Научная статья на тему 'Динамика рекреационного спроса как фактор эволюции рекреационной системы Горного Крыма'

Динамика рекреационного спроса как фактор эволюции рекреационной системы Горного Крыма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ / EVOLUTION / ГЕОМАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / GEO-MARKETING APPROACH / РЕКРЕАЦИОННЫЙ СПРОС / RECREATIONAL DEMAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дугаренко И.А., Яковенко И.М.

В статье рассмотрены результаты геомаркетингового подхода к изучению эволюции рекреационных функций Горного Крыма. Выявлены тенденции динамики рекреационного спроса как фактора эволюции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of recreational demand as a factor of evolution of the Crimean Mountains’ recreational system

The results of geo-marketing approach to the study of recreational functions of the Crimean Mountains were considered in this article. The trends of dynamics of recreational demand as a factor of evolution wereexposed.

Текст научной работы на тему «Динамика рекреационного спроса как фактор эволюции рекреационной системы Горного Крыма»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «География». Том 25 (64). 2012 г. №4. С.78-86. УДК 911.3:338.48 (477.75) ДИНАМИКА РЕКРЕАЦИОННОГО СПРОСА КАК ФАКТОР ЭВОЛЮЦИИ РЕКРЕАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ГОРНОГО КРЫМА Дугаренко И. А., Яковенко И. М.

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Украина,

E-mail: sergeev@wmf.univ.szczecin.pl, levchenko@ava.net.ua,, sapiga_av@mail.ru

В статье рассмотрены результаты геомаркетингового подхода к изучению эволюции рекреационных функций Горного Крыма. Выявлены тенденции динамики рекреационного спроса как фактора эволюции

Ключевые слова: эволюция, геомаркетинговый подход; рекреационный спрос.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование современной пространственной структуры рекреационного процесса в Горном Крыму в значительной мере обусловлено историческими предпосылками зарождения и эволюции рекреационных функций территории. В научно-методической литературе хорошо освещено становление рекреации и туризма в Крыму в контексте развития геополитических, экономических и социальных процессов в дореволюционный и советский периоды [1; 7]. Вместе с тем, в анализе факторов эволюционного развития недостаточно внимания уделено выявлению географических закономерностей в изменении рекреационного спроса и его функциональной и пространственной избирательности. В Крыму имеется опыт проведения геомаркетинговых исследований в сфере рекреации и туризма [2], однако отсутствие динамического аспекта не обеспечило объективного представления о пространственно-временных изменениях рекреационных функций территории.

Целью данной статьи является изучение динамики рекреационного спроса на горные дестинации Крыма и оценка ее влияния на эволюционное развитие рекреационной системы региона.

1. СТРУКТУРА ФАКТОРОВ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИИ В ГОРНОМ КРЫМУ

Роль и место Горного Крыма в туристском движении определяются, прежде всего, историческими факторами, среди которых важнейшую роль сыграл ряд как генерирующих, так и реализующих факторов, обусловивших процесс социокультурного освоения крымского региона в целом [7; 14]:

S геостратегическое положение Крыма в границах Российской империи, программа освоения южных земель;

S низкие цены на землю;

^ использование Крыма в качестве приоритетного места летнего отдыха императорской семьи;

^ прогрессивное развитие транспортной сети, прежде всего, железнодорожной;

^ популяризация лечебных свойств полуострова учеными-медиками;

^ формирование привлекательного образа Крыма представителями творческой интеллигенции.

В период рекреационного освоения Крыма важную роль играл ресурсный фактор. Территория Горного Крыма располагала широкими возможностями для развития многих видов природно- и культурно ориентированной рекреации: около 100 аттрактивных природных объектов, 160 объектов спелеологии, пригодных для спортивной и экскурсионной рекреации, 25 объектов скалолазанья высокой категории сложности, около 140 объектов природно-заповедного фонда. Вместе с тем, рекреационные ресурсы относятся к относительно стабильным факторам рекреационного процесса, и дальнейшая эволюция рекреационной системы Горного Крыма связана не с экстенсивным ростом числа вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов, а с изменениями в их потребительских свойствах и методах эксплуатации.

