Научная статья на тему 'Геополитическая конкуренция на Южном Кавказе (после 44-дневной войны)'

Геополитическая конкуренция на Южном Кавказе (после 44-дневной войны) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
52
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Ключевые слова
Геополитика / Южный Кавказ / Армения / Азербайджан / Грузия / Россия / ЕС / НАТО / Турция / США / Иран / Китай / Иран / энергетика / экономика / военная / дипломатическая / Geopolitics / South Caucasus / Armenia / Azerbaijan / Georgia / Russia / EU / NATO / Turkey / USA / Iran / China / Iran / energy / economic / military / diplomatic

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баласанян Григор А., Амирджанян Арам С.

Սույն գիտական հոդվածն իրենից ներկայացնում է 44-օրյա պատերազմից հետո Հարավային Կովկասում աշխարհաքաղաքական մրցակցության ակնարկը: Հոդվածում վերլուծվում են առանցքային պետություններն ու դերակատարները, ինչպիսիք են ԵՄ-ն, Ռուսաստանը, Թուրքիան, ԱՄՆ-ը, Իրանը, Չինաստանը, ինչպես նաև նրանց նպատակներն ու ռազմավարությունները տարածաշրջանում Ուկրաինայում հատուկ ռազմական գործողության համատեքստում: Վերլուծվում է ԵՄ-ի, Թուրքիայի, Իրանի, ԱՄՆ-ի, Չինաստանի և Ռուսաստանի դերը, որը տարածաշրջանում ազդեցության երկար պատմություն ունի և կարևոր դեր ունի 44-օրյա պատերազմից հետո: Բացի այդ, վերլուծվում է Թուրքիայի, ԱՄՆ-ի, ԵՄ-ի, Իրանի և Չինաստանի դերը էներգետիկ ռեսուրսների համատեքստում։ Վերլուծվում են Վրաստանի հնարավոր ընտրությունները աշխարհաքաղաքական պայքարում, ինչպես նաև հատուկ ուշադրություն է դարձվում Արցախում բնիկ հայերի դերին:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geopolitical Competition in the South Caucasus (after the 44-Day War)

The scientific article provides an overview of the geopolitical competition in the Southern Caucasus after the 44-day war. The key states and actors, including EU, Russia, Turkey, USA Iran and China, are analyzed along with their objectives and strategies in the region within the Special military operation in Ukraine. The roles of EU, Turkey, Iran, USA, China and Russia, with its longstanding influence in the region and significant role in post the 44-days war, are examined. Furthermore, the roles of Turkey, USA, EU, Iran and China are analyzed in the context of energy resources. The possible choices made by Georgia in the geopolitical struggle are explored and special attention given to the role of indigenous Armenians in Artsakh.

Текст научной работы на тему «Геополитическая конкуренция на Южном Кавказе (после 44-дневной войны)»

Геополитическая конкуренция на Южном Кавказе (после 44-дневной войны)

Баласанян Григор А.

к.и.н., доцент кафедры Международных отношений и дипломатии, Ереванский государственный университет (Ереван, РА)

grigorbalasanyan@mail.ru Амирджанян Арам С. студент бакалавриата, Факультет международных отношений, Ереванский государственный университет (Ереван, РА)

aram2001.aa@gmail.com

УДК: 327.5 (479); EDN: OIZWAB; DOI: 10.58587/18292437-2023.5-15

Ключевые слова: Геополитика, Южный Кавказ, Армения, Азербайджан, Грузия, Россия, ЕС, НАТО, Турция, США, Иран, Китай, Иран, энергетика, экономика, военная, дипломатическая

U2^шphшgш^шgш^шЬ ii|iguilignLpjiiLiiQ siii|iiui|uijliii кпЦши^й

(44-оцш u|iuinh|iiiiqillig hhrnn)

Рш1шишй]шй Q-pfrqnp U.

щ.ц.р., hшflшpkfinщ1nLййkfift к ф^шйшц^тпщщй шйр^пй^ щдЬйт,

Ьркшйр. щкшш^шй hшüш|ишp.шä (Ьркшй,

ий^ррш^шй иршй U.

