Научная статья на тему 'Геополитические проблемы и задачи России в формирующемся многополярном мире в начале XXI в'

Геополитические проблемы и задачи России в формирующемся многополярном мире в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1438
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / ДИПЛОМАТИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ / СТАТУС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Леванова К.А.

Стремительное ускорение глобальных процессов в первом десятилетии XXI века, усиление новых тенденций в мировом развитии требуют по-новому взглянуть на ключевые направления динамично меняющейся ситуации в мире, переосмыслить приоритеты внешней политики России с учетом ее возросшей ответственности за формирование международной повестки дня и основ международной системы. В условиях новой геополитической ситуации перед Россией возникли проблемы, связанные с необходимостью решить множество актуальных и неотложных задач, имеющих геополитический, геостратегический и геоэкономический характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геополитические проблемы и задачи России в формирующемся многополярном мире в начале XXI в»

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ

РОССИИ В ФОРМИРУЮЩЕМСЯ МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ В НАЧАЛЕ XXI В.

© Леванова К.А.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Стремительное ускорение глобальных процессов в первом десятилетии XXI века, усиление новых тенденций в мировом развитии требуют по-новому взглянуть на ключевые направления динамично меняющейся ситуации в мире, переосмыслить приоритеты внешней политики России с учетом ее возросшей ответственности за формирование международной повестки дня и основ международной системы. В условиях новой геополитической ситуации перед Россией возникли проблемы, связанные с необходимостью решить множество актуальных и неотложных задач, имеющих геополитический, геостратегический и геоэкономический характер.

Ключевые слова: геополитика, дипломатия, международная безопасность, национальная безопасность, вызовы и угрозы, статус.

В современном мире существенный вклад в формирование многополярной системы международных отношений вносит Россия, роль которой характеризуется возвращением «в глобальную политику, экономику и финансы в качестве активного и полноценного актора, а также стремлением восполнить утраченные позиции РФ на международной арене. Как следует из ключевых положений обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации, «Россия всецело осознает свою особую ответственность за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне и нацелена на совместные действия со всеми заинтересованными государствами в целях решения общих задач» [1].

Нынешний статус России, наряду с ядерным арсеналом подкрепляется дипломатическими и иными усилиями, которые Москва в последнее время активно предпринимает для решения актуальных международных проблем, продвижения российских интересов на мировой арене. В то же время определение современной роли России, в условиях формирующейся многополярности, диктует необходимость объективной оценки её влияния на происходящие в мире глобальные и региональные процессы.

Усиление роли России на мировой арене с начала XXI века связано, прежде всего, с использованием российским руководством возможностей и потенциала страны - военно-политического, геостратегического, экономического и т.д. - в тандеме с выработкой ключевых направлений внутри- и

* Доцент кафедры Новой, новейшей истории и международных отношений.

внешнеполитического развития России. Немаловажное значение имеет наличие политической воли к укреплению позиций РФ в международной жизни, восстановлению места России среди крупнейших мировых держав.

Наращиванию международного влияния и престижа России сегодня способствуют внешние факторы - ослабление геополитических конкурентов, экономический подъем азиатских государств, подстегнувший спрос на традиционные товары российского экспорта (сырье, энергоносители, металлы, водоёмкие товары), а также такие факторы, как проведение российским руководством жёсткой политики и мастерской дипломатии.

В современной внешней политике России можно, выделить несколько основных достижений на международной арене, условно разделяемых на «жесткие» и «мягкие» прорывы российского внешнеполитического курса. К «жёстким» можно отнести «принуждение к миру» в ходе военного конфликта на Кавказе в августе 2008 года. События августа 2008 года показали, что Россия готова отстаивать свои интересы, пресекать любые вооруженные провокации, в том числе путем применения «жесткой силы» и способна «наводить порядок» вблизи своих границ [5, с. 198].

Дипломатической победой России последнего времени, без преувеличения можно назвать предотвращение «силового» разрешения продолжающегося «сирийского кризиса», пресечение его превращения в масштабный конфликт во всем ближневосточном регионе. Обращение российского руководства к мировому сообществу с призывом действовать в соответствии с принципами международного права, а также выход России с предложением о ликвидации сирийского химического оружия сыграло ключевую роль в нейтрализации попыток внешних сил осуществить военные акции в Сирии. Эти и другие достижения российской внешней политики и дипломатии позволили повысить роль РФ в международных делах, усилить её влияние в формирующемся многополярном мире.

