Научная статья на тему 'Геополитическое положение России в современной экономике: риски и возможности'

Геополитическое положение России в современной экономике: риски и возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1132
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КРИЗИС / ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ПОСТКРИЗИСНЫЕ ВЫЗОВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Додонова М.

Исследуется проблема конкурентоспособности экономики России в посткризисный период. Автор последовательно анализирует вопросы: оценки статуса России в современной глобальной экономике; определения ориентиров инновационного развития страны как основы модернизации экономики; выявления возможных ниш мировой экономики, в которых наша страна может быть конкурентоспособной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геополитическое положение России в современной экономике: риски и возможности»

Вестник Института экономики Российской академии наук

3/2012

ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 2011 г.

9 ноября 2011 г. в Институте экономики РАН была проведена ежегодная научная конференция молодых учёных на тему: «Россия и мир: поиск новых моделей экономического развития». В конференции приняли участие молодые ученые и аспиранты Института экономики РАН, научные сотрудники, аспиранты и студенты ведущих научных и образовательных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Иванова, Ижевска. Основная часть рассмотренных участниками научной конференции материалов была ориентирована на проблематику модернизации и диверсификации российской экономики в новых условиях. Мы публикуем статьи победителей конкурса лучших презентаций и выступлений участников конференции.

М. ДОДОНОВА студентка Финансового университета при Правительстве РФ

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ

Исследуется проблема конкурентоспособности экономики России в посткризисный период. Автор последовательно анализирует вопросы: оценки статуса России в современной глобальной экономике; определения ориентиров инновационного развития страны как основы модернизации экономики; выявления возможных ниш мировой экономики, в которых наша страна может быть конкурентоспособной.

Ключевые слова: конкурентоспособность, кризис, инновации, модернизация экономики, посткризисные вызовы.

Проблема конкурентоспособности государства, его экономики, жизнестойкости общества в целом становится все более актуальной. В условиях нарастающей глобализации залогом жизнеспособности развития является достижение конкурентного преимущества, поскольку ни одна страна и ни одна экономика или отдельная компания не могут противостоять влиянию жесткой конкурентной среды. Глобальный экономический кризис 2008-2009 гг. помог выявить слабые стороны экономики России. Теперь в наши задачи входит не только «залечить старые раны», но и подняться на новый уровень мирового рынка.

Россия на мировой арене

Существует международная классификация, включающая два пути к мировой конкурентоспособности. Первый путь - это достижение конкурентоспособности и экономического роста за счет ускоренного освоения новейших мировых знаний и технологий, а также развития собственных НИОКР и собственного инновационного производства. Такая перспективная стратегия противопоставляется наиболее распространенному второму пути - пути выхода развивающихся стран на мировые промышленные рынки за счет привлечения иностранных инвесторов ценой предоставления в их распоряжение как можно более дешевых трудовых и природных ресурсов. К сожалению, Россия идет по второму пути, ведущему к экономическому тупику, дальнейшему разрушению имеющегося инновационного потенциала. Главная причина этого заключается не в отсутствии интеллектуального капитала и каких-либо конкурентных преимуществ в российском государстве, а в отсутствии долгосрочной стратегии, основанной на трезвой оценке исторической роли страны, ее интеллектуального потенциала и учета современных тенденций глобального мира. Однако, на наш взгляд, Россия способна переориентироваться на более перспективный путь развития.

Сегодня наша страна занимает весьма низкие позиции в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности. Имеются в виду, прежде всего, два наиболее известных рейтинга: рейтинг конкурентоспособности 1МЭ (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) и Индекс глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума). В рейтинге 1МЭ за 2010 г., включающем 58 стран, наша страна заняла 51-е место. В Индексе глобальной конкурентоспособности WEF за 2010 г., включающем 139 стран, Россия заняла 63-е место. Каковы же причины достаточно низкого положения страны в международных рейтингах?