Одним из ключевых факторов, обусловивших вовлечение в рекреационное использование территории Горного Крыма, стало расширение потребительского спроса на активные и познавательные виды туризма в конце XIX в. под влиянием демонстрационного эффекта горных районов Европы. Возникнув как аналог европейских альпийских клубов в январе 1890 г. в г. Одессе, Крымский Горный Клуб (КГК) ставил целью достижение гармоничного физического и интеллектуального развития участников горных путешествий. Согласно уставу, утверждённому 25 января 1890 г. Министерством внутренних дел Российской империи, целями деятельности КГК являлось [6]:

1) Научное исследование Крымских гор и распространение знаний о них.

2) Поощрение посещения Горного Крыма естествоиспытателями и художниками.

3) Поддержка местных отраслей сельского хозяйства, садоводства и горной промышленности.

4) Охрана редких горных видов растений и животных.

Постепенно ведущими мотивациями посещений Горного Крыма членами КГК становятся природно- и культурно-познавательные, спортивно-туристские и развлекательные занятия.

2. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ДИНАМИКИ РЕКРЕАЦИОННОГО СПРОСА НА РАЗВИТИЕ РЕКРЕАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ГОРНОГО КРЫМА

В рамках реализации геомаркетингового подхода к изучению эволюции рекреационных функций территории были изучены изменения в мотивациях, структуре и поведении рекреантов и определены факторы, обусловившие эти изменения. Представления о структуре потребительского спроса на горные дестинации Крыма в разные периоды времени формировались на основе историко-

библиографических, документально-архивных данных и результатов разновременных социологических исследований.

В архивных материалах содержится мало сведений для характеристики половозрастной, социальной и имущественной структуры участников крымских экскурсий в досоветский период. В 1898 г. наибольший контингент участников экскурсий КГК составляли студенты, преподаватели и гимназисты (рис. 1); при этом более 70% экскурсантов прибыло из Санкт-Петербурга, Москвы, Одессы и Киева. По данным юбилейного сборника Крымско-Кавказского Горного клуба (ККГК) [12], в 1914 г. из 7880 экскурсантов 3514 (44,6%) составили мужчины и 4366 (55,4%) - женщины; причем одним из факторов сокращения удельного веса экскурсантов-мужчин следует признать мобилизацию значительной части мужского населения в период Первой мировой войны. Возраст участников экскурсий колебался от 6 до 70 лет; основным контингентом по профессиональной принадлежности, как и ранее, были учащиеся и преподаватели различных учебных заведений, совершающие дальние образовательные экскурсии. В течение 1891-1912 гг. правление КГК-ККГК организовало проведение 40 коллективных ученических поездок, в т.ч. 24 мужских и 16 женских групп; большинство поездок были совершены в каникулярное время (июнь-июль) [3;4;8;9]. Активно путешествовали по Крыму представители творческой интеллигенции, ученые, государственные чиновники и предприниматели, интересующиеся туристическими поездками по южным губерниям Российской империи.

я студенты

~ учителя и учительницы I: гимназисты ■■ курсистки

мещане без определенных занятий N1 доктора и профессора

реалисты - коммерсанты

в дворяне без определенных занятии = судейские чиновники II ученики и ученицы консерватории ^ чиновники до 9 классов чиновники от 4 класса и выше

Рис. 1. Социальный и профессиональный состав участников экскурсий Крымского Горного клуба в 1898 г., % [10].

О социальном составе приезжающих на отдых в Крым в 1924-25 гг. можно судить по данным официально зарегистрированных курортников на предприятиях ЮБК [5]. Рабочие составляли 44%, крестьяне - 10%, служащие - 27 %, партработники - 7%, дети - 6 %, иждивенцы - 3 %, красноармейцы - 2 %, прочие - 1 %. Среди курортников было много рабочих из Москвы, Ленинграда, Иванова, шахтерских городов

Донбасса, крестьян Поволжья. Районы Горного Крыма посещались отдыхающими эпизодически; чаще всего в ходе экскурсий к ближайшим к месту отдыха достопримечательностям.

В период с 1950 по 1990 гг. масштабы рекреационной освоенности Крыма достигли апогея: к 1988 г. число рекреантов превысило 8,3 млн. чел. (в т.ч. организованных - 2,1 млн. чел., неорганизованных - 6,2 млн. чел.). Произошли существенные сдвиги в составе отдыхающих: впервые за весь советский период развития крымских курортов основным контингентом организованных отдыхающих становятся служащие (43%), рабочие составляют около 36%, пенсионеры - более 3%, колхозники - 2,7%, студенты - 1,5% и работники науки и искусства - 1,3% [11].