РшЦшш^р^шт^ тиишйщ, Ufr2шqqш|frй hшpшpкpmpJnLййкpfr фшЦпцшкш,

Ьркшй^. щктшЦшй hшüш]ишp.шä (Ьркшй,

ийЧфпфинфр. Umjü д^шш^шй hnq^öb frphbfrg ЬЬр^ицшдйтй t 44-ор]ш щшшЬршдфд hhrnn -шрш^щфЬ кп^шитй ш2^шphшfшдшfш^шЬ йрдш^дтр^Ь ш^Ьшр^р: -nq^önLÜ ^hppLÖ^nLÜ ЬЬ шпшйдрщфЬ щЬштитЬЬЬрй nL цЬрш^штшрЬЬрр, frh^frufrg ЬЬ bU-Ь, П-тишитшЬр, Й-тр^шЬ, UUb-р, ЬршЬр, Р^ЬшишшЬр, ^Ь^щЬи Ьшк ЬршЬд Ьщшшш^ЬЬрЬ nL пшдйш^шртр^ЬЬЬрр тшрш&ш2р2шЬтй ПгЬршЬЬиутй hшшnL^ пшдйш^шй gnpfrnqmp^b hшüшшhfuшnLÜ: 4hpinLÖ^nLÜ t bU-fr, ^mpgfruijfr, ЬршЬ^, UUb-fr, Р^ЬшишшЬ^ k П-тишитшЬЬ цЬрр, прр тшрш&ш2р2шйтй шдцЬдтр]шЬ Ьр^шр щштйтр)тй nLbfr к ^pknp qhp nLbfr 44-ор]ш щшшЬршдй^д hhrnn: Ршд^ uijq, ^hppLÖ^nLtf t ^nLpgfruijfr, UUb-fr, bU-fr, ЬршЬ^ к Р^ЬшишшЬ^ цЬрр tbhpqhmfrfr nhumpubhpfr hшüшшhfuшnLÜ: ^hppLÖ^nLÜ ЬЬ Чршитш^ hЬшpш4np рЬтртр]тЬЬЬрр ш2faшphшgшqшgшfrшЬ щицршртй, frh^hu Ьшк hшmnLfr nL2rnqpmpjnLb t цшрЭД^й Црдш^тй pbfrfr huijhpfr qhpfrb:

-<ш^^дшршпЬр" U2faшphшgшцшgшfrшйnLp)nLk -шрш^ифй kn^rnu, -иушитшй, ЦцррЬ2шЬ, ЧршишшЬ, П-тишитшЬ, bU, "uUSO, Йтр^ш, UUb, ЬршЬ, Qfrbrnurnrnb, ЬршЬ, tbhpqhmfrfr, шйшЬиш^шй, пшдйш^шй, qfr^rnbrnqfrmrn^rnb

Geopolitical Competition in the South Caucasus (after the 44-Day War)

Balasanyan Grigor A.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of International Relations and

Diplomacy, Yerevan State University (Yerevan, RA)

Amirjanyan Aram S.

Undergraduate student, Faculty of International Relations, Yerevan State University (Yerevan, RA)

Abstract: The scientific article provides an overview of the geopolitical competition in the Southern Caucasus after the 44-day war. The key states and actors, including EU, Russia, Turkey, USA Iran and China, are analyzed along with their objectives and strategies in the region within the Special military operation in Ukraine. The roles of EU, Turkey, Iran, USA, China and Russia, with its longstanding influence in the region and significant role in post the 44-days war, are examined. Furthermore, the roles of Turkey, USA, EU, Iran and China are analyzed in the context of energy resources. The possible choices made by Georgia in the geopolitical struggle are explored and special attention given to the role of indigenous Armenians in Artsakh.

Keywords: Geopolitics, South Caucasus, Armenia, Azerbaijan, Georgia, Russia, EU, NATO, Turkey, USA, Iran, China, Iran, energy, economic, military, diplomatic

44-дневная война оказала большое влияние на многие геополитические факторы, поскольку после войны сложилась новая реальность не только для конфликтующих сторон, но и для стран, которые заинтересованы в регионе. Рассматриваемые в данной статье темы считаем судьбоносными, поскольку спустя 3 года после войны под вопросом жизнь ста двадцати тысяч арцахских армян, их право на самоопределение, а так же связь между Республикой Арцах и Республикой Армения, а вышеуказанные пункты более чем нарушены, поскольку армяне Арцаха долгое время находятся в блокаде, не имеют возможности выхода на связь с внешним миром, мирное население не имеет минимальных условий и возможностей для жизни, уже зафиксирован случай голодной смерти [1], а прекращение блокады зависит только от внешней политики, которую проводят имеющими амбиции в регионе крупные игроки, от видения решения вопроса в соответствии с проводимой ими политикой и от украинского кризиса.

После 44-дневной войны на Южном Кавказе такие государства, как Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Турция и другие государства стремятся обеспечить свою безопасность, влияние и контроль в регионе. Государства действуют рационально, используя свои военные, экономические и дипломатические ресурсы и рычаги. Южный Кавказ играет значительную роль в геополитическом контексте, имея стратегически важные ресурсы, важнейшее географическое положение, исторические связи и другие факторы, которые способствуют заинтересованности государств. Геополитическая конкуренция в регионе очень важна для армянских сторон, и в этом вопросе власти обязаны проводить углубленную политику, поскольку будущее двух армянских государств зависит от исхода этой борьбы, и только после этого станет ясен статус и вопрос самоопределения армян Арцаха, а также роль РА в международных процессах. В процессе урегулирования Арцахского вопроса в настоящее время есть и другой существенный фактор. Речь идет об украинском кризисе. До специальной военной операции России на Украине целью геополитической борьбы было усиление ее влияния в регионе и включение в региональные процессы, а сейчас мы являемся свидетелями формирования ее миропорядка в результате вышесказанных действий. Будущее двух армянских государств зависит от того, кто фактически выиграет в битве. Россия, которая полностью осталась одна или Украина, которая пользуется полной поддержкой Запада? Вовлечение в борьбу региональных государств также важно, поскольку они

могут поддержать или помешать благоприятному для армянской стороны сценарию.

