Научная статья на тему 'Геомаркетинговые подходы к изучению перспектив развития водной рекреации в Севастополе'

Геомаркетинговые подходы к изучению перспектив развития водной рекреации в Севастополе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ГЕОМАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / РЕКРЕАЦИОННЫЙ СПРОС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лазицкая Н.Ф., Яковенко И.М.

В статье рассмотрены результаты геомаркетингового подхода к изучению рекреационного спроса на использование водных объектов Севастополя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геомаркетинговые подходы к изучению перспектив развития водной рекреации в Севастополе»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «География». Том 25 (64). 2012 г. №3. С.67-77. УДК 911.3:338.48 (477.75)

ГЕОМАРКЕТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ВОДНОЙ РЕКРЕАЦИИ В СЕВАСТОПОЛЕ Лазицкая Н. Ф., Яковенко И.М.

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Украина,

E-mail: sergeev@wmf.univ.szczecin.pl, levchenko@ava.net.ua, sapiga_av@mail.ru

В статье рассмотрены результаты геомаркетингового подхода к изучению рекреационного спроса на использование водных объектов Севастополя

Ключевые слова: рекреационное водопользование, геомаркетинговый подход, рекреационный спрос.

ВВЕДЕНИЕ

Потребность в организации массового отдыха в Севастопольском регионе возникла сравнительно недавно. До середины 90-х гг., природные рекреационные ресурсы были задействованы в основном для удовлетворения рекреационных потребностей местных жителей и ограниченного количества иногородних посетителей, приезжающих в город по пропускам на краткий срок. Долгое время Севастополь рассматривался как военно-морская база и крупный экскурсионный центр СССР [1, С. 104]. С 1 декабря 1995 года Кабинетом Министров Украины был отменен контролируемый въезд в Севастополь, в связи с чем, город стал открытым для иностранного туризма и торговли; был разрешен заход иностранных судов. Выгодное географическое положение города, благоприятные природно-климатические условия, наличие достаточно высокого ресурсного потенциала и опыта международной деятельности позволяет сегодня оценивать перспективы развития региона как крупного международного торгово-промышленного и туристического центра юга Украины. Севастополь входит в тройку самых посещаемых регионов Украины. В праздничные дни население города увеличивается за счет приезжих до 1 млн.человек [2, С. 4; 32]. Из 27 регионов Украины Севастополь постоянно занимает 4-ю рейтинговую позицию по основным показателям деятельности субъектов туризма, 3-ю по въездному (иностранному) туризму и 2-ю - по экскурсионной деятельности. Севастополь также принимает около 5% общекрымского туристско-рекреационного потока, что, по мнению специалистов [3, С. 7], не соответствует его потенциальным возможностям.

Важнейшей составляющей рекреационной системы Севастопольского региона являются водно-рекреационные объекты. Возможности их актуализации изучены не в полной мере. В научно-методической литературе имеется опыт оценки пляжных ресурсов города [4]; в работе [5], автором разработана методика оценки влияния геоморфологических характеристик на рекреационную значимость берегов, проведена оценка рекреационно-геоморфологического потенциала и риска морских берегов Крыма, разработана структура ГИС «Морские берега Крыма как

рекреационный ресурс»; эколого-экономическая характеристика Севастопольских пляжей нашла отражение в работе [6] и др.

Практически отсутствуют работы, посвященные геомаркетинговым аспектам использования водных ресурсов в рекреации.

Целью данной статьи является анализ результатов социологических исследований рекреационного спроса на водные виды рекреации в Севастопольском регионе.

Для выявления предпочтений рекреантов по отношению к водным видам рекреации и туризма в Севастопольском регионе и АРК было проведено анкетирование в туристский сезон (май-сентябрь) 2012 г, способом выборочного зондажа.

Объектом наблюдения являлись местные жители, отдыхающие, прибывшие в г. Севастополь из других регионов Украины и стран ближнего и дальнего зарубежья. В данном исследовании было уделено внимание изучению потребительского спроса местного населения, т.к. жители Севастопольского региона реализуют в пределах горсовета как суточные, недельные, так и отпускные циклы рекреационных занятий.

В анкетировании приняло участие 1022 чел. На долю опрошенных респондентов приходится: 42,4% прибывших в Севастополь из других регионов Украины; 38% посетителей из стран ближнего и дальнего зарубежья; 19,6% местных жителей.

