УДК 55.061+549(091)
В.В.ДОЛИВО-ДОБРОВОЛЬСКИЙ
Санкт-Петербургский горный институт
ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ И МИНЕРАЛОГИЧЕСКОЕ
ОБЩЕСТВО РОССИИ
Минералогическое общество, основанное в 1817г. в Санкт-Петербурге, объединило любителей природы с разнообразными интересами, охватывающими кроме собственно минералогии также геологию, петрографию, палеонтологию, вулканологию и др. Уже в первые десятилетия члены Минералогического общества внесли большой вклад в познание геологии России. Начиная с 60-х годов XIX в. и до организации Геологического комитета Минералогическое общество руководило исследованием геологического строения страны с целью составления геологической карты России. Результаты этих исследований и методика, разработанная Минералогическим обществом, легли в основу последующей деятельности созданного в 1882 г. Геологического комитета.
The Mineralogical Society founded in 1817 in Saint Petersburg has united nature-lovers with various interests concerning not only mineralogy but geology, petrography, paleontology, vol-canology and other subjects as well. Starting with the first decades of the existence of the Mineralogical Society, its members have made great contribution to the whole geological study of Russia. Starting with 1860s until the organization of the Geological Committee, the Mineralogical Society supervised the investigation of the geological structure of the country with the purpose of making up a geological map of Russia. The results of these investigations and a techniques worked out by the Mineralogical Society have laid the foundations of subsequent activities of the Geological Committee founded in 1882.
Со дня своего основания, 7 января 1817 г., Санкт-Петербургское Минералогическое общество определило предметом своих занятий «минералогию во всем пространстве сего слова». К предметам ведения Общества были отнесены, согласно его постановлению, «Земля наша, ее атмосфера, все неорганические произведения природы, в земле и на поверхности оной находящиеся» [5, с. 15].
В первые десятилетия деятельность Минералогического общества протекала достаточно активно: на заседаниях Общества выступали крупнейшие российские ученые: академик В.М.Севергин, профессор С.С.Куторга, инициатор создания Общества Л.И.Панснер и другие. Общество объединяло любителей природы с весьма разнообразными интересами. Уже в первых изданиях трудов Общества кроме собственно минералогических материалов можно найти статьи по геологическому описанию различных местностей, по петрографии, вулка-
нологии, палеонтологии, гидрогеологии и т.д. Несомненно можно утверждать, что уже в эти годы членами Минералогического общества был внесен существенный вклад в познание геологии России.
Однако к 60-м годам XIX столетия развитие промышленности России требовало роста добычи разнообразного минерального сырья, отыскания новых его месторождений, а это, в свою очередь, диктовало необходимость постановки планомерных геологических исследований на всей территории страны. Это хорошо сознавали многие русские геологи, отмечавшие значительное отставание России, по сравнению с Западной Европой, в отношении геологической изученности ее территории. В 1863 г. профессор Горного института действительный член Минералогического общества академик Григорий Петрович Гельмерсен в «Горном журнале» опубликовал статью «Современное состояние геологии в России», в которой указал на целесообразность организации государст-
венной геологической службы, наподобие уже созданных к этому времени геологических служб в Великобритании, Австрии, Франции, Швеции и других странах.
Академик Гельмерсен считал, что основой поисков новых месторождений должна служить геологическая карта, на составлении которой и надо сосредоточить все усилия. С его точки зрения, разработка подробных геологических карт, разрезов и описаний и должно стать стратегией геологов.
Решение этого вопроса встретило значительное сопротивление российского чинов-ничье-бюрократического государственного аппарата, в частности Министерства финансов; в значительной мере этим объясняется почти двадцатилетняя задержка с созданием государственного геологического комитета.
Можно напомнить, что, пожалуй, первой геологической картой Европейской России была карта крупнейшего английского геолога Родерика Мурчисона, проработавшего несколько лет в России и опубликовавшего в 1845 г. результаты своих исследований в капитальном труде «Геология Европейской России и Уральских гор». Этот труд и приложенная к нему карта сыграли в свое время большую роль в познании геологического строения России.
Однако карта Мурчисона не могла больше удовлетворять стоящим перед Россией требованиям. На заседании Минералогического общества заслуженный профессор Университета Г.Е.Щуровский отметил, что на карте Мурчисона большие пространства выделены на основе только предположений. Несмотря на могучий талант своего предводителя, экспедиция Мурчисона не могла за короткое время пребывания в России совершить то, что делается усилиями многих лиц в течение долгого времени.
