интересы, представляющие отражение истинных социально-экономических потребностей геополитического субъекта (лоббирующих групп, государств, регионов, блоков), находятся в состоянии наибольшего ускорения. Болгария является членом ЕС и для того, чтобы сформулировать тренд развития ее туристической отрасли в современных геополитических условиях, необходимо установить общие тенденции современной европейской геополитики. На данном этапе можно выделить семь основных трендов.

Первая тенденция. В ХХ-ХХ1 вв. вектор развития европейской геополитики определяется процессами политической континентальной интеграции. После распада СССР в 1990-х гг., утратившая прежде свое политическое доминирование в международной политике, Западная Европа поставила своей задачей восстановить свой статус наравне с США посредством расширения Европейского Союза за счет центрально-восточных европейских стран постсоветского пространства. Важным этапом в этом процессе явилась ратификация Лиссабонского договора (вступил в силу 01.12.2009 г.), согласно которому администрация ЕС приобрела универсальную

правосубъектность, позволяющую быть стороной по международным договорам в любой сфере его компетенций, и, таким образом, повысить свою значимость в международной политике.

Вторая тенденция. Если в предыдущей конфигурации стран Западной Европы их экономическое состояние не порождало особых проблем, то в новом объединении экономический фактор является серьезным препятствием к достижению политических целей. В условиях евроинтеграции закономерно возникает проблема неравномерного экономического развития государств-членов (соотношение между богатыми и бедными государствами 1:32)1, которое является источником противоречий их интересов. Брекзит Великобритании в 2016-2017 гг. доказательство тому. Как правильно отметил болгарский геополитик Д. Димитров, британский брекзит доказал, что европейская интеграция, как и любая другая, не является необратимым процессом. Процессы государственного сепаратизма по отношению к ЕС проявляются и в ряде стран-членов. Так, Нидерланды не желают быть донором для бедных стран, Италия недовольна политикой Брюсселя по отношению к вопросам миграции и влиянием Берлина на общую валюту, Испания недовольна решениями Европейского суда по вопросам суверенитета Каталонии и др. [1].

Искусственное и формальное поддержание потенциала экономически отстающих государств-членов не дает существенных позитивных результатов. Новые государства-члены ЕС являются чаще всего рынками сбыта продукции ведущих европейских стран.

Третья тенденция. Частичная утрата национального суверенитета новыми государствами-членами в условиях Евросоюза еще более их ослабляет экономи-

1 Большая часть стран, включая и Болгарию, вошла в состав ЕС с полуразрушенной экономикой, после проведенной масштабной приватизации, которая реально перераспределила собственность на важные экономические объекты между новыми частными субъектами (внутренними и внешними), а другую часть распродали или физически ликвидировали. Таким образом стартовал процесс создания рыночной экономики западного типа.

чески, т.к. национальные политические управленческие элиты при принятии политических и экономических решений оправдывают свои действия нормативными актами, принятыми органами ЕС: европейскими директивами и регламентами, которые не всегда при регуляции учитывают национальную специфику того или иного государства-члена. Одновременно общеевропейские институции не несут прямой юридической ответственности перед населением той или иной страны-члена за их экономическую стабильность, благосостояние и защиту, т.к. формально они являются независимыми (суверенными). Тем не менее, глобальная пандемия коронавируса 2019-2021 гг. «...потребовала, прежде всего, национальных решений, поскольку страны во всем мире имеют отдельные системы здравоохранения, разные правила преодоления кризисов и специфическое отношение населения» [2]. Пандемия вернула национальное государство к его стандартным социально-экономическим функциям, которые оно в последние годы уступило международным структурам, таким как ЕС, глобальным финансовым институтам и многонациональным компаниям [2]. Скорее всего, при стабилизации положения, доктрина «десуверенизации» государств, пропагандируемая глобалистами, восстановит свою значимость в общем европейском пространстве, но это будет уже не тот объем, который был прежде.

Четвертая тенденция. Евроинтегра-ция в ее современном бюрократическом понимании центральными европейскими учреждениями приводит к ряду дополнительных негативных социально-экономических явлений: излишней централизации административных европейских структур, ведущей к неоправданным финансовым расходам всех участников процесса; сложноконтролируемому расходованию финансовых и материальных средств по европейским программам; установлению двойных стандартов внутри Евросоюза и

др. Кроме того, действие блокового принципа «системной солидарности» не всегда совпадает с традиционными интересами народонаселения стран-членов ЕС. Такая союзная политика противоречит демократическим принципам, объявленным европейским ценностям и основным постулатам конкурирующей рыночной экономики об относительной свободе и автономии воли экономических субъектов.

Пятая тенденция. Относительная финансово-экономическая зависимость от США самих ведущих стран Евросоюза, и прежде всего Германии и Франции, не всегда позволяет им вести самостоятельную политику, и, соответственно, формулировать общую союзническую европейскую экономическую политику с учетом состояния экономик всех стран-членов ЕС.

Шестая тенденция. Обострение социально-экономических противоречий внутри ЕС2 и в других геополитических субъектах наблюдается не только в условиях продолжающегося (с 2008 г.) мирового финансового кризиса, но и при форсмажорной ситуации, подобной мировой пандемии COVID-19, продолжающейся уже более двух лет (с 2019 г. по настоящее время) без объективного научного знания о самом вирусе, без прогнозов по отношению сроков ее окончания и возможностей восстановления темпов хозяйственного развития, в том числе и туристического сектора, который наиболее пострадал в большинстве стран. Впервые в своей истории ЕС принял решение о выпуске долговых ценных бумаг для финансирования борьбы с пандемией и восстановления экономики [2]. Не представляется эффективной и профессионально выдержанной глобальная деятельность ВОЗ, особенно что касается подачи своевременной и точной информации в отношении распространения вируса, закрытия границ передвижения в странах и между странами, лекарственных препаратов, протоколов лечения заболевания и т.п. Наблюдаются случаи, когда ВОЗ не хватает

2 Например, положение с верховенством европейских законов в Польше и Венгрии.