Исследование приезжих отдыхающих проводилось в средствах размещения курортной инфраструктуры; частных средствах размещения сдаваемых в наем (съемные квартиры, дачи и др.) в разных районах города; среди разместившихся у местных жителей (родственников/знакомых) отдыхающих, а также, в разрешенных местах массового отдыха населения у водных объектов г. Севастополя и пляжах.

С целью получения более полной информации, перед началом обработки, анкеты респондентов были распределены нами на три группы: 1 группа включала анкеты иностранных отдыхающих (389 чел., в т.ч. мужск./женск. (233/156)); 2 группа - анкеты отдыхающих, прибывших их других регионов Украины (433 чел., в т.ч. мужск./женск. (218/215)); 3 группа - анкеты местных жителей Севастопольского региона (200 чел., в т.ч. мужск./женск. (97/103)), проживающих в разных районах города Севастополя (20% - Балаклавский р-н; 22,5% Гагаринский р-н; 22,5% Ленинский р-н; 35% - Нахимовский р-н).

Обработка результатов проводилась отдельно для каждой из перечисленных групп, что позволило получить наиболее полную картину о целях прибытия иногородних и иностранных респондентов в Севастопольский регион; мотивациях при выборе Севастополя в туристско-рекреационных целях; структуре предпочитаемых видов рекреационного водопользования. После обработки анкет, полученные данные сводились в общие таблицы. Анализ контингента опрошенных, проводился с целью определения перспективной потребительской аудитории.

Возрастной состав участников включал респондентов (кол-во чел. (в т.ч. мужск./женск.)): 16-30 лет - 31,4% (321 чел.(151/170)); 31-45 лет - 53,1% (542 чел (306/236)); 46-60 лет - 12,2% (125 чел (76/49 )); старше 60 лет - 3,3% (34 чел

(15/19)). Таким образом, наиболее многочисленной возрастной группой являются лица в возрасте 16-45 лет (863 чел. (84,4%)), соотношение мужчин и женщин которой составляет 53% к 47% соответственно.

Среди опрошенных преобладают лица, имеющие высшее (71%) и среднее специальное (20,4%) образование; на долю респондентов, имеющих незаконченное высшее и среднее образование, приходится 6,1% и 2,5% соответственно.

На долю респондентов, имеющих семью, приходится 64,3% от общего числа опрошенных; имеющих детей - 64,5% (1 ребенка в семье имеют 67,3%; 2-х детей-31,3%; 3-х и более - 1,4%). Таким образом, основной целевой аудиторией являются семьи; в структуре отдыхающих Севастопольского региона большой удельный вес составляют дети.

По уровню доходов респонденты распределились следующим образом: наиболее значительную группу 53,9% от общего числа опрошенных представляют лица с уровнем дохода на 1 члена семьи от 101 до 200 долл. США; 33,8% - от 201 до 500 долл.США; 11,2% имеют доход более 500 долл.США и 1,1% - от 50 до 100 долл.США. Таким образом, основной маркетинговой позицией Севастополя являются среднеобеспеченные слои населения.

Военная специализация города определяет структуру спроса (более 12% приходится на военнослужащих). По результатам анкетирования контингент участников по роду их занятий и социальному статусу приведен в таблице 1.

Таблица 1

Распределение рекреантов г. Севастополь по социальному и профессиональному составу (от общего числа опрошенных) (составлено авторами, 2012 г.)

Контингент рекреантов кол.чел,(%) Контингент рекреантов кол.чел,(%)

военнослужащий 126(12,3%) водитель 20 (2,0%)

работник системы здравоохранения 98 (9,6%) работник сельского хозяйства 15(1,5%)

госслужащий 85 (8,3%) менеджер 8 (0,8%)

строительство 82 (8,0%) рабочий 7 (0,7%)

работник системы образования 80 (7,8%) работник ж/д транспорта 6 (0,6%)

бизнесмен 74 (7,2%) работник госавтоинспекции 4 (0,4%)

пенсионер 72 (7,0%) работник речного флота 3 (0,3%)

работник сферы обслуживания 71 (6,9%) спортсмен 3 (0,3%)

финансы, кредит 67 (6,6%) работник воздушного транспор' 2 (0,2%)

инженерно-техническ. работник 62 (6,1%) юрист 2 (0,2%)

студент, учащийся 53 (5,2%) творческий работник 1(0,1%)

работник охраны предприятия 40 (3,9%) работник торговли 1 (0,1%)

домохозяйка 40 (3,9%) Всего (чел): 1022

Из 822 человек (число иностранных посетителей (389 чел.) и жителей Украины (433 чел.), прибывших в Севастополь) - 83,2% прибывают в Крым с туристско-рекреационными целями в 3-й (и более) раз; 12,8% во второй раз и лишь 4% посещают его впервые.