В то же время Россия сталкивается с определенными угрозами и вызовами, которые в перспективе при отсутствии адекватного реагирования могут существенно подорвать международные позиции России. В данном контексте можно выделить текущие и потенциальные угрозы и вызовы в разрезе трёх основных и тесно взаимосвязанных уровней - глобального, регионального и субрегионального. России необходимо наращивать присутствие в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе путём дипломатических и экономических инструментов. Дальнейшее повышение геополитической значимости в этом регионе Китая и как следствие нарастание конкуренции между США и КНР за влияние на международные процессы, может привести к размыванию многополярного миропорядка, формированию вместо него «новой биполярности», в которой главными игроками, определяющими глобальную повестку дня, будут Вашингтон и Пекин. Это чревато вытеснением России на роль державы «второго плана»,

либо превращения РФ в «младшего партнёра» одной из так называемых «супердержав». России необходимо вернуть былые позиции в регионе, которые мы потеряли в период крушения советского наследия - восстановление связей с такими государствами, как Монголия, Вьетнам, Лаос и др.

Задачей геополитики РФ на современном этапе является также увеличение сотрудничества с государствами Латинской Америки. И в частности осуществление мер, направленных на эксплуатацию резервов увеличивающихся рынков этого региона. В политическом ракурсе латиноамериканские страны и Россия действуют как партнеры и поддерживают друг друга в важнейших международных проблемах. Эти связи возможны, благодаря взаимной демонстрации интереса, например таких как турне президента России В.В. Путина и министра иностранных дел РФ С.Лаврова, с дальнейшим подписанием взаимовыгодных контрактов в атомной, энергетической и военной сфере [3].

Российская геополитика на Африканском континенте долгий период отсутствовала, а сейчас выстраивается фундамент для дальнейших взаимоотношений со многими африканскими государствами. Для развития геополитических и экономических задач в этом регионе и мерами для получения геополитических дивидендов, является списание странам Африки крупных долгов и возможность поднять на новый уровень взаимоотношения с такими странами, как Ангола, Алжир, Египет, Тунис, Марокко и др.

На региональном уровне возможно усиление геополитической борьбы за расширение сферы влияния на постсоветском пространстве, при этом вызовы для России прослеживаются как на её западном, так и на южном направлении. Задача российской геополитики, в период текущей международной ситуации и внутренних дел, является расширение объединительных процессов стран СНГ - это главное стратегическое направление запланированная на дальнейшую перспективу. Направляющими в этом объединении представляются Россия, Беларусь и Казахстан, организовавшие Таможенный Союз, и начавшие работу в рамках ЕврАзЭС Евразийское экономическое сообщество (май 2014 г.) - международная экономическая организация. А также задачей в пределах СНГ является развитие стратегического партнерства со странами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В глобальном масштабе интересом РФ является «евроазийство», так как большая часть территории страны располагается в Азии, это позволяет ей занять достойное место в новом мироустройстве соответствующей ее интересам, роли и значимости. Россия связывает Запад и Восток, является главным выразителем континентальной мысли, противодействующей «евроатлантизму».

Среди внутренних вызовов, способных негативно повлиять на международные позиции России можно отметить наметившееся замедление темпов роста российской экономики, сохраняющаяся зависимость экономики

РФ от мировых цен на углеводороды, санкции со стороны западных стран и значительное падение курса рубля. России необходима новая модель экономического развития, способная обеспечить существенный экономический рост, что позволит РФ сохранить лидерские позиции в глобальной экономике.

Одна из ключевых проблем, стоящих перед Россией - это необходимость сохранения единства самой Российской Федерации, устранение угрозы разрушения российского пространства. Президент Российской Федерации В.В. Путин определил геополитические интересы России как одну из опорных точек консолидации российского общества и назвал державность традиционной ценностью россиян: «Россия была и будет оставаться великой страной. Это обусловлено неотъемлемыми характеристиками ее геополитического, экономического, культурного существования. Они определяли умонастроения россиян и политику государства на протяжении всей истории России. Не могут не определять и сейчас. Но сегодня эти умонастроения должны наполниться новым содержанием. В современном мире державная мощь страны проявляется не столько в военной силе, сколько в способности быть лидером в создании и применении передовых технологий, обеспечении высокого благосостояния народа, в умении надежно охранять свою безопасность и отстаивать национальные интересы на международной арене» [4]. В условиях глобализации успех внутренних преобразований во все большей степени зависит от влияния внешних факторов.