международного авторитета в отношении отдельных стран (например, Китая, при проведении документальной международной медицинской экспертизы работы Уханьской биолаборатории, власти которого отказывались дать допуск к ее архиву).

В унисон деятельности ВОЗ функционирует ЮНВТО. В соответствии с данными Отчета организации, вклад туристической отрасли в мировой ВВП более 10%, но в условиях пандемии снизился до 5,5%. В данной ситуации А. Гутерриш обратил особое внимание на необходимость развития экологически чистого туризма, ориентированного на защиту наиболее слабых в финансовом отношении слоев населения и справедливого распределения доходов, а также на защиту мировых и национальных культурных ценностей3. И на этом же фоне поставлены проблемы безопасности здоровья туристов и возможности ограничения для дальнейшего распространения ко-ронавируса, что предполагает адаптацию государственных ограничений к существующим рискам для здоровья. В этой связи ЮНВТО акцентирует свое внимание на межведомственном сотрудничестве, которое сделает возможным осуществление общей политики в сферах туризма и здравоохранения. Также обращается внимание и на цифровизацию, внедрение инновационных технологий.

В целом предлагаемые ЮНВТО меры по восстановлению туризма интересны, но и вызывают некоторые ассоциации. Например, как сочетается чистая экология и низкие доходы населения; межведомственное сотрудничество и локдауны, предлагаемые органами здравоохранения; как перераспределить доходы богатых фармацевтических и ^-компаний, и др.

В социально-экономическом плане пандемия уже привела к повышению цен

на товары и услуги, банкротству мелких предпринимателей, особенно в гостиничном и ресторанном бизнесе. Экономический спад в Еврозоне составил 7,8% в 2020 г. и 7,4% в ЕС в целом4. Наблюдаются процессы разъединения вместо консолидации в социумах, прежде всего, на «ваксеров» и «антиваксеров» и др. На фоне обеднения большинства населения и, прежде всего, среднего класса, который является основным потребителем туристических продуктов, наблюдается рост богатства у меньшинства. Высокие прибыли получают фармацевтические компании и производители медицинского оборудования, компании, предоставляющие интернет-услуги для работы и обучения в дистанционном режиме, и др. Так, основатель курьерской службы Amazon Джефф Безос получил 64 млрд USD за первые семь месяцев 2020 года; немецкая компания Bayontek, разработавшая одну из первых вакцин против COVID-19, за несколько дней достигла рыночной капитализации в 22 млрд USD и т.п. [2]. Вместе с тем оказывается поддержка компаниям-монополистам на рынке в области лекарственных препаратов (включая вакцины) против вируса, при фактической одинаковости противоэпидемических режимов в большинстве стран мира (за исключением Китая, Израиля и ряда других государств), что также является препятствием для развития отношений в области туризма со странами, не входящими в ЕС, в т.ч. с Российской Федерацией.

Седьмая тенденция. Возникший в конце 2021 г. газово-энергетический кризис на фоне активно пропагандируемой в ЕС «зеленой сделки», также оказывает существенное влияние на инфляционные процессы внутри экономик членов Союза и платежеспособность их населения5, в т.ч. потребителей туристического продукта.

3 Поддержка туризма в рамках развития мировой экономики // Всемирная туристская организация. Доклад эксперта. Модель ООН им. В.И. Чуркина, 2022. URL: https://modelun.ru/wp-content/uploads/2020/12/ VTO_Doklad-eksperta.pdf

4 European Commission (2020). Autumn 2020 Economic Forecast: Rebound Interrupted as Resurgence of Pandemic Deepens Uncertainty. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_2021

Решение, взятое администрацией ЕС, в отношении биржевых закупок газа по спото-вым ценам на свободном рынке, не учло интересы отдельных государств-членов, находящихся и без того в трудной экономической и политической ситуации в условиях пандемии COVID-19. Одновременно резкое повышение цен на электричество для бытовых и бизнес-потребителей в результате отказа от тепловых и атомных электростанций при соблюдении принципов все той же «зеленой энергетики»6 также негативно воздействует на экономическое состояние стран ЕС. На этом фоне наблюдается обострение геополитических интересов между США, ЕС и Российской Федерацией, что предполагает дестабилизацию системы международных отношений, мировой финансовой системы посредством наложения экономических и персональных санкций, и, соответственно, не способствует стабилизации туристической отрасли в странах-членах ЕС.

В контексте основных семи вышеуказанных тенденций европейской геополитики представляются объективно необходимыми изменения качественного содержания процесса евроинтеграции: от бюрократической централизации управления - к постепенной децентрализации системы; от внешнего управления - к более ясно выраженным национальным суверенитетам; от открытых рынков только для отдельных торговцев - к общим рынкам; от «экономических санкций» - к сотрудничеству на основе реально существующих национальных интересов; от двойных к единым стандартам; от Европейских директив и Регламентов - возвращение к нормам и

национального, и международного права, а не к правилам отдельных стран-лидеров того или иного интеграционного экономического пространства, и т.д. 2. Региональные геополитические факторы, влияющие на туризм в Болгарии Туризм как экономическая категория всегда напрямую связан с определенными факторами внешней и внутренней политики государств, наравне с социально-экономическими, материально-техническими, демографическими и др.7 В этом контексте геополитические факторы, влияющие на развитие туризма, условно делятся на две основные группы: содействующие и препятствующие. К первой группе факторов относятся: политическая стабильность страны, межгосударственные соглашения в сферах экономики, торговли, науки и технологий, культуры, туризма и др. Вторая группа факторов включает внутренние государственные политические кризисы (например, гражданские войны и/или политический террор, «цветные революции», «управляемый хаос», и т.п.) и военные межгосударственные конфликты.

В конце прошлого и начале XXI в. на развитие болгарского туризма оказывают существенное воздействие следующие экономико-политические события регионального масштаба:

✓ геополитическое положение Болгарии в буферной зоне между Востоком и Западом, где почти всегда сильно выражено влияния со стороны внешних сил, что находит отражение в её туристическом восприятии и многовекторности её политики; последняя не всегда благоприятно воспринимается в сфере международных отноше-

5 В Болгарии на сегодняшний день констатируется 8% инфляция.