Аналогичная картина прослеживается и по числу туристско-рекреационных прибытий в г. Севастополь: 81,4% являются отдыхающими региона в 3-й (и более) раз; 12% - во второй раз и 6,6% прибыли на отдых впервые.

Полученные данные свидетельствуют об устойчивости целевой аудитории, которая рассматривает отдых в Севастопольском регионе и АРК, как семейную традицию.

99,4% из числа иностранных посетителей и жителей Украины прибыли в г. Севастополь на длительный (более 3-х суток) срок, что подтверждают обозначенные респондентами цели посещения, среди которых наибольшее количество (97%) приходится на отдых и 34,4% на оздоровление (табл. 2).

Таблица 2

Распределение иногородних и иностранных респондентов по цели прибытия

(составлено авторами, 2012 г.)

Цель прибытия % от иногородних и иностранных респондентов

Отдых 97%

Оздоровление 34,4%

С культурно-развлекательными целями 30,2%

Посещение родственников/знакомых 24,2%

Лечение/реабилитация 18,2%

С культурно-познавательными целями 12,9%

Деловая поездка 1,6%

Занятие водными видами спорта 0,5%

Следовательно, приоритетной целью визита в регион является оздоровительная рекреация.

При посещении г.Севастополя в туристско-рекреационных целях предпочтения иностранных (389 чел) и иногородних (433 чел) респондентов по сезонам года распределились следующим образом (табл.3):

Таблица 3

Предпочитаемые для посещения Севастопольского региона иногородними и иностранными респондентами сезоны и месяцы года (составлено авторами, 2012 г.)

Весна Лето Осень Зима

месяц кол.чел,% месяц кол.чел,% месяц кол.чел,% месяц кол.чел

март 2 (0,2%) июнь 698 (84,9%) сентябрь 132(16,1%) декабрь 1(0,1%)

апрель 6 (0,7%) июль 792 (96,4%) октябрь 55(6,7%) январь --

май 164(20%) август 801(97,4%) ноябрь 25 (3%) февраль --

Спрос на отдых в течение года распределен неравномерно, основной контингент опрошенных предпочитают посещать Севастопольский регион в туристско-рекреационных целях с мая по сентябрь, однако пик посещений

приходится на летние месяцы. В туристский сезон наиболее массовое прибытие отдыхающих приходится на июль и август.

Большинство респондентов - 73,2% прибыло в г. Севастополь железнодорожным транспортом; 22,9% предпочли личное авто; 3% воспользовались услугами авиаперевозчиков; 0,9% прибыло пассажирским автотранспортом (автобусные перевозки).

Среди средств размещения отдается предпочтение частным, сдаваемым в наем (42,9%) и объектам курортной инфраструктуры (32%); высок также процент (24,9%) отдыхающих, предпочитающих останавливаться у родственников/знакомых; на палаточный отдых приходится лишь 0,2% от общего количества респондентов.

По районам города спрос распределяется следующим образом - Гагаринский (35,6%); Балаклавский (25,2%); Ленинский (23%); Нахимовский (16,2%).

Значительный объем информации был получен в результате изучения структуры рекреационных потребностей по отношению к водным объектам.

Критериями при выборе места отдыха для участников анкетирования являются (табл.4):

Таблица 4

Критерии при выборе места отдыха (составлено авторами, 2012 г.)

Критерии при выборе места отдыха Всего чел. (в %) от общего числа опрошенных

Местоположение 926 (90,6%)

Экологическое состояние акваторий и пляжей 867 (84,8%)

Живописный ландшафт 671 (65,7%)

Качество сервиса 577 (56,5%)

Стоимость 492 (48,1%)

Возможность активного отдыха на воде 443 (42,4%)

Условия отдыха с детьми 158 (15,5%)

Хорошее питание 115 (11,3%)

Возможность пройти курс лечения 89 (8,7%)

Качество питьевой воды 74 (7,2%)

Собственный пляж 59 (5,8%)

Популярность, имидж курорта 11 (1,1)

Наличие SPA 9 (0,9%)

Из таблицы видно, что главными критериями выбора места отдыха для всех групп (иностранных, прибывших из других регионов Украины и местных жителей), являются: местоположение, экологическое состояние акваторий и пляжей и живописный ландшафт.