В докладе Всемирного экономического форума отмечается, что такому равновесному положению России, которая и в прошлом году занимала 63-ю позицию, способствовало «незначительное ухудшение макроэкономической стабильности, которое в некоторой мере было сбалансировано улучшениями в других сферах, особенно в сфере инфраструктуры, здравоохранения и образования, а также в технологическом уровне»1. В то же время у экспертов есть опасения, что «конкурентоспособность страны страдает из-за неэффективной антимонопольной политики и серьезных ограничений в сфере торговли, включая внешнеэкономическую деятельность и жесткое регулирование иностранного участия». В связи с этим конкурентоспособность России в ключе-

1 WEF Global Competitiveness Report 2010-2011.

вой сфере — «Эффективность рынка товаров и услуг» — продолжает ухудшаться. По этому показателю страна занимает 123-ю строчку из 139. В числе наиболее серьезных негативных факторов эксперты особо отметили слабость государственных институтов (118-е место), низкий уровень стандартов корпоративного управления (119-е) и недостаточные гарантии защиты прав собственности (126-е), причем за минувший год эти показатели ухудшились. Кроме того, Россия оказалась в числе аутсайдеров по таким критериям, как развитие финансового рынка (125-е место), устойчивость банков (129-е), инфляция (125-е), бремя государственного регулирования (128-е). Интересно, что в последние годы, несмотря на многочисленные декларации российских властей, государство лишь наращивает свою долю в экономике.

Однако столь низкие показатели России обусловливаются не только объективными российскими трудностями в данной области, но и определенной условностью мировых рейтингов. Дело в том, что вышеуказанные рейтинги обходят стороной геополитический фактор, который, на наш взгляд, оказывает едва ли не решающее действие на конкурентоспособность страны в мире. Например, на первых десяти позициях рейтинга не могут оказаться Франция, Германия, Великобритания, но эти места могут занять Исландия или Эстония. Даже если брать во внимание только экономический аспект, то непопадание Китая даже в число 20 первых стран рейтинга вовсе не говорит о том, что товары этой страны, заполняющие полки американских и европейских супермаркетов, не конкурентоспособны.

Несомненно, геополитическое влияние России в мире в значительной мере определяется ходом ее экономического развития, технологическим состоянием, стратегией в выборе геоэкономических сфер и четко сформулированным геополитическим кодом, соответствующим реальному экономическому, социально-политическому и культурному потенциалу страны. Однако нельзя не признать, что Россия - располагая восьмой частью мировой суши и одной третью мировых природных богатств, интеллектуальным потенциалом и достижениями в развитии науки, техники и культуры - трансформировалась из мировой державы в рядовое в экономическом плане государство, не выдерживающее конкуренции на мировом рынке по большинству видов товаров (0,5% мирового рынка наукоемкой продукции).

Россия и инновации

Для начала необходимо отметить, что инновационная деятельность является одним из самых эффективных видов экономической деятельности. Расчеты свидетельствуют о том, что на один рубль затрат инно-

вационно активные предприятия обеспечивают объем выпуска продукции в 7-10 раз больше, чем при ее производстве по традиционным технологиям2.

Следует сказать, что для устойчивого динамичного развития экономики и изменения структуры народного хозяйства в пользу обрабатывающей индустрии объем капиталовложений должен быть в 1,5—1,6 раза больше нынешней величины и составлять не менее 25% ВВП. Напомним: бурно развивающийся Китай поддерживает норму накопления основного капитала на уровне 38% ВВП и благодаря этому обеспечивает высокие среднегодовые темпы роста (около 9%). В России прирост инвестиций совершенно недостаточен: в среднем за последние годы он (прирост инвестиций) в целом по экономике составляет не более 10—11%3. Низкий уровень инвестиций в основной капитал промышленности, и в особенности обрабатывающей и инновационной, ощутимо угрожает устойчивому быстрому развитию национальной экономики.

Для перехода на инновационный путь развития в стране по некоторым приоритетным направлениям научно-инновационного развития пока еще имеется необходимый научно-технический потенциал. В России действуют миллионы инновационных малых предприятий. Об этом на брифинге, посвященном сотрудничеству России и ЕС в области модернизации, сообщил представителям европейских компаний руководитель департамента стран Европы Министерства экономического развития РФ Ю. Стеценко. Вот несколько выдержек из его выступлений:

«Кроме крупного бизнеса, мы ожидаем перехода на инновационные рельсы малых и средних предприятий. По статистике, за последние несколько лет в России созданы около 4,5 млн таких предприятий, и более половины из них занимаются внедрением инновационных разработок».

«У нас есть инновационные товары, но о них никто не знает и не вкладывается в них. Мы сейчас пытаемся раскрутить систему так, чтобы заинтересовать партнеров и убрать лишние административные барьеры»4.

