Научная статья на тему '«Геополитика» евразийства и вызовы современности'

«Геополитика» евразийства и вызовы современности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2131
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСТВО / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЕВРАЗИЙСТВА / МЕСТОРАЗВИТИЕ / РОССИЯ-ЕВРАЗИЯ / EURASIAN DOCTRINE / EURASIAN DOCTRINE GEOPOLITICAL CONCEPT / RUSSIA -EURASIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никитенко Елена Викторовна

Статья посвящена анализу геополитической концепции евразийства, выявлению современных проблем глобального характера. Автор приходит к выводу о том, что принципы сосуществования народов, которые провозглашаются евразийцами, актуальны сегодня в решении вызовов глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EURASIAN DOCTRINE «GEOPOLITICS» AND CURRENT CHALLENGES

The article deals with the analysis of Eurasian doctrine geopolitical concept. Current problems of global character are revealed. It is concluded that peoples coexistence principles proclaimed by Eurasian doctrine are topical nowadays, when facing globalization challenges.

Текст научной работы на тему ««Геополитика» евразийства и вызовы современности»

«ГЕОПОЛИТИКА» ЕВРАЗИЙСТВА И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Елена Викторовна Никитенко

Сибирская геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук, тел. 361 04 68,e-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу геополитической концепции евразийства, выявлению современных проблем глобального характера. Автор приходит к выводу о том, что принципы сосуществования народов, которые провозглашаются евразийцами, актуальны сегодня в решении вызовов глобализации.

Ключевые слова: евразийство, геополитическая концепция евразийства,

месторазвитие, Россия-Евразия.

EURASIAN DOCTRINE «GEOPOLITICS» AND CURRENT CHALLENGES

Yelena V. Nikitenko

Ph.D., Senior lecturer, Department of Humanities, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo St., 630108 Novosibirsk, phone: 361 04 68, e-mail: [email protected]

The article deals with the analysis of Eurasian doctrine geopolitical concept. Current problems of global character are revealed. It is concluded that peoples coexistence principles proclaimed by Eurasian doctrine are topical nowadays, when facing globalization challenges.

Key words: Eurasian doctrine, Eurasian doctrine geopolitical concept, Russia -Eurasia.

Евразийство - общественно-политическое движение, возникшее в 1920-х гг.в среде русской эмиграции. Евразийство представило собственное оригинальное видение места и роли России в истории. Евразийство вышло за пределы славянофильского и западнического понимания значения России на евразийском пространстве.

В определении своеобразия России, евразийцы отсылали не только к религиозной философии XIX века, но и к особому географическому положению России, месторасположению, ввели в научный оборот новую терминологию, дали определение понятию «месторазвитие». Своеобразие российского (евразийского) «месторазвития» как срединного материка и определило геостратегическое положение России, создав почву для возникновения и развития геополитической доктрины евразийства, реактуализировшейся в настоящее время в условиях процесса глобализации.

Одной из первых проблем, поставленной евразийцами была проблема определения места России в мире, в системе координат "Восток - Запад". Для евразийцев проблема особых путей России в ее истории и в будущности стала стержнем всех мыслительных поисков. Евразийцы впервые в среде русской

эмиграции выступили с тезисом о необходимости нового взгляда на Россию -особую самобытную духовность и культурно-исторический организм.

Россия - особый культурно-исторический мир, синтезирующий в себе черты культур Востока и Запада, является связующим звеном между этими мирами.1 Евразийская цивилизация основана на единстве славянского и восточного (тюркского, прежде всего) элементов. Интеграция славянского и восточного элемента культур в единое территориальное, культурное образование -идея, которая легла в основание евразийского проекта, суть которого не означала возможную ассимиляцию культур, поглощение одной другой. Евразийский проект предложил некий вариант существования в едином геополитическом пространстве двух культур, значимость которых еще в большей степени подчеркивалась евразийцами в их единении, давшее начало культуре евразийской.

