УДК 159.9.072.432 ББК 88.52
Ольховая Ирина Владимировна
аспирант
Нижневартовский государственный гуманитарный университет
г.Нижневартовск Olkhovaya Irina Vladimirovna Post-graduate Nizhnevartovsk State Humanitarian University Nizhnevartovsk
География проживания и уровень социальной активности неработающих пенсионеров в контексте изучения особенностей их психологосоциальной адаптации (на примере городов Нижневартовск и Таганрог) The Residence Geography and Non-Working Retirees’ Level of Social Activity in Research of Their Specificity in Psychological-and-Social Adaptation (By the Example of Nizhnevartovsk and Taganrog)
Статья посвящена изучению влияния средовых факторов, в частности уровня социальной активности и его зависимости от географии проживания, на процесс психолого-социальной адаптации неработающих пенсионеров, проживающих в домах-интернатах к новым социальным условиям.
The article is devoted to the research of surrounding factors’ influence, particularly to the level of social activity and its dependence of the residence geography, in non-working retirees’ psychological-and-social adaptation to the new social conditions. Retirees live at the old people’s home.
Ключевые слова: социальная активность, неработающие пенсионеры, психолого-социальная адаптация, деятельность.
Key words: social activity, non-working retirees, psychological-and-social adaptation, activity.
Глобальное старение населения является наиболее характерным демографическим явлением современной эпохи. За последние тридцать лет его признаки отмечаются практически во всех странах, включая Россию. Россия становится одной из самых "старых" стран мира, доля пожилых людей в общей численности населения России превысила 20% (С.Г. Кисилев, 2004). В ситуации фактического численного увеличения доли лиц старшего возраста проведение геронтологических исследований приобретает особую актуальность и отвечает практическим потребностям современного общества.
Изменение социального статуса человека в старости в связи с прекращением трудовой деятельности, трансформацией образа жизни и ценностных
ориентаций, возникновением трудностей в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает большое количество социальных и экономических проблем. Поэтому изучение факторов психологосоциальной адаптации пенсионеров становится одним из наиболее актуальных направлений в исследовательской работе.
Б.Г. Ананьев разделяет факторы, влияющие на успешность протекания процесса адаптации, на две группы: субъективные и средовые. К субъективным относятся демографические (возраст, пол), физиологические и психологические характеристики человека; к средовым - условия жизнедеятельности, режим и характер деятельности, особенности социальной среды[1].
Социальная активность представляет собой характер деятельности пенсионеров и является одним из средовых факторов, влияющих на процесс психологосоциальной адаптации. Одновременно социальная активность выступает и критерием адаптации, как результата приспособления неработающих пенсионеров к новым социальным условиям.
В настоящее время в психологии нет единого мнения, что понимать под социальной активностью. Разные авторы по-разному трактуют это понятие, противопоставляя, а порой смешивая его с понятием общественной активности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, а также Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, Д.М. Архангельский, В.Т. Афанасьев, М.С Каган, К.К. Платонов, А.В. Петровский)
В нашем исследовании в качестве рабочего используется определение социальной активности, данное В.З. Коганом: это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности [2].
В исследованиях Н.Ф. Дементьевой и В.В. Катюхина [3] выделяются пять групп; пожилых людей по способности к социальной активности, степени ее выраженности и формам проявления.
По их мнению, первую группу составляют лица, сохранившие профессиональные навыки и потребность осуществлять трудовую деятельность. У ее представителей ярко выражены и другие формы активности: общественная деятельность, общение, участие в активных видах досуга. Пожилым людям этой группы присущи самостоятельность и инициативность.
Вторую группу образуют пожилые люди, для которых трудовая деятельность не является значимой, и возможности вовлечения в нее ограничены. Межличностные отношения у представителей этой группы стихийны, а основой для возникновения контактов служат одновременное поступление в дом-интернат, проживание в одной комнате, необходимость оказания помощи в случае болезни кого-либо из проживающих пожилых людей в учреждении. Преобладающей формой активности является общение и проведение досуга.
В третью группу входят пожилые люди, активность которых выражается преимущественно в самообслуживании. Для них характерен сознательный отказ от общественно полезной деятельности, который они объясняют плохим самочувствием, опасением возможного ухудшения здоровья. Общение представлено ситуативными контактам и ограничено соседями по палате, а досуг лишен опосредующего общения.
Четвертая группа представлена пожилыми людьми, у которых отсутствует какая-либо целенаправленная деятельность. Их активность проявляется в реакциях узнавания окружающих людей и проявлении сохранившихся навыков самообслуживания. Мотивом этой деятельности является необходимость удовлетворения витальных потребностей, что для представителей этой группы наиболее актуально. Общение ограничено, интерес к окружающему социуму крайне ослаблен, реакции на пребывание в доме-интернате практически отсутствуют, поскольку в этих условиях удовлетворяются потребности в тепле, уюте, покое, еде и т.д.
Пятую группу составляют крайне ослабленные пожилые лица старческого возраста, находящиеся на постельном режиме и нуждающиеся в постоянном посто-
роннем уходе. Они, как правило, безучастны к окружающему миру, что проявляется даже в отсутствии интереса к удовлетворению витальных потребностей.
С целью изучения влияния географии проживания на уровень социальной активности в контексте психолого-социальной адаптации неработающих пенсионеров, проживающих в условиях домов-интернатов, было организовано исследование в двух регионах России, имеющих существенные различия в своих территориальных, климатических, социальных и культурных особенностях.
Всего в исследовании приняло участие 250 испытуемых в возрасте 6570 лет. Все - неработающие пенсионеры, постоянно находящиеся в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Экспериментальную группу составили 125 человек - пенсионеры, проживающие в доме-интернате для инвалидов и престарелых «Отрада» г.Нижневартовска , ХМАО.