Пожалуй, это основная проблема, которая стоит перед российской инновационной экономикой. Почему об этих товарах никто не знает? Может быть, они станут не конкурентоспособными на мировой арене? Или издержки на их изготовление настолько велики, что производить их просто не выгодно?

2 Тодосийчук А. Проблемы и перспективы перехода российской экономики на инновационный путь развития // Инвестиции в России. 2010. № 5.

3 Кучуков Р., Савка А. Современная экономика России и проблемы ее конкурентоспособности в условиях глобализации // Международная экономика. 2008. № 8.

4 http://invest.tih.ru/fednews.php

Финансовое обеспечение научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ).

Таблица

Финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения5

2002 2005 2007 2008 2009 2010

Предусмотрено в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 г. и на дальнейшую перспективу (млрд руб., в ценах соответствующих лет) 34,0 56,0 89,0 110,0 136,5 170,1

Фактически достигнуто (в ценах соответствующих лет, млрд руб.) 29,96 58,3 107,3 130,8 166,2 159,1

в сопоставимых ценах (в % от уровня предыдущего года) 112,5 102,6 125,3 121,1 130,6 91,6

В сложившейся ситуации необходимо сделать упор на государственную инновационную политику. Она должна быть направлена на решение следующих основных задач: формирование национальной инновационной системы, способной к массовому созданию и освоению инноваций; формирование государственных органов организации и координации инновационной деятельности; разработку и реализацию на практике различных форм государственной поддержки научнотехнической и инновационной деятельности, обеспечивающих благоприятную среду для ускоренного ее развития; сбалансированное развитию фундаментального и прикладного секторов науки; повышение престижности научно-технической и инновационной деятельности; создание условий, способствующих ускоренному развитию малого и среднего научно-технического и инновационного предпринимательства; повышение заинтересованности предприятий, разрабатывающих передовые достижения науки и техники, путем передачи им прав на интеллектуальную собственность, созданную ими за счет бюджета; создание полноценной инновационной инфраструктуры; осуществление комплекса мер по модернизации экономики на базе передовых достижений науки и техники.

5 Тодосийчук А. Проблемы и перспективы перехода российской экономики на инновационный путь развития // Инвестиции в России. 2010. №5.

Россия на пути модернизации экономики

По оценкам экспертов компании МсЮшеу&Сошрапу, тенденция к долгосрочному росту глобальных инвестиций сохранится, и потребность в них превысит к 2030 г. 25% мирового ВВП. Это составит 24 трлн долл. (для сравнения: в 2008 г. глобальный спрос на инвестиции составлял 11 трлн долл.), в том числе в 4 трлн долл. оценивается потребность в глобальных инвестициях в инфраструктуру, 5 трлн долл. - в жилищное строительство6.

Основным источником инвестиций являются сбережения. Глобальный индекс сбережений падал в течение 30 лет - до 2002 г., а потом начал расти - с 20,5% мирового ВВП в 2002 г. до 24% ВВП в 2008 г. По прогнозу компании МсЮшеу&Сошрапу, в ближайшие годы индекс сбережений не будет расти, что во многом связано с изменением факторов роста экономик в развивающихся странах, прежде всего в Китае. На глобальные сбережения и динамику их изменения в будущем большое влияние окажет также рост расходов, связанных со старением населения, особенно в странах в развитой рыночной экономикой.

Наибольший дисбаланс спроса на инвестиции и сбережения ожидается к 2020 г. Глобальные сбережения к 2020 г. составят, по оценкам, 23% общемирового ВВП, что окажется меньше потребности в инвестициях на 2,4 трлн долл. Этот разрыв будет тормозить экономическое развитие. Между тем согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. модернизация российской экономики и снятие инфраструктурных ограничений требуют поддержания государственных инвестиций на уровне не ниже 4% ВВП.

Рассчитывать на увеличение господдержки банковскому и реальному сектору российской экономики в этих условиях не приходится. Объемы финансовой поддержки проектов модернизации госкорпорациями будут ограничены их возможностями увеличения ресурсной базы, основным источником пополнения которой будут внешние заимствования. Объем портфеля кредитов, предоставляемых Внешэкономбанком, как национальным банком развития, предприятиям нефинансового сектора может увеличиться к 2016 г. примерно на 600-620 млрд руб. или на 22 млрд долл.

