Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «География». Том 25 (64). 2012 г. №3. С.67-77. УДК 911.3:338.48 (477.75)
ГЕОМАРКЕТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ВОДНОЙ РЕКРЕАЦИИ В СЕВАСТОПОЛЕ Лазицкая Н. Ф., Яковенко И.М.
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Украина,
E-mail: sergeev@wmf.univ.szczecin.pl, levchenko@ava.net.ua, sapiga_av@mail.ru
В статье рассмотрены результаты геомаркетингового подхода к изучению рекреационного спроса на использование водных объектов Севастополя
Ключевые слова: рекреационное водопользование, геомаркетинговый подход, рекреационный спрос.
ВВЕДЕНИЕ
Потребность в организации массового отдыха в Севастопольском регионе возникла сравнительно недавно. До середины 90-х гг., природные рекреационные ресурсы были задействованы в основном для удовлетворения рекреационных потребностей местных жителей и ограниченного количества иногородних посетителей, приезжающих в город по пропускам на краткий срок. Долгое время Севастополь рассматривался как военно-морская база и крупный экскурсионный центр СССР [1, С. 104]. С 1 декабря 1995 года Кабинетом Министров Украины был отменен контролируемый въезд в Севастополь, в связи с чем, город стал открытым для иностранного туризма и торговли; был разрешен заход иностранных судов. Выгодное географическое положение города, благоприятные природно-климатические условия, наличие достаточно высокого ресурсного потенциала и опыта международной деятельности позволяет сегодня оценивать перспективы развития региона как крупного международного торгово-промышленного и туристического центра юга Украины. Севастополь входит в тройку самых посещаемых регионов Украины. В праздничные дни население города увеличивается за счет приезжих до 1 млн.человек [2, С. 4; 32]. Из 27 регионов Украины Севастополь постоянно занимает 4-ю рейтинговую позицию по основным показателям деятельности субъектов туризма, 3-ю по въездному (иностранному) туризму и 2-ю - по экскурсионной деятельности. Севастополь также принимает около 5% общекрымского туристско-рекреационного потока, что, по мнению специалистов [3, С. 7], не соответствует его потенциальным возможностям.
Важнейшей составляющей рекреационной системы Севастопольского региона являются водно-рекреационные объекты. Возможности их актуализации изучены не в полной мере. В научно-методической литературе имеется опыт оценки пляжных ресурсов города [4]; в работе [5], автором разработана методика оценки влияния геоморфологических характеристик на рекреационную значимость берегов, проведена оценка рекреационно-геоморфологического потенциала и риска морских берегов Крыма, разработана структура ГИС «Морские берега Крыма как
рекреационный ресурс»; эколого-экономическая характеристика Севастопольских пляжей нашла отражение в работе [6] и др.
Практически отсутствуют работы, посвященные геомаркетинговым аспектам использования водных ресурсов в рекреации.
Целью данной статьи является анализ результатов социологических исследований рекреационного спроса на водные виды рекреации в Севастопольском регионе.
Для выявления предпочтений рекреантов по отношению к водным видам рекреации и туризма в Севастопольском регионе и АРК было проведено анкетирование в туристский сезон (май-сентябрь) 2012 г, способом выборочного зондажа.
Объектом наблюдения являлись местные жители, отдыхающие, прибывшие в г. Севастополь из других регионов Украины и стран ближнего и дальнего зарубежья. В данном исследовании было уделено внимание изучению потребительского спроса местного населения, т.к. жители Севастопольского региона реализуют в пределах горсовета как суточные, недельные, так и отпускные циклы рекреационных занятий.
В анкетировании приняло участие 1022 чел. На долю опрошенных респондентов приходится: 42,4% прибывших в Севастополь из других регионов Украины; 38% посетителей из стран ближнего и дальнего зарубежья; 19,6% местных жителей.
Исследование приезжих отдыхающих проводилось в средствах размещения курортной инфраструктуры; частных средствах размещения сдаваемых в наем (съемные квартиры, дачи и др.) в разных районах города; среди разместившихся у местных жителей (родственников/знакомых) отдыхающих, а также, в разрешенных местах массового отдыха населения у водных объектов г. Севастополя и пляжах.
