Научная статья на тему 'Геомаркетинговые подходы к обоснованию системы регионального рекреационного природопользования'

Геомаркетинговые подходы к обоснованию системы регионального рекреационного природопользования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
94
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГЕОПОРТАЛ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ПРИРОДНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТУРИЗМ / ГЕОМАРКЕТИНГ / GIS-TECHNOLOGIES / GEOPORTAL / RECREATIONAL NEEDS / NATURE-ORIENTED TOURISM / GEO-MARKETING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Яковенко И.М., Страчкова Н.В.

Изучен опыт информационной поддержки геопорталов для исследования пространственной структуры и тенденций развития рекреационной деятельности. Проанализированы направления использования геоинформационных технологий для развития природно-ориентированных видов туризма. Дано обоснование роли и места геомаркетингового подхода в геоинформационном обосновании системы регионального рекреационного природопользования. Определены направления изучения структуры, интенсивности и территориальной организации природоориентированного спроса. Составлен перечень управленческих решений в системе рекреационного природопользования, для разработки которых целесообразен геомаркетинговый подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEO-MARKETING APPROACHES TO SUBSTANTIATION OF REGIONAL RECREATIONAL NATURE MANAGEMENT SYSTEM

The experience of information support of geoportals to study the spatial structure and trends of recreational activities was considered in the article. The directions of using GIS-technologies for the development of nature-oriented types of tourism are analyzed. The role and place of geo-marketing approach in GIS substantiation of regional recreational nature management system are described. On the basis of the assessment of the nature oriented demand the characteristics of the attractiveness of the territory and of the individual components of the natural environment can be identified; the conclusions about change of preference forms and types of tourism and recreational activities as well as requirements to the quality of the natural environment and its infrastructural content can be done; the stable stereotypes of people’s recreational behavior can be stated. The directions of studying the structure, intensity and territorial organization of nature-oriented demand are determined. The most important geo-marketing approach acquires to justify the technology and organization of such types of tourism as natural-cognitive (excursion), sport tourism (mountain, water, air, speleotourism, etc.), hunting and fishing tourism, ecological tourism and rural green tourism. The algorithm of formation of the system of regional recreational nature management within the geoportal of modern landscapes of Crimea should include the following sections: collection, systematization and spatial interpretation of recreational and geographical information; development of a system of regional recreational inventories; preparation of basic maps of recreational areas; definition of user algorithms. Different approaches and methods of marketing research of regional recreational nature management, first of all, should be used at the stages of mapping recreational areas and determining user algorithms. For this purpose, the content of maps developed on the basis of sociological surveys, including maps of integrated assessment of the attractiveness of recreational areas based on the formation of geospatial images and maps of recreational behavior stereotypes, is concretized. As a result of accumulation, transformation and coding of primary information in the GIS system, a Bank of systematized data is formed. On the basis of the marketing approach, a variety of strategic and operational tasks can be solved. Methods of geo-marketing can increase the validity of information support and the effectiveness of management decisions in the field of recreational nature management. The list of decisions in the system of regional recreational nature management, for which suitable geo-marketing approach, includes activities of administrative, material and technical, socio-economic, technological, environmental and image orientation.

Текст научной работы на тему «Геомаркетинговые подходы к обоснованию системы регионального рекреационного природопользования»

УДК 911.3: 316

ГЕОМАРКЕТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОБОСНОВАНИЮ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РЕКРЕАЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Яковенко И.М., Страчкова Н.В.

Таврическая академия ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского ", Симферополь, Российская Федерация

E-mail: yakovenko-tnu@yandex.ru; natastrachkova@mail.ru

Изучен опыт информационной поддержки геопорталов для исследования пространственной структуры и тенденций развития рекреационной деятельности. Проанализированы направления использования геоинформационных технологий для развития природно-ориентированных видов туризма. Дано обоснование роли и места геомаркетингового подхода в геоинформационном обосновании системы регионального рекреационного природопользования. Определены направления изучения структуры, интенсивности и территориальной организации природоориентированного спроса. Составлен перечень управленческих решений в системе рекреационного природопользования, для разработки которых целесообразен геомаркетинговый подход.