Поскольку страна не имела государственного геологического учреждения, задачу систематического геологического изучения Российской территории и составления геологической карты должно было взять на себя Минералогическое общество. Нужно, однако, сказать, что к 60-м годам XIX в. в деятельности Минералогического общества наблюдалось некоторое затишье. К этому вре-
мени Общество лишилось многих наиболее активных своих членов, трудами которых в значительной мере поддерживалось в первые десятилетия своей деятельности: ушли из жизни Л.И.Панснер, Я.Г.Зембницкий (директор Общества с 1827 по 1842 г.), Ф.И.Верт, Д.И.Соколов, С.С.Куторга. Директор Общества Э.К.Гофман по причине расстройства здоровья выехал из Санкт-Петербурга.
Стала очевидной необходимость существенных изменений в руководстве Общества и в его уставе. Новый устав Императорского Минералогического общества, выработанный специальной комиссией, был утвержден 4 декабря 1864 г. В нем было сказано, что предмет занятий Общества есть минералогия, геология, палеонтология и соприкосновенные с ними науки. Одной из целей Общества является исследование минеральных богатств и строения почвы России. Для исследования России в минералогическом и геологическом отношениях Общество имело право снаряжать ученые экспедиции и организовывать экскурсии с научной целью.
Сменилось и руководство Общества. В 1865 г. президентом Минералогического общества стал князь Николай Максимилианович Романовский, герцог Лейхтенберг-ский, который затем возглавлял Общество более четверти века. Директором Минералогического общества был избран Николай Иванович Кокшаров (с 1866 г. - академик). Секретарем Общества стал Платон Александрович Пузыревский.
Новый президент Общества герцог Лейхтенбергский принадлежал к членам императорской фамилии, был внуком Николая I и племянником царствующего императора Александра II. Его отец, герцог Максимилиан Лейхтенбергский, в 1844 г. был назначен главноуправляющим Корпуса горных инженеров. Сам Николай Максимилианович, разносторонне образованный человек, с ранних лет увлекался минералогией, проводил самостоятельные исследования минералов. Его деятельность на посту президента Минералогического общества протекала в тесном сотрудничестве с директором Общества Н.И.Кокшаровым.
Принадлежность президента к царствующему семейству давала возможность решать острую проблему материального обеспечения деятельности Минералогического общества.
Вопрос об организации систематических геологических исследований территории России впервые был поднят на заседании Минералогического общества в феврале 1865 г. секретарем Общества П.А.Пузырев-ским. Для обсуждения этого предложения была назначена комиссия в составе Н.П.Барбота-де-Марни, Г.П.Гельмерсена, Э.К.Гофмана, В.Г.Ерофеева, Н.И.Кокшарова и П.А.Пузыревского. Требовалось отыскать необходимые денежные средства [1].
Президент Общества герцог Лейхтенбергский вошел с ходатайством об отпуске денежных средств для проведения исследований, и в 1866 г. министр финансов Рей-терн сообщил, что император повелел отпустить из сумм Государственного казначейства 3 ООО руб. на геогностические исследования и с будущего года отпускать по 3000 руб. ежегодно.
На одном из заседаний Общества секретарь Пузыревский, докладывая собравшимся о вышедшей в свет в 1865 г. геологической карте, составленной Гельмерсеном, отметил, что «она показала, что было сделано для геологического исследования России за 25-летие, со времени издания карты Мурчисона. Конечно, сделано не мало, если взять в соображение небольшое число деятелей, которым наше отечество могло располагать для таких важных предприятий. Но при всем том было бы желательно, чтобы карта России за наступившее 25-летие могла явиться уже и в большем масштабе и с гораздо большими подробностями. Для исполнения этого, конечно, потребуются дружные усилия русских геологов, и в этом отношении мы обращаем наши надежды на Минералогическое общество. Оно, заключая в своей среде почти всех русских минералогов, геологов и палеонтологов, по необходимости должно служить местом их единения, обмена мыслей, не маловажных условий этого необходимого, основного и громадного труда. Как ни велик этот труд, но
мы твердо верим, что обновленное наше Общество в тех условиях, в которых оно теперь поставлено, примет в столь важном деле горячее участие, и что ему именно суждено оказать отечеству эту услугу» [2, с.365].
