Научная статья на тему 'ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ВЕЛИКОГО ШЁЛКОВОГО ПУТИ'

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ВЕЛИКОГО ШЁЛКОВОГО ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
68
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Далиева Фатима Хожакбаровна

Проведен анализ геополитических предпосылок разработки проекта Великого шёлкового пути. Изучены проекты по восстановлению Великого Шелкового пути в разных государствах. Показано, что наиболее масштабным из всех инициатив является проект, выдвинутый Китаем - «Экономический пояс Шелкового пути».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GEOPOLITICAL BACKGROUND OF THE DEVELOPMENT OF THE SILK ROAD PROJECT

The analysis of the geopolitical prerequisites for the development of the Great silk road project. The projects on the restoration of the great silk road in different countries have been studied. It is shown that the most ambitious of all initiatives is the project put forward by China - "the Economic belt of the silk road".

Текст научной работы на тему «ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ВЕЛИКОГО ШЁЛКОВОГО ПУТИ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Далиева Фатима Хожакбаровна

Студентка 2-курса магистратуры Университета мировой экономики и дипломатии г.Ташкент, Республика Узбекистан Dalieva Fatima Khojakbarovnva 2-year student of the master's program of the University World economy and diplomacy Tashkent, Republic of Uzbekistan

THE GEOPOLITICAL BACKGROUND OF THE DEVELOPMENT OF THE SILK ROAD

PROJECT

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ВЕЛИКОГО ШЁЛКОВОГО

ПУТИ

Summary: The analysis of the geopolitical prerequisites for the development of the Great silk road project. The projects on the restoration of the great silk road in different countries have been studied. It is shown that the most ambitious of all initiatives is the project put forward by China - "the Economic belt of the silk road".

Keywords: The great silk road, geopolitical space, transport corridor, strategic interaction, transport communication.

Аннотация: Проведен анализ геополитических предпосылок разработки проекта Великого шёлкового пути. Изучены проекты по восстановлению Великого Шелкового пути в разных государствах. Показано, что наиболее масштабным из всех инициатив является проект, выдвинутый Китаем - «Экономический пояс Шелкового пути».

Ключевые слова: Великий Шелковый путь, геополитическое пространство, транспортный коридор, стратегическое взаимодействие, транспортная коммуникация.

Введение. Появление в конце XX века новых суверенных государств Центральной Азии и проведение политики открытости придало новый конструктивно -мощный импульс возрождению древнего торгового пути.

В начале XXI века в конкурентном геополитическом пространстве мировой политики столкнулись концепции различных государств по строительству международных транспортных коридоров в Евразии на историческом пространстве Великого шелкового пути (ВШП), его сухопутной и морской составляющих. Основными конкурентами в данном процессе выступают Китай (концепция Великого шелкового пути), США (концепция Нового шелкового пути), Россия (Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества, транзитное геополитическое положение), Европейский союз (ТРАСЕКА, Викинг, ИНОГЕЙТ), Турция, Индия и др [1]. Несмотря на то, что Великий Шелковый путь утратил свое основное значение, он, как и тысячу лет назад остался своеобразным мостом, объединяющим многие народы Евразии.

Целью данного исследования является анализ геополитических предпосылок разработки проекта Великого шёлкового пути.

Важнейшими составляющими современного этапа развития Шелкового пути стали транспортные коридоры. Транспортная система - это, практически, рычаги управления экономикой, а в конечном счете, это развитие целого государства. Отсюда следует, естественно, что транспортные артерии стали целью экономических войн и веским аргументом в геополитических спорах. Особенно

актуально это звучит в период глобального передела сфер влияния, начавшегося с дезинтеграции крупнейшего советского пространства и последовавшего за ней образования Новых Независимых Государств.