Ключевые слова: геоинформационные технологии, геопортал, рекреационные потребности, природно-ориентированный туризм, геомаркетинг.

ВВЕДЕНИЕ

Особенностью современного этапа хозяйственного развития является усиление масштабов и усложнение структуры процессов природопользования. При многообразии данных процессов рекреационная деятельность отличается значительной зависимостью от типа и качественного состояния природной среды, что определяет не только функциональный тип, степень интенсивности и особенности пространственной организации рекреации, но и уровень спроса на рекреационные услуги определенной территории.

Одним из важнейших направлений в данном контексте выступает изучение эффективности регионального рекреационного природопользования, направлений и проблем его современного и перспективного развития на базе региональных геопорталов, обладающих системой широкого доступа к пространственно распределенным данным и дающих возможность имитационного и оптимизационного моделирования, картографического и графоаналитического конструирования, расчетно-нормативного и расчетно-вариантного

прогнозирования. Особую актуальность изучение рекреационного природопользования приобретает в Крыму в связи с традиционным стихийным освоением природного и культурного наследия, природоориентированным характером туристского спроса и необходимостью стратегического и оперативного решения многочисленных социально-экономических и экологических проблем, возникающих в ходе рекреационного ресурсо - и средопользования.

Данная статья является результатом участия авторов в сети академической мобильности «ГИС-Ландшафт - Технологии и методики формирования геопорталов современных ландшафтов регионов», реализуемой в рамках Программы развития

116

Крымского Федерального университета имени В.И. Вернадского. Целью программы мобильности в 2017 г. явилось обобщение опыта, методик и технологий изучения территориальной структуры рекреационного природопользования в Институте природопользования, территориального развития и градостроительства (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта».

В настоящее время вопросы использования геоинформационных технологий в изучении пространственных закономерностей развития рекреационного процесса в регионе и обеспечения решений по его моделированию и управлению, находятся в стадии формирования. Среди передового зарубежного опыта следует выделить работы Международного исследовательского консорциума Европейского проекта IST (РеГео), которым была разработана мультимедийная ГИС, рассчитанная на получение потребителями разнообразной информации, связанной с экотуризмом (объекты, турпрограммы, информация о погоде, прохождение маршрутов, сервис и т.д.) [3]; разработку специализированного кадастра объектов рекреационного характера компанией ESRI «Data & Maps», в частности раздел «Рекреационные территории», включающий 319 тыс. объектов рекреационного природопользования и рекреационной инфраструктуры США (парки, прогулочные угодья, площадки для гольфа, курорты и др.) [4]. Исследования отечественных ученых концентрируются на использовании геоинформационных технологий на региональном уровне, о чем свидетельствуют работы И.М. Михаилиди [5] по проектам ГИС Чемальского района Республики Алтай (ГИС «Чемал») и ГИС Алтайского района Алтайского края (ГИС «Алтайский район»), предлагающие ведение паспортов объектов, представляющих интерес для туристов (памятники природы, культурно-исторические памятники и др.) и ведение паспортов предприятий туристического обслуживания; Е.В. Вишневской, И.В. Богомазовой, М.И. Литвиновой [6] по разработке региональной ГИС «Рекреация и туризм в Белгородской области»; И.С. Королевой и О.А. Чепелева [7] в сфере структурно-функциональной организации ГИС рекреационного назначения; Е.О. Ушаковой [8] в направлении особенностей формирования региональных туристских геоинформационных систем на примере геопортала Новосибирской области; А.В. Калиниченко по геоинформационному обеспечению развития экологического туризма в Юго-Западном Крыму [9]. При этом является очевидным недостаточная изученность и учет в ГИС-информации вопросов формирования рекреационного спроса, потребительских предпочтений в выборе мест проведения отдыха, имиджа территории и его влияния на развитие региональных систем рекреационного природопользования.