В решении поставленной проблемы важно географическое и историческое понимание России с позиции евразийцев. В этом смысле, Россия представляет собой особый мир, где согласно «Формулировке.1927», «судьбы этого мира, в основном и важнейшем, протекают отдельно от судеб стран к западу от нее (Европа), а также к югу и востоку от нее (Азия)» .

Россия как геополитическое, государственное и культурное целое занимает центральную, срединную часть крупнейшего на планете материка - Евразии и своими восточными и западными границами равно принадлежит как Европе, так и Азии. В силу своего промежуточного географического положения Россия, лежащая на границах двух миров - восточного и западного, всегда имела альтернативные ориентации на Запад и на Восток. Исторически и геополитически была предопределена роль некоего культурного синтеза, социокультурного объединяющего начал - восточного и западного.

Россия занимает основное пространство земель евразийского материка, в этом смысле идея «России - Евразии», предложенной Савицким П.Н., географически детерминирована. Для евразийцев понятие «российский» и «евразийский» мир тождественны: «Россия - особый мир... Особый мир этот должно называть Евразией. Народы и люди, проживающие в пределах этого мира, способны к достижению такой степени взаимного понимания и таких форм братского сожительства, которые трудно достижимы для них в отношении народов Европы и Азии» . С точки зрения евразийства, «Россия - Евразия» есть некоторый третий и самостоятельный, «срединный материк», что в свою очередь, определяет своеобразие российско-евразийского мира. Но для евразийцев своеобразие России - Евразии не ограничивается лишь географической составляющей. Евразия не просто указание на географическое местоположение России, это название некоей этнической, культурной, исторической общности, принципиально отличной как от Европы, так и от Азии.

1 Урханова Р.А. Евразийство Как социально-философское течение в русской культуре XX века: Автореф. дис.... канд. филос. наук.- М., 1992.- С. 14.

2 Евразийство (формулировка 1927 г.) // Основы евразийства.- М.: Арктогея центр, 2002. - С. 166.

3 Там же.

Известная евразийская доктрина - «Россия есть Евразия», собственно говоря, давшая имя движению, положившая начало дальнейшим интеллектуальным спорам в среде русской эмиграции, раз и навсегда определила срединное положение России в системе координат «Запад -Восток», подчеркивая особую геополитическую роль России, как связующего звена земель Старого Света. В этом евразийцы видят великую геополитическую стратегию, культуробъединяющее начало Российской цивилизации: «Россия -Евразия есть центр Старого Света. Устраните этот центр - и все остальные его части, вся эта система материковых окраин (Европа, Передняя Азия, Иран, Индия, Индокитай, Китай, Япония) превращаются как бы в «рассыпанную храмину». Этот мир, лежащий к востоку от границ Европы и к северу от «классической» Азии, есть то звено, которое спаивает в единство их все. Это очевидно в современности, это станет еще явственней в будущем. Связывающая и объединяющая роль «срединного мира» сказывалась и в истории. русский мир призван к объединяющей роли в пределах Старого Света. Только в той мере, в какой Россия - Евразия выполняет это свое призвание, может превращаться и превращаться в органическое целое вся совокупность разнообразных культур Старого материка, снимается противоположение между востоком и Западом. Задачи объединения суть в первую очередь задачи культурного творчества»4. И решение поставленной евразийцами задачи возможно лишь во взаимодействии с культурами всех окружающих народов. Здесь важен сам принцип (взаимодействия культур), евразийский подход к сосуществованию народов, населяющих евразийский континент: «Евразия и раньше играла объединительную роль в Старом Свете. Современная Россия, воспринимая эту традицию, должна решительно и бесповоротно отказаться от прежних методов объединения.- методов насилия и войны. В современный период дело идет о путях культурного творчества, о вдохновении, озарении, сотрудничестве. »5