Следует отметить, что в 1995 г. система российских транспортных коммуникаций была выбрана Соединенными Штатами Америки, как одно из главных направлений плана изоляции России. Вашингтон и его союзники тогда приступили к реализации проекта создания современного аналога Великого Шелкового пути - мощного транспортного коридора, включающего в себя комбинированную систему железных дорог и автомагистралей, нефте- и газопроводов, авиалиний и путей морского сообщения. С его появлением государства СНГ, прежде всего обладающие колоссальными запасами энергоресурсов республики Центральной Азии и Закавказья, должны были получить прямой выход к потенциальным торговым партнерам, минуя Россию, что неизбежно привело бы к дистанцированию от России и геополитической переориентации. Тогда влиятельные американские политики и политологи констатировали, что «борьба за обладание инфраструктурными коридорами становится по сути главной доминантой мировой политики на обозримую перспективу» [2].

На сегодняшний день в геополитическом пространстве мировой политики столкнулись две магистральные концепции возрождения Великого шелкового пути, опирающиеся на геополитическое видение своей роли в мире: американский „Римленд" („Американское кольцо" вокруг Евразии) и китай-

ский Великий шелковый путь, проходящий по территории Евразии. Концепция „Римленд" состоит из военных баз США, которые располагаются на берегах Восточной Атлантики и на протяжении всего евразийского континента вплоть до Корейского полуострова, образуя своеобразное „кольцо", которое явно мешает Китаю наращивать экономическую мощь. В свою очередь Китай провозглашает концепцию „Экономического пояса Великого шелкового пути", включая морской „пояс", оба из которых в перспективе нацелены на то, чтобы превзойти военный потенциал США на Ближнем Востоке и в мировом океане в целом. Концепция ВШП, формирования „Экономического пояса шелкового пути", была озвучена Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Также Си Цзиньпин выдвинул концепцию Сообщества общей судьбы Китай-АСЕАН и совместного построения «Морского шелкового пути XXI века» (МШП) [3]. Из-за экономического несоответствия западных провинций Китая от восточных, проект КНР-АСЕАН был раскритикован первыми. Западные, более отсталые регионы Китая стремятся завладеть доступом к финансовому управлению, чтобы устранить разрыв с восточными регионами. Китай предложил сформировать масштабную экономическую зону, охватывающую более тридцати стран Евразии с населением больше трех млрд. человек, которые поставляют до 23% мирового экспорта. При этом в ноябре 2014 г. Пекин уже внес 40 млрд. долларов в Фонд шелкового пути. Географические границы ВШП точно не определены, при этом они берут свое начало в Китае и простираются через Среднюю Азию и Закавказье в Россию. Границы могут быть расширены, включая Юго-Западную Азию, а также Центрально-Восточную Европу. Кроме того речь идет о взаимодействии между Китаем, странами Средней Азии (стратегическое партнерство) и Российской Федерацией (всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие).

В отличие от принципов «социализма с китайской спецификой» Дэн Сяопина и концепции «гармоничного мира» Ху Цзиньтао Си Цзиньпин выстраивает новую внешнюю политику, ориентированную на возрождение и усиление позиций Китая на международной арене. Инструментарий внешней политики Китая будет по-прежнему ориентирован на использование «мягкой» и «умной» мощи, хотя и с элементами жесткой, в частности, при защите интересов в сопредельных государствах. Основное содержание инициативы ВШП состоит в пяти аспектах: 1) согласование политических позиций государств, вовлеченных в инициативу, и сближение экономических систем в рамках региональных проектов; 2) развитие транспортной инфраструктуры в трансграничных регионах, постепенное формирование транспортной сети, связывающей регионы Азии, с выходом на Азию, Европу и Африку; 3) стимулирование взаимной торговли через упрощение процедур товарообмена и инвестиций; 4) обеспечение бесперебойного денежного обращения: ведение расчетов в националь-

ных валютах и взаимный обмен валютами, создание региональных финансовых организаций развития; 5) активизация человеческих контактов [4].