Целью данной статьи явилось обоснование геомаркетингового подхода к разработке системы комплексного изучения процессов природопользования рекреационных территорий.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Рекреационное природопользование развивается под влиянием многих факторов, среди которых основной движущей силой выступают изменяющиеся

117

рекреационные потребности, проявляющиеся на различных уровнях организации людей. При этом следует отметить, что рекреационная деятельность не существует вне природной среды, и в непосредственный обмен веществом, энергией и информацией вовлечена часть природной среды - ресурсный потенциал территории [10]. Именно природные рекреационные ресурсы зачастую выступают в качестве основного фактора, обусловливающего выбор туристской дестинации для осуществления рекреационной деятельности. Природная подсистема туристской дестинации, как правило, характеризуется такими факторами, как климатические особенности территории, наличие водных ресурсов, прибрежных зон, водоемов, обеспеченность минеральными источниками, лечебными грязями, своеобразие растительного и животного мира, наличие особо охраняемых природных территорий, в том числе национальных парков и заповедников, охотничьих и рыболовных баз и угодий, живописных природных пейзажей, уникальных природных памятников и т.д. [11] Так, согласно портрету крымского туриста сезона 2018 года, формируемого Министерством курортов и туризма Республики Крым на основе социологических опросов отдыхающих на полуострове, 54% респондентов в качестве основного мотива выбора туристской дестинации отметили природу Крыма и пляжные ресурсы; 36% респондентов выбрали Южный берег Крыма как горно-приморскую территорию с наиболее аттрактивными ландшафтами и комфортным климатом [12]. Как правило, чем выше насыщенность территории природными рекреационными ресурсами, тем выше уровень удовлетворенности туристских потребностей и более разнообразны виды рекреационного природопользования.

Природно-экологическая привлекательность туристской дестинации является основой формирования ряда направлений природно-ориентированной рекреационной деятельности, среди которых:

- природно-познавательный туризм - подразумевает под собой совокупность разнообразных видов, форм и способов рекреации, осуществляемых преимущественно в природной среде [13]. Главным видом ресурса здесь является слабоизмененная и неосвоенная человеком природа и ее компоненты, а целью -пребывание в природной среде, получение новых впечатлений, положительных эмоций от общения с природой, использование естественных препятствий для достижения спортивных результатов, познание природы и пр. [14]. Следует отметить, что формирование спроса на данное направление рекреационной деятельности основывается лишь на мотивации туристов и характере их деятельности и не учитывает экологическое, культурное и экономическое воздействие в контексте рекреационного природопользования;

- промысловые виды туризма - рыболовный, охотничий, промыслово-прогулочный и пр., основным туристским ресурсом функционирования данных видов туризма является многообразная флора и фауна;

- активные виды туризма (горный, водный, воздушный, спелеотуризм и пр.), при осуществлении которых в качестве главного фактора выступает определенный вид природного рекреационного ресурса, чаще всего геоморфологического;

118

- экологический туризм, понимаемый как ответственные путешествия на природные территории, способствующие сохранению природы и поддержанию качества жизни местного населения либо как контролируемая форма природного туризма;

- сельский зеленый туризм, связанный с возможностью личного участия в ведении сельского образа жизни в сочетании со знакомством с ценностями культуры и искусства данной местности.

В 2002 г. Яковенко И.М. был разработан проект структурно-функциональной модели ГИС «Рекреационное природопользование» [15]. Главными функциональными блоками ГИС являются: ввод пространственно-содержательной информации (в т.ч. создание цифровых картографических моделей местности); ее редактирование и согласование; обработка и анализ пространственно координированных данных; моделирование; визуализация (представление) исходных данных и результатов их анализа; хранение данных; выработка рекомендаций и принятие управленческих решений. В структуру ГИС, помимо банков данных, должны быть интегрированы банки знаний и метаданных, банк методик и алгоритмов, экспертные системы и др., обеспечивающие все направления интерпретации первичной информации.

