26. Кальмина Л.В., Курас Л.В. Еврейская община в Западном Забайкалье во второй половине XIX в. - февраль 1917 г. -Улан-Удэ, 1999. - С. 93.
27. Кальмина Л.В., Курас Л.В. Еврейская община в Западном Забайкалье во второй половине XIX в. - февраль 1917 г. -Улан-Удэ, 1999. - С. 89.
28. ГАРБ. Ф. 337. Оп. 1. Д. 7781. Л. 1.
29. Башкуева Е.Ю. Китайские мигранты в Забайкальской области (1860-1917): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 2004. - С. 18.
Санжиева Татьяна Ефремовна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Бурятии, Бурятский государственный университет. Тел. 62-68-85.
Тармаханов Ефрем Егорович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Отечества, Бурятский государственный университет.
Хуташкеева Светлана Дмитриевна, кандидат исторических наук, зам. директора по НИР, Бурятский филиал Академии труда и социальных отношений (г. Москва).
Sanzhieva Tatiana Efremovna, doctor of historical sciences, professor, department of history of Buryatia, Buryat State University. Те1. 62-68-85.
Tarmakhanov Efrem Egorovich, doctor of historical sciences, professor, department of homeland history, Buryat State University.
Khutashkeeva Svetlana Dmitrievna, candidate of historical sciences, deputy director for scientific research, Buryat Branch of the Academy of Labour and Social Affairs (Moscow).
УДК 32.001 (5-015)
© П.Н. Дудин, К.Б.-М. Митупов
Геополитические факторы становления монгольской государственности
во Внутренней Азии
В статье рассматривается государственность во Внутренней Азии ХХ в. Исследуется природа современной монгольской государственности и ее политическая характеристика.
Ключевые слова: государство, государственность, монгольские народы, Внутренняя Азия.
P.N. Dudin, K.B.-M. Mitupov
Geopolitical factors of formation of Mongolian statehood in Inner Asia
The article discusses the statehood in Inner Asia of the XX-th century. The nature of modern Mongolian statehood and its political characteristic is studied.
Keywords: state, statehood, the Mongolian peoples, Inner Asia.
Анализ становления такого ключевого политического института, как государство, сложно сводить к одному фактору, но в данном случае национализм является одним из наиболее значимых. По нашему мнению, именно это обусловило в ХХ в. дисперсность монгольских народов, слабость и политическую зависимость, например, Монгольской Народной Республики от СССР, а государственных образований Внутренней Монголии - от Японии.
Однако национальная идея не была единственной движущей силой становления государственности. Едва ли не основным противоречием большинства исследований по монгольской государственности ХХ в. является то, что, акцентируя внимание на национальной консолидации, выпускаются из виду все остальные факторы. В результате образуются определенные исследо-
вательские лакуны, которые предстоит заполнить. При этом необходимо отметить, что в отечественной и зарубежной литературе накоплен большой багаж теорий, объясняющих генезис современных монгольских государственных институтов. Однако они рассматривают данную проблему в отрыве от общего контекста формирования государственности у монгольских народов в границах СССР и КНР. В связи с этим назрела потребность сформировать общую картину, с помощью которой станет возможным объяснить сложные политические процессы во Внутренней Азии.
В то же время на протяжении последних 10 лет, пережив постсоветский и постсоциалистический этап суверенизации, монгольский национализм приобрел новые формы, которые начинают определять ситуацию в регионе. Послед-
нее может быть оценено не только как позитивный, но и как деструктивный процесс, ведущий к социальным катаклизмам. Однако идея государственности опирается на три ключевые составляющие - национальную идею, религию (буддизм), территорию.
На протяжении ХХ в. практически все национальные регионы России затронула проблема национализма. В той или иной мере это коснулось и Сибири, где так или иначе проявлялись стремления некоторых этнических и субэтнических групп, живущих в пределах заявленных границ, к независимости или автономии. Эта же проблема затрагивала и монголоязычные народы, заселявшие Внутреннюю Азию, которые, не ограничиваясь идейными лозунгами, формировали собственную государственность.