Противостояние России и коллективного Запада в регионе

В регионе сегодня приоритетным является энергетический фактор. Южный Кавказ богат энергетическими ресурсами (в частности, нефтью) и является важным производителем и транзитом различных энергоносителей, в том числе в Европу и Азию. Энергетическое значение региона привлекает интерес государств, стремящихся обеспечить свою энергетическую безопасность и влияние на мировые энергетические рынки: Существенную роль здесь играет фактор ЕС: Европейский союз является основным потребителем энергетических ресурсов и стремится диверсифицировать свои источники энергоснабжения для обеспечения своей энергетической безопасности. До украинского кризиса государства Европейского Союза получали газ от Российской Федерации и независимо от противоречий между РФ и Евросоюзом, для ЕС этот ресурс имел и имеет жизненно важное значение. Ситуация изменилась с началом украинского кризиса. Европейские государства полностью поддерживают Украину в политическом и военном плане. ЕС обвиняет Россию в агрессивной войне против Украины, но здесь проявляются двойные стандарты. «Если Россия столкнется с такой угрозой, как принятие Украины в Североатлантический Альянс НАТО, то угрозы для нашей страны многократно возрастут. Есть статья пятая договора по созданию НАТО, из которой ясно, что все страны Альянса должны воевать на стороне одного из своих членов, если он подвергается агрессии. Поскольку никто не признает волеизъявление крымчан и севастопольцев, Украина настаивает на том, что это ее территория, у нас возникает реальная угроза», -сказал Путин на заседании Совбеза РФ. Все это доходило даже до общественного и государственного уровня, когда украинский журналист, выражая нацистские идеи, называл население Донбасса генетическим мусором [3], а бывший президент Украины П. Порошенко прибегал к провокациям, говоря, что российские школьники будут учиться в подвалах, а пожилые люди не будут получать пенсии [4]. Военные действия против Украины - это ответ на провокации НАТО и Украины, которая выражает их волю. У Североатлантического альянса есть желание иметь прямую границу с Россией и при необходимости создавать для РФ неприятности, а Украина - идеальный кандидат для достижения подобной цели. Имея ставленника на Украине и противопоставив друг другу две нации

восточнославянского происхождения, Запад ведет братоубийственную прокси войну и, не рискуя жизнью своих военных, решает военную и политическую задачу Запада. РФ ответил на эти провокации вынужденно, потому что под угрозой оказались жители Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики. Украина же стала для государств-членов НАТО ареной и марионеткой для проведения операций против РФ. Руководство РФ, понимая стоящие перед ней задачи, лишает ЕС критически важного для них ресурса-газа, создавая для европейских государств глубокий энергетический кризис и невольно вынуждает ЕС найти другой источник газа. Эта политика действительно вызвала большой кризис на европейских энергетических рынках. В августе прошлого года цены на газ на голландском спот-рынке ПТ превысили 300 евро / МВтч по сравнению с примерно 20 евро/МВтч в 2020 году [5]. Альтернативным источником для ЕС в настоящее время рассматривается Южный Кавказ, поскольку он является важным транзитным маршрутом для нефти и газа из Каспийского региона, а также «Южный газовый коридор», цель которого -поставлять газ в Европу из Каспийского моря, включая Азербайджан, Шах-Дениз.

Россия остается главной державой в энергетической борьбе Южного Кавказа. Будучи крупнейшим производителем и экспортером нефти и газа, Россия пытается укрепить свои позиции на мировом рынке, а Южный Кавказ предоставляет возможность для транзита и увеличения влияния энергоносителей. В связи с украинским кризисом России очень важно укрепиться в регионе, иначе государства-члены ЕС будут использовать этот регион как источник своих энергоресурсов, что создаст проблемы для России в конфликте. У европейских государств больше не будет энергетического барьера, а поддержка Украине значительно возрастет. Чтобы пополнить свои запасы нефти и газа из государств Южного Кавказа, Европейский Союз будет сотрудничать с Азербайджаном, поскольку именно это государство имеет газ в регионе и богато нефтью. Азербайджан, сотрудничая с ними, окажется в выгодном положении и решит сразу несколько задач. Прежде всего, европейские государства поддержат Азербайджан в Арцахском вопросе, поскольку у них будет зависимость от энергоресурсов и мало альтернатив. В результате сотрудничества экономический и торговый потенциал Азербайджана увеличится в несколько раз. В конечном итоге европейские государства поддержат территориальную целостность Азербайджана, поскольку в противном случае они потерпят лишения. В