Структура и мотивации посетителей Горного Крыма в советский период были проанализированы на примере результатов социологических опросов, проведенных автором в 1983 г., среди туристов, проходящих по плановым маршрутам Крымского совета по туризму и экскурсиям (№№ 26,182,183). Для выявления тенденций в изменении структуры и мотиваций, произошедших за последнее двадцатилетие, было проведено анкетирование в туристский сезон (июнь-август) 2012 г. среди посетителей основных туристских объектов Горного Крыма. Всего было опрошено 750 человек, использовалась кластерная (типическая) случайная выборка. Необходимая численность выборки определялась по формуле (1):

г2 • м>(1 - (1)

п =-Ч— ,

Л

где: п - объем выборочной совокупности;

X - доверительный интервал (показатель, определяющий размер той или иной ошибки в зависимости от вероятности ее наступления (Р);

w - доля единиц выборочной совокупности, обладающих альтернативным признаком;

Л - предельная ошибка выборки.

Средняя и предельная ошибка выборки рассчитывались по формулам (2) и (3):

(2)

л=т, (3)

где: т - средняя ошибка выборки; Л - предельная ошибка выборки;

w - доля единиц выборочной совокупности, обладающих альтернативным признаком; X - доверительный интервал; п - объем выборочной совокупности [13].

При объеме выборочной совокупности 750 человек с вероятностью (Р) 0,987 предельная ошибка выборки составляет 4,5% и средняя ошибка выборки 1,8%.

Особый интерес для выявления факторов эволюционного развития рекреационных функций Горного Крыма представляет сравнительный геомаркетинговый анализ, построенный на данных периода расцвета советской

системы отдыха и туризма (1983 г.) и периода завершения социально-экономических реформ (2012 г.). Он позволил установить следующее:

1. Среди целей посещения районов Горного Крыма в 2012 г., как и в 1980-х гг. по-прежнему преобладают цели, связанные с различными формами и видами активного (спортивного) туризма, однако в современный период они становятся более дифференцированными. Ряд классических направлений рекреационной деятельности, представленный в регионе в советский период (отдых в оздоровительных учреждениях, санаторное лечение), становятся менее востребованными.

2. Профессиональная структура участников рекреационных занятий в горах претерпела существенные изменения. В начале 1980-х основной контингент участников плановых туристских маршрутов составляли инженерно-технические работники (50,0%) и рабочие (23,4%), что объяснялось дотациями профсоюзных организаций при приобретении туристских путевок на промышленных предприятиях. Заметим, что колхозники составляли очень небольшой процент туристского потока (0,3%), поскольку туристский сезон совпадал по времени с пиком сельскохозяйственных работ. В настоящее время, после распада профсоюзной системы планового маршрутного туризма, в Горном Крыму преобладают самодеятельные формы активного туризма, и наиболее многочисленной группой их участников стала студенческая молодежь (29,9%).

3. Главным районом формирования рекреационного спроса на туристские дестинации Горного Крыма стала Украина. В то же время с распадом СССР и изменением туристской конъюнктуры на постсоветском пространстве Крым перестал быть приоритетным направлением для жителей России и других бывших республик. Так, доля россиян по сравнению с 1983 г. сократилась на 38,9%; но среди участников рекреационных занятий выросла доля самих крымчан (особенно в каникулярное время студентов и школьников и в период майских праздников). Удельный вес представителей дальнего зарубежья остается незначительным, что свидетельствует о недостаточно сформированном имидже региона в мировом информационном пространстве.

4. Изменения в составе туристского потока в значительной степени являются отражением социокультурной роли туризма. В данных опроса, проведенного в 1983 г., можно видеть высокий удельный вес туристов, путешествовавших в одиночку (60,0%). Приобретение профсоюзной путевки часто рассматривалось как возможность поиска новых знакомств и решения проблем в личной жизни; малый удельный вес путешествовавших с семьей объяснялся ограничениями на совместный отдых и, особенно, маршрутный спортивный туризм, родителей с детьми. В настоящее время, наряду с общемировой тенденцией к индивидуализации туризма, в Крыму, как и в других горных районах, прослеживается рост популярности семейных поездок и поездок в составе малых туристских групп (друзья, коллеги по работе, участники клубов по интересам).

