С.Ю. Орлова
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ФРАНЦИИ
В СТРАНАХ МАГРИБА
FRANCE'S GEOPOLITICAL AND ECONOMIC INTERESTS IN THE MAGHREB
В статье рассматриваются исторические и геополитические причины тесного сотрудничества Франции со странами Магриба. Анализируется экономическая база взаимодействия. Характеризуются приоритетные области сотрудничества, изучается взаимодействие сторон в рамках программы Евро-Средиземноморского партнерства, выделяются некоторые препятствия в осуществлении данного взаимодействия более эффективным образом.
Ключевые слова: Франция, Магриб, Евросоюз, Евро-Средиземноморское партнерство, миграция, терроризм.
The article deals with historical and geopolitical reasons for the Franco-Maghreb partnership. The economic basis of the interaction is researched as well as the priority fields of cooperation and the countries' relationship within the Euro-Mediterranean Partnership Program. Furthermore some obstacles to carrying out all the projects in a more effective way are distinguished.
Key words: France, Maghreb, EU, Euro-Mediterranean Partnership Program, migration, terrorism.
Введение
Внешнеполитический курс Франции уже давно стал значительным фактором развития международных отношений. Несмотря на то, что сейчас европейское направление является наиболее приоритетным во французской внешней политике, немалую роль играет средиземноморский вектор. В нем особое место занимают отношения со странами Магриба. Как сказал бывший премьер-министр Франции А. Жюппе: «Африка и Средиземноморье - два региона, представляющие для Французской Республики предпочтительную ценность» [1]. Действительно, Магриб является для Франции зоной жизненно важных интересов. Свою средиземноморскую политику Париж реализует как самостоятельно, так и через институты Европейского союза.
В связи с углублением европейской интеграции французско-магрибское взаимодействие всё чаще рассматривается через призму евро-средиземноморских отношений, но и в рамках ЕС Франция выступает в роли куратора средиземноморской политики и представляет Евросоюз в регионе,
выступая инициатором множества проектов и стремясь придавать данной политике нужное направление.
Цель данной работы - выяснить, какие геополитические, экономические и иные интересы преследует Франция, развивая отношения с государствами Магриба. Эта цель будет конкретизироваться в следующих задачах:
- выяснить предпосылки тесного сотрудничества Франции и стран данного региона;
- разобраться в геополитических интересах Франции в регионе;
- охарактеризовать экономическую составляющую взаимодействия Франции и стран Магриба;
- понять, каким образом Франция продвигает свои интересы в Северной Африке через институты ЕС.
Предпосылки сотрудничества
Под Магрибом чаще всего понимают группу североафриканских стран, расположенных к западу от Египта. Это Алжир, Ливия, Тунис, Мавритания, Марокко, а также Западная Сахара. С ними Францию связывают крепкие узы, обусловленные в немалой степени колониальным прошлым. Все эти страны, за исключением Ливии и региона Западная Сахара, начиная с середины XIX в., постепенно колонизировались Францией. После завершения Второй мировой войны и последовавшего за этим распада колониальной системы, Парижу пришлось выработать стратегию сохранения влияния в Южном Средиземноморье в условиях жесткой конкуренции со стороны СССР и США. И в целом это ему удалось. Франция отстояла свои бывшие африканские колонии, и ни США, ни СССР не смогли в значительной степени ее потеснить. Этого удалось добиться не только благодаря прочным хозяйственным связям, сложившимся между метрополией и колониями, но и благодаря распространению французского языка и культуры в африканских странах. В странах Магриба французский язык так и остался государственным, а их жители принадлежат одновременно к двум культурам: арабо-мусульманской и французской. Марокканский король Хасан II сравнивал Марокко с деревом, которое дышит ветрами Европы. Марокканская нация в его понимании является синтезом западной и восточной культур [2]. Эти слова применимы ко всем странам Магриба.
Кроме этого, французское влияние в регионе сохранилось в виде законодательной базы, образовательной системы и в государственных институтах. Представители правящих элит в основном обучались во Франции, следовательно, французский опыт являлся основным при формировании системы государственного управления [3]. Еще один фактор, тесно связывающий
Францию и Магрибский регион - массовая миграция, размеры который приняли колоссальный характер после деколонизации. В 1970-е гг. начинают формироваться отдельные районы проживания мигрантов. До сих пор ежегодно Франция встречает огромное число мигрантов, большинство из которых - это выходцы из стран Магриба [4].
Геополитическая важность Магриба для Франции
Южное Средиземноморье - важный для Парижа регион с точки зрения геополитики. Исторически данный регион считался сферой французского влияния, и сегодня Франция старается сохранить здесь свои позиции в противовес другим державам. Магриб является своеобразными «воротами» на Ближний Восток, а также плацдармом для дальнейшего продвижения в Африку. Развитие связей со странами региона и более тесная их интеграция по европейскому образцу дали бы возможность Парижу установить активное присутствие в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, наладить более тесные контакты с участниками арабо-израильского конфликта, вести переговоры и вносить более конкретные предложения. Более того, Франция заинтересована в успешном решении проблем безопасности в регионе [5].