случае реализации такого сценария Евросоюз, исходя из собственных интересов, не поддержит право арцахских армян на свободное проживание и самоопределение, довольствуясь лишь безадресными призывами, и не будет применять санкции. Примечательно, что после встречи между Францией, Арменией и Азербайджаном правительство Армении признало территориальную целостность Азербайджана. Второй фронт военных действий был и остается большим риском для России. Южный Кавказ, в частности Армения, могли бы стать таким фронтом, если бы Азербайджан, воспользовавшись, случаем, напал бы на суверенную территорию Республики Армения. В случае нападения Россия обязана выполнить свое обязательство, указанное в статье 4 Договора «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Армения и Российской Федерацией» [6], в результате чего второй Фронт будет открыт и Российская Федерация окажется в тяжелом положении. Декларация о союзническом сотрудничестве между Азербайджаном и Российской Федерацией от 22 февраля 2022 года [7] является для Азербайджана сдерживающим фактором для исключения такого сценария. Это соглашение ограничит действия Азербайджана в поисках границ сотрудничества с европейскими странами. Декларация отвечает интересам Армении, так как ограничит азербайджанскую сторону от нападения на её суверенную территорию, а на различных этапах урегулирования Арцахского вопроса у РФ будут рычаги давления, чтобы диктовать наиболее предпочтительный вариант для урегулирование вопроса. Следовательно, для РА будет разумным шагом развивать сотрудничество со своим главным союзником, ведь интересы обоих государств совпадают.

Государством с самыми большими амбициями является США. С момента распада СССР приоритетом региона США на Южном Кавказе был фактор энергетических ресурсов. Еще с тех пор США пытались в обход России облегчить транспортировку каспийского газа и нефти в Европу. Следует отметить важную роль США в строительстве нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзрум, а также усилия по запуску «Южного газового коридора», который предусматривает транспортировку азербайджанского газа на европейские рынки. Этот коридор был запущен в декабре 2020 года, через месяц после 44-дневной войны. Он поставляет около 10 миллиардов кубометров газа в год в Италию, Болгарию и Грецию. Несмотря на то, что Азербайджан не имеет достаточных запасов газа для решающей роли в

энергетической геополитике Европы, для США жизненно важен проект Южного газового коридора. Это значительный вклад в создание альтернативных маршрутов транспортировки энергии в Европу. С точки зрения энергетических ресурсов для США выгодно сотрудничество с Азербайджаном, а это сотрудничество может быть за счет государственных интересов армянской стороны. Факт этому послание президента США в связи с открытием в Баку международной выставки каспийской нефти и газа, «США будет поддерживать Азербайджан в этих сферах на протяжении всей работы, включая реформы, которые способствуют верховенству закона и создают возможности для азербайджанского народа. Я надеюсь, что наше сотрудничество будет углубляться в ближайшие годы» [8]. Возникает вопрос,: о каком стабильном и справедливом мире идет речь, если в Республике Арцах более полугода 120 000 армян находятся в полной блокаде, лишены самых элементарных условий жизни? Примечательно также заявление посла США в Армении К. Куина о том, что права и безопасность народа Арцаха будут гарантированы в составе Азербайджана, и американская сторона верит, что все стороны должны приложить для этого совместные усилия [9]. Что касается возможных санкций со стороны США, то американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ, Старший советник Госдепартамента США по переговорам на Южном Кавказе Луис (Луи) Боно заявил, что США не будут подвергать санкциям Баку за блокаду Арцаха, добавив, что сейчас не время для санкций [10]. Главный апологет борьбы за демократию и права человека США закрыли глаза на жизни ста двадцати тысяч невинных людей, и причина здесь в проводимой ими проазербайджанской политике, в результате которой страдают исключительно армяне Арцаха, а в результате такого продолжительного безразличия следующей мишенью станет Республика Армения. США использует много рычагов для обоснования в регионе. В качестве примера можно привести деятельность многих общественных организаций в странах Южного Кавказа, в том числе и в Армении, которые получают финансовую поддержку со стороны США и вовлекают молодежь, используя политику мягкой силы. Для США, чтобы окончательно утвердиться в регионе, приоритетом является изгнание России из региона, а основным союзником России на Южном Кавказе является Армения. США прилагает усилия для провала России на Украине, так как в таком случае США станет геополитическим гигантом, основной противник