5. Половозрастная структура посетителей Горного Крыма медленно меняется: если в 1983 г. соотношение мужчин и женщин составляло 35% к 65%, то в 2012 г. -45,3% к 54,7% соответственно. В рассматриваемые периоды наиболее многочисленными возрастными группами являлись группы от 16 до 30 лет и от 31 до

45 лет (50,0% и 38,2% в 1983 г.; и 46,8,0% и 34,2% в 2012 г.). Удельный вес лиц в возрасте старше 60 лет не превышает 3%.

6. Среднее время пребывания туристов в регионе сокращалось;

наибольший удельный вес имеют поездки, составляющие от 3 до 7 ночевок (33.2%). Данная тенденция особенно усилилась в годы финансово-экономического кризиса (2008-2009 гг.), наряду с сокращением средней дальности поездок и средних расходов туристов. Большую группу составляют лица, прибывающие в горно-лесную зону полуострова на 1 день (без ночевки), т.е. экскурсанты (21,9%). Среди туристов преобладают те, которые посетили Крымские горы от 1 до 3 раз (36,4%).

7. Сравнительный анализ уровня реальных доходов потенциальной и реальной клиентуры за рассматриваемый период позволяет констатировать, что главной маркетинговой позицией Горного Крыма продолжает оставаться среднеобеспеченная потребительская аудитория: в 1983 г. на лица с доходом 140-200 руб./чел. в месяц приходилось почти 50% туристов; в 2012 г. преобладают лица с доходом $201-500 на 1 чел. (28,9%). Очевидно, что существующая система туристского сервиса в регионе не ориентирована ни на малоимущие слои населения, ни на сектор У1Р-туризма. С учетом большой доли самодеятельных форм рекреации, рекреационный спрос на объекты Горного Крыма, до сих пор являлся неэластичным, однако по мере развития туристского сервиса фактор цена/качество будет усиливаться, и спрос приобретет характер эластичного, т.е. изменяющегося в зависимости от цены на предлагаемые услуги.

8. В советский период основным средством размещения организованных рекреантов в Горном Крыму являлись тургостиницы, турбазы и приюты Крымского областного совета по туризму и экскурсиям (около 80%); сектор неорганизованного туризма, предпочитавшего размещения в палатках, составлял ориентировочно до 5-10%, остальная часть туристов размещалась в частном секторе. В настоящее время спрос на средства размещения распределяется следующим образом: гостиницы - 15,1%; турбазы и турприюты - 30,3%; палатки - 19%; частный сектор (главным образом, мини-отели и частные пансионаты) - 51,5%. В целом спрос на более комфортные условия проведения отдыха в горах растет.

9. Определенные выводы о месте Горного Крыма в географической избирательности рекреантов можно получить путем сравнения разновременных данных о внутрирегиональном распределении рекреационных потоков в Крыму. При общем сокращении числа рекреантов в течение 1985-2000 гг. деструктивные процессы коснулись в большей мере не районов с традиционными купально-пляжными занятиями, а территории Горного Крыма с преобладанием горноспортивных, природно-познавательных, оздоровительно-промысловых и других видов природоориентированного туризма. Общий поток посетителей сократился на 69%, в то время как в курортных районах ЮБК - в пределах 10-15 %. Повышательная волна развития рекреационного спроса на горные дестинации в Крыму наметилась лишь к 2005 г.

10. В структуре мотиваций и территориальной избирательности рекреантов часто решающую роль играют имиджелогические факторы, связанные с региональной идентификацией свойств территории региона, формирующих положительные и негативные геопространственные представления. Геопространственные образы Горного Крыма, по данным опроса, формируются на основе информации,

почерпнутой из самых различных источников. 39,3% респондентов отмечают влияние отзывов друзей и родственников; 39,1% опираются на информационные ресурсы Интернет; телереклама обеспечивает 11,7% информации; 5,8% опрошенных указали главным источником информации рекламу в периодике. В качестве характеристик, определяющих положительные свойства рекреационной среды Горного Крыма, отмечены: насыщенность уникальными природными объектами (17,7%); живописные ландшафты (15,3%); возможность заниматься охотой и рыбалкой (17,6%); комфортный климат (8,9%). В числе факторов природной среды, создающих негативные образы пространственного окружения рекреантов в Горном Крыму, упоминаются: низкий уровень оборудования рекреационных объектов (19,8%); неблагоприятная экологическая ситуация (12,4%); неудовлетворительное санитарное состояние многих объектов (17,5%); плохая транспортная доступность (11,0%).