Концепция Нового шелкового пути (НШП) представляет собой стратегию США для стран Средней Азии, которая включает в себя сдерживание других акторов Евразии, прежде всего Китая, России и Ирана. НШП подразумевает переформатирование евразийского региона, включая Кавказ, и пересмотр или преодоление государственных границ в соответствии с национальными интересами США [5]. При этом в реализации концепции рассматриваются следующие моменты: исключительность интересов США; постановка вопроса о демократизации региона; контроль над регионом, исключающий его интеграцию; замораживание взаимоотношений США с другими геополитическими игроками - Китаем, Ираном, Пакистаном и Россией, если они действуют не в интересах США. Исходя из данной концепции, можно предположить, что упор США будет сделан на многостороннем подходе в регионе, поощрении правительств и неправительственных организаций на действия в интересах США, также непрямое устранение интеграционных процессов, будь то российско-среднеазиатские отношения, увеличение китайского или иранского присутствия в регионе.

НШП является конкретизацией американской стратегии Большой Средней Азии, объединяющей Среднюю и Южную Азию, страны Закавказья и даже Монголию и китайский Синьцзян. Эта стратегия опирается на представление о геостратегическом единстве всего этого пространства и является первостепенной для США в целях восстановления проамериканского баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В рамках данной стратегии следует подчеркнуть важность открытия южного транспортного коридора, идущего из Гамбурга в Ханой через Кавказ, Туркменистан, Афганистан, Пакистан, Индию и другие страны. Важность этого проекта огромна, так же как и соединение Афганистана с его северными соседями границей с быстрым и эффективным пропускным режимом. Если эти проекты будут выполнены, весь регион получит огромный стимул для развития экономики.

Основная проблема интеграции государств Средней и Южной Азии состоит в недоверии самих участников проекта. Среднеазиатские страны боятся Афганистана, который предстает перед ними как самый проблемный партнер. Выведение американских войск с афганской земли может повлечь за собой дальнейшее развитие конфликта.

В ответ на активность Китая на пространстве реализации концепции НШП США и их союзники принимают определенные шаги:

- формулируют под эгидой НАТО в рамках ее новой стратегической доктрины общую европейскую политику в области энергетической безопасности. Все это требует стратегического лидерства США по отношению к своим союзникам по ЕС и НАТО, а также реализации ряда проектов: а) строительство морского газопровода из Израиля в Гре-

цию, формирующего Южный энергетический коридор ЕС, в условиях невозможности до 2020 года восстановить объемы экспорта газа из Ирака и недостаточных объемов экспорта газа из Азербайджана; б) формулирование политического курса НАТО в Евразии по отношению к Китаю. По аналогии с Советом Россия-НАТО США хотели бы создать Совет Китай-НАТО, снижающий взаимные озабоченности в связи с обостряющейся конкуренцией за энергетические ресурсы региона;

- вовлекают Китай в политику давления на Иран, а также отстаивают трубопровод ТАПИ. США через ООН будут подталкивать Китай к включению в проект ТАПИ, будут продолжать использовать форум 5+1 (5 постоянных членов Совета Безопасности ООН + Германия) для вовлечения Китая в политику сдерживания иранской ядерной программы. Также Китаю могут предложить заменить Индию в проекте трубопровода по территории Иран-Пакистан-Индия, который поможет иранскому энергетическому сектору и нейтрализует санкции ООН, а также снизит санкции США в отношении иранской ядерной программы;

- стремятся стабилизировать Афганистан: после вывода американских войск потребуется поддержка Китая и России, как в вопросах обеспечения безопасности, так и в вопросах экономического развития страны. Для Китая это будет возможностью снизить влияние Талибана и Аль-Каиды на Синьцзян-Уйгурский автономный район и Тибетский автономный район, для России это станет возможностью проявить свой лидерский потенциал в Средней Азии в вопросах безопасности [6].

ЕС отстаивает многосторонний подход к решению вопроса развития транспортных коммуникаций на маршруте Великого шелкового пути. Основной инициативой ЕС в данной области стал проект строительства ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия), организующий международные перевозки с участием ЕС и 13 государств-партнеров [7]. Проект направлен на содействие развитию региональной экономики, укрепляющей транспортные связи между Европой и Азией. ТРАСЕКА сосредоточен на пяти основных областях: морской транспорт, воздушные маршруты, автомобильные и железные дороги, транспортная инфраструктура и транспортная безопасность. К настоящему времени в рамках программ ТРАСЕКА осуществляется более 80 проектов технического содействия и 20 инвестиционных проектов, общей стоимостью более 250 миллионов евро [8]. Однако, как признают европейские и местные эксперты, уровень активности Брюсселя в регионе не соответствует его экономической роли. Это объясняется рядом объективных причин, а также конкуренцией в регионе между Китаем, США и Россией.