которого после вероятного поражения долго не сможет восстановиться, а этого времени будет достаточно для того, чтобы полностью обосноваться на Южном Кавказе. Обосновавшись в Закавказье, США больше не допустят возможного возвращения России в регион, так как будут иметь полное влияние на три южнокавказских государства, будет пользоваться ресурсами этих государств и иметь непосредственное присутствие у границ Турции и Ирана, что создаст серьезные проблемы для Турции, которая имеет цель стать сверхдержавой, связующим звеном для Европы и Южного Кавказа. А для Ирана возможное присутствие США (с военным контингентом) станет кошмаром и провалом ядерной программы. На фоне обострения отношений Китай также понесет ущерб и провалит свою политику на Южном Кавказе. Препятствием может стать победа России на Украине, после чего станет ясен дальнейший ход действий. Самой большой проблемой здесь является выживание армян Арцаха, потому что ситуация ухудшается с каждым днем и такой темп продолжающихся операций может стать фатальным, но для коллективного Запада на данный момент важнее изгнание России из региона, а жизнь армян Арцаха, как минимум, вторична. Для армянской стороны благоразумным шагом будет стимулирование сотрудничества с основным союзником.

Региональные государства и другие государства с амбициями в регионе в контексте борьбы

Турция, крупная региональная держава, является важным игроком в этой борьбе. Турки всегда проводили многовекторную политику, стараясь иметь долгосрочные отношения с крупными геополитическими игроками, даже если с некоторыми из этих государств существовали острые антагонизмы. 44-дневную войну нельзя рассматривать только как войну между Арменией и Азербайджаном. Войну против Армении вели несколько государств, поддерживая Азербайджан всеми возможными способами, включая поставку оружия и боеприпасов, предоставление наемников, осуществление руководства основными военными операциями и т.д. Среди этих стран наибольшую поддержку оказала Турция. Армяно-азербайджанские и армяно-турецкие отношения нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Как только началась война, Турция оказала Азербайджану явную поддержку. У Турции было несколько важных причин для такого шага. Приоритетом являются амбиции Турции в регионе. Турция считается сильным региональным государством, но победа Азербайджана в этой войне дала

Турции возможность превратиться из регионального государства в сверхдержаву. Такую возможность Турции дает ее благоприятное географическое положение и сложившаяся в настоящее время сложная геополитическая ситуация. Будучи связующим звеном между Европой и Азией, Турция хочет укрепить свои позиции на Южном Кавказе и осуществлять товарооборот через свою территорию. Это будет способствовать поставке газа и нефти в Европу через свою территорию, поскольку военная спецоперация РФ на Украине заставляет европейские державы искать альтернативный источник, которым может стать Азербайджан, а Турция, будучи ближайшим союзником Азербайджана, будет транзитом. Улучшив свои позиции в Европе, Турция станет единственным возможным поставщиком газа и нефти для Европы и в нужное время будет шантажировать ЕС, а на Южном Кавказе с легкостью вытеснит Россию из региона. Препятствием является отсутствие сухопутной границы с Азербайджаном, а единственным препятствием на пути к границе является Армения. В этом причина того, что Турция пытается как можно скорее открыть печально известный Зангезурский коридор-дорогу, проходящую через суверенную территорию Армении, которая свяжет Азербайджан с Нахиджеваном и будет иметь прямую связь с Турцией. Так же важно военное присутствие турок на этом пути, в результате чего по суверенной территории Армении пройдет путь для турок и азербайджанцев, который должен контролироваться турками. Это худший из возможных сценариев для РА. Будучи окруженными двумя враждебными государствами и руководствуясь ложной мирной повесткой, государственность и суверенитет Армении будут поставлены под угрозу. Единственным препятствием для Турции может стать победа России на Украине, поскольку развитие подобного сценария не в интересах России. Потеряв Армению, Россия потеряет весь Южный Кавказ. Турция поддерживает Украину в своих интересах и прилагает усилия для строительства в Украине завода по производству БПЛА ВаугаЙаг [11]. Политика Турции примечательна тем, что, будучи союзником США на Южном Кавказе, Турция пытается показать США, что у нее нет желания стать сверхдержавой, но на практике делает совершенно противоположное. В случае с Россией Турция вновь проводит двуличную политику, пытаясь показать свою невовлечённость в военных действиях, между тем явно поддерживает Украину. Возможная победа Украины -лучший момент для Турции, чтобы сделать регион своим. Не имея прямого активного участия

в военных действиях, в силу обстоятельств и геополитических реалий, Турция может достичь своей давней цели - вывести Россию из региона и не дать своему союзнику - США - не только утвердиться в регионе и стать диктующей силой региона, а так же стать лидером мирового масштаба.