6 «Зеленая энергетика» в условиях современного технологического развития и состояния Природы планеты Земля не может быть искусственно предложена энергетическим системам всех стран без исключения. «Зеленые проекты» разрабатывались и ранее. Например, в Болгарии в 70-80-х годах прошлого столетия велась активная работа по возобновляемым источникам энергии на базе солнечной, ветряной, геотермальной и энергии биомассы. Согласно последним данным по ЕС, Болгария использует только 23,3% «зеленой энергии» в общем объеме промышленного производства, остальная часть потребностей покрывается за счет традиционных источников генерации электроэнергии.

7 Факторы развития туризма и их классификация. URL: http://www.ornatus.ru/themes/ekonomika/turizm/ faktory-razvitiya-turizma-i-ikh-klassifikatsiya

ний вне ЕС [3];

✓ установленная однополярность мира с предварительно заданными ориентирами к западноевропейской и американской экономическим и политическим моделям не всегда соответствует традиционным национальным экономическим, культурным и религиозным особенностям;

✓ спровоцированные военные конфликты и гражданские войны на фоне интернет-революций и терроризма в странах Ближнего Востока и других регионов Африканского континента, порождающие формирование многочисленных потоков беженцев, движущихся через территорию Болгарии и создающих неудобства для отдельных районов страны;

✓ распад Югославии, приведший к появлению новых конкурентов в туризме на Балканах - Сербии, Хорватии, Черногории, Северной Македонии;

✓ стабилизация и интенсивное развитие туризма в Греции и Турции в последние годы, обострение конкуренции в контексте соответствия качества и цены туристического продукта на рынках региона;

✓ социально-политическая напряженность в государствах постсоветского пространства: присоединение Крыма к России, гражданская война на юго-востоке Украины,территориальный спор с применением военно-технических средств между Арменией и Азербайджаном, попытки реализации государственных переворотов в Белорусии и Казахстане, активизация и противопоставление сформировавшихся в последние десятилетия национальных элит в ряде бывших среднеазиатских республик (Киргизии, Таджикистана и др.) и т.п.;

✓ американские и европейские экономические санкции по отношению к Российской Федерации, являющейся одним из давних контрагентов в туризме, и др.

Все вышеперечисленные и другие факторы обусловили целевую переориентацию туристических потоков: их увеличение в одних регионах за счет уменьшения в

других при высоком пороге конкуренции по ценам, сервису и логистике, а в сегодняшних условиях пандемии - и конкуренции противовирусных вакцин. Учитывая долю туризма в ВВП стран, его переориентация на практике еще более обострила латентные внутренние и межгосударственные экономические и политические противоречия.

Состояние туристического европейского рынка в целом к настоящему моменту определяется как неустойчивое. Нестабильность вызвана рядом обстоятельств: терроризмом радикалов различного происхождения и пандемией ОТУЮ-19, дестабилизировавшей деятельность ведущих европейских туристических дестинаций Италии, Испании, Германии, Франции, Португалии и др., приведшей к новому перераспределению туристических потоков, увеличению индивидуального самостоятельного туризма за счет резкого снижения массового из-за эпидемических ограничений и платежеспособности населения, европейским энергетическим кризисом конца 2021 года. Особое место в этом ряду проблем занимает «кибергеополитика», распространяющая свою власть на политические, социально-экономические и военные сегменты с помощью электронных информационных технологий.

Терроризм в целом представляет собой один из наиболее распространенных современных инструментов геоэкономики, имеющих целью дестабилизацию социально-экономической жизни территорий и установление «нужного» для его инициаторов порядка в политике соответствующих районов (государств, регионов), оказывая тем самым негативное воздействие на развитие туризма в данном сегменте. Так, уничтожение террористами чартерного самолета с российскими туристами в небе Синая (ноябрь 2015 г.) имело главной целью дестабилизацию социально-экономических отношений между Россией и Египтом -важным участником «Арабской весны», который вышел из-под контроля инициаторов «революции». Эффект атаки для России -

сужение круга ее экономических партнеров; для Египта - снижение доходов в бюджет, экономическое сдерживание и рост политической и социально-экономической напряженности.

В Турции, из-за внутренних и внешних противоречий, в период 2015-2016 гг. наблюдались частые террористические акты, в т.ч. и на территориях туристских де-стинаций, повлекшие за собой гибель в основном туристов из Западной Европы. Результатом этих атак явилось сокращение турпотоков из Германии и Англии. Большие финансовые (приблизительно 11-12 млрд USD) потери в туристическом секторе стране причинило эмбарго, наложенное Россией в 2015 г. Этот фактор вызвал переориентирование туристских потоков к курортам Греции и Болгарии и др. Восстановление экономико-политических отношений с Россией привело к возвращению и значительному увеличению российских туристских потоков на курорты Турции. В настоящее время даже в условиях пандемии её курорты являются предпочитаемыми россиянами дестинациями, прежде всего по ценам и качеству туристических услуг.

Террористические акты в Париже, Ницце и в других городах Франции выявили недостаточность предпринимаемых государственными структурами мер по обеспечению безопасности и защите своих и иностранных граждан, включая туристов. Сложившаяся ситуация привела в 2016 г. к сокращению туристического спроса. Потери французской туристической отрасли из-за террористических атак оцениваются в более чем 2 млрд EUR при том, что туризм формирует 7% ВВП Франции8. По мнению Селин Пина, во Франции давно обсуждаются «потерянные территории» Республики и отношение к чиновникам, которые из-за своих клиентелистских интересов, трусости или небрежности способствуют укреплению исламизма и религиозного радикализма [5]. Аналогичная обстановка в

Испании, Италии, Германии, Бельгии, Англии и др.