Может быть, нужно упомянуть, что и в более ранние годы были случаи, когда члены Минералогического общества занимались составлением геологических карт отдельных местностей, будучи командированными для этих целей на средства различных организаций. Так, в 1853 г. Географическое общество командировало магистра философии P.A.Пахта для исследования девонской формации Средней России с составлением карты; в 1864 г. по просьбе губернского предводителя дворянства профессор Н.А.Кулибин был командирован в Тамбовскую губернию и т.п.
С решением проблемы финансирования встал вопрос о плане исследований. По мнению дирекции Общества, изложенному на заседании 22 апреля 1866 г., исследования должны быть по преимуществу детальные и результаты их нанесены на специальные карты (в масштабе 3 версты в дюйме). Дирекция не исключала исследований, имеющих целью решение более общих геологических вопросов, но отдавало преимущество исследованиям первого рода.
Специальная комиссия разработала правила снаряжения экспедиций Минералогического общества, которые были утверждены на заседании Общества 23 мая 1866 г. Правила устанавливали, что главной целью геологических исследований Минералогического общества должно быть составление подробной геологической карты Европейской России. Для достижения этой цели Общество снаряжает ежегодно несколько геологических экспедиций. При дирекции Общества учреждается избираемая на два года специальная комиссия для составления плана исследований, выбора местностей, общего свода результатов наблюдений. В состав этой комиссии вошли Г.П.Гельмерсен, Н.П.Барбот-де-Марни, П.П.Семенов (Тянь-Шаньский).
Уже в 1866 г. были организованы три геологические экспедиции: члены Общества
И.Б.Ауэрбах и Г.А.Траутшольд приняли на себя исследование Московской губернии, Н.А.Головкинский исследовал пермские отложения Казанской губернии, И.С.Бок изучил районы, прилегающие к Ладожскому озеру. В дальнейшем экспедиции организовывались ежегодно: за 15 лет, с 1866 по 1882 г., Общество организовало 53 экспедиции, охватившие огромную территорию, включающую кроме центральных и западных губерний также Поволжье, Урал, Крым и даже Печорский край.
Уже после первых лет исследований редакционная комиссия приступила к обобщению накапливаемых материалов. В 1868 г. Г.П.Гельмерсен распорядился нанести все результаты исследований на карту России, и уже в 1869 г. на заседании Общества была демонстрирована карта, на которую, как указал в своем отчете П.А.Пузыревский, были «нанесены все исследования наших геологов, а неисследованные пространства остались незакрашенными» [3, с.390]. В последующие годы карта постоянно пополнялась данными новых экспедиций и служила, таким образом, основой для постановки дальнейших исследований.
Результатом экспедиций стало интенсивное накопление данных по геологии различных районов России, и для публикации этих данных объема «Записок Минералогического общества» стало уже недостаточно. С 1869 г. Общество стало издавать еще специальные сборники «Материалы для геологии России», в которых главным образом и помещались результаты региональных геологических исследований членов Минералогического общества.
В связи с организацией геологических исследований на значительной территории с участием большого числа исполнителей встал вопрос об унификации требований к геологической карте и наносимым на нее изображениям. Этот вопрос был поднят и в международном масштабе; в России была организована особая комиссия Русская подкомиссия по унификации геологических изображений. Почетным председателем комиссии был избран Г.П.Гельмерсен, председателем - В.И.Меллер, в состав ко-
миссии входили крупнейшие геологи члены Минералогического общества В.Г.Ерофеев, А.А.Иностранцев, А.П.Карпинский, И.В.Мушкетов и другие.
Заключения комиссии были оглашены ее председателем В.И.Меллером 11 ноября 1880 г., в следующем году опубликованы в «Записках Минералогического общества» и представлены на II сессии Международного геологического конгресса в Болонье. Методические разработки Минералогического общества по основам геологической съемки и унификации изображений на геологических картах послужили основой «Инструкции для систематического исследования геологического строения России и составления ее геологической карты», утвержденной в 1893 г. Геологическим комитетом.
Высоко оценивая перечисленные выше успехи и достижения Минералогического общества в деле геологического изучения Европейской России и составления ее геологической карты, следует признать, что эта деятельность не могла восполнить собою отсутствие в России государственной геологической службы. При всей энергии и усилиях членов Минералогического общества их было недостаточно для решения столь значительной задачи.