Еще одним важным государством, имеющим региональные цели и амбиции, является Исламская Республика Иран. Иран имеет дружественные отношения как с Республикой Армения, так и с Азербайджанской Республикой, однако в его отношениях с последней есть очень важная тонкость. Азербайджан и Иран являются шиитскими исламскими государствами. Это также оказывает большое влияние на сотрудничество между двумя государствами. Однако для Ирана также жизненно важно расширять дружественные связи с Арменией. Причина в том, что Азербайджан считает Турцию своим союзником, и, несмотря на то, что северная часть Ирана населена преимущественно азербайджанцами и отношения между двумя государствами находятся в хорошем состоянии, в случае возникновения дилеммы Турция-Иран, Азербайджан отдаст приоритет Турции. В этом случае более тесные отношения с Арменией выгодны Ирану. При такой политике Иран сможет иметь союзника на Южном Кавказе и не останется один против турецко-азербайджанского тандема. Что касается диаспоры в северной части Ирана, то она может стать миной замедленного действия для внутренней безопасности Ирана, если турецкая коалиция добьется успеха. В таком случае диаспора поднимет голову с сепаратистскими устремлениями и может оказаться под угрозой территориальная целостность Ирана, чего последняя не потерпит. Крайне нежелательно для Ирана и возможное присутствие США вблизи своих непосредственных границ, вероятность которого возросла после 44-дневной войны. Иран и США являются государствами-противниками, и в случае присутствия США давление на Иран из-за иранской ядерной программы значительно усилится, вплоть до прямых столкновений. С геополитической точки зрения сохранение статус-кво выгодно Ирану. Чтобы избежать неприятностей, Ирану следует использовать свои дипломатические рычаги для укрепления отношений с государствами региона и участвовать в международных инициативах по разрешению конфликта. Важно сотрудничать со странами Южного Кавказа, разрабатывая проекты транспортировки газа и нефти в энергетической сфере. Приоритетным является участие в инфраструктурных проектах, направленных на

сотрудничество в сфере торговли и транзита товаров. Исходя из региональных реалий и украинского кризиса, для Ирана разумным шагом является сотрудничество с Российской Федерацией, сближение отношений с которой началось еще в 2015 году, когда эти два государства начали выступать союзниками в сирийской гражданской войне. В украинском кризисе Иран поначалу пытался сохранять нейтральную позицию, но уже тогда министр иностранных дел Ирана заявил на своей странице в Твиттере, что причиной начала войны стали провокации НАТО [12], а уже 22 июля 2022 г. Во время встречи с Путиным Али Хаменеи, назвав действия Кремля против Украины превентивными мерами [13], явно выразил пророссийскую позицию. Сотрудничество на Южном Кавказе будет выгодно обеим сторонам, а Республика Армения может быть посредником, обусловленным географическим положением, дружественными отношениями с обоими государствами и совпадением интересов. Сотрудничая с Арменией и Россией, ИРИ обеспечит баланс сил в регионе, что выгодно ему, поскольку следующий удар может быть направлен против него.

Другой страной с амбициями является Китай. Китай может использовать регион для удовлетворения своих энергетических потребностей. Китай также стремится увеличить свое геополитическое влияние и стать, по сути, называемой третьей силой параллельно западному и российскому полюсам. Китай прилагает усилия в рамках проекта «Один пояс, один путь». Проект предполагает увеличение своего влияния, инвестируя в различные государства и регионы. Основным препятствием для того, чтобы Китай стал сверхдержавой, являются Соединенные Штаты Америки. Проблема в том,, что у Китая быстро растущая экономика, стремление стать сверхдержавой и добрососедские отношения с главным геополитическим противником США-Россией. Обострение отношений между США и Китаем углубилось после того, как Китай отказался критиковать действия РФ на Украине и обвинил США и Североатлантический альянс в применении санкций против России [14]. Обострению отношений способствовал и приезд Н. Пелоси на Тайвань, что вызвало очень жесткую реакцию в Китае, даже официальный представитель МИД КНР Хуа Чунин ранее заявил, что «если Соединенные Штаты продолжат идти по этому неверному пути, то мы предпримем решительные шаги для защиты нашего суверенитета и территориальной целостности». Однако после визита Пелоси Белый дом заявил, что такой визит никоим образом не

может считаться нарушением территориальной целостности или суверенитета Китая [15]. По данным Всемирного банка, ВВП Китая вырастет до 5,6% в 2023 году из-за восстановления потребительского спроса, в то же время внешний спрос останется слабым, так как слабый глобальный рост повлияет на экспорт [16]. Китай, чтобы развивать свою экономику, должен искать выгодные для себя направления и союзные государства, поскольку в условиях давления США успех в одиночку не реален. Поэтому для Китая целесообразно искать грани сотрудничества с Ираном и Россией, поскольку их объединяет наличие общего геополитического противника, приоритет целей и то обстоятельство, что они не мешают друг другу. Армения должна сделать все возможное, чтобы стать в регионе связующим звеном и катализатором для сотрудничества этих государств, пытаясь руководствоваться политикой инвестиций, дипломатического сближения, тесного экономического и военного сотрудничества.