Анализ состояния и проблем болгарской туристической индустрии в контексте современной геополитики подробно представлен в исследовании доц. В. Кръстева. Автор делает вывод: «Болгария находится в значительной степени под давлением со стороны стран крупных и известных в мире туроператоров...» [4], что, бесспорно, сказывается на ее туристической отрасли.

В современных условиях болгарский туризм, как и многие другие европейские участники, активно интересуется динамикой потоков из Российской Федерации. В период после 1990 г. обе страны открыли для себя новые туристские дестинации. Российские туристы получили свободный доступ к известным, но ранее закрытым для них (по политическим и/или финансовым причинам) иностранным туроператорам, а болгарские туроператоры поспешили открыться для туристов из более богатых западноевропейских государств. Если в условиях социализма обе индустрии находились в едином экономико-политическом и правовом пространстве, то в настоящее время они позиционируются в среде известного противостояния. Так, проблему для входа в российский туристический сегмент создает продление со стороны США и стран-членов ЕС, в т.ч. Болгарии, экономических санкций против России. Санкции приводят к замедлению экономического роста экономики внутри России и, соответственно, уменьшают доходы её населения в такой степени, что болгарские туристические продукты становятся дорогими, даже при сохранении их прежней стоимости. Внутренняя же экономическая ситуация в Болгарии не предрасполагает к снижению цен на туристические продукты и услуги во избежание банкротства фирм; напротив, прогнозируемый тренд развития отрасли в стране - повышение цен из-за

8Платонова Е. Российский турист терактов не боится // Газета.ру, 20.12.2016. URL: https://www.gazeta.ru/ business/2016/12/20/10439189.shtml

спада в экономике. Получается, что отрасль реально претерпевает политико-экономические затруднения.

Летом-осенью 2016 г. испытывалось ощутимое присутствие российских граждан на черноморских курортах Болгарии (примерно 518 тыс. чел.), главным образом за счет новой категории туристов - собственников недвижимости и их семей. Согласно данным Государственного реестра РБ за последние 20 лет (1996-2016 гг.) российские граждане приобрели собственность в городах Болгарии: Бургасе - 58 240 ед., Варне - 9628 ед., Благоевграде - 2701 ед., Добрич - 1692 ед. В соответствии с опубликованными данными Министерства туризма РБ, более 300 тыс. российских граждан владеют болгарской недвижимостью общей стоимость 4-5 млрд USD9.

В последнее время, и особенно в условиях пандемии, российский «жилищный туризм» меняет свои параметры: все больше россиян по экономическим причинам и в связи с противоэпидемическими ограничениями, закрытостью границ между странами, в период 2020-2021 гг. склоняются к продаже своей недвижимости в Болгарии. Кроме того, пандемия привела к снижению доходов населения в обеих государствах, оставляя незначительную группу, сумевшую сохранить свои доходы и даже их увеличить. Российские граждане первой группы переключаются или на внутренние дестинации, или вообще отказываются от туризма, а немногочисленная вторая группа может позволить себе более фешенебельные курорты, нежели те, которые предлагают болгарские туроператоры, (например, Мальдивы, Таиланд, Кипр, Греция, ОАЭ, Сейшелы, и др.). По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), выездной поток из России в

первом полугодии 2021 г. сократился почти в два раза (49,33%) в сравнении с 2020 г. и составил 1,8 млн. чел.10

В соответствии с данными Единой ту-ристско-информационной системы (ЕСТИ) Болгарии, летний сезон 2021 г. оказался более благоприятным, чем ожидалось изначально, так как количество туристов за период май-август 2021 г. составило почти 3,7 млн. чел. - граждан Болгарии, и почти 1,4 млн - иностранных туристов11 (при этом в статданных не указывается гражданство иностранных туристов).

На основании изложенного можно сделать некоторые выводы. Как видно, туристический сектор Болгарии в современных условиях переориентировался преимущественно с выездного туризма к внутреннему, что оказывает позитивное воздействие на экономику государства. Данная тенденция должна быть сохранена с учетом «работы над ошибками» по вопросам соответствия цены и качества услуг, состояния экологии туристических дестина-ций страны. Расширяются возможности для внутренних инвестиционных проектов в строительстве и инфраструктуре, в использовании маркетинговых инструментов.

Учитывая значимость для экономики Болгарии туристического сектора в целом, и российского сегмента туристов в частности, с региональной геополитической точки зрения её приоритетами должны быть: относительная сбалансированность в геополитике, обеспечивающей стабильность и безопасные условия; защита национальных экономических интересов, автономия и суверенитет в рамках ЕС; отказ от любого вида ксенофобии (включая русофобию) со стороны работающих в туристическом бизнесе; юридическое решение проблемы облегчения (формально и

9 Закон "Да помогнем на руснаците" // Капитал. 30.09.2016. URL: http://www.capital.bg/politika_i_

ikonomika/bulgaria/2016/09/30/2835975_zakon_da_pomognem_na_rusnacite.

10 АТОР: выездной турпоток из России за полугодие сократился примерно на 49,33% // Коммерсантъ, 16.08.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4946529.

11 Маринова Ев. Българският туризъм се измъква от хватката на пандемията. URL: https://www.investor.bg/ analizi/85/a/bylgarskiiat-turizym-se-izmykva-ot-hvatkata-na-pandemiiata-342463/

финансово) визового режима для туристов, включая и граждан Российской Федерации.

3. Факторы, влияющие на туризм в период кризиса

Туризм находится в процессе трансформации, направленной на преодоление ограничений глобальной социально-экономической перестройки, характеризующейся ярко выраженным геополитическим характером. Придерживаясь определения геополитики, понимаемой как «наука о распределении сфер влияния в контексте географического положения субъектов»12, объективный анализ позиции Болгарии с учетом перспективных направлений должен учитывать геополитический контекст. Трансформация в сфере туризма требует быстрого и радикального изменения, основанного на национальной туристической политике, с учетом современных особенностей мировой геополитики, соответственно изменениям географического пространства в региональном и глобальном плане. Этот вывод обосновывается политической природой туризма, с одной стороны, а с другой -тем, что туризм и его территориальные измерения взаимозависимы [9].