В феврале 1870 г. на имя министра финансов Рейтерна президентом Минералогического общества герцогом Лейхтенберг-ским была подана докладная записка, подготовленная профессором Горного института В.И.Меллером. В ней обстоятельно обсуждался вопрос об организации в России государственного геологического учреждения. Цель занятий государственных геологов - подробное исследование Российской империи в геологическом отношении и составление общей геологической карты России. Записка герцога Лейхтенбергского была полностью поддержана академиком Гельмерсеном.
Для обсуждения этих предложений была создана специальная комиссия. Однако потребовался еще ряд лет для преодолева-ния бюрократических барьеров и согласования мнений членов комиссии по выработке «Положения о Геологическом комитете».
Наконец, 19 января 1882 г. император Александр III утвердил «Положение о Геологическом комитете» этот день считается днем рождения государственной геологической службы России. Первым директором Комитета назначен академик Г.П.Гельмер-сен - идейный вдохновитель его организации.
На годовом заседании Минералогического общества 7 января 1883 г. секретарь общества П.В.Еремеев в своем выступлении сказал: «Минералогическое общество своими силами будет содействовать возникшему по воле Государя Императора новому геологическому учреждению, которое с 19 января прошедшего года уже начало свою обширную деятельность и несомненно будет продолжать ее все с большими и большими успехами на пользу геологических знаний России. Минералогическое общество радостно приветствует новое учреждение и искренне желает ему таких же научных успехов, о приобретении которых для себя оно давно и постоянно заботится.
Большинство деятелей Геологического комитета давно принадлежат к составу нашего Общества, поэтому на первых же порах Общество входит в самые близкие отношения к новому учреждению, которому определено высокое назначение — поставить геологию России на тот же научный уровень, на котором она давно стоит в Западной Европе» [4, с. 156].
Первые шаги деятельности Геологического комитета явились непосредственным продолжением работ экспедиций Минералогического общества, они велись на тех же площадях и часто теми же лицами, были использованы инструкции, выработанные Минералогическим обществом.
Преемственность имела очень большое значение. Успешная работа в соответствии с общим планом геологических исследований сделала возможным издание в 1893 г. сводной геологической карты Европейской России в масштабе 60 верст в дюйме. Главными составителями карты были почетные и действительные члены Минералогического общества: А.П.Карпинский, Ф.Н.Чернышев, С.Н.Никитин, И.В.Мушкетов, Н.П.Барбот-де-Марни и другие.
Отметим, что академик А.П.Карпинский, бывший директором Геологического комитета с 1885 по 1903 г., в 1899 г. был избран директором Минералогического общества и возглавлял его до своей кончины в 1936 г.; академик Ф.Н.Чернышев, директор Геологического комитета с 1903 по 1914 г., в эти же годы являлся секретарем Минералогического общества.
Все это способствовало тесной увязке продолжавшихся геологических исследований Минералогического общества с работами, проводимыми Геологическим комитетом. Доклады геологов Геологического комитета неоднократно ставились на заседаниях Минералогического общества. Ряд выдающихся трудов геологов Комитета был удостоен премиями Минералогического общества (в частности, капитальный труд И.В.Мушкетова «Туркестан» с приложенной геологической картой).
Подводя итоги, можно с полным правом заключить, что деятельность ученых — членов Минералогического общества заложила основы систематического геологического изучения России и определила основные направления работ Геологического комитета. Как отметил ученый секретарь Минералогического общества профессор А.П.Герасимов в своем выступлении на заседании, посвященном 100-летнему юбилею Общества, в период до образования Геологического комитета Минералогическое общество несло едва ли не главную часть работы по изучению геологии России, и этот период представляет блестящую полосу в жизни Общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жамойда А. И. Региональные исследования Геологического комитета как продолжение экспедиций Русского минералогического общества / А.И.Жамойда, А.П.Марковский, И.Н.Курек // Зап. Всесоюзн. минералог. о-ва. 1982. Ч.З. № 4. С.401-406.
2. Зап. Императ. Санкт-Петерб. минералог о-ва. 2-я серия. 1867. 4.2.
3. Зап. Императ. Санкт-Петерб. минералог, о-ва. 2-я серия. 1870. 4.5.
4. Зап. Императ. Санкт-Петерб. минералог, о-ва. 2-я серия. 1884. 4.19.
5. Соловьев С.П. История Всесоюзн. минералог, о-ва / С.П.Соловьев, В.В.Доливо-Добровольский. СПб: Наука, 1992. 334 с.