В силу ряда причин концептуальная модель ГИС «Рекреационное природопользование» не достигла уровня комплексной практической реализации, однако ее многие положения представляются по-прежнему актуальными и могут быть предложены для выполнения проекта «ГИС-Ландшафт - Технологии и методики формирования геопорталов современных ландшафтов регионов». Реализация данной модели в контексте удовлетворения природно-ориентированного спроса должно происходить с учетом следующих условий:

- приоритет природной составляющей туристской привлекательности территории (природно-рекреационный потенциал);

- учет уровня и качества рекреационного спроса, проявляющегося в уровне потребительских предпочтений природно-ориентированных видов туризма. Данный параметр определяется при помощи методов геомаркетинговых исследований и является основой формирования имиджа туристской дестинации и прогноза покупательского поведения рекреантов;

- возможность сочетания природных и культурных факторов развития рекреационной деятельности, что формирует своеобразный культурный ландшафт туристской дестинации.

Концептуальной основой разработки системы регионального рекреационного природопользования на основе пространственно-координирующей информации должен синтез прогнозно-конструктивного и мотивационного подходов. Прогнозно-конструктивный подход предусматривает разработку программ оптимизации регионального рекреационного природопользования на основе выявления и оценки сложившихся и перспективных тенденций развития и комплексного решения актуальных объективно существующих проблем. Схема разработки прогнозов должна включать:

- прогноз мотиваций рекреантов во взаимоотношениях с природной средой при помощи методов геомаркетинговых исследований, что проявляется в

119

вероятностных изменениях объема и структуры природоориентированного спроса, качественных сдвигов в территориальных предпочтениях, изменениях требований к природно-экологической привлекательности туристской дестинации и пр.;

- прогноз природно-ресурсной основы регионального рекреационного природопользования в контексте количественных и качественных характеристик рекреационного потенциала территории, территориально-функциональной структуре рекреационной деятельности;

- прогнозирование процессов рекреационного освоения территории.

Использование мотивационного подхода обусловлено значительным субъективизмом рекреационной деятельности, основанном на избирательности потребителей рекреационных услуг к компонентам природной среды рекреационной территории [10, с. 48]. Избирательность, определяемую как направленность и плотность связей между субъектом и объектом [16], необходимо анализировать с двух точек зрения - как потенциальную избирательность, определяемую как совокупность предпочтений потенциальных потребителей рекреационных услуг к определенным объектам, свойствам и качествам природно-рекреационного потенциала территории, а также как реализованную избирательность, отраженную в количественных показателях рекреационной освоенности территории и оценке качества рекреационной деятельности, выявляемой с помощью социологических опросов.

Учитывая вышеизложенное, алгоритм формирования системы регионального рекреационного природопользования для создания геопортала современных ландшафтов Крыма, на наш взгляд, должен включить следующие разделы:

I. Сбор, систематизация и пространственная привязка рекреационно-географической информации.

II. Разработка системы региональных рекреационных кадастров.

III. Составление базовых карт рекреационных территорий.

IV. Определение пользовательских алгоритмов и направлений поддержки Геопортала современных ландшафтов Крыма [17].

Наиболее важным при формировании данных разделов является выбор атрибутивных данных для ввода в ГИС, что в дальнейшем определяет уровень информационного обеспечения исследований пользователей Геопортала. Источниками информации являются материалы площадных дистанционных и специальных съемок, отчетные материалы различных ведомств, в т.ч. оформленные в виде ведомственных ГИС, топографические и картографические материалы и другие сведения, позволяющие дать исчерпывающую характеристику всех параметров и свойств объектов и субъектов рекреации и туризма. Система вводимых показателей разбита на группы: координатно-граничные, нормативно-законодательные, природные, экономико-статистические, социальные, экологические и другие. В свою очередь, в каждой группе выделяются основные виды показателей, а в каждом виде - определенный перечень главных количественных показателей.

Характеристика ландшафтов рекреационных территорий в составе геопортала региона носит, в первую очередь, констатационный (инвентаризационный)

120

характер, однако важную роль играет представление динамических процессов, происходящих в ландшафтной структуре рекреационного природопользования и в состоянии отдельных природных рекреационных ресурсов.

