Научная статья на тему 'К 20-летию создания Союза Арабского Магриба'

К 20-летию создания Союза Арабского Магриба Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
662
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗ АРАБСКОГО МАГРИБА / СТРАНЫ МАГРИБА / ИСТОРИЯ АРАБСКИХ СТРАН / СТРУКТУРА САМ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО САМ И ЕС / THE ARAB MAGHREB UNION / MAGHREB COUNTRIES / ARABIAN COUNTRIES HISTORY / THE AMU STRUCTURE / INTERNATIONAL COOPERATION BETWEEN THE AMU AND THE EU

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саламова Рената Валерьевна

Союз Арабского Магриба был создан в 1989 г. с целью проведения скоординированной региональной политики в военной, экономической, культурной и международной областях. Статья посвящена изучению причин разногласий между странами участницами Союза и факторов возможного укрепления организации в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Arab Maghreb Union Marks 20th Anniversary

The Arab Maghreb Union was formed in 1989 in order to coordinate regional policies on military, economic, cultural and international issues. The reasons of lack of understanding among countries participants of the Arab Maghreb Union and factors of organizational strengthening in future are examined.

Текст научной работы на тему «К 20-летию создания Союза Арабского Магриба»

ПРОБА ПЕРА

К 20-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ СОЮЗА АРАБСКОГО МАГРИБА

Р.В. Саламова

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/1, Москва, Россия, 117198

Союз Арабского Магриба был создан в 1989 г. с целью проведения скоординированной региональной политики в военной, экономической, культурной и международной областях. Статья посвящена изучению причин разногласий между странами — участницами Союза и факторов возможного укрепления организации в будущем.

Ключевые слова: Союз Арабского Магриба, страны Магриба, история арабских стран, структура САМ, международное сотрудничество САМ и ЕС.

17 февраля 2009 года, в день 20-й годовщины Союза Арабского Магриба (САМ), Генеральный Секретариат обратился с посланием к странам — членам организации с призывом продолжить консолидацию в интересах будущих поколений. Несмотря на солидный возраст, данная региональная организация находится в аморфном состоянии и не играет заметной роли в мировой политике. Президентский совет САМ не собирался со времени закрытия границы между Алжиром и Марокко в 1994 году. То же касается и Магрибской академии наук в Триполи, и Консультативного совета в Алжире, и Юридической инстанции в Нуакшотте. Магрибский банк инвестиций и внешней торговли, образованный в рамках САМ в 1991 году, существует только на бумаге. Единственным действующим звеном являются межминистерские секторальные комитеты, такие как, например, комитет по пищевой безопасности. В чем причина постоянных неудач на пути к объединению стран Магриба?

Исторически идея создания объединенного Магриба появилась в сочинениях берберских авторов династий Альморавидов и Альмохадов в XI—XIII веках. Воплощение региональной интеграции в жизнь началось намного позже. В январе 1948 года, на волне борьбы с колонизацией, в Каире был создан Комитет по освобождению Магриба. Таким образом, в начале 50-х годов Марокко, Тунис и Алжир, находясь в стадии борьбы за независимость и будучи объединенными исламом, арабским языком и общей историей, проявили желание создать союз, способный противостоять колониальному захватчику. Но после обретения независимости главы магрибских государств перестали проявлять особый интерес к появлению такой организации, все больше сосредоточиваясь на проблемах своих собственных государств. Позже марокко-алжирское противостояние и вовсе разрушило идею создания магрибского союза.

Следующим этапом на пути создания региональной организации стал мировой экономический кризис 70-х годов, ослабивший страны Магриба, тесно связан-

ные с Европейским экономическим сообществом. Европа, находившаяся в состоянии кризиса, не имела достаточных возможностей поддерживать экономику стран Магриба с помощью экспорта товаров из Северной Африки. В условиях ухудшения социально-экономической ситуации представители исламских кругов вновь возвратились к теме морального единения магрибских государств. Вопрос создания Союза Арабского Магриба во многом был переосмыслен с точки зрения возможности его реализации, несмотря на напряженные отношения между Рабатом и Алжиром по вопросу Западной Сахары.

Таким образом, Союз Арабского Магриба (САМ), представляющий собой политическое объединение пяти стран Северной Африки: Марокко, Алжира, Туниса, Ливии и Мавритании, был официально учрежден 17 февраля 1989 г. в ходе второй встречи на высшем уровне лидеров магрибских государств в Марракеше. Первый исторический саммит имел место 10 июня 1988 г. в Зеральде, предместье Алжира, по инициативе президента Шадли Бенджедида, на следующий день после встречи на высшем уровне глав арабских стран, обсуждавших вопрос ближневосточного урегулирования. Обоим саммитам предшествовала серия подготовительных совещаний на разных уровнях, в результате которых и была создана новая региональная организация.

По замыслу основателей, САМ был призван «содействовать социально-экономическому развитию стран региона путем сбалансированного использования их материальных, природных и людских ресурсов» [2]. На момент создания союзу предрекали блестящее будущее. Были созданы специальные структуры, отвечающие за различные сферы деятельности нового объединения. Высший орган САМ — Президентский совет, состоящий из пяти членов — глав государств, согласно учредительному документу, должен был собираться на свои сессии один раз в полгода и на чрезвычайные сессии — по мере необходимости. В Рабате заседал центральный орган САМ, в Тунисе — генеральный секретариат и Банк инвестиций и внешней торговли, в Алжире — Консультативный совет, в Нуакшоте — судебный орган, в Триполи — Академия наук и магрибский университет. Статья 6-го договора о САМ гласит, что «решения Президентского совета должны приниматься единогласно» [8]. Впоследствии этот принцип будет основным среди факторов, мешающих развитию внутрисоюзных отношений.