В контексте дальнейшего развития регионального развития роль Грузии также важна. В настоящее время в этом южнокавказском государстве наблюдается резкое разногласие между народом и властью, связанное с украинским кризисом. Народ Грузии занимает прозападную позицию и поддерживает украинскую сторону в военном конфликтах. Волонтёры из Грузии едут в Украину за помощью с 2014 года. Тогда же был создан «Грузинский национальный легион». «У нас основная часть, около 70 процентов, из Грузии. Помимо грузин, есть еще 33 национальности», - сказал BBC основатель и командир грузинского легиона Мамука Маму-лашвили. «Грузинский легион», находящийся под командованием Главного разведывательного управления Минобороны Украины, уже насчитывает до 1800 бойцов [17]. Позиция правительства Грузии по этому вопросу иная. Правительство Грузии отказалось ввести санкции против России, аргументируя это тем, что если такой шаг будет предпринят против одного из крупнейших партнеров, пострадают граждане Грузии и национальная экономика. Годовой товарооборот Грузии не превышает одного миллиарда долларов США, а ЕС торговал с РФ столько же за 4 дня [18]. Такой объем товарооборота не может нанести большой ущерб России, но будет большой потерей для Грузии. Здесь вновь возникает фактор двойных стандартов. ЕС и США хотят нанести ущерб России через Грузию, но не беспокоятся о грузинской экономике. Многие прозападные деятели в Грузии также муссируют вопрос возвращения Южной Осетии и Абхазии, обосно-

вывая это тем, что в случае победы Украины Россию могут принудить к возвращению этих территорий Грузии [19], но это не что иное, как, чем угодная западным силам пропаганда, чтобы ввести грузинский народ в заблуждение. Грузинское правительство обвиняют в пророс-сийской ориентации, но грузинское правительство осознает, какие последствия может иметь отвержение от России для государства и граждан в настоящее время и в будущем. Коллективный Запад навязывает Грузии свою волю в украинском конфликте, однако эта воля не исходит из грузинских интересов. В качестве меры принуждения может служить присоединение Грузии к ЕС и НАТО, фактор нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзрум, однако недальновидно идти на авантюру и рисковать государством из-за обещаний или угроз. Нетрудно вспомнить, когда во время российско-грузинской войны 2008 года Запад сохранял нейтралитет, поскольку применение санкций против РФ не исходило из их интересов. Грузия должна быть последовательной в своих шагах, пытаясь сохранить политический и дипломатический баланс, поскольку из-за своего географического положения находится в эпицентре столкновения двух полюсов, и даже один неверный шаг может быть трагичным. Что касается РА в этом контексте, следует отметить, что благодаря Грузии у Армении есть путь к России и выход к морю, следовательно, стимулирование сотрудничества будет разумным шагом.

Подводя итог всему, вырисовывается общая картина. Южный Кавказ является центром геополитической борьбы для всех государств, имеющих амбиции, и они используют все возможные рычаги, чтобы контролировать регион и иметь свое присутствие. В сложившейся сложной ситуации. У РА есть несколько задач. Приоритет-приложить усилия для того, чтобы стать государством-катализатором в отношениях между РФ и ИРИ. Должны быть приложены усилия в отношениях с Китаем. Китай руководствуется инвестиционной политикой, а инвестиции могут в определенной степени укрепить позиции РА и внести возможный перелом в отношениях с Азербайджаном. Необходимо следить за украинским кризисом и предпринимать гибкие дипломатические шаги в соответствии с возможным развитием любого сценария. Иногда циркулируют и возможности союза и сотрудничества с Индией, но к этому тезису следует относиться с оговоркой, поскольку Индия имеет тесное сотрудничество с Великобританией, а в Азербайджане действует британская ВР, поэтому можно

осуществлять некоторую торговлю, но не обязательно идти на авантюру. Для Армении также перспективным является сотрудничество в формате « 3+3» [20] является, поскольку может стать новой платформой для урегулирования нагорно-карабахской проблемы, а также способствовать развитию экономических связей и разблокированию. Для успеха этого формата заинтересованные государства, особенно РА и РФ, должны найти точки соприкосновения с Грузией, поскольку без этого государства «3+3» не может функционировать. Республика Армения должна последовательно следить за развитием событий и в нужное время применять хладнокровные решения, исходя из интересов армян Арцаха, которые даже не могут получить гуманитарную помощь. С каждым днем создавая более тяжелые условия, Азербайджан прилагает усилия для выселения армян из Арцаха. Азербайджан пытается создать неблагоприятную ситуацию для двух армянских государств: предпринимаются усилия по деарменизации Арцаха, а Армению под ложным предлогом мира пытаются захватить и разоружить посредством экономического давления. РА не должна поддаваться на провокации какой-либо стороны и, исходя из государственных интересов, выбрать надежных союзников и продолжить интеграционные процессы. Крупные государства, интересы которых совпадают, должны вести единую союзническую политику, а для Армении становление государством-катализатором для союзных государств может стать резким прогрессом в вопросе обеспечения прав арцахских армян и дальнейшего развития Республики Армения.