Проявление геополитики в туризме, на наш взгляд, прежде всего проявилось в модификации морфоструктуры глобального туристского пространства, понимаемого как модель, отражающая определенный период времени, фиксирующая пространственную структуру используемых природных и социокультурных ландшафтов в глобальном масштабе. Основными факторами, которые привели к этой новой морфоструктуре, являются меры по борьбе с пандемией и меры по ограничению передвижения людей, введенные ВОЗ и Европейским союзом соответственно. В середине апреля 2020 г. все границы Болгарии были закрыты для въезда и выезда

болгарских и иностранных граждан. Туристические объекты и особенно, туристические посредники, вынуждены были закрыть свою деятельность и уволить большую часть персонала13.

С другой стороны, мощным геополитическим фактором является информационный поток, транслируемый Всемирной туристской организацией (UNWTO), о состоянии различных дестинаций в мире, выделяя некоторые из них как «зеленые». Пространственный образ туристических дестинаций подвергся вышеуказанным ограничениям, став инструментом «мягкой силы» геополитики [7, 8], формируя образы пространства, соответственное мировоззрение [6], с прямым влиянием на привлекательность отдельных стран и направлений. Информация о дестинациях, закрытых из-за пандемии COVID-19, стала мощным и эффективным инструментом воздействия на их туристический имидж с целью повышения или снижения их международной привлекательности. Результаты доступны только через два месяца после введения ограничений. По данным UNWTO14, с 18 мая 2020 г. все туристические направления по всему миру ввели ограничения на поездки. Из 217 направлений 163 (75%) полностью прекратили активный международный туризм, и только семь направлений сняли ограничения15. Отмечается, что потребуются существенные меры для выхода из кризиса такого масштаба. В пресс-релизе от 12.02.2020 г. UNWTO предлагает классификацию лучших зеленых направлений, характеризующихся более благоприятными условиями для здоровья в связи с COVID-19.

Эффект глобального управления информацией о COVID-19 был доступен в Болгарии еще летом и зимой 2020 г. Если в 2019 г. общее количество туристических

12 Геополитика - это, простыми словами. URL: https://askonline.ru/geopolitika-eto-prostymi-slovami/

13 https://www.consilium.europa.eu/bg/coronavirus/timeline/

14 One planet vision for а responsible recovery of the tourism sector // World Tourism Organization (UNWTO). Madrid, 2 dec 2020

15 COVID-19 Related Travel Restrictions. URL: https://www.unwto.org/covid-19-travel-restrictions

прибытий иностранцев в Болгарию составило 9 311 681 чел., то в 2020 г. это число резко упало до 4 973 356 чел. Эта тенденция сохранялась и в 2021 г.16. Общее количество ночевок во всех средствах размещения, зарегистрированных в январе 2021 г., составило 463,7 тыс., что на 56,5% меньше, чем в том же месяце предыдущего года, до пандемии COVID-1917. Посещения иностранцами Болгарии в том же месяце составило 241,7 тыс., или на 60% меньше, чем в январе 2020 г.11, а поездок болгарских граждан за границу в том же месяце было зарегистрировано 303,7 тыс., или на 28,2% меньше, зарегистрированных в январе 2020 г. Более значительное сокращение числа иностранных туристов в Болгарии по сравнению с числом болгар, выезжающих за границу, можно объяснить влиянием массового туризма, в частности, оттоком крупных международных туроператоров, поставляющих туристов на зимние курорты Болгарии. Болгары путешествуют как неорганизованно, так и организованно, используя местные болгарские турагентства, т.е. нет зависимости от внешних турагентов.

На резкое снижение активного массового международного туризма в стране значительное влияние оказывает политика на национальном уровне. Болгария не проводит активную туристическую политику в ответ на резкие изменения, а проявляет инерционное поведение - не проявляет инициативы по привлечению туристов, как это наблюдается в соседних странах, таких как Турция и Греция, которые стимулируют чартерные рейсы, существенно финансируя полетное место. Ситуация с упрощением визового режима не используется для граждан стран, не входящих в ЕС, которые в течение многих лет были важными рынками, такими как рынок России. Проблема виз для иностранцев из стран, не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

входящих в ЕС, существует давно, и, несмотря на многочисленные обсуждения между туристическими организациями и государственными учреждениями, положительного решения не имеет. Усилия сосредоточены в основном на совершенствовании организации консульской выдачи виз. Возможным решением проблемы виз для иностранцев из стран, не входящих в ЕС, является выдача электронных виз, но на данный момент в Болгарии таковых нет.

В результате вышеизложенного туристический имидж болгарского географического пространства не просто остается в тени, а рушится, так как крупные международные туроператоры, работающие в стране, уходят из Болгарии. Данные о прибытии международных туристов на второй год пандемии, в 2021 г., когда международное туристическое сообщество предприняло ряд инициатив по возобновлению туризма, показывают отсутствие геополитического акцента в национальной туристической политике. В доказательство этого утверждения приведем данные исследования, проведенного Национальным центром парламентских исследований (НЦПИ)18 об отношении населения к туризму. Опрос проводился в июне 2021 г. среди 1000 совершеннолетних граждан Республики Болгарии. Методическим инструментом являлось полустандартизированное интервью. Хотя обобщенная оценка весьма абстрактна и на нее влияют три фактора: 1) текущая эпидемическая ситуация и противоэпидемические мероприятия; 2) общая повышенная критика действий государственных учреждений; 3) разнообразный личный опыт болгарских граждан. Государственную политику в сфере туризма одобряет только пятая часть опрошенных -20,2%, а доля не одобряющих - вдвое выше и составляет 44%. Одобрение чаще

16 https://nsi.bg/bg/content/1992/

17 https://nsi.bg/bg/content/1981/

18 Обществени нагласи по teми и проблеми, свързани с туризма: резултати от национално представително проучване. София: Национален Център за Парламентарни Изследвания (НЦПИ) юни-юли, 2021. URL: https://www.parliament.bg/pub/ncpi/20210802124248_NCPI_Tourism_2021.pdf