При обработке данных, относительно изучения спроса на рекреационную деятельность с использованием водных объектов Севастопольского региона, были получены следующие результаты: при выборе Севастополя в туристско-

рекреационных целях определяющим фактором явилась возможность занятия водными видами рекреации для 99,2% иностранных респондентов; 81,4% респондентов, прибывших на отдых из других регионов Украины и 57,5% из числа опрошенных местных жителей, что составляет в совокупности 865 чел. ((84,6%) от общего числа опрошенных респондентов).

Результаты обработки данных, относительно предпочтений при занятиях водными видами рекреации в Севастополе представлены в таблице 5.

Таблица 5

Предпочитаемы виды водной рекреации в Севастопольском регионе по результатам анкетирования (составлено авторами, 2012 г.)

Виды водно-рекреационных занятий Всего чел.(в %) от общего числа опрошенных

Традиционный у моря 1022 (100%)

Посещение военно-морского парада 868 (84,9%)

Посещение дельфинария 704 (68,9%)

Прогулки на маломерных судах 561 (54,9%)

Морские экскурсии 452 (44,2%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Посещение аквапарка «Зурбаган» 264 (25,8%)

Прогулки на яхтах 113 (11,1%)

Посещение водно-спортивных праздников; соревнований по водным видам спорта в качестве зрителей 105 (10,3%)

Любительское рыболовство (морская рыбалка) 88 (8,6%)

Любительское рыболовство (на пресноводных водных объектах) 40 (3,9%)

Занятия водными видами спорта 37 (3,6%)

Отдых у водных объектов (пикники) 17 (1,7%)

Дельфинотерапия 17 (1,7%)

8РЛ-терапия 10 (1%)

Всего (кол-во опрошенных чел.): 1022

В Севастопольском регионе прослеживается общекрымская тенденция к использованию морских акваторий для пляжного отдыха. Объектами высокого потребительского спроса (от общего числа опрошенных респондентов) выступают дельфинарии (68,9%) , прогулки на маломерных судах вдоль побережья и по бухтам Севастополя (54,9%), морские экскурсии (44,2%), посещение аквапарка «Зурбаган» (25,8%). Брендовым мероприятием города, с устойчивым рекреационным спросом (84,9%), является проведение ежегодного парада военно-морского флота в Севастопольской бухте, включающий парад кораблей и военно-спортивный праздник, с демонстрацией боевых возможностей флота.

Пока в структуре мотиваций не находит отражения общемировая тяга к 8РЛ-терапии; на этот сектор потенциального спроса приходится не более 1%.

Распределение предпочтений респондентов, относительно выбора пляжных районов города представлены в таблице 6.

На оценку аттрактивности оказывает влияние степень оборудованности пляжа (разброс значений от диких пляжей до максимально насыщенных пляжной инфраструктурой), а также транспортная доступность, санитарное состояние, стоимость сервиса.

Таблица 6

Предпочитаемые отдыхающими морские пляжи Севастопольского региона (составлено авторами, 2012 г.)

Пляжи и места массового отдыха населения Всего чел. (%) от общего

у водных объектов Севастополя числа опрошенных

Балаклавский район

Золотой 260 (25,4%)

Яшмовый 197 (19,3%)

Серебряный 179 (17,5%)

Батилиман 135 (13,2%)

Васили 124 (12,1%)

Каравелла 100 (9,8%)

Царский 94 (9,2%)

Ласпи 58 (5,7%)

База отдыха ЧФ 13 (1,3%)

Ленинский район

Хрустальный 30 (2,9%)

Гагаринский район

Парк Победы 249 (24,4%)

Голубая бухта 204 (20%)

Омега 192 (18,8%)

Херсонес 191 (18,7%)

Солнечный 81 (7,9%)

Песочный 78 (7,6%)

Нахимовский район

Учкуевка 379 (37,1%)

Любимовка 374 (36,6%)

Мокроусова 156 (15,3%)

Орловка 88 (8,6%)

Кача 63 (6,2%)

Ушаковая балка 25 (2,4%)

Андреевка 13 (1,3%)

Толстый мыс 7 (0,7%)

Старосеверный 6 (0,6%)

Одиссей 1 (0,1%)