С целью получения более полной информации, перед началом обработки, анкеты респондентов были распределены нами на три группы: 1 группа включала анкеты иностранных отдыхающих (389 чел., в т.ч. мужск./женск. (233/156)); 2 группа - анкеты отдыхающих, прибывших их других регионов Украины (433 чел., в т.ч. мужск./женск. (218/215)); 3 группа - анкеты местных жителей Севастопольского региона (200 чел., в т.ч. мужск./женск. (97/103)), проживающих в разных районах города Севастополя (20% - Балаклавский р-н; 22,5% Гагаринский р-н; 22,5% Ленинский р-н; 35% - Нахимовский р-н).
Обработка результатов проводилась отдельно для каждой из перечисленных групп, что позволило получить наиболее полную картину о целях прибытия иногородних и иностранных респондентов в Севастопольский регион; мотивациях при выборе Севастополя в туристско-рекреационных целях; структуре предпочитаемых видов рекреационного водопользования. После обработки анкет, полученные данные сводились в общие таблицы. Анализ контингента опрошенных, проводился с целью определения перспективной потребительской аудитории.
Возрастной состав участников включал респондентов (кол-во чел. (в т.ч. мужск./женск.)): 16-30 лет - 31,4% (321 чел.(151/170)); 31-45 лет - 53,1% (542 чел (306/236)); 46-60 лет - 12,2% (125 чел (76/49 )); старше 60 лет - 3,3% (34 чел
(15/19)). Таким образом, наиболее многочисленной возрастной группой являются лица в возрасте 16-45 лет (863 чел. (84,4%)), соотношение мужчин и женщин которой составляет 53% к 47% соответственно.
Среди опрошенных преобладают лица, имеющие высшее (71%) и среднее специальное (20,4%) образование; на долю респондентов, имеющих незаконченное высшее и среднее образование, приходится 6,1% и 2,5% соответственно.
На долю респондентов, имеющих семью, приходится 64,3% от общего числа опрошенных; имеющих детей - 64,5% (1 ребенка в семье имеют 67,3%; 2-х детей-31,3%; 3-х и более - 1,4%). Таким образом, основной целевой аудиторией являются семьи; в структуре отдыхающих Севастопольского региона большой удельный вес составляют дети.
По уровню доходов респонденты распределились следующим образом: наиболее значительную группу 53,9% от общего числа опрошенных представляют лица с уровнем дохода на 1 члена семьи от 101 до 200 долл. США; 33,8% - от 201 до 500 долл.США; 11,2% имеют доход более 500 долл.США и 1,1% - от 50 до 100 долл.США. Таким образом, основной маркетинговой позицией Севастополя являются среднеобеспеченные слои населения.
Военная специализация города определяет структуру спроса (более 12% приходится на военнослужащих). По результатам анкетирования контингент участников по роду их занятий и социальному статусу приведен в таблице 1.
Таблица 1
Распределение рекреантов г. Севастополь по социальному и профессиональному составу (от общего числа опрошенных) (составлено авторами, 2012 г.)
Контингент рекреантов кол.чел,(%) Контингент рекреантов кол.чел,(%)
военнослужащий 126(12,3%) водитель 20 (2,0%)
работник системы здравоохранения 98 (9,6%) работник сельского хозяйства 15(1,5%)
госслужащий 85 (8,3%) менеджер 8 (0,8%)
строительство 82 (8,0%) рабочий 7 (0,7%)
работник системы образования 80 (7,8%) работник ж/д транспорта 6 (0,6%)
бизнесмен 74 (7,2%) работник госавтоинспекции 4 (0,4%)
пенсионер 72 (7,0%) работник речного флота 3 (0,3%)
работник сферы обслуживания 71 (6,9%) спортсмен 3 (0,3%)
финансы, кредит 67 (6,6%) работник воздушного транспор' 2 (0,2%)
инженерно-техническ. работник 62 (6,1%) юрист 2 (0,2%)
студент, учащийся 53 (5,2%) творческий работник 1(0,1%)
работник охраны предприятия 40 (3,9%) работник торговли 1 (0,1%)
домохозяйка 40 (3,9%) Всего (чел): 1022
Из 822 человек (число иностранных посетителей (389 чел.) и жителей Украины (433 чел.), прибывших в Севастополь) - 83,2% прибывают в Крым с туристско-рекреационными целями в 3-й (и более) раз; 12,8% во второй раз и лишь 4% посещают его впервые.