Особый интерес представляет сам регион «Внутренняя Азия» - территория, некогда включавшая в себя фронтир двух империй -Российской и Цин. Сегодня это приграничные субъекты России и КНР, Казахстан, Киргизия, Монголия. С российской стороны это: Алтай, Бурятия, Тыва. Сюда же относятся районы КНР: Автономный район Внутренняя Монголия, Синцзян-Уйгурский автономный район, Автономный район Тибет. Сегодня эта территория относительно стабильна, в сравнении с новыми независимыми государствами Центральной Азии. Первый шаг на пути понимания этого региона как единого целого был сделан в XIX в. Многие географы того времени, начиная с Александра фон Гумбольдта (автора термина Inner Asian), ассоциировали ее едва ли не со всей Центральной Азией включая Афганистан [5, с. 13].
И именно на этом пространстве на рубеже веков монголоязычные народы начинают возрождать свою государственность. В ряде случаев попытки государствостроительства были успешными, как, например, обстояло дело с Внешней Монголией в 1911-1945 гг. Временами вопрос так и не перерос в открытое выступление, оставшись на уровне проектов и идей, примеры тому - «Великая Монголия» Нэйсе-гэгэна и атамана Семенова, попытка провозглашения независимого теократического государства Ко-дунай Эрхидж Балгасан в границах Хоринского аймака (современные Кижингинский и часть Хоринского района Республики Бурятия, Россия). В ряде случаев успех носил временный характер, как в отношении автономных образований Внутренней Монголии первой половины 1930-х гг., Мэнцзяна [2, с. 111-115] и Алашань-ской республики [3, с. 33-42]. В России нацио-
нализм на территориях, относимых к регионам Внутренней Азии, был использован для укрепления российских границ, как это было осуществлено в отношении Бурятии и Тывы, и опыт взвешенной национальной политики руководства страны, регионов и международного сообщества (Коминтерн) требует детального анализа. Не утратил он актуальности и сегодня, что обусловлено ростом национализма в регионе Внутренней Азии. Детальное изучение процесса становления национальной государственности у монгольских народов позволит понять специфику современных этнополитических процессов. В наши дни идеи национализма воспринимаются в соотношении с идеями сепаратизма, в ракурсе тенденций к отделению тех или иных национальных территорий от государства (России, Китая и др.) и провозглашения независимости, и не утрачивают своей актуальности. Так, ряд сибирских СМИ уже публиковал материал на эту тему: сайт Babr.ru [1], сайт Братска.нет [8] и др. Имеются выступления официальных лиц и представителей научной общественности, признающих наличие проблемы [7].
Национальную окраску имели события 20052006 гг. в рамках объединения субъектов РФ: Усть-Ордынского, Агинского автономных округов и др., когда велась речь об утрате государственности коренных народов [6]. И хотя события не носили радикальный характер, угроза дестабилизации сохранялась.
В 2012-2013 гг. проблема вновь приобрела острый характер в связи с ликвидацией Конституционного суда Республики Бурятия как органа государственной власти, наравне с гимном, флагом, гербом и другими официальными атрибутами соотносимого с понятием государственности и самостоятельности [4]. В связи с этим возникает необходимость в исследовании этого процесса с целью прогнозирования его возможных последствий для региона в целом и субъекта в частности. Необходимость исследований продиктована вероятностью того, что подобные тенденции ликвидации органов государственной власти национальных субъектов РФ, имеющих скорее символическое, чем практическое значение, могут быть взяты за образец, в связи с чем федеральным и региональным властям необходимо будет просчитывать последствия этих решений и действий.
Однако подобные выступления не являются абсолютно новыми для региона. Характерной особенностью хода политического процесса является цикличность - определенная периодическая повторяемость формирования и функцио-
нирования способов взаимодействия главных субъектов политики. Во Внутренней Азии национальный сепаратизм в первой половине ХХ в. вылился в провозглашение ряда государственных образований монголоязычных народов, управление процессами государствострои-тельства которых не утратило актуальности и по сей день. Актуальность представленной проблемы обусловлена также необходимостью формирования цельного представления о генезисе современных политических институтов у монголов в ХХ-ХХ1 вв. для прогнозирования националистических настроений и выработки адекватных мер противостояния им с целью предотвращения угрозы национальной безопасности или дестабилизации межнациональных и межконфессиональных отношений.