При исследовании степени удовлетворенности рекреантов условиями отдыха в Севастопольском регионе получены следующие данные: 93,2% респондентов удовлетворены уровнем культурно-бытового обслуживания в городе; 92,9% -от общего числа опрошенных, удовлетворены количеством предприятий общественного питания и уровнем обслуживания в них; 83,9% респондентов устраивает существующий уровень средств размещения курортной инфраструктуры; 82,7% участвующих в опросе удовлетворены количеством предоставляемых средствами размещения города дополнительных услуг и 80% -ценами на эти услуги; 75,4% участников анкетирования довольны санитарным состоянием средств размещения. Однако, 65% респондентов не удовлетворены уровнем цен на проживание в средствах временного размещения.

92,9% (от общего числа опрошенных) считают достаточным количество предоставляемых экскурсий в Севастопольском регионе, в том числе, с использованием природных водных объектов, а также удовлетворены качеством их поведения.

В процессе исследования были выявлены ключевые проблемы рекреационного водопользования.

Для получения информации о возможностях проведения отдыха, оздоровления, лечения, развлечений, занятий видами спорта и туризма с использованием водных объектов Севастопольского региона и АРК респонденты используют самые различные источники: 55,1% опрошенных опираются на информационные ресурсы Интернет; 38% предпочитают получать информацию в туристических агентствах, туристско-экскурсионных бюро; 17,1% используют туристические путеводители, атласы, справочники; примечательным является тот факт, что 80,1% от общего числа опрошенных респондентов формируют представления о возможностях удовлетворения рекреационных потребностей с использованием водных объектов Севастопольского региона и АРК, полагаясь на отзывы родственников/знакомых. Реклама СМИ обеспечивает лишь 5% используемой респондентами информации.

В качестве положительных условий развития рекреационного водопользования в Севастопольском регионе респонденты выделяют (табл.7):

Среди отрицательных условий развития рекреационного водопользования респондентами были отмечены (табл. 8).

При использовании пляжей и мест массового отдыха населения у водных объектов в пределах Севастопольского горсовета респондентами обозначены следующие проблемы:

19,6% респондентов считают, что в течение дня пляжная зона подвергается сильному загрязнению, что требует проведения более частой уборки ее территории;

19,6% - считают недостаточным количество туалетов и душей, а также неудовлетворительным обеспечение пляжей питьевой водой;

10% - не устраивает уровень инфраструктурной обеспеченности пляжей, в частности, из-за отсутствия спортивных площадок для занятия пляжными видами спорта; отсутствия на пляжах искусственных бассейнов с морской водой; недостаточного количества водных аттракционов;

Таблица 7

Мнения респондентов, относительно положительных условий развития рекреационного водопользования в Севастопольском регионе (составлено авторами, 2012 г.)

Положительные условия развития рекреационного водопользования Всего чел.(%) от общего числа опрошенных

качественные пляжи 869 (85%)

большая продолжительность купального сезона 828 (81%)

благоприятная экологическая ситуация 810 (79,3%)

хорошая транспортная доступность 795 (77,8%)

возможность заниматься рыбалкой 247 (24,2%)

живописные подводные ландшафты 132 (12,9%)

наличие уникальных водных объектов 116 (11,4%)

благоприятный ветровой режим для парусного спорта 88 (8,6%)

высокий уровень сервиса водных видов рекреации и туризма 34 (3,3%)

наличие культовых водных объектов 11 (1,1%)

Таблица 8

Мнения респондентов, относительно отрицательных условий развития рекреационного водопользования в Севастопольском регионе (составлено авторами, 2012 г.)

Отрицательные условия развития рекреационного водопользования Всего чел.(%) от общего числа опрошенных

чрезмерное скопление отдыхающих 470 (46 %)

высокая стоимость услуг 411 (40,2%)

мусор в море, грязные пляжи 126 (12,3%)

отсутствие информации о водно-рекреационных объектах 123(12 %)

низкий уровень пляжной инфраструктуры 97 (9,5%)

перебои с питьевой водой, низкое качество воды 77 (7,5%)

плохая транспортная доступность 16 (1,6%)

отсутствие уникальных водных объектов 3 (0,3%)

10% - считают завышенными цены на предлагаемые виды пляжных развлечений (катание на водных мотоциклах; катамаранах и т.п.) и прокат пляжного оборудования;

9,6% - не удовлетворены возможностями проведения совместного отдыха с маленькими детьми, что выражается в отсутствии выделенных и специально оборудованных пляжных зон;