По мнению марокканских исследователей, спустя 20 лет после образования этой региональной организации вопрос ее укрепления и развития становится более чем актуальным в связи с борьбой с терроризмом. Внедрение организации «Аль-Каида» на территорию Северной Африки явилось серьезнейшей опасностью для магрибских стран. Теперь очередным отправным пунктом для разрешения вопроса общего будущего региона становится логика безопасного сосуществования. Руководство Марокко в лице короля Мохаммеда VI делает решительные шаги на сближение со странами Запада и Северной Африки, участвуя в проектах Евро-средиземноморской интеграции и Союза Арабского Магриба. Однако на деле этого оказывается недостаточно. На данный момент сложно представить, что необходимость борьбы с терроризмом станет достаточным основанием для перерождения САМ в действительно эффективную организацию. Все дело в осознании каждым из государств — членов этой организации необходимости развития и поддержания кооперации.

Различия в политических режимах всех пяти стран Северной Африки, недостаточный для интеграции уровень экономических отношений тормозят осуществление идеи строительства Единого Магриба. К этому стоит добавить отсутствие у государств Северной Африки четкого видения собственного места в современной системе международных отношений. Поэтому попытки поиска внешнеполитического ориентира развития отдельными странами, связанные с участием в ма-грибских, африканских, арабских и средиземноморских региональных проектах, демонстрируют уязвимость позиции САМ, который оказался в ряду прочих приоритетов стран-участниц, с недостатком внутренних ресурсов для их осуществления. Вследствие этого вполне естественным и прагматичным шагом со стороны САМ в целом и каждого из участников, в частности, является ориентация на Евросоюз. В современной ситуации только действительно сильный партнер, как в политическом, так и в экономическом плане, сможет предоставить государствам Северной Африки реальную помощь в развитии региона. В Евросоюзе, в свою очередь, цели двустороннего сотрудничества теснейшим образом связаны с задачами общего регионального строительства в рамках Средиземноморской интеграции, поэтому идея о межорганизационной кооперации выглядит совершенно логично и является перспективной со стороны ЕС [7]. Однако на данный момент европейские государства, как и ЕС в целом, предпочитают укреплять связи с отдельными странами Магриба, а не с малоэффективным региональным сообществом. Хотя для ЕС тоже было бы более желательно иметь отношения с региональным объединением, поскольку ЕС и САМ заинтересованы в том, чтобы создавать равновесие по обе стороны Средиземноморья.

Несмотря на то, что все пять стран Союза Арабского Магриба осознают большие преимущества развития такого регионального объединения как САМ для внутреннего политического и экономического развития каждого из членов Союза Арабского Магриба, на данный момент можно сделать следующий вывод. Существующая ситуация, в которой до настоящего времени развивались отношения в рамках САМ, является не совсем подходящей для реализации современных задач политической и экономической интеграции. Каждая из стран ведет собственную, не всегда связанную с общими задачами САМ внешнюю политику, что вполне естественно не может не вызывать расхождения во мнениях или даже раскола внутри Союза. С другой стороны, сами цели и задачи Союза представляются достаточно аморфными, не до конца сформулированными, нуждающимися в адаптации к современным вызовам. Пока не будет достигнут консенсус между Алжиром и Марокко по вопросу Западной Сахары, а также не проявится личная заинтересованность глав каждой из пяти стран — участниц союза в развитии этой неоспоримо необходимой организации, невозможно судить об эффективности ее существования в современной системе международных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Jawad Kerdoudi. Le commerce international. Cas du Maroc. — Casablanca, 2007.

[2] Tahar Sioud. Les relations entre L’UMA et l’UE // Etudes Internationales. — Tunis, 1999. —

№ 2 (71).

[3] Ravenel Bertrand. L’enjeu euro-méditerranéen apres le 11 septembre // La Méditerranée à l’épreuve du 11 septembre // Confluences / Ed. L’Harmattan&Marsa. — 2002. — № 1.

[4] Kawtar Bencheikh. L’UMA fête ses 20 ans // Le Journal hebdomadaire. — Casablanca, 2009. — № 382, du 7 au 13 février.

[5] Deback Z. 20 ans de l’UMA // Telquel, Casablanca, 2009, du 21 au 27 février.

[6] Aujourd'hui Le Maroc, Casablanca, 17 février 2009, № 1862.

[7] Le processus de Barcelone. Cinq ans apres (1995—2000). — Luxembourg: Office des publications officielles des Communautes europeennes, 2000.

[8] Le Matin P. Traité portant création de l’Union du Maghreb Arabe. Marrakech, 17 février 1989.

[9] Aujourd’hui le Maroc. — M.

[10] L’économiste. — M.

THE ARAB MAGHREB UNION MARKS 20th ANNIVERSARY

R.V. Salamova

Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/1, Moscow, Russia, 117198

The Arab Maghreb Union was formed in 1989 in order to coordinate regional policies on military, economic, cultural and international issues. The reasons of lack of understanding among countries — participants of the Arab Maghreb Union and factors of organizational strengthening in future are examined.

Key words: the Arab Maghreb Union, Maghreb countries, Arabian countries history, the AMU structure, international cooperation between the AMU and the EU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.