Проект ТРАСЕКА также включает инициативу Шелкового ветра, которая нацелена на строительство высокоскоростных контейнерных маршрутов между странами Европы, Кавказа и Средней Азии, а также разработку и внедрение передовых технологий как в области электронного обмена информацией, так и в области упрощения процедур

пересечения границ и сокращения времени транспортировки. Инициатива Шелкового ветра была запущена в 2012 году на территории Турции, ее первоначальной целью было завершение строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Карс в 2014 году, однако данная инициатива стала поддерживаться США и теперь укладывается в логику концепции Вашингтона - НШП, которая направлена на расширение транзитных маршрутов между Европой и Азией.

Еще одной инициативой, поддерживаемой ЕС, является железнодорожный проект «Викинг», который соединит скандинавские страны с Китаем через Кавказ и Среднюю Азию. Этот интермодальный проект включает в себя как строительство железных дорог, так и развитие морских маршрутов. Железнодорожный проект «Викинг» был начат в 2003 году, но окончательно набрал обороты только в 2007. В октябре 2011 года Казахстан выразил заинтересованность по присоединению к проекту. В настоящее время инвестиции в железнодорожную и портовую инфраструктуру призваны наладить новые экономические взаимосвязи и привести к достижению партнерских отношений участников. ИНОГЕЙТ стал еще одной важной международной инициативой ЕС на пространстве Великого шелкового пути, которая направлена на реализацию политики сотрудничества в области энергетики между странами-участницами (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Таджикистан). Проект ИНОГЕЙТ имеет четыре основные цели: сближение энергетических рынков на основе руководящих принципов внутреннего энергетического рынка ЕС; укрепление энергетической безопасности путем расширения импорта и экспорта энергоресурсов, поддержание спроса; поддержка устойчивого энергетического развития, включая развитие энергоэффективности и возобновляемых источников энергии; привлечение инвесторов в энергетические проекты. Проекты, которые были реализованы в рамках ИНОГЕЙТ, включают инвестиционный проект Транскаспийско-черноморского газового коридора и проект «Энер-госбере-жение» в странах Восточной Европы и Средней Азии.

Россия заинтересована в развитии Великого шелкового пути и получении выгод от трансграничного сотрудничества. Нынешняя политика России в отношении государств Средней Азии фокусируется как на новых проектах и инвестициях в инфраструктуру, так и на поддержании построенной в советский период инфраструктуры в целях продолжения выгодного сотрудничества, освоения богатых природных ресурсов и создания соответствующих наднациональных структур.

Таким образом, восстановление транспортных коммуникаций Великого Шелкового пути, как традиционных, так и нетрадиционных, является выгодным для стран Европы и Азии, а также и для Центральноазиатских стран. Транспортная система - это рычаги управления экономикой, и в конечном

счете, это развитие целого государства. Геополитическое развитие государств неразрывно связано с проблемами постоянно происходящих перемен и изменений в мировой политике.

Список литературы:

1.Косоруков А.А., Барто Е.В. «Великий Шелковый путь в конкурентном пространстве мировой политики». «Глобализация и национальная безопасность». 2016.

2. Р.Мирзаев. Геополитика Нового Шелкового пути. М. «Известия». 2004.

3. Сыроежкин К. Концепция формирования «Экономического пояса на Шелковом пути»: проблемы и перспективы. Казахстан в глобальных процессах. № 1. 2014.

4. Цуй Цимин. Открыть новую страницу великого шелкового пути. Беларуская Думка. N° 4. 2014.

5. Савин Л. Новый шелковый путь и евразийская интеграция. Евразийский коммуникационный центр. 18.02.2014. URL: http://www.eur-asec.com/analitika /4510/.