Подчеркивая своеобразие евразийской культуры, для евразийства абсолютно неприемлемо отношение России к части европейского мира. В этом, по сути и состоит антизападническая позиция евразийцев. Признавая отличие Евразии от европейской и азиатской культурных традиций, евразийцы резко отрицательно относились к попыткам “повернуть” Россию лицом к западной цивилизации и культуре, ведь, европейская культура рассматривалась ими как культура по сути романо-германская, т.е. этнически и исторически ограниченная. Для евразийцев неприемлемы узкие рамки культурной ориентации, хотя мощная азиатская составляющая российской самобытности, игнорировавшаяся на протяжении долгого времени, побуждала обратиться именно к восточным корням России-Евразии. Но это, скорее всего, подчеркивало стремление очнуться от западноевропейского проникновения,

4 Савицкий П.Н. Географические и геополитические основы евразийства // Основы евразийства.- С. 299.

5 Там же. С.304.

вспомнить о том, что Россия есть «двуглавый орел», одна голова которого обращена на Восток.

Термин «Евразия», которым основоположники движения обозначали Россию и часть прилегающих к ней земель, объединенных с ней общей историей, экономическими и культурными связями, традициями, был попыткой (достаточно удачной) выразить несводимость России только к «славянству» и «славянской культуре», подчеркиванием того важного факта, что Россия, взятая в целом, со всеми своими азиатскими владениями и провинциями, переплетением этнических и культурных влияний, — это особый мир, где нет места единообразию национального типа.

Таким образом, срединное положение России - Евразии в цивилизационной цепочке «Запад - Восток», не раз подчеркивалось евразийцами. Но с другой стороны, подобное положение не означает обособленности России в целом, от мира западноевропейского и азиатского. Исторически и геополитически, Россия - есть связующее звено двух огромнейших культурных пластов, определившие ее культурное своеобразие: «Россия - это особый, целостный в географическом, экономическом и культурном отношении континент и цивилизация, не Европа и не Азия, но своеобразное "Серединное государство" - Евразия; территориально она совпадает с Российской Империей и СССР»6.

Геополитическая трансформация мира 1990- х гг., связанная с крушением биполярной системы международных отношений и установлением

геополитического господства США, с объединением Германии и появлением сильного актора в Европе, интеграционные процессы в Европе, поставила необходимость поиска новых подходов к решению глобальных проблем и вызовам современности. Одной из таких проблем стала проблема безопасности. Актуализация проблемы безопасности есть ответ на мирополитическую ситуацию того времени: межэтнические конфликты, террористическая угроза. Сегодня проблемы безопасности связаны с группами вызовов: место

государства в составе акторов международных отношений; нарастание

экономического разрыва и социальной разобщенности между странами, социальными группами; последствия НТР; дефицит ресурсов в условиях перенаселения планеты. Кроме того, как отмечает М.М. Лебедева, процесс формирования нового мира столкнулся с проблемой размывания Вестфальской модели мира. В данном контексте важным является вопрос о позиции государства на мировой арене в условиях усиления новых акторов международных отношений: ТНК, межправительственных и

неправительственных международных организаций. Специалисты

констатируют потерю государствами своих властных полномочий и

лидирующую роль на мировой арене.

6 Савицкий П.Н. Географический обзор России - Евразии // Мир России - Евразия: Антология. - М.,1993.- С. 221.

7 Лебедева М.М. Мировая политика: проблемы и тенденции развития// Мировая политика и международные отношения на пороге III тысячелетия.- М., 2000.- С. 22.

Вторая половина XX - начало XXI веков ознаменованы качественным процессом изменения миропорядка, что привело к утверждению наиболее значимых тенденций: глобализации современного мира. Глобализация на современном этапе есть универсальная и всеохватывающая тенденция мирового политического процесса, которая порождает собой проблему перерастания национальных и региональных проблем в общемировые. Глобализация порождает собой трансформацию хозяйственных структур в направлении создания целостного геоэкономического пространства. Сегодня иллюстрацией данного тезиса могут служить сценарии мировых финансовых и экономических кризисов, демонстрирующие взаимозависимость мировых экономик.