Контрольную группу составили неработающие пенсионеры, проживающие на территории Ростовской области в доме-интернате для престарелых № 2 г. Таганрога, всего 125 человек.
Анализ особенностей социальной активности неработающих пенсионеров, проживающих в различных регионах, проводился на основе разработок авторской анкеты, в которых испытуемые выделяли те виды деятельности, которыми занимаются в свободное время. К ним относятся: общественная деятельность, общение, чтение книг, активность в отношении своего здоровья. Деление по группам осуществлялось по принципу Н.Ф.Дементьевой и В.В.Катюхина.
К первой группе были отнесены испытуемые, чьи ответы содержали высокую общественную активность, посещение кружков.
Вторую группу составили те, чьи ответы содержали общение как основную форму активности. Сюда были включены примерные ответы: «общаюсь», «играю в игры», «занимаюсь рукоделием», «занимаюсь пением».
Ответы третьей группы характеризовали общение в зависимости от состояния здоровья и мероприятия по сохранению своего здоровья: «занимаюсь
своим здоровьем», «общаюсь по мере возможности», «смотрю телевизор», «читаю», «гуляю».
В четвертую группу были отнесены испытуемые, пропустившие данный пункт в анкете, или написавшие, что ничем не занимаются или отдыхают.
Пятую группу составили те, кто не в состоянии был отвечать на вопросы в силу своей крайней физиологической ослабленности и безучастности.
Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение удельного веса испытуемых по группам социальной
активности
Г руппа социальной активности Вся выборка п=250 г.Нижневартовск п=125 г.Таганрог п=125
1. общественная деятельность, общение, участие в активных видах досуга 12,5% 17,2% 7,7%
2. общение и проведение досуга 29,6% 20,7% 38,5%
3. общение представлено ситуативными контактам и ограничено соседями по палате 48,9% 51,7% 46,1%
4. общение ограничено, интерес к окружающему социуму крайне ослаблен 9% 10,3% 7,7%
5. безучастность к окружающему миру
Анализ данных, представленных в таблице показывает, что основная часть испытуемых относится ко второму и третьему уровню социальной активности. Второй уровень характеризуется активным интересом к окружаю-
169
щим, общению, досугу, опосредованному общением. Третий уровень социальной активности отличается ситуативным общением, проведением досуга в одиночестве, не опосредованном общением, повышенным интересом к проблемам сохранения здоровья. Нужно отметить, что присутствует и первый уровень социальной активности, когда пенсионер занимается трудовой деятельностью, активным досугом или у него обширное поле досуговой деятельности. Пятого уровня социальной активности нет ни у одного обследуемого. Подобная картина распределения социальной активности характерна для таких условий жизнедеятельности, где существуют активные профилактические мероприятия, направленные на поддержание социального интереса и активности неработающих пенсионеров.
Таким образом, можно сделать вывод, что существует соотношение между условиями жизнедеятельности и уровнем социальной активности пенсионеров, и условия жизнедеятельности играют существенную роль в поддержании данного критерия психолого-социальной адаптации.
Данные по распределению удельного веса уровней социальной активности у испытуемых контрольной и экспериментальной групп представлены на рисунках 1 и 2.
□ уровень социальной активности
Рис 1. Распределение удельного веса испытуемых по уровням социальной активности в контрольной группе
60
50
40
30
20
10
20,7-
л
1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень 4-й уровень 5-й уровень
□ уровень социальной активности
Рис 2. Распределение удельного веса испытуемых по уровням социальной активности в экспериментальной группе
Анализ рисунков показывает, что при разделении испытуемых по признаку территории проживания, сохраняется отмеченная тенденция преобладания испытуемых второй и третей группы социальной активности, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Разница наблюдается в удельном весе испытуемых, принадлежащих к той или иной группе социальной активности:
- удельный вес испытуемых первой и самой высокой группы активности в экспериментальной группе выше, чем в контрольной;
- удельный вес испытуемых второй группы социальной активности выше в контрольной группе (г. Таганрог);
- удельный вес испытуемых третьей группы социальной активности выше в экспериментальной группе (г. Нижневартовск);
- удельный вес испытуемых четвертой группы в обеих выборках практически одинаковый.
0
Для определения разницы в уровне социальной активности у испытуемых контрольной и экспериментальной группы был подсчитан средний балл социальной активности, представленный в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение среднего значения социальной активности у испы-
туемых контрольной и экспериментальной групп
Значение среднего балла t-критерий Стьюдента
Экспериментальная группа (г.Нижневартовск) n=125 2,5 1,73
Контрольная группа (г.Таганрог) n=125 2,27
Таким образом, социальная активность неработающих пенсионеров, постоянно проживающих в условиях дома-интерната, не зависит от территории проживания. Для изучения особенностей психолого-социальной адаптации неработающих лиц позднего возраста необходимо рассмотрение влияния мик-росоциальных условий их жизнедеятельности.
Библиографический список
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968.-339 с.
2. Коган В.З. Понятие "активность личности" как категория социальной пси логии [Текст] // Некоторые проблемы личности: Сборник аспирантских работ. — М., 1971.- 131-145 с.
3. Дементьева Н.Ф, Катюхин В.В. Дома-интернаты [Текст]. - СПб., 1996
Bibliography
1. Ananiev, B. G. A Human Being As a Cognition Subject [Text] / B. G. Ananiev. - L.: LSU, 1968. - 339 p .
2. Dementieva, N. F., Katyukhin, V. V. Nursing Homes [Text]. - SPb., 1996.
3. Kogan V. Z. "Activity of Personality" Concept As a Category of Social Psychology [Text] // Some Personality Problems: Collection of Postgraduate Works. — M., 1971. - P. 131-145.