9,6% - не удовлетворены возможностями получения платных услуг в массажных и косметологических кабинетах;

9,3% - указывают на недостаточность выбора в пунктах проката пляжного оборудования, а также, высказывают мнение, относительно необходимости обеспечения всех пляжей стационарными лежаками и теневыми навесами;

26,8% - указывают на необходимость создания дополнительных парковочных мест для личного автотранспорта в районах пляжей;

58,9% - считают недостаточным количество функционирующих в городе водно-спортивных клубов, клубов охотников/рыболовов, которые могли бы обеспечивать потребности во всесезонных занятиях водными видами рекреации с использованием природных водных объектов региона;

59,1% - не удовлетворены количеством и ценовой политикой на предлагаемые в городе услуги оздоровительных и/или лечебных программ с использованием методик водолечения (бальнеотерапия, гидротерапия и т.п.) и 8РЛ-программ;

61,5% - не удовлетворены возможностями обеспечения потребностей в занятиях оздоровительными и спортивными видами водной рекреации, с использованием искусственно созданных водных объектов (бассейны, водноспортивные комплексы) в Севастопольском регионе.

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования выявлен устойчивый интерес представителей как внутреннего, так и международного туризма к водным видам рекреации в Севастополе.

Учитывая результаты опроса можно предположить, что основной целевой аудиторией являются лица в возрасте 16 - 45 лет, планирующие проведение длительного (более 3-х суток) отдыха с семьями, из числа среднеобеспеченных слоев населения, предпочитающих посещение Севастополя с конца мая до середины сентября, приоритетной целью которых, является оздоровительная рекреация с использованием пляжных ресурсов Севастопольского региона.

Анализ степени удовлетворенности современным состоянием структурных подразделений водно-рекреационного комплекса должен быть положен в основу стратегического планирования и оперативного руководства туристско-рекреационным сектором экономики региона.

Список литературы

1. География рекреационных систем СССР. - М.: Наука, 1980. - 219с.

2. Севастополь. Профиль громады, 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://www.linc.com.ua/documents/storageCP_ Sevastopol_R.pdf

3. Ресурсный потенциал, современное состояние и проблемы развития туристско-рекреационного комплекса г. Севастополь [Электронный ресурс]. Режим доступа к ресурсу:http://linc.com.ua/documents/storage SEVASTOPOL_TOURISM_POTENTIAL_Rus.pdf

4. Долотов В. В. Повышение рекреационного потенциала Украины: кадастровая оценка пляжей Крыма / В. В. Долотов, В. А. Иванов - Севастополь: Морской гидрофизический институт НАН Украины, 2007. - 194 с.

5. Орлова М. С. Морские берега Крыма как ресурс рекреации (на примере берегов Западного Крыма)/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- М., 2010. - 26 с. [Электронный ресурс], режим доступа к ресурсу: http://www.geogr.msu.ru/science/diss/oby/Orlova.pdf

6. Орлова М. С. Эколого-экономическая характеристика Севастопольских пляжей. Материалы Научной конференции «Ломоносовские чтения» 2006 года/ Под ред. В. А. Трифонова и др.

- Севастополь: НПЦ «ЭКОСИ-Гидрофизика», 2006. - 471 с.

Лазицька Н.Ф Геомаркетшговие пвдходи до вивчення перспектив розвитку водно!" рекреаци в Севастополi / Н.Ф. Лазицька, 1.М. Яковенко // Вчеш записки Тавршського нащонального ушверситету iм. В. I. Вернадського. Серiя: Географiчнi науки. - 2012. - Т.25 (64), №3. - С.67-77. У стата розглянут результати геомаркетшгового тдходу до вивчення рекреацшного попиту до використання водних об'екив Севастополя.

Ключовi слова: рекреацшне водокористування, геомаркетшговий шдхвд , водш види рекреацii, рекреацiйний попит.

Lazitska N. F. Geomarketing approach to the study of development perspectives of water's recreation in Sevastopol / N. F. Lazitska, I. M. Yakovenko // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. - Series: Geography Sciences. - 2012. - V.25 (64), No3. - P.67-77.

The results of geomarketing approach to the studying of recreational demand for the using of water objects of Sevastopol is considered in the article.

Key words: water recreational management, geomarketing approach, water types of recreation, recreational demand.

Поступила в редакцию 03.12.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.