Малейшая дестабилизация на Африканском континенте, особенно в северной его части, спровоцирует не только мощный поток иммигрантов во Францию, но и рискует вызвать напряженность в североафриканской диаспоре во Франции [6]. Не говоря уж о том, что процессы, происходящие в Южном Средиземноморье, непосредственно влияют на стабильность и безопасность всей Европы. В этой связи сотрудничество между службами безопасности Франции и стран Магриба является важной сферой их взаимоотношений. Активная работа проводится в сфере борьбы против терроризма, организованной преступности, наркоторговли и незаконной миграции.
Франция поддерживает с государствами Магриба активные военные связи. Широкое распространение получила практика совместных маневров. Так, в феврале 2007 г. состоялись учения военно-морских сил Франции и Алжира с целью отработки задач по перехвату «подозрительных судов» [7]. Помимо этого, в апреле 2008 г. Франция совместно с шестью другими членами НАТО и четырьмя североафриканскими государствами - Алжиром, Марокко, Тунисом и Мавританией, провела учения ВМС стран региона под условным названием «Феникс экспресс-08». Эти инициативы проводятся регулярно с 2006 г. и направлены главным образом на борьбу с международным терроризмом [8]. Всё это становится невероятно важным в связи с тем, что арабские страны Средиземноморского региона являются местами размещения и
активной деятельности радикальных исламистских группировок, в том числе ДАИШ, очередным очагом распространения которой сегодня стала Ливия [9].
Еще одна причина, по которой Франция активизирует политику в Средиземноморье - стремление Парижа компенсировать усиление Германии на постсоветском и посткоммунистическом пространстве, что раньше, до распада СССР, являлось прерогативой Франции [10].
Экономические интересы Франции в регионе
Государства Магриба традиционно являлись важнейшими экономическими и торговыми партнерами Франции. В целом Африканский континент представляет собой основной рынок сбыта французской продукции и важный объект приложения французского капитала. Для стран Африки французский рынок - основной потребитель природных ресурсов - нефти, газа, урана, а также с/х продукции - хлопка, оливок и оливкового масла, овощей, цитрусовых и т.д. [11]
Значимость Южного Средиземноморья для Франции росла по мере увеличения в структуре энергетического баланса роли нефти и газа, источники которых постоянно открывались в регионе. Из Африки во Францию поступает % часть всех импортируемых ею энергоносителей. Одним из основных поставщиков газа является Алжир, занимающий третье место по объемам поставок газа во Францию после Норвегии и Нидерландов. Важным поставщиком является также Ливия, газ из которой поставляется через ливийско-итальянский газопровод «Зеленый поток». В совокупности средиземноморский газ дает Франции 23,2 % газового импорта, что превосходит российские поставки [12]. Самыми крупными резервами нефти и газа в Северной Африке обладает Ливия. По запасам нефти она занимает пятое место среди стран-членов ОПЕК. До начала французской операции в Ливии страна занимала пятое место среди поставщиков нефти во Францию. При этом ливийская нефть считается достаточно дешевой, т.к. залегает близко к поверхности и себестоимость ее добычи невысока. Несмотря на то, что война в Ливии значительно подорвала поставки нефти в Европу, сейчас нефтедобыча в Ливии и транспортировка нефти почти полностью восстановлены [13].
Постоянный поток мигрантов из стран Африки, в конечном счете, заставил французские власти понять, что лишь реформ миграционной политики будет недостаточно для решения проблемы. Поэтому в интересах Франции способствовать росту экономики североафриканских государств. Этого можно добиться за счет создания рабочих мест, увеличения инвестиций в экономики стран региона, а также стимулирования там интеграционных процессов. Однако всему этому препятствует то, что в экономике стран Северной Африки
сохраняется большая доля централизации и экономического протекционизма, рыночные отношения развиваются достаточно медленно, а частный сектор не получает должной финансовой поддержки. Заметно тормозит развитие интеграционных процессов и внутриполитическая нестабильность в странах Магриба. Это существенно снижает их инвестиционную привлекательность
[14].
Взаимодействие Франции со странами Магриба в рамках программы Евро-Средиземноморского партнерства
Постепенно Франция всё же уступает свои позиции в Средиземноморье Еврокомиссии и всё чаще реализует свои интересы в регионе с помощью институтов ЕС, нежели собственных. В ноябре 1995 г. на конференции в Барселоне был дан старт процессу Евро-Средиземноморского партнерства, предусматривающего создание широкой институциональной базы для более плодотворного сотрудничества с целью установления в регионе зоны мира, безопасности и всеобщего благосостояния. В рамках данной программы по инициативе Франции был создан Западно-Средиземноморский форум формата 5+5 в составе Франции, Португалии, Испании, Италии, Мальты, с одной стороны, и Мавритании, Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, с другой [15]. Этот форум, приостановив свою работу в 2003 г., был снова созван в 2012 г. при активном содействии французского президента Ф. Олланда.