Кроме того, глобализацию можно понимать не только как идею создания международного гражданского общества, начала новой эры мира и демократизации. С другой стороны, глобализацию понимают как экономическую и политическую гегемонию Америки, в результате чего культура во всем мире может столкнуться с угрозой превращения в однородный транслятор «американизма». В этом смысле «Евразия» понимается как приз, который достанется США, плацдарм для утверждения мирового господства. Идея, проводимая американскими учеными - политологами С. Хантингтоном, З. Бжезинским, о Евразии как крупнейшем континенте на земном шаре, занимающей осевое положение в геополитическом отношении, не нова, а предложенная непосредственно евразийством. Государство, которое в перспективе займет господствующие положение в Евразии, будет контролировать два из трех наиболее развитых и экономически продуктивных мировых регионов.8 Ведь около 75% мирового населения живет в Евразии, и большая часть мирового физического богатства также находится там, как в ее предприятиях, так и в недрах. На долю Евразии приходится около 60% мирового ВВП и около трех четвертей известных мировых энергетических запасов. При этом, по мысли З. Бжезинского, Америка уже «управляет» Евразией, вопрос только - «как?»9. Евразия становится «шахматной доской», на которой идет борьба за геополитическое господство.

Здесь евразийская концепция выступает в качестве альтернативы американскому глобализму. У России исторически есть все основания, по праву месторазвития, занять сильную позицию на евразийском материке, что на протяжении второй половины XX века пыталась сделать Европа посредством создания ЕЭС, а в дальнейшем и ЕС. Проблема истощаемости ресурсов, актуальная для экономики Европы, зависимость от импорта сырья, уже заметно ослабила позицию ЕС в мире. Деятельность НАТО, в которой доминирует военная компонента, с глобальной зоной «ответственности» ставит под сомнение выбранные методы борьбы (использование силы) с современными вызовами безопасности. Эти методы, возможно, и действуют в традициях

8 Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). - М.: Международные отношения, 1998 - С.45.

9 Там же.

парадигмы политического реализма, но сегодня этого не достаточно, а возможно и не совсем верный путь решения проблемы.

Вариант, предложенный евразийцами, отчасти носит идеалистический характер, но на наш взгляд, верны принципы, на основании которых предлагается путь мирного сосуществования народов: уважения культур, принцип взаимодействия народов, самоценности культуры. Сегодня идея важнейшего геополитического положения России на евразийском материке не нова. В этом контексте она интересовала известнейших политологов, политических деятелей современности, С.Хантингтона, Зб.Бжезинского, У.Коэна, Ф. Фукуяму, пропагандирующего идею о невозможности сильной альтернативы Западу. В условиях постбиполярного мира, множественности акторов международных отношений, Россия имеет возможности обеспечить поддержание динамичного равновесия между основными центрами мировой силы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). - М.: Международные отношения, 1998.- 255 с.

2. Евразийство (формулировка 1927 г.) // Основы евразийства / Сост.: Н. Агамалян.-М.: Арктогея центр, 2002.- С.166 - 179.

3. Савицкий П.Н. Географические и геополитические основы евразийства // Основы евразийства.- С. 297-304.

4. Савицкий П.Н. Географический обзор России - Евразии // Мир России - Евразия: Антология.- М.,1993.- С. 219-232.

5. Лебедева М.М. Мировая политика: проблемы и тенденции развития // Мировая политика и международные отношения на пороге III тысячелетия.- М.: Издат. центр науч. и учеб. программ, 2000.- 156 с.

6. Урханова Р.А. Евразийство Как социально-философское течение в русской культуре XX века: Автореф. дис.... канд. филос. наук.- М., 1992.- 22 с.

© Е.В. Никитенко, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.