демонстрируют респонденты, предпочитающие отдых в Болгарии. Одобрение относительно равномерно распределено во всех возрастных группах, за исключением людей в возрасте от 30 до 39 лет. Критично настроенные к государственной политике предпочитают проводить отпуск только за границей, им от 30 до 39 лет, они имеют высшее образование и живут преимущественно в Софии. Среди критических замечаний и рекомендаций респондентов важное место занимает мнение о необходимости вкладывать больше средств в рекламу болгарского туризма. Отметим, что это четко сформулированное мнение экспертного сообщества по туризму Болгарии до пандемии. Укажем также, что наряду с дополнительными финансовыми ресурсами на рекламу очень важна стратегическая переориентация национальной туристической политики с массового летнего и морского туризма на туризм, отвечающий современным запросам на более высокие эмоциональные, психологические, духовные, культурные факторы, сопутствующие приобретению туристского опыта в различных сферах жизни, для чего Болгария имеет исключительные по своему характеру природные и социально-культурные ресурсы по всей стране. Наконец, что не менее важно, следует подчеркнуть необходимость радикального изменения маркетинговых инструментов для рекламы туризма в соответствии с новыми технологическими разработками. Немалое значение имеют и инвестиционные проекты в отношении обновления материально-технической базы некоторых (часто посещаемых) туристических объектов на основе публично-частного партнерства.

В условиях пандемии COVID-19 действия Минтуризма РБ скорее являются реализацией политики здравоохранения. Акцент делается на выживании бизнеса, без поиска возможностей превратить некоторые минусы в плюсы. Участие страны в ряде международных форумов высокого статуса остается на уровне весьма формального представительства без реальных

положительных эффектов. В подтверждение этому может послужить весьма категоричный положительный ответ - 95,2% опрошенных в июньском опросе 2021 г. [5] считают, что «государство должно укреплять международное сотрудничество в сфере туризма в целях поощрения иностранных туристов выбрать Болгарию как место для отдыха».

Утверждение Болгарии на международной туристической карте в качестве привлекательного туристического направления в условиях пандемии COVID-19 является функцией активной национальной политики с учетом интереса сферы туризма Болгарии, нового поведения потребителей и производителей туристических услуг в контексте глобальных геополитических рамок.

4. Особенности туристического спроса

в результате пандемии COVID-19

В результате вышеизложенных обстоятельств углубляется ряд проблем, с которыми страна сталкивалась и до кризиса COVID-19 - таких, как: нехватка рабочей силы, низкая среднегодовая занятость на в объектах размещения, сильно выраженная сезонность турпродукта, преобладающее предложение, ориентированное на массовый туризм, и, соответственно, зависимость дестинаций Болгарии от крупных международных туроператоров.

На фоне пандемии COVID-19 в мега-среде туристической системы происходят существенные изменения, охватывающие все основные аспекты туристического спроса, которые, вероятно, сохранятся и в будущем. Это требует быстрой адаптации к ним туристического предложения.

Новые характеристики туристического спроса в Болгарии. Упомянутые новые черты в туристическом спросе во время пандемии COVID-19 обозначены как на основе статистических данных о поездках болгар за два года пандемии, так и на основании исследования, проведенного Национальным центром парламентских исследований (НЦПИ)18. Основные изменения в туристском спросе и в отношении к

путешествиям во время отдыха следующие:

✓ Невозможность свободного передвижения между странами мира Пандемия привела к закрытию границ, ужесточению контроля за поездками путем введения сертификата о вакцинации COVID-19 в качестве обязательного документа для въезда в ряд стран и для доступа в гостиницу, ресторан, развлекательный или торговый центр, специфических требований к различным видам тестов. Некоторые страны в 2020 и 2021 гг. были полностью закрыты для непривитых посетителей.

Эти ограничения становятся испытанием для туризма и политики - как региональной, так и национальной - по противодействию пандемии.

✓ Отдых стал образом жизни Количество болгар, отдыхавших в

стране за три летних месяца (июнь, июль и август) 2020 г., составило 1,51 млн чел., то есть 71,9% от общего количества туристов, включая иностранцев19. По сравнению с 2019 г. из них 0,82 млн чел. (62%) провели свой отпуск на болгарском побережье Черного моря, в то время как количество иностранных туристов было намного меньшим -0,51 млн чел. (38%). Такое преобладание болгарских туристов на черноморском побережье Болгарии является прецедентом за последние 15-20 лет. Причина - отток иностранных туристов в результате пандемии COVID-19.

Отдых и путешествия стали частью образа жизни болгарских граждан. Об этом свидетельствуют данные о количестве отдыхающих летом болгар в 2020 г. [5] и их отношении к отдыху до конца 2021 г.11. Несмотря на сложную эпидемическую ситуацию, 59% взрослых граждан Болгарии планировали отпуск (в стране или за границей) в 2021 г., при этом наибольшая доля (43,7%) планировали провести отпуск в Болгарии. Одна треть (31%) респондентов указывали, что не собираются отдыхать.

✓ Изменение географии болгарского

турпотока

0,68 млн чел. (45,3%) всех болгарских туристов решили провести свой летний отпуск во внутренних районах страны. Столь высокая доля отдыхающих во внутренних районах страны является рекордной и до сих пор нереализованной целью, сформулированной в ряде планово-стратегических документов, исследований и анализов по преодолению тяжелой пространственной аномалии, унаследованной от эпохи массового туризма, до изменений в конце 80-х гг. Считаем, что это явление можно с полным правом определить как положительный эффект пандемического кризиса. Вопрос туристической политики, соответственно, стратегической переориентации, использование этого факта с целью стимулирования устойчивого развитие туризма во внутренних районах страны.

✓ Преимущественно массовый туризм для иностранных туристов

Несмотря на то, что количество иностранных туристов значительно сократилось, для них продолжают формировать преимущественно предложения в сегменте массового туризма. Только 78 267 чел. (13,2%) из них отдыхали во внутренних районах страны летом 2021 г. [5].