Явным свидетельством того, что Франция в своей политике больше не может выйти за рамки, обусловленные ее участием в европейском строительстве, является попытка Н. Саркози воплотить в жизнь в 2007 г. проект Союза для Средиземноморья, предполагающий перезапуск сотрудничества стран Средиземноморского бассейна, но уже не в рамках ЕС. Проект вызвал жесткий протест канцлера Германии А. Меркель. Поэтому Франции, чтобы спасти проект, пришлось пойти на значительные уступки и пригласить все страны ЕС, Южного и Восточного Средиземноморья принять участие в новой организации.
В рамках Союза осуществлялись некоторые долгосрочные проекты, такие как строительство автодорог вдоль побережья, строительство энергетической установки на основе использования солнечной энергии в Марокко, развитие малого и среднего бизнеса, очистка Средиземного моря и т.д. Однако по ряду причин, среди которых и недостаток финансирования, данный проект оказался низкоэффективным [16].
Заключение
Магриб занимает далеко не последнее место во внешнеполитической стратегии современной Франции. Это обусловлено как историческим прошлым и близостью региона, так и геополитическими и экономическими интересами. Франция и страны Магриба до сих пор считают себя связанными традиционными узами. «Средиземноморье - естественное пространство французской дипломатии, - заявил А. Жюппе, вступая в должность премьер-министра Франции в 1995 г. В условиях ограниченности финансовых потоков, которые Франция способна направить на помощь государствам региона, ей удалось привлечь коллег по ЕС к вопросам Евро-Средиземноморского партнерства. Парижу удалось вдохнуть новую жизнь в средиземноморскую политику Евросоюза, без финансовой помощи которого многие французские проекты, направленные на развитие Северной Африки и установление с ней более прочных связей, были бы похоронены.
Таким образом, у французско-магрибских отношений, безусловно, есть перспективы для развития. Однако многое будет зависеть от того, как Франция справится с «конфликтом цивилизаций», который проявляется на сегодняшний день в массовой миграции с Ближнего Востока, а также от стабильности на самом южносредиземноморском пространстве.
Список использованных источников и литературы
1. Обичкина Е.О. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире. - М., 2003. - С. 328.
2. Hassan II. Le defi. - P., 1976. - P. 189.
3. Франция и Африка // Африкана.ру. - URL: http://www.africana.ru/biblio/world/France.htm
4. Трофимова О.Е. Теракты во Франции: конфликт цивилизаций или недостатки ассимиляционной модели? // Официальный сайт ИМЭМО РАН. -13.01.2015. - URL: http://www.imemo.ru/index.php?pageJd=502&id=1460&printmode
5. Зверева Т.В. Внешняя политика современной Франции. - М., 2014. - C. 241.
6. Белов И. Сложные отношения Франции и Магриба // Голос со всего мира. - 16.01.2011. - URL: http://ru.rfi.fr/obshchii/20110116-zhumaly-slozhnye-otnosheniya-frantsii-i-stran-magriba
7. Подцероб А.Б. Франция - Магриб: два берега одной реки // Институт Ближнего Востока. - 22.07.2007. - URL: http://www.iimes.ru/?p=6029
8. Федоров В. Учения ВМС Средиземноморских стран «Феникс экс-пресс-08» // Зарубежное военное обозрение. - М., 2008. - № 7. - С. 64.
9. США и Франция начинают военную операцию в Африке // Newsli.ru. - 10.01.2016. - URL: http://www.newsli.ru/news/world/politika/19811
10. Зверева Т.В. Внешняя политика современной Франции. - C. 235.
11. Азатян В.В. Интеграционные процессы в экономике стран Северной Африки. - М., 2000. - С. 85.
12. Тимофеев П.П. Политика Франции в области диверсификации импорта газа в 2000-е годы // Экология и энергетика: локальные ответы на глобальные вызовы. - М., 2012. - Вып. 7. - С. 50.
13. Лаумулин М.Т. «Арабская весна» 2011 года: социально-политические изменения на Арабском Востоке и их международные последствия. - Алматы, 2011. - С. 117.
14. Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений: учеб. пособие / Под ред. А.Д. Воскресенского. - М., 2002. - С. 178.
15. Cardwell P.J. The Common Foreign and Security Policy of the European Union as a System of Governance: the Euro-Mediterranean Partnership. -Edinburgh, 2008. - P. 187.
16. Ильин А.В. Эволюция средиземноморской политики Евросоюза и формирование региональной политической системы // Европа. - Тюмень, 2013. - С. 58.
Коротко об авторе
Орлова Светлана Юрьевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about the author
Orlova Svetlana Yurevna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]