11. Перечень аттрактивных объектов Горного Крыма, упомянутых рекреантами, включает не более 20 названий, что свидетельствует не только о недостаточной информированности рекреантов о ресурсном потенциале региона, но и о неэффективной работе рекламно-информационных служб полуострова. Представление о востребованных объектах природного и культурного наследия Горного Крыма дает оценка уровня аттрактивности по результатам анкетирования (рейтинг от 1 до 10 в порядке убывания) (табл.1).

Таблица 1

Оценка уровня аттрактивности туристских объектов Горного Крыма по результатам анкетирования (составлено авторами, 2012 г.)

Туристские объекты Удельный вес респондентов, отметивших рейтинг (от 1 до 10 в порядке убывания), %

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1-3, % УА

Большой каньон Крыма 16,2 11,7 6,7 8,6 7,7 9,9 9,5 9,5 6,7 13,5 34,6 В

Форосский кант 8,6 8,6 13,8 3,4 13,9 6,9 27,6 6,0 6,9 3,4 31,0 С

Скельская пещера 0,0 0,0 28,2 23,9 1,1 3,3 15,2 4,3 3,3 20,7 28,2 С

Чернореченский каньон 2,6 29,3 1,0 16,4 0,9 11,1 0,0 13,8 20,7 4,2 32,9 С

Пещерные города 5,2 17,9 8,9 7,8 8,9 6,4 3,8 7,8 24,4 8,9 32,0 С

Ак-Кая 1,8 29,7 1,8 18,9 2,7 2,7 17,1 19,8 1,8 3,7 33,3 С

Мраморная пещера 4,5 2,1 15,4 20,9 4,2 17,5 2,8 4,2 14,7 13,7 21,7 С

Плато Чатырдаг 2,6 2,6 17,9 5,2 14,1 25,6 3,8 21,8 2,6 3,8 23,1 С

Красная пещера 1,2 4,7 3,5 15,1 20,9 27,9 8,1 1,2 3,5 13,9 9,4 Н

Вдп. Учан-Су 2,9 1,5 32,1 24,8 7,3 2,2 9,5 4,4 13,1 2,2 36,5 В

Вдп. Джур-Джур 12,4 21,2 12,4 6,6 18,2 3,6 10,9 7,3 5,1 2,3 46,0 В

Караби-яйла 4,6 0,0 2,6 2,6 42,1 23,4 1,3 2,6 18,2 2,6 4,9 Н

Демерджи 1,7 6,7 10,0 5,0 28,2 6,7 11,7 13,3 5,0 11,7 18,4 С

Новый Свет 23,1 6,6 15,4 24,2 6,6 2,2 6,6 5,5 5,5 4,3 45,1 В

Монастыри Горного Крыма 0,0 10,4 6,2 2,1 12,5 8,3 22,9 25,0 6,3 6,3 16,6 Н

Пещера Эмине-Баир-Хосар 2,9 2,9 7,4 11,8 10,3 1,5 16,2 5,8 25,0 16,2 13,2 Н

Условные обозначения: УА - уровень аттрактивности: В - высокий; С - средний; Н - низкий

12. Изучение моделей пространственно-временного рекреационного поведения рекреантов выявило тяготение к стационарно-радиальным формам проведения

занятий (с перемещениями от базы размещения на расстояние не более 10 км). Пешеходный туризм предпочитают 35,9% опрошенных; растет популярность конных видов передвижения (25,0%); а путешествовать в горах на собственном автомобиле предполагают 18,8% респондентов. Менее популярны арендованный автобус (7,4%), рейсовый автобус (7,1%); велосипед и мотоцикл (3,1%) можно оценивать не как средство передвижения, а скорее как обязательный технологический элемент занятий для целевой группы туристов.

До сих пор не преодолен стереотип сезонного проведения рекреационных занятий в горах. Максимум туристских посещений приходится на период с мая по октябрь, абсолютный минимум отмечается в феврале.

ВЫВОДЫ

Геомаркетинговый подход к изучению эволюции рекреационных функций горных территорий заключается в использовании различных методов и инструментов для сбора, обработки, моделирования, анализа и визуализации пространственной информации, касающейся формирования и динамики рекреационного спроса и его влияния на динамику горных рекреационных систем. В изучении эволюции рекреационных функций Горного Крыма использовался сравнительный анализ данных социологических исследований рекреационного спроса 1983 г. и 2012 г. Полученные результаты подтвердили приоритетное значение фактора рекреационного спроса в процессе эволюционного развития рекреации и туризма.