Особенностью геомаркетингового подхода к формированию системы регионального рекреационного природопользования является дополнение географической информации параметрами, характеризующими стереотипы рекреационного поведения в процессе рекреационного природопользования. Данная система представляет собой многофакторный процесс, результат которого определяется степенью соответствия тех или иных природных объектов характеру сложившихся представлений потенциальных и реальных потребителей рекреационных услуг о системах и циклах рекреационных занятий. В результате социологических опросов, проводимых среди местного и приезжего населения, должны быть получены ответы на следующие вопросы: а) какие свойства природных комплексов наиболее привлекательны для отдыхающих? б) какие типы природной среды и виды рекреационных угодий пользуются наибольшим спросом в течение года и отдельных сезонов? в) какие функциональные типы рекреационной деятельности наиболее популярны у различных групп отдыхающих? г) какие географические районы имеют максимальный рекреационный рейтинг? Для конкретизации оценок аттрактивности необходимо дифференцировать респондентов по ряду параметров: демографическим, социально-экономическим, социокультурным и иным

Оценка факторов, обусловливающих формирование потребностей в природно-ориентированных видах туризма, позволит выявить особенности структуры, интенсивности и территориальной привязки природно-ориентированного спроса, в том числе:

- уровень сформированности вторичных образов рекреационных регионов у потенциальных и реальных рекреантов;

- степень адекватности геопространственных представлений потенциальных и реальных рекреантов уровню рекреационной освоенности территории и существующей системе рекреационного природопользования;

- структуру мотиваций рекреантов в контексте формирования и удовлетворения природно-ориентированных потребностей;

- региональную идентификацию свойств природной среды и направления изменения геопространственных образов рекреационных территорий (позитивных либо негативных);

- уровень идентификации природных объектов рекреационных территорий, что отражает степень информированности потенциальных и реальных рекреантов о природно-рекреационном потенциале территорий;

- стереотипы рекреационного поведения в системе функционально-территориальных отношений

рекреационного природопользования, что отражает формы организации отдыха, модели пространственного поведения рекреантов, видовую и географическую избирательность природно-ориентированного рекреационного спроса.

121

Интегральная оценка геопространственных представлений о природных возможностях региона вытекает из ряда количественных и качественных индикаторов: частоты упоминания о природных объектах и дестинациях; соотношения положительных и отрицательных впечатлений; структуры факторов, определяющих эти впечатления; указаний на формы занятий, ассоциирующихся с данным районом и др. Картографическая интерпретация изучения стереотипов рекреационного поведения должна включать отображение устойчивой системы действий рекреантов, складывающихся на основе его личных представлений и представлений, принятых в обществе. С этой целью выявляются мнения респондентов о предпочитаемых видах и формах рекреационных занятий по сезонам года, траектории перемещений в границах района и о направлении и дальности радиальных выездов; продолжительности курортного (туристского сезона); частоте посещения района, формах рекреации и др.

В результате накопления, трансформации и кодирования первичной информации в системе ГИС формируется банк систематизированных данных. На основе геомаркетингового подхода могут решаться разнообразные стратегические и оперативные задачи (табл. 1).

Таблица 1

Управленческие решения в системе регионального рекреационного природопользования, разрабатываемые с использованием геомаркетингового

подхода. Составлено авторами

Типы решений Мероприятия

Административно-управленческие Законодательное закрепление функционального распределения особо ценных рекреационных территорий, в т.ч. в составе ООПТ

Социально-экономические Разработка стратегии развития туристско-рекреационного комплекса Обоснование целевых программ в сфере рекреации и туризма Проведение рейтинга инвестиционной привлекательности рекреационных районов Обоснование и территориальная привязка мер экономического регулирования с целью оптимизации рекреационного природопользования

Материально-технические Разработка региональных программ строительства, реконструкции и модернизации объектов туристской инфраструктуры Выбор вариантов планировочной структуры рекреационных и туристских комплексов Учет и анализ деятельности предприятий, производящих товары туристско-сувенирного назначения Определение путей сглаживания сезонных колебаний в материально-техническом обеспечении рекреационного хозяйства