Аналогичная картина прослеживается и по числу туристско-рекреационных прибытий в г. Севастополь: 81,4% являются отдыхающими региона в 3-й (и более) раз; 12% - во второй раз и 6,6% прибыли на отдых впервые.
Полученные данные свидетельствуют об устойчивости целевой аудитории, которая рассматривает отдых в Севастопольском регионе и АРК, как семейную традицию.
99,4% из числа иностранных посетителей и жителей Украины прибыли в г. Севастополь на длительный (более 3-х суток) срок, что подтверждают обозначенные респондентами цели посещения, среди которых наибольшее количество (97%) приходится на отдых и 34,4% на оздоровление (табл. 2).
Таблица 2
Распределение иногородних и иностранных респондентов по цели прибытия
(составлено авторами, 2012 г.)
Цель прибытия % от иногородних и иностранных респондентов
Отдых 97%
Оздоровление 34,4%
С культурно-развлекательными целями 30,2%
Посещение родственников/знакомых 24,2%
Лечение/реабилитация 18,2%
С культурно-познавательными целями 12,9%
Деловая поездка 1,6%
Занятие водными видами спорта 0,5%
Следовательно, приоритетной целью визита в регион является оздоровительная рекреация.
При посещении г.Севастополя в туристско-рекреационных целях предпочтения иностранных (389 чел) и иногородних (433 чел) респондентов по сезонам года распределились следующим образом (табл.3):
Таблица 3
Предпочитаемые для посещения Севастопольского региона иногородними и иностранными респондентами сезоны и месяцы года (составлено авторами, 2012 г.)
Весна Лето Осень Зима
месяц кол.чел,% месяц кол.чел,% месяц кол.чел,% месяц кол.чел
март 2 (0,2%) июнь 698 (84,9%) сентябрь 132(16,1%) декабрь 1(0,1%)
апрель 6 (0,7%) июль 792 (96,4%) октябрь 55(6,7%) январь --
май 164(20%) август 801(97,4%) ноябрь 25 (3%) февраль --
Спрос на отдых в течение года распределен неравномерно, основной контингент опрошенных предпочитают посещать Севастопольский регион в туристско-рекреационных целях с мая по сентябрь, однако пик посещений
приходится на летние месяцы. В туристский сезон наиболее массовое прибытие отдыхающих приходится на июль и август.
Большинство респондентов - 73,2% прибыло в г. Севастополь железнодорожным транспортом; 22,9% предпочли личное авто; 3% воспользовались услугами авиаперевозчиков; 0,9% прибыло пассажирским автотранспортом (автобусные перевозки).
Среди средств размещения отдается предпочтение частным, сдаваемым в наем (42,9%) и объектам курортной инфраструктуры (32%); высок также процент (24,9%) отдыхающих, предпочитающих останавливаться у родственников/знакомых; на палаточный отдых приходится лишь 0,2% от общего количества респондентов.
По районам города спрос распределяется следующим образом - Гагаринский (35,6%); Балаклавский (25,2%); Ленинский (23%); Нахимовский (16,2%).
Значительный объем информации был получен в результате изучения структуры рекреационных потребностей по отношению к водным объектам.
Критериями при выборе места отдыха для участников анкетирования являются (табл.4):
Таблица 4
Критерии при выборе места отдыха (составлено авторами, 2012 г.)
Критерии при выборе места отдыха Всего чел. (в %) от общего числа опрошенных
Местоположение 926 (90,6%)
Экологическое состояние акваторий и пляжей 867 (84,8%)
Живописный ландшафт 671 (65,7%)
Качество сервиса 577 (56,5%)
Стоимость 492 (48,1%)
Возможность активного отдыха на воде 443 (42,4%)
Условия отдыха с детьми 158 (15,5%)
Хорошее питание 115 (11,3%)
Возможность пройти курс лечения 89 (8,7%)
Качество питьевой воды 74 (7,2%)
Собственный пляж 59 (5,8%)
Популярность, имидж курорта 11 (1,1)
Наличие SPA 9 (0,9%)
Из таблицы видно, что главными критериями выбора места отдыха для всех групп (иностранных, прибывших из других регионов Украины и местных жителей), являются: местоположение, экологическое состояние акваторий и пляжей и живописный ландшафт.