В течение 30 лет после начала системного перехода Болгария развивает в основном дешевый массовый туризм - летний отдых на побережье Черного моря и горный отдых - зимние виды спорта на трех основных горных курортах - Боровец (Рила), Банско (Пирин) и Пампорово (Родопы).

✓ Количество иностранных туристов резко сократилось

В 2019 г., до кризиса COVID-19, 2,12 млн чел. иностранных туристов отдохнули на летних национальных курортах Болгарии. В 2020 г. их количество резко упало до 0,72 млн чел.

Такая же тенденция, но менее выраженная, наблюдается с иностранными

19 ЕСТИ статистика по общини // Министерство на туризма на Република България. URL: https://www.tour-ism.government.bg/taxonomy/term/211

туристами зимой: на национальных курортах Боровец (Рила) и Пампорово (Родопы) в

2019 г. отдыхало 110 280 чел., а в 2020 г. их количество уменьшилось на 30% до 70 619 чел. Снижение можно объяснить тем, что зимние курорты посещают в основном туристы из соседних с Болгарией стран.

✓ Изменение структуры туристических рынков

Кризис COVID-19, соответственно, предпринятые / не предпринятые государством действия привели к смене ведущих рынков уже в 2020 г. ТОП-5 стран летом

2020 г. изменились по сравнению с таковыми в 2019 г. Один из основных рынков -Россия, занимавшая место в первой пятерке уже много лет, в 2021 г. заняла только лишь 11 место (табл. 1) [5].

Таблица 1 - Число граждан иностранных государств, отдыхавшие в 2020 г. в районах с выходом к морю (Варна, Бургас, Добрич)

Table 1 - Overnight foreign tourists in the seaside districts of Varna, Burgas and Dobrich by leading markets 2020

Страна Кол-во туристов, чел.

1 Румыния 288141

2 Польша 66423

3 Германия 55624

4 Чехия 30971

5 Украина 26604

6 Франция 6324

7 Бельгия 4893

8 Венгрия 4711

9 Великобритания 3097

10 Нидерланды 2978

11 Россия 2601

12 Сербия 2399

✓ Новая поведенческая модель поездок на отдых

Пандемия COVID-19 навязала туристам новую модель поведения при планировании отпуска. Элемент риска путешествия увеличился. Многие люди, внесшие предоплату за свои отпуска, за 2020 г. потеряли свои деньги, некоторые из них

получили суммы с большой задержкой. Данное обстоятельство в большой степени отражается на выборе места отдыха и вида туризма.

Согласно опросу от июня 2021 г. [6], около трети (31%) совершеннолетних граждан Болгарии отменили свой отпуск в 2020 г. Более 2/3 респондентов указывают, что они стали путешествовать реже. Среди основных причин этого - объявленная чрезвычайная эпидемическая ситуация с ограничениями, неудобствами и проблемами людей во время путешествия, проживания в отеле и во время отдыха. Примерно треть респондентов не отменяли отпуск (35,6%) и столько же не планировали его (33,2%).

Большое количество респондентов -81% - предпочли путешествовать только по Болгарии, еще 77% сузили круг путешествующих до четырех человек.

Еще одна личная мера предохранения, связанная с пандемией COVID-19, заключалась в использовании личного транспорта для плановых поездок (71%), что отразилось на удаленности путешествий -выбирались более близкие пункты назначения. Важная особенность нового поведения туристов — поиск укромных мест вдали от популярных направлений (59%), выбор тихих и спокойных мест при маломестном размещении.

5. Особенности туристического предложения в период пандемии COVID-19

Поведение туристического бизнеса в условиях пандемии COVID-19. Национальный статистический институт Болгарии провел в июне 2021 г. краткий опрос среди менеджеров по размещению с целью сбора точной и своевременной информации о состоянии и развитии туристического бизнеса во время эпидемической ситуации в стране20. В целях выживания бизнеса в высокодинамичной и непредсказуемой среде наиболее часто принимаемые меры во второй год пандемии относятся к следующим сферам:

20 Дейност и състояние на местата за настаняване при условията на епидемична обстановка през юни 2021 година. URL: https://www.nsi.bg/sites/default/files/files/pressreleases/Accommodation2021-06_covid.pdf

✓ предложение клиентам альтернативного периода использования уже сделанных бронирований - такая мера практикуется половиной респондентов (52,4%);

✓ почти 2/3 респондентов (62,8%) были намерены снизить стоимость пакетных услуг, а 42,0% - стоимость проживания;

✓ в отношении персонала респонденты принимали следующие меры: 9,1% - отпуск оплачиваемый, 7,7% -неоплачиваемый отпуск, 7,1% - увольнение / сокращение, 6,4% - переход на неполное рабочее время, 3,6% -уменьшение оплаты труда персонала, и 2,4% - удаленная форма работы. Качество туристического продукта.

Одна из хронических проблем в болгарском туризме связана с качеством туристического продукта (хотя, конечно, имеется и множество примеров очень хорошей практики). Как уже упоминалось [5], более половины взрослых граждан Болгарии, разделяющих негативную оценку государственной политики в сфере туризма, считают, что условия для туризма за последние пять лет ухудшились или остались плохими, половина из них (50,1%) считают, что необходимо ужесточить контроль за качеством туристических услуг. Отметим, что причины плохого качества сложны. Среди них проблема труда. В вышеупомянутом опросе чуть более трети респондентов категорически заявляют, что государство должно обеспечивать соблюдение трудового законодательства в отношении всех работников туристической отрасли. Широко известно, что у работающих в сфере туризма низкая заработная плата, высокая текучесть кадров, что ставит перед отраслью испытание в начале каждого туристического сезона при работе с неквалифицированным персоналом из страны и из-за рубежа, несмотря на большое количество средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для туризма. Многие из них ищут работу за границей, в то время как другие находят работу в секторах, не

связанных с туризмом. Считаем, что государство может найти инструменты для активного и эффективного вмешательства, в том числе используя возможности европейских программ в рамках грантовых схем ЕС.