Технологические Прогнозирование ресурсной обеспеченности процессов рекреационного природопользования при различном уровне и характере природно-ориентированного спроса Создание новых и улучшение качества существующих рекреационных ресурсов Обоснование рекреационной

122

специализации региона, в т.ч. числе выделение геомаркетинговых ареалов по направлениям и качеству удовлетворения рекреационных потребностей Урегулирование конфликтных ситуаций между рекреационным и другими видами природопользования Разработка новых видов и циклов рекреационных занятий и вариантов их эффективного комбинирования Установление режима рекреационного природопользования и регулирование рекреационной нагрузки Регулирование объемов и направления туристских потоков

Природоохранные Оптимизация форм и методов рекреационного ресурсопотребления и ресурсопользования Установление границ охраняемых зон всех видов ООПТ Обоснование природоохранных, восстановительных и мелиоративных мероприятий в рекреационных районах Контроль над воздействием источников экологической опасности на состояние рекреационной среды Введение штрафных санкций за нарушение качества рекреационной среды

Имиджелогические Обоснование направлений информационной поддержки туристской дестинации для сохранения или изменения ее геопространственного образа среди потенциальных или реальных рекреантов

ВЫВОДЫ

В методическое обеспечение геопортала современных ландшафтов регионов, выступающего в качестве геоинформационного обеспечения развития системы рекреационного природопользования, необходимо включать методы геомаркетинга. На основе оценки природориентированного спроса выявляются особенности аттрактивности территории и отдельных составляющих природной среды, делаются выводы об изменении предпочтений в отношении форм и видов туристско-рекреационных занятий, требований к качеству окружающей природной среды и ее инфраструктурному наполнению, определяются устойчивые стереотипы рекреационного поведения. Наибольшее значение геомаркетинговый подход приобретает для обоснования технологии и организации таких видов туризма, как природно-познавательный (экскурсионный), спортивный (горный, водный, воздушный, спелеотуризм и др.), промысловый, экологический и сельский зеленый туризм.

Различные подходы и методы геомаркетинговых исследований регионального рекреационного природопользования должны использоваться на таких стадиях формирования геопортала современных ландшафтов Крыма, как составление карт рекреационных территорий и определение пользовательских алгоритмов. Данный метод может повысить обоснованность информационной поддержки и эффективность управленческих решений в области рекреационного

123

природопользования, в т.ч. мероприятий административно-управленческой, материально-технической, социально-экономической, технологической,

природоохранной и имиджелогической направленности.

Статья является результатом участия авторов в сети академической мобильности «ГИС-ландшафт - Технологии и методики формирования геопорталов современных ландшафтов регионов», реализуемой в рамках Программы развития ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в 2017 г.

Список литературы

1. Современные ландшафты Крыма и сопредельных территорий / Науч. ред. Е.А. Позаченюк. Симферополь: Бизнес-Информ, 2009. 672 с.

2. Геопортал МГУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.landscape.edu.ru/main_geoportal.shtml.

3. Кох Б., Поспишил М., Фрех И. Мультимедиальная геоинформация в природных регионах с эко-туризмом: система РеГео // ГИС для устойчивого развития территории. Матер. междунар. конф. Севастополь, 2003. С. 259-26.

4. Recreation areas // ESRI. Data & Maps // CDR. Copyright 1999. Environment Systems Research Inst. N. Y., Redlands. №2.

5. Михаилиди И. Геоинформационные технологии в сфере туризма / И. Михаилиди /У Arcreview / Совместное издание ООО ДАТА+, ESRI, Leica Geosystems. 2004. №1 (28). С. 22-23.

6. Вишневская Е.В., Богомазова И.В., Литвинова М.И. Актуальные проблемы использования ГИС в развитии регионального туризма в Белгородской области // Фундаментальные исследования. 2012. №3. С.177-179.

7. Королева И.С., Чепелев О.А. Структурно-функциональная организация географической информационной системы рекреационного назначения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки. 2011. Выпуск №9. Т.15. С. 195-198.