Перечень использованной литературы

1. Црдш^шй ип^шйшЬт^шЬ цЬщр t шрйшйшдрф1. URL: https://www.azatutyun.am/a/32549307.html

2. Путин: если Украину примут в НАТО, угрозы для России многократно возрастут, URL:https://ria.ru/20220221/ukraina-1774112316.html (шфф йшЬршйшиЬ "USO-ft щицйшйшдр^ 5-рц ^hrnfrü ^шрпц hg йшЬпршйш^ "USO-ft щш2шпйш^шй шпдшйд Цщщтй)

3. УКРАИНСКИЙ ЖУРНАЛИСТ В ЭФИРЕ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ НАЗВАЛ ЖИТЕЛЕЙ ДОНБАССА ГЕНЕТИЧЕСКИМ МУСОРОМ, (ссылка сокращена) URL: https://rb.gy/tdlmu

4. Порошенко: "Их дети будут сидеть в подвалах!", 2 минуты, начиная с 35-й секунды URL: https://www.youtube.com/watch?v=zmhar0J27Hw&t =1s

5. Год войны и энергетического и климатического кризисов, Использование Россией энергии в

качестве оружия, (ссылка сокращена) URL: https://rb.gy/e6fb8

6. «-шцшитшЬЬ -шЬршщЬттр^Ь h Л-пшши-шшЬ^ Т^ЬтрдшЬ ршрЬЬшЬтр)шЬ, hшtfшqnр&шbgnlpJшh h фп^ш^шрй oqhmpJшh Ьши^Ь», 4-pq hnq^ft, URL: https://www.arlis.am/DocumentView.aspx?docid=18 532

7. Декларация о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, URL: http://kremlin.ru/supplement/5777

8. Азербайджан помогает в глобальном энергоснабжении - Джо Байден, URL: https://www.turan.az/ext/news/2023/5/free/politics_n ews/ru/5043.htm

9. UUb qhuщшh. UUb-h hш4шmnLtf t, np Црдш^Ь dnqn^pqfr Ьрш^тЬрЬЬрЬ ni шh4шшhqnLpJnLhp

URL:

https://arka.am/am/news/politics/AMN_despan_AM N_n_havatum_e/

10. «^шmdшtffr2nghhpfr dшtfшhшbp fct». UUb-h hpшdшp4nLb t Ршрф qhtf щшmdшtffr2nghhp Ь^ршпЬ^ Ч-шт^ hшhйhшfanLtfph шpйшqшhghl t, URL: https://www.yerkir.am/public/hy/article/2023/03/09/ 8993

11. П^рш^ЬшутЬ u^uhi hh Bayraktar U№U-hhpfr шpшшqpnLp)шh qnp&шpшh ЬшптдЬ^, (ссылка сокращена) URL: https://rb.gy/43ryb

12. Amir Abdollahian: The crisis in Ukraine is rooted in NATO's provocative actions, (ссылка сокращена) URL: https://rb.gy/kug05

13. The Iranian Axis of Evil, URL: https://www.eupoliticalreport.eu/the-iranian-axis-of-evil/

14. US tells China its support for Russia complicates relations, (ссылка сокращена) URL: https://shorturl.at/jCDF1

15. ЪЬЬи^ ФЬри^Ь t Й-иц^шЬ. Р^ЬшишшЬр ^п2Ш щшшши^шЬ t fanumшhnltf: URL: https://www.hetq. am/hy/article/147023

16. Priority Reforms Key for Sustaining Growth and Achieving China's long-term goals - World Bank Report: (ссылка сокращена) URL: https://tinyurl.com/4tkvut5m

17. В Грузии многие поддерживают Украину, а некоторые едут за нее воевать. Но у властей отношения с Киевом все хуже, URL: https://www.bbc.com/russian/features-64812783.amp

18. 'Where is the logic?': Georgia will not sanction Russia, says PM, (ссылка сокращена) URL: https://tinyurl.com/5dsvftn8

19. Поражение России в Украине — автоматическая победа Грузии? Мнение экспертов, URL: https://ru.netgazeti.ge/48547/

20. Формат «3+3» как фактор региональной безопасности, (ссылка сокращена) URL: https://tinyurl.com/bd9c6fd5

Сдана/^шйШф11 05.09.2023 Рецензирована/0-рш^пиф1 f 19.09.2023 Принята/^йцтй^Щ f 18.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.