При обработке данных, относительно изучения спроса на рекреационную деятельность с использованием водных объектов Севастопольского региона, были получены следующие результаты: при выборе Севастополя в туристско-
рекреационных целях определяющим фактором явилась возможность занятия водными видами рекреации для 99,2% иностранных респондентов; 81,4% респондентов, прибывших на отдых из других регионов Украины и 57,5% из числа опрошенных местных жителей, что составляет в совокупности 865 чел. ((84,6%) от общего числа опрошенных респондентов).
Результаты обработки данных, относительно предпочтений при занятиях водными видами рекреации в Севастополе представлены в таблице 5.
Таблица 5
Предпочитаемы виды водной рекреации в Севастопольском регионе по результатам анкетирования (составлено авторами, 2012 г.)
Виды водно-рекреационных занятий Всего чел.(в %) от общего числа опрошенных
Традиционный у моря 1022 (100%)
Посещение военно-морского парада 868 (84,9%)
Посещение дельфинария 704 (68,9%)
Прогулки на маломерных судах 561 (54,9%)
Морские экскурсии 452 (44,2%)
Посещение аквапарка «Зурбаган» 264 (25,8%)
Прогулки на яхтах 113 (11,1%)
Посещение водно-спортивных праздников; соревнований по водным видам спорта в качестве зрителей 105 (10,3%)
Любительское рыболовство (морская рыбалка) 88 (8,6%)
Любительское рыболовство (на пресноводных водных объектах) 40 (3,9%)
Занятия водными видами спорта 37 (3,6%)
Отдых у водных объектов (пикники) 17 (1,7%)
Дельфинотерапия 17 (1,7%)
8РЛ-терапия 10 (1%)
Всего (кол-во опрошенных чел.): 1022
В Севастопольском регионе прослеживается общекрымская тенденция к использованию морских акваторий для пляжного отдыха. Объектами высокого потребительского спроса (от общего числа опрошенных респондентов) выступают дельфинарии (68,9%) , прогулки на маломерных судах вдоль побережья и по бухтам Севастополя (54,9%), морские экскурсии (44,2%), посещение аквапарка «Зурбаган» (25,8%). Брендовым мероприятием города, с устойчивым рекреационным спросом (84,9%), является проведение ежегодного парада военно-морского флота в Севастопольской бухте, включающий парад кораблей и военно-спортивный праздник, с демонстрацией боевых возможностей флота.
Пока в структуре мотиваций не находит отражения общемировая тяга к 8РЛ-терапии; на этот сектор потенциального спроса приходится не более 1%.
Распределение предпочтений респондентов, относительно выбора пляжных районов города представлены в таблице 6.
На оценку аттрактивности оказывает влияние степень оборудованности пляжа (разброс значений от диких пляжей до максимально насыщенных пляжной инфраструктурой), а также транспортная доступность, санитарное состояние, стоимость сервиса.
Таблица 6
Предпочитаемые отдыхающими морские пляжи Севастопольского региона (составлено авторами, 2012 г.)
Пляжи и места массового отдыха населения Всего чел. (%) от общего
у водных объектов Севастополя числа опрошенных
Балаклавский район
Золотой 260 (25,4%)
Яшмовый 197 (19,3%)
Серебряный 179 (17,5%)
Батилиман 135 (13,2%)
Васили 124 (12,1%)
Каравелла 100 (9,8%)
Царский 94 (9,2%)
Ласпи 58 (5,7%)
База отдыха ЧФ 13 (1,3%)
Ленинский район
Хрустальный 30 (2,9%)
Гагаринский район
Парк Победы 249 (24,4%)
Голубая бухта 204 (20%)
Омега 192 (18,8%)
Херсонес 191 (18,7%)
Солнечный 81 (7,9%)
Песочный 78 (7,6%)
Нахимовский район
Учкуевка 379 (37,1%)
Любимовка 374 (36,6%)
Мокроусова 156 (15,3%)
Орловка 88 (8,6%)
Кача 63 (6,2%)
Ушаковая балка 25 (2,4%)
Андреевка 13 (1,3%)
Толстый мыс 7 (0,7%)
Старосеверный 6 (0,6%)
Одиссей 1 (0,1%)
При исследовании степени удовлетворенности рекреантов условиями отдыха в Севастопольском регионе получены следующие данные: 93,2% респондентов удовлетворены уровнем культурно-бытового обслуживания в городе; 92,9% -от общего числа опрошенных, удовлетворены количеством предприятий общественного питания и уровнем обслуживания в них; 83,9% респондентов устраивает существующий уровень средств размещения курортной инфраструктуры; 82,7% участвующих в опросе удовлетворены количеством предоставляемых средствами размещения города дополнительных услуг и 80% -ценами на эти услуги; 75,4% участников анкетирования довольны санитарным состоянием средств размещения. Однако, 65% респондентов не удовлетворены уровнем цен на проживание в средствах временного размещения.