8. Ушакова Е.О. эффективность внедрения геоинформационных систем управления региональными туристскими ресурсами (на примере Новосибирской области) // Российское предпринимательство. 2013. №21(243). С. 76-85.

9. Калиниченко А.В. Природное наследие Юго-Западного Крыма как основа развития экотуризма (с применением геоинформационных технологий): автореф. дис. на соискание ученой степени канд. геогр. Наук. М., 2015. 24 с.

10. Яковенко И.М. Рекреационное природопользование. Методология и методика исследований. Симферополь: Таврия, 2003. 335 с.

11. Конаныхина О.В. Природно-ориентированный туризм как фактор развития территорий без выраженной туристской привлекательности (на примере Астраханской области). Автореф. дисс.... к.э.н.. Сочи, 2017. 23 с.

12. «Портрет» крымского туриста сезона 2018 года: отчет Министерства курортов и туризма Республики Крым.

13. Виноградов Е.С. Негативные аспекты развития природно-ориентированного туризма // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т.11, № 5(75). С. 19-30.

14. Расковалов В.П. Оценка и географический анализ ресурсного потенциала природно-ориентированного туризма (на примере Пермского края) автореф. дисс. к.г.н.. Пермь, 2012. 23 с.

15. Яковенко И.М. Возможности ГИС-технологий в географических исследованиях и региональном управлении рекреационным природопользованием //Культура народов Причерноморья. 2002. №35. С. 29-35.

16. Теоретические основы рекреационной географии / Отд. Ред. В.С. Преображенский. М.: Наука, 1975. 224 с.

124

17. Яковенко И.М. Концепция программы комплексного изучения ландшафтов рекреационных территорий на базе геопортала современных ландшафтов Крыма // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. 2016. Т. 2(68). №1. С. 63-72.

GEO-MARKETING APPROACHES TO SUBSTANTIATION OF REGIONAL RECREATIONAL NATURE MANAGEMENT SYSTEM Yakovenko I.M., Strachkova N.V.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation E-mail: yakovenko-tnu@yandex.ru, natastrachkova@mail.ru

The experience of information support of geoportals to study the spatial structure and trends of recreational activities was considered in the article. The directions of using GIS-technologies for the development of nature-oriented types of tourism are analyzed. The role and place of geo-marketing approach in GIS substantiation of regional recreational nature management system are described. On the basis of the assessment of the nature oriented demand the characteristics of the attractiveness of the territory and of the individual components of the natural environment can be identified; the conclusions about change of preference forms and types of tourism and recreational activities as well as requirements to the quality of the natural environment and its infrastructural content can be done; the stable stereotypes of people's recreational behavior can be stated. The directions of studying the structure, intensity and territorial organization of nature-oriented demand are determined. The most important geo-marketing approach acquires to justify the technology and organization of such types of tourism as natural-cognitive (excursion), sport tourism (mountain, water, air, speleotourism, etc.), hunting and fishing tourism, ecological tourism and rural green tourism.

The algorithm of formation of the system of regional recreational nature management within the geoportal of modern landscapes of Crimea should include the following sections: collection, systematization and spatial interpretation of recreational and geographical information; development of a system of regional recreational inventories; preparation of basic maps of recreational areas; definition of user algorithms. Different approaches and methods of marketing research of regional recreational nature management, first of all, should be used at the stages of mapping recreational areas and determining user algorithms. For this purpose, the content of maps developed on the basis of sociological surveys, including maps of integrated

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

assessment of the attractiveness of recreational areas based on the formation of geospatial images and maps of recreational behavior stereotypes, is concretized. As a result of accumulation, transformation and coding of primary information in the GIS system, a Bank of systematized data is formed. On the basis of the marketing approach, a variety of strategic and operational tasks can be solved. Methods of geo-marketing can increase the validity of information support and the effectiveness of management decisions in the field of recreational nature management. The list of decisions in the system of regional recreational nature management, for which suitable geo-marketing

125

approach, includes activities of administrative, material and technical, socio-economic, technological, environmental and image orientation.

Keywords: GIS-technologies, geoportal, recreational needs, nature-oriented tourism, geo-

marketing.