Одновременно с исследованиями национальных процессов наблюдается большой интерес к геополитическим проблемам. Это объясняется тем, что изменения во внешнеполитическом раскладе внутриазиатского региона, произошедшие в 1990-е гг., как 100 лет назад, привели к коренным переменам в расстановке сил и появлению новых факторов, влияющих на ситуацию в регионе.
Монголосфера в этой новой системе отношений занимала и продолжает занимать важное место в круге пересечения интересов различных государств, особое положение среди которых занимают Россия и Китай. При этом необходимо учитывать то, что начавшая складываться в 1920-1930-е гг. система международных отношений в регионе, именно в этот период формирует свои основные черты: во-первых, в выбранном нами регионе после распада Великих Империй появляются новые участники международных отношений - государства и государ-ствоподобные образования; во-вторых, проявление интересов Японии в регионе и активная, зачастую агрессивная, политика, в том числе и по отношению к Внутренней и Внешней Монголии, борьба за влияние, Вторая мировая война не могли не привести к активизации процесса оформления и закреплению статуса обоих монгольских государств на внешнеполитической арене: одного - в качестве независимого, другого - в качестве автономного района КНР.
Международная политическая система также претерпевает глобальные и зачастую необратимые геополитические изменения, а в мировой политике начинают играть значительную роль не только государства, но и надгосударственные образования и международные организации (Антанта, Лига наций, Коминтерн и т.д.).
Становление монгольской государственности в начале ХХ в. представляет собой несомненный научный интерес, так как ее образование существенно изменило геополитическую систему Внутренней Азии, алгоритм ее исторического развития. В связи с этим изучение этого процесса как политического феномена, имеющего собственную культурно-историческую природу, представляет собой актуальную и интересную задачу.
Изучение становления государственности у монгольских народов позволяет глубже понять специфику политических процессов в современном мире, роль национального и идеологического фактора.
Сегодня на фоне глобализирующегося мира, интегрирующихся экономик, политических и правовых систем отчетливо наблюдаются национально-государственные процессы. Несомненно, за государствами современного типа в обозримом будущем сохранится роль основных участников мировой политики, на которых лежит ответственность за глобальную безопасность и будущее человечества. Данное понимание предполагает научно обоснованный анализ природы и функций современных государств, исследования исторического процесса их формирования, становления и дальнейшего развития, а также переосмысление принципа суверенитета в условиях современной политики, принципов международного права, их роли и значения в международной жизни.
Сложность изучения становления государственности в истории развития общества, народа обусловлена многофакторностью геополитических процессов, а также отсутствием однозначных теоретических критериев, которые позволяют в достаточной мере выявить соотношение общего и особенного в политических процессах, понять их культурно-историческую природу. Всегда дискуссионным остается вопрос о том, что те или иные ученые вкладывают в понятия «государство», «государственность», «суверенитет», «независимость», какие факторы являются определяющими в историческом процессе формирования государственности, а какие дополнительными, как соотносится объективное и субъективное в процессе выбора политической судьбы народа. Именно поэтому применение междисциплинарного подхода к научно-теоретическому анализу конкретно-исторических условий и предпосылок становления монгольской государственности в геополитическом пространстве Внутренней Азии начала ХХ в. наиболее точно позволяет выявить, какие исторические и социальные факторы обусловили процесс государственного
строительства, его политико-правовую природу.
На современном этапе назрела потребность обозначить и изучить всю сложность процесса становления монгольской государственности в течение всего XX в., для того чтобы понять, что сама по себе независимость и, как следствие, широкое международное признание, не появляются одномоментно, вдруг, а являются результатом сложных, длительных, противоречивых и, порой, драматических событий.