92,9% (от общего числа опрошенных) считают достаточным количество предоставляемых экскурсий в Севастопольском регионе, в том числе, с использованием природных водных объектов, а также удовлетворены качеством их поведения.
В процессе исследования были выявлены ключевые проблемы рекреационного водопользования.
Для получения информации о возможностях проведения отдыха, оздоровления, лечения, развлечений, занятий видами спорта и туризма с использованием водных объектов Севастопольского региона и АРК респонденты используют самые различные источники: 55,1% опрошенных опираются на информационные ресурсы Интернет; 38% предпочитают получать информацию в туристических агентствах, туристско-экскурсионных бюро; 17,1% используют туристические путеводители, атласы, справочники; примечательным является тот факт, что 80,1% от общего числа опрошенных респондентов формируют представления о возможностях удовлетворения рекреационных потребностей с использованием водных объектов Севастопольского региона и АРК, полагаясь на отзывы родственников/знакомых. Реклама СМИ обеспечивает лишь 5% используемой респондентами информации.
В качестве положительных условий развития рекреационного водопользования в Севастопольском регионе респонденты выделяют (табл.7):
Среди отрицательных условий развития рекреационного водопользования респондентами были отмечены (табл. 8).
При использовании пляжей и мест массового отдыха населения у водных объектов в пределах Севастопольского горсовета респондентами обозначены следующие проблемы:
19,6% респондентов считают, что в течение дня пляжная зона подвергается сильному загрязнению, что требует проведения более частой уборки ее территории;
19,6% - считают недостаточным количество туалетов и душей, а также неудовлетворительным обеспечение пляжей питьевой водой;
10% - не устраивает уровень инфраструктурной обеспеченности пляжей, в частности, из-за отсутствия спортивных площадок для занятия пляжными видами спорта; отсутствия на пляжах искусственных бассейнов с морской водой; недостаточного количества водных аттракционов;
Таблица 7
Мнения респондентов, относительно положительных условий развития рекреационного водопользования в Севастопольском регионе (составлено авторами, 2012 г.)
Положительные условия развития рекреационного водопользования Всего чел.(%) от общего числа опрошенных
качественные пляжи 869 (85%)
большая продолжительность купального сезона 828 (81%)
благоприятная экологическая ситуация 810 (79,3%)
хорошая транспортная доступность 795 (77,8%)
возможность заниматься рыбалкой 247 (24,2%)
живописные подводные ландшафты 132 (12,9%)
наличие уникальных водных объектов 116 (11,4%)
благоприятный ветровой режим для парусного спорта 88 (8,6%)
высокий уровень сервиса водных видов рекреации и туризма 34 (3,3%)
наличие культовых водных объектов 11 (1,1%)
Таблица 8
Мнения респондентов, относительно отрицательных условий развития рекреационного водопользования в Севастопольском регионе (составлено авторами, 2012 г.)