Список литературы

1. Багров М. В. Розвиток туризму в Криму в 70-90 рр. XX ст. (Сощально-еконо]шчш та ландшафтно-еколопчш аспекти) / М. В. Багров, Л. О. Багрова, С. А. Михайлов, П. Д. Шдгородецький // З юторй втизняного туризму. - К., 1997. - С. 127-142.

2. Береснева М. А. Курортный Крым глазами отдыхающих. Материалы исследований / М. А. Береснева, Ю. С. Клевцова, О.А. Семаева. - Симферополь: Крымский архив, 2002. - 52 с.

3. Вебер Ф. Экскурсии Ялтинского отделения Крымского горного клуба в 1897 году / Ф. Вебер // ЗКГК. - 1898. - № 4. - С. 11-14.

4. Деятельность и денежный отчёт Ялтинского отделения Крымско-Кавказского горного клуба за 1912 год // ЗККГК. - 1913. - Вып. 2. - С. 45-55.

5. Дзевановский. А. А. Курорты Крыма / А. А Дзевановский, В. Н. Тальберг - Симферополь, 1925. - 9 с.

6. Долженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР / Г. П. Долженко. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1988. - 190 с.

7. Мальгин А. В. Русская Ривьера: Курорты, туризм и отдых в Крыму в эпоху Империи. Конец XVIII

- начало ХХ в. / Мальгин А.В. - Симферополь: СОНАТ, 2004. - 325 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Отчет деятельности правления Ялтинского отделения Крымско-Кавказского горного клуба за 1913 г.

- Ялта: Труд, 1914. - 15 с.

9. Отчет о деятельности Ялтинского отделения Крымско-Кавказского горного клуба в 1914 г. - Ялта: Труд, 1915. - 43 с.

10. Отчет об экскурсионном сезоне Ялтинского отделения Крымского горного клуба за 1898 г. // ЗКГК. - 1899. - № 5-6. - С. 27-34.

11. По декрету Ильича: Курортное строительство в Крыму, 1920-1989. Сб. документов и материалов / Сост. Л. И. Васильева, И. П. Кондранов и др. - Симферополь: Таврия, 1989. - 240 с.

12. Смирнов В. И. Отчёт о деятельности Крымско-Кавказского горного клуба за 25 лет своего существования (1890 - 1914 гг.) / В. И. Смирнов // Юбилейный сборник Крымско-кавказского горного клуба / Под ред. М.А. Познанского. - Одесса: тип. Н. Лемберга, 1915. - С. 9-46.

13. Теория статистики: Учебник / Под ред. Р. А. Измайловой. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 245 с.

14. Яковенко И. М. Эволюция процесса рекреационного природопользования как фактор общественной организации территории Крыма / И. М. Яковенко // Культура народов Причерноморья. - 2005. - №61. - С. 18-21.

Дугаренко I. А. Динамжа рекреацшного попиту як фактор еволюцй рекреацшно!' системи Прського Криму / I. А. Дугаренко, I. М. Яковенко // Вчеш записки Тавршського нащонального ушверситету iм. В. I. Вернадського. Серiя: Географiчнi науки. - 2012. - Т.25 (64), №4. - С.78-86. У стата розглянуто результати геомаркетингового тдходу до вивчення еволюцй рекреацшних функцш Прського Криму. Виявлено тенденцп динамжи рекреацшного попиту як фактору еволюцй. Ключовi слова: еволющя, геомаркетинговий тдхщ, рекреацшний попит.

Digarenko I. A. Dynamics of recreational demand as a factor of evolution of the Crimean Mountains'

recreational system / I. A. Dugarenko, I. M. Iakovenko // Scientific Notes of Taurida National

V.I. Vernadsky University. - Series: Geography Sciences. - 2012. - V.25 (64), No4. - P.78-86.

The results of geo-marketing approach to the study of recreational functions of the Crimean Mountains were

considered in this article. The trends of dynamics of recreational demand as a factor of evolution were

exposed.

Key words: evolution, geo-marketing approach, recreational demand.

Поступила в редакцию 03.12.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.