При изучении процессов государствострои-тельства у монголоязычных народов важно понимать, что они не всегда шли одновременно на всем пространстве Внутренней Азии: в тех или иных политических образованиях начинались чуть раньше или чуть позднее. Причина тому -совокупность внутренних и внешних факторов, запускающих и поддерживающих эти процессы. Однако вне зависимости от временных рамок, раз запущенные, они уже не подлежали остановке, поскольку и ситуация в регионе, и сам ритм политической жизни диктовали скорость и динамизм. Само двадцатое столетие - самое динамичное в истории цивилизации время, век быстроменяющихся социальных систем, динамических политических и культурных процессов. Острые социальные и экономические противоречия, возрастание межгосударственной конкуренции в борьбе за азиатский рынок - все это стимулировало рост антиколониального, национально-освободительного движения, при этом
выявлена общеисторическая тенденция в эволюции стран Азии. Последовательное осуществление революционных перемен в политической жизни привело к постепенной демократизации всех сторон общественной жизни, формированию новых типов государственности.
Политические процессы происходили одновременно в двух измерениях с разной степенью интенсивности. С одной стороны, это демократические преобразования традиционных политических систем таких стран, как Япония и Китай, и возникновение новых национальных государств, таких как Монголия, а с другой - становление новой международной экономической и политической системы, где Азия начинает играть важную роль.
В связи с этим исследуемая проблематика имеет важное теоретическое и практическое значение, так как историко-политологический анализ событий, охвативших азиатский регион в ХХ в., позволит более адекватно понимать природу современных региональных политических процессов, определять основные тенденции эволюции мировой политической системы. Монго-лосфера - это не только регион, территориально граничащий с Россией, но и регион, который по своим этнокультурным и конфессиональным признакам родственен Бурятии, Калмыкии, Тыве и тем самым делает Россию в целом частью цивилизационных процессов Центральной и Внутренней Азии.
Литература
1. Долой сибирский сепаратизм!». - URL: http://angarsk.babr.ru/?IDE=103373 (дата посещения 1.02.2013 г.).
2. Дудин П.Н. Государственность Мэнцзяна: хронология становления // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - Вып. 7. - С. 111-115.
3. Дудин П.Н. Монгольская Алашаньская Республика как политический проект 1940-х гг. // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. - 2014. - №2. С. 33-42.
4. Конституционный суд Бурятии могут упразднить // Буряад унэн. - 2012. - 07.06; Почему власть хочет избавиться от Конституционного суда? // МК в Бурятии. 2012. 12.12; Год без Конституционного суда» // Информ-полис. - 2013. - 06. 02.
5. Михалев А.В. Монголия в Новой большой игре: борьба за влияние и неформальные институты мягкой силы. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. - С. 13.
6. Монголы выступили против слияния российских регионов // КоммерсантЪ. - 2006. - 10.03; Буряты не хотят повторить судьбу эвенков // Новая газета. - 2006. - 13.03; Бурятские шаманы помолились против объединения // КоммерсантЪ. -2006. - 20.03; Национальные элиты тормозят укрупнение регионов // Независимая газета. - 2006. - 29.03.
7. Сибирский сепаратизм в разы сильнее северо-кавказского. - URL: http://www.nakanune.ru/articles/15366, дата посещения 1.102.2013 г.
8. «Сибирский сепаратизм» разрывает Россию. - URL: http://bratska.net/?doc =1823) (дата посещения 1.102.2013 г.).
Дудин Павел Николаевич, кандидат политических наук, доцент кафедры международного права и международных отношений юридического факультета Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ, Россия), e-mail: [email protected]
Митупов Константин Бато-Мункич, доктор исторических наук, профессор, директор Института Внутренней Азии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ, Россия), e-mail: [email protected]
Dudin Pavel Nikolaevich, candidate of political sciences, associate professor, department of international law and international relations, faculty of law, Buryat State University (Ulan-Ude, Russia)
Mitupov Konstantin Bato-Munkich, doctor of historical sciences, professor, Director of the Institute of Inner Asia, Buryat State University (Ulan-Ude, Russia)