Отрицательные условия развития рекреационного водопользования Всего чел.(%) от общего числа опрошенных
чрезмерное скопление отдыхающих 470 (46 %)
высокая стоимость услуг 411 (40,2%)
мусор в море, грязные пляжи 126 (12,3%)
отсутствие информации о водно-рекреационных объектах 123(12 %)
низкий уровень пляжной инфраструктуры 97 (9,5%)
перебои с питьевой водой, низкое качество воды 77 (7,5%)
плохая транспортная доступность 16 (1,6%)
отсутствие уникальных водных объектов 3 (0,3%)
10% - считают завышенными цены на предлагаемые виды пляжных развлечений (катание на водных мотоциклах; катамаранах и т.п.) и прокат пляжного оборудования;
9,6% - не удовлетворены возможностями проведения совместного отдыха с маленькими детьми, что выражается в отсутствии выделенных и специально оборудованных пляжных зон;
9,6% - не удовлетворены возможностями получения платных услуг в массажных и косметологических кабинетах;
9,3% - указывают на недостаточность выбора в пунктах проката пляжного оборудования, а также, высказывают мнение, относительно необходимости обеспечения всех пляжей стационарными лежаками и теневыми навесами;
26,8% - указывают на необходимость создания дополнительных парковочных мест для личного автотранспорта в районах пляжей;
58,9% - считают недостаточным количество функционирующих в городе водно-спортивных клубов, клубов охотников/рыболовов, которые могли бы обеспечивать потребности во всесезонных занятиях водными видами рекреации с использованием природных водных объектов региона;
59,1% - не удовлетворены количеством и ценовой политикой на предлагаемые в городе услуги оздоровительных и/или лечебных программ с использованием методик водолечения (бальнеотерапия, гидротерапия и т.п.) и 8РЛ-программ;
61,5% - не удовлетворены возможностями обеспечения потребностей в занятиях оздоровительными и спортивными видами водной рекреации, с использованием искусственно созданных водных объектов (бассейны, водноспортивные комплексы) в Севастопольском регионе.
ВЫВОДЫ
В результате проведенного исследования выявлен устойчивый интерес представителей как внутреннего, так и международного туризма к водным видам рекреации в Севастополе.
Учитывая результаты опроса можно предположить, что основной целевой аудиторией являются лица в возрасте 16 - 45 лет, планирующие проведение длительного (более 3-х суток) отдыха с семьями, из числа среднеобеспеченных слоев населения, предпочитающих посещение Севастополя с конца мая до середины сентября, приоритетной целью которых, является оздоровительная рекреация с использованием пляжных ресурсов Севастопольского региона.
Анализ степени удовлетворенности современным состоянием структурных подразделений водно-рекреационного комплекса должен быть положен в основу стратегического планирования и оперативного руководства туристско-рекреационным сектором экономики региона.
Список литературы
1. География рекреационных систем СССР. - М.: Наука, 1980. - 219с.
2. Севастополь. Профиль громады, 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://www.linc.com.ua/documents/storageCP_ Sevastopol_R.pdf
3. Ресурсный потенциал, современное состояние и проблемы развития туристско-рекреационного комплекса г. Севастополь [Электронный ресурс]. Режим доступа к ресурсу:http://linc.com.ua/documents/storage SEVASTOPOL_TOURISM_POTENTIAL_Rus.pdf
4. Долотов В. В. Повышение рекреационного потенциала Украины: кадастровая оценка пляжей Крыма / В. В. Долотов, В. А. Иванов - Севастополь: Морской гидрофизический институт НАН Украины, 2007. - 194 с.
5. Орлова М. С. Морские берега Крыма как ресурс рекреации (на примере берегов Западного Крыма)/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук.
- М., 2010. - 26 с. [Электронный ресурс], режим доступа к ресурсу: http://www.geogr.msu.ru/science/diss/oby/Orlova.pdf
6. Орлова М. С. Эколого-экономическая характеристика Севастопольских пляжей. Материалы Научной конференции «Ломоносовские чтения» 2006 года/ Под ред. В. А. Трифонова и др.
- Севастополь: НПЦ «ЭКОСИ-Гидрофизика», 2006. - 471 с.
Лазицька Н.Ф Геомаркетшговие пвдходи до вивчення перспектив розвитку водно!" рекреаци в Севастополi / Н.Ф. Лазицька, 1.М. Яковенко // Вчеш записки Тавршського нащонального ушверситету iм. В. I. Вернадського. Серiя: Географiчнi науки. - 2012. - Т.25 (64), №3. - С.67-77. У стата розглянут результати геомаркетшгового тдходу до вивчення рекреацшного попиту до використання водних об'екив Севастополя.
Ключовi слова: рекреацшне водокористування, геомаркетшговий шдхвд , водш види рекреацii, рекреацiйний попит.
Lazitska N. F. Geomarketing approach to the study of development perspectives of water's recreation in Sevastopol / N. F. Lazitska, I. M. Yakovenko // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. - Series: Geography Sciences. - 2012. - V.25 (64), No3. - P.67-77.
The results of geomarketing approach to the studying of recreational demand for the using of water objects of Sevastopol is considered in the article.
Key words: water recreational management, geomarketing approach, water types of recreation, recreational demand.
Поступила в редакцию 03.12.2012 г.