Анализ возможных источников и инструментов финансирования модернизации российской экономики показывает, что обновление и техническое перевооружение основных фондов предприятий реального сектора экономики, а также создание новых высококонкурентных производств и продуктов может быть осуществлено в течение 5-7 лет только при следующих условиях:

6 http://www.promved.ru/ 162

- утверждения правительством программы, имеющей четкие сроки выполнения, количественные целевые показатели, отражающие ожидаемый результат модернизации, согласованную и скоординированную программу действий всех отраслей и регионов, ресурсное обеспечение;

- внедрения в практику работы министерств и ведомств единых принципов мониторинга реализации программы модернизации, разработанной на основе сбалансированных показателей планирования и бюджетирования всех участников программы, и ориентированной на достижение целевых стратегических показателей модернизации.

В отсутствие такой программы и центра компетенций, ответственного за ее мониторинг и реализацию, результаты обновления российской экономики, ее отраслей и предприятий будут зависеть только от индивидуальной активности предприятий и их акционеров. Несбалансированность и разрозненность усилий не обеспечат достижения необходимых макроэкономических целей модернизации.

Посткризисные вызовы и новые возможности

После достаточно глубокого мирового экономического кризиса наступила, по всей видимости, полоса глобальной стагнации. В мире постепенно распутывается целый клубок проблем, накопившихся за последние 10 лет, или даже за четверть века. Они определяют нынешнее и будущее положение мировой экономики, создают предпосылки для трансформации ее структуры, а также для кардинального изменения модели глобального развития.

Похожая ситуация наблюдалась в начале 1970-х гг., только игроки были иные. «Первой скрипкой» выступали Соединенные Штаты, а в роли современного Китая — нынешний Евросоюз. Помимо экономических аспектов есть еще и демографические, которые определяют стратегию развития многих стран. По данным ежегодного доклада Фонда ООН по народонаселению (UNFPA), население Земли к 2050 г. составит 9 млрд 191 млн 300 тыс. человек, в то время как в начале ХХ в. население Земли составляло порядка 2,5 млрд чел. Под стать быстрому росту численности людей было и ускорение развития экономики на протяжении многих лет. Однако сейчас темпы экономического развития замедляются.

По оценкам Всемирного банка в среднесрочной перспективе рост в развивающихся странах составит 6% по сравнению с ростом до 2,7% в странах с более высокими доходами. При продолжении текущих трендов доля Европы, США и Канады в глобальном ВВП к 2050 г. составит менее 30% по сравнению с 68% в 1950 г.

В развивающихся странах продолжается рост урбанизации. Более половины мирового населения уже сейчас проживает в городской среде. Население 24 мегаполисов превышает 10 млн чел., 17 из них располо-

жены в развивающихся странах. Более ста городов с населением более одного миллиона человек сосредоточено в Китае, 35 — в Индии, 9 — в США. К 2050 г. в городах Китая будет проживать более 73% населения (сегодня — 46%), а в городах Индии — 55% населения страны (сегодня — 30%). Эти тенденции в своей совокупности ставят вопрос о достаточности водных, энергетических и пищевых ресурсов для населения Земли.

Глобальные тенденции экономико-политического развития мира будут, так или иначе, выталкивать Россию в ресурсную экономику. Даже в аграрном производстве, которое в России затруднено климатическими факторами, наша страна имеет серьезные шансы на ускоренное развитие. Огромные земельные территории — ресурс дефицитный, даже если расположены они не в самых благоприятных для сельского хозяйства зонах. Помимо этого Россия обладает 22% мировых запасов пресной воды - «золотого» ресурса будущего.

Вызов для страны, которую логика мирового развития выталкивает в сырьевую нишу, как раз и состоит в том, чтобы найти иную нишу. Вот почему так важно сегодня развивать институты, направленные на формирование инновационной экосреды и создавать возможности для появления новых технологий, а не только апробации старых.

Россия скоро вступает в ВТО. Поэтому органам государственной власти следует максимально ускорить решение перечисленных задач, чтобы успеть предотвратить угрозу полной утраты конкурентоспособности, неумолимо надвигающуюся на экономику страны. Реализация всех форм государственной поддержки потребует, конечно, значительных затрат бюджетных средств. Однако опыт передовых стран свидетельствует, что расходы на создание благоприятных условий для такой деятельности быстро окупаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.