В настоящее время перед российской геополитикой стоит важная проблема взаимоотношений между Россией и Западом. Вопрос безопасности России на западе сводится сегодня к её отношениям с НАТО. Опасность для России представляет продвижение НАТО на Восток и вступление в эту военно-политическую организацию новых членов из числа стран бывшего социалистического лагеря и постсоветских республик, граничащих непосредственно с Россией [2]. Обостряется эта проблема из-за событий, развернувшихся в настоящее время на Украине. Россия сегодня не полностью справляется со сдерживанием военного потенциала НАТО и оказывается в затруднительном положении так как, новое расширение может приблизить военные базы альянса к самой границе страны. В этих условиях наша политика должна быть направлена, прежде всего, на получение возможности влиять на механизм принятия решений НАТО, на блокирование неприемлемых для России решений этой военной организации путём создания стратегических противовесов. Россия остаётся единственной страной, без согласия которой США не могут бесконтрольно диктовать свою волю всему миру. Если США изберут курс на приспособление к реалиям многополярного мира, то в этой системе международных отношений Россия будет партнером Соединенных Штатов. Это позволит не допустить разрастания расхождений и возврата к конфронтации и обеспечить позитивное взаимодействие на основе национальных интересов обеих держав.

Важным направлением российской внешней политики, несмотря на экономические санкции, все равно будет оставаться европейское направление, но, тяготея к Европе, Россия не может и не хочет раствориться в «общеевропейском доме». Это не позволено ей в силу географических масштабов и культурного своеобразия.

Россия будет продолжать активную азиатскую политику, направленную на поиск новых партнеров и союзников через обновление и развитие как двусторонних отношений (например, усиление российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической, военно-технической, культурной и других сферах, российско-индийских связей в научной, космической, военно-технической и других областях, российско-иранское взаимодействие по вопросам военно-технического, экономического, геополитического характера, российско-турецкого сотрудничества в энергетической и в ряде других сфер) так и через расширение и оптимизацию многосторонних связей России со странами ближнего и дальнего зарубежья в рамках международных организаций. Подобная политика позволит России сохранить статус евразийской державы, создать экономически единое пространство на Востоке.

Особенно важным для будущего развития страны является недопущение новой милитаризации международных отношений а, как следствие, и отечественной экономики. У нас уже имеется негативный опыт гонки вооружений второй половины прошлого века, истощавшей советскую экономику. Восстановление оборонной мощи должно происходить, но по разумным критериям и на основе односторонне определяемых потребностей, а не в качестве симметричной или даже опережающей реакции на действия другой стороны.

Глобальные вызовы и угрозы стимулируют международное сотрудничество и это должно оставаться приоритетным для всех стран сейчас и в будущем. Речь идет о борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, наркотрафиком, о поиске реалистичных, общеприемлемых путей охраны климата, о развитии ядерной энергетики, об обеспечении глобальной энергобезопасности, о совместном освоении космоса.

Перспективы современной России связаны с разработкой концептуальных основ и механизмов реализации национальной геостратегии в XXI веке. Россия после многих лет следования прозападной ориентации нашла в себе силы сформулировать новую, геостратегию, вполне обоснованную и довольно практичную и отвечающую национальным интересам страны. Россия по-прежнему намерена играть роль мировой державы и не собирается соглашаться с понижением ее глобального статуса. Она продолжает играть важную роль в системе международных отношений, внося свой вклад в формирование многополярного миропорядка. В то же время дальнейшее наращивание внутри- и внешнеполитического потенциала, эффективное решение текущих и потенциальных угроз и вызовов позволит России не только сохранить, но и укрепить статус великой державы в XXI веке.

Список литературы:

1. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.mid.ru/bdomp/.

2. Моро-Дефарж Ф. Расширение НАТО на Восток и позиция России // Геополитика. - М., 2009.

3. Паниев Ю. Путина ждут в Латинской Америке// Независимая газета. -2014, 02.06.

4. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/1999-12-30/4_millenium.html30.12.1999.

5. Цыганок А. Война 08.08.08. Принуждение Грузии к миру - М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.