6. Lin C. The New Silk Road. China's Energy Strategy in the Greater Middle East. Washington Institute for Near East Policy. Policy Focus. № 109. April 2011. pp. 1-26.

7. TRACECA Official web page. History of TRACECA. http://www.traceca-org.org/en/traceca/history-of-traceca/

8. Программа международного сотрудничества в энергетической сфере между Европейским Союзом, Причерноморскими и Прикаспийскими государствами. URL: http://www.inogate.org/lang.ru

ЗабЫн В.В.

астрант кафедри полтологи Нацюнального yHieepcumemy «Киево-Могилянська академiя»

Viktoriia Zabiian

Post-Graduate Student of Political Science Department National University of «Kyiv-Mohyla Academy»

РОЛЬ ТРАДИЦ1ЙНИХ Ц1ННОСТЕЙ У СУЧАСН1Й ПОЛ1ТИЧН1Й КУЛЬТУР1 КИТАЮ ROLE OF TRADITIONAL VALUES OF CHINA'S MODERN POLITICAL CULTURE

У статп проаналiзовано масштаби впливу традицшних релтйно-фшософських вчень на формування сучасно1 полггично1 культури Китаю. Розкриваеться суть традицшних китайських течш та ïx вплив на формування сучасно1 полггачно1 системи КНР. Проаналiзовано, яким чином традицшш цшносл було ак-туалiзовано у сучасному полпичному просторi Китаю. Пояснюеться зв'язок мiж китайською системою цшностей та прийняттям полтгачних ршень i стратегiею поведiнки Китаю на мiжнароднiй аренi.

In the article author analyses the influence extent of traditional religious and philosophical doctrines on the formation of China's modern political culture. The article reveals the essence of traditional Chinese trends and their impact on the political system of China. Article provides analysis of traditional values reinvention in modern political environment of China. Author explains the connections between Chinese values system and decisionmaking in China and its strategy on international arena.

Ключовi слова: традицiйнi цHHoemi, полiтична система, полтична культура, релiгiйно-фiлософськi течИ] Китай.

Key words: traditional values, political system, political culture, religious-philosophic doctrines, China.

Постановка проблеми. Внутршньополггач-ний курс та стратепя дш держави на мiжнароднiй полггачнш ареш великою мiрою обумовлена тими принципами, яш закладено в фундамент И сус-шльно-полггачного життя. Китай за вщносно короткий час став не лише регюнальним лщером, але i впливовим актором, який мае право голосу щодо дшсного свгтового порядку. Полггачна система Китаю демонструе надзвичайну стаб№шсть та гнуч-шсть, що викликае штерес у дослiдникiв усього свiту. Для того, аби зрозумгти причини такого устху та виробити стратегiю взаемодп з потужним мiжнародним гравцем - необхщно проаналiзувати такий важливий аспект, як традицшш китайсьш цiнностi, що протягом тисячолiть визначають полiтичнi процеси, що вiдбуваються в Кита!.

Аналiз останнiх дослiджень i публжацп з теми дослвдження доводiть, що наразi iнтерес до

полiтичноi культури Китаю проявляють як вичиз-нянi. так i зарубiжнi дослiдники. Проте в сучасних дослщженнях полiтичноi культури та традицшшх цiнностей Китаю, спецiалiсти намагаються знайти конотацii' з явищами, вщомими Захiдному свiту. Серед таюх дослiднiкiв е Ф. Фукуяма, Д. Белл, Р. Комптон, А. Мельшков, В. Юктенко, В. Раднаева, В. Резаненко, В. Головченко, Н. Раштянскш та шшг Доволi широко питання полiтично культури Китаю висвiтлюеться i в роботах китайських авторiв, хоча !м притамано дещо iдеалiзувати вплив традицшно! складово! на полiтику Китаю. Серед них можна назвати Чжон Ян, Лянь Мшь Янь, Ван Сюй тощо.

Метою статп е надання характеристики ролi традицiйних китайських цшностей, що сформульо-ванi в основних фшософсько-релтйних доктринах, на полггачну культуру сучасного Китаю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.