References

1. Sovremennye landshafty Kryma i sopredel'nyh territorij. Nauch. red. E.A. Pozachenjuk. Simferopol': Biznes-Inform, 2009. 672 p. (in Russian).

2. Geoportal MGU [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.landscape.edu.ru/main_geoportal.shtml. (in Russian).

3. Koh B., Pospishil M., Freh I. Mul'timedial'naja geoinformacija v prirodnyh regionah s jeko-turizmom: sistema ReGeo. GIS dlja ustojchivogo razvitija territorii. Mater. mezhdunar. konf. Sevastopol', 2003, pp. 259-26 (in Russian).

4. Recreation areas. ESRI. Data & Maps. CDR. Copyright 1999. Environment Systems Research Inst. N. Y., Redlands, no 2 (in Russian).

5. Mihailidi I. Geoinformacionnye tehnologii v sfere turizma / I. Mihailidi /U Arcreview. Sovmestnoe izdanie OOO DATA+, ESRI, Leica Geosystems, 2004, no 1 (28), pp. 22-23 (in Russian).

6. Vishnevskaja E.V., Bogomazova I.V., Litvinova M.I. Aktual'nye problemy ispol'zovanija GIS v razvitii regional'nogo turizma v Belgorodskoj oblasti. Fundamental'nye issledovanija, 2012, no 3, pp.177-179 (in Russian).

7. Koroleva I.S., Chepelev O.A. Strukturno-funkcional'naja organizacija geograficheskoj informacionnoj sistemy rekreacionnogo naznachenija. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Estestvennye nauki, 2011, Vyp. no 9, T.15, pp. 195-198 (in Russian).

8. Ushakova E.O. jeffektivnost' vnedrenija geoinformacionnyh sistem upravlenija regional'nymi turistskimi resursami (na primere Novosibirskoj oblasti). Rossijskoe predprinimatel'stvo, 2013, no 21 (243), pp. 7685 (in Russian).

9. Kalinichenko A.V. Prirodnoe nasledie Jugo-Zapadnogo Kryma kak osnova razvitija jekoturizma (s primeneniem geoinformacionnyh tehnologij): PhD thesis. M., 2015. 24 p. (in Russian).

10. Jakovenko I.M. Rekreacionnoe prirodopol'zovanie. Metodologija i metodika issledovanij. Simferopol', Tavrija, 2003, 335 p. (in Russian).

11. Konanyhina O.V. Prirodno-orientirovannyj turizm kak faktor razvitija territorij bez vyrazhennoj turistskoj privlekatel'nosti (na primere Astrahanskoj oblasti). PhD thesis. Sochi, 2017, 23 p. (in Russian).

12. «Portret» krymskogo turista sezona 2018 goda: otchet Ministerstva kurortov i turizma Respubliki Krym.

13. Vinogradov E.S. Negativnye aspekty razvitija prirodno-orientirovannogo turizma // Servis v Rossii i za rubezhom, 2017, T.11, no 5(75), pp. 19-30 (in Russian).

14. Raskovalov V.P. Ocenka i geograficheskij analiz resursnogo potenciala prirodno-orientirovannogo turizma (na primere Permskogo kraja). PhD thesis. Perm', 2012, 23 p. (in Russian).

15. Jakovenko I.M. Vozmozhnosti GIS-tehnologij v geograficheskih issledovanijah i regional'nom upravlenii rekreacionnym prirodopol'zovaniem. Kul'tura narodov Prichernomor'ja, 2002, no 35, pp. 2935 (in Russian).

16. Teoreticheskie osnovy rekreacionnoj geografii. Otd. Red. V.S. Preobrazhenskij. M.: Nauka, 1975, 224 p. (in Russian).

17. Jakovenko I.M. Koncepcija programmy kompleksnogo izuchenija landshaftov rekreacionnyh territorij na baze geoportala sovremennyh landshaftov Kryma. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Geografija. Geologija, 2016, T. 2(68), no 1, pp. 63-72 (in Russian).

Поступила в редакцию 01.05.2019

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.