6. Оценка государственных мер по поддержке туризма

В ответ на меры, предпринятые государством для поддержки работодателей4, менее четверти из них (21%) составили средства размещения. Около двух третей (67,8%) руководителей были намерены продолжать работу, 22,4% - продолжать текущую деятельность, хотя и с уменьшенным объемом, 6,1% планировали временно приостановить свою деятельность, а 2,1% прогнозировали ее прекращение. Примечательно, что доля хозяйствующих субъектов, планировавших прекратить деятельность в марте 2020 г. (64%), значительно снизилась до чуть более 20% в июне 2021 г. Эти данные говорят о хорошем эффекте мер поддержки бизнеса и ощущении потенциала восстановления бизнеса.

Основные выводы

Развитие туризма в условиях пандемии COVID-19 переживает процесс трансформации под влиянием политики, реализуемой в сферах здравоохранения и социально-экономического развития, трех ключевых международных организаций - ЕС, ВОЗ и ЮНВТО. Эта неотъемлемая черта глобального развития объективно требует адаптации национальной туристической политики к глобальным геополитическим рамкам с активной позиции, с учетом национальных интересов, с упором на улучшение туристического имиджа географической зоны Болгарии в региональном и глобальном масштабе. В течение двух лет пандемии туристический имидж болгарского географического пространства не только остается в тени, но и терпит крах из-за ухода из Болгарии крупных международных туроператоров, работавших в стране. Акцент делается на выживании бизнеса, не ища возможности превратить некоторые недостатки в плюсы.

Проактивная национальная политика также требует учета изменений, произошедших в развитии туризма, как с точки зрения предложения, так и спроса. Возникает новое поведение потребителей и производителей туристических услуг. Создаются новые возможности для стратегической переориентации национальной политики, а именно - преодоления жесткой территориальной диспропорции в развитии туризма за счет использования и направления нагрузки на внутренний туристический рынок, который в течение двух лет кризиса стремится к отдыху в стране на основе разнообразных и имеющих высокую рекреационную ценность природных и культурно-исторических достопримечательностей.

Ожидается гораздо более активное

вмешательство государства для улучшения качества туристского продукта по ряду направлений: соблюдение трудового законодательства в отношении всех работников туристической отрасли, поиск инструментов для активного и эффективного вмешательства, в том числе с использованием возможностей европейских программ в рамках грантовых схем ЕС, для решения острой проблемы нехватки кадров для туризма.

Среди основных усилий государства по достижению устойчивости в развитии туризма должно быть использование адекватных маркетинговых инструментов, основанных не только на новых технологиях, но и учитывающих новые особенности туристического спроса на национальном и международном уровнях.

Список источников

1. Димитров Д. Кого обслужват регионализмът и сепаратизмът в Европа // Геополитика & геостратегия. 2020. №4.

2. Димитров Пл. Социално-икономически и геополитически последици от пандемията КОВИД-19 // Геополитика & геостратегия. 2021. №1.

3. Кръстев В. Влияние на геополитическите фактори върху туристическия образ на България // Геополитика & геостратегия. 2010. №5.

4. Крыстев В. Геополитика туризма: концентрация влияния и зависимости в Болгарии // Псковский регионологический журнал. 2015. №24. С. 3-11.

5. Пина С. Изгубените и отвоювани територии: феноменът на ислямския сепаратизъм във Франция. // Геополитика & геостратегия. 2019. №6.

6. Minca C. Lo spazio turistico postmoderno // In: Il viaggio: dal grand tour al turismo postindustriale. Rome, 1996. Pp. 123-133.

7. Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York: Basic Books, 1990. 330 p.

8. Nye, J. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. 191 p.

9. Huang, Y., & Suliman, S. Geopolitics, (Re)territorialisation, and China's Patriotic Tourism in the South China Sea // Geopolitics. 2020. Pp. 1-24. doi: 10.1080/14650045.2020.1784144.

References

1. Dimitrov, D. (2020). Kogo obsluzhvat regionalizmt i separatizmt v Evropa [Who is served by regionalism and separatism in Europe]. Geopolitika & geostrategija [Geopolitics & Geostrat-egy], 4. (In Bulg.).

2. Dimitrov, P. (2021). Socialno-ikonomicheski i geopoliticheski posledici ot pandemijata COVID-19 [Socio-economic and geopolitical consequences of the COVID-19 pandemic]. Geopolitika & geostrategija [Geopolitics & Geostrategy], 1. (In Bulg.).

3. Krstev, V. (2010). Vlijanie na geopoliticheskite faktori vrhu turisticheskija obraz na Blgarija [Influence of geopolitical factors on the tourist image of Bulgaria]. Geopolitika & geostrategija [Geopolitics & Geostrategy], 5. (In Bulg.).

4. Kryistev, V. (2015). Geopolitika turizma: koncentracija vlijanija i zavisimosti v Bolgarii [Geopolitics of Tourism: Concentration of Influence and Dependence in Bulgaria]. Pskovskij Regionologicheskij Zhurnal [Pskov Journal of Regional Studies], 24, 3-11. (In Russ.).

5. Pina, S. (2019). Izgubenite i otvojuvani teritorii: fenoment na isljamskija separatizm v Francija [Lost and Recaptured Territories: The Phenomenon of Islamic Separatism in France]. Geopolitika & geostrategija [Geopolitics & Geostrategy], 6. (In Bulg.).

6. Minca, C. (1996). Lo spazio turistico postmoderno. In: Il viaggio: dal grand tour al turismo post-industriale. Rome, 123-133. (In Ital.).

7. Nye, J. (1990). Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York: Basic Books.

8. Nye, J. (2004). Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs.

9. Huang, Y., & Suliman, S. (2020). Geopolitics, (Re)territorialisation, and China's Patriotic Tourism in the South China Sea. Geopolitics, 1-24. doi: 10.1080/14650045.2020.1784144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.